- Эксплуатация пожарных мотопомп
- Как устроена мотопомпа
- Основные характеристики
- Где применяют
- Выбор на рынке
- Особенности эксплуатации
- Эксплуатация пожарных мотопомп
- Что собой представляет мотопомпа для тушения пожара на малых площадях
- Устройство и эксплуатация пожарных мотопомп «МП 1600 а»
- Описание конструкции «Мотопомпы Пожарной 1600 а»
- Обслуживание и эксплуатация пожарной мотопомпы
- Заключение
Эксплуатация пожарных мотопомп
Большинство пожаров тушат водой, которая подается под давлением. Если горящий объект расположен вдали от магистрального водопровода или возгорание произошло на верхних этажах многоэтажки, то применяется мотопомпа пожарная. Она создает давление и прокачивает воду, чтобы охлаждать горящие объекты и гасить пламя.
Как устроена мотопомпа
По своей сути мотопомпа представляет центробежный насос, работающий за счет двигателя внутреннего сгорания. Насос и двигатель расположены на одном шасси, что делает устройство компактным и мобильным.
Для пожарной мотопомпы могут применяться бензиновые или дизельные двигатели. Бензиновые лучше запускаются, дают больше оборотов. Бензиновый двигатель делают двух- или четырехтактным. Двухтактные модели менее мощные, но более компактные и мобильны. Их используют преимущественно в быту.
Для производственных нужд применяют модели с четырехтактным двигателем. Мотопомпа бензиновая создает меньше шума и стоит дешевле.
У дизельной мотопомпы ресурс двигателя больше, чем у бензиновой, топливо дешевле, но стоит дизельная модель дороже.
Охлаждение мотопомпе обеспечивает воздушная или водяная система. Запуск производится вручную или с помощью электростартера. В некоторых моделях предусмотрено два варианта. Запаса топлива хватает на работу в течение минимум 2-х часов без дозаправки.
Современные модели пожарных мотопом снабжены вакуумным насосом. Такое устройство упрощает эксплуатацию. На входе в насос создается вакуум, поэтому не требуется предварительный залив воды в насосную часть.
Основные характеристики
Для пожарных мотопомп предусмотрен свой ГОСТ 53332-2009. В нем описываются основные требования к агрегатам, характеристики, которыми должно обладать устройство.
Отличие пожарной мотопомпы от обычной состоит в том, что пожарная должна создавать высокое давление – до 2 МПа и выше. Она должна обеспечивать расход воды до 1200 л/мин или больше и длину струи в 30-80 м, чтобы эффективно тушить пожар. Бытовые мотопомпы обычно ограничиваются расходом воды в 130-500 л/мин. Пожарные мотопомпы высокого давления выдают на выходе напор, превышающий 2 МПа.
Основные характеристики пожарной помпы:
- производительность, л/мин;
- высота подачи воды, м;
- мощность двигателя;
- масса;
- габариты;
- вид топлива.
При покупке также стоит обращать внимание на то, какой степени загрязненности воду может качать насос. Это особенно важно, если есть намерение использовать мотопомпу для откачки ила.
Пожарные мотопомпы встречаются в разном исполнении. Некоторые модели можно переносить вручную, есть устройства, предназначенные для транспортировки в автомобиле или для буксировки в качестве прицепа. Переносная мотопомпа монтируется на раме, которая позволяет переносить агрегат в руках, закреплять на автотранспорте и устанавливать на грунт. Рукоятку покрывают теплоизоляционным материалом.
Вместе с пожарной мотопомпой в комплекте идут пожарные напорные и напорно-всасывающие рукава, переходники, емкости для бензина, пожарные стволы.
Возможна комплектация отдельных моделей генераторами пены, набором инструментов.
В комплект высоконапорных мотопом входят фильтры-сетки, которые устанавливают на всасывающий шланг и закрепляются с помощью хомутов. Они задерживают частицы, взвешенные в воде. К пожарным мотопомпам фильтры продаются отдельно.
Где применяют
Главное достоинство пожарной мотопомпы – автономность. Ее можно перевезти практически в любое место, установить там, где нет электричества и водопровода. Источником воды могут быть искусственные или природные водоемы. Иногда ее подключают к гидрантам, если горящий объект находится слишком далеко, и водопроводного напора не хватает для пожаротушения.
Назначение пожарной мотопомпы значительно шире, чем можно себе представить. Ее используют для откачки воды в случае затопления помещений, подвалов, колодцев и котлованов. Мотопомпу приобретают пожарные части и предприятия, здания которых находятся отдельно от основных поселений. Часто мотопомпу используют в сельской местности, коттеджных и дачных поселках для орошения. На морских и речных судах, стройках она незаменима как инструмент для откачки воды.
Выбор на рынке
Ассортимент пожарных мотопомп на рынке довольно широк. Встречаются модели отечественного производства, европейского, китайского. Особым спросом пользуются японские мотопомпы. Поскольку тушение пожара – ответственно мероприятие, то выбор нужно делать, исходя из производительности, надежности и доступности в ремонте.
К высоконапорным мотопомпам относят модели, развивающие давление, выше 2 МПа (20 тех. атм.). Их монтируют на одноосной опоре, снабжают усиленными пожарными рукавами и муфтами.
Ярким примером пожарной мотопомпы на прицепе является модель Гейзер 1600. Гейзер – российская торговая марка, широко известная своей продукцией.
Мотопомпы этого производителя приобретают коммунальные хозяйства не только для пожаротушения, но и для откачки воды из подвалов, ям, систем канализации.
Гейзер 1600 – это мотопомпа высоконапорная пожарная с бензиновым двигателем и электростартером. Она дает струю воды высотой до 190 м, максимальная производительность составляет 1200 л/мин. Двигатель используется 4-х тактный отечественный ВАЗ 2108, что позволяет без затруднений проводить ремонт в случае поломки. На одном полном баке, емкость которого 20 л, пожарная мотопомпа может проработать чуть более двух часов.
Благодаря мощности, универсальности и надежности пользуется спросом мотопомпа Мелитопольского завода «Гидромаш» МП-1600. В настоящее время она выпускается под маркой ММ 27/100. Мотопомпа установлена на двухколесной раме. На ней используется двигатель ЗАЗ-4121 и колеса от ГАЗ-24. Расход воды составляет не менее 1600 л/мин, максимальная высота струи 100 м. Насос может всасывать воду с глубины 7 м.
Помимо работы с водой, пожарная мотопомпа может перекачивать пенную смесь для тушения пожаров. Контроль за работой насосов, мотора, генератора пены происходит с помощью панели управления.
Среди других марок популярны пожарные мотопомпы повышенной мощности Водолей. Всегда есть спрос на помпы Tohatsu, ЛЗПМ, Robin Subaru. Встречаются положительные отзывы о переносных пожарных мотопомпах Koshin, Champion.
Особенности эксплуатации
Прежде чем покупать мотопомпу, необходимо представлять себе, где она будет использоваться, из какого источника будет осуществляться забор воды. У высоконапорных пожарных мотопом высота всасывания достигает 7-9 м. Соответственной длины комплектуются всасывающие рукава. Рукава должны быть армированными, что исключает переламывание и растягивание.
Если глубина источника воды не позволяет полностью погрузить в него шланг, то применяют плавающие фильтры. Они позволяют осуществлять водозабор с глубины порядка 2 см.
Каждая модель снабжается технической документацией, которую необходимо изучить перед запуском. В ней описывается, какая должна быть эксплуатация пожарных мотопомп, как их хранить, устанавливать, чистить. Следует также разобраться, как быстро останавливать насос, если произошла нештатная ситуация.
Использовать надо смазочные материалы, которые рекомендует производитель. Нельзя перекачивать пожарной мотопомпой морскую воду, химические вещества, отработанное масло, если это не оговорено отдельно в документации. Все это может привести к повреждению насоса и выходу агрегата из строя.
Для установки пожарной помпы выбирают ровную площадку с твердым или насыпным, не проседающим покрытием. Со всех сторон к мотопомпе должен быть свободный доступ. Прицеп открепляют от буксировщика, под колеса ставят опорные башмаки.
Текущее обслуживание заключается в очистке от грязи и пыли, регулировке основных узлов, заправке маслом и топливом. Необходимо проверять уровень масла и чистоту фильтров. Для подготовки к зимнему хранению надо слить топливо и заменить масло. Если соблюдать все правила, то мотопомпа без сбоев прослужит 10-11 лет.
Эксплуатация пожарных мотопомп
Опыт борьбы со страшной в своей непредсказуемости стихией пожара давно научил специалистов одному простому правилу — вовремя предпринятые меры по локализации пожара позволяют избежать беды с минимальными потерями на раннем этапе возгорания. Поэтому в советские времена мотопомпа пожарная была обязательным агрегатом в составе спасательного инвентаря на большинстве предприятий.
Кроме того, с помощью универсального мотора, подключенного к нему центробежного насоса для перекачки воды и пары напорных рукавов выполнялось большое количество вспомогательных работ по откачке воды из затопленных помещений, осушения канав и котлованов, полив и водоотведение при наводнении. Мотопомпа для тушения пожара на прицепе или в переносном варианте могла израсходовать свой моторесурс, так ни разу и не поучаствовав в борьбе с огнем.
Что собой представляет мотопомпа для тушения пожара на малых площадях
Пожарный агрегат в любом варианте, от самого простого переносного до тяжелого, размещенного на прицепном устройстве или в грузовом отделении автомобиля, состоит из следующих частей:
- Основой конструкции мотопомпы был двухтактный или четырехтактный бензиновый двигатель, очень редко дизельный агрегат;
- Вторым основным компонентом был центробежный насос с компенсирующей муфтой и специально спрофилированным рабочим колесом;
- Рама или несущий каркас на прицепе или в багажном отделении машины;
- Агрегат оснащался комплектом навесного оборудования, в который входили пожарные рукава мотопомп, пара всасывающих патрубков, тройники, гидранты и емкость для бензина и воды.
В этом случае специально обученный персонал и пожарные автомобили для мотопомпы не требовались, достаточно было освоить предстартовую подготовку и запуск агрегата, схему разворачивания пожарных рукавов и всасывающих патрубков.
В этом, собственно, и заключалась основная ценность мотопомпы. Поэтому малогабаритные образцы практически всегда комплектовались легкими бензиновыми двигателями. Дизельные агрегаты, как более тяжелые, дорогие и капризные в обслуживании, постепенно были вытеснены легкими и простыми в ремонте и обслуживании бензиновыми агрегатами. Чаще всего это известные варианты УД-2, УД 12, моторы от автомобиля Волга-2410. Тем более что запуск бензинового агрегата был возможен практически при любой температуре воздуха, тогда как дизельный агрегат требовал на морозе предварительного прогрева пусковым устройством.
Конструктивный ряд пожарных мотопомп разделен разработчиками на две большие группы. В первую группу входят малоразмерные варианты мотопомп, развивающие относительно небольшое давление воды на выходе из насоса, до 2 МПа или 20 технических атмосфер. Их относят к категории пожарных насосов нормального давления.
Вторая группа и категория включает в себя высоконапорные устройства, способные развивать давление воды на выходном патрубке центробежного насоса свыше 20 атмосфер. Как правило, мотопомпа высоконапорная пожарная из-за большого веса монтируется на одноосном лафете и требует для работы усиленных пожарных рукавов и соединительных муфт.
Устройство и эксплуатация пожарных мотопомп «МП 1600 а»
Долгое время агрегат «МП 1600 а» оставался основным устройством для тушения пожаров на предприятиях в сельской местности, в небольших поселках, складах, где невозможно было держать пожарный расчет или машину, а для мгновенной реакции на возгорание достаточно было пожарной мотопомпы и легкового автомобиля.
Описание конструкции «Мотопомпы Пожарной 1600 а»
Агрегат представляет собой моторно-насосную установку промышленного изготовления. В качестве двигателя в конструкции пожарной мотопомпы используется серийный двигатель ЗМЗ-4021.10, развивающий на рабочих оборотах мощность в 90 л.с. Этого достаточно, чтобы обеспечить расход воды в 48000 литров в час с напором до 100 м. Это показатель для забора воды всасывающим патрубком с максимально допустимой глубины в 7 м. Если отбор воды происходит с нулевой глубины, показатель расхода может увеличиваться на 30-40%.
К достоинствам пожарной мотопомпы «МП 1600 а» можно отнести:
- Удачная компоновка и балансировка агрегата на одноосном прицепе. При ширине 1750 мм и весе в 780 кг поднять сцепку мотопомпы и прицепить к фаркопу автомобиля, установить в рабочее положение и запустить агрегат может всего один обученный человек. Небольшие габариты позволяют подогнать и установить агрегат на площадке шириной всего в 2х3 м;
- Низкий центр тяжести позволяет буксировать прицеп с пожарной мотопомпой даже по плохим грунтовым дорогам, пересеченной местности с большим количеством ям или кустарника;
- Использование в качестве базового привода насоса пожарной мотопомпы двигателя от ГАЗ-24 позволяет легко ремонтировать и обслуживать пожарный агрегат без привлечения специализированных мастерских.
Как видно из фото, насос и моторный агрегат пожарной мотопомпы закрываются специальной съемной облицовкой, позволяющей эксплуатировать устройство даже в условиях ливня или сильного снегопада.
Кроме того, в комплект навесного оборудования к мотопомпе входят два пожарных рукава, диаметром 66 мм и 51 мм, дающих в раскатанном виде общую длину в 120 м. Рукава подключаются к алюминиевому тройнику разветвителю, который позволяет работать пожарными стволами одновременно в двух направлениях. Для закачки воды насосом к всасывающему патрубку мотопомпы подключается гибкий патрубок-рукав диаметром 100 мм и длиной 8 м, что позволяет брать воду из самых труднодоступных мест.
Обслуживание и эксплуатация пожарной мотопомпы
Перед запуском пожарного агрегата мотопомпы выбирается ровное место с желательно твердым или насыпным покрытием, не размокающим при попадании воды. Мотопомпа отцепляется от буксира и устанавливается на откидной подножке, как на фото. Под колеса агрегата обязательно укладываются опорные башмаки, препятствующие самопроизвольному движению прицепа.
Перед запуском бак пожарной мотопомпы, емкостью в 9 л, заправляется топливом А-92. Далее бензин прокачивается ручным насосом двигателя до момента заполнения топливной системы мотора, проверяется уровень масла и состояние подключения клемм на стартерном аккумуляторе. После подключения всасывающих и напорных рукавов двигатель мотопомпы запускается с нажатием кнопки пуск на панели управления.
К достоинствам пожарной мотопомпы стоит отнести наличие автомата создания вакуума на входе в центробежный насос. Благодаря этому пожарная мотопомпа выходит на рабочий режим уже через 35-40 секунд работы мотора, при отборе воды с максимальной глубины. Это значительно упрощает эксплуатацию мотопомпы, так как без вакуумного автомата пришлось бы вручную заполнять всасывающий патрубок, как это делается на старых малоразмерных пожарных мотоагрегатах. Для этого потребовалось бы залить не менее 60 литров воды.
Вакуумный прибор работает по газоструйной схеме от энергии выхлопных газов. На приборной панели можно наблюдать уровень разрежения воздуха во всасывающем тракте центробежного насоса. При правильной сборке и установке всасывающего рукава разрежение будет усиливаться, далее последует автоматическое открытие вентиля и плавное заполнение улитки и рабочей полости насоса. Если по техническим причинам произойдет разгерметизация всасывающего патрубка и срыв входной струи, автомат остановит двигатель мотопомпы.
В процессе работы пожарной мотопомпы необходимо:
- Контролировать температуру двигателя по показаниям стрелочного индикатора на приборной панели, при необходимости открыть или прикрыть жалюзи на радиаторе;
- Периодически проверять индикацию давления масла в моторном агрегате, его значение должно находиться в пределах 3-3,5Ат;
- Выполнять смазку уплотнительных сальников вала и подшипников центробежного насоса с помощью поворота колпачков масленок на пару оборотов;
- Следить за положением сетки на срезе всасывающего патрубка, погруженного в емкость или резервуар с водой. Если необходимо, отрегулировать глубину погружения так, чтобы в процессе работы мотопомпы сетка не оказалась выше зеркала воды.
Расход бензина пожарной мотопомпой зависит от нагрузки на агрегат. При работе на полную мощность расход может достигать 12-15 л в час, при обычном выкачивании воды из подвала потребление топлива, как правило, падает до 9-10 литров.
Каждые 50 часов работы пожарной мотопомпы необходимо выполнять работы по замене масла, топливного и воздушного фильтров. Обязательно чистят свечи и проверяют состояние всех соединений на двигателе. При наличии следов подтекания масла или топлива течь ревизируют и устраняют. Аккумуляторную батарею заряжают раз в три месяца. Необходимо хотя бы один раз в месяц выполнять профилактический запуск на несколько минут для разгона смазки по системам двигателя.
Заключение
Универсальный характер и надежность пожарной мотопомпы стали причиной высокой популярности мотопомпы, зачастую с помощью таких устройств выполняют не только аварийно-спасательные операции и тушение пожаров, во многих случаях агрегат используют для полива огородов и дренажных работ на загородных участках, где нет возможности применить электронасосы.