- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Повышение — качество — ремонт — автомобиль
- Пути повышения эффективности деятельности автосервисных предприятий и дилерских центров
- Факторы, влияющие на услуги автосервиса
- Методы повышения эффективности работы автосервиса
- Роль системы менеджмента в повышении эффективности деятельности автосервисных предприятий
- Повышение конкурентоспособности автосервиса за счет внедрения новых услуг
- Подведем итоги
- Совершенствование организации и технологии ремонта агрегатов грузовых автомобилей и автобусов АТП-2
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Повышение — качество — ремонт — автомобиль
Повышение качества ремонта автомобилей равносильно увеличению их выпуска. Хорошо отремонтированный автомобиль имеет больше ресурс наработки, требует меньше затрат на его содержание и текущие ремонты. Улучшение качества ремонта автомобилей способствует росту производительности труда и доходов на автотранспортных предприятиях. [2]
Повышение качества ремонта автомобилей непосредственно зависит от технологии выполнения ремонтных работ, применяемого оборудования и квалификации персонала, а также действенности организационных, экономических и социологических мероприятий. [3]
Повышение качества ремонта автомобилей ( агрегатов), как правило, требует дополнительных затрат труда и средств. При существующей системе оценки производственной деятельности ремонтных предприятий это вызывает снижение их экономических показателей, а следовательно, лишение премий и других поощрений. [4]
Проблема повышения качества ремонта автомобилей на современном этапе развития ремонтного производства заключается в создании условий, при которых будет обеспечиваться точное удовлетворение требований технических условий и нормативов на показатели надежности. Решение проблемы может быть обеспечено за счет совершенствования организации, технологии, экономики ремонтного производства и проведения комплекса социологических мероприятий. [5]
Проблема повышения качества ремонта автомобилей является важной и актуальной. Все мероприятия, направленные на ее решение, способствуют повышению эффективности использования автомобилей в народном хозяйстве. [6]
Разработка плана повышения качества ремонта автомобилей начинается со сбора исходных данных. [7]
В разработке плана повышения качества ремонта автомобилей участвуют все отделы и производственные цехи ремонтного предприятия. К активному участию в разработке планов привлекаются партийные, профсоюзные и комсомольские организации и широкая общественность ремонтного предприятия. [8]
В претворении плана повышения качества ремонта автомобилей в жизнь участвуют администрация, партийные, комсомольские, профсоюзные организации и вся общественность ремонтного предприятия. [9]
Соответственно принятой классификации, повышение качества ремонта автомобилей может быть достигнуто либо за счет обеспечения стабильности режимов технологических процессов, содержащих значительную долю ручного труда, либо автоматизацией ведущих операций технологических процессов, осуществляемых при незначительном использовании ручного труда, либо за счет использования того и другого. [10]
Одним из центральных в проблеме повышения качества ремонта автомобилей является вопрос установления правильного соотношения между затратами общественного труда на восстановление свойств и характеристик при ремонте автомобилей и показателями их работы в эксплуатации. [11]
Отчисления в фонд экономического стимулирования от повышения качества ремонта автомобилей и агрегатов заносятся в форму № 36 — ТП техпромфинплана. [12]
Как и любое другое, планирование повышения качества ремонта автомобилей включает три стадии: выявление текущего уровня качества ремонта автомобилей и определение практически достижимого для данного предприятия; разработку плана мероприятий повышения качества ремонта автомобилей; реализацию запланированных мероприятий и получение технического и экономического эффекта. [14]
Наряду с материальным поощрением ремонтных предприятий за повышение качества ремонта автомобилей необходимо ввести более жесткую материальную ответственность ремонтных предприятий перед потребителями за низкое качество ремонта автомобилей и низкую их ходимость до очередного ремонта. [15]
Пути повышения эффективности деятельности автосервисных предприятий и дилерских центров
Качество услуг автосервисных предприятий, станций технического обслуживания и дилерских центров, оказывает прямое влияние на эффективность их функционирования.
Факторы, влияющие на услуги автосервиса
На рисунке 1 представлены факторы, влияющие на услуги автосервиса.
Методы повышения эффективности работы автосервиса
Фактически, показатели и факторы, характеризующие и влияющие на уровень эффективности деятельности автосервисных предприятий, станций технического обслуживания и дилерских центров, отражает уровень их конкурентоспособности. В связи с чем, для ее улучшения, компаниям автомобильного бизнеса, можно предложить следующие мероприятия:
‒ применение гибкой ценовой политики;
‒ повышение качества выполняемых услуг;
‒ сокращение времени нахождения автомобиля в ремонте;
‒ повышение общей культуры, репутации и имиджа предприятия автосервиса.
Самым главным в конкурентной борьбе автосервисных предприятий является качество предоставления услуг. В данное понятие входит как качество самих выполняемых работ (предоставляемых услуг), так и качество обслуживания клиента.
Высокое качество услуг автосервисного предприятия может быть достигнуто путем:
‒ применения современного оборудования,
‒ целесообразной организации и стимулирования труда,
‒ использования при ремонте запасных частей высокого качества, характеризующихся надежностью в эксплуатации,
‒ применения квалифицированной рабочей силы и т.д..
Сокращение времени выполнения заказов является неотъемлемой частью повышения уровня конкурентоспособности автосервиса. Отдавая свой автомобиль в ремонт, владельцу приходится менять свои планы, ограничивать свою деятельность. Для многих автомобиль является единственным источником заработка. Поэтому сроки выполнения работ являются решающим фактором при выборе предприятия автосервиса.
Сократить время выполнения ремонта можно за счет:
‒ применения современного оборудования,
‒ наличия достаточной материально-технической базы для точной диагностики и исполнения ремонта,
‒ изменения режима работы (в сезон) предприятия,
‒ работы с надежными поставщиками автозапчастей,
‒ применения агрегатного метода работы.
Сокращая время исполнения автосервисных услуг, предприятие уменьшает потребность в оборотных средствах, их оборачиваемость ускоряется, что дает возможность увеличивать объем оказания услуг при таких же условиях работы.
Имидж и высокая репутация автосервисных предприятий достигается, в основном, за счет высокого качества предоставляемых услуг, исполнения гарантийных обязательств, применения политики гибких цен. Однако немаловажным в создании деловой репутации и повышении конкурентоспособности будет создание особой культуры обслуживания; клиентоориентированность, которая заключается в умении выявлять потребности клиента и эффективно удовлетворять их; внешний вид и манера общения персонала; комфортная клиентская зона; оснащенность рабочего места, и др.
Роль системы менеджмента в повышении эффективности деятельности автосервисных предприятий
Главная роль в реализации этих направлений повышения конкурентоспособности автосервисных предприятий отводится системе менеджмента, в которой должны грамотно решаться следующие задачи:
‒ доведение до сотрудников целей, которые предприятие стремится достичь;
‒ создание механизмов вовлеченности и заинтересованности персонала в разработку соответствующих стандартов обслуживания;
‒ внедрение системы стимулирования для сотрудников;
‒ нахождение в постоянном контакте с клиентами для выяснения их потребностей и проблем в обслуживании;
‒ разработка комплекса мероприятий для измерения качества обслуживания.
Повышение конкурентоспособности автосервиса за счет внедрения новых услуг
Для повышения конкурентоспособности СТО (станции техобслуживания) выполняют следующие услуги:
‒ техническая консультация владельца о техническом состоянии автомобиля, его неисправностей и способов их устранения, как по телефону, сети Internet, так и при личной встрече;
‒ контрольный осмотр технического состояния автотранспортного средства без дальнейшего устранения неисправностей и бесплатно;
‒ выполнение услуг по техническому обслуживанию и ремонту без непосредственного участия собственника автомобиля, начиная с оформления заказа и заканчивая выдачей готового автомобиля;
‒ услуги на выезде, когда сотрудник СТО прибывает на место нахождения автомобиля и устраняют неисправность, либо определяет причину поломки.
Для эффективной работы на рынке автосервиса необходимы квалифицированные кадры, имеющие специальное образование, а также большой опыт работы. Мировые тенденции развития рынка автосервисных услуг свидетельствуют об абсолютном преобладании на предприятиях автосервиса персонала с высшим техническим образованием.
Диверсификация услуг, в настоящее время, в связи со значительным количеством конкурентов и некоторым снижением спроса, является наиболее актуальным способом, сохранения и развития автосервисного бизнеса. Использование зарубежного опыта диверсификации услуг автосервисных предприятий, может оказать значительное преимущество перед другими организациями. Сервисные центры, станции технического обслуживания и дилерские центры по продаже и ремонту грузового автотранспорта, в настоящее время, менее развиты, что дает существенное конкурентное преимущество именно официальным дилерским центрам. Сегодняшнее время без грузовых автомобилей представить себе невозможно. Они доставят груз туда, где нет рельсов, больших рек, аэродромов. Без них нельзя обойтись на стройках, при тушении пожаров, при перевозке людей, при выращивании урожая зерновых, в любой отрасли промышленности и сельского хозяйства. Однако поддержание показателей производительности личного транспорта требует систематического контроля и своевременного ремонта и замены запасных частей. Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию именно грузовых автомобилей, является довольно затратоемким процессом, требующим как большого количества финансовых ресурсов, так и высоко квалифицированного персонала. В отдельных европейских странах и США, система грузовых перевозок автомобильным транспортом очень хорошо развита, а спрос, как известно, рождает предложение, в связи с чем, в отличии от России, в этих странах уже давно развита комплексная система помощи на дорогах. Примечательно то, что в таких странах, услуги по ремонту грузовых автомобилей, предоставляют, преимущественно, субъекты малого бизнеса, т.е. небольшие мастерские на шоссе или выездные траки. Вообще, в США сложились три основных сегмента. Первый — new car dealer, то есть сервис, где обслуживают свежие машины, находящиеся на гарантии. Средний уровень — сети по экспресс-обслуживанию автомобилей. Третий сегмент занимают частные станции технического обслуживания. В США все прагматично и многое зависит от денег — уровень уважения дилера к клиентам в том числе. При оплате существенной величине за ремонт или обслуживание автомобиля, дилер обязательно найдет для клиента временную подмену, а в том случае, если в гараже дилера ее не будет, то он сам арендует ее у партнера.
Подведем итоги
Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие основные выводы:
— в настоящее время, в связи с увеличением количества автотранспортных средств, деятельность услуг автосервисов, станций технического обслуживания и дилерских центров, является довольно востребованной, но уровень конкуренции на данном сегменте рынка, является довольно высоким, что требует от собственников таких компаний, существенного внимания и решительных действий по улучшению эффективности деятельности своего бизнеса;
— оценка эффективности деятельности автосервисов, станций технического обслуживания и дилерских центров, проводится на основании количественных и качественных показателей, которые в полной мере, позволяют оценить результаты деятельности и определить возможные направления ее совершенствования;
— основными факторами, способствующими повышению эффективности деятельности автосервисов, станций технического обслуживания и дилерских центров, являются факторы повышающие уровень их конкурентоспособности.
Совершенствование организации и технологии ремонта агрегатов грузовых автомобилей и автобусов АТП-2
АТП-2 занимается технологическими перевозками для лесопромышленного комплекса и доставкой рабочих на предприятия АТП-2 поэтому очевидно, что подвижной состав должен всегда быть готовым к выходу на линию. Обеспечивать бесперебойную работу ПС в связи со старением парка становится всё сложнее, поэтому необходимо улучшать организацию и технологию обслуживания и ремонта автомобилей, чтобы повысить качество работ и сократить простои автомобилей в ремонте. Для этого необходимо провести ряд мероприятий по реконструкции зон, цехов, рационализации рабочих мест и улучшению приемов выполнения работ, что поможет значительно повысить качество ремонта.
Автомобили с неисправными агрегатами поступают в РММ своим ходом, а если автобусы не имеют возможности самостоятельно передвигаться, то их доставляют специальными тягачами, где с них снимают неисправные агрегаты и узлы. Для этого в здании РММ имеются тупиковые посты и специальное подъемно транспортное оборудование.
Снятые агрегаты поступают в агрегатный цех, где проводится их разборка и дефектовка. Мойка агрегатов и узлов в цехе не предусмотрена и ремонт агрегатов и узлов производится в плохих санитарно-гигиенических условиях, что существенно снижает качество выполнения работ. Дефектовка проводится визуальным и инструментальным методом. В качестве измерительного инструмента используются штангенциркули. Детали с явными признаками отклонений от технических условий выбраковываются.
К сожалению, из-за отсутствия специализированного участка по восстановлению дефектных деталей, которые могли бы быть восстановлены и использованы повторно, выбраковываются, что повышает стоимость ремонта агрегатов. Годные к дальнейшему использованию детали попадают на склад ремонтного фонда. Ответственность за его сохранность несет начальник РММ. Специально оборудованного рабочего места для дефектовки нет, поэтому качество дефектовки неудовлетворительное, что не исключает поступление дефектных деталей на повторное использование, что в свою очередь снижает качество ремонта. Разборочно-сборочные работы проводятся на неприспособленных для этого столах, что увеличивает время ремонта и трудоемкость работ.
В агрегатном цехе нет четко выделенных рабочих мест. Два стола для разборки-сборки агрегатов расположены посередине агрегатного цеха под путем движения тэльфера, а третий стоит у окна. В одном блоке в цехе объединены устройства для приклепывания тормозных накладок, станок для срезания тормозных накладок, верстак с тисками, сверлильный станок. В агрегатном цехе расположен электрораспределительный щит, к которому подсоединено все электропотребляющее оборудование.
Агрегаты по цеху транспортируются при помощи электрической тали. Вдоль окон в агрегатном цехе расположены также приспособление для разборки-сборки редукторов задних мостов и гидравлические прессы. В настоящее время в агрегатном цехе работает четыре человека. Режим работы цеха: две смены по 8 часов, 249 день в году.
Из оборудования в агрегатном цехе имеются два гидравлических пресса, которые развивают усилие до 2-х тонн. Удовлетворительно лишь рабочее место для ремонта тормозных накладок. В наличии имеются: станок для срезания накладок, устройство для приклепывания накладок, верстак с тисками, настольный сверлильный станок. Для транспортировки агрегатов внутри цеха имеется таль, грузоподъемностью 0,5 т. Из оргоснастки в цехе имеются: ларь для ветоши, столы различной высоты. Крепежные работы немеханизированы, поэтому для разборочно-сборочных работ используют обыкновенные гаечные ключи. На стеллаже хранятся инструмент и узлы и агрегаты, ожидающие ремонта и уже отремонтированные.
С учетом вышесказанного определены следующие задачи:
- предложить проект технического перевооружения агрегатного цеха;
- предложить комплекс мероприятий по повышению качества выполнения работ по ремонту агрегатов;
- предложить конструкцию стенда для испытания гидроусилителя рулевого управления;
- разработать мероприятия по управлению качеством выполнения работ ТО;
- предложить мероприятия по обеспечению нормальных условий труда в агрегатном цехе и требований охраны труда и технике безопасности;
- дать экономическую оценку проекта технического перевооружения агрегатного цеха.
В данном дипломном проекте разработан проект технического перевооружения агрегатного цеха АТП-2, сделан расчет числа рабочих и внесены предложения по совершенствованию технологии и организации работ в цехе. На основании расчетов предложена перепланировка агрегатного цеха предложенная на листе 19060165.ТЭ42ДП.ПК2АГПЛ.
В соответствии с заданием разработан стенд для проверки гидроусилителя рулевого управления, изображенный на листе 19060165.ТЭ42ДП.10000ВО. Разработана методика испытаний и технологическая карта на проверку гидроусилителя рулевого управления автомобиля КамАЗ-5410.
Произведен экономический расчет предложенных решений. При рентабельности R = 42% получили чистую прибыль, Пи = 579552 руб. Условно-годовая экономия снижения себестоимости составляет 300797 руб. Годовой экономический эффект составляет 24460 руб.
Производственный корпус АТП-2
Агрегатный участок существующий
Агрегатный участок проектируемый
Сравнение вариантов стендов испытания гидроусилителей рулевого управления
Стенд проверки гидроусилителя рулевого управления Общий вид
Сборочные чертежи рамы, кожуха и платформы
Деталировка стенда проверки гидроусилителя рулевого управления
Технологическая карта проверки гидроусилителя рулевого управления КамАЗ-5410
Технико-экономические показатели проекта реконструкции агрегатного участка
1 Общая часть 8
- 1.1 Характеристика предприятия и его деятельности 8
- 1.2 Характеристика производственно-технической базы АТП-2 9
- 1.3 Характеристика парка подвижного состава и условий эксплуатации 10
- 1.4 Организация производства работ ТО и ТР, структура подразделений ИТС и управления производством 15
- 1.5 Организация технологического процесса ТО и ремонта автомобилей на АТП-2 22
- 1.6 Анализ организации и технологии работ в агрегатном цехе 23
- 1.7 Задачи дипломного проектирования 27
2 Технологическая часть 28
- 2.1 Расчет годовых объемов работ по ТР 28
- 2.2 Расчет агрегатного цеха 31
- 2.3 Реконструкция агрегатного цеха 34
3 Конструкторская часть 38
- 3.1 Назначение стенда и предъявляемые к нему требования 38
- 3.2 Анализ существующих конструкций стендов для испытания гидроусилителей грузовых автомобилей 40
- 3.2.1 Стенд для испытания гидроусилителя рулевого управления автомобилей БелАЗ, модель 5005 40
- 3.2.2 Стенд для ремонта и испытания гидроусилителя автомобилей ЗИЛ 42
- 3.2.3 Стенд для проверки гидроусилителя рулевого управления автомобилей ЗИЛ и КамАЗ на создаваемое давление и герметичность 44
- 3.3 Предлагаемая конструкция стенда 45
- 3.3.1 Методика испытаний 46
- 3.4 Расчет и выбор основных элементов конструкции стенда 50
- 3.4.1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 50
- 3.4.2 Расчет клиноременной передачи 52
- 3.4.3 Выбор гидроцилиндра 57
- 3.4.4 Расчет площади поперечного сечения штока 58
- 3.4.5 Расчет нагрузки на шток 58
- 3.4.6 Расчет штока на сжатие 59
- 3.4.7 Расчет сварного шва крепления корпуса гидроцилиндра с серьгой 60
4 Безопасность жизнедеятельности 62
- 4.1 Освещение 63
- 4.1.1 Организация освещения 63
- 4.1.2 Естественное освещение 64
- 4.1.3 Искусственное освещение 65
- 4.2 Обеспечение нормальных условий труда по микроклимату в агрегатном цехе 70
- 4.2.1 Основные потери тепла 71
- 4.2.2 Добавочные потери тепла 73
- 4.2.3 Общие потери тепла 74
- 4.2.4 Потери тепла с перекрытия с теплоизоляционным материалом 74
- 4.2.5 Расчет тепловой завесы 74
5 Экономическая часть 80
- 5.1 Расчет капитальных вложений 80
- 5.2 Расчет годовых эксплуатационных затрат 82
- 5.2.1 Материальные расходы 82
- 5.2.2 Расходы на оплату труда 91
- 5.2.3 Амортизационные отчисления 93
- 5.2.4 Прочие расходы 94
- 5.3 Расчет технико экономических показателей агрегатного цеха 96
- 5.4 Вывод 100
Список использованных источников 102
Ведомость проекта (19060165.ТЭ10ДП.00000ВП)