Принципиальная схема паровой холодильной машины

Схема и цикл паровой компрессионной холодильной машины

Принципиальная схема и термодинамический цикл в S, Т-диаграмме паровой компрессионной холодильной машины показаны на рис. 3.1 и 3.2. Основными элементами машины являются компрессор КМ, конденсатор КД, дроссельный вентиль ДВ и испаритель И, соединенные между собой трубопроводами.

Компрессор отсасывает пары холодильного агента из испарителя, сжимает их по адиабате 1 / –2 / с давле­ния кипения р0 до давления конденсации рк и нагнетает в конденсатор. В конденсаторе от холодильного агента отводится энергия холодной водой или окружающим воздухом и сжатые пары при постоянном давлении рк и температуре Тк конденсируется (изотерма 2 / – 3 / ). Жидкий холодильный агент из конденса­тора направляется через дроссельный вентиль в испари­тель. Проходя через дроссельный вен­тиль, холодильный агент дросселируется с давления кон­денсации рк до дав­ления кипения р0.

Рис. 3.1 — Схема паровой компрессионной холодильной машины:

КМ – компрессор, КД – конденсатор, ДВ – дроссельный вентиль,

При этом происходит понижение температуры холодиль­ного агента от Тк до Т0. Принимается, что процесс дрос­селирования идет при постоянной энтальпии. Поэтому процесс в дроссельном вентиле на рассматриваемой диаграмме изображается линией 3’–4′, представляющей собой изоэнтальпу. В испарителе холодильный агент ки­пит при постоянном давлении р0 и температуре Т0 (про­цесс 4’–1′).

Рис. 3.2 — Изображение цикла паровой компрессионной холодильной

машины в S, T-диаграмме

Пары холодильного агента в состоянии, характери­зуемом точкой 1′, засасываются компрессором.

Количество тепла q0, отнимаемое 1 кг холодильного агента от охлаждаемой среды, на диаграмме пропорцио­нально площади а-b-1′-4′-а, а работа l, затрачи­ваемая на осуществление цикла и отнесенная тоже к 1 кг холодильного агента, – площади 1′-2′-3′-с-1′. Коэффициент цикла может быть выражен:

(3.1)

Паровые компрессионные холодильные машины

В цикле паровой компрессионной холодильной машины про­исходит непрерывное фазовое превращение рабочего тела (ки­пение, а затем конденсация). Принципиальная схема односту­пенчатой паровой холодильной машины и ее рабочий цикл приведены на рис. 5.4. Основными элементами оборудования установки являются компрессор, конденсатор, детандер (расши­ритель) и испаритель. Цикл машины, представляющий собой обратный цикл Карно, происходит в области влажного пара.

Рис. 5.4. Схема паровой компресси­онной машины и ее цикл в Т, s — диа­грамме:

1 – испаритель; 2 –турбокомпрессор с электродвигателем; 3 –конденсатор;

Холодильный агент кипит в испарителе 1 при давлении р0и температуре Т0(линия 41 в Т,s–диаграмме). При этом отво­дится теплота q0от охлаждае­мого тела.

Влажный пар из испари­теля засасывается компрессо­ром 2 и сжимается адиабати­чески до давления р1(линия 12)с повышением темпера­туры до Т. Компрессор нагне­тает сжатый пар в конденса­тор, где пар конденсируется при постоянных давлении р и температуре Т (линия 23),от­давая охлаждающей воде теп­лоту q.

Читайте также:  Какое масло залить автомобиль фольксваген поло

Жидкий хладоагент посту­пает в детандер 4 и расширя­ется адиабатно до давления р0и температуры Т0(линия 34),производя полезную работу за счет внутренней энергии. Далее хладоагент поступает в испаритель и рабочий цикл повторяется снова. Теплота, отведенная в испаритель q0и отданная охлаж­дающей воде q,измеряется соответственно площадями 1456 и 2356,а работа, затраченная в цикле, – площадью 1234. Холодильный коэффициент цикла, как указывалось выше, равен

Величины хладоагента q0и q могут быть выражены через энтальпии

(5.13)

(5.14)

где i1, i2, i4 – энтальпии пара соответственно в точках 1, 2 и 4 рабочего цикла (см. рис. 5.4); i3 – энтальпия жидкости при давлении р и температуре Т; r0– теплота парообразования при давлении р0; x1и x4 – степень сухости пара в точках 1 и 4 ра­бочего цикла.

Дата добавления: 2016-01-18 ; просмотров: 1488 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Принципиальная схема паровой холодильной машины и ее изображение в диаграмме

При описании принципа действия паровой холодильной машины различают теоретический и действительный циклы.

Теоретическим считается цикл, при котором пар хладагента из испарителя засасывается в компрессор в состоянии насыщения при температуре и давлении кипения, а жидкость из конденсатора поступает в регулирующий вентиль в состоянии насыщения при температуре и давлении конденсации. Кроме того, считается, что в системе нет потерь давления из-за сопротивления трубопроводов и аппаратов, а процесс сжатия в компрессоре — адиабатический (без теплообмена с окружающей средой).

Для эксплуатации холодильных установок интерес представляетдействительныйцикл холодильной машины, который и будет рассмотрен ниже.

На рис. 7.4 показаны принципиальная схема и цикл паровой холодильной машины, состоящей из четырех основных элементов, которые соединены трубопроводами в замкнутую герметичную систему. В основе искусственного охлаждения лежит процесс кипения хладагента в испарителеи, в результате чего он превращается из жидкости в пар и поглощает определенное количество теплоты от объекта охлаждения. По техническим требованиям необходимо, чтобы хладагент имел постоянную и строго определенную температуру кипения t0, что достигается поддержанием в испарителе определенного и постоянного давления кипенияP0. Кроме того,t0хладагента должна быть ниже конечной температуры охлаждаемого объекта.

Пар, образующийся в результате кипения, отсасывается из испарителя компрессором КМ. В теоретическом цикле считается, что из испарителя в компрессор поступает насыщенный пар, в действительности из испарителя может поступать влажный, насыщенный или перегретый пар, в зависимости от интенсивности теплопритока к испарителю и количества находящегося в нем жидкого хладагента. Во всасывающем трубопроводе перед компрессором пар дополнительно перегревается за счет теплопритока от окружающего воздуха и поступает в компрессор в перегретом состоянии. Перегрев пара перед компрессором несколько снижает эффективность работы установки, но является необходимой мерой для защиты компрессора от работы в режиме «влажного хода» и связанного с этим явлением гидравлического удара. В компрессоре пар сжимается, t и Р его повышаются, и горячий пар высокого давления нагнетается через нагнетательный трубопровод в конденсатор КД.

Читайте также:  Генератор автомобиля газ работа

В конденсаторе пар хладагента в результате конденсации снова превращается в жидкость, и цикл становится замкнутым. При этом теплота от хладагента отводится в конденсаторе водой или воздухом. Хладагент охлаждается до температуры насыщения и конденсируется при постоянных температуре tк и давлении конденсации Рк.

В теоретическом цикле из конденсатора в регулирующий вентильРВпоступаетнасыщенная жидкость. В действительном цикле вРВможет поступать как насыщенная, так и переохлажденная жидкость, которая дополнительно переохлаждается в самом конденсаторе либо в специальных аппаратах. В любом случае переохлаждение является положительным процессом, так как при этом увеличивается холодопроизводительность установки. Жидкость с высоким давлением в насыщенном или переохлажденном состоянии поступает кРВ, где дросселируется в проходном сечении соответствующего размера отРкдоР0.

При дросселировании температура хладагента снижается до t0 за счет мгновенного испарения части жидкости. Теплота испарения отводится от остальной массы хладагента, температура которого снижается. Так как теплота отводится и передается внутри системы, без теплообмена с окружающей средой, то теплосодержание (энтальпия) вещества в процессе дросселирования остается постоянным. Поскольку часть жидкости испаряется, то после РВ хладагент представляет собой парожидкостную смесь (влажный пар). Парообразование при дросселировании называют дроссельными потерями, поскольку, попадая затем вместе с жидкостью в испаритель, пар не производит в нем эффекта охлаждения. Регулирующий вентиль предназначен не только для дросселирования хладагента, но и для регулирования его подачи в испаритель.

Холодильную систему можно условно разделить на два участка, давления хладагента в которых разные. Сторона высокого давления начинается от нагнетательной полости компрессора, проходит через конденсатор и заканчивается в регулирующем вентиле. Все трубопроводы и сосуды, находящиеся на этом участке установки, относятся к стороне высокого давления. Манометры, установленные на аппаратах и трубопроводах высокого давления, показывают Рк(или Р нагнетания). Сторона низкого давления начинается от РВ, проходит через испаритель и заканчивается во всасывающей полости компрессора. Все трубопроводы и сосуды, находящиеся в этой части системы, относятся к стороне низкого давления. Мановакуумметры, установленные на них, показывают Р0 или РBC.

Для построения рабочего цикла в диаграмме обычно задаются конкретными параметрами, а именно:

t0 — температурой кипения;

tк — температурой конденсации;

t — температурой всасывания;

tП — температурой переохлаждения.

Этих параметров достаточно для построения на диаграмме полного цикла холодильной машины. Прежде всего следует определить по диаграмме (см. рис. 1) Р0 и Рк по соответствующим температурам и провести на диаграмме две горизонтальные прямые — изобары Рк и Р0 (рис. 7.4).

Рисунок 7.4 – Принципиальная схема и цикл паровой холодильной машины: а – принципиальная схема; б – изображение цикла в диаграмме; КМ – компрессор; КД – конденсатор; РВ – регулирующий вентиль; И – испаритель; l – работа сжатия.

Читайте также:  Мой мини купер жрет масло

Пересечение изобары давления кипения Р0 с кривой насыщенного пара показывает состояние хладагента на выходе из испарителя (точка 1» на диаграмме). Перегрев пара во всасывающем трубопроводе перед компрессором происходит при Р0 до tВС. Поэтому точка всасывания 1 лежит на пересечении изобары Р0 и изотермы tВС в области перегретого пара. При сжатии в компрессоре давление пара повышается до Рк, а сам процесс сжатия считается адиабатическим, поэтому точка конца сжатия 2 лежит на пересечении адиабаты, проведенной из точки 1, и изобары Рк. Температуру этой точки называют температурой нагнетания компрессора. Из компрессора перегретый пар поступает в конденсатор, где сначала охлаждается до состояния насыщения (точка 2»), а затем конденсируется при постоянной температуре до состояния насыщенной жидкости (точка 3′). Если в цикле имеет место переохлаждение жидкости, то состояние хладагента определяется в точке пересечения изобары Рк и изотермы tП в области переохлажденной жидкости (точка 3). Переохлажденная или насыщенная жидкость поступает в РВ и дросселируется до давления кипения Р0 при i = const. Линии изоэнтальпий проходят вертикально, поэтому точку 4 (5) — состояние перед испарителем — находят как пересечение вертикали, опущенной из точки 3 (3′) и изобары Р0. В состоянии влажного пара 4 (5) хладагент поступает в испаритель, где кипит при постоянных температуре и давлении кипения до состояния насыщенного пара (точка 1»). На этом цикл замыкается и повторяется. Таким образом, действительный цикл холодильной машины состоит из отдельных, следующих друг за другом процессов:

1» — 1 — перегрев пара на всасывании в компрессор при Р0= const;

1 — 2 — адиабатическое сжатие в компрессоре от Р0 до Рк при S = const;

2 — 2» — сбив перегрева в конденсаторе при Рк= const;

2» — 3′ — конденсация пара в конденсаторе при Рк= const, tк= const;

3′ — 3— переохлаждение жидкости в конденсаторе или ином аппарате при Рк= const;

3 — 4 — дросселирование в регулирующем вентиле от Рк до Р0 при t = const;

4 -1» — кипение жидкости в испарителе при Р0= const и t0= const.

Соответствующие точки цикла расставлены на схеме. После построения цикла холодильной машины в диаграмме можно определить все термодинамические параметры каждой точки цикла. На практике интерес представляют узловые точки, проставленные на диаграмме и схеме.

Зная параметры узловых точек цикла, можно определить следующие показатели:

удельную холодопроизводительность хладагента, кДж/кг, q0 = i — i4;

удельную работу сжатия в компрессоре, кДж/кг, l =i2— i1;

удельную тепловую нагрузку на конденсатор, кДж/кг, qк = i2— i3(3′); в зависимости от того, где происходит переохлаждение;

Холодильный коэффициент цикла — это КПД цикла, который выражается в виде отношения поглощенной от охлаждаемого объекта теплоты к энергии, израсходованной при этом компрессором. Чем больше е, тем выше эффективность цикла.

Оцените статью