Уводить в сторону автомобиль может в любых условиях движения, не только при торможении. Но если это происходит сразу после активации тормозов, то основная опасность состоит в неготовности водителя. К тому же тормозные усилия очень велики, гораздо больше, чем при разгонах и поворотах. И если проблема частично проявляется всегда, то обращать внимание на нее с особой тщательностью надо именно при интенсивном замедлении.
Симметрия и асимметрия в тормозной системе
Главное условие осевой стабильности торможения – полная симметричность тормозных усилий слева и справа. В целом конструктивно это соблюдается. Но только теоретически. На практике даже у полностью исправной машины имеется асимметрия. Все дело в дублировании рабочих тормозов. На многих машинах при отказе одной из ветвей соблюдается условие поддержки тормозов передней оси. Именно на нее приходится большая часть ответственности за замедление. Туда динамически перераспределяется нагрузка, машина «клюет носом».
Технически это реализовано работой одного контура на переднее левое и заднее правое, второго – на два оставшихся колеса. При любом отказе тормоза потеряют меньшую часть эффективности. Так называемый диагональный привод. Но отказ не всегда полный. Частичное снижение работоспособности будет вызывать разворачивающий момент. Машину потянет в сторону.
Возможные источники неравномерности
Для торможения в рабочих механизмах колес колодки прижимаются к дискам или барабанам, автомобиль замедляется. Именно тут скрыт самый частый случай увода в сторону:
- грязь, вода или иные смазывающие вещества на колодках;
- проблемы с гидравликой, в простейшем случае завоздушивание, могут сказаться больше с одной из сторон;
- пары трения колодка-диск могут быть неравномерно изношены, не исключено появление бракованных или некачественных запчастей;
- температура тормозов не всегда одинакова на всех колесах.
Необязательно дело состоит в колодках:
- подвержены коррозии и подклиниванию поршни в суппортах;
- узлы с плавающей скобой также изменяют геометрию из-за ржавчины и износа;
- не были заменены одновременно с колодками их направляющие и защитные пыльники, не нанесена смазка;
- нарушена работа регуляторов ручного тормоза и задних механизмов.
Тормоза передают усилие через ступичные узлы и колеса на подвеску. Там список неисправностей будет продолжен.
Проблемы, не относящиеся непосредственно к тормозам
Иногда водитель не обращает внимания на особенности дорожного покрытия. Следует проверить, всегда ли увод происходит в одну сторону. Вполне возможно, что профилирование дорожного полотна, а также состояние асфальта, влияет на асимметрию. Достаточно хотя бы проехаться по данному участку дороги в противоположном направлении, попадая в ту же колею. Или сравнить с поведением машины в идеальных условиях, когда участок строго горизонтальный, а покрытие ровное и однородное.
Всё остальное будет иметь отношение именно к состоянию машины. Неисправности вероятны в ходовой части и даже в трансмиссии:
- на автомобиле стоят шины с разным по назначению или износу протектором;
- не отслеживалось давление;
- изношены шарниры подвесок, колесо меняет плоскость вращения при замедлении;
- разбалансировка вызывает неравномерную работу АБС.
Влиять могут самые неожиданные причины, например, неравномерная загрузка автомобиля относительно продольной оси.
Порядок диагностики
Лучше всего её проходить на стенде, например, в рамках технического осмотра. Но не всегда это удобно, а СТО мало где имеют соответствующее оборудования. Вполне допустимо менее затратное исследование ходовой части:
- проверить состояние шин и дисков;
- оценить износ, чистоту и равномерность расходования колодок и дисков;
- провести диагностику направляющего аппарата подвесок, углов установки колес;
- проконтролировать работу гидравлики, наличие воздуха, подтеканий, состояние жидкости, работу АБС;
- пробными торможениями проверить одновременность срабатывания тормозов с подключенной и выведенной из работы АБС.
Выявленные неисправности устраняются заменой деталей, расходников и прокачкой тормозов. На машинах с АБС – обязательно с использованием программного обеспечения сканера.
Особенности ремонта
Используются всегда только новые кондиционные запчасти и только комплектами. Нельзя менять одну колодку или один шланг. Сразу возникнет асимметрия системы.
При работе все детали промываются и высушиваются, попадание в зоны контролируемого трения смазок недопустимо.
Все сомнения решаются в пользу замены, в том числе и крупноузловой. Причем обязательно с двух сторон, даже если повреждения с одной.
Меры профилактики
Детали тормозов осматриваются и проверяются при каждом техническом обслуживании или при первых проявлениях проблем. Любая экономия здесь недопустима. Сроки регламентных замен лучше сократить вдвое, особенно это касается жидкости. А при эксплуатации тормоза надо беречь. Чаще пользоваться замедлением двигателем, не разгонять машину, если впереди препятствие и все равно придется останавливаться. При замене колодок проводить диагностику механизмов в целом, дисков и гидравлики. Обязательно использовать специальные высокотемпературные смазки в положенных для них местах.
Если даже небольшой увод в сторону при рабочем торможении выглядит безобидным, продолжать эксплуатацию нельзя. Это очень опасный тип неисправности. В любой момент может потребоваться действительно экстренное замедление, когда водитель в панике давит на педаль со всеми возможными усилием и резкостью. И машина ответит полной потерей управляемости, вылетом с дороги, переворотом или ударом во встречный автомобиль. Стоит подумать об этом – и сразу захочется со всей осторожностью медленно двигаться к месту диагностики и ремонта.