- Износ по КАСКО при тотале и угоне
- Амортизационный износ: как это было
- А что сейчас?
- Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
- Коэффициенты индексации и нормы уменьшения страховой суммы
- Франшизы и страховые суммы по периодам страхования
- Е-ОСАГО по выгодной цене
- Выгодно ли оформлять страховой полис КАСКО без учета износа автомобиля и когда возможна выплата?
- Как рассчитывается амортизация автомобиля
- Что такое КАСКО без учета износа
- Выгодно ли оформлять КАСКО без учета износа
- Когда возможна выплата
- Угон остался без износа
Износ по КАСКО при тотале и угоне
В феврале 2013 года Пленум Верховного суда РФ определил, что при уничтожении автомобиля (угоне или тотальной гибели, когда транспортное средство не подлежит восстановлению) страхователю должно выплачиваться страховое возмещение в размере полной страховой суммы.
Амортизационный износ: как это было
Ранее понятие амортизационного износа широко использовалось страховыми компаниями. Оно основано на том, что рыночная цена машины зависит от срока ее эксплуатации и меняется (уменьшается) в течение года. Поэтому размер выплаты в случае полной гибели или угона застрахованного транспортного средства уменьшался на установленную величину.
Практически у всех страховщиков в правилах КАСКО были прописаны нормы износа за год и за месяц нахождения авто в эксплуатации. За первый год данная величина часто составляла 20%. При этом за первый месяц износ мог быть в полтора-два раза больше, чем за последующие.
В результате при полной утрате машины страхователь получал выплату в меньшем размере, чем первоначальный лимит возмещения. Особенно велика была разница, если страховой случай происходил ближе к концу действия договора. Например, при страховой сумме 500 тыс. рублей в конце срока страхования выплата порой уменьшалась на 15-20% – до 400 — 425 тыс. рублей. Разница для клиента весьма ощутимая.
А что сейчас?
После разъяснения Верховного суда страховщики внесли правки в правила страхования КАСКО. Но не столько с целью привести их в соответствие с законом, сколько с целью обойти новые требования.
Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
Некоторые компании «переименовали» амортизационный износ в коэффициент индексации («Росгосстрах»), у других в правилах появились нормы уменьшения страховой суммы («РЕСО-Гарантия»). Третьи ввели обязательную безусловную франшизу за каждый месяц действия договора. Кто-то из страховщиков стал прописывать в договоре страховые суммы на каждый период страхования – от одного до нескольких месяцев («ВСК»). Однако не всегда подобные решения приводят к положительному результату.
Коэффициенты индексации и нормы уменьшения страховой суммы
Уже не раз выплаты страхового возмещения при гибели или угоне транспортного средства с применением коэффициента индексации, применяемого «Росгосстрахом», были оспорены в суде. В своих решениях суды субъектов Российской Федерации руководствуются следующим: коэффициент индексации зависит от срока эксплуатации автомобиля – значит, фактически учитывается износ. Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не предусматривают вычет износа из страховой суммы. Соответственно, условие договора об уменьшении страховой суммы на коэффициент индексации признается судами противоречащим действующему законодательству и нарушающим права потребителя.
Та же участь постигает и нормы уменьшения страховой суммы (которые по своей сути являются аналогом коэффициента индексации).
Такую ситуацию во многом можно назвать закономерной. Изменяя формулировку, страховщики чаще всего даже не меняли соответствующие нормы. Вычет всё также составлял до 20% для первого года и 10-15% – для последующих лет эксплуатации.
Франшизы и страховые суммы по периодам страхования
Что касается установления франшизы или изменяемой по периодам страховой суммы, то здесь судебные органы чаще бывают на стороне страховщиков.
Стоит вспомнить, что понятие франшизы описано в Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Соответственно, установление в полисе франшизы (в том числе только на случай полной утраты авто) не противоречит закону. И если в договоре КАСКО предусмотрено, что в случае гибели или хищения машины вычитается франшиза, то уменьшение страховой выплаты на её размер выглядит нормативно оправданным.
Если говорить об установлении отдельных страховых сумм на разные периоды страхования (например, на каждые три месяца), то стоит иметь в виду, что согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 942) страховая сумма является одним из существенных условий договора.
О её размере страхователь и страховщик обязаны предварительно договориться между собой. При этом законом предусмотрено, что выплата страхового возмещения не может превышать указанный в договоре размер страховой суммы. Таким образом, если страхователь согласился с конкретными размерами страховых сумм в разные периоды страхования, выплата будет производиться исходя из этих величин. Вернее, исходя из конкретной величины, «привязанной» к периоду произошедшего страхового случая.
Тем не менее, даже последние варианты отнюдь не гарантируют страховщикам лояльность служителей Фемиды. Достоверно предугадать результат того или иного судебного спора в данной области сейчас вряд ли возможно.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Выгодно ли оформлять страховой полис КАСКО без учета износа автомобиля и когда возможна выплата?
Амортизация автомобиля – это продолжительное по времени частичное списание стоимости транспортного средства без учета НДС, соответствующее уровню физического износа. Иными словами, амортизация — это эквивалент износа, выраженный денежными средствами.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
Как рассчитывается амортизация автомобиля
Учитывать амортизацию стоит в случаях, когда:
- автомобиль приобретается в пользование юридическим лицом;
- в штат вводится сотрудник с собственным транспортным средством.
Данные об износе транспортного средства используются при ведении бухгалтерского и налогового учетов и рассчитываются следующим образом:
- учитывается приблизительный срок использования;
- определяется необходимый метод расчёта. Чаще всего прибегают к таким методам: прямому расчету, по сумме чисел срока использования или машино-часов либо с уменьшением остаточной стоимости.
- выбранный метод заносится в бухгалтерскую документацию, более не изменяясь, и производится расчёт.
Не имеет значения дата регистрации автомобиля в ГИБДД и покупки: амортизационные отчисления начинаются с момента ввода транспорта в эксплуатацию.
Для самостоятельных расчётов можно пользоваться справочниками с данными первоначальных стоимостей и учетом вычета амортизации различных моделей транспортных средств. Эти цифры делятся на фактический срок эксплуатации автомобиля. Полученный результат – сумма амортизации. Конкретного справочника, универсального для всех подсчетов, нет. Поэтому рекомендуется руководствоваться номенклатурными каталогами, которые издаются специализированными организациями.
Что такое КАСКО без учета износа
КАСКО без учета износа – вид страхования автомобилей от его повреждения или угонов, не берущее в расчет стоимость амортизации транспортного средства. Данной страховкой можно воспользоваться и в случае, когда ТС получило повреждения по вине его владельца. Страховая компания выплатит компенсацию урона только хозяину ТС, либо произведется ремонт за счет страховщика. Оформляются такие полисы по желанию автомобилистов. При покупке транспортного средства в кредит КАСКО снижает процентную ставку.
Выгодно ли оформлять КАСКО без учета износа
Перед принятием решения о том, как страховать автомобиль, следует рассмотреть все варианты КАСКО. В данном случае вида два: с учетом амортизации и без него.
Страховой полис без расчета амортизации комплектующих обходится в среднем на 10-15% процентов дороже по сравнению с полисом с учетом амортизации. При этом в расчетную стоимость не включаются расходы растаможни новых деталей и их пересылка за границу в случае, если они не российского производства. Это может быть выгодно для тех, кто часто бывает за границей на собственном ТС.
Также владелец транспортного средства платит самостоятельно за ремонт в выбранном СТО. При нехватке средств на ремонт страховая компания не компенсирует оставшиеся затраты. КАСКО без учета амортизации наиболее выгодно для владельцев транспортных средств, близких к пятилетнему возрасту. В таком случае старые детали могут заменить на абсолютно новые.
Дополнительная экономия будет для тех автомобилистов, кто сможет самостоятельно провести замену старых автозапчастей. Также можно договориться о предоставлении услуг со знакомыми СТО.
Однако не для всех ТС оформляется КАСКО без учета износа. Данный страховой полис оформляется:
- на легковые автомобили. Грузовым предоставляется вариант только с учетом амортизации;
- на транспортные средства не старше пяти лет. Иногда можно встретить предложения страхования без учета амортизации и на более старые авто, но они не всегда выгодны владельцам такого ТС.
Размер выплат рассчитывается исходя из стоимости деталей в каталогах компаний-производителей, т. е. суммируются расходы на все необходимые детали. Владелец получит наличными получившуюся сумму.
При этом полагаться на ремонт СТО с возмещением компанией стоимости ремонтных работ не стоит.
Когда возможна выплата
Страховые случаи, при которых возможна выплата по КАСКО без учета амортизации, прописываются в договоре между страховщиком и владельцем новых транспортных средств. Стоимость самого полиса может значительно возрасти, но компания дает гарантию на выплату компенсации в полном объеме при наступлении страхового случая без учета физической изношенности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 №20:
- если при заключении договора владельцу транспортного средства предоставляется право выбора способа страховых выплат, то в момент наступления страхового случая (с учетом износа или без него) выплаты производят из согласованных сторонами условий договора (пункт 36);
- если произойдет полная гибель автомобиля, и он не подлежит ремонту, то страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела — абандон (пункт 38 Постановления);
- утрата товарной стоимости ТС является уменьшением стоимости в результате износа отдельных деталей, узлов, соединений и защитных покрытий из-за ДТП и дальнейшего ремонта. Утрата относится к реальному ущербу вместе с затратами на ремонт и на новые запчасти транспортного средства, поэтому в возмещении расходов страхователю не может быть отказано (пункт 41).
Перед заключением договора добровольного страхования КАСКО следует внимательно изучить текст документа и заранее обговорить все варианты компенсационных выплат при наступлении страхового случая.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.
Угон остался без износа
В своем решении обязал страховщиков выплачивать полную страховую сумму в случае утраты автомобиля. То есть без учета амортизационного износа автомобиля.
Страховщики с постоянной регулярностью вписывают износ даже в добровольные договоры страхования, такие как КАСКО. По их мнению, даже если на машине не ездят, она все равно теряет в цене. По сути, это расплата за возраст машины. Причем в первый год жизни машины после покупки она теряет в цене значительно больше, чем в последующие годы. И это независимо от количества пройденных километров. Но нигде и никогда официальных расчетов о падении цены машины не приводилось. Зато при этом включаются в правила страхования, которым страховщики в дальнейшем строго следуют.
В итоге автовладелец при наступлении страхового случая остается с большим убытком. Ему урезают выплаты на процент износа машины. Суммы потерь для хозяина машины оказываются солидными. Ведь он страхуется на определенную сумму и рассчитывает в случае, если у него угнали машину, ее получить и приобрести на эти деньги такой же автомобиль. А в итоге получает значительно меньше. При этом при оформлении полиса он теперь платит огромные деньги. За последнее время добровольная страховка подорожала едва ли не вдвое. Новое решение Верховного суда заставляет страховщиков расплачиваться в полном объеме.
Итак, некая гражданка Козина застраховала свою машину по рискам «хищение» и «ущерб» в компании «Британский страховой дом» в марте 2011 года на один год. В ноябре того же года машину угнали. При обращении к страховщику за выплатой Козина отказалась от прав на машину в пользу страховой компании. И это логично: лучше сейчас получить деньги за машину, чем ждать, пока ее найдут. А если найдут, то страховщику от этого только компенсация расходов, ведь машина перейдет к нему и он сможет ее продать хотя бы на запчасти, если вдруг номера окажутся перебитыми и идентифицировать ее будет невозможно.
Но страховая компания выплатила ей не всю сумму, на которую была застрахована машина. Страховщик сослался на пункт правил страхования этой компании, в котором говорится, что возмещение выплачивается с учетом амортизационного износа. При этом компания сама установила требования к этому износу: новая машина за год теряет 20% цены, а в последующие годы — 10%. С таким расчетом Козина не согласилась и подала в суд. Однако суд первой инстанции указал на то, что она сама подписывала договор, в котором эти позиции учтены, и согласилась с правилами страхования. Деньги ей были выплачены в установленные сроки и в объеме, который предусматривает договор. Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда согласилась с доводами суда первой инстанции. Однако с ними не согласился Верховный суд.
В своем решении ВС указывает, что согласно страховому полису, выданному компанией своему клиенту, страховое возмещение выплачивается с коэффициентом 1,0. То есть в полном объеме. Возможность уменьшения полной страховой суммы на сумму амортизационного износа Законом «Об организации страхового дела в РФ», а равно и нормами Гражданского кодекса не предусмотрена. А раз амортизация законами не предусмотрена, то и соответствующий пункт в правилах добровольного страхования незаконен. Применяемый страховщиком размер износа в данном случае определен не в соответствии с действительным износом застрахованного транспорта, влияющим на его рыночную стоимость, а по нормативам, установленным самим страховщиком.
В то же время доводы судебных инстанций о добровольном заключении договора, а также о том, что Козина была ознакомлена с правилами страхования с учетом амортизационного износа, — необоснованны. Пунктом 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. ВС отменил решение апелляционного суда и направил дело на новое рассмотрение.
Понятно, что страховщикам это вряд ли понравится. По рыночным оценкам машина, которая поставлена на учет, уже теряет 10% в цене. А год ее эксплуатации ценности не добавляет. Но с законодательством не поспоришь. Учет износа предусмотрен только в обязательном страховании гражданской ответственности. Причем сделано это было для того, чтобы граждане, попавшие в аварию, получили компенсацию, а не обогащались за счет страховщиков.
В случае же с КАСКО, скорее всего, чтобы не переплачивать, страховщики будут внимательнее относиться к оценке машины при заключении договора страхования.
Кстати, это не первое решение Верховного суда, которое заставляет страховщиков расплачиваться в полном объеме. Так, еще в 2013 году пленум ВС разъяснил, что при полном уничтожении имущества либо при таком повреждении, когда оно не подлежит восстановлению, страхователю выплачивается страховое возмещение в полном размере.