- Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля
- Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет
- Ремонт и техобслуживание сторонней организацией
- Ремонт и техобслуживание внутри организации
- Создание резерва на проведение ремонтов
- Автомобиль в аренде
- Автомобиль в лизинге
- Организация автосервиса: учет и налогообложение
- Налогообложение услуг предприятий автосервиса
- Если у автосервиса появляется другой вид бизнеса
- Автосервис плюс магазин
Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля
Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.
Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации?
Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы). В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца.
Посмотреть ответ
Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет
Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.
Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.
Вопрос: Организация на ОСН приобрела в лизинг автомобиль. В январе произошло ДТП не по вине лизингополучателя, в результате которого автомобиль не подлежит ремонту. Можно ли учесть лизинговые платежи с января по июль до окончания срока лизинга в составе расходов по налогу на прибыль?
Посмотреть ответ
Ремонт и техобслуживание сторонней организацией
Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:
- заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
- составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
- акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
- составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
- акт приема-сдачи работ после их окончания;
- счет-фактура (при необходимости);
- акт приема-передачи автомобиля в натуре.
Вопрос: Как отразить в учете организации-дилера проведение гарантийного ремонта проданных автомобилей (приобретенных у дистрибьютора), если затраты на ремонт возмещаются дистрибьютором в размере понесенных расходов? Организация признает оценочное обязательство в связи с необходимостью проведения гарантийного ремонта в бухгалтерском учете, но оно уже полностью использовано ранее, и произведенные расходы им не покрываются. В налоговом учете резерв на гарантийный ремонт не создается.
Стоимость проведенного гарантийного ремонта составила 52 000 руб. (в том числе стоимость запчастей — 20 000 руб. (без НДС), сумма НДС, ранее принятого к вычету при их приобретении, — 4 000 руб.). Отчет о стоимости выполненных работ и использованных запчастей направлен дистрибьютору. Возмещение получено на расчетный счет в том отчетном периоде, в котором произведен гарантийный ремонт.
Посмотреть ответ
Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.
Проводки будут выглядеть следующим образом:
- Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
- Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
- Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
- Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.
В каком размере организация-арендодатель может учесть для целей налога на прибыль расходы на ремонт застрахованного автомобиля, переданного в аренду (п. 1 ст. 260 НК РФ)?
Ремонт и техобслуживание внутри организации
Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:
- план ремонтов;
- дефектные ведомости;
- заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
- требования-накладные на выдачу запчастей;
- акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
- инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.
Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.
Проводки будут такими:
- Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
- Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
- Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.
Создание резерва на проведение ремонтов
Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.
Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.
Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.
ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:
- Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
- Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.
63779,32 — 30000,00 = 33779, 32
- Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
- Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
- Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.
Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.
Автомобиль в аренде
Существуют два вида договора аренды автомобиля:
- без экипажа;
- с экипажем (временное фрахтование).
В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.
Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:
- если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
- если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.
Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.
Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.
Автомобиль в лизинге
Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.
Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.
Организация автосервиса: учет и налогообложение
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2006, N 8
В последнее время услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств пользуются большим спросом среди автовладельцев. Это объясняется повышением покупательной способности населения, в связи с чем значительно увеличилось количество автотранспортных средств как отечественного, так и импортного производства, львиную долю из которых занимают подержанные иномарки.
В автомобиле рано или поздно отдельные узлы и агрегаты в результате износа приходят в не пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние. Именно в таких ситуациях и приходят на помощь предприятия, оказывающие услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. В данной статье рассмотрены вопросы по учету и налогообложению, которые могут возникнуть у налогоплательщиков при организации предприятий автосервиса.
Налогообложение услуг предприятий автосервиса
Налоговым законодательством предусмотрено, что по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств может применяться специальный налоговый режим в виде ЕНВД (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако на практике из-за отсутствия в гл. 26.3 НК РФ четких разъяснений, какие именно услуги следует относить к вышеупомянутой деятельности, довольно часто возникают различные разногласия между налогоплательщиками и контролирующими органами.
Вместе с тем Минфин в своих разъяснениях (Письма Минфина России N 03-11-05/109 , от 14.09.2005 N 03-11-04/3/88) указал, что в данном случае нужно руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (далее — ОКУН). В соответствии с ОКУН к услугам по ремонту автотранспортных средств относятся услуги, классифицируемые по коду 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования».
Письмо Минфина России от 29.11.2005 N 03-11-05/109 «О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств».
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-92, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Но бывают случаи, когда налоговики не соглашаются с таким суждением. Ярким примером этого может служить Постановление ФАС ЗСО от 10.11.2004 N Ф04-8024/2004(6088-А03-19). В рассмотренной ситуации налоговики усомнились в правомерности применения специального режима налогообложения в виде ЕНВД налогоплательщиками, которые оказывают отдельные виды технического обслуживания автотранспортных средств, в частности услуги по проверке работы ряда систем автомобиля (контрольно-диагностические работы), проводимые вне рамок техосмотра. Однако суд не поддержал налоговиков и встал на сторону налогоплательщика, указав, что контрольно-диагностические работы — неотъемлемая часть услуг по обслуживанию легковых и грузовых автомобилей, автобусов и входят в перечень услуг, облагаемых ЕНВД. К тому же они поименованы в ОКУН под кодом 017104.
Более того, работники финансового органа подтвердили правомерность применения специального налогового режима в виде ЕНВД при выполнении контрольно-диагностических работ и установке дополнительного оборудования (Письмо Минфина России N 03-11-04/3/32 ).
Письмо Минфина России от 21.07.2005 N 03-11-04/3/32 «О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли автотранспортом».
Обратите внимание: уплата ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не зависит от того, кому — организациям или физическим лицам — они оказываются и в какой форме — наличной или безналичной — производится расчет за оказание этих услуг. Об этом не раз упоминал в своих разъяснениях Минфин в Письмах N 03-11-05/80 , от 12.07.2005 N 03-11-01/3/14. Не идет речь о такой зависимости и в гл. 26.3 НК РФ.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: услуги, оказываемые организацией по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств по договору с заводом-изготовителем в период гарантийного срока эксплуатации автотранспортного средства, подпадают под специальный режим налогообложения в виде ЕНВД. При этом не имеет значения, кому (юридическому или физическому лицу) и как (в наличной или безналичной форме) оказываются данные услуги.
Если у автосервиса появляется другой вид бизнеса
При поломке автотранспортного средства далеко не каждый автовладелец может с уверенностью определить, какие именно детали (узлы, агрегаты) вышли из строя, пришли в непригодность. В данной ситуации на помощь приходят работники автосервисов, которые, желая угодить клиентам, охотно используют «свои» запчасти при оказании услуг. В свою очередь клиенты также охотно пользуются такой услугой, избавляя себя тем самым от поиска и доставки нужных для ремонта запасных частей.
Обратите внимание: оказание услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспорта осуществляется на основании договора подряда (гл. 37 ГК РФ).
В частности, при оказании услуг физическим лицам правоотношения регулируются § 2 гл. 37 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. При этом согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ подрядчик выполняет работы по заданию заказчика собственными силами и с использованием своих материалов (запчастей).
Однако на практике установка собственных запасных частей может обернуться для плательщиков ЕНВД неприятной ситуацией. Дело в том, что налоговые инспекторы могут усмотреть в данном случае два вида деятельности, подпадающих под специальный налоговый режим в виде ЕНВД, если в ходе проверки деятельности налогоплательщика будет установлено, что автосервис при оказании услуг использовал «свои» запасные части, которые учитывались с торговой наценкой. В этой ситуации налоговики посчитают, что автосервис помимо своего основного вида деятельности (ремонтных работ) осуществляет еще и розничную торговлю запасными частями. Объяснить это налоговики могут тем, что только наличие торговой наценки обеспечивает возмещение затрат и получение прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли (пп. 121 п. 2.7 ГОСТ Р 51303-99 ). Следовательно, по мнению налоговиков, налогоплательщик учитывает запасные части на счете 41 и отпускает их с наценкой, а это ни что иное, как реализация товара.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.
Вместе с тем существует и другая точка зрения по этой проблеме, поддержанная, кстати, арбитражными судами (Постановления ФАС ЗСО от 31.05.2005 N Ф04-3233/2005(11616-А67-29), ФАС ДВО от 02.04.2003 N Ф03-А73/03-2/521 и др.). Если обобщить арбитражную практику, то можно сделать вывод, что замена запасных частей (материалов, моторного масла) входит в комплекс работ (услуг), выполняемых налогоплательщиками в рамках деятельности по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, и, как следствие, является неотъемлемой частью технологического процесса, предусмотренного данным видом деятельности.
Действительно, ОКУН в подгруппе «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» (код 017000 ОКУН) содержит целый ряд услуг, которые предусматривают замену (или установку) различных агрегатов, запчастей и дополнительного оборудования. Однако, по мнению автора, замена или установка запчастей не равносильна их реализации, следовательно, розничная продажа запчастей не может являться составной частью ремонта и техобслуживания автотранспортных средств.
Для того чтобы избежать нежелательных проблем с налоговой службой, налогоплательщикам нужно учитывать запчасти и материалы как расходные материалы. Для этого надо использовать счет 10 «Материалы» и списывать запчасти и материалы на затраты по цене приобретения, то есть без торговой наценки. При оформлении заказов-нарядов запчасти также нужно отражать по цене их приобретения, а сумму торговой наценки включать в стоимость ремонтных работ. Налогоплательщики, последовавшие этому совету, ничего не потеряют, так как общая сумма по договору подряда не изменится. Единственная нестыковка, возникнет при составлении прайс-листов на оказываемые услуги.
Пример 1. ООО «Автосервис» производит ремонт легковых автомобилей и является плательщиком ЕНВД в отношении данного вида деятельности.
Во время контрольно-диагностических работ было установлено, что свечи зажигания стали непригодны для дальнейшей эксплуатации. ООО «Автосервис» при ремонте автомобиля использовал «свои» запасные части.
В прайс-листе на оказываемые услуги, в частности, указано:
- замена свечей зажигания (запчасти заказчика) — 200 руб.;
- замена свечей зажигания (запчасти подрядчика) — 450 руб.
Цена устанавливаемых подрядчиком 4 свечей зажигания соответствует их закупочной стоимости и равна 200 руб.
Прочие затраты по ремонту автомобиля составили 120 руб.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
Обратите внимание: метод расчета стоимости услуги (торговой наценки) законодательно не закреплен, поэтому хозяйствующие субъекты могут пользоваться любой утвержденной ими методикой расчета.
Автосервис плюс магазин
В последнее время мы становимся свидетелями того, что при многих автосервисах существуют специализированные магазины, торгующие автозапчастями, маслами, аксессуарами, автокосметикой и т.д. (или сами автосервисы параллельно с основной деятельностью осуществляют оптовую торговлю запчастями). При этом налогоплательщики изначально могут уплачивать ЕНВД в отношении двух видов деятельности. Как правило, закупка запчастей для оптово-розничного магазина и для автосервиса осуществляется централизованно. В таких случаях запчасти можно отражать на счете 41 «Товары», даже если в дальнейшем они будут использоваться в ремонте автотранспорта. При передаче запчастей с «общего» склада в автосервис надо оформлять накладную на внутреннее перемещение товара.
Для наглядности рассмотрим на примере движение запчастей при осуществлении налогоплательщиком одновременно двух видов деятельности, подпадающих под налогообложение в соответствии с общим и специальным режимами налогообложения.
Пример 2. ООО «Интер-Пласт» осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оптовой торговли запчастями и ремонта автотранспортных средств.
Для ремонта автомобиля клиента были использованы запасные части (КПП и др.) с «общего» склада, где они были учтены по продажной стоимости 18 000 руб. Цена приобретения запчастей — 15 000 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.). Согласно прайс-листу стоимость установки запчастей (включая их цену) составляет 20 000 руб. Себестоимость работ по замене агрегатов без учета запчастей — 2000 руб.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
В данном случае, если бухгалтер ООО «Интер-Пласт» выберет такой вариант учета движения запасных частей, то он полностью обезопасит себя от претензий со стороны налоговых органов по поводу использования «своих» запчастей. При этом у ООО «Интер-Пласт» также не возникает обязанности по уплате ЕНВД еще с одного вида предпринимательской деятельности — розничной торговли автозапчастями наряду с уплатой единого налога в отношении деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.