- Из чего состоит автомобиль: основные части, узлы и агрегаты
- Общее устройство автомобиля
- Видео-урок: из чего состоит автомобиль
- Из чего состоит автомобиль: основные части, узлы и агрегаты
- Общее устройство автомобиля
- Мотор
- Ходовая часть
- Трансмиссия
- Электрооборудование и система управления
- Кузов
- Принцип действия зажигания
- Принцип действия двигателя
- Принцип действия сцепления
- Принцип действия тормозной системы
- Устройство стиральной машины-автомата
- Основные детали
- Корпус и его элементы
- Панель управления и электронный модуль
- Бак и барабан
- Двигатель
- Система подачи воды
- Система слива воды
- Система балансировки
- Принцип работы
- Особенности агрегатов с вертикальной загрузкой
- Видео
Из чего состоит автомобиль: основные части, узлы и агрегаты
Первый в мире автомобиль с бензиновым мотором был запатентован еще в далеком 1885 году гениальным немецким инженером Карлом Бенцом. Поразительно, но и в наши дни машина состоит из тех же основных частей, что и сто лет назад – это кузов, шасси и двигатель. Давайте подробнее рассмотрим из чего состоит автомобиль и его основные части.
В одной небольшой статье сложно, конечно, описать подробное устройство автомобиля, поэтому мы рассмотрим лишь основы, которые должен знать каждый автолюбитель.
В конце этого учебного материала вы найдете небольшой видео-урок об устройстве автомобиля с описанием основных частей, из которых он состоит, и их функций.
Также стоит отметить, что незнание общего устройства автомобиля и принципа работы его основных узлов и агрегатов, ведет к повышенным расходам на ремонт машины и её техническое обслуживание.
Общее устройство автомобиля
Основными составными частями в конструкции автомобиля, как мы уже писали выше, являются:
Все они состоят из множества отдельных элементов, деталей, узлов и агрегатов.
Двигатель – это сердце автомобиля. Он является источником механической энергии и приводит наше авто в движение. Наибольшее распространение в автомобилестроении получили двигатели внутреннего сгорания и дизельные моторы. Однако в последние годы все большую популярность завоевывают автомобили, оснащенные электрическими и гибридными двигателями.
Кузов автомобиля может иметь рамную и безрамную конструкцию. Как правило, в современных легковых автомобилях рама отсутствует, а все узлы и агрегаты крепятся непосредственно к кузову. Именно поэтому такой кузов называют несущим – данное конструкторское решение устройства автомобиля позволяет максимально снизить его массу. Советуем также ознакомиться с классификацией автомобилей по типу кузова.
Шасси автомобиля заслуживает отдельного внимания. Оно представляет собой множество механизмов, в задачи которых входит передача крутящего момента от силового агрегата (двигателя) к ведущим колесам, передвижение автомобиля и управление им. Эти группы механизмов называются трансмиссия, ходовая часть и механизм управления автомобилем.
- Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, тем самым, позволяя изменять крутящий момент по величине и направлению. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса обычно состоит из таких механизмов: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси.
- Ходовая часть автомобиля состоит из рамы или несущего кузова, переднего и заднего мостов, подвески (рессоры и амортизаторы), колес и шин. Подробнее о видах и типах подвесок автомобилей.
- Механизм управления автомобилем состоит из рулевого управления и тормозной системы (с барабанными и дисковыми тормозами). Он позволяет изменять направление и скорость движения автомобиля, останавливать его и удерживать на месте.
Кроме вышеперечисленных узлов, агрегатов и механизмов абсолютно все автомобили оснащены электрооборудованием, состоящим из источников и потребителей электрического тока.
Электрооборудование автомобиля запускает и дает возможность работать двигателю, освещает и обогревает салон машины, позволяет без проблем передвигаться в темное время суток и в непогоду, поддерживает противоугонную систему, заботиться о нашей с вами безопасности на дороге, превращает автомобиль в концертный зал или даже в кинотеатр, и выполняет множество других полезных и очень важных функций.
Видео-урок: из чего состоит автомобиль
Из чего состоит автомобиль: основные части, узлы и агрегаты
Личное автотранспортное средство уже давно не роскошь. Кто-то уже не представляет себя без машины и поездки на авто стали неотъемлемой частью жизни многих современных людей. Но не каждый автовладелец задумывается о том, как устроено транспортное средство и что заставляет его двигаться.
Общее устройство автомобиля
Конструкция автомобиля не так уж и сложна, как может показаться на первый взгляд. Совершенно любое транспортное средство состоит из пяти основных частей – мотор, ходовая часть, трансмиссия, кузов, электрооборудование и система управления.
Мотор
Двигатель – сердце автомобиля, задачей которого является преобразование тепловой энергии (сгоревшего топлива) в энергию механическую. После чего она передается через трансмиссию на колеса.
Ходовая часть
Множественные узлы и агрегаты, заставляющие автомобиль двигаться, относят к ходовой части – мосты, колеса и подвеска (задняя и передняя).
Трансмиссия
Основные составляющие трансмиссии:
- ведущий мост;
- коробка передач (КПП);
- ШРУСЫ;
- сцепление.
Задачей трансмиссии является передача крутящего момента на колеса машины с вала двигателя.
Электрооборудование и система управления
Механизм управления автотранспортным средством представлен рулем, связанным с передними колесами. С помощью руля определяется угол поворота и направление движения автомобиля. Тормоза – еще одна важная составляющая системы управления ТС, отвечающая за снижение его скорости и полной остановки.
Кузов
Практически все агрегаты и узлы крепятся к несущей части автомобиля – кузову.
- лонжероны;
- крыша транспортного средства;
- днище;
- моторный отсек;
- прочие навесные составляющие.
Это разделение весьма условно, поскольку все детали в автомобиле, так или иначе, взаимосвязаны.
Конструкция ТС постоянно совершенствуется, все больше начиняется электроникой, автоматикой. Производители работают над повышением безопасности эксплуатации ТС, топливной экономичности, снижением уровня шума и токсичности выхлопных газов.
Принцип действия зажигания
Совокупность приборов, отвечающая за появление искры в необходимый момент, именуется системой зажигания и является частью электрооборудования. Нормальная работа бензинового двигателя невозможна без системы зажигания. Выделяют три основных вида систем зажигания, схожих по принципу действия, но различающихся по конструкции.
Устройство системы зажигания
Когда машину заводят, источником питания выступает аккумулятор, после, эта функция передается генератору (во время работы двигателя).
Устройство, использующееся для передачи напряжения.
Устройство необходимое для накопления необходимой энергии. Бывают индукционные (в виде катушки) и емкостные накопители.
Система представляет собой блок и коммутатор. Распределитель может быть электронным либо механическим. Отвечает за подачу энергии.
Фарфоровый изолятор с двумя электродами, расположенными близко друг с другом. Отвечает за создание искры для воспламенения.
Основные этапы работы зажигания:
- накопление и подача необходимого уровня заряда;
- высоковольтное преобразование;
- момент распределения;
- образование искры;
- воспламенение топлива.
Принцип действия двигателя
- система зажигания обеспечивает подачу тока на свечу для получения искры;
- система охлаждения отводит тепло от стенок цилиндра и головок, предотвращая перегрев двигателя;
- система питания отвечает за подготовку новой порции рабочей смеси (топливо + воздух);
- механизм газораспределения отвечает за своевременный впуск новой порции рабочей смеси, и выведение отработавших газов;
- кривошипно-шатунный механизм преобразует движение (возвратно-поступательное) поршней во вращательное движение коленчатого вала;
- система смазки отвечает за подачу масла к трущимся поверхностям.
Сейчас в большинстве автомобилей используется четырехтактная система сгорания для преобразования топлива в энергию. Для правильно работы двигателя компрессия в цилиндрах должна соответствовать значениям от 11 до 15.
- впускается топливно-воздушная смесь (такт впуска);
- смесь сжимается и возгорается (такт сжатия);
- смесь сгорает и толкает поршень вниз (такт расширения);
- продукты горения выпускаются (такт выпуска).
Внутри цилиндра двигателя расположена камера, в которую вводится смесь с воздухом (либо по отдельности), где и происходит сгорание топлива. При сгорании тепловая энергия преобразуется в механическую энергию. После, продукты сгорания выводятся из цилиндра, а на их место поступает новая порция топлива. Совокупность этих процессов является циклом работы двигателя.
Принцип действия сцепления
Связующее звено между КПП и двигателем, подключающее и отключающее первичный вал коробки от маховика коленчатого вала называется сцеплением. На механике передачи переключаются только, когда сцепление выжато.
Конструкция узла сцепления:
- нажимной диск или «корзина»;
- вилка привода выжимного подшипника;
- выжимной подшипник;
- ведомый диск;
- система привода;
- педаль выключения сцепления.
По количеству ведомых дисков сцепление делится на однодисковые и многодисковые.
В однодисковом варианте корзина находится в связке с маховиком и вращается с ним. Все вращение передается на коробку передач, поскольку в ведомом диске находится шлицевая муфта, в которую входит вал КПП. Для переключения передачи водитель жмет на педаль, чем запускает следующие процессы:
- на вилку сцепления передается давление через систему привода сцепления;
- вилка, в свою очередь, двигает муфту выжимного подшипника вместе с ним к пружинам корзины;
- подшипник оказывает давление на лапки корзины;
- лапки на время отсоединяют диск от маховика.
Когда водитель отпускает педаль, подшипник отделяется от пружин и корзина сцепляется с маховиком.
В двухдисковых вариантах используется корзина, имеющая две рабочие поверхности и два диска сцепления. Ограничительные втулки и система регулировки синхронного нажатия расположены между рабочими поверхностями ведущего диска. Процесс отсоединения маховика происходит, как и в однодисковом сцеплении.
- механическое;
- гидравлическое (самый распространенный вариант);
- электрическое;
- одно — и многодисковое.
Принцип действия тормозной системы
Это одна из главных систем в транспортном средстве. При ее неисправности управление автомобилем становится опасным, более того, управление ТС в этом случае запрещено ПДД.
Гидравлический тормозной привод состоит из следующих элементов:
- тормозные цилиндры колес;
- педаль;
- вакуумные усилители;
- тормозные трубки;
- главный тормозной цилиндр с бачком.
Нажатием на педаль тормоза, водитель приводит в движение поршень главного тормозного цилиндра. Поршень выдавливает в трубопроводы к тормозным механизмам жидкость, за счет чего они оказывают сопротивление вращению колес. Так выглядит процесс торможения.
Тормозные механизмы фрикционного типа – самый распространенный вариант. Такие механизмы бывают двух видов – барабанные и дисковые. Раньше, традиционно барабанные тормоза устанавливались на задние колеса, а дисковые на передние. Сейчас же многие производители на все 4 колеса устанавливается один вид.
Конструкция представляет собой две колодки, тормозной цилиндр и пружину, размещенные внутри барабана на щите. На колодках крепятся фрикционные накладки.
При поступлении жидкости в цилиндр поршни, расходясь, раздвигают колодки. Они плотно соприкасаются с вращающимся на ступице тормозным барабаном и тормозят его.
Устройство состоит из диска, закрепленного на ступице колеса и суппорта, который закреплен на подвеске. В суппорте находятся две тормозные колодки и цилиндры.
Поршни рабочих цилиндров при торможении прижимают с помощью гидравлики к вращающемуся диску тормозные колодки, останавливая их.
Сложное, на первый взгляд, устройство автомобиля на самом деле оказалось гораздо проще, чем каждый себе представляет. Даже поверхностные знания конструкции автомобиля и основных его частей способны помочь автомобилисту не только правильнее управлять транспортным средством, но и вовремя распознать поломку и своевременно ее устранить.
Устройство стиральной машины-автомата
Устройство стиральной машины, то есть основные детали и принципы работы, одинаковы практически у всех моделей с фронтальной загрузкой вне зависимости от марки, будь то Samsung, LG, Indesit, Bosch, Ariston или Candy. Некоторые особенности есть у вертикальных стиральных машинок, у техники с дополнительным функционалом (например, у стирально-сушильных агрегатов) или новым типом двигателя (с прямым приводом).
Понимать, как устроена техника, нужно не только тем, кто собирается выполнять ее ремонт. Знание процессов, проходящих в агрегате, поможет бережнее относиться к особо уязвимым элементам и предотвратить некоторые поломки.
В нашей статье мы расскажем об основных узлах автоматической стиральной машины и принципах ее работы.
Основные детали
Рассказ о том, как устроена стиральная машина-автомат, нужно начать с описания ее деталей. На схеме, размещенной ниже, можно увидеть основные внутренние элементы и место их расположения. Помимо них в машине могут быть и дополнительные части, например различные датчики, реле и т. п.
К основным узлам стиральной машины относятся:
- корпус (панели, верхняя крышка и дверца люка);
- панель управления и электронный модуль;
- бак и барабан;
- двигатель;
- трубчатый электронагреватель (ТЭН);
- система забора воды (клапан, датчик уровня воды и др.);
- система слива воды (сливной насос, фильтр и др.);
- система балансировки (пружины, амортизаторы).
Дополнительными узлами могут быть целые системы, например система защиты от протечек, или отдельные датчики, например датчик уровня влажности белья в агрегатах с функцией сушки.
Расскажем об основных узлах подробнее.
Корпус и его элементы
Корпус стиральной машины состоит из передней, задней и двух боковых панелей, а также верхней крышки. В переднюю часть вмонтирована дверца люка, механизм замка и резиновая манжета. Дверь иногда имеет маленькое окошечко (открывающееся отдельно), через которое во время стирки можно добавлять вещи в барабан стиральной машины.
Резиновая манжета служит для обеспечения плотного прилегания двери и защиты от протекания воды. Механизм замка связан с модулем управления, который блокирует люк при включении программы стирки. В нижней части передней панели есть дверца, за которой размещен сливной фильтр.
Задняя панель, как правило, цельная, но встречаются модели стиральных машин, в которых можно снимать отдельно и часть задней стенки.
Панель управления и электронный модуль
Панель управления – это «лицо» стиральной машины, а электронный модуль – ее «мозг». На панели находятся рычаги и кнопки, которые позволяют выбрать необходимый режим стирки, запустить работу агрегата и отслеживать ее ход. Большинство современных моделей оснащены жидкокристаллическим дисплеем, на котором отображается вся необходимая информация (сколько минут осталось до конца цикла, включена ли блокировка люка и др.), а при неполадках высвечиваются информационные коды, по которым можно распознать характер неисправности.
Электронный модуль расположен прямо под панелью, он передает команды на все узлы агрегата, управляет их работой. В памяти модуля записаны программы стирки и функции, которые может выполнять техника. Для правильной работы плате необходима информация из разных частей машины, которую она получает благодаря сигналам с датчиков (таходатчика, термостата и др.).
Модуль управления и другие электронные детали агрегата особенно чувствительны к перепадам напряжения.
Бак и барабан
Бак – это пластиковая емкость, внутри которой расположен барабан. Вместе они занимают большую часть внутреннего пространства корпуса. Устройство барабана стиральной машины довольно простое – его изготавливают из металла, а в поверхности детали есть отверстия, через которые при стирке проходит вода.
В барабане установлен подшипниковый узел – связующее звено между валом, шкивом и мотором, который передает на барабан крутящий момент. Узел состоит из двух подшипников и резинового сальника, от его работоспособности зависит плавное вращение детали во время стирки. Чтобы продлить срок службы узла, не стоит перегружать барабан стиральной машины бельем.
Двигатель
Электродвигатель обеспечивает вращение барабана стиральной машины. Мотор с ременной передачей расположен под баком, а его вал соединен ремнем со шкивом – колесом, прикрепленным к валу барабана. Вращающий момент при такой конструкции передается с двигателя на барабан при помощи нескольких деталей.
В агрегатах, оснащенных прямым приводом, мотор расположен непосредственно на баке, связующих звеньев между ним и барабаном практически нет – вращающий момент передается напрямую.
Трубчатый электронагреватель отвечает за нагрев воды до необходимой для стирки температуры. По сути – это изогнутая металлическая трубка, которая при нагревании передает тепловую энергию воде. Установлена деталь обычно в нижней части бака под барабаном. Температуру воды контролирует специальный датчик – термостат.
Со временем из-за постоянного контакта с жесткой водой ТЭН покрывается известковым налетом, поэтому, чтобы он не вышел из строя, его нужно периодически очищать.
Система подачи воды
Система забора воды состоит из впускного клапана, входного фильтра и патрубков, соединяющих отсек для моющих средств со шлангом подачи воды и баком. Входной фильтр задерживает крупный мусор, который может попасть из водопровода в агрегат, и установлен в месте крепления шланга подачи воды к стиральной машине. Обычно это небольшая круглая сеточка из пластика или металла.
Впускной клапан обеспечивает подачу воды в бак и лоток для моющих средств, а также перекрывает ее подачу, когда прессостат (датчик уровня воды) подает на модуль управления сигнал о наполнении бака до нужного уровня.
Система слива воды
Главный элемент в системе слива воды – насос или помпа. С одной стороны деталь состоит из улитки, содержащей фильтр, а с другой – электромотора с крестовой крыльчаткой. Когда модуль управления передает на помпу сигнал, мотор начинает откачивать из бака воду и выводить ее через сливной шланг в канализацию.
Фильтр защищает детали насоса от попадания мусора. Его время от времени нужно очищать, доставая через дверцу на передней панели корпуса.
Система балансировки
Бак и барабан имеют достаточно большой объем и вес, а при выполнении стирки они довольно сильно вибрируют. Чтобы уравновесить возникающую вибрацию, в корпус машинки устанавливают систему противовесов – бетонные блоки, которые крепятся сверху и снизу бака.
Кроме того, бак устанавливают на амортизаторы, а сверху подвешивают на специальных пружинах, что также помогает гасить вибрации, возникающие в процессе стирки.
Дальше рассмотрим общий принцип работы стиральной машины.
Принцип работы
Стирка начинается с забора воды из водопровода. Электронный модуль подает сигнал на впускной клапан, он открывается, и вода поступает в лоток для моющих средств и бак. Прессостат отслеживает наполнение емкости и, после достижения достаточного уровня, подает на модуль соответствующий сигнал, после чего клапан закрывается. Затем включается ТЭН: он нагревает воду до температуры, соответствующей выбранной программе.
В процессе стирки барабан вращается (меняя направление и скорость). Из бака сквозь отверстия поступает вода с растворенным моющим средством, белье перемешивается, трется о рифленую поверхность барабана и таким образом постепенно очищается. Во время отжима вращение происходит с максимальной скоростью, центробежная сила помогает удалить большую часть влаги из белья. Отработанная вода из бака откачивается в канализацию при помощи помпы.
Таков основной принцип работы любой традиционной стиральной машины-автомата. Различия заключаются в дополнительных опциях и системах. Например, в агрегатах с функцией сушки есть добавочный ТЭН, который нагревает воздух, и специальный вентилятор, нагнетающий его в барабан. Процесс сушки выполняется после основного режима стирки, и под действием горячего воздуха остатки жидкости конденсируются и удаляются из вещей.
В агрегатах с функцией Eco Bubble есть устройство, установленное между патрубком диспенсера и баком стиральной машины. При прохождении через него смесь воды и порошка вспенивается, и стирка выполняется более эффективно.
Существует еще множество других дополнений к основному принципу стирки. Отдельно же стоит остановиться на устройстве стиральной машины с вертикальной загрузкой.
Особенности агрегатов с вертикальной загрузкой
У стиральных машин с вертикальной загрузкой большинство деталей такие же, как у фронтальных моделей: бак, барабан, двигатель, амортизаторы и т. д.
Корпус таких агрегатов оснащен откидной крышкой, через которую и происходит загрузка белья. Барабан установлен на двух подшипниковых узлах и имеет створки (многие агрегаты оснащены датчиком самопозиционирования, обеспечивающим остановку створок строго напротив верхней крышки). Панель управления обычно расположена на дальней стороне в верхней части корпуса.
У многих агрегатов данного типа нет резиновой уплотняющей манжеты, поскольку особенности конструкции бака и барабана (с отверстием вверху) практически исключают протечку воды через крышку. По той же причине забытое белье обычно можно добавлять в такую стиральную машину на протяжении всего цикла стирки.
Надеемся, что наша статья поможет вам узнать больше о домашней помощнице.
Видео
Более детально разобраться в устройстве стиральной машины вы можете, посмотрев видео, размещенное ниже.
Мама, жена и просто счастливая женщина. Черпает вдохновение в путешествиях, не представляет жизни без книг и хороших фильмов. Стремится стать идеальной хозяйкой и всегда готова поделиться полученным опытом.
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите кнопки:
Для стирки небольших вещей в дороге или гостинице удобно использовать обычный полиэтиленовый пакет. Носки или колготки разминают внутри завязанного пакета вместе с водой и небольшим количеством моющего средства. Такой способ позволяет предварительно замочить вещи и выполнить стирку, не повредив ткань и не потратив много порошка и воды.
Выражение «мыльная опера» («мыло») возникло не случайно. Самые первые сериалы и шоу, аудиторию которых составляли женщины, транслировались по телевидению в то время, когда домохозяйки выполняли уборку, глажку и стирку. К тому же для привлечения зрительниц к экранам в эфире часто прокручивали рекламные ролики моющих средств: мыла и порошков.
В XIX веке на стирку дамских туалетов уходила масса времени. Платья предварительно распарывали, а затем стирали и сушили каждую часть отдельно, чтобы ткань не деформировалась. После стирки одежду сшивали заново.
Космонавты, находясь на орбите Земли, решают проблему грязных вещей оригинальным методом. Одежду сбрасывают с космического корабля, и она сгорает в верхних слоях атмосферы.
Стиральные машины имеют отношение к возникновению выражения «отмывать деньги». В 30-е годы XX века американские гангстеры использовали сеть прачечных в качестве прикрытия своей нелегальной деятельности. Выдавая доходы от преступной деятельности за выручку, полученную от чистки одежды, они превращали «грязные» деньги в «чистые».
Существуют самые разные шарики, которые используются в стиральной машине. Антистатические не дадут ткани прилипать к телу после стирки, шарики со специальными петельками «причешут» ворсинки и предотвратят появление катышков, а силиконовые с пупырышками не дадут сваляться пуху при стирке верхней одежды.
Существует стиральная машина «для холостяков». Белье, постиранное в таком агрегате, совсем не нужно гладить! Все дело в том, что устройство не имеет барабана: часть вещей можно разместить внутри контейнера прямо на вешалках (например, пиджаки и рубашки), а вещи поменьше (допустим, белье и носки) – на специальных полочках.
Первая официально запатентованная стиральная машина была изготовлена из дерева и представляла собой ящик с рамой, наполненный до половины деревянными шариками. Внутрь загружали белье для стирки, моющее средство и при помощи рычага передвигали раму, которая, в свою очередь, заставляла двигаться шарики и перетирать белье.
Стиральные машины, оснащенные функциями «Без глажения» или «Легкая глажка», могут стирать белье и при этом практически не мять его. Достигается такой эффект за счет особого подхода к отжиму – он выполняется на низких оборотах, с большими паузами, причем в баке сохраняется небольшое количество воды.