- Почему стоит забирать с собой старые запчасти после ремонта в автосервисе
- Для чего нужны запчасти
- Как обеспечить возврат
- Сдавая машину в автосервис, требуйте возврата замененных запчастей!
- Должны ли возвращать старые запчасти после ремонта
- Что написано в законодательстве.
- . и как это происходит на практике
- Почему сервис не желает возвращать запчасти?
- Зачем нужны старые детали автовладельцу и страховщику?
- Подводя итоги
Почему стоит забирать с собой старые запчасти после ремонта в автосервисе
После проведения ремонта в автосервисе вполне могут оставаться ваши прежние автомобильные детали. Тем не менее, они не всегда возвращаются вам обратно и также они не всегда являются полностью ненужными. Некоторые узлы и элементы обладают некоторым потенциалом и после замены, просто замена выполняется немного раньше для профилактики неисправностей и неполадок.
Итак, если вы ремонтируете собственное авто, то вы можете получить обратно запчасти, которые меняли. Однако, многие этой возможностью не пользуются вообще, да и на некоторых СТО подобное не предлагают и даже наоборот представители сервиса и работники, которые обслуживают ваш автомобиль, стараются оставить прежние части себе.
Для чего нужны запчасти
Во-первых, запасные части являются подтверждением актуальности их замены. Ведь нередко бывает так, что в сервисе вам начинают рассказывать о том, как странно, что ваше авто до сих пор вообще нормально ездит или как нужно срочно менять те или иные детали и узлы.
Поэтому, когда вам возвращают ваши части, то в итоге вы можете получить отличную возможность убедиться, почему именно следовало выполнять работы.
Обратите внимание. Как ни печально, но ситуации с мошенничеством достаточно распространены. Иногда детали могут вообще не поменять (некоторые, как минимум) иногда меняют для того чтобы потом перепродать.
Также эти детали просто стоят денег. Они могут пригодиться в дальнейшем или быть проданы вами за деньги самостоятельно.
Как обеспечить возврат
Следует сказать, что отношения между вами и автосервисом регулируются через договор. Соответственно, этот договор нужно тщательно изучать, в частности в нашей ситуации на предмет пункта относительно возврата запчастей. Некоторые сервисы специально включают данный пункт, для того чтобы невнимательный автовладелец тем или иным образом обеспечил юридическую возможность не возвращать запасные части.
Если данный пункт отсутствует, то, согласно текущим нормативам и правилам, вам запчасти должны возвращать всегда и вы имеете для этого юридические основания. Соответственно, всякий раз вы можете требовать подобное от работников.
Когда подобное не обеспечивается, следует предпринять ряд доступных мер:
- обратиться к менеджеру;
- обратиться к вышестоящим начальникам фирмы (если таковые имеются);
- воспользоваться помощью юриста;
- решать дело в судебном порядке.
Так или иначе, не следует пренебрегать этой возможностью. Вашим правом является получение обратно вашей собственности, а запасные части вашего автомобиля остаются вашей собственностью даже после замены, только, если в договоре не прописано иного.
Также следует отметить ситуацию со страховыми компаниями. Они имеют право на получение запасных частей, так как фактически являются стороной, которая оплачивает ремонт и замену деталей. Поэтому они вполне могут забирать ваши детали, но на практике есть двухнедельный период, который дает возможность получить эти детали, после чего вы можете оставлять собственные детали в свое пользование.
Сдавая машину в автосервис, требуйте возврата замененных запчастей!
Как избежать самых распространенных уловок при ремонте авто, рассказал в эфире радиостанции «Комсомольская правда» президент Общества потребителей автотехники Антон Недзвецкий.
СТО ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЗА ПЛАТУ В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ
— Алексей вас беспокоит. У меня сломалась автоматическая коробка передач на дороге. Машину привезли в сервис, там сказали, что много чего сломано и ремонт обойдется в 80 тысяч. Таких денег при себе у меня не было, пришлось забрать машину, затащили ее в гараж, мой друг увидел и сказал, что просто коленвал вылез и из автоматической коробки вытекло масло. Замена обошлась в 500 рублей.
— Очень типичная история. Вас хотели развести на деньги: на самом деле требовался ремонт по мелочи, а мастера раздули из мухи слона.
Такое в автосервисах встречается очень часто. В нашей юридической практике сейчас рассматривается дело, когда у женщины тоже сломалась автоматическая коробка передач, и ей в сервисе заявили, что нужно делать переборку коробки передач за 100 с лишним тысяч рублей. Она заплатила, уехала, а вскоре в машине начались те же проблемы. Тогда она обратилась в другой сервис, и там сказали, что объемный ремонт был ни к чему, надо было поменять всего одну плату. Это стоит максимум 15 тысяч рублей.
— Но как же избежать таких разводок?
— Единственный надежный способ — вызвать автоэксперта (независимые бюро автоэкспертиз можно найти по Интернету). Он оценит масштаб проблемы, и вы будете уверенно чувствовать себя при обращении в сервис.
— А во сколько обойдутся услуги эксперта?
— Все зависит от конкретной ситуации. Но в любом случае, если в сервисе вам говорят, что нужен очень дорогостоящий сложный ремонт, дешевле нанять эксперта, чем отдавать большие деньги за ненужные услуги. Так, женщине, заплатившей больше 100 тысяч за надуманный ремонт, заключение эксперта обошлось бы в несколько тысяч рублей.
! Важно: если вы переплатили за ненужные ремонтные работы, то по закону имеете право требовать возврата их стоимости. Для этого потребуется доказать — как правило, с помощью экспертизы, что вас ввели в заблуждение и на самом деле подобный ремонт не требовался (подробно см. в тексте). В судебной практике есть случаи выигрышей автовладельцев по таким делам.
ДЕТАЛИ ВСЕ ТЕ ЖЕ, А ДЕНЬГИ СОДРАЛИ
— Я купил машину в кредит и по договору обязан после каждых 10 тысяч км пробега заезжать на техобслуживание в дилерский сервис. Там с меня каждый раз берут тысяч 15 — 16, за что — непонятно. Говорят, что какие-то детали меняют, но у меня такое ощущение, что все запчасти остаются те же. Максимум, может, масло меняют и такие деньги дерут.
— Чтобы противостоять подобным уловкам, требуйте возвращать вам замененные автозапчасти. Тогда можно убедиться — исправны они или на самом деле требовалась замена. Если вам заменили нормальные, рабочие детали, то вы вправе потребовать возврата денег за необоснованно оказанные услуги.
— Но сервис не отдает запчасти, которые снимает и заменяет!
— В правилах оказания услуг по авторемонту четко сказано, что потребителю обязаны вернуть замененные запчасти. Однако на практике сервисы нередко используют такую уловку: в заказ-наряде, который оформляется при сдаче машины в ремонт, делается графа «возвратить запчасти или утилизировать их». И если клиент не ставит галочку «возвратить», то считается, что он автоматически согласился на утилизацию, и запчасти под этим предлогом не возвращаются.
Так что будьте внимательны при оформлении приемки авто в ремонт. А если вам необоснованно отказываются выдавать замененные запчасти, требуйте жалобную книгу и при необходимости также жалуйтесь в Роспотребнадзор.
МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ДИАГНОСТИКИ?
— Это Елена. Нас с мужем достало вот что: по какому бы поводу мы ни обратились в сервис, они всегда отправляют на диагностику. Скажите: неужели обязательно ее делать и каждый раз платить за это больше тысячи рублей, даже если дефект очевидный?!
— Диагностика необходима, когда не ясна причина недостатка: скажем, в машине что-то звенит, стучит, протекает и т. п. Если же вы приехали, например, заменить конкретную деталь — скажем, лампочку, фару, отрихтовать вмятину на двери и т. п., то вправе отказаться от платной диагностики.
— А если в сервисе шантажируют: либо с диагностикой, либо вообще ничего делать не будем.
— Если, как в наших примерах (см. выше), в диагностике нет необходимости, то, настаивая на ней, сервис навязывает дополнительные платные услуги, а это серьезное нарушение закона. Поэтому грозно требуем жалобную книгу и обещаем вызвать Роспотребнадзор.
— А может сервис в отместку вообще отказаться принимать машину в ремонт?
— Сервисы работают по схеме так называемого публичного договора: они обязаны оказывать свои услуги каждому, кто к ним обратится, и не вправе отказать.
«ХОЧУ ВИДЕТЬ, ЧТО ДЕЛАЮТ С МОЕЙ «ЛАСТОЧКОЙ»!»
— Это Игорь. У меня несколько машин разных марок, и я бываю в трех дилерских автосервисах. В одном из них во время ремонта мне разрешают из-за стекла видеть, что делают с моей машиной, в другом в ремонтную зону вообще не пускают, в третьем говорят, что пройти все-таки можно. Поясните, пожалуйста: если мастер мне говорит, что в машине такая-то неисправность, то могу я вместе с ним пойти и наблюдать, что он делает?
— Вы имеете полное право на это!
— А на что ссылаться, если не пускают?
— Существуют Правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденные постановлением правительства от 11 апреля 2001 года № 2090. Это основной документ, которым должен руководствоваться сервис в отношениях с потребителем. Там есть пункт, где прописано, что исполнитель обязан дать возможность потребителю осуществлять контроль за выполнением работ (с учетом соблюдения правилбезопасности).
БОЛЬНАЯ ТЕМА
Одно исправили, другое повредили
— Антон, немало автовладельцев жалуются: приехали в сервис с одними поломками, а в итоге появились другие. Если в ходе ремонта в машине что-то повредили, то реально ли отстоять свои права?
— Да, в данном случае применяется статья 35 Закона «О защите прав потребителей», которая обязывает компенсировать вред, причиненный вещи при выполнении работы с ней.
— Но ведь придется доказывать, что напортачили именно в автосервисе, а это нелегко. В практике были случаи, когда автовладельцы добивались компенсаций по этой статье?
— Да, такие примеры есть. А еще был случай, когда машина в сервисе сгорела, и по 35-й же статье бывшему владельцу присудили компенсацию в размере двойной стоимости.
ВОПРОС — РЕБРОМ
Где надежнее: у дилеров или «чужих» мастеров?
— Вовсе необязательно, что в дилерском центре качество услуг будет лучше, — считает наш эксперт Антон Недзвецкий. — Автослесарь — как хороший врач: лучше искать через знакомых и в идеале иметь своего проверенного мастера, который хорошо разбирается вавтомобиле.
Должны ли возвращать старые запчасти после ремонта
В ходе ремонта в сервисном центре в автомобиле были заменены определенные детали. У автовладельцев периодически возникает вопрос: должен ли дилер возвращать старые запчасти или они поступают в распоряжение мастерской? Теоретически хозяин автомобиля имеет на это право, но на практике этот вопрос решается по-разному.
Что написано в законодательстве.
Действующие правила оказания услуг по техобслуживанию и ремонту автотранспортных средств четко регламентируют этот вопрос. В них говорится: «После исполнения договора или отказа потребителя от его выполнения исполнитель обязан выдать потребителю справки-счета на вновь установленные на автомототранспортное средство номерные агрегаты, представить потребителю отчет о расходовании оплаченных им запасных частей и материалов и возвратить их остатки либо с согласия потребителя уменьшить цену услуги (работы) с учетом стоимости остающихся у исполнителя неиспользованных запасных частей и материалов, а также возвратить замененные (неисправные) узлы и детали». Таким образом, по закону в любой автомастерской, включая и официальный сервисный центр, владелец автомобиля имеет полное право получить старые детали, которые были заменены на новые.
. и как это происходит на практике
Делается это не всегда, нередко из-за невнимательности самого автовладельца. Одной из излюбленных уловок автосервиса является включение графы «возврат запчастей» в заказ-наряд, оформляемый при сдаче автомобиля в ремонт. Ну, кто из нас будет всерьез вчитываться в каждую букву этого документа? Между тем, если не поставить галочку в этой графе, то старые детали, скорей всего, просто не вернут.
Составные диски
Свои нюансы имеет и ремонт, который проводится по КАСКО. Многие страховые компании требуют передачи им старых деталей, которые заменили на новые. В некоторых случаях страховщики имеют право забрать эти детали в течение двух недель, и если интереса они к ним за это время не проявляют, то их отдают автовладельцам. В других детали по умолчанию передаются в страховые компании. Страховщики законно получают эти детали как сторона, оплатившая их замену, и сделать в этом случае уже ничего будет нельзя. Они же могут письменно разрешить автовладельцу самому забрать детали из сервиса.
Покраска бампера
Что же касается гарантийного ремонта, который производится за счет дилера, то в этом случае автовладелец не имеет права получить старые детали. Да и возможности такой не будет, ведь по гарантии вышедшие из строя детали дефектуются и отправляются производителю.
Почему сервис не желает возвращать запчасти?
Упорное нежелание автосервиса отдавать старые детали автовладельцу (кроме описанных выше случаев со страховыми компаниями) может иметь несколько причин. Основная версия — стоимость ремонта и его объем существенно завышены. Интернет-форумы пестрят сообщениями о том, как на официальных сервисных центрах автовладельцам сообщали о проведении ремонта стоимостью в десятки тысяч рублей. А когда люди отказывались платить и перегоняли свои автомобили знакомым мастерам, выяснялось, что вышла из строя какая-то мелкая деталь стоимостью в 700-800 рублей. Если же автовладелец окажется более доверчивым, то на сервисе с его автомобиля запросто скрутят новые, исправные детали, которые потом можно будет продать или использовать при ремонте других машин. Так что это прямая материальная выгода для мастеров.
Владелец одной иномарки рассказал в интернете, что по условиям договора на кредит, с помощью которого он купил машину, ему необходимо было через каждые 10 тысяч км пробега заезжать в фирменный сервис на ТО. Каждый заезд обходится ему в 10-15 тыс рублей, мастера утверждают, что регулярно меняют какие-то детали. Автомобилисту настоятельно посоветовали забирать старые детали себе, чтобы проверить их неисправность. А еще лучше обратиться к независимому автоэксперту (рекомендуется сделать это до передачи автомобиля в сервис). Если будет установлен факт переплаты за ненужные работы, то следует потребовать вернуть потраченные деньги, а в случае отказа подавать в суд — в практике уже есть выигранные дела.
К слову, отремонтировать, продать или пустить в дело можно даже те детали, которые действительно нуждались в замене. Все зависит от квалификации специалиста, который этим занимается.
Зачем нужны старые детали автовладельцу и страховщику?
Зачем нужны старые детали владельцу автомобиля? В первую очередь для того, чтобы убедиться в том, что ремонт был необходим. Автовладельцы тоже могут продать такие детали, пусть и значительно дешевле их стоимости в исправном состоянии. Нужно помнить еще и о том, что хозяин автомобиля, который не очень доверяет автосервису, имеет полное право, согласно существующим правилам, лично присутствовать при проведении ремонтных работ, то есть следить за тем, какие детали меняются и почему.
Наконец, для чего старые детали требуются страховым компаниям? Во-первых, также для определения обоснованности проведенных работ. Во-вторых, у многих страховщиков имеются договора с комиссионерами, которые занимаются реализацией старых деталей и вполне годных остатков, частично компенсируя затраты страховых компаний.
Подводя итоги
Итак, автовладелец имеет право получить старые детали, которые были заменены на новые, но лишь в том случае, если он сам оплачивал ремонт. Это позволит определить, была ли необходимость в проведенном ремонте, Кроме того, даже старые и неисправные детали в некоторых случаях можно продать либо отремонтировать, чтобы использовать в дальнейшем.
Если машина побывала в гарантийном ремонте или работы были оплачены страховой компанией, владелец автомобиля не имеет права требовать возвращения старых деталей.
Необходимо помнить, что сервисные центры могут быть заинтересованы в невозвращении старых деталей, так что этот вопрос имеет смысл оговаривать заранее – еще до начала ремонта.