- Моторные масла и их характеристики – требования, классификация, обзор популярных марок
- Содержание:
- Требования к моторным маслам
- Классификация
- По вязкости (SAE)
- По стандарту ACEA
- Группы моторных масел и области их применения
- Свойства моторных масел
- Риски при просрочке сроков замены масла
- Таблица: марки автомобильных масел и их характеристики
- Основные виды автомобильных масел и их применение
- Классификация автомобильных масел
- Различия в области применения автомобильных масел
- Разъяснения API (бензиновый двигатель)
- Разъяснения API (дизельный двигатель)
- Систематизирование по свойствам вязкости/температуры
- Существуют следующие температурные пределы:
Моторные масла и их характеристики – требования, классификация, обзор популярных марок
15.12.2017
Большинство автолюбителей, заботящихся о техническом состоянии своих транспортных средств волнует вопрос про моторные масла их виды и характеристики. От качественных показателей и эксплуатационных характеристик напрямую зависит корректность работы двигателя автомобиля и длительность его эксплуатации. В статье мы расскажем про основную классификацию продукта и представим сводную таблицу совместимости марок и масел.
Содержание:
Требования к моторным маслам
Основное назначение масел – обеспечение эффективного смазывания внутренних элементов роторных и поршневых двигателей внутреннего сгорания. В составе продукта – базовые масла и присадки, помогающие охлаждать детали, взаимодействующие между собой при работе.
При нахождении моторной смазки в элементах системы двигателя сгорания и на поверхностях деталей, она подвергается воздействиям различного характера, а именно: механическим, термическим и химическим. Фактор оказывает влияние на характеристики, что отражается на длительности периода эксплуатации.
Выбирая смазку для мотора, важно обеспечить полное соответствие трех характеристик: конструкции агрегата, условий его эксплуатации и свойств самого смазочного материала.
Перед покупкой удостоверьтесь, что масло отвечает параметрам ниже:
- Обладает по отношению к нерастворимым включениям высокими моющими, солюбилизирующими и диспергирующе-стабилизирующими характеристиками. Особенность помогает эффективно очищать детали от загрязнений.
- Отличается высокой термической и термоокислительной способностью, что позволит эффективно использовать моторную смазку для охлаждения сильно нагревающихся поршня и поршневых колец.
- Владеет способностью эффективно защищать детали мотора от износа, нейтрализуя действие кислот.
- Не оказывает на металлические детали мотора коррозионного воздействия в процессе работы и при длительных простоях.
- Обеспечивает запуск мотора в холодном состоянии, эффективную прокачиваемость смазки в нем, а также надежное смазывание деталей в экстремальных условиях.
- Совместимо с материалом производства уплотнительных элементов систем для нейтрализации отработанных газов.
- Не создает пену в холодном и горячем состояниях.
- Отличается низким расходом на угар и невысокой летучестью.
Классификация
С начала прошлого века их стали разделять на несколько категорий в зависимости от степени вязкости смазочного материала. Подобную систему классификации, разработанную и внедренную специалистами американского сообщества автомобильных инженеров (SAE), сразу оценили производители моторных смазок и их потребители, которым стало значительно легче подбирать их для своей техники.
Подобное разделение активно используется для того, чтобы подобрать моторные масла, их марки и характеристики в зависимости от требований потребителя.
Для разделения смазок по области применения используется система, разработанная Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA). Значительное внимание уделяется в стандарте от ACEA, чтобы масла соответствовали требованиям экологического стандарта Euro. В России и странах СНГ используется система ГОСТ, распределением на различные эксплуатационные группы.
В зависимости от химического состава и способа получения основы масло бывает минеральное, полностью изготовленное из продуктов переработки нефти, или синтетическое. Производителями смазочных материалов разработаны полусинтетические смазки, полученные дополнением в минеральную основу добавок.
По вязкости (SAE)
Согласно положениям стандарта SAE, общепринятого на международном уровне, моторные смазки делятся на различные группы в зависимости от их вязкостно-температурных характеристик.Техническое масло относится к одной из 17-ти категорий вязкости:
- 8 зимних: 0W; 2,5W; 5W; 7,5W; 10W; 15W; 20W; 25W;
- 9 летних: 2,5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60.
Литера W показывает потребителю возможность его использования при низких температурах, не утрачивая первоначальных характеристик. Для масел категории производителями указывается не только значение минимальной вязкости при 1000, но и минимальная температура пуска мотора (минимальная температура прокачивания). Согласно требованиям стандарта SAE, масла, относящиеся к категории зимних, рекомендованы к эксплуатации при температурах:
Смазки, относящиеся к категории всесезонных, по стандарту SAE обозначаются сдвоенным номером: первая часть указывает на значение вязкости при отрицательных температурах, вторая – при положительных.
В зависимости от условий эксплуатации двигателя транспортного средства, по стандарту SAE масла советуем подбирать по специальным таблицам вязкости.
По стандарту ACEA
Моторные масла по стандарту ACEA могут относиться к одной из категорий:
- A/B – обычные масла, используемые для бензиновых и дизельных двигателей;
- C – смазочные материалы, характеризующиеся повышенной совместимостью с каталитическими нейтрализаторами;
- E – подходит для высоконагруженных дизельных двигателей, эксплуатирующихся в тяжелых условиях.
Масла из перечисленных выше категорий, делятся на подгруппы:
- A/B: A1/B1; A3/B3; A3/B4; A5/B5;
- C: C1; C2; C3; C4; C5;
- E: E4; E6; E7; E9.
Для выбора масла, выпускаемого в соответствиями требованиям стандарта ACEA, рекомендуем использовать специальные профессиональные таблицы по подбору.
Группы моторных масел и области их применения
В предложенной таблице приводится классификация масел в зависимости от области их применения:
Группа масел по ГОСТ | Группа масел по API | Область применения |
A | SB | Не форсированные двигатели (бензин, дизель) |
Б1 | SC | Малофорсированные двигатели, работающие на бензине |
Б2 | CA | Малофорсированные двигатели на дизельном топливе |
В1 | SD | Среднефорсированные двигатели, функционирующие на бензине |
В2 | CB | Среднефорсированные двигатели на дизельном топливе |
Г1 | SE | Высокофорсированные двигатели, функционирующие на бензине и эксплуатирующиеся в тяжелых условиях |
Г2 | CC | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (без наддува, с умеренным наддувом) |
Д1 | SF | Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине и эксплуатирующиеся в еще более тяжелых условиях, чем для группы Г |
Д2 | CD | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (с наддувом) |
Е1 | SG | Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д |
Е2 | CF-4 | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д |
Свойства моторных масел
К основным свойствам моторных масел относят:
- Вязкость – важнейшая характеристика смазочного материала, определяющая тип двигателя для использования.
- Коксуемость – параметр, характеризующий склонность масла к образованию смол и нагаров.
- Зольность – количество добавок в составе масла, образующих золу после сгорания смазочного материала. Масла с высокой зольностью отличаются повышенной склонностью к нагарообразованию.
- Содержание в масле механических примесей, которые забивают фильтры и масляные каналы, способствуя интенсивному износу деталей.
- Содержание в составе масла воды, улучшающей характеристики и влияющей на цену.
- Щелочное число – характеристика, определяющая количество кислот и щелочей в составе.
- Моющие свойства.
- Температура застывания когда масло утрачивает жидкостную подвижность.
- Цвет и прозрачность.
Риски при просрочке сроков замены масла
Автопроизводители настоятельно рекомендуют своевременно менять масло, залитое в бензиновый или дизельный двигатель. Если не придерживаться рекомендации, то вы столкнетесь с последствиями:
- масло, утратившее характеристики из-за повышенного содержания в его составе продуктов износа, начнет забивать фильтр;
- разлагающаяся основа выпадет в твердый осадок;
- за счет развивающегося процесса смолообразования, начнется процесс “склеивания” элементов двигателя и затора его масляных магистралей;
- выйдет из строя маслоприемник;
- элементы двигателя, лишенные качественной смазки, начинают интенсивно изнашиваться, приводя к выходу из строя всего агрегата.
Таблица: марки автомобильных масел и их характеристики
В таблице перечислены популярные моторные масла, их марки и характеристики.
Основные виды автомобильных масел и их применение
Без применения моторного масла не получится запустить ни один двигатель внутреннего сгорания. Моторное масло считается смазывающей жидкостью, защищающей от коррозии металл, покрывающей комплектующие двигателя, которые трутся друг об друга, в тоже время образовывая на них пленку для защиты. А также к задачам, которые выполняет моторное масло можно отнести и равномерное распределение тепла непосредственно по всему двигателю.
К числу отличительных качеств моторного масла относят: состав, вязкость, назначение, температурный режим, эксплуатация и т.п. Смазочным материалом считается совокупность базового масла и присадки (специализированная добавка, способствующая улучшение параметров). А про типологию и разновидность моторного масла вы узнаете из нашей статьи.
Классификация автомобильных масел
Для систематизации процесса, и упрощения процедуры подбора масла при покупке, мировые производители разработали специальную классификацию и систему стандартов. Благодаря чему стало легко подбирать смазочную жидкость под марку автомобиля и тип двигателя.
1) Любое моторное масло можно разделить на три класса, основываясь на базе его основы:
Синтетическое (“Fully Synthetic”) . Базовыми элементами считаются химические составляющие, которые синтезируют с помощью процессов химии. Обладает сочетаемостью с разними присадками, которые способствуют улучшению составу конечного продукта. Имеет защитные свойства и очищение ДВС. Не способствует загустению при минимальной температуре, конечно, в заданных границах. При высоком температурном режиме поддерживает рабочие свойства;
Полусинтетическое (“Semi-Synthetic”) . Компромиссное решение между синтетическим и минеральным маслом. И тем не менее основой служит «минералка», с использование большого числа присадок. Данный состав схож с синтетическим маслом, из чего следует, что аналогичные эксплуатационные данные вы получите по заниженной стоимости;
Минеральное (“Mineral”) . Состоит из минерального основания, которое произведено на стадии обработки нефти. Эксплуатационные и технические качества проигрывают синтетическому маслу. Из-за наличия природных элементов в его составе, работа при высоких температурах проходит нестабильно. А вот при минусовой температуре имеет свойство густеть. В процессе химических реакций вступает в контакт с воздухом, что приводит к образованию нагара на двигателе при закипании.
2) Моторное масло разделяются на виды двигателей:
3) Вязкостно-температурное свойство;
Различия в области применения автомобильных масел
Перейдем к более подробному описанию каждого из классов применения. Уже из вышесказанного ясно, что существуют три вида двигателей: дизельный, бензиновый и турбированный. Но за последнее время появились подгруппы масел собственных видов. Это взаимосвязано с широким производством бензиновых и дизельных двигателей с турбонаддувом.
Что различает данную классификацию масел друг от друга? К отличительным качествам можно отнести химсостав, который обладает разнообразием присадок в своем составе. Благодаря им образуются специальные условия, которые способствуют продуктивной работе масла на двигателе с конкретным видом топлива. С помощью присадок устраняется вспенивание и загустение масла в турбо-моторах. В регламенте международного стандарта API указываются соответствующие показатели.
Тип масла для конкретного двигателя указывается в названии стандарта, точнее после него в виде двух латинских букв:
S (“Service”) – бензиновый мотор;
С (“Commercial”) – дизельный мотор.
Вторая по счету буква говорит о наличии турбины, и описывает дату производства двигателя для них, и подходящее масло. На этикетках дизельного масла ещё имеются цифры 2/4, которые обозначают 2-х или 4-х тактный двигатель. Стандартное автомобильное масло используется на бензиновом двигателе, и дизельном, только классификация во втором варианте имеет двойной стандарт. Например, SF/CC, SG/CD и т.д.
Разъяснения API (бензиновый двигатель)
SC
производство моторов до 1964 года
SD
до 1964-68 годов
SE
до 1969-72 годов
SF
до 1973-88 годов
SG
до 1989-94 года (суровые условия эксплуатации)
SH
до 1995-96 года (суровые условия эксплуатации)
SJ
до 1997-2000 года (модернизированные энергосберегающие свойства)
SL
до 2001-03 года (срок эксплуатации продолжительный)
SM
машины (моторы) с 2004 года
SL+
усиленная сопротивляемость к окислительному проц ессу
Мы рекомендует, перед тем как использовать масло иной марки от вашего двигателя ознакомитесь с показателями API. Он применяется только по возрастающей, не стоит использовать выше 2-х уровней.
Например: вы использовали масло SH, а следующее марка, которую можно использовать будет SJ, т. к. состав масла аналогичен составу класса выше.
Мы не советуем осуществлять замену используемого масла с маркировкой SD (машины с архаичными ДВС) на SL (современные авто). Это может привести к неисправностям частей двигателя, и особому его износу.
Разъяснения API (дизельный двигатель)
CB
двигатели, разработанные до 1961 года (с высокой концентрацией серы)
CC
до 1983 года (тяжелые условиях эксплуатации)
CD
до 1990 года (топливо с высоким содержанием серной кислоты; суровые условия эксплуатации)
CE
до 1990 года (турбонаддув)
CF
до/с 90 года, (турбонаддув)
CG-4
до/с 94 года (турбонаддув)
CH-4
до/с 98 года (завышенные параметры по выбросу вредных веществ в атмосферу; для рынка США)
CI-4
авто (силовые агрегаты) с турбонаддувом, с клапаном системы EGR
CI-4+ (p lus)
идентично предыдущему (+адаптация под высокие экологические нормы США)
Систематизирование по свойствам вязкости/температуры
В настоящее время массово применяется международный стандарт SAE в большом количестве составов масляных жидкостей. SAE регулирует густоту масла, что является критерием выбора при покупке. Автомасло обладает двумя видами эксплуатации — зимний и летний. Стандарт SAE использует обозначение в виде цифра-латинская буква-цифра. Числа считаются показателем вязкости (высокий/низкий режим температуры).
Например: масляной состав 5W-40, где W означает оптимизацию под низкую температуру зимой; 5 — максимально низкий температурный режим, который сохранит исходные свойства моторного масла; 40 – предельная плюсовая температура, при которой сохранятся полезные свойства состава масла.
В ситуациях использования масла в летний период, маркировка будет иметь значение “SAE 40”. Число имеет значение самого высокого температурного режима, при котором сохранятся полезные свойства смазочной жидкости.
Существуют следующие температурные пределы:
0W
моторное масло используется при низких температурах до -35о C