Организация текущего ремонта автомобилей
Занятие №60
1. Распределение работ по текущему ремонту на постовые и участковые (цеховые) работы.
2. Агрегатный и индивидуальный методы организации текущего ремонта. Их преимущества и недостатки, целесообразность применения.
1.Распределение работ по текущему ремонту на постовые и участковые (цеховые) работы.
Текущим ремонтом (ТР)-называется устранение отказов и неисправностей автомобиля в процессе его эксплуатации.
Организация текущего ремонта подвижного состава является одной из наиболее актуальных задач АТП. Простои автомобилей в ремонте и ожидании его очень высоки, вследствие чего до 25 % автомобильного парка ежедневно не выпускается на линию. Снижение качества ТР вследствие его слабой организации ведет к уменьшению межремонтных пробегов и, следовательно, к росту объема ТР.
Следовательно, важнейшей задачей организации ремонта является снижение времени простоя автомобилей в ТР и его ожидании. В обеспечении качества ТР особую роль играет установление прямой связи между результатами труда и заработной платой персонала. Кроме того дополнительным условием своевременного выполнения ТР является наличие на складах АТП фонда оборотных агрегатов, узлов и механизмов, а также необходимых материалов, деталей и приборов.
Текущий ремонт автомобиля производится одним из двух методов: агрегатным или индивидуальным.
При агрегатном методеремонт автомобилей производится путем замены неисправных агрегатов исправными, ранее отремонтированными или новыми из оборотного фонда. Неисправные агрегаты после ремонта поступают в оборотный фонд. В том случае, когда неисправность агрегата, узла, механизма или детали целесообразнее устранить непосредственно на автомобиле в межсменное время (когда для производства ремонта достаточно межсменного времени), замены обычно не производят.
Агрегатный метод позволяет сократить время простоя автомобиля в ремонте, поскольку замена неисправных агрегатов и узлов на исправные, как правило, требует меньшего времени, чем демонтажно-монтажные работы, производимые без обезличивания агрегатов и узлов.
При агрегатном методе ремонта возможно, а часто и целесообразно ремонт агрегатов, механизмов, узлов и систем производить вне данной организации, в специализированных ремонтных организациях (или АТО).
При индивидуальном методеремонта агрегаты не обезличиваются. Снятые с автомобиля неисправные агрегаты (узлы) после восстановления ставят на тот же автомобиль. При этом время простоя автомобиля в ТР больше, чем при агрегатном методе. В этом случае ресурс агрегатов, узлов и деталей используется в большей мере, так как достигается лучшая соосность и подгонка в посадочных местах.
Организация производства в зонах ТР АТО возможна на основе двух методов: универсальных и специализированных постов.
Метод универсальных постовпредусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации.
Метод специализированных постовпредусматривает выполнение работ на нескольких, специализированных для выполнения определенного вида работ (по двигателю, трансмиссии и др.) постах. Универсальный пост ТР обычно представляет собой осмотровую канаву, оснащенную оборудованием, обеспечивающим выполнение любых работ ТР на автомобиле.
Каждый специализированный пост оснащается оборудованием в соответствии с характером выполняемых на нем работ. Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребности в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих, повысить качество работ и производительность
Рабочие места для замены и ТР двигателей грузовых автомобилей, как правило, организуют на изолированных стандартных осмотровых тупиковых канавах. Специализированные рабочие посты для ТР двигателей могут быть двух типов: для снятия и установки двигателей и для ТР двигателей на автомобилях. Они различаются оснащением и числом одновременно работающих исполнителей.
Рабочий пост для ТР двигателей целесообразно размещать вблизи моторного (агрегатного) участка, рядом с участком комплектования, проверки и обкатки двигателей. Пост целесообразно оснастить диагностическим оборудованием для обеспечения контроля и регулировки после проведения работ ТР. Узлы и детали двигателя, снимаемые при текущем ремонте (головка блока, водяной насос, клапаны, пружины и т.д.), очищают и ремонтируют в моторном (агрегатном) участке.
Рабочие посты, специализированные по ремонту других агрегатов и систем, организуют аналогично универсальным постам, но со специализацией оборудования. Специфика ТР газовой аппаратуры требует создания специализированных постов и организации работы на них специальных ремонтных рабочих.
В числе специализированных постов создаются и оснащаются посты для производства ряда диагностических и регулировочных работ. Необходимость их организации вызвана применением при выполнении работ ТР специального диагностического оборудования. К таким постам, организуемым исходя из экономически соображений и повышения качества работ, относятся:
· посты диагностики и регулировки тормозов автомобилей, оборудованные роликовыми тормозными стендами;
· посты диагностики и регулирования углов установки колес автомобилей, оборудуемые оптическими стендами.
При организации технологических процессов на производственных участках учитывают следующие принципы:
1) специализация производственных участков производится по технологии работ (слесарные, кузнечные, сварочные, малярные и т.д.) и по группам агрегатов, узлов, деталей автомобиля (агрегатные, электротехнические, аккумуляторные и т.д.);
2) обеспечение коротких производственных связей между зоной ТР и каждым производственным участком (складами запасных частей, агрегатов и участками), которых стремятся добиться
при организации производственных участков;
3) обеспечение технологической последовательности операций
текущего ремонта автомобилей.
Организация работы в каждом производственном участке производится в соответствии с технологической последовательностью операций ТР. Принятая технологическая последовательность определяет выработку организационных и планировочных решений производственных участков по ТР автомобилей. Примеры решений далее представлены по участкам и отделениям.
Агрегатный участокпроизводит ремонт большинства агрегатов автомобиля (двигателя и его узлов, сцепления коробки передач, карданной передачи, заднего и переднего мостов, рулевого управления и др.), причем в основном заменой неисправных деталей (рис. 34.2).
1 — стеллаж для деталей; 2 — ларь для обтирочных материалов; J — станок для расточки тормозных барабанов; 4— радиально-сверл ильный станок; 5, 17— верстаки слесарные; 6— шкаф для приборов и инструментов; 7— стенд для ремонта коробки передач; 8— стенд для разборки и регулировкисцеплений; 9 — гидравлический пресс 40 т; 10 — стенд для ремонта редукторов задних мостов; 11 — стенд для ремонта передних и задних колес; 12 — стенд для клепки тормозных накладок; 13 — стеллаж для инструментов; 14 — настольный пресс 3 т; 15 — заточный станок; 16 — моечная ванна; 18 — стенд для ремонта карданных валов и рулевых механизмов: 19 — передвижная моечная ванна; 20 — заточный станок; 21 — вертикально-сверлильный станок; 22 — раковина для мытья рук; 23 — электрический рукосушитель; 24 — ларь для отходов
Такое распределение позволяет специализировать рабочих на ремонте двигателей как наиболее сложном агрегате.
Технологический процесс ремонта включает: мойку агрегата; подразборку в соответствии с объемом ремонта; мойку снятых деталей и их дефектовку; сортировку деталей и их комплектовку после ремонта; сборку и испытание агрегата. Разборочно-сборочные работы в агрегатном участке, как правило, проводят на специализированных стендах, обеспечивающих возможность подхода к ремонтируемому агрегату с разных сторон, а также поворот и наклон агрегата для удобства работы.
Электротехническое отделение. В электротехническом отделении проводят ремонт и контроль генераторов, стартеров, приборов зажигания, контрольно-измерительных приборов и другой аппаратуры. Разборка-сборка агрегатов электрооборудования проводится в основном на верстаках с применением универсального инструмента и специальных приспособлений. Ремонт деталей и узлов включает замену обмоток и изоляции, припайку проводов, слесарные работы.
Аккумуляторное отделение состоит из четырех зон: кислотной (по приготовлению электролита); зарядной; ремонтной (по ремонту и проверке батарей); аппаратной (для размещения аппаратуры для заряда батарей). В зависимости от размеров АТО указанные зоны размещают: в отдельных четырех помещениях; в двух помещениях, объединяя первую со второй и третью с четвертой зоной; в одном помещении, организуя работы первой и третьей зон в шкафах с индивидуальной вытяжной вентиляцией.
Слесарно-механический участок. В нем проводят восстановление и изготовление относительно простых деталей и сборку узлов в основном для зоны ТР и агрегатного участка.
В слесарно-механическом участке обрабатывают детали под ремонтные размеры, изготавливают крепежные и другие детали (болты, шпильки, втулки и др.), подготавливают детали к сварке и обрабатывают после сварки и т. п. В общей трудоемкости ТР слесарно-механические работы составляют 4. 12 %.
Медницкое отделение. Медницкие работы составляют примерно 2 % объема работ по ТР и предназначены для восстановления repметичности деталей, изготовленных в основном из цветных материалов. В нем производится ремонт радиаторов, топливных баков, трубок, бачков и восстановление других деталей пайкой.
Сварочно-жестяницкий участок.Сварочные работы предназначены для ликвидации трещин, разрывов, поломок, а также прикрепления кронштейнов, уголков и т. п. В АТП применяют электродуговую и газовую сварку. Работы газовой сварки обычно подразделяют на сварку деталей из толстолистовой стали и сварку тонколистовой стали кузовов (кабин), а также тонкостенных деталей. Электросваркой ремонтируют массивные детали (раму, кузов самосвала).
Карбюраторный участок. В крупных АТО работы по ремонту приборов системы питания могут выполняться в карбюраторном участке, g мелких организациях эти работы могут объединяться с электротехническими работами. Карбюраторный участок специализируется на проведении контроля, регулировки и ремонта карбюраторов, топливных насосов, фильтров и т.д. При наличии в АТО автомобилей, имеющих карбюраторные и дизельные двигатели, могут создаваться два территориально разделенных отделения.
Участок по ремонту газовой аппаратуры.Для ремонта газовой аппаратуры автомобиля создается специализированный участок. В нем проводятся контроль, регулировка и ремонт редукторов высокого и низкого давления, газовых и бензиновых клапанов, фильтров и другой газовой аппаратуры.
Обойный участок.В нем осуществляется ремонт и изготовление подушек, спинок, сидений и внутренней обивки кузовов, зимних чехлов на радиаторы и капоты двигателей, а также чехлов сидений и тентов.
Столярно-кузовной участок. В нем производится ремонт и изготовление кузовов грузовых автомобилей, деревянных частей кабины, оковки крюков и других деталей. Часто в этом участке проводят и арматурные работы (ремонт стеклоподъемников, дверных ручек, петель, замков и др.).
Кузнечный участок.В кузнечном участке проводят ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, горячая клепка, ковка деталей) и ремонт рессор. Основная доля работ связана с ремонтом рессор — заменой сломанных листов, рихтовкой (восстановление первоначальной формы) листов, имеющих пониженную упругость. Собранные рессоры испытывают нагрузкой. Кроме того, в кузнечном участке изготавливают различного вида стремянки, хомуты, кронштейны.
Шиномонтажный и шиноремонтный участки. В них (рис. 34.4) проводят демонтаж шин с колес, правку дисков и запорных колец окраску дисков, контроль и мелкий ремонт шин, вулканизацию камер, монтаж и балансировку колес
Малярный участок. Малярные работы являются завершающими при ремонте кузова автомобиля, поэтому в малярный участок (рис. 34.5) автомобили поступают после выполнения всех видов работ.
При организации работы в малярном участке наибольшее число рабочих мест создается для подготовки автомобиля к окраске. Окраска и сушка автомобилей производятся в специальных камерах.
Работа на посту текущего ремонта автомобилей
Для сокращения времени простоя автомобиля текущий ремонт рекомендуется проводить агрегатно-узловым методом, при котором неисправный агрегат или узел заменяется другим, взятым из фонда оборотных агрегатов и узлов. Снятый узел или агрегат отправляют в ремонт на специализированный участок, после чего он передается на склад.
Шиномонтажные работы в связи с их большой трудоемкостью ведутся также на отдельном участке, оборудованном средствами механизации ручного труда: колесосъемником, стендами для разборки колес и т. д.
Текущий ремонт автомобиля включает большую номенклатуру работ: по снятию и замене деталей, узлов и агрегатов, крепежные и регулировочные операции, а также сварочные и жестяницкие.
Наиболее сложными работами, требующими высокой квалификации слесарей, являются ремонт гидромеханической передачи, гидроусилителя рулевого управления, пневмогидравлической подвески, двигателя.
При необходимости производства сварочных работ на участке текущего ремонта должны строго соблюдаться Правила пожарной безопасности. Особенную осторожность необходимо соблюдать при обращении с газовыми баллонами, которые должны храниться в вертикальном положении и транспортироваться только на подрессоренных транспортных средствах, а также на ручных тележках. Разрешена перевозка на тележке одного баллона кислорода и одного баллона горючего газа к рабочему месту. Переноска баллонов на руках или на плечах запрещается. Газовые баллоны нельзя располагать ближе 1 м от приборов отопления. Необходимо защищать баллоны от попадания масла и действия прямых солнечных лучей. Во время работы нельзя находиться с зажженной горелкой или резаком вне пределов рабочего места, подниматься по трапам, выпускать горелку (резак) из рук. При перерывах в работе их следует гасить и закрывать вентили на баллонах. Нельзя производить сварку сосудов, находящихся под давлением газа или жидкости.
Автомобили, ремонтируемые электросваркой, следует заземлять, а топливные баки накрывать кожухом из листовой стали или асбеста. Свариваемые детали должны быть надежно закреплены. По окончании работы аппараты должны быть выключены, а провода сложены и убраны. Сварку, также наплавку деталей выполняют на специализированных постах вне зоны текущего ремонта, автомобилей.
Текущий ремонт автомобилей производится на специализированных или универсальных постах, оснащенных подъемно-транспортными средствами. При ремонте двигателя, гидромеханической передачи и редуктора заднего моста посты размещаются на осмотровых канавах. Отдельные работы выполняются одним или двумя рабочими. Ремонт высокорасположенных узлов и агрегатов (двигателя, кабины, кузова и т. д.) выполняется на передвижных стапелях, а работы под автомобилем осуществляются на специальных передвижных тележках с сиденьями при установке автомобиля на канаве.
Работы на рабочих местах производственных отделений и участков
Снятие двигателя Ваз — 2115
Перед снятием двигателя отсоединил провод от клеммы «—» аккумуляторной батареи.
1.Отвернул болты крепления и снял защиту картера.
2. Снял приемную трубу глушителя
3. Снял воздушный фильтр
4. Ослабил затяжку хомута и отсоединио вакуумный шланг усилителя тормозов от впускной трубы двигателя.
5. Отвернул болт и отсоединил провод «массы» от картера сцепления.
6. Ослабил затяжку хомутов и отсоединил шланги от термостата.
7. Отсоединил высоковольтный провод от центральной клеммы крышки распределителя зажигания.
8. Отжал отверткой пружинный зажим и отсоединил колодку с низковольтными проводами от клеммы распределителя зажигания.
9. Ослабил затяжку хомута и отсоединил шланг подачи топлива от топливного насоса.
10. Ослабил затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления.
10. Ослабил затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления.
11. Снял наконечник троса с рычага привода выключения сцепления.
12. Отсоединил колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.
13. Отвернул гайку крепления и отсоединил провод от контактного болта тягового реле стартера.
14. Отсоединил колодку с проводом от клеммы генератора.
15. Отвернул гайку и отсоединил провода от клеммы генератора.
16. Отсоединил колодку с проводом от клеммы запорного электромагнитного клапана карбюратора.
17. Ослабил затяжку хомута и отсоединил шланг обратного слива топлива от карбюратора. Вынул шланг из пластмассового хомута.
18. Ослабил болт крепления тяги воздушной заслонки к рычагу управления воздушной заслонкой.
19. Ослабил болт крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки к кронштейну и отсоедините трос.
20. Снял пружинный фиксатор троса привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок.
21. Снял возвратную пружину привода дроссельных заслонок.
22. Снял трос привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок
23. Отвернул гайку крепления и снимите кронштейн троса привода акселератора с крышки клапанов.
24. Отсоединил колодку с проводом от концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ).
26. Отсоединил провод от датчика давления масла.
27. Ослабил затяжку хомута и отсоединил подводящий шланг отопителя.
28. Ослабил затяжку хомута и отсоединил отводящий шланг отопителя.
29. Ослабил затяжку хомута и отсоединил тягу привода переключения передач от наконечника шарнира.
30. Отвернул гайку крепления и отсоединил трос от привода спидометра.
31. Отсоединил колодку с проводом от выключателя света фонарей заднего хода на коробке передач.
32. Ослабил затяжку гаек крепления левой и правой растяжек к рычагам подвески.
33. Отвернул три болта крепления кронштейна растяжки к кузову и отвернул левую и правую растяжки в такое положение, чтобы они не мешали снятию силового агрегата.
34. Вынул шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.
35. Отвернул гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.
36. Выпрессовал палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки с помощью специального съемника.
37. Отвернул два болта и отсоединил шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака.
38. Выдавил с помощью монтировки хвостовик одного из внутренних ШРУСов валов привода из коробки передач и отвёл его в сторону.
39. Вставил вместо шарнира технологическую оправку (например, старый внутренний ШРУС), чтобы не провернулась полуосевая шестерня. После этого отсоединил второй ШРУС аналогично первому.
40. Отвернул три болта крепления и снимите щиток картера сцепления.
41. Ослабил затяжку трех болтов и гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
42. Зацепил двигатель за рымы и натянул тросы тали.
43. Отвернул две гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову.
44. Отвернул гайку, слегка приподнял двигатель и вынул болт правой передней опоры силового агрегата.
45. Отвернул гайку и вынул болт левой передней опоры силового агрегата.