- Выбираем лучший фаркоп для грузовой машины по цене и качеству
- Большая разница: основные отличия от моделей для легковых транспортных средств
- Лучшие ТСУ для тяжеловесов
- ТОП-3 «тяжелых» и бюджетных
- 3. КамАЗ 21-324
- 2. БААЗ 631019-2707210-000
- 1. TEHNOTRON ТСУ 21-524
- ТОП-3 «тяжелых» и качественных
- 3. VBG
- 2. V.ORLANDI
- 1. Ringfeder
- Фаркопы для грузовых автомобилей — особенности и преимущества
- Виды фаркопов для грузовых автомобилей
- Для прицепа
- Для грузовой платформы
- Преимущества фаркопа для грузовой машины
- Особенности крепления
- Прицепное устройство для прицепа: назначение, виды, монтаж и регистрация
- О назначении, видах прицепных устройств для прицепов
- О монтаже прицепных устройств заводского и самодельного типа
- Об ответственности и необходимости регистрации прицепного устройства
Выбираем лучший фаркоп для грузовой машины по цене и качеству
Чтобы выбрать лучшие фаркопы для грузовых ТС, нужно учесть множество технических требований. Среди них — конструктивные особенности узла, например, размеры фаркопа грузового автомобиля.
Прицепы таскают за собой не только легковые автомобили. «Настоящие» тяжести достаются их мощным и габаритным коллегам – грузовикам. Эксплуатация такого транспорта связана с высокими нагрузками на все автомобильные узлы. Внимания заслуживает тягово-сцепное устройство (ТСУ), ведь на его «плечи» возложена ответственная задача – надежная сцепка. Поэтому лучшие фаркопы для грузовых автомобилей выбирают, руководствуясь рейтингами и детально изучая технические параметры узлов.
Большая разница: основные отличия от моделей для легковых транспортных средств
Назначение узла – обеспечить прочную сцепку с буксируемым транспортным средством (ТС) или прицепом.
При сцепке петлю наконечника дышла прицепа через уловитель размещают под центровочным бочкообразным «пальцем». Последний с помощью рычага вертикально перемещают сквозь петлю до полной ее установки. В отличие от варианта с крюком, в конструкции нет зазоров, что исключает появление разрушительных последствий при движении.
Широкое применение получил фаркоп грузового автомобиля в виде буксирного крюка, жестко закрепленного на раме. Петлю дышла в форме кольца одевают на такой крюк. При этом в сцепке остаются большие зазоры, из-за которых при движении элементы соединения, испытывая значительные перегрузки, быстро разрушаются.
Лучшие ТСУ для тяжеловесов
Среди этих механизмов существует свой рейтинг. Ранжирование условно. Чтобы выбрать лучшие фаркопы для грузовых ТС, нужно учесть множество технических требований. Среди них — конструктивные особенности узла, например, размеры фаркопа грузового автомобиля.
ТОП-3 «тяжелых» и бюджетных
Настоятельно не рекомендуем гнаться за дешевизной при выборе ответственных узлов.
Прибор буксирный Технотрон
Хотя и в бюджетном сегменте есть достойные представители своего дела.
3. КамАЗ 21-324
ТСУ с беззазорным соединением для грузового автомобиля с прицепом. Такой модуль Камского завода вам обойдется в 50-60 тысяч рублей.
2. БААЗ 631019-2707210-000
Белорусы берут «серебро» с моделью от Барановичского автоагрегатного завода. Угол тангажа – 20 0 , угол виляния – 75 0 . Максимальная техническая масса тягача – 36 т, прицепа – 42 т. Стоимость – 30-40 тысяч рублей.
1. TEHNOTRON ТСУ 21-524
Производитель из г. Набережные Челны предлагает фаркоп грузового автомобиля универсальной серии. Узел для всех грузовых автомобилей «КамАЗ», кроме магистральных версий. Такие фаркопы подойдут к некоторым зарубежным моделям, например, MAN TGA 33.350 или TATRA 815-2. Цена этого «универсала» – 25-30 тысяч рублей.
ТОП-3 «тяжелых» и качественных
Надежные, как «Нива». Именитые, как Mercedes.
Сцепное устройство Ringfeder
Представляем тройку лучших.
3. VBG
Тягово-сцепные устройства шведского производства пользуются большой популярностью в лесной промышленности. Их серийно устанавливают на тягачи Scania, Volvo. Такой скандинавский фаркоп на грузовое авто вам обойдется минимум за 40-50 тысяч рублей.
2. V.ORLANDI
Оказывается, итальянцы сильны не только суперкарами. В ТСУ тоже понимают. Компания специализируется на разработке, производстве универсальных фаркопов для грузовых машин. Ценник за итальянские произведения технического искусства стартует с отметки 60 тысяч рублей. Иногда дешевле взять в аренду.
1. Ringfeder
И снова шведы. Шведы, занятые производством тягово-сцепных устройств для «тяжелой» элиты: MAN, Mercedes-Benz. Как всегда, безупречное качество и неожиданно «гуманные» цены: от 35 тысяч рублей. «Золото» за лучшие фаркопы для грузовых автомобилей по соотношению цена-качество уезжает на Скандинавский полуостров.
Фаркопы для грузовых автомобилей — особенности и преимущества
Так, фаркопы для грузовых автомобилей «КамАЗ» расположены таким образом, чтобы при сдаче авто назад дышло прицепа входило в ТСУ, автоматически фиксировалось и центрировалось в нем. Удержание происходит за счет вертикально перемещаемого пальца. Конструкция беззазорного типа и стопор, предупреждающий саморасцепку, делают устройство надежным, а имеющийся ловитель удобен для водителя «КамАЗа».
Для увеличения возможностей при перевозке различных (чаще всего крупногабаритных) предметов водителям помогает дополнительное оборудование. В том числе и грузовая платформа на фаркоп автомобиля.
Виды фаркопов для грузовых автомобилей
Для присоединения к автомобилю-тягачу прицепа, применяют фаркопы ─ тягово-сцепные устройства (ТСУ), различающиеся по видам, в зависимости от конструкции, системы крепления и допустимых нагрузок:
- крюковые (тандем крюк-петля);
- вилочные (сочетание шкворень-петля);
- шаровые (полусфера для соединения с ответной сцепной головкой).
Для прицепа
Подобные перевозочные площадки могут быть массой до 750 кг (легкими) и более (тяжелыми).
Фаркоп для грузовых автомобилей
Фаркоп для прицепа грузового автомобиля представляет собой кованый шар с 2 крепежными отверстиями. Наибольшее применение такое прицепное устройство получило для комплектации малотоннажных грузовиков: «Бычков», «Газелей», «Соболей» грузоподъемностью до 2 т.
Для грузовой платформы
В этом случае предпочтение отдают крюковым типам фаркопов для грузовых автомобилей, отличающихся простотой изготовления, малым весом, большими углами гибкости. Такие устройства более всего подходят для передвижения автопоездов в условиях плохих дорог со сложным рельефом.
Для предотвращения самопроизвольного разъединения грузовая платформа на фаркоп автомобиля оборудована устройством, имеющим предохранительный замок и шплинт.
Преимущества фаркопа для грузовой машины
Фаркопы для грузовых автомобилей должны соответствовать определенным требованиям, среди которых:
- высокая надежность;
- обеспечение необходимых углов складывания автопоезда;
- простота соединения (от этого зависит скорость действий по сцепке).
Перечисленным характеристикам соответствует устройство типа «крюк-петля». Это наилучший вариант в условиях необустроенных дорог.
Изделие отличается малой массой, что облегчает сцепку и разъединение частей автопоезда. Обычно это делают в ручном режиме. Недостатком конструкции можно считать довольно большой (до 10мм) люфт в соединениях, что повышает динамические нагрузки и износ деталей устройства. Вес ТСУ крюкового типа не превышает 30 кг.
Замок устроен таким образом, чтобы исключить саморасцеп автопоезда в ходе движения. Для этого должно быть не менее 2 предохранительных механизмов. Крюку необходимо обеспечить возможность свободного вращения вокруг своей продольной оси.
Особенности крепления
Так, фаркопы для грузовых автомобилей «КамАЗ» расположены таким образом, чтобы при сдаче авто назад дышло прицепа входило в ТСУ, автоматически фиксировалось и центрировалось в нем. Удержание происходит за счет вертикально перемещаемого пальца. Конструкция беззазорного типа и стопор, предупреждающий саморасцепку, делают устройство надежным, а имеющийся ловитель удобен для водителя «КамАЗа».
Для стыковки полуприцепов с тягачом используют седельно-сцепной механизм, состоящий из грузонесущей плиты с прорезью для вхождения в нее шкворня буксируемой грузовой площадки. В этом случае используют одну или две степени свободы: в продольной и поперечной плоскостях. Такая конструкция не подвергается ударным нагрузкам, повышает срок службы автопоезда в целом.
Прицепное устройство для прицепа: назначение, виды, монтаж и регистрация
Современные автомобили при продаже имеют дополнительную опцию по установке специальных тяговых или транспортных устройств, позволяющих использовать автотранспорт для стыковки с прицепом и транспортировки каких-либо грузов.
На автомобилях не имеющие данные устройства, владельцы желающие установить прицепное устройство для прицепа должны ознакомиться с правилами по монтажу, регистрацией и эксплуатации конструкций.
О назначении, видах прицепных устройств для прицепов
Для стыковки прицепного устройства с автомашиной требуется тяговый механизм или специальное тягово-сцепное приспособление, в народе его называют фаркоп. Данное устройство предназначено для обеспечения надёжного крепления прицепа с автомобилем и способно распределять нагрузку равномерно.
Фаркоп обеспечивает безопасное движение при транспортировке, имеет конструктивный приятный внешний вид. Раньше под выражением фаркоп можно было понимать подвесочное устройство на телеге для перевозки на конной упряжке разных грузов.
В современное время под фаркопом понимается тягово-сцепное устройство (ТСУ), смонтированное на автомобиле и предназначенное для стыковки с прицепом.
Фаркопы подразделяются на классы грузовой перевозки:
- Малого класса, грузоподъёмностью до 1,5 тонны;
- Среднего, может перевозить до 2,5 тонны груза;
- Большого, с массой до 3,5 тонны.
Последний класс применяется для транспортировки перевозимых домов, торговых киосков и монтируются на внедорожниках, микроавтобусах. Технологически, от разных производителей прицепной механизм отличается внешним видом и конструкцией соединения. Фаркоп имеет конструкцию двух видов: европейскую и американскую. В России применяется больше европейский тип фаркопа.
Поэтому существуют следующие виды прицепных устройств:
- Прицепной механизм в виде кронштейна, способно обеспечивать надёжное сцепление с прицепом и выполнять транспортировку груза большого веса на прицепе. Широко распространены модификации моделей за границей, имеется устройство запирания для защиты от угона;
- Механизм прицепной в виде шара. Очень распространена сцепная головка для прицепа на отечественном автомобильном рынке, обладает простотой в монтаже и в эксплуатации. Имеет хорошие характеристики в сцепном состоянии и манёвренности, имеет свободный ход в зависимости от применяемой головки, хорошие данные при торможении с прицепом. Сцепная головка для легкового прицепа внешне не портит вид машины, обеспечивает некоторую защиту сзади от не санкционированного прямого столкновения с другой машиной;
В зависимости от исполнения шара фаркопы делятся ещё на подгруппы:
• сварного типа шаровой механизм с монтажом для постоянной эксплуатации и съёмные шаровые устройства;
• с креплением болтами, защёлкивающие с рычагом. - Сцепное устройство для прицепа в виде стыковочного крюка, предназначенный для буксировки. В основном применяется при сложных, тяжеловесных грузах, требующие повышенной проходимости. В процессе движения может обеспечиваться движение с ударными нагрузками, что сказывается на не высоких эксплутационных данных прицепного устройства. Поэтому они менее надёжны и мало применяемы.
Сцепка для прицепа состоит из стыковочного элемента шара или кронштейна, смонтированные на фаркопе машины и сцепной головки установленной на дышле прицепа. При выборе фаркопа прицепа следует знать модель автомобиля, с датой выпуска и тип кузова, а так же максимальный вес прицепа с подбором требуемого ТСУ.
О монтаже прицепных устройств заводского и самодельного типа
Выбор прицепного устройства, выполняющего роль ТСУ для автомобиля зависит от качественного производства марки продукции, стоимости и способа крепления.
Следует при выборе продукции отдавать предпочтение проверенным заводским крепёжным узлам к примеру от компаний:
Устройства крепления фаркопа бывают разные и рассчитанные на разные веса. Конструкция может быть цельной или состоять из элементов: поперечной рамы и соединительного шарового узла, важен узел крепления с замком.
Поэтому, конструкции подразделяются на следующие:
- цельно сварные;
- со съёмными элементами;
- со стыкующими фланцевыми соединениями и элементами защёлкивания.
Сварные конструкции монтируются сразу к задней части машины. Обладают высокой степенью надёжности и грузоподъёмности. Съёмные элементы крепятся болтами и могут быть демонтированы в любой момент, так же считаются надёжными по стоимости дороже сварных. И последний фланцевые устройства, устанавливаются в специальную площадку рамы фаркопа и имеют защёлкивающий механизм.
При применении следует выбирать только сертифицированные узлы, дающие гарантию качества изделия. Сцепная головка для прицепа современного образца имеет обязательно замковое сцепное устройство, обеспечивающее надёжность соединения с головкой фаркопа. Замок, как правило, располагается на самом корпусу дышла в конце и может иметь разную форму крепления под дышло.
Выбирается замковый механизм исходя из следующих параметров:
- Общего веса прицепа с грузом;
- Формы дышла (труба круглая, прямоугольная или форма фартука);
- Расположения крепёжных отверстий, сбоку или вертикально и размеры расположения креплений.
В основном все устройства замкового типа имеют европейский шар, диаметром 50мм и для подбора достаточно знать тип сцепного устройства (или стандарт). От замкового механизма зависит безопасность в дороге, поэтому они не ремонтируются, а просто заменяются на новый.
Комплект ТСУ включает ещё узел розетки с 7,13 или 15 контактами, а на прицепном устройстве соответственно должна располагаться вилка с таким же количеством контактов.
При подборе следует знать количество нужной распиновки контактов. С 2015 года начал действовать специальный Тех регламент ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», который предусматривает монтаж фаркопа в установленное для него штатное место согласно заводскому монтажа, в специальном сервисном центре, без сварки и сверления отверстий.
Если в конструкции машины нет места для установки ТСУ и не предусмотрено документацией завода-изготовителя его установка, то монтаж устройства будет считаться изменением конструкции машины.
Если прицеп изготовлен самостоятельно или были внесены какие-либо доработки в конструкцию прицепа, следует применять для сцепления с автомобилем только заводского исполнения, сертифицированные замковые элементы или съёмные узлы для стыковки с фаркопом.
Имея такие механизмы можно проходить испытания в лаборатории на качество с уверенностью получения свидетельства на самостоятельно смонтированное сцепное устройство на круглое дышло.
Об ответственности и необходимости регистрации прицепного устройства
Современные автомобили имеют возможность установку ТСУ согласно технической документации на ТС. Так же можно уточнить через дилерские центры о возможности применении ТСУ на данную модель машины.
Запрет на использование автомашины в качестве тяговой силы может быть только в ограниченном заводом случае, невозможность конструктивного и технического монтажа данных средств.
Как правило, фаркоп не следует регистрировать в органах ГИБДД в случае:
- установки тягового устройства на заводе изготовителе;
- при наличии паспорта и сертификата на ТСУ;
- устройство смонтировано по инструкции и неизмененна конструкция машины.
Так же следует учитывать эксплуатацию прицепа легкового автомобиля по массе, следует не превышать суммарной массы для ТСУ и показатель общей массы автопоезда не должен превышать показатель в 3,5 раза.
Для безопасной эксплуатации ТС требуется при управлении с подключённым прицепным механизмом иметь следующие документы:
- Паспорт на установленное оборудование с отметкой сервисной службы о монтаже оборудования;
- Сертификат на оборудование.
При участии в ДДП с прицепом данные документы будут очень кстати, что позволит улучшить ответственность за техническое состояние прицепа.
По новым правилам дорожного движения и тех. регламенту п.77 регистрация в ГИБДД не требуется если:
- Устройство фаркоп ТСУ предназначен для данной модели машины;
- Выполнен монтаж ТСУ на заводе;
- Применяемое ТСУ может использоваться для авто и имеются документы соответствия.
Из всех своих 5 прокатных прицепов для личных нужд я предпочитаю использовать МЗСА 817738.001. Почему?
Представьте, если бы эти тяжеленные стройматериалы нужно было бы грузить в крытый «стандартный» прицеп, у которого погрузка возможна только сзади! И все это вручную «юзать» по полу? Заранее скажу, что ценность открывающегося переднего борта у легковых прицепов представляется мне во многом сомнительной, ибо там торчат балки рамы и вообще лобовая часть каркаса у меня наглухо зашита, чтобы тент меньше изнашивался. Но возникла проблема, которая была не так ощутима с другими моими прицепами. Чтобы ее решить, и для экономии писательских усилий, я приведу выдержки и иллюстрации из письма, которые, надысь, направил руководителю фирмы (она в Таганроге), которая произвела мой фаркоп:
…В прошлом году я приобрел двухосный прицеп марки МЗСА (производство г. Москва) модели МЗСА 817738.001. Особенность этой модели в сравнении со стандартными легковыми прицепами — низкорамная подвеска схемы «колеса под полом» и откидывающиеся сбоку борта. Это очень удобно при погрузке вещей и работе с погрузчиком в сравнении с прицепами стандартной схемы подвески.
Однако оказалось, что высота фаркопа ТСУ «Лидер-Плюс» для автомобиля Opel Meriva В для прицепа МЗСА 817738.001 является неоптимальной: прицепленный к машине легковой прицеп МЗСА 817738.001 ощутимо наклонен в сторону машины-буксировщика. Это приводит к неравномерным нагрузками на две оси и постепенному смещению тяжелого груза к переднему борту прицепа:
Мои замеры показали, что высота существующего ТСУ «Лидер-Плюс» для Opel Meriva В для машины без водителя и пассажиров составляет 405 мм от земли до верхней точки шара фаркопа.
А для оптимального зацепления пустого автомобиля и пустого прицепа данной модели (прицеп в этом случае немного наклонен в сторону машины-тягача) высота шара ТСУ должна бы составлять примерно 465 мм. И тогда бы прицеп имел оптимальную балансировку шасси и положение прицепа в зацепленном состоянии.
При этом важно обеспечить существующий проем между бампером машины и шаром ТСУ для удобного зацепления фаркопа на шар, тем более что на сцепных головках моих прицепов (да и у многих владельцев прицепов в Москве) смонтированы толстые резиновые чехлы Soft Dock. Они обеспечивают защиту крашенного бампера машины от царапин и увечий при зацеплении прицепа. Нынешний проем составляет примерно 90 мм. от края бампера до середины шара фаркопа).
В связи с выявленной проблемой сочетаемости ТСУ «Лидер-Плюс» и прицепа МЗСА 817738.001
Продать мне со склада в Москве фаркоп «Лидер-Плюс» (без кронштейнов крепления к кузову автомобиля), который в смонтированном состоянии обеспечил бы нормальную высоту зацепления машины Opel Meriva В с прицепом МЗСА 817738.001 и подходил бы к существующим кронштейнам крепления ТСУ. Ориентиры необходимой высоты шара фаркопа я изложил в этом письме. Оплату гарантирую».