Применяемый метод ремонта машин
В сельском хозяйстве применяют следующие методы ремонта машин: необезличенный, обезличенный и агрегатный.
Необезличенный — такой метод, когда все детали и комплектные группы, принадлежащие машине, после ремонта устанавливают на эту же машину. Положительной стороной метода является то, что с большой полнотой используются все детали, имеющие износы в допустимых пределах. Это стимулирует сохранность машины, улучшает качество эксплуатации и ухода за ней. Отрицательной стороной •является то, что при этом методе машина находится в ремонте длительный срок.
Применяют этот метод в мастерских отделений и центральных мастерских совхозов и колхозов при ремонте сложных, единичных машин, а также при ремонте простых сельскохозяйственных машин.
Обезличенный — это такой метод, при котором детали и комплектные группы машины обезличиваются и после ремонта устанавливаются на любую ремонтируемую машину данной модели.
Положительной стороной метода является то, что значительно сокращается длительность пребывания машин в ремонте и снижаются накладные расходы. Отрицательной стороной является то, что не стимулируется сохранность машины и деталей, бережливое отношение к машине.
Полностью обезличенный ремонт применяют на крупных специализированных предприятиях по ремонту отдельных агрегатов и систем. В мастерских совхозов и колхозов, а также в мастерских общего назначения системы Госкомсельхозтехники при ремонте большого количества тракторов, комбайнов и сложных сельскохозяйственных машин применяют частично обезличенный ремонт, при котором основные базисные и дорогостоящие детали (рама, блок, коленчатый вал, шатуны и др.) не обезличиваются.
Агрегатный — это метод, при котором неисправные, подлежащие ремонту агрегаты и комплектные группы машины заменяют отремонтированными или новыми. При наличии соответствующего количества запасных деталей и комплектных групп целесообразно организовать агрегатный метод устранения отказов и проведения сложных технических обслуживании. Особенно эффективно применять агрегатный метод на машинах, работающих в уборочно-транспортных комплексах. Он позволяет в мастерских совхозов и колхозов ремонтировать сложные машины с заменой изношенных агрегатов. Ремонт же самих агрегатов должен выполняться специализированными ремонтными предприятиями, на которых создаются оборотный фонд агрегатов и комплектных групп. Этот фонд используется следующим образом: в хозяйствах — для замены изношенных агрегатов и комплектных групп на машинах, подвергающихся текущему ремонту в мастерских хозяйств; на ремонтных предприятиях — в качестве задела для бесперебойной и непрерывной работы предприятия.
Обменные агрегаты и комплектные группы могут быть только на специализированных ремонтных предприятиях или на обменных пунктах системы Госкомсельхозтехники и предназначены для обмена на сдаваемые заказчиками (совхозами,. колхозами) однотипные агрегаты, подлежащие ремонту.
Этот метод ремонта способствует значительному сокращению пребывания машин в ремонте, улучшает качество и снижает себестоимость ремонта машин в мастерских совхозов и колхозов.
Виды и методы ремонта машин и их сущность, назначение.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Основы организации и технологии ремонта машин……………………………. 4
Тема 1.2. Виды и методы ремонта машин……………………………….………………….4-5
- Виды и методы ремонта машин и их сущность, назначение …………………………..4
- Производственный, технологический процессы и их элементы………………….6-7
Раздел 2. Производственный процесс ремонта машин………………………………………8
Тема 2.1. Прием автомобилей и агрегатов в ремонт…………………………..……………8
2. Приемка автомобилей и агрегатов в ремонт и их хранение…………..……………….9
Тема 2.2. Разборка автомобилей и агрегатов…………………..……………………………10
3. Организация разборочных работ………………………………..………………………11
4. Особенности разборки резьбовых соединений и соединений с натягом
Тема 2.4. Дефектация и сортировка деталей……………………..………………………. 14
5. Назначение и сущность дефектации и сортировки деталей……………………….….14
6. Капиллярные методы дефектации (контроля) деталей…………………………….….17
7. Контроль скрытых дефектов деталей (специальные методы дефектоскопии: магнитный, ультразвуковой)…………………………………………………………………………..…20
Раздел 3. Основные способы восстановления деталей………………………………….…..27
Тема 3.1. Классификация способов восстановления деталей……………………………. 27
8. Классификация и краткая характеристика наиболее распространенных
способов восстановления деталей…………………………………………………………..27
9. Восстановление деталей слесарно-механической обработкой………………………….27
10. Ремонт резьбовых отверстий и трещин в корпусных деталях. ………………. …….30
11. Классификация основных способов сварки и наплавки их краткая характеристика, материалы, область применения……………………………………………………………..30
Тема 3.3. Восстановление деталей сваркой и наплавкой…………………………………….33
12. Восстановление деталей наплавкой под слоем флюса (сущность, применяемое оборудование, достоинства и недостатки способа); материалы применяемые при наплавке под слоем флюса (проволоки, флюсы)…………………………………………………………….33
13. Восстановление деталей вибродуговой наплавкой (сущность процесса, применяемые материалы и оборудование, область применения)………………….……………………….36
14. Электроконтактная сварка и наплавка (приварка ленты, проволоки, порошка). Сущность процесса, область применения, достоинства и недостатки…………………..……………. 38
15. Основные виды сварки. Подготовка поверхностей перед сваркой…………………….40
16. Автоматическая наплавка в среде защитных газов (сущность процессов, оборудование, применяемые материалы, достоинства, недостатки)…………………………………. 44
17. Восстановление деталей электроискровой обработкой (сущность, оборудование, достоинство, недостатки)…………………………………………………………………….45
Тема 3.4. Восстановление деталей пайкой…………………………………………………. 48
18. Восстановление деталей пайкой (сущность процесса, технология, припои и флюсы, применяемые при пайке, достоинства, недостатки)……………………………………….48
Тема 3.5. Восстановление деталей напылением…………………………………………….51
19. Восстановление деталей напылением (металлизацией). Виды, сущность, применяемое оборудование, материалы……………………………………………………. ….…. 51
Тема 3.6. Восстановление деталей давлением (пластические деформации)…..….………54
20. Восстановление деталей давлением (пластическим деформированием: сущность, назначение, виды)………………………………………………………………. …. ……..54
Тема 3.7. Восстановление деталей электролитическими покрытиями…………………. 55
21. Восстановление деталей электролитическими покрытиями: сущность
процесса, достоинства, недостатки………………………………………………………….56
22. Восстановление деталей хромированием: применяемое оборудование
материалы, технологический процесс, область применения………………………………57
23. Восстановление деталей осталиванием. Свойства покрытий, электролиты, оборудование, преимущества способа……………………………………………………………………….62
Тема 3.8. Восстановление деталей с применением синтетических материалов…………. 64
24. Восстановление деталей полимерными материалами (синтетическими): применяемые материалы, оборудование……………………………………………………………………64
Раздел 4. Ремонт типовых деталей…………………………………………………………..67
Тема 4.1. Выбор способа ремонта деталей, разработка технологических
процессов ремонта и изготовления типовых деталей………………………….……………67
25. Выбор рационального способа ремонта деталей, факторы, влияющие
Раздел 1.
Тема 1.2. Виды и методы ремонта машин
Виды и методы ремонта машин и их сущность, назначение.
Процесс ремонта может быть классифицирован по разным признакам.
По признаку сохранение принадлежности ремонтируемых частей различают необезличенный и обезличенный ремонт.
При необезличенном ремонте сохраняется принадлежность восстанавливаемых (отремонтированных) составных частей к определенному экземпляру изделия. Это значит, что снятые с данной машины изношенные сборочные единицы (агрегаты и узлы) и детали после их восстановления или ремонта устанавливают на ту же машину, с которой они были сняты. Второстепенные детали (крепежные, прокладки и т. п.) могут быть заменены.
Основные недостатки: длительность, так как продолжительность ремонта машины включает также время, затрачиваемое на ремонт деталей; необходимость больших производственных площадей на ремонтных предприятиях, так как разобранная машина все время, которое затрачивается на ремонт снятых с нее деталей, находится в цехе.
Этот вид ремонта может быть применен только в том случае, когда ремонтируется большая номенклатура машин малыми сериями.
Обезличенный ремонт характерен тем, что отремонтированные сборочные единицы и детали устанавливают на любую машину данной марки. Следовательно, принадлежность восстановленных или отремонтированных составных частей к определенному экземпляру машин не сохраняется. Этот вид ремонта более прогрессивный по сравнению с необезличенным, поэтому он является основным.
Обезличенный ремонт базируется на взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц, заложенной при изготовлении машин. Он позволяет применять передовую организацию производства — агрегатный и поточный ремонты, которые предусматривают сборку машин из заранее отремонтированных сборочных единиц.
По признаку «степень восстановления ресурса» для строительных, путевых и других машин транспортного строительства различают капитальный и текущий ремонт.
Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и ресурса изделия, близкого к полному, с заменой или восстановлением любых его частей, в том числе базовых. При этом под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других частей (например, поворотная платформа экскаватора).
Текущий ремонт выполняется для обеспечения работоспособности изделия. Он заключается в замене или восстановлении отдельных частей машин.
По признаку «планирование» различают плановый и неплановый ремонт.
При плановом ремонте постановка машины в ремонт осуществляется в соответствии с требованиями и показателями нормативно-технической документации после определенной наработки.
Плановый ремонт выполняется в соответствии с годовыми планами капитального ремонта.
Неплановый ремонт проводится без предварительного назначения при необходимости устранения последствий отказов или происшествий.
По признаку «регламентация выполнения» различают регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию.
Регламентированный ремонт является плановым ремонтом, выполняемым с периодичностью и в объеме, установленными эксплуатационной документацией независимо от технического состояния машины к моменту начала ремонта. Такой ремонт обычно применяется для машин, связанных с безопасностью людей (например, лифты).
Ремонт по техническому состоянию — это плановый ремонт, при котором перед постановкой в ремонт проводится контроль технического состояния машин путем осмотра, технической диагностики или другим способом. При этом устанавливаются необходимость в проведении ремонта и его объем. Для машин транспортного строительства принят этот вид ремонта.
По признаку «организация выполнения» ремонт может быть осуществлен тупиковым, агрегатным и поточным методами.
Тупиковый метод ремонта применяется при необезличенном виде ремонта. Он может выполняться универсальными или специализированными бригадами.
В первом случае весь комплекс работ по ремонту машины, кроме восстановления деталей, выполняется одной бригадой.
Такая организация требует высокой квалификации рабочих, так как каждый член бригады должен уметь отремонтировать любой агрегат или узел. При этом каждая бригада должна иметь все необходимые приспособления, инструмент и запасные части для ремонта всех сборочных единиц машин. Для такой организации ремонта характерны низкая производительность труда и высокая стоимость.
Более прогрессивным является ремонт специализированными бригадами. В этом случае разбирает и собирает машины одна бригада, а ремонтируют сборочные единицы другие бригады, специализированные на ремонте групп сборочных единиц, близких по технологическим признакам. Ремонт осуществляют на определенных рабочих постах, обеспеченных необходимыми приспособлениями и инструментами.
По сравнению с универсальными бригадами организация ремонта специализированными бригадами имеет ряд достоинств:
повышение производительности труда вследствие специализации ремонта определенных сборочных единиц машин, что позволяет более правильно использовать квалификацию рабочих, а также технологическую оснастку;
сокращение продолжительности ремонта машин вследствие повышения производительности труда; снижение стоимости ремонта.
Агрегатный метод организации ремонта предусматривает замену изношенных агрегатов и узлов новыми или заранее отремонтированными, поступившими из оборотного фонда.
Этот метод может применяться на ремонтных предприятиях и в условиях эксплуатации. В первом случае машину разбирают на сборочные единицы, которые направляют в ремонтные цехи. Собирают машины с использованием оборотного фонда. Отремонтированные сборочные единицы поступают в оборотный фонд.
При ремонте в условиях эксплуатации ремонтное предприятие только ремонтирует сборочные единицы, а снимает (демонтирует) неисправные и собирает (монтирует) отремонтированные агрегаты и узлы на месте работы машины.
Виды и методы ремонта
В процессе работы узлы и агрегаты автомобиля постепенно изнашиваются, в результате чего изменяются его эксплуатационные качества: увеличиваются зазоры между сопряженными деталями, повышается расход эксплуатационных материалов (топлива, масла, воды и т. п.), ухудшаются ходовые качества.
Техническим обслуживанием удается уменьшить интенсивность износов и продлить срок службы агрегатов и узлов автомобиля.
Но наступает такой период, что техническое обслуживание не может устранить неисправности автомобиля и его необходимо ремонтировать, т. е. восстанавливать его эксплуатационные параметры. Следовательно, ремонтом автомобиля называется устранение его неисправностей и восстановление работоспособности.
Для восстановления автомобиля изношенные детали заменяют новыми или отремонтированными.
С целью определения износа деталей агрегаты и узлы обычно снимают с автомобиля и разбирают, затем собирают и регулируют.
Положением о техническом обслуживании и ремонте автомобилей, действующим в Советском Союзе, установлено два вида ремонта: текущий и капитальный. Эти виды ремонта выполняют по потребности. Текущий ремонт производят для устранения отдельных неисправностей, возникающих при эксплуатации, при удовлетворительном общем состоянии автомобиля или агрегата и наличии у них достаточного для дальнейшей работы ресурса работоспособности.
Текущий ремонт
Выполняют путем проведения разборочно-сборочных, слесарно-подгоночных и других работ с заменой у агрегатов отдельных изношенных или поврежденных деталей, кроме базовых; у автомобилей — отдельных узлов и агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта.
Наименование агрегатов | Наименование базовых деталей |
Двигатель | Блок цилиндров |
Задний мост | Картер |
Передний мост | Балка передней оси или поперечина независимой подвески |
Коробка передач | Картер |
Подъемный механизм автомобиля-самосвала | Головка цилиндров гидравлического механизма и картер коробки отбора мощности |
Рулевой механизм | Картер |
Кузов (или кабина) | Каркас кузова или кабины |
Рама | Продольные балки |
Некоторые операции текущего ремонта, потребность в которых (особенно по узлам и агрегатам, влияющим на безопасность движения) возникает наиболее часто и регулярно, могут включаться в объем
ТО-2. Эти операции составляют объем так называемого предупредительного (профилактического) ремонта, выполняемого, как и техническое обслуживание, принудительно, в плановом порядке.
Потребность в текущем ремонте выявляют: водитель во время работы автомобиля и механик во время технического обслуживания автомобиля. Водитель или механик по техническому обслуживанию автомобилей составляет заявку на ремонт, где указывает, какие работы необходимо выполнить для устранения неисправности.
Капитальный ремонт
Выполняют при общем ухудшении технического состояния и исчерпании ресурса работоспособности автомобиля или агрегата для восстановления этого ресурса и обеспечения их работоспособности до следующего капитального ремонта.
Автомобиль можно направить в капитальный ремонт, если рама и кабина (для грузовых автомобилей) или кузов (для легковых автомобилей), а также большинство агрегатов нуждаются в капитальном ремонте. Агрегат подвергают капитальному ремонту в случае необходимости ремонта или замены его базовой детали.
Потребность в капитальном ремонте устанавливают проверкой технического состояния автомобиля (агрегата) после того, как он пройдет установленный нормами пробег (в тыс. км) до капитального ремонта.
Методы ремонта
Ремонтируют автомобили двумя методами: индивидуальным и агрегатным.
При индивидуальном методе автомобиль разбирают на агрегаты, узлы и детали; детали ремонтируют или заменяют, агрегаты собирают и устанавливают на ту же раму автомобиля.
Этот метод применяют редко из-за длительного простоя автомобиля в ремонте.
При агрегатном методе на автомобиль устанавливают отремонтированные узлы и агрегаты с других автомобилей или новые агрегаты и узлы из оборотного фонда (запаса). Основное преимущество агрегатного метода — сокращается время пребывания автомобиля в ремонте. По существу оно равно времени, затрачиваемому на замену агрегатов и узлов, т. е. на разборочно-сборочные работы.
Агрегатный метод увеличивает коэффициент технической готовности автомобильного парка и уменьшает затраты на ремонт, в результате повышается производительность автомобильного парка и снижается себестоимость перевозок.
Модель автомобиля | Автомобиль | Двигатель | Коробка передач | Передний мост | Задний мост | Рулевой механизм |
«Москвич-412» | 125 | 125 | 125 | 125 | 125 | 125 |
ГАЗ-53А | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
ГАЗ-51А | 135 | 80 | 80 | 135 | 135 | 80 |
ЗИЛ-130 | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 |
Организация ремонта автомобилей
Капитальный ремонт автомобилей, как правило, производят авторемонтные заводы или мастерские. Комплектность автомобиля (агрегата), сдаваемого в капитальный ремонт, должна соответствовать установленным требованиям, а неисправности должны быть следствием естественного износа деталей при нормальной эксплуатации. Принимает в ремонт автомобили и агрегаты представитель авторемонтного завода или мастерских, а сдает заказчик. Это оформляют приемо-сдаточным актом.
Текущий ремонт автомобилей производят автотранспортные предприятия своими силами. Для этого в производственных помещениях предприятия выделяют зону (участок) текущего ремонта. Во избежание простоя автомобилей предприятия выполняют текущий ремонт в межсменное время.
Контрольные вопросы
Назовите виды ремонта автомобилей и расскажите об их содержании.
Какие детали автомобиля называют базовыми?
В чем преимущества агрегатного метода ремонта по сравнению с индивидуальным?
Назовите методы ремонта автомобилей и объясните их сущность.
Кто производит текущий и капитальный ремонт автомобилей?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова