Правильность устройства безопасности эксплуатации подъемно транспортных машин контролирует

ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР. ПРАВИЛА РАБОТЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН.

Технический надзор

Органы технического надзора за подъемно-транспорт­ной машиной. Важным звеном системы технической эксплу­атации в части контроля за исправностью ПТМ и соблюдением правил безопасной работы является государственный тех­нический надзор, осуществляемый Госгортехнадзором СССР, Регистром СССР и Речным Регистром, Госэнергонадзором и Госавтоинспекцией. В системах МПС (Минтрансстроя) выпол­нение функций по техническому надзору поручено инспекции Котлонадзора МПС.

Госгортехнадзор, Регистры и Котлонадзор МПС осу­ществляют надзор за подъемно-транспортными машинами. К этим машинам относятся грузоподъемные краны, лифты (кроме малых), эскалаторы, фуникулеры, подвесные пассажирские и грузовые канатные дороги.

Вопросы, касающиеся устройства и безопасной эксплуата­ции подъемно-транспортных машин, регламентируются сле­дующими нормативными документами Госгортехнадзора, обяза­тельными для всех министерств и ведомств: «Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвес­ных канатных дорог”, «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”, «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов”, «Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов”.

Регистру СССР и Речному Регистру подконтрольны грузо­подъемные машины, устанавливаемые на морских и речных судах и в портах. Порядок их устройства и безопасной эксплуатации регламентируют «Правила классификации и постройки морских судов”, «Правила классификации и по­стройки судов внутреннего плавания”, «Правила технической эксплуатации перегрузочных машин речных портов”.

Государственная инспекция по энергетическому надзору Министерства энергетики и электрификации СССР (Госэнерго­надзор) ведет надзор за тем, чтобы устройство и эксплуа­тация электрооборудования подъемно-транспортных машин выполнялись в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ-76), которые являются обязательными для всех ведомств.

Госавтоинспекния МВД СССР осуществляет контроль за базовыми машинами автомобильных кранов.

Центральным инспекциям всех видов надзора подчинены инспекции на местах: управления округов Госгортехнадзора в республиках, краях и областях: инспекции Котлонадзора железных дорог, метрополитенов и территориальных объеди­нений железнодорожного транспорта; республиканские, крае­вые, областные и районные инспекции ГАИ и т.д.

Задачи технического надзора. Основными задачами техни­ческого надзора в отношении подъемно-транспортных машин являются: обеспечение соблюдения на предприятиях и в организациях требований по изготовлению, устройству, со­держанию и безопасной эксплуатации этих машин, установ­ленных законами СССР, правилами Госгортехнадзора, Регист­ра и других инспекций, приказами и указаниями министерств и ведомств, другими нормативными документами; предупреж­дение аварий и производственных травм; организация и про­ведение систематического учета и анализа их при эксплуа­тации; выявление и устранение причин и условий, способст­вующих возникновению аварий и несчастных случаев на под­надзорных объектах; совершенствование нормативно­технической документации по безопасности производства работ; регистрация подъемно-транспортных машин, вводимых в эксплуатацию; проведение предусмотренных правилами Гос­гортехнадзора, Регистра СССР и Речного Регистра техничес­ких освидетельствований, осуществление контроля за свое­временным освидетельствованием предприятиями и организа­циями; выдача разрешений на право изготовления, монтажа и ремонта машин, регистрируемых в инспекциях.

Правилами по устройству и безопасной эксплуатации подъемно-транспортных машин предусматриваются следующие мероприятия по техническому надзору: регистрация ма­

шин, разрешение на пуск в работу, техническое освиде­тельствование, контроль за правильной эксплуатацией этих машин.

Регистрация подъемно — транспортных машин. Обязательной регистрации в органах технадзора до пуска в работу подле­жат электрические лифты грузоподъемностью 50 кг и выше, грузоподъемные краны, экскаваторы, предназначенные для работы с крановым оборудованием, а также электрические тележки с кабиной управления, передвигающиеся по надзем­ным путям. Другие виды кранов, а также съемные грузозах­ватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером записываются в специальные журналы, имеющиеся на предприятии или в цехе.

Читайте также:  Устройство защиты электрического двигателя

Регистрация лифтов производится на основании следующих документов: письменного заявления организации-владельца

лифта, паспорта лифта, акта технической готовности и приемки лифта, документа, подтверждающего наличие обучен­ного и аттестованного персонала или договора на проведе­ние технического надзора за лифтом специализированной организацией.

Другие подъемно-транспортные машины регистрируют на основании письменного заявления руководства предприятия, являющегося владельцем, при наличии паспорта или формуля­ра машины. К заявлению должен быть приложен акт о прове­дении монтажных работ в соответствии с инструкцией заво­да-изготовителя. На башенные краны такой акт должен предъявляться после каждой перестановки крана на новое место работ.

Грузоподъемные машины подлежат перерегистрации в сле­дующих случаях: после реконструкции (модернизации), вызы­вающей повышение или перераспределение нагрузок в узлах или рабочих элементах крана; после ремонта, если на маши­ну был составлен новый паспорт; после передачи машины другому владельцу; после перестановки крана мостового типа на новое место.

После каждой регистрации грузоподъемной машины орган технадзора выдает разрешение на пуск ее в работу. Для лифтов разрешение на пуск в эксплуатацию необходимо полу­чить также после капитального ремонта или окончания срока работы, установленного при техническом освидетель­ствовании.

О предстоящем пуске в работу грузоподъемной машины инспекция технадзора должна быть уведомлена не позд­нее чем за пять дней. Разрешение на пуск в работу подъ­емно-транспортных машин и устройств, не подлежащих ре­гистрации в органах технадзора, выдается инженерно­техническим работником по надзору за грузоподъемными ма­шинами на предприятии. Разрешение на пуск в работу подъ­емно-транспортных машин регистрируется в их паспорте или формуляре, а разрешение на пуск машин, съемных гру­зозахватных приспособлений и тары, не подлежащих ре­гистрации в органах технадзора, — в журнал их учета и осмотра. Указанные записи производятся лицом, выдавшим разрешение.

Освидетельствование подъемно — транспортных машин.

Вновь установленные машины до пуска в эксплуатацию должны быть подвергнуты полному освидетельствованию. Полному или частичному освидетельствованию периодически подвергаются также работающие машины и все виды сменных грузозахватных органов и приспособлений.

Освидетельствование машин — это основное мероприятие технического надзора. Его целью является контроль за соответствием технического состояния установки и обслужи­вания машины правилам Госгортехнадзора и документам, представленным при регистрации; контроль за исправным состоянием машины, обеспечивающим безопасную работу. Тех­нические переосвидетельствования подъемно-транспортных машин по срокам бывают первичные, плановые и внеочеред­ные; по объему проводимых испытаний — полные и частичные.

Полное первичное освидетельствование подъемно­транспортных машин, поступивших с завода-изготовителя или ремонтного предприятия и перевозимых в собранном виде, производится отделом технического контроля (ОТК) завода (предприятия) перед отправкой машины владельцу. В даль­нейшем технические освидетельствования производятся в плановом порядке предприятием-владельцем этих машин.

Частичное освидетельствование грузоподъемных машиндолжно производиться не реже одного раза в 12 месяцев, а полное — раз в три года. Редко используемые машины, при­меняемые только при ремонте оборудования, подвергаются полному освидетельствованию раз в пять лет. Лифты, за­регистрированные в органах технадзора, подвергаются тех­ническому освидетельствованию в полном объеме один раз в 12 месяцев.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузопдъемной машины назначают после монтажа, вызванного установкой машины на новое место, реконструкции (модерни­зации) машины, ремонта металлических конструкций машины с заменой элементов, капитального ремонта машины или замены механизма подъема, крюка и несущих или вантовых канатов кабельных кранов.

Читайте также:  Где сделать чип тюнинг шкода октавия

Полное техническое освидетельствование подъемно­транспортных машин включает осмотр, статическое и динами­ческое испытание. При частичном техническом освидетельст­вовании производят осмотр машины. В процессе осмотра должны быть осмотрены и проверены в работе механизмы и электрооборудование, тормоза, приборы безопасности, сис­темы управления, сигнализации и освещения, а также габа­риты. Кремле того, проверяют состояние металлоконструкций машины, крюка и деталей его подвески, канатов, блоков, осей и деталей их крепления; соответствие массы противо­веса и балласта лифтов и стреловых кранов паспортным зна­чениям; состояние крановых путей и заземления машин с электрическими проводами (определение сопротивления растеканию тока).

Статическое испытание предназначено для проверки проч­ности машины и отдельных ее элементов, а также для про­верки грузовой устойчивости. Нагрузка грузоподъемных машин при статическом испытании должна быть больше их номинальной грузоподъемности на 25 %, малых грузовых лифтов на 50 %, а лифтов всех других типов на 100 %. В нагрузку включаются вес испытательного груза и вес всех вспомогательных приспособлений, подвешиваемых на крюке. При статическом испытании мостовых, козловых и передвиж­ных консольных кранов груз поднимают на высоту 200 — 300 мм. У кранов стрелового типа стрела устанавливается отно­сительно ходовой части в положение наименьшей устойчивос­ти крана, и груз поднимается на высоту 100 мм. Кран счи­тается выдержавшим испытание, если в течение 10 мин под­нятый груз не опустился на землю, а после опускания груза в металлоконструкциях и других элементах крана не окажет­ся трещин, остаточных деформаций и других повреждений.

Динамическое испытание имеет целью проверку действия механизмов и тормозов грузоподъемной машины, а у лифтов, кроме того, проверку ловителей и буферов. При динамичес­ком испытании проводят повторный подъем груза, масса ко­торого на 10 % превышает номинальную фузоподъемность, и проверку действия всех механизмов машины. Допускается ди- ‘ намическое испытание фузоподъемных машин производить рабочим фузом. Результаты технического освидетельствова­ния подъемно-транспортных машин, подконтрольных органам технадзора, записываются в паспорт или формуляр машины лицом, производившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. Результаты освиде­тельствования других фузоподъемных машин записываются в журнал их учета и осмотра.

Техническому освидетельствованию подвергают также съемные фузозахватные приспособления (стропы, цепи, тра­версы, захваты и др.). Их осматривают и испытывают на- фузкой, на 25 % превышающей номинальную. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары они должны периодически осматриваться: траверсы не реже чем через шесть месяцев; захваты и тара — через один месяц; стропы (за исключением редко используемых) — через десять дней.

Технический надзор за подъемно-транспортными машинами

Эксплуатация ПТМ связана с вероятностью появления опасных и вредных производственных факторов, воздействие которых на работающих в может при­вести к снижению работоспособности, травме, другому внезап­ному ухудшению здоровья или смерти. Поэтому уже на этапе проектирования, конструирования и изготовления машин должны закладываться свойства, обеспечивающие безопас­ность труда при их монтаже, демонтаже и эксплуатации в условиях, установлен­ных норма­тивно-технической документацией.

Требования к ПТМ установлены рядом нормативных документов, базирую­щихся на Федеральном законе 116-ФЗ от 21.07.97 «О промышленной безопасно­сти опасных производственных объектов», в частности, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), Требованиями к проектированию и изготовлению грузоподъемных кранов-манипуляторов, Пра­вилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипу­ляторов (ПБ 10-257-98), Правилами устройства и безопасной эксплуатации под­весных канатных дорог (ПБ 10-39-93), Основными требованиями безопасности к ограничителям грузоподъемности электрических мостовых и козловых кранов (РД 10-118-96) и др.

Читайте также:  Обработка автомобиля сухим льдом

Государственный надзор за подъемно-транспортными машинами с 2004 г. по­ручен Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере промышленной безопасности и безопасности производства, получив эти функции от упраздненной Федеральной службы горного и технического надзора (Госгортехнадзора).

На местах Ростехнадзор имеет территориальные инспекции, непосредственно взаимодействующие с юридическими и физическими лицами, работающими в области производства, монтажа и эксплуатации ПТМ. Они регистрируют грузоподъемные машины, проводят проверки соблюдения требований законода­тельства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности. Ростехнадзор, являясь федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, сотрудничает с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором).

Во всех поднадзорных организациях, связанных с железнодорожным транспортом Ространснадзору поручены:

— надзор за монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом, техническим диагностированием и безопасной эксплуатацией оборудования, работающего под давлением, и подъемных сооружений;

— проведение технического расследования причин аварий при эксплуата­ции оборудования, работающего под давлением, и подъемных сооружений на железнодорожном транспорте.

Ответственность за содержание подъемных сооружений в исправном состоя­нии на предприятии должна быть возложена на одного инженерно-технического работника. В его обязанности входит:

· содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособле­ний, тары и крановых путей в исправном состоянии;

· обслуживание и ремонт грузоподъемных машин обученным и аттестован­ным персоналом, а также проведение периодической проверки знаний и инструк­тажей обслуживающего персонала;

· контроль за выполнением крановщиками и ремонтным персоналом требова­ний производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных машин;

· своевременная подготовка грузоподъемных машин к техническому освиде­тельствованию, а также подготовка к обследованию кранов, отработавших норма­тивный срок службы;

· вывод в ремонт грузоподъемных машин согласно графику;

· соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;

· выполнение предписаний органов технологического надзора;

· допуск в эксплуатацию вновь установленного крана только после проведе­ния технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана, и обученного обслуживающего ремонтного персо­нала;

· подготовка машины к техническому освидетельствованию.

Особое внимание ответственным специалистом должно быть уделено прибо­рам безопасности. При их осмотре он обязан проверять:
— установку концевого выключателя механизма подъема: зазор между грузоза­хватным органом после его остановки и упором должен составлять для грузо­подъемных машин не менее 200 мм, для электроталей — не менее 50 мм;
— установку концевого выключателя механизма передвижения: отключение его двигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных, портальных и козловых кранов и мостовых перегружателей — не менее полного пути торможения;
— действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом: он должен ав­томатически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10% (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т·м и портальных кранов — более чем на 15%, для кранов мостового типа — более чем на 25%);
— правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета стрелы.

Оцените статью