- У каких брендов выше доля продаж автомобилей российской сборки?
- Статистика продаж автомобилей в России за 2020 год
- Кроссоверы и внедорожники
- Компактный класс
- Среднеразмерные автомобили (бизнес-класс)
- Автомобили сегмента С
- Минивэны и микроавтобусы
- Лидеры и аутсайдеры авторынка 2020
- Авторынок России: итоги 2020 года
У каких брендов выше доля продаж автомобилей российской сборки?
Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» установили, что на долю автомобилей локальной сборки приходится 85% всего объема рынка новых легковых машин в России. Теперь мы решили рассмотреть, как этот показатель может меняться в зависимости от того или иного бренда.
Вполне естественно, что отечественные LADA и УАЗ имеют здесь 100%-ный результат. Помимо них, в эту категорию также попадают корейские KIA и Hyundai, американский Ford (важное уточнение: пока), японский Datsun и китайские Lifan, FAW, Brilliance. Понятно, что почти все они отличаются рыночными объемами, но продают то, что произвели в нашей стране.
Очень близки к ним такие марки как Renault, Skoda, Nissan, Mazda, Chevrolet, Genesis и Changan. От 90% до 99% реализуемых ими машин – российской сборки.
85% проданных легковых автомобилей Volkswagen были выпущены на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде, причем этот показатель соответствует общероссийскому. У Chery и Mitsubishi он равен 78% и 72% соответственно, а у Toyota (65%) две машины из трех проданных были локальной сборки.
У немецкого премиум-бренда BMW (47%) доля продаж автомобилей российского производства близка к половине. Еще ниже данный результат у французских Citroen (36%) и Peugeot (21%), т.е. это практически каждый третий и каждый пятый соответственно. У Audi он и вовсе близок к нулю – 6%.
А вот целый ряд производителей продают в России только импортируемые автомобили (см. картинку). Впрочем, их компанию скоро должны покинуть немецкий Mercedes-Benz и китайский Haval, которые построили собственные автозаводы в нашей стране.
Быстро узнать стоимость автомобиля на рынке можно с помощью калькулятора «Оценить авто».
Статистика продаж автомобилей в России за 2020 год
В 2020 году в России было продано 1 млн 486,5 тыс. новых автомобилей. Из-за экономических проблем продажи упали на 8,9% по сравнению с 2019 годом. Лидерами продаж стали внедорожники, а также авто В и D классов.
Кроссоверы и внедорожники
Авто этого класса не первый год пользуются самым значительным спросом у российских покупателей. На сегмент SUV (Sport Utility Vehicle) пришлось 48,5 % от общей массы проданных в прошлом году легковых автомобилей – всего внедорожников и кроссоверов было продано 720,8 тыс. экземпляров, что всего на 4 % меньше, чем годом ранее.
Самыми популярными моделями на российском рынке в данном сегменте в прошлом году были:
- Hyundai Creta. Мини-кроссовер, цена которого в базовой комплектации стартует от 972 тыс. руб., продавался даже лучше, чем годом ранее, и показал прирост продаж на 2,9 %. Всего же было продано 73,5 тыс. автомобилей данной марки.
- Toyota RAV4. Прирост продаж этого автомобиля составил рекордные для 2019 года 19 %. Несмотря на достаточно высокую цену (от 1 929 тыс. руб.), россияне купили 36,4 тыс. экземпляров этого компактного кроссовера японского производства.
- Volkswagen Tiguan. Завершает тройку лидеров в сегменте SUV. Правда, продажи упали на 11,4 %, и по количеству продаж Tiguan уступил двум лидерам списка – было продано всего 33 тыс. шт. (цена начинается от 1 585 тыс. руб.).
Большой выбор новых автомобилей самых популярных отечественных и иностранных брендов в нашем каталоге .
Компактный класс
Автомобили сегмента В заняли второе место по числу проданных экземпляров. На их долю пришлось 37,6 % всех продаж (558,9 тыс. шт.). Это на 8,3 % меньше, чем в 2019 году.
Тройка лидеров в компактном классе выглядит следующим образом:
- LADA Granta. Модель, которую можно купить по цене чуть менее полумиллиона рублей, просела в продажах на 7,2 % (было продано 126,1 тыс. шт.). Спрос, как в случае с другими «Ладами», подстегивается участием автомобиля в программах «Новый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые частично субсидируются государством.
- LADA Vesta. Стоимость модели составляет уже 694 тыс. руб. минимум. В прошлом году дилеры реализовали 107,3 тыс. шт. Vesta, что показывает снижение на 3,7 %.
- KIA Rio. Седан, представленный на российском рынке с 2000 года, был продан в количестве 88,1 тыс. экземпляров, что на 4,8 % меньше, чем годом ранее. Популярность модели объясняется достаточно невысокой ценой – от 738 тыс. руб.
Среднеразмерные автомобили (бизнес-класс)
Так называемый класс D (в России считается представительским) занял третье место по числу продаж – правда, с заметным отрывом от автомобилей сегментов SUV и В. Всего в 2020 году было продано 71,3 тыс. экземпляров авто D-класса, что составляет 4,8 % от общего числа. Всего же продажи в сегменте упали на внушительные 22,5 %.
Лидерами продаж 2020 в среднеразмерном классе стали:
- Toyota Camry. Седан бизнес-класса, который продается по цене от 1 793 тыс. руб., потерял в продажах 19,5 % по сравнению с 2019 годом. Всего в прошлом году было продано 27,4 тыс. экземпляров данной модели.
- KIA K5/Optima. Продажи модели сократились на 22,7 % и составили 19,9 тыс. шт. Цена южнокорейского седана бизнес-класса – 1 560 тыс. руб. Optima уже снята с производства, ее заменила модель K5.
- Hyundai Sonata. Этот седан ближе к сегменту Е, чем D, однако, в статистике продаж он был помещен именно сюда. Всего в 2020 году было продано 6 тыс. шт. «Сонаты», что на 17 % меньше, чем годом ранее. Стоимость модели начинается от 1 420 тыс. руб.
Автомобили сегмента С
Авто гольф-класса, как их еще называют, просели в продажах на рекордные 30,7 % (самый большой показатель из всех). Всего на долю сегмента пришлось 4 % всех проданных в 2019 году в России новых автомашин, или 59,6 тыс. экземпляров.
- Škoda Octavia. Лифтбек чешского производства был продан в количестве 21,622 тыс. шт. Это на 20,4 % меньше, чем в 2019 году. Стоимость модели начинается от 1,443 тыс. руб.
- Kia Cerato. Популярная в предыдущие годы модель испытала падение продаж всего на 8,8 %. Россияне в 2020 году приобрели 13,678 экземпляров Kia Cerato по цене от 1 162 тыс. руб.
- Kia Ceed. Как можно увидеть, несмотря на плачевное положение рынка, автомобили Kia присутствуют в числе лидеров продаж в самых разных сегментах. Но Kia Ceed потеряла больше всего покупателей по сравнению с прошлым годом – продажи сократились на 42 %. Всего было продано 9,401 автомобиль этой марки.
Минивэны и микроавтобусы
Автомобили данного сегмента (который еще имеет обозначение LAV) тоже продавались хуже, чем годом ранее – их было продано на 15,8 % меньше, всего 38,5 тыс. шт. Это составляет 2,6 % от совокупного объема машин, проданных в 2020 году.
- LADA Largus. Российский автомобиль стал безусловным лидером сегмента, «Ларгусов» было продано 37,166 тыс. экземпляров, или свыше 95 % от общего числа. И все же, продажи сократились на 13,8 %, несмотря на цену, которая осталась вполне доступной – от 659 тыс. руб.
- Volkswagen Caddy. Несмотря на в целом небольшие продажи (всего 948 шт.), спрос на модель остается стабильным – он упал в 2020 году всего на 0,1 %. Цена Caddy в несколько раз превышает стоимость российского «Ларгуса» и начинается от 1,673 тыс. руб.
- Renault Dokker. С 212 проданными экземплярами сокращение продаж модели составило внушительные 85,2 %. В России за автомобиль просят от 905 тыс. руб.
Лидеры и аутсайдеры авторынка 2020
Уже не первый год российская «Лада» удерживает лидерство на отечественном рынке – и 2020 год не стал исключением. Продажи Lada хотя и сократились на 5,2%, составили 343,5 тыс. единиц, что составляет 21,5 % от общего числа проданных в прошлом году авто.
Корейская KIA была продана в количестве 201,7 тыс. шт. (падение на 10,7 %), а другой корейский бренд, Hyundai, показал продажи на уровне 163,2 тыс. шт. (минус 8,7 %).
Если смотреть по конкретным моделям, то лидером продаж 2020 стала Granta с продажами 126,1 тыс. единиц (сокращение на 7,2 %). Второе место – тоже за Lada, но уже Vesta (107,3 тыс. машин, падение спроса на 3,7 %). На третьем месте – KIA Rio (88,1 тыс. проданных автомобилей, -4,8 %).
В пятерку лидеров также вошли Hyundai Creta (73,5 тыс. шт.; +2,9%) и Volkswagen Polo (58,5 тыс. шт.; рост продаж на 4,2 %).
Авторынок России: итоги 2020 года
Прошлый год выдался на редкость непростым для всей автомобильной индустрии. Из-за пандемии и проблем с поставками комплектующих из Китая множество заводов по всему миру приостанавливали выпуск машин (иной раз даже неоднократно). Во многих странах дилерские центры принудительно закрывали, а несколько крупных производителей даже объявили о том, что плановые обновления модельного ряда переносятся на неопределенный срок. Во втором полугодии 2020-го мировые рынки, включая российский, постепенно оживали, автомобильные заводы пытались наверстать ранее запланированные объемы производства, но полностью нивелировать последствия весеннего обвала так и не удалось.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2020 году авторынок России просел на 9,1% по сравнению с 2019-м. Продано только 1 млн 599 тысяч новых легковушек и легких коммерческих автомобилей против 1 млн 760 тысяч годом ранее (минус 161 тысяча автомобилей). Российский автомобильный рынок падает второй год подряд, хотя пятерка лидеров среди брендов за это время не изменилась: как и прежде, первые места рейтинга у нас занимают Лада (сбыт отечественных машин просел на 5% по сравнению с результатом 2019 года), Kia (падение продаж достигло 11%), Hyundai (минус 9%), а также Renault и Volkswagen, которые по итогам 2020-го потеряли 11% и 5% соответственно.
Однако шестое место теперь занимает не Toyota, a Skoda, которая, несмотря на все трудности, смогла показать аж семипроцентный рост продаж. Кроме того, в плюсе оказались BMW (опередив Mercedes!), Suzuki, Cadillac, Mini, Isuzu, а также китайские бренды Haval, Geely, Chery, Changan и FAW. Все остальные марки в прошлом году просели. А из крупных игроков рынка самое заметное падение спроса показала марка Mitsubishi (минус 30%).
Российским бестселлером вновь стала Лада Гранта: продано 126 тысяч машин. Кроме нее 100-тысячную планку на этот раз взяла только Лада Веста (107 тысяч), а седаны и хэтчбеки Kia Rio в прошлом году разошлись относительно скромным тиражом в 88 тысяч экземпляров. Среди кроссоверов по традиции лидирует Hyundai Creta (73 тысячи), причем она продолжила набирать популярность на российском рынке, хотя полноценного рестайлинга мы так и не дождались. Кроме того, Volkswagen Polo, который со сменой поколения превратился в пятидверный лифтбек, в прошлом году оказался популярнее седана Hyundai Solaris, а кроссовер Toyota RAV4 поднялся с пятнадцатого на восьмое место рейтинга и обошел Volkswagen Tiguan.
Любопытно, что российский рынок новых автомобилей в сравнении с другими странами пострадал не так уж сильно. Из-за отсутствия серьезных «ковидных» ограничений во втором полугодии 2020-го Россия по объему продаж в Европе вышла на четвертое место. Однако на быстрое восстановление рынка рассчитывать все-таки не стоит. В АЕБ прогнозируют повышение спроса в 2021 году только на 2,1%, до 1 млн 632 тысяч новых машин. Причем основной прирост, скорее всего, придется на второе полугодие, когда покупатели привыкнут к новым ценам, которые на рубеже годов растут сильнее, чем обычно.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2020 году (в сравнении с 2019-м)
Марка | 2020 год, шт. | 2019 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 343512 | 362356 | –5% |
Kia | 201727 | 225901 | –11% |
Hyundai | 163441 | 179124 | –9% |
Renault | 128408 | 144989 | –11% |
Volkswagen | 105785 | 111989 | –5% |
Skoda | 94632 | 88609 | +7 % |
Toyota | 91598 | 103597 | –12% |
Nissan | 56352 | 64974 | –13 % |
ГАЗ | 51169 | 63910 | –20% |
BMW | 42721 | 41520 | +3% |
Mercedes-Benz | 40491 | 43627 | –7% |
УАЗ | 36487 | 38892 | –6 % |
Mitsubishi | 28153 | 39938 | –30 % |
Mazda | 26392 | 30576 | –14 % |
Lexus | 20586 | 22395 | –8 % |
Haval | 17381 | 12284 | +41% |
Geely | 15475 | 9602 | +61 % |
Audi | 15247 | 16333 | –7% |
Datsun | 14772 | 22426 | –34% |
Ford | 14131 | 30306 | –53% |
Chery | 11452 | 6358 | +80% |
Chevrolet | 9380 | 23123 | –59% |
Volvo | 8025 | 8846 | –9% |
Suzuki | 7961 | 7731 | +3% |
Changan | 7102 | 2805 | +153 % |
Land Rover | 6411 | 8663 | –26% |
Subaru | 6240 | 7686 | –19% |
Porsche | 5711 | 6023 | –5% |
Peugeot | 4516 | 4712 | –4% |
Citroen | 3257 | 3266 | 0% |
FAW | 2692 | 1519 | +77% |
Mini | 2540 | 2524 | +1% |
Infiniti | 1892 | 3479 | –46% |
Jeep | 1549 | 1841 | –16% |
Honda | 1508 | 1836 | –18% |
Cadillac | 1424 | 975 | +46% |
Lifan | 1384 | 3960 | –65% |
Fiat | 1309 | 1312 | 0% |
Genesis | 1286 | 2276 | –43% |
Jaguar | 963 | 1738 | –45% |
Isuzu | 961 | 831 | +16% |
Dongfeng | 942 | 1548 | –39% |
Opel | 581 | 13 | —* |
IVECO | 415 | 427 | –3% |
Brilliance | 253 | 266 | –5 % |
Cheryexeed | 226 | — | — |
Zotye | 158 | 1373 | –88% |
Foton | 135 | 189 | –29% |
smart | 56 | 746 | –92 % |
Chrysler | 36 | 45 | –20 % |
Hawtai | 0 | 69 | — |
SsangYong | 0 | 4 | — |
* Продажи были возобновлены в декабре 2019 года |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2020 году (в сравнении с 2019-м)