ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР. ПРАВИЛА РАБОТЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН.
Технический надзор
Органы технического надзора за подъемно-транспортной машиной. Важным звеном системы технической эксплуатации в части контроля за исправностью ПТМ и соблюдением правил безопасной работы является государственный технический надзор, осуществляемый Госгортехнадзором СССР, Регистром СССР и Речным Регистром, Госэнергонадзором и Госавтоинспекцией. В системах МПС (Минтрансстроя) выполнение функций по техническому надзору поручено инспекции Котлонадзора МПС.
Госгортехнадзор, Регистры и Котлонадзор МПС осуществляют надзор за подъемно-транспортными машинами. К этим машинам относятся грузоподъемные краны, лифты (кроме малых), эскалаторы, фуникулеры, подвесные пассажирские и грузовые канатные дороги.
Вопросы, касающиеся устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортных машин, регламентируются следующими нормативными документами Госгортехнадзора, обязательными для всех министерств и ведомств: «Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог”, «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”, «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов”, «Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов”.
Регистру СССР и Речному Регистру подконтрольны грузоподъемные машины, устанавливаемые на морских и речных судах и в портах. Порядок их устройства и безопасной эксплуатации регламентируют «Правила классификации и постройки морских судов”, «Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания”, «Правила технической эксплуатации перегрузочных машин речных портов”.
Государственная инспекция по энергетическому надзору Министерства энергетики и электрификации СССР (Госэнергонадзор) ведет надзор за тем, чтобы устройство и эксплуатация электрооборудования подъемно-транспортных машин выполнялись в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ-76), которые являются обязательными для всех ведомств.
Госавтоинспекния МВД СССР осуществляет контроль за базовыми машинами автомобильных кранов.
Центральным инспекциям всех видов надзора подчинены инспекции на местах: управления округов Госгортехнадзора в республиках, краях и областях: инспекции Котлонадзора железных дорог, метрополитенов и территориальных объединений железнодорожного транспорта; республиканские, краевые, областные и районные инспекции ГАИ и т.д.
Задачи технического надзора. Основными задачами технического надзора в отношении подъемно-транспортных машин являются: обеспечение соблюдения на предприятиях и в организациях требований по изготовлению, устройству, содержанию и безопасной эксплуатации этих машин, установленных законами СССР, правилами Госгортехнадзора, Регистра и других инспекций, приказами и указаниями министерств и ведомств, другими нормативными документами; предупреждение аварий и производственных травм; организация и проведение систематического учета и анализа их при эксплуатации; выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению аварий и несчастных случаев на поднадзорных объектах; совершенствование нормативнотехнической документации по безопасности производства работ; регистрация подъемно-транспортных машин, вводимых в эксплуатацию; проведение предусмотренных правилами Госгортехнадзора, Регистра СССР и Речного Регистра технических освидетельствований, осуществление контроля за своевременным освидетельствованием предприятиями и организациями; выдача разрешений на право изготовления, монтажа и ремонта машин, регистрируемых в инспекциях.
Правилами по устройству и безопасной эксплуатации подъемно-транспортных машин предусматриваются следующие мероприятия по техническому надзору: регистрация ма
шин, разрешение на пуск в работу, техническое освидетельствование, контроль за правильной эксплуатацией этих машин.
Регистрация подъемно — транспортных машин. Обязательной регистрации в органах технадзора до пуска в работу подлежат электрические лифты грузоподъемностью 50 кг и выше, грузоподъемные краны, экскаваторы, предназначенные для работы с крановым оборудованием, а также электрические тележки с кабиной управления, передвигающиеся по надземным путям. Другие виды кранов, а также съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером записываются в специальные журналы, имеющиеся на предприятии или в цехе.
Регистрация лифтов производится на основании следующих документов: письменного заявления организации-владельца
лифта, паспорта лифта, акта технической готовности и приемки лифта, документа, подтверждающего наличие обученного и аттестованного персонала или договора на проведение технического надзора за лифтом специализированной организацией.
Другие подъемно-транспортные машины регистрируют на основании письменного заявления руководства предприятия, являющегося владельцем, при наличии паспорта или формуляра машины. К заявлению должен быть приложен акт о проведении монтажных работ в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. На башенные краны такой акт должен предъявляться после каждой перестановки крана на новое место работ.
Грузоподъемные машины подлежат перерегистрации в следующих случаях: после реконструкции (модернизации), вызывающей повышение или перераспределение нагрузок в узлах или рабочих элементах крана; после ремонта, если на машину был составлен новый паспорт; после передачи машины другому владельцу; после перестановки крана мостового типа на новое место.
После каждой регистрации грузоподъемной машины орган технадзора выдает разрешение на пуск ее в работу. Для лифтов разрешение на пуск в эксплуатацию необходимо получить также после капитального ремонта или окончания срока работы, установленного при техническом освидетельствовании.
О предстоящем пуске в работу грузоподъемной машины инспекция технадзора должна быть уведомлена не позднее чем за пять дней. Разрешение на пуск в работу подъемно-транспортных машин и устройств, не подлежащих регистрации в органах технадзора, выдается инженернотехническим работником по надзору за грузоподъемными машинами на предприятии. Разрешение на пуск в работу подъемно-транспортных машин регистрируется в их паспорте или формуляре, а разрешение на пуск машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, не подлежащих регистрации в органах технадзора, — в журнал их учета и осмотра. Указанные записи производятся лицом, выдавшим разрешение.
Освидетельствование подъемно — транспортных машин.
Вновь установленные машины до пуска в эксплуатацию должны быть подвергнуты полному освидетельствованию. Полному или частичному освидетельствованию периодически подвергаются также работающие машины и все виды сменных грузозахватных органов и приспособлений.
Освидетельствование машин — это основное мероприятие технического надзора. Его целью является контроль за соответствием технического состояния установки и обслуживания машины правилам Госгортехнадзора и документам, представленным при регистрации; контроль за исправным состоянием машины, обеспечивающим безопасную работу. Технические переосвидетельствования подъемно-транспортных машин по срокам бывают первичные, плановые и внеочередные; по объему проводимых испытаний — полные и частичные.
Полное первичное освидетельствование подъемнотранспортных машин, поступивших с завода-изготовителя или ремонтного предприятия и перевозимых в собранном виде, производится отделом технического контроля (ОТК) завода (предприятия) перед отправкой машины владельцу. В дальнейшем технические освидетельствования производятся в плановом порядке предприятием-владельцем этих машин.
Частичное освидетельствование грузоподъемных машиндолжно производиться не реже одного раза в 12 месяцев, а полное — раз в три года. Редко используемые машины, применяемые только при ремонте оборудования, подвергаются полному освидетельствованию раз в пять лет. Лифты, зарегистрированные в органах технадзора, подвергаются техническому освидетельствованию в полном объеме один раз в 12 месяцев.
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузопдъемной машины назначают после монтажа, вызванного установкой машины на новое место, реконструкции (модернизации) машины, ремонта металлических конструкций машины с заменой элементов, капитального ремонта машины или замены механизма подъема, крюка и несущих или вантовых канатов кабельных кранов.
Полное техническое освидетельствование подъемнотранспортных машин включает осмотр, статическое и динамическое испытание. При частичном техническом освидетельствовании производят осмотр машины. В процессе осмотра должны быть осмотрены и проверены в работе механизмы и электрооборудование, тормоза, приборы безопасности, системы управления, сигнализации и освещения, а также габариты. Кремле того, проверяют состояние металлоконструкций машины, крюка и деталей его подвески, канатов, блоков, осей и деталей их крепления; соответствие массы противовеса и балласта лифтов и стреловых кранов паспортным значениям; состояние крановых путей и заземления машин с электрическими проводами (определение сопротивления растеканию тока).
Статическое испытание предназначено для проверки прочности машины и отдельных ее элементов, а также для проверки грузовой устойчивости. Нагрузка грузоподъемных машин при статическом испытании должна быть больше их номинальной грузоподъемности на 25 %, малых грузовых лифтов на 50 %, а лифтов всех других типов на 100 %. В нагрузку включаются вес испытательного груза и вес всех вспомогательных приспособлений, подвешиваемых на крюке. При статическом испытании мостовых, козловых и передвижных консольных кранов груз поднимают на высоту 200 — 300 мм. У кранов стрелового типа стрела устанавливается относительно ходовой части в положение наименьшей устойчивости крана, и груз поднимается на высоту 100 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 мин поднятый груз не опустился на землю, а после опускания груза в металлоконструкциях и других элементах крана не окажется трещин, остаточных деформаций и других повреждений.
Динамическое испытание имеет целью проверку действия механизмов и тормозов грузоподъемной машины, а у лифтов, кроме того, проверку ловителей и буферов. При динамическом испытании проводят повторный подъем груза, масса которого на 10 % превышает номинальную фузоподъемность, и проверку действия всех механизмов машины. Допускается ди- ‘ намическое испытание фузоподъемных машин производить рабочим фузом. Результаты технического освидетельствования подъемно-транспортных машин, подконтрольных органам технадзора, записываются в паспорт или формуляр машины лицом, производившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. Результаты освидетельствования других фузоподъемных машин записываются в журнал их учета и осмотра.
Техническому освидетельствованию подвергают также съемные фузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и др.). Их осматривают и испытывают на- фузкой, на 25 % превышающей номинальную. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары они должны периодически осматриваться: траверсы не реже чем через шесть месяцев; захваты и тара — через один месяц; стропы (за исключением редко используемых) — через десять дней.
Технический надзор за подъемно-транспортными машинами
Эксплуатация ПТМ связана с вероятностью появления опасных и вредных производственных факторов, воздействие которых на работающих в может привести к снижению работоспособности, травме, другому внезапному ухудшению здоровья или смерти. Поэтому уже на этапе проектирования, конструирования и изготовления машин должны закладываться свойства, обеспечивающие безопасность труда при их монтаже, демонтаже и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией.
Требования к ПТМ установлены рядом нормативных документов, базирующихся на Федеральном законе 116-ФЗ от 21.07.97 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в частности, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), Требованиями к проектированию и изготовлению грузоподъемных кранов-манипуляторов, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-98), Правилами устройства и безопасной эксплуатации подвесных канатных дорог (ПБ 10-39-93), Основными требованиями безопасности к ограничителям грузоподъемности электрических мостовых и козловых кранов (РД 10-118-96) и др.
Государственный надзор за подъемно-транспортными машинами с 2004 г. поручен Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере промышленной безопасности и безопасности производства, получив эти функции от упраздненной Федеральной службы горного и технического надзора (Госгортехнадзора).
На местах Ростехнадзор имеет территориальные инспекции, непосредственно взаимодействующие с юридическими и физическими лицами, работающими в области производства, монтажа и эксплуатации ПТМ. Они регистрируют грузоподъемные машины, проводят проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности. Ростехнадзор, являясь федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, сотрудничает с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором).
Во всех поднадзорных организациях, связанных с железнодорожным транспортом Ространснадзору поручены:
— надзор за монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом, техническим диагностированием и безопасной эксплуатацией оборудования, работающего под давлением, и подъемных сооружений;
— проведение технического расследования причин аварий при эксплуатации оборудования, работающего под давлением, и подъемных сооружений на железнодорожном транспорте.
Ответственность за содержание подъемных сооружений в исправном состоянии на предприятии должна быть возложена на одного инженерно-технического работника. В его обязанности входит:
· содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей в исправном состоянии;
· обслуживание и ремонт грузоподъемных машин обученным и аттестованным персоналом, а также проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
· контроль за выполнением крановщиками и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных машин;
· своевременная подготовка грузоподъемных машин к техническому освидетельствованию, а также подготовка к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы;
· вывод в ремонт грузоподъемных машин согласно графику;
· соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;
· выполнение предписаний органов технологического надзора;
· допуск в эксплуатацию вновь установленного крана только после проведения технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана, и обученного обслуживающего ремонтного персонала;
· подготовка машины к техническому освидетельствованию.
Особое внимание ответственным специалистом должно быть уделено приборам безопасности. При их осмотре он обязан проверять:
— установку концевого выключателя механизма подъема: зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором должен составлять для грузоподъемных машин не менее 200 мм, для электроталей — не менее 50 мм;
— установку концевого выключателя механизма передвижения: отключение его двигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных, портальных и козловых кранов и мостовых перегружателей — не менее полного пути торможения;
— действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом: он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10% (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т·м и портальных кранов — более чем на 15%, для кранов мостового типа — более чем на 25%);
— правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета стрелы.