Построение схемы электрооборудования автомобилей

Содержание
  1. Как читать автомобильные электрические схемы
  2. Почему полезно разбираться в автоэлектрике
  3. Электросхемы? — разберется даже школьник!
  4. Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
  5. Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
  6. Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
  7. Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
  8. Стандартные цепи питания и соединение элементов
  9. Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
  10. Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
  11. Обозначение предохранителей на электросхемах
  12. Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
  13. Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
  14. Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
  15. Автоэлектрика? Проще простого!
  16. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СХЕМ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Как читать автомобильные электрические схемы

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

Электросхемы? — разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля


На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове


Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1» Цепь под номером 31 — заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):


Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

Читайте также:  Ноутбук зарядное устройство для автомобиля

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СХЕМ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Электрооборудование современных автомобилей представляет сложный комплекс источников электроснабжения, аппаратов зажигания, электрических машин, контрольных приборов, приборов внешнего освещения и сигнализации, различного типа коммутаци-онных приборов, предохранителей и соединительных проводов, объединенных в общую электрическую схему. Для выполнения от-дельных функций в автомобильных схемах используется, как правило, не одно изделие, а группа изделий.

Унифицированные схемы электрооборудования автомобилей разрабатывают на базе унифицированных схем отдельных функциональных систем. При выборе мест подключения потребителей электроэнергии нужно выполнять определенные требования.

Потребители большой мощности и работающие кратковременно, а также приборы, работа которых необходима в аварийных случаях, подключаются к линии аккумуляторная батарея — амперметр (стартер, звуковые сигналы, прикуриватель, аварийная сигнализация с указателями поворота, штепсельная розетка переносной лампы). Остальные потребители подключаются к линии амперметр — генератор.

В этой группе в зависимости от характера работы приборы и аппараты должны подключаться: через выключатель зажигания (выключатель приборов и стартера), если они работают только при пущенном двигателе (отопитель, стеклоочиститель, контрольные приборы); через центральный переключатель — все приборы внешнего освещения. Необходимо отметить, что у некоторых автомобилей амперметр отсутствует, в этом случае напряжение бортовой сети автомобиля равно напряжению между клеммой «+» батареи и «массой».

Схемы электрооборудования по части графического выполнения должны быть наглядными и легко читаемыми; обеспечивать анализ возможных неисправностей в сетях; давать возможность проследить пути тока в электрических цепях; отражать фактическую про-кладку и группировку проводов в жгуты.

Существует два типа электрических схем электрооборудования автомобилей: принципиальная и схема соединений. На автомобильных заводах используют монтажные схемы, необходимые для правильной установки изделий электрооборудования на автомо-биль, а также чертежи жгутов, показывающие, какие провода входят в жгут, геометрические размеры жгута, клеммные колодки и наконечники жгута.

В принципиальной электрической схеме главные питающие цепи располагаются горизонтально, а потребители электрической энергии включаются между ними и «массой» автомобиля. Контур изделия изображают в виде прямоугольника, выделяемого тонкой сплошной линией. Внутри контура показывают внутреннюю электрическую схему изделия. Графические обозначения отдельных элементов изделий электрооборудования должны соответствовать стандартам ЕСКД. На рис. 8.4 и 8.5 изображены электрические схемы электрооборудования автомобилей ЗИЛ и Ford.

5- На рис. 8.4 приведена принципиальная схема электрооборудования автомобилей ЗИЛ-431410: 1 — регулятор; 2 — генератор; 3 — амперметр; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — реле стартера; стартер; 7- выключатель зажигания; 8 — добавочный резистор; 9— катушка зажигания; 10 — транзисторный коммутатор; 11— рас­пределитель; 12— свеча зажигания; 13— блок биметаллических предохранителей; 14 — переключатель электродвигателя отопите- ля; 15— резистор электродвигатели отопителя; 16— электродвига­тель отопителя, 17-реле-прерыватель поворота; 18 — контрольная лампа; 19— контрольная лампа аварийного перегрева воды; 20-датчик температуры; 21и 23— соответственно указатели уров­ня топлива и температуры воды; 22и 24— датчики указателей соот­ветственно уровня топлива и температуры воды; 25— контрольная лампа аварийного падения давления масла; 26— датчик контроль­ной лампы давления; 27 — переключатель указателей поворота; 28— выключатель сигнала торможения; 29, 30— задние фонари;

29 — подфарник; 32— фара; 33— переключатель света, 34 — подкапотный фонарь; 35— выключатель плафона; 36— пла­фон; 37— ножной переключатель света, 38— контрольная лампа дальнего света фар; 39— лампы освещения приборов; 40— биме­таллический предохранитель; 41, 44— штепсельные розетки; 42 — звуковой сигнал; 43— кнопка звукового сигнала; 45— фонарь повторителя указателя поворота

На рис. 8.5 приведена принципиальная схема электрооборудова­ния автомобиля «Ford Scorpio» (с карбюраторными двигателями REC и NEL): 1 — катушка зажигания; 2 — датчик-распределитель; 3- блок управления; 4 — разъем для корректора начального угла опережения зажигания; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 — по­догреватель всасываемого воздуха; 7 — реле включения подогрева­теля всасываемого воздуха (М1)\ 8- к автоматической /С/7, кондицио­неру и элементу обогрева ветрового стекла; 9 — аккумуляторная ба­тарея; 10 — стартер; 11 — система автоблокировки колес; 12 — выклю­чатель зажигания; 13 — к радиоприемнику; 14 — реле питания (/); 15 — стабилизатор напряжения; 16 — реле питания (XI)] 17 — нагреватель автомата пуска и подогрева; 18 — генератор; 19 — спидометр; 20 — тахометр; 21 — указатель уровня топлива;. 22 — указатель температу­ры охлаждающей жидкости, 23 — контрольная лампа аварийного дав­ления масла; 24 — контрольная лампа уровня тормозной жидкости и включения стояночного тормоза; 25 — контрольная лампа заряда ак­кумуляторной батареи; 26 — к очистителям и омывателям стекол; 27— выключатель обогрева заднего стекла; 28- к схеме противотуманных фар; 29 — переключатель вентилятора отопителя и кондиционера (если он установлен); 30 — датчик спидометра; 31 — датчик уровня топлива; 32 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 33 — датчик аварийного давления; 34 — датчик низкого уровня тормозной жид-кости; 35 — датчик включения стояночного тормоза; 36 — прикуриватель; 37 -реле включения сигналов; 38 -звуковые сигналы; 39- выключатель звуковых сигналов, 40 — реле включения обогревателя заднего стекла; 41 — обогреватель заднего стекла; 42 — электровентилятор отопителя; 43 — к кондиционеру и электромагнитному клапану заслонки рециркуляции воздуха; 44 — выключатель стоп-сигнала; 45 — выключатель огней заднего хода; 46 — выключатель аварийной сигнализации; 47 — прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 48 — переключатель указателей поворота; 49 — переключатель света фар и выключатель сигнализации дальним светом; 50 — переключатель освещения; 51-54 — лампы соответственно левого переднего, левого заднего, правого переднего и правого заднего габаритных огней; 55 — подкапотная лампа; 56 — регулятор освещения приборов; 57 — к системе централизованной блокировки дверей; 58 — к кондиционеру (если он установлен); 59 — часы; 60 — лампы стоп-сигналов; 61 — к схеме очистителя и омывателя заднего стекла; 62 — лампы огней заднего хода; 63 — лампы передних левых указателей поворота; 64 — лампа левого заднего указателя поворота; 65 — контрольная лампа левых указателей поворота; 66 — контрольная лампа правых указателей поворота; 67 — лампы передних правых указателей поворота; 68 — лампа правого заднего указателя поворота; 69- реле включения дальнего света фар; 70- контрольная лампа дальнего света; 71 — лампы (нити) дальнего света левой стороны; 72 — лампы (нити) дальнего света правой стороны; 73 — реле ближнего света; 74, 75 — нить ближнего света соответственно левой и правой сторон; 76 — к выключателю противотуманных огней; 77- лампа освещения багажного отделения; 78 и 79 — лампы освещения соответственно пепельницы и прикуривателя; 80 — лампа и выключатель освещения вещевого ящика; 81 — лампы освещения номерного знака; 82 — лампы освещения комбинации приборов; 83 — лампа освещения ручек управления отопителем; 84 — лампы освещения переключателей; 85 -лампы освещения вещевого ящика; 86 -плафон освещения салона; 87 — лампы фонаря подсветки зеркала пассажира; 88 — выключатель лампы освещения вещевого ящика; 89-92 — выключатели плафона освещения салона в стойки дверей соответственно левой задней, левой передней, правой передней и правой задней. Буквами на схеме обозначены цвета проводов: Г — голубой; Кч — коричневый; Ж — желтый; С — серый; 3 — зеленый; Р — розовый; К — красный; Ч — черный; Ф — фиолетовый; Б — белый участка С, соединяющего изделие с корпусом автомобиля.

Читайте также:  Наибольший клиренс легковых автомобилей

На схеме соединений расположение деталей электрооборудо­вания относительно друг друга должно соответствовать их факти­ческому размещению на автомобиле. Изделия следует изображать в виде схематических контуров, отражающих очертания реального прибора. На схеме соединении должна быть показана группировка проводов в жгуты, взаимное расположение жгутов должно соответствовать их действительной трассировке на автомобиле. Отдельная электрическая цепь состоит из трех основных участков (рис. 8.6).

Цветовая маркировка проводов участка А осуществляется по цвету провода той или иной линии питания, к которой присоединя­ется электрическая цепь. Цветовая маркировка проводов участка В осуществляется по следующим принципам:

— участки цепи, разделенные контакта­ми, обмотками реле, резисторами, предо­хранителями, должны иметь различную расцветку;

Рис. 8.6. Участки авто­мобильной электриче­ской цепи

участки цепи, проходящие через разъемные, разборные и неразборные контактные соединения и являющиеся продолжением одной цепи, должны иметь одну расцветку;

— расцветка изоляции проводов может повторяться, если провода проложены в

различных жгутах или выходят из одного жгута в различных местах.

Цвет изоляции провода участка С должен быть одинаковым для всей системы электрооборудования (например, черный).

Рис. 8.6. Участки авто-мобильной электрической цепи

На рис. 8.7 показана типовая принципиальная схема электро­снабжения легкового автомобиля. Регулятор напряжения и обмотка возбуждения подключены к трем диодам выпрямительного моста генератора 1. Контрольная лампа 2 служит для индикации подпитки ОБ в момент пуска двигателя и сигнализирует об исправности гене­раторной установки. При включении выключателя зажигания 3 кон­трольная лампа 2 загорается. После того как напряжение на выво­де Д генератора достигнет номинального значения, контрольная лампа 2 гаснет.

Рис. 8.7. Принципиальная типовая электрическая схема системы электро-снабжения для автомобилей с карбюраторными двигателями:

1 — генератор; 2 — контрольная лампа; 3 — выключатель зажигания;

4 — амперметр; 5 — аккумуляторная батарея; 6- выключатель «массы»

Рис. 8.8. Принципиальная электрическая схема системы электроснабже­ния для грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями (обозначения см. на рис. 8.7)

Регулируемое напряжение Up в этой схеме измеряется между выводом Д генератора и «массой». Разница напряжений между вы-водами Д и «+» генератора, определяемая потерями напряжения в плюсовой группе диодов основного и дополнительного выпрямите-лей, незначительна и поэтому можно считать, что напряжения на этих выводах равны.

Следовательно, в рассматриваемой схеме системы электро-снабжения сопротивление цепи генератор — вход PH (вывод В) минимально, не изменяется в процессе эксплуатации и поэтому исключено явление уменьшения частоты переключения PH.

Напряжение в бортсети автомобилей Uc (на выводе «+» ампер-метра) будет меньше регулируемого на размер потери напряжения в цепи генератор — амперметр (на 0,3. 0,5 В).

У грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями аккумуляторная батарея вынесена из подкапотного пространства. За счет увеличения длины проводов общее сопротивление цепи генератор — аккумуляторная батарея у них в 1,5. 2 раза больше, чем у легковых.

Для обеспечения заряженности батареи следует стремиться к минимальным потерям напряжения в цепи заряда. На рис. 8.8 приведена типовая принципиальная схема системы электроснабжения для грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями. Питание PH осуществляется не через дополнительные диоды, а от силовой цепи генератора через выключатель зажигания 3.

Рис. 8.9. Принципиальная типовая электрическая схема системы электро­снабжения для грузовых автомобилей с дизельными двигателями:

1 — выключатель приборов и стартера; 2 — амперметр; 3 — предохрани­тель; 4 и 9-промежуточные реле; 5-кнопка выключателя «массы»;

6 — аккумуляторная батарея; 7- выключатель «массы»; 8-генератор

В этом случае регулируемое напряжение Up измеряется между выводом В регулятора напряжения и «массой». Напряжение Uc бу­дет выше ир на размер потерь напряжения на участке вывод «+» амперметра — вывод В генератора, что компенсирует потери на­пряжения в цепи заряда батареи.

Для отключения аккумуляторной батареи на длительной стоянке автомобиля в типовых схемах электроснабжения автомобилей с карбюраторными двигателями введен выключатель 6 «массы».

На рис. 8.9 приведена типовая принципиальная схема системы электроснабжения грузового автомобиля с дизельным двигателем. Питание обмотки возбуждения ОВ, расположенной на роторе, осу­ществляется от нулевой точки статора генератора. Напряжение в этой точке относительно «массы» автомобиля равно половине вы­прямленного (14 В). Поэтому при применении этой схемы имеется возможность унифицировать роторы генераторов на напряжение 14 и 28 В. Питание PH производится от силовой цепи генератора че­рез выключатель приборов 1.

При проектировании системы электроснабжения грузовых авто­мобилей следует стремиться к тому, чтобы потеря напряжения на участке амперметр — вывод В регулятора была равна потери на­пряжения в цепи амперметр — аккумуляторная батарея. В этом слу­чае напряжение на аккумуляторной батарее будет незначительно отличаться от регулируемого.

Чтобы частота переключения PH не была ниже 30 Гц, потеря напряжения в цепи генератор — PH в типовых схемах электроснаб­жения грузовых автомобилей не должна превышать 0,5 В.

В типовой схеме электроснабжения грузового автомобиля с ди­зельным двигателем невозможно отключить выключатель 7 «мас­сы» при работающем генераторе. В схеме использован дистанци­онный выключатель «массы» импульсного действия с фиксирован­ными контактами. Для его включения необходимо подать импульс напряжения на управляющую обмотку. При снятии питания контак­ты выключателя «массы» остаются в замкнутом положении. Для отключения выключателя «массы» необходимо к его обмотке вто­рично приложить импульс напряжения.

Читайте также:  Что нужно чтобы поменять владельца автомобиля

В схему введено блокировочное реле 4, размыкающие контакты которого включены в цепь обмотки дистанционного выключателя «массы». При работающем генераторе 8 от вывода 15 выключате­ля 1 приборов и стартера подается питание на обмотку реле 4. Кон­такты реле разомкнуты и цепь питания выключателя 7 «массы» ра­зорвана. Чтобы отключить выключатель 7 «массы», необходимо выключатель 1 перевести в нейтральное положение. При этом обесточивается вывод 15 выключателя 1 и отключается питание регулятора напряжения.

В типовых схемах системы электроснабжения аварийный режим короткого замыкания в цепи ОБ не опасен для PH. Выходной тран­зистор в цепи ОБ изолирован от аккумуляторной батареи. При за­корачивании цепи ОБ генератор развозбуждается и цепь транзи­стора обесточивается.

В соответствии с установившейся в нашей стране традицией ре­комендуется следующая маркировка выводов генераторных устано­вок: «+» (вывод основного питания), «Л» (вывод дополнительного питания), «В» (к выключателю зажигания), «0» (вывод нулевой точки).

На современных автомобилях используется дистанционное управление стартером при помощи выключателя, как правило, кон­структивно объединенного с выключателем зажигания и приборов. С целью уменьшения потерь напряжения в цепи системы пуска ак­кумуляторная батарея соединяется со стартером проводом сече­ния 16. 20 мм 2 .

На рис. 8.10 показана типовая принципиальная схема системы пуска. Управление стартером осуществляется выключателем 6.

Рис. 8.10. Принципиальная типовая электрическая схема системы пуска для грузовых автомобилей с дизельным двигателем:

1 — выключатель «массы»; 2-аккумуляторная батарея; 3 — стартер;

4 — реле блокировки; 5 — реле стартера; 6 — выключатель приборов и реле стартера; 7- предохранитель; в — тахометр; 9- кнопка проверки исправ­ности контрольной лампы; 10- датчик тахометра; 11 -кнопка электрофакельного подогревателя; 12-промежуточное реле; 73-терморезистор;

14 — контрольная лампа; 13 — электромагнитный клапан;

16 — свеча накаливания

Для разгрузки контактов выключателя служит промежуточное электромагнитное реле стартера 5. В схеме предусмотрена блокировка включения стартера по частоте вращения двигателя. Для этой цели используется реле блокировки 4. Управляющий импульс питания на реле блокировки поступает от вывода 4 тахометра 8, частота появления импульсов напряжения на котором пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя. Реле блокировки может питаться не только от тахометра, но и непосредствен-но от генератора.

В показанной типовой схеме перегорание свечей накаливания электрофакельного подогревателя путем закорачивания терморезистора 13 в их цепи исключено только при пуске стартера. Поэтому питание обмотки реле 12 осуществляется при замыкании контактов тягового реле стартера, т. е. когда шестерня стартера войдет в за­цепление с венцом маховика. Напряжение бортовой сети уменьша­ется до 18. 19 В и устраняется возможность выхода из строя све­чей накаливания.

При сталкивании зуба шестерни стартера и зуба венца маховика контакты тягового реле стартера и реле 12 не замыкаются. Свечи накаливания остаются подключенными к бортовой сети через тер­морезистор 13.

В соответствии с рекомендациями СЭВ по стандартизации для изделий системы пуска установлена следующая унифицированная маркировка выводов изделий: стартер — 30, 50, 48; реле стартера — 30, 85, 86, 88; выключатель приборов и стартера — 30, 15,50.

Существующие периферийные устройства ЭВМ, такие, как гра­фические дисплеи (цветные, многотональные), графопостроители, устройства внешней памяти большого объема (магнитные диски, ленты) и развитое программное обеспечение позволяют создать системы автоматизированного проектирования электрооборудова­ния автомобилей (САПР). Предполагается, что внедрение САПР в скором времени вытеснит существующие методы проектирования, изготовления чертежей и документации. Это приведет к резкому увеличению производительности труда проектировщика за счет улучшения качества разрабатываемых схем и сокращения времени на их создание. Такие системы уже начали внедряться на передо­вых предприятиях отечественного автомобилестроения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «однопроводная передача энергии»?

2. Что входит в состав коммутационной аппратуры?

3. Используемые марки проводов и способы защиты от коротких замы-каний и перегрузок.

4. Допустимые потери напряжения в электрических цепях автомобиля.

5. Как осуществляется построение схем электрооборудования?

1. Автомобильные двигатели. Системы управления и впрыска топлива. Руководство по обслуживанию и ремонту. 2000, «Альфамер», Хельсинки, Финляндия.

2. Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей. Учебник для вузов. М. «За рулем», 2001 г., 384 с.

3. Балагуров В.А. Аппараты зажигания. М.: Машиностроение, 1968. 479 с.

4. Балагуров В.А. Проектирование специальных электрических машин переменного тока: Учеб. для вузов: М.: Высшая школа, 1982, 272 с.

5. Банников С.П. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 1977,288 с.

6. Боровских Ю.И., Буравлев Ю.В., Морозов К.А. Устройство автомобиля. М.: Высшая школа, 1988, 288 с.

7. Буна Б, Электроника на автомобиле / Пер. с венг. М.: Транспорт, 1979, 130 с.

8. Галкин Ю.М. Электрооборудование автомобилей и тракторов. М.: Машиностроение, 1967, 280 с.

9. Гируцкий О.И., Есеновский-Лашков Ю.К., Поляк Д.Г. Электронные системы управления агрегатами автомобиля. М.: Транспорт, 2000, 213 с.

10. Кисуненко Б.В., Эйдинов А.А. Требования к осветительным и светосигнальным приборам автомобилей в Европе и США, этапы их гармонизации. М.: «НАМИ», 2001, 96 с.

11. Левитин К.М. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. М.: Транспорт, 1986, 111 с.

12. Мирошников А. Противоугонные автомобильные системы. С рекомендациями журнала «За рулем». — М.: Издательство «За рулем», 2000. — 112с.

13. Опарин И.М., Купеев Ю.А., Белов Е.А. Электронные системы зажигания. М.: Машиностроение, 1987, 196 с.

14. Покровский Г.П. Электроника в системах подачи топлива автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1990, 175 с.

15. Сергеев А.Г., Ютт В.Е. Диагностирование электрооборудования автомобилей. М.: Транспорт, 1987, 159 с.

16. Система управления двигателем ВАЗ-2111 (1,5 л 8 кл.) с распределенным впрыском топлива (контроллер МР7.0Н «Bosch» — СПб., Петер Г ранд, 2000. — 96 с.

17. Система управления двигателем Motronic. Техническое руководство Роберт Бош GmbH, 1994.

18 Скобелев В.М. Световые приборы автомобилей и тракторов. М.: Энергоиздат, 1981, 279 с.

19. Чижков Ю.П., Квайт С.М., Сметнев Н.Н. Электростартерный пуск автотракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1985, 160 с.

20. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 2000, 320 с.

21. BOSCH Automotive Handbook Роберт Бош GmbH, 2002.

22. Torges Gerhard. Electrotechnische Aurustung des Kraftfahrzeuges. Berlin: Verlang Technik, 1988. 292 c

Глава 1. Система электроснабжения 5

1.1. Общие сведения 5

1.2. Автомобильные генераторы 6

1.3. Конструкция автомобильных генераторов

переменного тока 17

1.4. Регулирование напряжения в бортовой сети

1.5. Аккумуляторные батареи 43

1.6. Выбор пределов регулируемого напряжения 74

1.7. Система электроснабжения на два уровня напряжения 75

1.8. Техническая эксплуатация системы

электроснабжения. Методы диагностирования 77

Глава 2. Система пуска 83

2.1. Общие сведения 83

2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи

в режиме пуска 85

2.3. Устройство и принцип действия стартера 91

2.4. Электромеханические характеристики

стартерного электродвигателя 118

2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска 123

2.6. Средства облегчения пуска двигателей 129

2.7. Техническое обслуживание и методы

диагностирования системы пуска 132

Глава 3. Система зажигания 134

3.1. Общие сведения 134

3.2. Классификация батарейных систем зажигания 136

3.3. Требования к системам зажигания.

Основные параметры 139

3.4. Классическая система зажигания 143

3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания 155

3.6. Характеристики классической системы зажигания 163

3.7. Электронные системы зажигания 169

3.8. Искровые свечи зажигания 211

3.9. Диагностирование систем зажигания 216

Глава 4. Системы освещения и сигнализации 220

4.1. Общие сведения 220

4.2. Основные принципы формирования

светораспределения систем освещения и сигнализации 221

Оцените статью