- Пожарные автомобили устройство основных узлов
- Основные агрегаты, детали пожарных автомобилей
- Перечень основных агрегатов, базовых и основных деталей пожарных автомобилей
- Примерный перечень составных частей (агрегатов, узлов, механизмов и приборов) машины, рекомендуемый для включения в оборотный фонд при агрегатном методе ремонта
- В.2. Узлы и агрегаты основных пожарных автомобилей. Табель положенности ПТВ на основном пожарном автомобиле.
Пожарные автомобили устройство основных узлов
Пожар — неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Пожары —быстроразвивающиеся процессы, поэтому для уменьшения ущерба следует быстрее начинать их тушение, локализировать, а затем и ликвидировать в минимально короткое время.
Для ликвидации пожара необходимо: – доставить в требуемый район боевые расчеты, огнетушащие вещества и пожарное оборудование; – подавать в необходимом количестве огнетушащие вещества в очаги горения; – выполнять ряд специальных работ перед началом и во время тушения.
Выполнять эти задачи в короткое время можно только используя различные механизированные средства. Они устанавливаются на колесных и реже на гусеничных машинах: автомобилях, тракторах, гусеничных тягачах. На вооружении пожарных частей в гарнизонах пожарной охраны, как правило, используются механизированные средства на колесных шасси — пожарные автомобили.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для тушения пожаров в речных и морских портах и т. д. могут использоваться пожарные суда и катера, на железнодорожном транспорте —пожарные поезда, для тушения лесных пожаров — самолеты и вертолеты.
В зависимости от назначения оборудования, которым укомплектованы машины, различают три вида пожарных машин: основные, специальные и вспомогательные.
Основные пожарные машины служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, а также для подачи огнетушащих средств в очаги пожара.
К основным относятся пожарные автоцистерны, порошковые, пенные, аэродромные и Другие пожарные автомобили. К этой же группе относятся пожарные автомобили, которые не имеют запаса огнетушащих средств, а только обеспечивают их подачу в очаги пожара от посторонних емкостей или систем. К таким машинам относятся пожарные автомобили, насосно-рукавные, насосные станции, автомобили газоводяного тушения и др.
Специальные пожарные машины предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров. В пожарных частях для этой цели используется комплекс автомобилей. Так, пожарные автолестницы и автоподъемники предназначены для спасения людей, подъема пожарных и пожарного оборудования при тушении пожаров в помещениях выше первого этажа. Пожарные автопеноподъемники обеспечивают подъем пожарных стволов на заданную высоту, пожарные автомобили связи и освещения используются для организации связи на пожаре, освещения в темное время суток.
К специальным пожарным машинам относятся также рукавные пожарные автомобили (доставка и замена рукавов на пожарах), штабные и оперативные пожарные автомобили. Эти машины имеют оборудование, используемое штабом пожаротушения.
Вспомогательные пожарные машины имеют оборудование для выполнения вспомогательных работ на пожаре. К ним относятся автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, агитационные автомобили, легковые и грузовые автомобили, тракторы и т. д.
Пожарные автомобили создают на базе грузовых машин, выпускаемых в стране. Основные и специальные пожарные автомобили состоят из шасси грузового автомобиля; емкостей для огнетушащих средств на основных автомобилях; пожарного оборудования или специальных механизмов на специальных автомобилях; дополнительного оборудования (например, системы охлаждения); приводов управления пожарным оборудованием.
Первичным тактическим подразделением в пожарной охране является отделение на автоцистерне (АЦ) или пожарном автомобиле насосно-рукавном (АНР). Эти пожарные автомобили являются технической основой вооруженности пожарных частей.
Пожарные автоцистерны служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования, запаса огнетушащих веществ (воды и пенообразователя) и тушения пожара водой или воздушно-механической пеной.
Пожарные АНР и выпускавшиеся раньше пожарные автомобильные насосы (АН) оборудованы пожарными насосами. Они сходны с АЦ, но на них отсутствует цистерна для воды. Они тушат пожары водой только из посторонних источников — водоемов или водопроводной сети. Для тушения воздушно-механической пеной на них установлены баки с пенообразователем. Наряду с этим АН и АНР являются рукавными автомобилями. На них имеется запас пожарных рукавов от 300 до 1000 м.
Для тушения пожара используется вода из цистерны или же автоцистерна устанавливается на водоисточник. При этом насосом забирается вода из искусственных или естественных водоемов или из водопроводной сети. Вода может подаваться от другой пожарной машины с насосной установкой при работе «вперекачку». При этом цистерна используется как промежуточная емкость.
Автоцистерны могут также использоваться для подвоза воды на далекие расстояния в безводных районах.
Рис. 1.1. Пожарная автоцистерна АЦ-40 (131)-137:
1 — шасси; 2 — двигатель; 3 — кабина водителя; 4 — кабина боевого расчета; 5 — цистерна; 6 — кузов пожарного автомобиля; 7 —- отсеки кузова; в — насосный отсек
Пожарные автоцистерны характеризуются высокими ходовыми качествами, они надежны в эксплуатации и просты в обслуживании. Они создаются на шасси (рис. 1.1) автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-66 и др. При этом основные части автомобилей — двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.
Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые используются для работы газовой сирены, обогрева воды в цистерне, а также для обогрева зимой насосного отделения и, иногда, кабины боевого расчета.
Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему выпуска отработавших газов.
Существенные изменения вносятся в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина боевого расчета, отсеки кузова, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.
С кабиной водителя 3 жестко соединена цельнометаллическая кабина боевого расчета. Кабины имеют термоизоляцию и резиновые коврики. Радиатор отопителя кабины водителя включен в систему охлаждения двигателя. В кабине боевого расчета в подставке сидения на АЦ-30 (130) устанавливают бензоэлектрический отопитель 0-15.
В средней части шасси, за кабиной боевого расчета смонтирована стальная цистерна для воды. На рис. 1.1 место установки цистерны условно показано штриховыми линиями. Цистерна крепятся к лонжеронам рамы. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, установлен стальной кузов 6. Он состоит из двух цельнометаллических тумб панельной конструкции. В кузове смонтированы водопенные коммуникации, дополнительная трансмиссия, приводы управления, газоструйный вакуум-аппарат и другое оборудование. В отсеках кузова и на крыше размещают пожарное оборудование.
Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крышки коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения насосной установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора. Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.
Пожарный насос, приводы управления и приборы, а также бак для пенообразователя размещаются в насосном отсеке 8 задней части кузова.
Баки для пенообразователя изготовляют из нержавеющей стали. Они крепятся специальными хомутами к цистерне и крыше насосного отделения.
Основные агрегаты, детали пожарных автомобилей
Перечень основных агрегатов, базовых и основных деталей пожарных автомобилей
Наименование
основных агрегатов
Наименование
базовых (корпусных)
деталей
Наименование
основных деталей
Двигатель и сцепление
Головка блока цилиндров, коленчатый вал,
маховик, распределительный вал, картер сцепления
Коробка передач,
коробка раздаточная,
коробка отбора мощности
Крышка коробки, валы ведущий, промежуточный и ведомый
Трубы карданного вала
Фланец-вилка, вилка скользящая
Картер ведущего моста
Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипников,
чашки дифференциала, ступица, тормозной барабан
или диск, кулак поворотный переднего ведущего моста
Балка передней оси или поперечина при независимой подвеске
Поворотная цапфа, ступица, шкворень,
тормозной барабан или диск сцепления
Картер рулевого механизма и гидроусилителя
Вал сошки, червяк, рейка-поршень,
винт рулевого управления
Вал насоса, рабочее колесо, крышка насоса,
корпус подшипников
Вакуумный газоструйный аппарат
Заслонка, ось, диффузор
Кран пробковый, сопло, диффузор, дозатор
Кабина машины
(кузов легкового автомобиля)
Каркас кабины
(кузова легкового автомобиля)
Оперение кабины, двери, крышка багажника
Стойки отсеков, перегородки
Продольные балки (лонжероны)
Поперечины, кронштейны рессор, ложементы
Волноломы, люк, патрубки
Насос гидравлической системы авто лестницы
Поршень, блок цилиндров
Шток, поршень, крышка
Червяк, червячное колесо, шестерня ведущая, барабан
Червяк, червячное колесо, барабан
Примерный перечень составных частей (агрегатов, узлов, механизмов и приборов) машины, рекомендуемый для включения в оборотный фонд при агрегатном методе ремонта
Наименование агрегата,
устройства, системы
Наименование узлов, механизмов, приборов, деталей
Двигатель, включая системы
охлаждения и смазки
Масляный насос, масляный радиатор, топливный насос, карбюратор, воздухонагнетатель,
насос-форсунка, топливный насос высокого давления, топливный фильтр, масляный
фильтр тонкой и грубой очистки, указатель давления масла в сборе, глушитель, радиатор
водяной, водяной насос, вентилятор, термостат, указатель температуры охлаждающей жидкости в сборе
Сцепление в сборе, ведомый и нажимной диски
Коробка передач и коробка отбора мощности
Крышка с механизмом переключения
Карданные валы в сборе, опорный подшипник в сборе
Передняя ось и рулевое управление
Поперечная и продольная рулевые тяги в сборе, насос гидроусилителя рулевого управления
Редуктор заднего моста
Передняя, задняя и дополнительная рессоры, амортизатор
Компрессор, головка компрессора с клапана ми в сборе, тормозной кран, тормозная камера,
главный тормозной цилиндр, тормоз ручной в сборе, тормозные колодки с накладками и барабаном
в сборе, кран отбора воздуха, вакуумный усилитель, тормозной диск
Генератор, реле-регулятор, аккумуляторная батарея, катушка зажигания,
прерыватель-распределитель, стартер, подфарники в сборе,
фары в сборе, центральный переключатель света
Измерительные приборы и
арматура
Блок приборов, спидометр, воздушный манометр, стеклоочиститель, замки дверей
Крылья передние и задние, двери в сборе, механизм открывания дверей автобуса, стекла, сиденья
Пожарный насос, газоструйный вакуумный аппарат, вакуумный затвор, цистерна, бак для
пенообразователя, задвижка напорного патрубка пожарного насоса, КОМ, дополнительная
трансмиссия на привод пожарного насоса
В.2. Узлы и агрегаты основных пожарных автомобилей. Табель положенности ПТВ на основном пожарном автомобиле.
Основными элементами пожарной автоцистерны являются:
§ базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;
§ кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;
§ отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;
§ сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);
§ насосная установка с коммуникациями;
§ дополнительные трансмиссии привода насосной установки;
§ пожарный лафетный ствол;
§ система дополнительного охлаждения двигателя;
§ система обогрева салона.
В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.
Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.
При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.
Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей.
Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.
С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей.
Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.
Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения.
Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.
Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 2.1 и 2.2) смонтирована на автомобильном шасси ЗИЛ-431410 с колёсной формулой 4×2.
| |
На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-508 мощностью 110 кВт (150 л.с.). За трёхместной кабиной водителя располагается четырёхместная кабина расчёта, жёстко соединённая с первой. На ложементах, укреплённых через резиновые амортизаторы к раме шасси, за кабиной расчёта установлена цистерна с 2350 литрами воды.
Кузов пожарной автоцистерны представляет собой две цельнометаллические тумбы, которые располагаются вдоль цистерны и крепятся к ней кронштейнами. В задней части тумбы имеется отсек, где размещена насосная установка с контрольно-измерительными приборами, рычагами управления, а в верхней части бак для пенообразователя ёмкостью 165 литров.
Норма положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря на автоцистернах АЦ-40(43226), (43202), АЦ-40(130)63, АЦ-40(131):
N п/п | Наименование вооружения и оборудования | Ед. изм. | Количество | |
АЦ-43226 | АЦ-130 | АЦ-131 | ||
1. | Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.125 мм | шт | ||
2. | Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.75 мм | -«- | ||
3. | Рукав напорный, для работы от гидранта, дл. 5 м, диам.77мм | -«- | ||
4. | Рукав напорный, дл.20м, диам.77мм | -«- | ||
5. | То же, диам. 66 мм | -«- | ||
6. | То же, диам. 51 мм | -«- | ||
7. | Рукав всасывающий (дюритовый), дл. 4м, диам. 30мм | -«- | ||
8. | Сетка для всасывающего рукава СВ-125, с веревкой длиной 12 м | -«- | ||
9. | Разветвление 3-ходовое 66x51x66x51(77x51x66x51) | -«- | ||
10. | Переходник (сборник) для работы от колонки 125x77x77 с заглушками | шт. | ||
11. | Головка соединительная переходная 66×51 | -«- | ||
12. | Головка соединительная переходная 77×51 | -«- | ||
13. | Головка соединительная переходная 77×66 | -«- | ||
14. | Задержка рукавная | -«- | ||
15. | Комплект инструмента колонщика, в т.ч. | |||
— молоток слесарный | -«- | |||
— зубило | -«- | |||
— зажимы рукавные | -«- | |||
— кольца уплотнительные рукавные: | ||||
диаметром 66 мм | -«- | |||
диаметром 77 мм | -«- | |||
— флажок сигнальный красный | -«- | |||
— сумка для инструмента колонщика | -«- | |||
16. | Колонка пожарная | -«- | ||
17. | Ключи для соединения всасывающих рукавов | -«- | ||
18. | Ключ для открывания крышек гидрантов | -«- | ||
19. | Гидроэлеватор Г-600 | -«- | ||
20. | Ствол РСБ | шт. | ||
21. | Ствол КРБ | -«- | ||
22. | Ствол РСА | -«- | ||
23. | Ствол воздушно-пенный СВПМ-4 | -«- | ||
24. | Ствол лафетный стационарный | -«- | — | |
25. | Ствол лафетный переносной | -«- | — | — |
26. | Генератор пены средней кратности ГПС-600 | -«- | ||
27. | Лестница трехколенная | -«- | ||
28. | Лестница штурмовая | -«- | ||
29. | Лестница-палка | -«- | ||
30. | Багор металлический длиной 2,5 метра | -«- | ||
31. | Лом легкий | -«- | ||
32. | Лом тяжелый | -«- | ||
33. | Лом с шаровой головкой | -«- | ||
34. | Лом «универсальный» | -«- | ||
35. | Кувалда кузнечная весом 5 кг | -«- | ||
36. | Топор плотницкий | -«- | ||
37. | Крюк пожарный легкий | -«- | ||
38. | Лопата штыковая | -«- | ||
39. | Пила-ножовка по дереву в деревянном футляре | -«- | ||
40. | Ножницы для резки арматуры | -«- | ||
41. | Комплект инструментов для резки электропроводов, в том числе: | |||
— сумка для комплекта | шт. | |||
— ножницы с диэлектрич. Рукоятками | -«- | |||
— перчатки диэлектрические | пара | |||
— боты диэлектрические | пара | |||
— коврик диэлектрический | шт. | |||
42. | Веревка спасательная, длиной 30 м в брезентовом чехле | -«- | ||
43. | Веревка спасательная, длинной 60 м в брезентовом чехле | -«- | ||
44. | СИЗОД | -«- | ||
45. | Воздушные баллоны (резервные) | -«- | ||
46. | Теплоотражательный костюм | -«- | ||
47. | Электрический индивидуальный фонарь | -«- | ||
48. | Электрический групповой фонарь | -«- | ||
49. | Аптечка медицинская | комп | ||
50. | Огнетушитель ОУ-5 | шт. | ||
51. | Огнетушитель порошковый ОПУ-5 | -«- | ||
52. | Опись пожарно-технического оборудования | шт. | ||
53. | Комплект шоферского инструмента | комп | ||
54. | Автомобильная радиостанция | шт. | ||
55. | Переносная радиостанция | -«- | ||
56. | Знак аварийной остановки | -«- | ||
57. | Универсальный спасательный прибор индивид. | -«- | ||
58. | СГУ | -«- |
1. В боевом расчете должно находиться по одной переходной головке «Ротт-Богдановская» диаметр 51×51 и диаметр 66×66, которые изготавливаются на базе дежурных караулов.
2. В боевом расчете должны находиться справочники гидрантов и планшеты водоисточников соседних подразделений, планшет постового на посту безопасности, журнал учета работы звеньев ГДЗС.
3. В подразделениях, где в боевом расчете вместо рукавов диаметр 89 мм находятся рукава диаметр 77 мм, их количество должно соответствовать указанному в табеле, кроме этого вместо разветвления 89x66x66x66 должно быть разветвление 77x51x66x51.
4. При отсутствии моделей автоцистерн указанных в данном приложении, нормы технической оснащенности устанавливаются комиссией УГОЧС и ПБ Мурманской области.