Пост технической диагностики автомобиля

Пост технической диагностики автомобиля

Диагностирование автомобилей проводится на отдельных постах или поточных линиях.

Посты размещаются, как правило, в специальном помещении, площадь которого определяется габаритами автомобиля и устанавливаемого диагностического оборудования. Посты могут быть тупикового или проездного типа. Основное оборудование постов — стенды с беговыми барабанами, предназначенные для определения мощностных показателей двигателей и оценки технического состояния трансмиссии автомобилей.

Кроме стационарного оборудования, пост оснащается передвижными или переносными устройствами и приборами для диагностирования агрегатов, узлов и систем автомобиля. Как правило, пост оборудуется осмотровой канавой или подъемником. Окраска помещения поста и оборудования должна соответствовать требованиям технической эстетики. Пост должен иметь хорошее естественное освещение, а также искусственное не менее 750 л к.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Пост оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией, принудительным отсосом отработавших газов и обеспечивается электроэнергией, сжатым воздухом и водой. Температура внутри помещения поста в холодный период времени должна быть от +18 до +22 °С.

Вариант планировочного решения поста углубленной диагностики приведен на рис. 6.2. Пост оснащен роликовым нагрузочным стендом с пультом управления, стендом для проверки электрооборудования, подъемником, установленным в осмотровой канаве. Все необходимые приборы размещены в шкафу. Отработавшие газы при испытаниях автомобиля в динамике отводятся через газоотвод. Для размещения документов и одежды работающих операторов в помещении установлены шкафы соответственно. Кроме того, на посту размещены верстак, световое информационное табло,блок питания и средства пожаротушения.

Возможны и другие планировочные решения постов диагностики, которые зависят от применяемого диагностического оборудования, видов выполняемых проверочных операций, а также места расположения поста в автотранспортном предприятии.

В крупных автотранспортных предприятиях со списочным составом 800— 1000 автомобилей и более целесообразны поточные линии диагностики, состоящие из нескольких постов. Обычно наряду с диагностическими работами на постах осуществляется регулировка отдельных систем и замена деталей, не требующая больших затрат времени. Технологическая планировка линии диагностики, состоящей из двух постов, приведена на рис. 6.3. Она оснащена нагрузочным стендом, вентилятором для обдува двигателя автомобиля воздухом, пультом управления, мотор-тестером, шкафом, устройством для проверки фар, столом оператора, стеллажем, прибором для проверки системы охлаждения двигателя, верстаком и ящиками с песком. На первом посту, снабженном нагрузочным стендом, проверяется двигатель и его системы, а на втором — техническое состояние трансмиссии, подвески, рулевого управления и контрольно-измерительных приборов,

Рис. 1. План поста углубленной диагностики (вариант)

Рис. 2. План линии диагностики (вариант)

Применяемые диагностические стенды не позволяют оценить техническое состояние отдельных элементов тормозов автомобиля — колодок, накладов, тормозных барабанов и др.

Для обеспечения безопасности движения автомобиля на линии, независимо от результата диагностирования в предприятиях, тормоза автомобиля, как правило, при проведении ТО-2 подвергаются разборке для выяснениями в случае необходимости устранения обнаруженных дефектов. Поэтому диагностику тормозов целесообразно проводить не перед ТО-2, а после, что позволяет проконтролировать качество работ технического обслуживания.

При проведении ТО-2 выполняются регулировочные работы и заменяются детали и узлы автомобиля, поэтому необходимо оснастить зону ТО-2 диагностическими приборами, что позволит проверить качество регулировочных работ без повторной установки автомобиля на пост диагностики.

Продолжительность диагностирования автомобилей зависит от количества выполняемых операций, применяемых методов и средств квалификации операторов и т. д., поэтому может колебаться в больших пределах. В случае необходимости производительность поста диагностики можно повысить путем использования его в две или три смены.

При диагностировании автомобиля на поточной линии число постов надо определять исходя из перечня проверяемых диагностических параметров, наличия оборудования и контрольно-измерительных приборов и принятой технологии диагностирования. С учетом того, что, как правило, на каждом посту должны работать два оператора, необходимо сгруппировать диагностические операции таким образом, чтобы такт каждого поста был равен такту линии, т. е. временные интервалы диагностирования автомобилей на каждом посту были равны между собой.

Читайте также:  Масло для двигателя газ 2410

Диагностирование автомобилей на постах общей и поэлементной диагностики

Поддержание и восстановление работоспособности автомобилей невозможно без информации о техническом состоянии автомобилей. Именно диагностирование обеспечивает индивидуальной информацией о техсостоянии каждого отдельного транспортного средства. Поэтому организация диагностирования должна копировать, повторять организацию процессов ТО и ремонта: при ежедневном обслуживании – контрольный осмотр, перед ТО-1 – Д-1, перед ТО-2 – Д-2, непосредственно при выполнении ТО и ТР – оперативное диагностирование Др.

Общее диагностирование (Д-1) предназначено для определения техсостояния элементов автомобиля, влияющих на безопасность движения. При этом допускается выполнение регулировочных работ без демонтажа агрегатов и узлов. На некоторых АТП осуществляют совместное выполнение работ Д-1 и ТО-1 на специализированных поточных линиях.

Поэлементное диагностирование (Д-2) проводится с целью определения мощностных и экономических характеристик автомобиля, выявления скрытых неисправностей, а также их места, характера и причин. Д-2 выполняется за 1…2 дня перед проведением ТО-2, чтобы спланировать производство к проведению работ. При Д-2 также допускается выполнение регулировочных работ без демонтажа узлов и агрегатов с автомобиля.

Диагностирование Др необходимо для контроля технического состояния агрегатов и узлов автомобиля при проведении работ ТО и ремонта и для инструментального обеспечения выполняемых при этом регулировочных работ. Как правило, это несложные и недорогие приборы контроля: компрессометры, манометры, переносные приборы для проверки системы зажигания, электрооборудования и т.п. Наиболее часто встречаемые схемы технологических процессов ТО и ремонта с диагностированием представлены на рис.2.89. При поступлении автомобиля с линии на контрольно-технический пункт (КТП) проводится внешний осмотр транспортного средства, оформляется транспортная документация и, при необходимости, заявки на ТО и ТР. Далее автомобиль поступает в требуемые технологические комплексы АТП (возможные маршруты указаны на схемах стрелками). Если при проведении Д-1 или Д-2 выявлена необходимость проведения текущего ремонта, автомобиль направляется в зону ТО для выполнения ремонтных работ, а затем в соответствующую зону ТО.

а)
б)

а – для мелких АТП; б – для АТП средней мощности

Рисунок 2.89 – Возможные схемы организации процессов ТО и ремонта с диагностированием

Качество выполненных работ ТО и ТР может быть проверено на участке Д-1. Таким образом, источниками информации о техническом состоянии каждого автомобиля являются водитель, механики КТП и участки диагностирования Д-1 и Д-2. Эта информация (рис.2.90) учитывается при организации производства на 2-х уровнях: технологическом и организационном. Технологический уровень предполагает доведение информации о техсостоянии автомобиля непосредственным исполнителем по ТО и ремонту для уточнения объемов и необходимых перечней выполняемых операций. На организационном уровне диагностическая информация передается в центр управления производством для принятия решений по формированию объемов суточных программ работ по технологическим комплексам, планированию загрузки рабочих постов, для контроля и учета выполненных работ по ТО и ремонту, а также для подготовки производства к проведению запланированных работ (обеспечение запасными частями, материалами и т.п.).

Получаемую на Д-1 и Д-2 информацию целесообразно заносить, использовать и хранить на специальных диагностических картах, в которых отмечаются учетные данные по автомобилю, дата выполнения работ, измеряемые диагностические параметры (рис.2.91, 2.92) в соответствии с технологией диагностирования.

Рисунок 2.90 – Схема использования диагностической информации на АТП

В диагностические карты могут вносится данные о ремонтных воздействиях, замене шин и т.д. Все диагностические карты нумеруются и передаются бригадирам по ТО-1 и ТО-2 для обеспечения информацией о техническом состоянии конкретного автомобиля, а после проведения работ технического обслуживания – в производственный отдел для заполнения вторичной документации. Данные диагностических карт целесообразно заносить в накопительные таблицы с целью получения статистических материалов о надежности подвижного состава и для реального планирования расхода запасных частей и других материалов. Поэтому при разработке бланка диагностической карты необходимо предусматривать возможность их компьютерной обработки.

Читайте также:  Микроконтроллер схема регулятор двигателя
Д-1

Диагностическая карта № _____

______________ Автомобиль _____________ _________

Дата модель гос.номер

Агрегаты, узлы, механизмы Колеса Параметр
остаточная глубина протектора, мм внутреннее давление в шинах, МПа тормозные силы, Н время срабатывания, с
Автомобиль 1. Передний мост лев.
прав.
2. Средний мост лев. 1
лев.2
прав.1
прав.2
3. Задний мост лев. 1
лев. 2
прав.1
прав.2
4. Стояночный тормоз Тормозные силы Н
Прицеп (полуприцеп) 5. 1 – я ось лев. 1
лев. 2
прав.1
прав.2
6. 2 – я ось лев. 1
лев. 2
прав.1
прав.2
7. 3 – я ось лев.
прав.
Автомобиль 8. Рулевое управление Люфт ____________° Люфт в шарнирах тяг ___________ Боковые силы на управляемых колесах лев ________ Н прав ________ Н Непараллельностей осей ________ мм
9. Тормозная система Герметичность __________ Свободный ход педали, мм __________ Производительность компрессора МПа/мин __________
10. Сцепление Свободный ход педали сцепления , мм __________
11. Правильность регулировки света фар
12. Приборы освещения и сигнализации
13. Аккумуляторная батарея
14. Токсичность, дымность
Необходимо устранить неисправности: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Исполнитель ______________ ______________________________ Подпись Ф.И.О.

Рисунок 2.91 – Примерный бланк диагностической карты Д-1

Диагностическая карта № _____

Д-2

______________ Автомобиль _____________ _________

Дата модель гос.номер

Параметры Значения
1. Зазоры в шкворневом соединении, мм: — осевой — радиальный лев. _____ прав. _____ лев. _____ прав. _____
2. Суммарный угловой люфт в КП, град передачи
I II III IV V 3x
3. Суммарный угловой люфт карданной передачи, град.
4. Биение карданного вала, мм
5. Суммарный угловой люфт главной передачи, град.
6. Частота вращения холостого хода, мин -1
7. Угол замкнутого состояния контактов, град.
8. Начальный угол опережения зажигания
9. Относительная компрессия по цилиндрам, %
10. Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным автоматом, град.
11. Амплитуда первичного напряжения, В
12. Амплитуда вторичного напряжения, кВ
13. Напряжение горения на свечах, кВ
14. Асинхронизм искрообразования, град.
15. Расход топлива на частоте вращения холостого хода, кг/час
16. Расход топлива под нагрузкой, кг/час
17. Мощность, кВт
18. Мощность, затрачиваемая на прокручивание трансмиссии, кВт
Выявленные неисправности: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Исполнитель ______________ ______________________________ Подпись Ф.И.О.

Рисунок 2.92 – Примерный бланк диагностической карты Д-2

Диагностирование Д-1 проводят на специализированных или универсальных постах. Как правило, их выделяют в отдельные помещения (участки). К основному оборудованию, устанавливаемому на участке относятся: прибор для проверки фар, стенд для проверки углов установки управляемых колес, стенд для диагностирования тормозных систем, подъемник, газоанализатор и дымомер (рис.2.93). Его распределяют на одном или двух постах.

1 – осмотровая канава; 2 – слесарный верстак; 3 – стол мастера-диагноста; 4 – пульт управления стендами; 5 – стенд для диагностирования углов установки управляемых колес; 6 – стенд для проверки тормозной системы; 7 – канавный подъемник; 8 – прибор для проверки фар; 9 – шкаф для приборов и инструментов; 10 – газоанализатор (дымомер); 11 – воздухораздаточная колонка; 12 — выход из канавы; 13 – ограждение

Рисунок 2.93 – Схема поста Д-1 грузовых автомобилей

Для габаритного подвижного состава целесообразно использовать проездную планировку участка. Участок должен оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией и газоотводом для отработавших газов.

Читайте также:  Промывка системы охлаждения двигателя после антифриза

Диагностирование Д-2 также проводят на специализированном обособленном участке. Его основу составляют стенд тяговых качеств и мотор-тестер для проверки двигателя (рис.2.94). Посты Д-1 и Д-2 должны обеспечиваться необходимой организационной оснасткой: подставками, стеллажами, слесарными верстаками, инструментальными шкафами и т.д.

1 – осмотровая канава; 2 – стенд тяговых качеств; 3 – мотор-тестер; 4 – стол для приборов; 5 – компрессометр; 6 – динамометр-люфтомер для проверки агрегатов трансмиссии; 7 – прибор для проверки относительных утечек воздуха из двигателя; 8 – расходомер топлива; 9 – пульт стенда; 10 – переходной мостик; 11 – секционный стеллаж; 12 – выход из канавы; 13 – ограждение

Рисунок 2.94 – Схема поста Д-2 грузовых автомобилей

При проведении работ диагностирования допускается проведение нетрудоемких регулировочных работ по тормозной системе, системам питания и зажигания, электрооборудованию автомобиля и т.п.

Диагностирование на участках Д-1 и Д-2 необходимо проводить с учетом правил охраны труда. Все электрические стенды должны иметь защитное заземление или зануление, причем каждые 12 месяцев необходимо осуществлять его испытание. Для осмотра автомобиля снизу допускается использовать переносные светильники с предохранительной сеткой напряжением не выше 42 В. При испытаниях автомобиля на роликовых диагностических стендах запрещается исполнителем находиться спереди, сзади автомобиля или в осмотровой канаве. Не вращающиеся колеса автомобиля необходимо фиксировать противооткатными упорами или использовать другие страховочные устройства, препятствующие самопроизвольному скатыванию автомобиля с роликов стенда. Подключение и отключение диагностических приборов необходимо проводить только на неработающем двигателе. Запускать двигатель и трогать автомобиль с поста разрешается только после того, как водитель убедится, что исполнители работ находятся в безопасной зоне.

Участок диагностики должен иметь средства пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком) в соответствии с действующими нормами (в зависимости от площади помещения и категории производства по взрывопожарной и пожарной безопасности). Исполнители работ должны иметь исправное оборудование, приспособления и инструменты.

При использовании диагностирования очень важным является вопрос его экономической целесообразности, поскольку оснащение участка требует капитальных вложений на строительство помещений, приобретение и монтаж оборудования. При работе участка, АТП будет нести эксплуатационные затраты на заработную плату персонала, содержание участка (отопление, освещение, водоснабжение и т.д.). Поэтому используемая номенклатура диагностического оборудования, его количество, в целом организация и технология диагностирования должны быть экономически обоснованы. Это можно осуществить путем расчета годового экономического эффекта внедрения участка диагностики:

где S1 – общие годовые затраты до внедрения;

S2 – общие годовые затраты после внедрения;

DП – дополнительная прибыль от внедрения диагностирования.

Затраты S1 определяются на основе нормативов затрат (в руб/1000 км пробега) на запасные части и материалы, на топливо, шины и затрат на заработную плату. Затраты S2 дополнительно учитывают капитальные вложения на создание участка диагностики и годовые затраты на его содержание.

При определении экономического эффекта необходимо учитывать, что внедрение диагностики обеспечивает сокращение трудовых затрат до 5 %, расход запчастей и материалов – до 10 %, расход топлива – до 5 % и затрат на шины до 8 %. Дополнительная прибыль определяется на основании того, что диагностирование позволяет увеличить годовой пробег автомобиля и парка в целом на 5…8 %.

Для станций технического обслуживания расчет необходимо вести с учетом тех же затрат, но только в расчете на годовую программу воздействий.

Полученный положительный эффект будет свидетельствовать о целесообразности использования участка диагностики, а отрицательный – о необходимости пересмотра комплекса диагностического оборудования или использования других организационных и технологических форм диагностирования автомобилей.

Дата добавления: 2016-07-05 ; просмотров: 20139 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Оцените статью