Противопожарные мероприятия при ремонте автомобиля

Основные требования пожарной безопасности в автомастерской

Руководитель или другое должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность, должны обеспечить в автомастерской весь комплекс мер направленных на предупреждение возникновения пожара

Общие положения

В автомастерской должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре, а также разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожаропасного и пожароопасного участка.

Все работники автомастерской должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.

Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности автомастерской возлагается на руководителя.

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

В автомастерской на видном месте должны быть вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В автомастерской инструкцией должен быть установлен противопожарный режим, в том числе:

  • определены и оборудованы места для курения;
  • установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
  • определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
  • регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
  • определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Горючие отходы, мусор следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить.

Для сбора использованных обдирочных материалов необходимо устанавливать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.

При аренде автомастерской арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

Основные требования пожарной безопасности в автомастерских

В автомастерской при эксплуатации электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями, нельзя применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.

Переносные электрические светильники должны быть выполнены с применением гибких электропроводок, оборудованы стеклянными колпаками, а также защищены предохранительными сетками и снабжены крючками для подвески.

При установке временных металлических печей в автомастерской и других печей заводского изготовления должны выполняться указания (инструкции) предприятий — изготовителей этих видов продукции, а также требования норм проектирования, предъявляемые к системам отопления. Расстояние от печей до стеллажей, шкафов и другого оборудования должно быть не менее 0,7 м, а от топочных отверстий — не менее 1,25 м.

При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается подключать к воздуховодам газовые отопительные приборы.

Места проведения огневых работ в автомастерской следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведро с водой).

Переносные ацетиленовые генераторы следует устанавливать на открытых площадках. Допускается временная их работа в хорошо проветриваемых помещениях.

Ацетиленовые генераторы необходимо ограждать и размещать не ближе 10 м от мест проведения огневых работ, а также от мест забора воздуха компрессорами и вентиляторами.

В местах установки ацетиленового генератора должны быть вывешены аншлаги (плакаты): «Вход посторонним воспрещен — огнеопасно», «Не курить», «Не проходить с огнем».

Читайте также:  Шумит двигатель масло коробка

Полы в помещениях автомастерской, где организованы постоянные места проведения сварочных работ, должны быть выполнены из негорючих материалов.

Соединять сварочные провода следует при помощи опрессования, сварки, пайки или специальных зажимов.

Провода, подключенные к сварочным аппаратам, распределительным щитам и другому оборудованию, а также к местам сварочных работ, должны быть надежно изолированы и в необходимых местах защищены от действия высокой температуры, механических повреждений или химических воздействий.

Составление и разбавление всех видов лаков и красок в автомастерских необходимо производить в изолированных помещениях у наружной стены с оконными проемами или на открытых площадках. Тара лакокрасочных материалов должна быть плотно закрыта и храниться на специально отведенных площадках.

Помещения окрасочных помещений автомастерской должны быть оборудованы самостоятельной механической вентиляцией и системами местных отсосов.

Не зависимо от типа окрасочной камеры, должны быть оборудованы автоматические установки пожаротушения.

Не разрешается производить окрасочные работы при отключенных системах вентиляции.

Пролитые на пол лакокрасочные материалы следует немедленно убирать при помощи опилок, воды и др. Мытье полов, стен и оборудования горючими растворителями не разрешается.

Помещения, в которых работают с горючими веществами и материалами, должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета два огнетушителя и кошма на 100 м² помещения.

Размещение огнетушителей в автомастерских

Огнетушители следует располагать на объекте таким образом, чтобы они были защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность ). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Предпочтительно размещать огнетушители вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также — около выхода из помещения. Огнетушители не должны препятствовать эвакуации людей во время пожара.

Пожаротушение для станции технического обслуживания автомобилей

Станции техобслуживания автомобилей (автосервисы) оказывают услуги по обслуживанию и ремонту автотранспорта. В зависимости от своей специализации, они нередко могут быть оснащены оборудованием с высокой стоимостью, кроме того, часть их полезной площади обычно отведена под хранение различных материальных ценностей (например, зимней резины, масел, краски и пр.). Автомобили клиентов на время ремонта также остаются на территории автосервиса.

Несложно понять, что пожар на СТО может привести к очень серьезным убыткам и вопросы обеспечения надежной пожарной безопасности здесь выходят на передний план.

Требования к пожарной безопасности в автосервисах

Действующие нормы российского законодательства требуют в центрах обслуживания автомобилей обязательного наличия как пассивной, так и активной систем защиты от возгораний. Таким образом, автосервис должен быть оснащен:

  • Системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
  • Автоматической пожарной сигнализацией.
  • Автоматической системой пожаротушения.
  • Системой пожарного освещения.
  • Системой принудительного дымоудаления.

Федеральный закон №123 (от 22.07.2008г.) предписывает оборудовать противопожарными системами все места диагностики автотранспорта, его технического обслуживания и ремонта. В этот перечень попадают следующие объекты:

  • Места хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ).
  • Все подвальные помещения.
  • Все двух- и более этажные здания.
  • Одноэтажные здания с огнестойкостью 1 и 2.
  • Все здания с огнестойкостью 3 и 4 (со всеми подклассами).

Наибольшую опасность представляют места хранения ГСМ, автошин и т.п. складские помещения – их необходимо оснащать автоматическими средствами пожаротушения в обязательном порядке.

Персонал СТО необходимо обучить правилам пожарной безопасности, особенно при работе с горючими веществами. На территории автомобильного сервиса необходимо поддержание чистоты. Необходимо организовать проведение:

  • Своевременной и правильной уборки любых горючих отходов.
  • Уборку мусора с его вывозом в конце рабочей смены.
  • Очистку территории от снега в зимнее время.
Читайте также:  Как пользоваться пуско зарядным устройством для аккумулятора автомобиля

На территории станции обслуживания и ремонта автомобилей запрещено:

  • Хранение пожароопасных материалов, кроме специально отведенных для этого зон.
  • Проведение любых видов работ с открытым огнем, искрами и т.п. кроме специально отведенных для этого мест.
  • Уборка помещений с использованием легковоспламеняемых жидкостей, растворителей и т.п.
  • Загромождение чем-либо путей эвакуации, аварийных и обычных выходов из помещений.
  • Монтаж на окнах глухих решеток.

Электрооборудование на территории СТО должно эксплуатироваться в строгом соответствии с прилагаемыми к нему инструкциями, с постоянным контролем технического состояния как самих электроустановок, так и их кабелей питания, розеток и т.п.

Такие первичные средства пожаротушения, как огнетушители должны быть размещены в автосервисе в строгом соответствии с правилами пожарной безопасности. На каждое здание СТО необходимо выделить не менее двух огнетушителей. Персонал должен пройти обучение пользованию ручными средствами пожаротушения и разбираться в их применимости в тех или иных случаях.

Системы АСПТ, применяемые на СТО

Системы автоматического пожаротушения принято разделять по типу действующего ОТВ (огнетушащего вещества) на следующие группы:

У каждого типа АСПТ есть свои преимущества, недостатки, различные ограничения по применимости в тех или иных случаях.

Системы водяного пожаротушения

Спринклерные водяные АСПТ — это широко распространенный и недорогой вариант, однако не лишенный ряда недостатков. Датчики и трубопроводы с головками распыления монтируются под потолком защищаемого от возгораний помещения. Система энергозависимая, поэтому для надежной работы требует резервный источник энергии.

При срабатывании, водяная АСПТ демонстрирует высокую эффективность тушения, однако существенно повреждает все неводостойкое содержимое помещения. Кроме того, при тушении ГСМ подобные системы недостаточно эффективны и на объектах хранения горюче-смазочных материалов не применяются.

Одним из самых существенных недостатков водяных систем пожаротушения является невозможность их применения для неотапливаемых помещений.

Аэрозольные и порошковые АСПТ

Интересный вариант для автосервиса – установка аэрозольных или порошковых комплексов тушения возгораний. К недостаткам таких систем в первую очередь стоит отнести вредность для людей и существенное ухудшение видимости при срабатывании, высокую стоимость их перезарядки.

С другой стороны, такие комплексы автономны, эффективны в плане тушения огня, не наносят значительного экологического вреда, не сильно повреждают имущество (в первую очередь аэрозольные).

Газовые системы пожаротушения на СТО

Наиболее безопасный (хотя и не дешевый) вариант для сохранности имущества автосервиса – АСПТ на основе газов. При срабатывании подобных систем, газы эффективно тушат очаги возгорания, не нанося совершенно никакого ущерба любым материальным ценностям и оборудованию.

В качестве ОТВ в таких комплексах используются сжатые и сжиженные газы и их смеси (азот, углекислый газ, хладоны, аргон и др.). Газопровод с направляющими насадками, как правило, монтируется под потолком помещения (и под фальшполом). Кроме того, в систему входит набор датчиков, пожарная сигнализация, подключенные баллоны с огнетушащим газом, пульт управления.

При срабатывании газовой АСПТ, достигаются такие эффекты, как охлаждение зоны возгорания, снижение концентрации кислорода, изоляция очага горения (в зависимости от используемого газа, эти эффекты носят разную степень выраженности). Время работы системы также может быть разным – от нескольких секунд и до нескольких минут.

Наиболее популярные газы в системах пожаротушения:

  • Углекислота. Отличается невысокой ценой, экологичностью и простотой перезаправки. Главный недостаток – опасность для людей, вследствие чего применение углекислого газа запрещено для АСПТ в помещениях с большим количеством людей или в случаях, когда нет гарантии, что люди успеют покинуть опасную зону до срабатывания пожаротушения.
  • Инерген. Это смесь газов – азота, аргона и углекислоты. Основной эффект при тушении с помощью инергена достигается за счет снижения уровня кислорода ниже необходимого для поддержания горения значения . При этом для людей и природы инерген не опасен.
  • Хладон 23 (фтороформ, трифторметан). Один из самых безопасных вариантов с точки зрения воздействия на людей. Однако, системы пожаротушения на этой основе сложны в устройстве и достаточно дороги.
  • Хладон 125 (пентафторэтан). Весьма эффективный и недорогой вариант ОТВ. К минусам относится его токсичность, а значит и необходимость обезопасить персонал от воздействия этого газа.
  • Хладон 227ЕА (гептафторпропан). Малотоксичный газ, может применяться в помещениях с большим количеством людей. Но при температурах выше 600 градусов начинает распадаться с образованием ряда токсичных продуктов.
  • Хладон 318C (октафторциклобутан). Малораспространенный вариант за счет легкости распада при нагреве на высокотоксичные продукты.
  • Хладон ФК-5-1-12 (Novec 1230, сухая вода). При срабатывании АСПТ, данное пожаротушащее вещество интенсивно поглощает тепло из зоны горения, а также химически подавляет реакции кислородного окисления. Безопасно для персонала и окружающей среды, но обладает высокой стоимостью.
Читайте также:  Что дает промывочное масло для двигателя

Применение автоматических комплексов пожаротушения на основе газов и газовых смесей – надежный способ достижения высокой пожарной безопасности на объекте при отсутствии рисков повреждения имущества огнетушащим веществом в случае срабатывания АСПТ.

Установки пожаротушения на тонкораспыленной воде

Комплексы, использующие в качестве ОТВ мелкодисперсную воду (тонкораспыленную воду, водяной туман) значительно меньше повреждают имущество по сравнению с спринклерными системами (при сопоставимой эффективности), однако и стоят они дороже.

Применение водяного тумана (установок ТРВ) в системах пожаротушения позволяет воздействовать на очаг возгорания за счет его охлаждения, локального снижения концентрации кислорода, образования на поверхностях водяной пленки.

Основные недостатки установок ТРВ – их непригодность для тушения ГСМ и невозможность использования при отрицательных температурах.

Системы пенного пожаротушения

Главное преимущество АСПТ на основе пены – высокая эффективность тушения за счет обволакивания горящих предметов, их быстрого охлаждения и блокирования доступа кислорода. Пены прекрасно справляются и с тушением разного рода горящих жидкостей, таких как масла, бензин, и др. За этот счет, именно пенные системы огнетушения находят самое широкое применение на складах ГСМ.

К основным недостаткам стоит отнести губительное воздействие на содержимое помещений при срабатывании системы пожаротушения и невозможность использования таких систем в неотапливаемых помещениях.

Монтаж и обслуживание АСПТ в автосервисах

Быстрая ликвидация очага возгорания до того, как он превратится в полноценный пожар – основная причина установки автоматических систем пожаротушения на станциях технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Самостоятельное размещение таких систем недопустимо, для их расчета и монтажа необходимо обращаться в организации, имеющие соответствующий опыт и лицензию на проведение данных работ.

Кроме непосредственной установки автоматического противопожарного оборудования, необходимо провести и обучение ответственных лиц предприятия нормам противопожарной безопасности и работе с АСПТ.

Поддержание противопожарной системы в рабочем состоянии – не менее важно, чем ее первичный монтаж. Поэтому, через установленные промежутки времени необходимо проводить проверку и регулярное техническое обслуживание устройств, входящих в эту систему.

© 2004 – 2020 ООО «Пожарная Автоматика». Газовое пожаротушение

Оцените статью