При аварии машину убрать с проезжей части

Не спешите после ДТП убирать машины с дороги

С 1 июля вступили в силу поправки в ПДД, которые не просто разрешают не вызывать гаишников на место аварии, но и требуют убирать с дороги столкнувшиеся машины, мешающие другим проехать. Казалось бы, все хорошо: ждать инспектора из-за покореженного железа в течение нескольких часов уже не нужно, а заторов из-за мелких ДТП должно стать меньше. Но не тут-то было, в новшествах столько подводных камней, что гаишников все же лучше дождаться, даже если это грозит вам штрафом.

Оцениваем ситуацию

Теперь есть целых четыре способа оформления ДТП. Первый — если в аварии есть погибшие или пострадавшие. Тут все по-прежнему: остановиться, включить аварийку, ничего не трогать и не двигать, принять меры к оказанию первой помощи пострадавшим, вызвать Скорую и полицию, ждать. Уезжать можно лишь в одном случае, если больше никак не доставить пострадавших в больницу, но и в этом случае на место аварии придется быстро вернуться. Такое ДТП может быть оформлено только сотрудниками полиции.

Если пострадавших нет, тогда вариантов больше. Самое простое: пустяковая царапина на бампере, который и так весь в шрамах, словно голова бойцового бультерьера. Водителю пострадавшей машины начхать, спора нет, претензий тоже. Ну или сговорились на символичной бутылке пенного напитка, пожали руки и попрощались. Тогда в ГИБДД совсем не нужно сообщать — «при отсутствии необходимости в оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии водителям разрешается оставить место ДТП». А вдруг один из участников аварии передумает, позвонит в ГИБДД, приведет свидетеля, и они скажут, что машина виновника аварии скрылась с места? Тогда водителю светит лишение прав на год или полтора, а также арест на срок до 15 суток.

— Чтобы избежать нежелательных последствий, водителям вдвоем нужно самостоятельно заполнить бланк Извещения о ДТП, который прилагается к каждому полису ОСАГО, сделать это очень просто. И при наличии такого документа возможные разногласия уже отпадут, — советует Юрий Шакиров, начальник управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России.

Третий случай: никто из людей не пострадал, но машины повреждены, и водителям нужно оформить страховой случай. Они могут сделать фото- или видеосъемку, доехать до ближайшего поста ДПС и оформить ДТП там. Либо оформить документы без полицейских в рамках так называемого европротокола, то есть заполнить все то же Извещение о ДТП для страховой компании.

И четвертый случай, самый сложный: пострадавших людей нет, но водители спорят, кто виноват. Тогда нужно записать фамилии и адреса очевидцев, позвонить гаишникам (с мобильного — 112) и поступать в соответствии с их инструкциями.

— У полиции может быть только два требования. Оформить ДТП самостоятельно и убрать машины с места аварии на проезжей части. Либо оставаться на месте и дожидаться инспектора. Иного быть не может, — заверяет Юрий Шакиров.

При таком самостоятельном оформлении нужно сделать снимки места ДТП, чтобы было понятно, как стоят машины относительно друг друга и дорожных объектов (столбов, знаков, остановочных павильонов и т. п.) И ехать в полицию. Сообщает «Комсомольская правда в Волгограде».

Оцениваем себя

А как же быть со штрафом? Ведь если водители устроили ДТП и их машины мешают проезду других, то прибывшие на место гаишники теперь вправе оштрафовать виновников создания затора на тысячу рублей. Но у полиции пока нет однозначного ответа на этот вопрос.

Читайте также:  Воздушный фильтр уаз буханка 402 двигатель карбюратор

— Постановление правительства не регламентирует, в течение какого именно времени водители обязаны оформить ДТП и освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Жесткого указания наказывать за данное правонарушение пока не будет. Давайте дождемся правоприменительной практики, — говорит Юрий Шакиров.

Однако требование убрать аварийные машины может быть на руку автоподставщикам. Они мастера заморочить голову, создать суматоху, запугать, вынудить быстро отъехать в сторонку и там уже начать «прессовать» жертву. Тут важно помнить, что штраф за затор из-за аварии — всего одна тысяча рублей, да и то — если оштрафуют. А жулики будут вымогать десятки и сотни тысяч, так что не идите у них на поводу, говорите полицейским о своих подозрениях, требуйте приехать на место и уж точно никогда не давайте никому свои деньги.

— Если это и вызовет волну попыток автоподстав, то ненадолго. Водитель должен помнить, что в случае его вины платит не сам он, а его страховая компания, на этом и стоять, — так комментирует Сергей Дорофеев, гендиректор Национальной ассоциации экспертных компаний на транспорте.

— А самостоятельно оформлять ДТП без инспектора можно порекомендовать лишь тем, кто уверен в своих материальных возможностях и своем умении адекватно оценивать ситуацию. Если человек уже видел пример сложной дорожной аварии со своими знакомыми, смог правильно оценить ее последствия, и его прогнозы совпали с реальностью. В иных случаях уверенность в собственной правоте может сыграть злую шутку, так что лучше оформлять ДТП в полиции.

КСТАТИ

А как же уличные камеры?

Некоторые автомобилисты-общественники утверждают, что машины после аварии можно смело убирать с дороги, поскольку для оформления ДТП потом можно будет воспользоваться записями уличных камер видеонаблюдения. Даже существует специальная «горячая линия», по которой нужное видео можно «забронировать».

Действительно, столичный Департамент информационных технологий позволяет сохранить видеозапись не только с уличных камер, но и из дворов или подъездов. Но, во-первых, камеры есть далеко не везде, нацелены они могут быть вовсе не на нужное вам место, да и качество картинки редко позволит определить обстоятельства аварии и характер повреждений. Второе: речь у нас идет об оформлении ДТП без полиции, но видео с городских камер просто так на руки не выдают.

— Обычно записи хранятся в течение пяти дней, но по телефону «горячей линии» 8 (495) 587-00-028 (495) 587-00-02 гражданин может забронировать видео, которое будет храниться по заявке в течение 30 дней. В таком случае сотрудник полиции может затребовать у нас это видео и приобщить его к материалам дела. Но это касается только правоохранительных органов, страховым компаниям или гражданам лично таким образом запись не отдадут, — объяснили нам в Департаменте информационных технологий города Москвы.

Нужно ли при ДТП убирать машины с дороги, чтобы не «собирать пробку»?

Мало кто знает, но водители именно обязаны выполнять условия при ДТП, которые продиктованы правилами дорожного движения.

Несмотря на поправки, которые действуют уже достаточно долго, автомобилисты продолжают при ДТП перегораживать проезжую часть, и часами разбираться в случившемся. Должны ли водители убирать авто с дороги, чтобы не создать пробку?

Список действий

Все знают, сего начать, если автомобиль попал в ДТП. Нужно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.

Если в результате аварии никто не пострадал, то сразу переходите к следующему пункту – фиксации положения ТС после ДТП, фиксации повреждений автомобилей с привязкой к местности. То есть – съемке на фото или видео.

Если есть пострадавшие, то все остальное в этот момент вас мало должно волновать: ваша задача оказать доврачебную помощь, вызвать скорую.

Нужно ли убирать автомобиль?

По старым правилам – этого делать было нельзя. То есть, авто должны были оставаться на местах до приезда сотрудников ГИБДД. Сегодня, с широким распространением европротоколов – правила изменены.

Читайте также:  Что делает мастер по ремонту автомобилей

Поэтому, согласно действующим ПДД водитель обязан освободить проезжую часть сразу после того, как зафиксирует место аварии, повреждения транспортных средств и прочие предметы, относящиеся к ДТП.

Но, это правило распространяется только на происшествия, в которых причинен ущерб лишь имуществу, то есть автомобилям, объектам дорожной инфраструктуры, личным вещам водителя и т.д.

Если создастся пробка

Убрать автомобиль с проезжей части, дабы не создавать пробку – это не просто право автомобилиста, а его обязанность.

В противном случае, если поток машин встанет из-за его нерасторопности, ему могут выписать штраф по статье 12.17 КоАП (часть 1) – 1000 рублей. Согласитесь, это не самое приятное дополнение к уже сложившейся ситуации.

Всегда ли можно убрать машину с ДТП?

Одна из проблем, которую приходится решать участникам аварии после ее совершения, касается перемещения побитых авто для освобождения дороги другому транспорту. Несмотря на обновление ПДД в этой части, вопрос не всегда ясен. Ведь если передвинуть автомобиль, не исключено, что картина происшествия исказится.

Можно ли убирать машину с места ДТП

В 2015 году в раздел ПДД, регламентирующий поведение автомобилиста после ДТП, внесены поправки. В соответствии с Постановлением Правительства № 907 от 6.09.2014 г. необходимо сделать так, чтобы проезжая часть стала свободной для движения. Но ДТП заканчиваются по-разному. Отличаются и обстоятельства их возникновения. Поэтому каждый случай следует рассматривать отдельно.

Если есть пострадавшие

При наличии травмированных в аварии прежде всего нужно предпринять действия для оказания помощи. Допускается отправка людей в больницу на автомобиле, участвовавшем в происшествии, при отсутствии иных возможностей. То есть если водитель заберет машину с проезжей части с этой целью, ему не стоит бояться обвинения в сокрытии обстоятельств ДТП и оставлении места действия. Но для этого он должен сообщить свои данные в приемном покое, а потом вернуться.

В правилах есть и указание на то, как вести себя, когда пострадавшие отправлены в больницу на «скорой»:

В дополнение к фото и видео можно набросать схему аварии. Необходимо также отыскать свидетелей ДТП, которые смогут рассказать, где оказались автомобили участников в результате происшествия.

Но в реальности все не так просто, как записано в изменениях к ПДД. Автомобилист должен также подумать о том, что ждет его, если в аварии есть погибшие и травмированные.

Для расследования дела важен осмотр места происшествия. В большинстве случаев еще и экспертизы. А если убрать автомобиль до приезда специалистов, возможно, восстановить картину случившегося полностью не удастся. Водителю это может стоить свободы, так как за ДТП с погибшими и получившими тяжкие повреждения виновника сажают в тюрьму.

Поэтому прежде, чем перемещать авто с проезжей части, нужно спросить разрешения дежурного сотрудника ГИБДД по телефону. Но и после его указания убрать транспорт стоит подумать, не помешает ли это в установлении обстоятельств аварии, не повредит ли автомобилисту. Лучше заплатить штраф по административной статье, чем стать обвиняемым по уголовному делу.

О том, когда и как водитель должен убрать авто с проезжей части дороги после ДТП, смотрите в этом видео:

Если есть мелкие царапины

При незначительных последствиях происшествия проблема, убирать ли ТС с проезжей части, решается проще. В данном случае ГИБДД можно вовсе не вызывать, если участников всего два. Автомобилисты могут договориться об установлении виновника аварии, заполнить европротокол, отдать документы страховщикам. Здесь можно смело воспользоваться пунктом 2.6.1 ПДД:

Иногда и мелкие повреждения автомобилей приводят к разногласиям между их владельцами, либо оформить европротокол нельзя потому, что участников больше двух. На этот счет тоже есть требование, содержащееся в самом начале пункта 2.6.1 Правил:

То есть о происшествии нужно сначала сообщить в ГИБДД. Важно также найти очевидцев аварии, узнать их имена, номера телефонов. В данном случае соблюсти упрощенный порядок лучше, чем устраивать пробку на дороге из-за поцарапанной машины.

Читайте также:  Чем лучше очистить мотор от масла

Если пострадавших нет, но нужно оформить для страховой

Еще одна проблема, которая может возникнуть из-за перемещения машины на месте аварии, — отказ страховщика выплачивать компенсацию или максимальное занижение суммы. Чтобы избежать этого и не нарушить ПДД, стоит быстро вызвать представителя компании. Он осмотрит ТС на месте ДТП, убедится, что повреждения получены во время происшествия, зафиксирует их характер и объем.

Если же освободить дорогу нужно срочно, следует сделать как можно больше фотографий ТС с разных ракурсов. Нужно также зафиксировать окружающие автомобиль предметы, все, что имеет отношение к происшествию. А потом стоит позвонить по номеру горячей линии своего страховщика, чтобы спросить, как лучше поступить. Но в общем автомобилист имеет право убрать ТС с дороги, если вред только имущественный, а машина мешает проезду.

Если водители спорят о том, кто виноват

Разногласия участников ДТП о том, кто должен за него отвечать, не являются препятствием к перемещению ТС с проезжей части. В таких случаях звонят в ГИБДД, описывают дежурному ситуацию и слушаются его указаний. Он может потребовать приехать для оформления в отдел службы или на пост. Тогда водители фотографируют ТС там, где они остались после аварии, дорогу, знаки, расположенные рядом предметы и следуют по названному адресу.

Дежурный может сказать, что инспектор приедет на место происшествия. Чаще так и бывает при серьезном имущественном ущербе и споре о степени ответственности. Здесь автомобилистам нужно поступать по обстоятельствам:

  • если машины мешают движению, сделать съемку места ДТП и убрать их;
  • если все произошло на пустынном участке дороги, лучше ничего не трогать до приезда сотрудника ГИБДД.

При конфликте водителей второй вариант предпочтительнее.

В каких еще случаях можно убрать машину с проезжей части

Иногда участники ДТП договариваются без составления всяких документов. Например, повреждения автомобилей незначительны, но европротокол оформлен быть не может потому, что у одного водителя ОСАГО, у другого КАСКО, или полиса нет вообще. Либо участвовало больше двух машин, и на них лишь царапины.

Закон разрешает автомобилистам достигать компромисса неофициальным образом, если кроме их имущества ничто не пострадало, нет раненых и погибших. Они просто разъезжаются, договорившись об отсутствии претензий, или один платит другому за ремонт прямо на месте.

Естественно, что все делается не на проезжей части, автомобили сначала убирают в сторону, чтобы не мешать движению. Но водителю нужно быть уверенным, что оппонент не является автоподставщиком и не заявит потом об оставлении вторым участником места аварии. Потому фотосъемку места ДТП лучше сделать и в этом случае.

Если все же убрал, будет ли штраф?

Наказание, налагаемое за перемещение автомобиля после аварии, регламентируется частью 1 статьи 12.27. Это штраф в 1000 р., который выплачивают за невыполнение участником ДТП обязанностей, указанных в Правилах.

Под статью могут попасть и водители, убравшие автомобиль до того, как сделать фото места происшествия, и не желающие освобождать дорогу. Но во втором случае применяется она редко. Ведь о сроке, в течение которого ТС должно быть убрано, в правилах ничего нет. А если автомобилист передвинул его, инспекторы часто пытаются инкриминировать часть 2 той же статьи КоАП, то есть наказать за оставление места происшествия. Но это абсолютно незаконно.

А здесь подробнее о регистрации фаркопа.

Документ, регламентирующий поведение автомобилиста после аварии, довольно противоречив. Водитель должен сразу остановить (не трогать с места) машину и не передвигать предметы, относящиеся к ДТП. Но он также обязан очистить дорогу для других автомобилей. Чтобы не нажить больших неприятностей, чем штраф по ч. 1 ст. 12.27, лучше действовать в зависимости от обстоятельств аварии.

Полезное видео

О штрафе за то, что не убрали авто с места ДТП, смотрите в этом видео:

Оцените статью