- практические работы по деталям машин методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Практическая работа №15 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СБОРКИ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа №15 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СБОРКИ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ»
- Практические работы МДК 01.01 Устройство автомобилей
практические работы по деталям машин
методическая разработка на тему
дано содержание и объемм практических работ по курсу детали машин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_detali_mashin.doc | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция проводится с целью создания условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала студентов и преподавателей, включение их в научно-исследовательскую и проектную деят.
Участие во Всероссийской научно-практической конференции » Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства».
Методическое пособие предназначено для студентов СПО юридического профиля, содержит восемь лабораторно — практических работ. Каждая практическая работа содержит теоретический материал, указания для вы.
Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011.
Комплект методических материалов для практических работ по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет.
ПРС МДК 02.01 специальность 38.02.01.
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты.
Практическая работа №15 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СБОРКИ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Практическая работа №15 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СБОРКИ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №15 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СБОРКИ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ»
Практическая работа №15 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СБОРКИ ИЗДЕЛИЙ
МАШИНОСТРОЕНИЯ
Цель работы: изучить технологические процессы сборки изделий
Конечным продуктом машиностроения является изделие. Сложное изделие – это совокупность элементов, соединенных определенным образом.
Первичный элемент сборки, не имеющий соединений, называется деталью (Д). Более сложная структура, состоящая из нескольких деталей, соединенных определенным образом и объединенных общим назначением, называется сборочной единицей (СЕ).
Процесс соединения структурных элементов в сборочную единицу
называется технологическим процессом сборки (ГОСТ 23887–79).
Место сборки в производственном процессе определяется порядком чередования этапов изготовления продукции:
Для каждой стадии сборки (сборки узлов, агрегатов (механизмов), общей сборки машины) разрабатывается технологический процесс, разделенный на операции, переходы и приемы. Основой для проектирования являются:
– общие виды и сборочные чертежи узлов и изделий;
– технические условия на приемку и испытание;
– производственная программа;
– спецификация поступающих на сборку узлов и деталей.
Технологический процесс разрабатывается поэтапно в следующей последовательности.
1. Выбирают организационную форму сборки в зависимости от
условий производства и объема выпуска.
Наиболее важные признаки классификации – возможность перемещения изделия (стационарная и подвижная сборка) и организация рабочих мест (поточная и не поточная сборка). Каждая из форм может реализовываться с разной степенью разделения (дифференциации) изделия на составные элементы (Д, СЕ).
В мелкосерийном производстве часто применяют схему стационарной, не поточной сборки, с разделением работ на узловую и общую сборку. Поточная сборка имеет ряд преимуществ, однако ее использование ограничено крупносерийным и массовым производством по экономическим причинам.
2. Выполняют технологический анализ чертежей.
Цель анализа – оценка и корректировка конструкции с точки зрения приспособленности к изготовлению в заданных условиях наиболее экономичным способом. Технологичность отрабатывается по следующим направлениям:
– минимальное количество соединений;
– доступность мест соединений;
– обоснованная точность обработки сопрягаемых поверхностей;
– отсутствие дополнительной обработки поверхностей в процессе сборки;
– максимальное использование стандартных и унифицированных элементов;
– простота применяемой технологической оснастки;
– приспособленность к механизации и автоматизации сборочных работ (монтажные опоры, такелажные узлы и др.);
– наличие базовой части (основы для монтажа );
– отсутствие необходимости промежуточной разборки;
– удобный доступ к местам контроля и регулировки;
– совмещение технологических и измерительных баз.
3. Устанавливают методы достижения точности сборки (полная, неполная, групповая взаимозаменяемость; регулировка; пригонка).
Полная взаимозаменяемость реализуется в крупносерийном и массовом производстве (автотракторостроение). Метод предусматривает выполнение сборки элементов изделия без дополнительной обработки сопрягаемых поверхностей, что требует уменьшения допусков на составляющие звенья и приводит к значительному удорожанию изделия.
При групповой (селективной) взаимозаменяемости высокая точность соединения деталей с расширенными допусками обеспечивается сортировкой деталей (СЕ) по размерам на группы, с обеспечением установленного допуска замыкающего звена при соединении. Метод применяется при небольшом числе звеньев (3…4) в цепи соединений высокой точности (подшипники качения, плунжерные пары, поршневой палец верхней головки шатуна и др.). Различают три вида селективной сборки:
– непосредственный подбор;
– предварительная сортировка;
– комбинированная сборка.
Неполная взаимозаменяемость предполагает расширение допусков на детали размерной цепи. Основанием для такого решения является положение теории вероятностей о том, что крайние значения погрешностей размеров звеньев цепи встречаются значительно реже чем средние. Использование метода предполагает наличие определенного процента брака. Устранение брака можно обеспечить методами пригонки, использованием компенсаторов или регулированием. Указанные методы часто применяются в единичном и мелкосерийном производстве.
4. Определяют целесообразную степень дифференциации или
концентрации сборочных операций.
С этим этапом связана задача определения количества сборочных единиц в изделии.
5. Разрабатывают схемы узловой и (или) общей сборки изделия.
Процесс сборки можно представить схемой, в которой условно изображают последовательность соединения элементов (Д, СЕ).
Каждый элемент обозначают прямоугольником, разделенным на три части.
В верхней части указывают наименование элемента, в левой нижней части – номер по спецификации, в правой нижней части – количество собираемых элементов. В левой части схемы изображают обозначение базовой детали, с которой начинают сборку и к которой в дальнейшем присоединяют остальные детали. В правой части обозначают изображение изделия.
Базовую деталь соединяют с изделием прямой линией. Над линией размещают изображения деталей, под линией сборочных единиц.
Схемы снабжают дополнительными надписями, определяющими содержание операций (приварить, запрессовать и т. д.).
На рис. 1 а и 1 б показаны фрагменты сборочных чертежей двух сборочных единиц – «вал-колесо» и «верхний вал коробки передач».
Рис. 1. Фрагменты чертежей сборочных единиц: а – «вал-колесо»;
б – «верхний вал коробки передач»
6. Выбирают наиболее экономичные и технически обоснованные
способы сборки, контроля, испытаний.
Технологический процесс сборки включает следующие этапы:
– подготовка элементов конструкции к сборке;
– предварительная сборка (при необходимости);
– промежуточная сборка (при необходимости);
– сборка под сварку (при необходимости);
– окончательная сборка;
– регулировка;
– контроль;
– демонтаж (при необходимости).
Характеристика этапов сборки представлена в табл. 1.
Рис. 2. Схемы сборки: а) – узла «вал-колесо»;
б) – узла «верхний вал коробки передач
Т а б л и ц а 1
Содержание этапов процесса сборки
Подготовка
элементов к сборке
Работы по приведению деталей в состояние, требуемое
условиями сборки: очистка, сортировка, укладка в тару,
пригоночные работы (опиливание, зачистка, притирка,
полирование, шабрение, гибка и др.)
Сборка изделия с последующей разборкой (например –
сборка узла с целью определения размера компенсатора)
Сборка с целью дальнейшей совместной обработки деталей
(например, сборка шатуна для обработки отверстия
под вкладыши)
Сборка под сварку
Выполняется с целью последующей сварки соединяемых
деталей (сборка кузовов и кабин)
Сборка изделия в целом
Работы, проводимые в процессе сборки и после ее окончания
с целью достижения точности в расположении элементов
конструкции
Работы, выполняемые в процессе сборки и после ее окончания
с целью проверки соответствия параметров изделия
требованиям ТУ
Работы по частичной разборке изделия с целью подготовки его
к упаковке и транспортированию (при необходимости)
7. Выбирают технологическое и вспомогательное оборудование,
технологическую оснастку
Оборудование сборочных производств можно разделить на две группы.
Технологическое оборудование – предназначено для выполнения работ по соединению деталей, их регулировке и контролю (оборудование для сборки резьбовых соединений, нагревательные устройства, ванны, установки для охлаждения, прессы и др.).
Рис. 3. Распространенные виды соединений
Вспомогательное оборудование – предназначено для механизации вспомогательных работ (тельферы, поворотные краны, конвейеры, рольганги, домкраты, лебедки, тележки и др.). Удельный вес вспомогательных работ в общей трудоемкости сборки, в серийном производстве, составляет 30…40 %, в массовом 10…15 %. Для доставки к рабочим местам деталей и СЕ используют ручные тележки и электрокары, различного вида краны и конвейеры. Большие удобства создают конвейеры, оснащенные устройствами для адресной доставки транспортируемых деталей и СЕ.
8. Проводят техническое нормирование работ и определяют технико-экономические показатели (ТЭП).
Для определения длительности (цикла) сборки машин строят циклограмму процесса. В избранном масштабе циклограмма отражает не только последовательность затрат времени на выполнение операции, но и совмещение во времени этих затрат. Циклограмма позволяет найти пути сокращения цикла сборки
9. Оформляют технологическую документацию.
Состав документов и методы оформления рассматриваются в стандартах ЕСТПП.
Машины и СЕ после их сборки подвергают различного рода испытаниям. Целью испытания является проверка качества изделия, достигнутого в результате всего производственного процесса его изготовления.
Контрольные вопросы
1. Назовите элементы структуры сборочной операции.
2. Что такое «базовая» деталь?
3. Назовите основные этапы процесса сборки.
Практические работы МДК 01.01 Устройство автомобилей
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н. И. Кузнецова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работ
по МДК 01.01 Устройство автомобилей
ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля
для студентов профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Практическая работа № 1
Практическая работа № 2
Практическая работа № 3
Практическая работа № 4
Практическая работа № 5
Практическая работа № 6
Практическая работа № 7
Практическая работа № 8
Практическая работа № 9
Практическая работа № 10
Практическая работа № 11
Практическая работа № 12
Практическая работа № 13
Практическая работа № 14
Практическая работа № 15
Критерии оценки результатов практических работ
Практические занятия являются неотъемлемым этапом изучения по МДК 01.01 Устройство автомобилей для:
— формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой МДК;
— обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
— готовности использовать теоретические знания на практике.
Практические занятия по МДК 01.01 Устройство автомобилей способствуют формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.
Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.
Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.
В методических указаниях предлагаются к выполнению практические работы, предусмотренные учебной рабочей программой МДК 01.01 Устройство автомобилей.
Практическая работа № 1
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И ПРИНЦИПА РАБОТЫ 2-Х ТАКТНОГО И 4-Х ТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным схемам и взаимодействиям деталей 2-х тактных и 4-х тактных двигателей, классификации двигателей, конструктивным особенностям деталей, предъявляемым к ним требования.
Оснащение: стенд двигателя, плакаты, инструктивные карты, ноутбук, проектор
1. Освоить основные параметры, характеризующие двигатель; назначение, достоинства и недостатки, конструктивные особенности деталей двигателей различных типов.
2. Изучить рабочий цикл 4-х тактного карбюраторного двигателя. Рабочий цикл 4-х тактного дизельного двигателя.
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
Практическая работа № 2
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным схемам и взаимодействиям деталей КШМ двигателей.
2. Классификации двигателей, конструктивные особенности деталей, предъявляемые к ним требования.
Оснащение: стенды двигателей; стенд кривошипно-шатунного механизма; плакаты, инструктивные карты, ноутбук, проектор
1. Освоить основные параметры, характеризующие двигатель; назначение КШМ двигателя, достоинства и недостатки, конструктивные особенности деталей КШМ различные типов.
2. Провести измерения отдельных элементов поршня, диаметра шеек коленчатого вала, хода поршня.
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения работы;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— отдельных элементов поршня (диаметров головки и юбки, конусности, овальности и ступенчатости);
— диаметра шеек коленчатого вала;
— размерности двигателя (S и d) на механические и тепловые потери, рабочий объем, утечку заряда, среднюю скорость поршня, силы инерции, допускаемую степень сжатия, габариты двигателя;
— частоты вращения коленчатого вала на наполнение цилиндров, уравновешенность и размерность двигателя;
— степени сжатия на эффективный КПД, тепловую напряженность, долговечность, пусковые свойства дизельных и карбюраторных двигателей.
— коленчатого вала двигателя с указанием возможных порядков работы;
— цилиндра с выделением его объемов.
Практическая работа № 3
ФАЗЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ
1. Развить профессиональные компетенции по определению качества работы двигателя от своевременности открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов.
Оснащение: стенд «Фазы газораспределения»; макеты двигателей; инструктивные карты, ноутбук, проектор
— фазы газораспределения в поршневых двигателях внутреннего сгорания;
— моменты открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов в градусах поворота коленчатого вала по отношению к начальным или конечным моментам соответствующих тактов.
— расчёт фаз газораспределения заданных поршневых двигателей внутреннего сгорания;
— исследовать моменты открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов в градусах поворота коленчатого вала по отношению к начальным или конечным моментам соответствующих тактов заданных двигателей.
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения работы;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— фаз газораспределения заданных поршневых двигателей внутреннего сгорания ;
— исследовать моменты открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов в градусах поворота коленчатого вала по отношению к начальным или конечным моментам соответствующих тактов заданных двигателей.
— схему фаз газораспределения заданного двигателя;
— по заданным значениям построить диаграмму фаз газораспределения.
Практическая работа № 4
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ УЗЛОВ, МЕХАНИЗМОВ И ПРИБОРОВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным схемам и взаимодействиям деталей системы охлаждения двигателей.
2. Циркуляцию охлаждающей жидкости и способам регулирования интенсивности охлаждения.
Оснащение: стенд системы охлаждения; агрегат системы охлаждения; термостаты, водяные насосы, радиаторы; инструктивные карты, ноутбук, проектор
Понять необходимость охлаждения поршневых ДВС.
Изучить основные понятия: открытая и закрытая системы, охлаждающие жидкости (вода, антифризы), их достоинства и недостатки;
— достоинства и недостатки жидкостной и воздушной систем охлаждения, а также способы поддержания верхнего и нижнего уровня температур;
— способы смягчения жесткости воды.
— компоновку агрегатов и приборов системы охлаждения на двигателе, их назначение и принцип работы;
— пути циркуляции охлаждающей жидкости на различных режимах работы двигателя;
— привод водяного насоса и вентилятора, смазку подшипников и натяжение ремня;
— роль термостата и принцип его действия.
— измерения лобовой площади сердцевины радиатора; диаметра и ширины лопастей вентилятора; основных размеров крыльчатки водяного насоса;
— исследования производительности водяного насоса на различной частоте вращения коленчатого вала; пропускной способности основного и вспомогательного клапанов термостата, количества тепла, отводимого системой охлаждения.
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения работы;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— лобовой площади сердцевины радиатора;
— диаметра и ширины лопастей вентилятора;
— основных размеров крыльчатки водяного насоса.
— производительность водяного насоса на различной частоте вращения
— пропускную способность основного и вспомогательного клапанов термостата;
— количество тепла, отводимого системой охлаждения на различных частотах вращения.
Вычертить принципиальную схему системы охлаждения двигателя с указанием путей циркуляции жидкости по малому и большому кругам.
Выписать основные данные (тип, емкость, характеристики ПВК, количество сливных кранов, тип термостата, нормальный тепловой режим) системы охлаждения заданного двигателя.
Вычертить схему сильфонного термостата (с твердым наполнением) и указать его детали.
Практическая работа № 5
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ УЗЛОВ, МЕХАНИЗМОВ И ПРИБОРОВ СИСТЕМ СМАЗКИ
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным схемам и взаимодействиям деталей системы смазки двигателей, выявлению направления масла к трущимся парам на различных режимах работы двигателя; способам подачи масла к узлам трения.
2. Развить профессиональные компетенции по определению требований, которые предъявляются к смазочным маслам, к маркировке; названию и назначению приборов, агрегатов и других устройств, входящих в систему смазки.
Оснащение: макеты системы смазки, центрифуги, масляного насоса; разрезы двигателей, инструктивные карты, ноутбук, проектор
— компоновку приборов и узлов системы смазки на двигателе, их назначение и принцип работы;
— привод масляного насоса и установку контрольных приборов;
— пути масла к трущимся поверхностям на холодном и прогретом двигателе;
— места установки и давления срабатывания защитных клапанов (редукционного, перепускного, предохранительного и сливного);
— способы очистки масла от продуктов износа, старения и др. примесей.
— параметров шестерен масляного насоса; диаметров защитных клапанов;
— диаметров сопел РМЦ и калиброванного отверстия в стержне ФТО.
— производительности масляного насоса в зависимости от частоты вращения коленчатого вала;
— производительности ФТО, РМЦ, редукционного клапана в зависимости
от частоты вращения коленчатого вала;
— распределения потока масла от насоса в магистраль, ФТО и через редукционный клапан.
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения работы;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— параметров шестерен масляного насоса;
— диаметров защитных клапанов;
— диаметров сопел РМЦ и калиброванного отверстия в стержне ФТО.
— производительности масляного насоса в зависимости от частоты вращения коленчатого вала;
— производительности ФТО, РМЦ, редукционного клапана в зависимости от частоты вращения коленчатого вала;
— распределения потока масла от насоса в магистраль, ФТО и через редукционный клапан.
Вычертить принципиальную схему системы смазки двигателя с описанием ее действия.
Выписать основные данные системы смазки заданного двигателя (тип, ёмкость, количество клапанов и давление срабатывания, тип фильтров, марка применяемого масла, сроки смены масла).
Практическая работа № 6
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ УЗЛОВ И ПРИБОРОВ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным схемам и взаимодействиям деталей системы питания карбюраторных (инжекторнных) двигателей, выявлению режимов работы карбюратора (инжектора), назначению и устройству его элементов;
2. Развить профессиональные компетенции по определению требований к маркам бензинов их характеристикам, требованиям к составу смеси на различных режимах работы двигателя; принципа работы простейшего карбюратора, принципа работы главного и вспомогательных дозирующих устройств.
Оснащение: стенды системы питания, топливного насоса; навесной стенд системы питания, инструктивные карты, ноутбук, проектор
— принципиальную схему системы питания карбюраторного (инжекторного) двигателя, назначение и устройство всех основных частей;
— устройство двухкамерного карбюратора с параллельным открытием дроссельных заслонок;
— режимы работы карбюратора (инжектора);
— назначение, устройство и работу пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения;
— правила регулировки уровня топлива и частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу.
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— диаметров малого и большого диффузоров;
— диаметров главного жиклера и жиклера полной мощности;
— уровня топлива в поплавковой камере.
— характера изменения удельного расхода топлива в зависимости от частоты вращения при полной нагрузке;
— влияния степени открытия дроссельной заслонки (нагрузки) на удельный расход топлива при n е = const.
— принципиальную схему системы питания заданного автомобиля.
— схему работы карбюратора на заданном режиме.
Дать характеристику карбюратора (число камер, тип ГДУ, количество и вид ВДУ).
Практическая работа № 7
ТРАНСМИССИЯ. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО.
Развить профессиональные компетенции по назначению, классификации, устройству трансмиссии.
Обеспечивающие средства: макеты, плакаты трансмиссий, инструктивные карты, ноутбук, проектор, экран.
1. Изучить н азначение трансмиссии, типы трансмиссий.
2. Изучить агрегаты трансмиссии, их назначение и расположение на автомобиле.
Требования к отчету
Отчет по работе должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— размеров фрикционных накладок ведомых дисков;
— размеров и массы ведущих дисков;
— количество нажимных пружин.
Практическая работа № 8
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ СЦЕПЛЕНИЙ И ИХ ПРИВОДОВ
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, классификации, устройству, принципу действия, управлению и регулировке автомобильных сцеплений; по конструктивным схемам одно-, двух дисковых фрикционных сцеплений постоянно замкнутого типа.
Оснащение: макеты сцеплений, инструктивные карты, ноутбук, проектор
— конструкцию одно- и двухдисковых сцеплений;
— материалы основных деталей; устройство и работу приводов выключения; основные неисправности и правила регулировки.
— измерения размеров фрикционных накладок ведомых дисков; размеров и массы ведущих дисков; количество нажимных пружин.
— вида фрикционного материала на диаметр дисков сцепления; передаточного числа трансмиссии на массу ведущих дисков сцепления.
Требования к отчету
Отчет по работе должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения работы;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— размеров фрикционных накладок ведомых дисков;
— размеров и массы ведущих дисков;
— количество нажимных пружин.
— вида фрикционного материала на диаметр дисков сцепления;
— передаточного числа трансмиссии на массу ведущих дисков сцепления.
Вычертить принципиальную схему сцепления автомобиля с указанием основных деталей.
Подсчитать величину крутящего момента, который может передавать заданное сцепление.
Указать величину свободного и рабочего хода педали сцепления заданного автомобиля.
Практическая работа № 9
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ РАЗНЫХ ТИПОВ
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным схемам, устройству и работе, материалам деталей карданных передач разных типов автомобилей; определению основных неисправностей, правил обслуживания.
Оснащение: макеты карданных передач, шарниров автомобилей, инструктивные карты, ноутбук, проектор
— конструкцию карданных передач;
— конструктивные особенности карданных шарниров;
— расчёт кинематической зависимости карданных шарниров неравных угловых скоростей;
— расчёт критической частоты вращения карданных шарниров.
Требования к отчету
Отчет по работе должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— кинематической зависимости карданных шарниров неравных угловых скоростей;
— критической частоты вращения карданных шарниров.
— отношения частот вращения ведущей и ведомой вилки кардана;
— угловых смещений вилок карданного шарнира.
Вычертить кинематическую схему карданного шарнира.
Практическая работа № 10
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ МОСТОВ АВТОМОБИЛЕЙ
1. развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным схемам, устройству и работе, материалам деталей ведущих мостов автомобилей.
2. Определение основных неисправностей, правил обслуживания и регулировок.
Оснащение: макеты с разрезом ведущих мостов автомобилей, инструктивные карты, ноутбук, проектор
— конструкцию ведущих задних мостов с главными передачами, с колесными редукторами;
— конструктивные особенности ведущих мостов;
— конструктивные особенности передних ведущих мостов автомобилей;
устройство шарниров равной угловой скорости;
— кинематику работы конического и кулачкового межколесного дифференциала;
— схему установки и способы регулировки подшипников и зацепления шестерен;
— периодичность смазки и сорта применяемых масел.
Требования к отчету
Отчет по работе должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— осевого разбега в подшипниках ведущей и ведомой шестерен главной
— величины зазора в зацеплении конических шестерен главной передачи
— величины предварительного натяга подшипников ведущей шестерни;
— количества зубьев шестерен моста.
— влияния дифференциала повышенного трения на проходимость автомобиля;
— причин распространения ведущих мостов, выполненных по проходной схеме.
Вычертить кинематическую схему переднего моста, а также заднего ведущего моста.
Вычислить передаточное число ведущего моста с разбивкой по ступеням.
Перечислить устройства для регулировки подшипников главной передачи (или ступиц колес).
Практическая работа № 11
ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ И УСТРОЙСТВА ПЕРЕДНИХ УПРАВЛЯЕМЫХ МОСТОВ
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным особенностям и принципу работы ведущих и управляемых мостов автомобилей.
2. Выяснить следующие понятия: проходной ведущий мост; неразрезные и разрезные передние управляемые мосты (ведущие и ведомые); установка управляемых колес; развал схождение колес, поперечный и продольный наклоны шкворня.
3. Влияние установки управляемых колес на безопасность движения, износ шин и расход топлива.
Оснащение: макет ведущих и управляемых мостов, инструктивные карты, ноутбук, проектор.
— основные элементы ведущих и управляемых мостов автомобилей;
— устройство и работу неразрезных и разрезных передних управляемых мостов (ведущих и ведомых);
— установку управляемых колес; развал схождение колес, поперечный и продольный наклоны шкворня;
— влияние установки управляемых колес на безопасность движения, износ шин и расход топлива.
— установки управляемых колес; развал схождение колес, поперечного и продольного наклона шкворня;
Провести исследование влияния:
— установки управляемых колес на безопасность движения, износ шин и расход топлива.
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— установки управляемых колес; развал схождение колес, поперечного и продольного наклона шкворня.
Провести исследование влияния:
— установки управляемых колес на безопасность движения, износ шин и расход топлива.
Вычертить принципиальную схему ведущих и управляемых мостов автомобилей.
Практическая работа № 12
ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ И УСТРОЙСТВА ЭЛЕМЕНТОВ КОЛЁС И ШИН
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным особенностям и маркировке колёс и шин изучаемых автомобилей.
Оснащение: колесо в сборе, плакаты, справочная, техническая и учебная литература, инструктивные карты, ноутбук, проектор
— назначение и типы колёс;
— классификацию автомобильных шин;
— маркировку колёс и шин современных автомобилей.
— работы камерных и бескамерных шин.
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— работы камерных и бескамерных шин.
Практическая работа № 13
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ РУЛЕВЫХ МЕХАНИЗМОВ, РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ И ИХ УСИЛИТЕЛЕЙ.
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным особенностям и принципу работы рулевых управлений автомобилей.
2. Выяснить следующие понятия: кинематическое передаточное число рулевого механизма; силовое передаточное число левого привода; минимальный радиус поворота автомобиля; максимальные углы поворота управляемых колес.
Оснащение: макет рулевого управления, инструктивные карты, ноутбук, проектор
— основные элементы рулевых управлений автомобилей;
— устройство и работу рулевых механизмов различного типа;
— устройство и работу гидроусилителя руля;
— устройство и работу следящих систем гидроусилителя руля;
— устройство и работу узлов и деталей рулевого привода.
— активной длины сошки, левого и правого поворотных рычагов;
— приращение углов поворота рулевого колеса и сошки.
Провести исследование влияния:
— шкворневой колеи «В» на параметры рулевой трапеции (длину и угол наклона рычагов поворотных цапф, поперечной тяги и т. д.);
— угла поперечного наклона шкворня на возврат колес к прямолинейному движению.
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— активной длины сошки, левого и правого поворотного рычагов;
— приращение углов поворота рулевого колеса и сошки.
Провести исследование влияния:
— шкворневой колеи «В» на параметры рулевой трапеции (длину и угол наклона рычагов поворотных цапф, поперечной тяги и т. д.);
— угла поперечного наклона шкворня на возврат колес к прямолинейному движению.
Вычертить принципиальную схему рулевого управления:
— автомобиля с одной парой управляемых колес.
Рассчитать кинематическое и силовое передаточное число рулевого механизма и углы поворота внутреннего управляемого колеса в зависимости от угла поворота наружного управляемого колеса.
Практическая работа № 14
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ И ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным особенностям и принципу работы тормозных систем автомобилей; показателям тормозных свойств автомобилей: максимальное замедление, время торможения, тормозной и остаточный путь.
2. Выяснить следующие понятия: тормозной момент удержания автомобиля на уклоне; тормозная мощность двигателя.
3. Требования к тормозным системам.
Оснащение: стенды тормозной системы автомобилей, работы тормозной системы автомобиля, инструктивные карты, ноутбук, проектор
— типы тормозных систем и сферы их применения; назначение, принцип работы, устройство тормозных механизмов;
— назначение и принцип работы основных элементов пневматического и комбинированного приводов; устройство и принцип работы усилителей тормозных систем;
— устройство и принцип работы стояночной тормозной сипы, моторного тормоза;
— принцип работы и устройство следящих приводов торных систем и регуляторов тормозных сил.
— параметров тормозного механизма (диаметр барабана, ширина накладки, угол охвата накладки);
— активной поверхности диафрагмы тормозной камеры;
— активных длин тормозных рычагов.
— эффективности работы колодочных тормозов с различным расположением опор (разнесенные опоры, с самоусилением);
— влияния на тормозные свойства машин коэффициента учета вращающихся масс;
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
— параметров тормозного механизма (диаметр барабана, ширина накладки, угол охвата накладки);
— активной поверхности диафрагмы тормозной камеры;
— активной длины тормозных рычагов.
— эффективности работы колодочных тормозов с различным расположением опор (разнесенные опоры, с самоусилением);
— влияния на тормозные свойства машин коэффициента учета вращающихся масс;
— принципиальную схему пневматического и комбинированного привода тормозов;
— схему тормозного механизма и рассчитать его тормозной момент.
Определить тормозную мощность, развиваемую тормозными механизмами
при торможении автомобиля.
Практическая работа № 15
ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И ПРИНЦИПА РАБОТЫ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
1. Развить профессиональные компетенции по назначению, конструктивным особенностям и принципу работы систем электроснабжения.
2. Научиться разбираться в принципиальных электрических схемах.
Оснащение: макеты аккумуляторной батареи, стартера, генератора, инструктивные карты, ноутбук, проектор, экран
1. Изучить устройство аккумуляторной батареи, маркировку, правила зарядки.
2. Изучить сведения о генераторных установках, назначение и требования, предъявляемые к ним.
Требования к отчету
Отчет должен содержать:
— вводную часть, в которой раскрывается цель работы, кратко излагается последовательность выполнения;
— основную часть, содержащую схемы и описания установки, методику проведения работы;
— заключительную часть, включающую анализ и обобщение полученных результатов, формирование вывода.
В отчете допускаются лишь общепринятые сокращения и обозначения.
Каждое правильно выполненное задание в практической работе оценивается одним баллом
Оценка по пятибалльной шкале
Выполнено менее 50% заданий
Выполнено 51-70% заданий
Выполнено 71-90% заданий
Выполнено более 90% заданий
1. Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист) (11-е изд.) учеб. Пособие ISBN 978-5-4468-4834-8. 2017. 304с
2. Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: В 2 ч.Ч. 1 (5-е изд., стер.) учебник. ISBN 978-5-4468-4574-3. 2017. 368с.
3. Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: В 2 ч.Ч. 2 (5-е изд.) учебник. ISBN 978-5-4468-4578-1. 2017. 256с.