Производственный участок ремонта автомобилей

Участок обслуживания автомобилей

Общая характеристика предприятия и участка технического обслуживания. Выбор и корректировка нормативов технологических операций. Расчет коэффициента технической готовности и использования парка, годовой производственной программы, и трудоемкости.

Рубрика Транспорт
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 01.06.2015
Размер файла 524,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

технический автомобиль производственный

Автотранспортное предприятие(АТП) — организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

Классификация автотранспортных предприятий:

по роду выполняемых работ грузовые,

· пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей),

· специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

по организации производственной деятельности по организации производственной деятельности автобаза — АТП малых размеров, как правило, вспомогательное подразделение крупного предприятия или крупной организации.

· автоколонна (автоотряд) — группа автомобилей, работающая в отрыве от основного АТП.

· автокомбинат — комплексное АТП с количеством автомобилей 700 и более, состоящее из основного предприятия и нескольких филиалов, расположенных в районах обслуживания перевозками.

· автопарк — АТП со стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.

Классификация рабочих постов

Автотранспортное предприятие состоит из администрации и основных служб

· эксплуатационной — организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров

· эксплуатационной — организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями.

· технической — обеспечивает техническую готовность автомобилей к работе на линии, возглавляется главным инженером.

· обслуживающей — обеспечивает производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, уборку помещений и территории, контролирует качество технического обслуживания и ремонта.

Техническая служба включает следующие подразделения:

· производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, ремонта холодильных установок, шиномонтажный, кузнечно-рессорный, мойки исмазки, сварочный, медницкий, кузовной, малярный);

· зону текущего ремонта;

· зону первого технического обслуживания;

· зону второго технического обслуживания;

· зону ежедневного осмотра.

К обслуживающей службе относятся:

Технологический процесс ТО и ремонта автомобиля осуществляется на рабочих постах. Различают два метода организации работ:

· на универсальных постах — все работы данного вида ТО или ремонта производится на одном посту группой рабочих-универсалов, либо рабочих разных специальностей,

· на специализированных постах — объем работ данного вида ТО или ремонта расчленён с учётом однородности работ или рациональной их совместимости.

Работы на постах могут быть организованы параллельно, либо образовывать поточную линию.

1. Аналитическая часть

1.1 Характеристика предприятия

Технический центр — это территория, оснащенная для обслуживания, ремонта и хранения автомобилей. С целью обеспечить исправность автомобиля. Для выполнения всех работ применяют современное оборудование, которое обеспечивает качественное выполнение ремонта и высокий уровень безопасности.

Через каждые полгода с рабочими проводятся занятия инструктажа по технике безопасности. Проводится проверка работоспособности оборудования приспособлений, исправность электропроводки, и противопожарных систем.

В обязательном порядке наблюдается за исправностью оборудования, которым пользуются рабочие, чтобы работа с ними не привела к различным видам травм. Автомобили, пришедшие в ремонт, по ним проводят приёмку, на которой делается опись автомобиля:

— данные об автомобиле (регистрационный номер, номер

двигателя, номер кузова, марка автомобиля);

— дополнительное оборудование автомобиля;

— внешние повреждения (сколы, трещины, вмятины, царапины)

— вещи оставленные владельцем в автомобиле.

Составленная опись подписывается клиентом, если она его удовлетворяет, после чего автомобиль загоняют на пост и проводят операции по его ремонту. Устранив все неисправности и отказы, автомобиль выдают владельцу. Он проверяет исправность автомобиля, сверяет комплектацию с описью и, если клиента всё удовлетворяет, он забирает свой автомобиль.

Также на территории техцентра располагается столовая, буфет или закусочная, где клиенты могут перекусить и отдохнуть пока автомашина находится в ремонте. Медицинский кабинет, где, при необходимости, окажут помощь.

1.2 Характеристика участка ТО

Участок кузовного ремонта автомобилей специализируется по проведению диагностики, технического обслуживания, и ремонта автомобилей Subaru Legacy а также и Subaru Impreza.

Эта зона оборудована необходимым оборудованием, которое применяется при кузовном ремонте автомобиля. Оборудование в техцентре обеспечивает полную безопасность рабочим, которые работают на нём. Имеется участок, который оснащён подъемником, необходимым инструментом и приспособлениями, верстаком слесаря и другим оборудованием.

В случае пожара на участке имеется светозвуковая сигнализация, противопожарный щит с лопатой, топором, ломом, огнетушителями, ящик с песком, вёдра. На участке ремонта автомобилей через каждые полгода приезжает комиссия и проверяет состояние противопожарных и вентиляционных систем, работникам станции зачитываются лекции по технике безопасности и оказанию первой медицинской помощи.

В техцентре работает квалифицированный персонал, который несёт ответственность за все произведенные работы по ремонту автомобиля.

1.3 Характеристика объекта обслуживания (автомобиля)

Полтора десятка лет назад автомобили Subaru имели репутацию неприхотливых фермерских «лошадок». Желая изменить сложившийся имидж и сделать из Subaru культовую марку, руководство японской компании в конце 80х годов приняло решение начать программу участия в чемпионате мира по ралли, вести которую было доверено британской фирме Prodrive.

Читайте также:  Тест драйв автомобилей антон

Начало было положено в 1990 году, когда Subaru вышла на сцену с моделью Legacy. Её не слишком успешная карьера в чемпионате мира продолжалась три года, однако стараниями Колина Макрея она завершилась на победной ноте — в 1993 году молодой шотландец выиграл за рулем Legacy ралли Новая Зеландия, после которого наступила эра Subaru Impreza, дебют которой состоялся в Финляндии.

Идентификационный номер автомобиля Subaru Legacy (VIN) и другие номера идентификации/

Идентификационные номера Subaru Legacy

1 — идентификационный номер автомобиля

2 — табличка с данными вакуумной системы

3 — табличка с данными уменьшения токсичности выхлопных газов

4 — номерных знак идентификации автомобиля

5 — табличка идентификации

6 — табличка идентификации (только Калифорния)

7 — номер кузова.

Автомобиль имеет несущий кузов.

Кузов изготовлен из штампованных и сваренных деталей, включая зоны смятия в передней и задней частях и жесткую центральную часть.

Subaru Impreza — Семейство Impreza создано на укороченной платформе автомобилей среднего класса Legacy. На европейский рынок Impreza поставляется только в полноприводных вариантах с кузовами седан и универсал. В Японии возможны переднеприводные исполнения и 2-дверные купе. Двери Impreza не имеют рамок для стекол — последние прилегают непосредственно к уплотнителям кузова, что говорит о высокой жесткости кузова и требует особой точности его изготовления. Турбонаддувная модель отличается дополнительным воздухозаборником на капоте и спортивными колесами.

Основные задачи проектирования:

— спроектировать участок кузовного ремонта;

— разработка необходимым оборудованием, отвечающий всем требованиям ГОСТ;

— рассчитать трудоёмкость работ;

— рассчитать количество рабочих;

— рассчитать затраты на социальные и производственные нужды.

— разработать мероприятия по технике безопасности, охране труда, промышленной санитарии, пожарная безопасность, охране окружающей среды.

Участок технического обслуживания и ремонта автомобилей

Участок предназначен для проведения профилактического комплекса ра- бот, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, а также их устранения, для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии обеспечения надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации.

На большинстве действующих российских СТО существует объединённый участок ТО и ТР, однако, для крупных станций с большой производственной программой возможно выделение участков ТО и ТР в самостоятельные подраз- деления.

На объединённом участке возможно следующее сочетание работ по тех- ническому обслуживанию и ремонту автомобилей:

Ø техническое обслуживание в полном объёме;

Ø выполнение выборочных комплексов работ технического обслужива- ния;

Ø техническое обслуживание в полном объёме совместно с работами те- кущего ремонта, необходимость которого установлена при приёмке;

Ø выполнение выборочных комплексов работ технического обслужива-

Ø техническое обслуживание в полном объёме совместно с работами те- кущего ремонта, необходимость проведения которых выявлена в про- цессе диагностирования;

Ø текущий ремонт узлов и деталей;

Ø гарантийное техническое обслуживание и текущий ремонт.

При заключении договора с заводом-изготовителем возможно проведение гарантийного обслуживания и ремонта на СТО, при этом сервисное предпри- ятие должно иметь развитую производственно-технологическую базу и всё не- обходимое технологическое оборудование, приспособления и инструмент.

Предприятие, осуществляющее гарантийное сервисное обслуживание ав- томобилей, должно иметь:

– прямые договора с заводом-изготовителем на поставку оригинальных запасных частей;

– обученных специалистов — инженеров-технологов по гарантии, имею- щих соответствующую подготовку (как правило, кабинет инженера по гарантии размещается недалеко от участка приёмки автомобилей);

– нормативно-техническую и бланочную документацию по гарантии;

– оснащение рабочего места компьютерной оргтехникой;

– склад зарекламированных изделий, подлежащих отправке с ус- тановленной периодичностью на завод-изготовитель;

– склад гарантийных запчастей;

– необходимое диагностическое и гаражное оборудование, оснастку и ин- струмент в соответствие с перечнями завода-изготовителя, и производ- ственные площади для полнообъёмного и качественного выполнения гарантийного ремонта автомобиля.

Годовая программа по гарантийному обслуживанию, а также нормативная трудоёмкость, приходящаяся на один находящийся на гарантии автомобиль, приводится в задании на проектирование и зависит от его марки (модели). Суммарная годовая трудоёмкость гарантийного обслуживания приплюсовыва-

ется к трудоёмкости работ на участке, далее расчёт производится по общепри- нятой схеме.

Техническое обслуживание легковых автомобилей на поточных линиях прерывного действия в нашей стране и в целом в мире не получило широкого распространения, так как перечень операций, регламентированных сервисной книжкой автомобиля меняется в зависимости от пробега с начала эксплуатации и номера ТО (ТО-3000, ТО-15000, ТО-30000 и т.д).

Как следует из всего вышеперечисленного, организация ТО легковых ав- томобилей на линии возможна при соблюдении следующих основных условий:

1. Специализация СТО по определённой марке автомобилей.

2. Наличие предварительных заказов и долгосрочных договоров на ком- плексное обслуживание с таксомоторными парками, транспортными компаниями, индивидуальными предпринимателями.

3. Примерно одинаковая трудоёмкость и неизменный перечень операций сервисного обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации транспортных средств.

Пример планировочного решения участка текущего ремонта с расположе- нием вспомогательных помещений и обозначением специализированных по видам выполняемых работ производственных постов приведен на рис. 8.1. (Приложение 8).

Участок замены масла

Участок предназначен для периодической замены смазочных материалов, применяемых в узлах и агрегатах автомобилей, в связи с полной или частичной утратой ими своих эксплуатационных свойств (антифрикционные, моющие, ан- тикоррозионные, противопенные и т.д.).

Читайте также:  Помог с ремонтом машины

На участке могут производиться следующие виды работ и услуг:

Ø проверка уровня масла и при необходимости его доливка;

Ø проверка степени загрязнённости используемых масел и прогнозирова-

Ø слив отработанного моторного масла из картера двигателя и трансмис- сионного – из агрегатов трансмиссии и ходовой части автомобиля;

Ø заливка нового (свежего) масла в объёмах, предусмотренных норма- тивной технической документацией;

Ø комплексная смазка автомобиля при очередном ТО в соответствие с имеющейся химмотологической картой;

Ø экспертиза качества предоставленных для независимого анализа марок автомобильных масел (производится на крупных СТО при наличии на участке химической лаборатории).

На малых СТО замена масла на автомобиле выполняется либо на специа- лизированном посту зоны ТО и ТР, либо на обычных универсальных постах, оснащённых подъёмниками.

Выделение участка смазки в самостоятельное подразделение производится при наличии не менее 2-3 специализированных постов для выполнения соот- ветствующих видов работ.

На участке может применяться как стационарное, так и передвижное тех- нологическое оборудование. Первое в основном используется на СТО грузо- вых автомобилей и располагается в нишах осмотровой канавы, второе – при выполнении работ на постах, оснащенных подъёмниками.

При использовании системы централизованной подачи масла, насосное оборудование и запасы масла (ёмкости с маслом) должны располагаться в от- дельном помещении, площадь которого зависит от габаритных размеров обору- дования и особенностей монтажа.

Для долива масла в агрегаты автомобилей на СТО часто используется пе- реносное маслозаправочное оборудование в связи с его простотой и более низ- кой стоимостью.

Кузовной участок

Участок предназначен для устранения дефектов и неисправностей кузовов автомобилей, возникших в процессе эксплуатации и после дорожно- транспортных происшествий. На участке в зависимости от мощности и вида СТО могут выполняться следующие виды работ и услуг:

Ø разборочно-сборочные по кузову или раме автомобиля;

Ø арматурно-кузовные работы (снятие и установка дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съёмных де- талей);

Ø восстановление геометрии кузова и рихтовка панелей (исправление ис- кажений геометрических размеров кузова и устранение неровностей деформированных поверхностей,);

Ø сварочные работы (удаление сваркой поврежденного участка кузова, установка дополнительных ремонтных деталей, заварка трещин, разры- вов и пробоин).

Повышение аварийности на дорогах страны приводит к увеличению спро- са на услуги СТО специализирующихся по кузовному ремонту, поэтому даже на малых сервисных мастерских обязательно наличие не менее 1-го поста для выполнения работ по восстановлению первоначальной геометрии кузова.

Доставка аварийных автомобилей на посты участка может производиться либо собственным эвакуатором при наличии на СТО подразделения оказываю- щего техническую помощь на дорогах, либо транспортом сторонних организа- ций.

Кузовной и окрасочный участки целесообразно располагать в обособлен- ном блоке помещений в связи с повышенной шумностью и повышенной вред- ностью проводимых в этих подразделениях работ. Так как въезд на участок осуществляется с улицы, то необходимо наличие собственного конторского помещения для мастера-приёмщика. Обычно помещение приёмщика является общим для малярного и кузовного участка, его площадь принимается из расчё-

та 8 м2 на первого сотрудника и дополнительно по 5 м2 на каждого следующего работника.

Должность мастера кузовного участка вводится при наличие не менее 5 штатных работников в производственном подразделении. На средних предпри- ятиях мастер как правило выполняет и обязанности приёмщика, но при суточ- ной величине заездов на участок более 14 автомобиле-заездов необходимо на- нимать дополнительного сотрудника и предусматривать отдельное помещение для мастера площадью не менее 8 м2.

В помещении кузовного участка целесообразно выделять следующие спе- циализированные рабочие посты:

· рабочие посты для правочно-рихтовочных работ;

· рабочий пост для сварочных работ;

· рабочий пост для обойно-арматурных работ;

· специализированный пост для разборки и сборки автомобиля.

Для восстановления геометрии кузовов на СТО с расчётным числом постов менее 4-х используются мобильные системы для правки и вытяжки элементов кузова. На крупных СТО и спецавтоцентрах с числом постов в кузовном участ- ке от 4-х и более применяются стационарные стапеля для восстановления пер- воначальной геометрии кузова в комплексе с переносным оборудованием. Два и более стационарных стапеля может размещаться на СТО с штатным числом работников в кузовном участке более 30-35 человек.

Количество постов арматурных работ по кузову автомобиля составляет 20- 25 % от общего числа рабочих постов в кузовном участке. При этом не менее 30-35 процентов постов оборудуется двустоечными подъёмниками.

Примечание. Под арматурными понимаются работы, которые включают операции по разборке-сборке кузова и его механизмов, снятию и установке (за- мене) стёкол, фонарей, флок-фар и др.

Для складирования снятых с автомобиля деталей кузова на участке необ- ходимо предусмотреть площадку для складирования либо, что более приемле- мо, складское помещение для хранения деталей. Площадь склада или площадки

принимаем в размере 15-20 % от общей расчётной площади кузовного участка (большее значение принимается для площадок и складских помещений на ма- лых СТО).

Пример кузовного участка с расположением вспомогательных и складских помещений и обозначением стационарного технологического оборудования применяемого на участке приведен на рис. 8.3. (Приложение 8).

Читайте также:  Как собрать автомобиль для друга

Окрасочный участок

Окрасочный участок предназначен для полной окраски кузовов автомоби- лей, частичного восстановления лакокрасочного покрытия в местах его повре- ждения, а также окраски отдельных ремонтных деталей кузова, используемых в процессе его восстановления.

На участке в зависимости от мощности и вида СТО могут выполняться следующие виды работ и услуг:

Ø демонтаж элементов, препятствующих покраске автомобиля или, на- оборот, демонтаж детали, подлежащей окраске;

Ø подготовка поверхности к окраске (грунтование, устранение коррозии, снятие старой краски, шлифование, шпатлевание и герметизация свар- ных швов, нанесение шумоизолирующих мастик);

Ø полная окраска кузова (окрашивание наружной поверхности кузова, торцов, проемов и внутренних поверхностей дверей, салона, моторного отсека и багажника, включая внутренние поверхности капота и крышки багажника);

Ø наружная окраска кузова (окрашивание наружной поверхности (без мо- торного отсека, багажного отделения, торцов, проемов и внутренних поверхностей дверей, салона, капота и крышки багажника с предвари- тельной защитой не окрашиваемых поверхностей);

Ø частичная окраска кузова (окрашивание одной или нескольких деталей кузова с подбором колера эмали под основной цвет кузова и предвари-

Ø окраска отдельных ремонтных деталей кузова, используемых в процес- се его восстановления на других производственных участках СТО;

Ø аэрография – нанесение оригинального рисунка с помощью аэрографа на любую поверхность автомобиля (может также выполняться на уча- стке тюнинга);

Ø сушка окрашенных поверхностей;

Ø полировка поверхности кузова.

Участок окраски включает три отделения, выделенные в отдельные произ- водственные зоны: подготовительных работ, окрасочное и отделение подбора колера или краскоприготовительное отделение (на станциях малой мощности может существовать четвертое подразделение – отделение антикоррозионной обработки).

В подготовительном отделении выполняются следующие работы:

· снятие старой краски,

· обдувка поверхностей сжатым воздухом,

· герметизация сварных швов мастикой,

· защита не окрашиваемых поверхностей бумагой и липкой лентой.

На участке подбора колера выполняются следующие работы:

· подготовка лакокрасочных материалов к окраске,

· подбор колера в соответствие с цветовой гаммой окрашиваемой по- верхности,

· доведение лакокрасочных материалов до рабочей вязкости.

Подбор колера — процесс получения необходимого цветового оттенка эма- ли путем смешивания основных (однопигментных) цветов эмалей в определен- ной пропорции.

Участок подбора колера должен размещаться в изолированном помещении

88

ся оборудованием для подбора цветового оттенка, смешивания и приготовле- ния красок.

Окрасочное отделение — это окрасочно-сушильная герметичная камера, оборудованная приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камере взрывоопасных концентраций и проникновение из каме- ры в помещение участка паров растворителя и аэрозолей краски.

При выполнении технологического процесса окраски поверхности кузова все операции по обезжириванию, нанесению грунтов и эмали, а также сушка производятся в окрасочно-сушильной камере. Температура и время сушки за- висят от применяемых материалов. Качество окраски должно соответствовать требованиям технических условий.

Для сушки и окраски отдельных снятых с автомобиля деталей на крупных СТО и спецавтоцентрах может использоваться отдельная окрасочно-сушильная камера меньшего размера. При значительных объёмах окрасочных работ на участке устанавливается камера для мойки краскораспылителей, и окрасочного оборудования.

Все камеры, имеющиеся на участке, располагаются в одну линию, напро- тив которой размещаются вспомогательные посты для подготовки к окраске и разборки-сборки автомобиля (не менее 1 поста).

Число рабочих постов оборудованных окрасочными (сушильными) каме- рами определяется по формуле:

Х = NССОКР ×j,

— среднесуточное число заездов автомобилей на СТО для вы-

полнения окрасочных работ,

ТО — суточная продолжительность работы окрасочного оборудования

НО — производительность оборудования за смену или в час (для ком-

бинированной окрасочно-сушильной камеры

для автономной окрасочной и сушильной камер

При числе маляров на участке более 7 (включая учеников и работников, занимающихся подготовкой автомобилей к окраске) вводится должность мас- тера малярного участка, отвечающего за организацию работ на участке и осво- божденного от других видов работ. Для мастера предусматривается отдельное помещение площадью не менее 8 м2.

Также в комплекс помещений окрасочного участка входит склад инстру- мента и вспомогательных средств, площадь склада для малых и средних СТО принимается от 10 до 15 м2, для больших и крупных СТО и спецавтоцентров – 20-25 м2.

В отдельном помещении рядом с окрасочной (сушильной) камерой должно располагаться её машинное отделение, размер и конфигурация помещения за- висит от типа камеры и взаимного расположения окрасочного блока и машин- ного помещения. Площадь машинного отделения принимается не менее 15 м2, по возможности в помещении должен быть выход на улицу.

Помещение теплогенераторной окрасочно-сушильных камер, работающих на жидком или газообразном топливе, следует располагать у внешней стены производственного корпуса с выходом наружу и отделять от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями.

На крупных СТО в состав окрасочного отделения может входить автоном- ная компрессорная станция.

Пример планировочного решения окрасочного отделения с расположени- ем основных и вспомогательных постов, смежных подразделений и складских помещений приведен на рис. 8.2. (Приложение 8).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Оцените статью