Последовательность разборки электрических машин

Разборка и сборка электродвигателей при ремонте

Порядок разборки электродвигателей

Порядок разборки электродвигателя при ремонте следующий:

1. Снимают шкив или полумуфту.

2. Снимают крышки подшипников качения, отпускают хомуты траверс, отвинчивают гайки со шпилек, стягивающих фланцы шарикоподшипников.

3. Выпускают масло из подшипников скольжения.

4. Снимают подшипниковые щиты.

5. Вынимают ротор электродвигателя.

6. Снимают с вала подшипники качения, вытаскивают из щитов втулки или вкладыши подшипников скольжения.

7. Промывают бензином или керосином щиты, подшипники, траверсы, вкладыши, масленки, уплотнения и т. п.

8. Очищают обмотки от пыли или продувают их очищенным сжатым воздухом.

9. Загрязненные обмотки после продувки протирают чистой тряпкой, смоченной в бензине.

10. Производят распайку соединений и вынимают обмотки из пазов.

Разборку электродвигателя следует проводить так, чтобы не повредить отдельных деталей. Поэтому при разборке не разрешается применять слишком больших усилий, резких ударов, пользоваться зубилами.

Туго выворачивающиеся болты смачивают керосином и оставляют на несколько часов, после чего болты ослабляют и выкручивают.

При разборке электродвигателя все мелкие детали складывают в специальный ящик. Каждая деталь электродвигателя должна иметь бирку, на которой указывают номер ремонтируемого электродвигателя. Болты и шпильки после разборки лучше ввернуть на свои места, что предотвратит возможную их утерю.

Шкив, полумуфту и шарикоподшипник снимают с вала при помощи стяжки. (рис. 1). Желательно чтобы стяжка была с тремя скобами.

Конец болта стяжки упирают в торец вала электродвигателя, а концами скоб захватывают края шкива, муфты или внутреннюю обойму подшипника. При вращении болта снимаемая деталь сползает с вала электродвигателя. При этом нужно следить, чтобы направление усилия совпадало с осью вала, так как иначе возможен перекос, который вызовет повреждение цапфы вала электродвигателя.

Если подобной стяжки нет, то шкив или подшипник снимают с вала электродвигателя легкими ударами молотка через прокладку из твердого дерева или меди. Удары наносят по ступице шкива или внутреннему кольцу пошипника качения равномерно по всей окружности.

Для снятия подшипникового щита электродвигателя отвинчивают болты и легкими ударами молтка через прокладку по выступающим краям щита отделяют его от корпуса. Для избежания поломок при разборке больших электродвигателей ротор электродвигателя и щит при снятии должны находится в подвешенном состоянии, что обычно осуществляется с помощью специальных подъемных средств (тали, тельферы и т.д.).

В зазоре между ротором и статором электродвигателя прокладывают картонную прокладку достаточной толщины, на которую при снятии ложится ротор. Это предотвратит возможные повреждения изоляции обмоток электродвигателя.

При разборке небольших электродвигателей ротор вынимают вручную. На один конец вала, обернутый картоном, одевают длинную трубу, при помощи которой осторожно выводят ротор из расточки статора, поддерживая его все время на весу.

При ремонте подшипников скольжения необходимо вынуть из их подшипникового щита цельную втулку или вкладыш при помощи ударов деревянным молотком через деревянную выколотку. Щит при этом нужно ставить так, чтобы подшипник упирался в эту опору. При другом расположении подшипник может дать трещину. Необходимо также следить за тем, чтобы не повредить смазочных колец.

Порядок сборки электродвигателей

Сборку электродвигателя начинают со сборки отдельных узлов. В подшипниковые щиты запрессовывают перезалитые вкладыши или выточенные заново втулки. Их надо предварительно пришабрить по валу и выпилить в них по старым размерам канавки для смазки и прорези для смазочных колец.

Вкладыши и втулки запрессовывают в щит при помощи небольшого винтового или гидравлического пресса или осторожными ударами молотка через прокладку. При этих операциях сборки особенно опасны перекосы, которые могут привести к заклиниванию втулок и вкладышей.

Рис. 2. Установка подшипникового щита электродвигателя при выбивании вкладыша: а — правильная, б — неправильная.

Шарикоподшипники необходимо туго посадить на вал. Для облегчения этой операции подшипник нагревают в масляной ванне до температуры 70 — 75°. При этом подшипник расширяется и легче надевается на вал электродвигателя. При нагревании подшипник не рекомендуется ложить на дно ванны, а надо подвешивать его на проволоке. Подогревать подшипник в пламени паяльной лампы не рекомендуется чтобы не допустить отпуск стали подшипника.

Насаживают подшипник на вал электродвигателя легкими ударами молотка по трубе, упирающейся во внутреннее кольцо подшипника. При дальнейшей сборке наружная обойма подшипника должна быть посажена нормально в гнездо подшипникового щита. Слишком тугая посадка может привести к зажиму шариков, а слабая вызовет проворачивание наружной обоймы подшипника в гнезде щита, что недопустимо.

Читайте также:  Машины газ все модели легковых автомобилей

Следующую операцию — введение ротора в расточку статора производят так же, как и при разборке. Затем устанавливают подшипниковые щиты, закрепляя их временно болтами. При этом необходимо, чтобы щиты были установлены на свое старое место, что проверяют по совпадению меток, нанесенных на корпусе и щите при разборке.

При одевании щитов на вал электродвигателя надо приподнять смазочные кольца подшипников скольжения, иначе они могут быть повреждены валом.

После установки щитов ротор электродвигателя проворачивают вручную. Ротор правильно собранного электродвигателя должен вращаться сравнительно легко.

Тугое вращение вала электродвигателя может быть вызвано: неправильной посадкой подшипника качения на вал (малый радиальный зазор), недостаточной расшабровкой втулки или вкладыша подшипника скольжения, наличием в подшипнике опилок, грязи, засохшего масла, перекосами вала, обработкой вала или корпуса, не соответствующей посадке, увеличенным трением кожаных или войлочных уплотнений о вал.

Затем окончательно затягивают болты подшипниковых щитов, заполняют соответствующей смазкой подшипники качения и закрывают их крышками. В подшипники скольжения заливают масло.

Ротор собранного электродвигателя еще раз проворачивают вручную, проверяют отсутствие задевания вращающихся частей за неподвижные, определяют и подгоняют необходимую величину разбега (осевого перемещения ротора).

После сборки электродвигатель подключают к сети и проверяют при работе вхолостую, а затем она поступает на окончательные испытания.

Последовательность разборки электрических машин

РАЗБОРКА И СБОРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1-1. РАЗБОРКА МАШИН СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ

Основной операцией при разборке является выемка ротора (якоря) из статора (станины). В зависимости от размеров и конструкции машин применяются различные приемы разборки. Для машин малой и средней мощности с подшипниковыми щитами скользящими подшипниками разборка начинается со снятия щитов. В зазор между ротором и статором кладут прессшпановые листы. Перед снятием переднего ‘ подшипникового щита, несущего щеткодержатели или замыкающее приспособление, должны быть подняты щетки и разъединены все провода между щитом и машиной. Щит подвязывается стропами к крюку крана или тали, и стропы натягиваются. Затем освобождают болты крепления щита к станине. Часть этих болтов ввертывают в специальные отверстия в ободе щита, имеющие резьбу, после чего равномерным поворотом болтов производят отжим щита, стаскивание его с центрирующей заточки статора и удаление с вала.

Для снятия заднего подшипникового щита необходимо снять шкив с вала. Эта операция производится стяжками (рис. 1-1), причем необходимо избегать перекосов. Задний щит удаляют так же, как и передний.

У машин с шариковыми и роликовыми подшипниками для снятия подшипникового щита может потребоваться освобождение подшипника. Наиболее распространенная конструкция подшипникового узла изображена на рис. 1-2. Для снятия щита нужно освободить шпильки, стягивающие фланцы.

1 Передний — оо стороны коллектора, контактных колец; задний со стороны привода (шкива).

Шарикоподшипник и задний фланец остаются на валу, и для снятия подшипника должны быть применены стяжки.

Рис. 1-2. Подшипниковый узел с шарикоподшипником.

Неснятый шарикоподшипник на валу должен быть завернут в промасленную бумагу. В некоторых конструкциях (рис. 1-3) шарикоподшипник находится в специальном капсюле 2, который входит в расточку щита и крепится к щиту при помощи кольца 1, кольцо одним рядом болтов удерживается на щите, а вторым рядом болтов держит капсюль. Для снятия щита при этой конструкции нужно отвернуть болты, крепящие капсюль к кольцу, после чего щит снимается описанными приемами. Стягивание щита должно производиться без перекосов. На валу остается подшипник в капсюле, который защищает его от грязи и механических повреждений. Для снятия капсюля с подшипником с вала в нем высверлены два диаметрально расположенных отверстия, в которые входят наконечники стяжного приспособления.

Конструкции по рис. 1-4 отличаются наличием лабиринтового кольца 1, имеющего такой же наружный диаметр, как шарикоподшипник. Поэтому для снятия щита у этой конструкции нe требуется предварительного освобождения подшипника. У машин на роликовых подшипниках встречаются две.

Рис. 1-3. Подшипниковый узел с капсюлем

Характерные конструкции подшипниковых узлов. Конструкция по рис. 1-5 имеет с обеих сторон одинаковый тип роликоподшипника с полузакрытыми внутренними кольцами (без упорного кольца).

Рис. 1-4 Подшипниковый узел с шарикоподшипником.

Снятие щитов при этой конструкции производится без какой-либо разборки подшипникового узла.

Читайте также:  Демонтажно монтажные работы при ремонте автомобилей

Конструкция по рис. 1-6 имеет закрытое внутреннее кольцо у переднего роликового подшипника со стороны коллектора.

Рис. 1-5. Подшипниковые узлы на роликоподшипниках

В этом случае должна быть предварительно снята втулка /, после чего можно снять передний щит. При разборке машины на роликовых подшипниках с тяжелым длинным ротором под конец вала должна быть подведена опора для того, чтобы после освобождения заднего щита не получилось наклонного положения вала и чрезмерного давления на передний подшипник. С этой точки зрения наиболее удобна вертикальная разборка.

Рис. 1-6, Подшипниковые узлы на роликоподшипниках.

При разборке необходимо установить порядок, при котором все освобождающиеся крепежные части, мелкие детали и т. п. складываются в специальные ящики. Все, что может быть ввернуто и поставлено на свое место, для предохранения от поломки и утери должно быть поставлено на место.

После снятия подшипниковых щитов ротор (якорь) может быть выведен из статора (станины). На вал ротора надевают стропы, как показано на рис. 1-7,а, стропы подтягивают краном так, чтобы ротор не терся о статор, и ротор придвигается краном до тех пор-, пока задний строп не подойдет близко к лобовой части обмотки статора (рис. 1-7,6). После этого под ротор кладут лист электрокартона, ротор опускается на сердечник статора и подставку под вал, и если его центр тяжести вышел из статора, то стропы переносят (рис. 1-7,в). Ротор полностью выводится из статора. Если центр тяжести ротора остается все же внутри машины, то для вывода вал удлиняется трубой (рис. 1-7,6) и производится дополнительный вывод ротора из статора.

Рис. 1-7. Способы выемки ротора из статора.

а, б и в—операции выемки ротора краном с перестановкой; г — выемка краном

в одну операцию; д—выемка краном посредством приспособления; е—выемка

с установкой приспособления на корпус электродвигателя.

Для роторов (якорей) небольшого веса при известном навыке можно пользоваться способом, показанным на рис. 1-7,г. В этом случае ротор находится на весу и удерживается в .нужном положении при помощи трубы, надетой на вал.

Весьма удобной является разборка при вертикальном положении оси ротора, требующая, однако, предварительной перекантовки машины и достаточной высоты подкранового пути. При этом способе разборки после снятия верхнего щита якорь застропливают за подъемное кольцо, ввернутое в вал, крюк крана устанавливают над центром машины так, чтобы ротор легко вращался от руки, и при непрерывном поворачивании его рукой вытаскивают из статора.

РАЗБОРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Порядок разборки каждой ремонтируемой электрической машины определяется ее конструкцией и необходимостью сохранения имеющихся исправных частей, а степень разборки — объемом и характером предстоящего ремонта. Если предварительные осмотр и испытания позволяют судить о характере предстоящего ремонта электрической машины, то до начала ее разборки проверяют наличие требуемых для ремонта материалов, изделий и запасных деталей соответствующих размеров, марок и характеристик.

Полная разборка электрической машины состоит из двух основных этапов: общей разборки при которой машину разбирают по основным сборочным единицам, и детальной разборки, при которой сборочные единицы машины разбирают по­детально. При ремонте машин, попадающих в ремонтный цех впервые, разборку и сборку их обычно поручают одной и той же бригаде электрослесарей.

В процессе разборки таких машин делают пометки, упрощающие процесс сборки. Это в первую очередь относится к электрическим соединениям. При их разборке на разъединяемые провода вешают картонные бирки с буквенными или цифровыми обозначениями обоих проводов. В машинах постоянного тока и синх­ронных машинах перенумеровывают полюса с катушками и отмечают их положение на роторе или в станине, а также расположение и количество прокладок под полюсами. Ниже приведены описания последовательности и способов выполнения основных операций разборки асинхронных электродвигателей, машин постоянного тока и синхронных машин единых серий наиболее распространенных конструкций. Предлагаемые способы их разборки применимы к большинству электрических машин, выпускаемых в настоящее время и выпускавшихся ранее.

Разборку электрических машин обычно начинают с удаления полумуфты с вала. Полумуфты, шкивы и другие соединительные и передаточные детали нередко бывают посажены на вал настолько прочно (с натягом), что их можно снять только после предварительного нагрева. Для предварительного нагрева используют генератор частотой 400. 600 Гц и индуктор, газовые горелки или паяльные лампы. Практика ремонта электрических машин показала, что при достижении разности температуры нагрева между валом машины и снимаемой деталью 100. 110 °С можно де­монтировать детали без повреждений их самих и вала, на который они насажены.

Читайте также:  Машина протирочная мпр 350м разобрать

Разборка асинхронных электрических машин мощностью до 100 кВт происходит в такой последовательности:

снимают кожух наружного вентилятора и вентилятор (у электродвигателей закрытого обдуваемого исполнения);

отвертывают болты, которыми прикреплены к станине передний (расположенный со стороны, противоположной приводу) и задний (расположенный со стороны привода) щиты, а также болты, крепящие крышку подшипников, расположенную со стороны привода;

снимают задний щит легкими ударами молотка по надставке из дерева, алюминия или меди;

вынимают ротор из статора, для чего подают ротор в сторону переднего шита и выводят щит из замка; затем, поддерживая ротор, выводят его из статора, стараясь не повредить лобовых частей обмотки, вентилятора и других деталей;

снимают передний щит с подшипника ротора, насаженного на вал, легкими ударами молотка по надставке, предварительно отвернув болты, крепящие подшипниковую крышку; у электродвигателя с контактными кольцами (АК, АК2) предварительно снимают кожух контактных колец, вынимают щетки из щеткодержа­телей, отвертывают болты, крепящие корпус кожуха контактных колец, и снимают кожух;

снимают съемником подшипники качения с вала; у электродвигателей с фазным ротором предварительно снимают контактные кольца, для чего распаивают соединительные хомутики от выводных концов, отвертывают болты, крепящие отвододержатель (при его наличии), вынимают из канавки вала стопорное кольцо; снимают подшипники только при необходимости их замены.

При съеме подшипниковых щитов машин мощностью 50 кВт и выше щиты равномерно отводят отжимными болтами, пока они не выйдут из центрирующей заточки станины. Если по конструкции отжимные болты не предусмотрены, щиты снимают ручными или гидравлическими приспособлениями для съема.

Вывод ротора из расточки статора является ответственной операцией, поскольку задевание ротора за сердечник или обмотку статора может привести к серьезным повреждениям. Масса роторов отдельных машин достигает нескольких сотен килограммов, поэтому до начала вывода ротора необходимо проверять подъем­ные приспособления, а работу по выводу ротора выполнять при строгом соблюдении правил техники безопасности. Вынимают роторы и якори машин малой мощности вручную (без использования каких-либо приспособлений).

Снятие подшипников качения с вала осуществляют с помощью съемников. При съеме следует принять меры предосторожности, исключающие повреждение самого подшипника и вала машины. У большинства электрических машин посадка подшипника на вал выполнена с натягом его внутреннего кольца, поэтому усилие при снятии подшипника должно прикладываться к торцу этого кольца. Подшипники, насаженные на вал с большим натягом и не поддающиеся съему ручными съемниками, демонтируют с помощью гидравлического съемника.

Снятие контактных колец с вала фазного ротора осуществляют (после отсоединения от них выводов обмотки) с помощью съемников.

Снятие вентилятора с вала осуществляют при необходимости ремонта или замены вентилятора, вала или обмотки. Снимают вентилятор обычными съемниками. При посадке втулки вентилятора с натягом ее предварительно подогревают.

Выпрессовку вала из сердечника ротора (якоря) выполняют при необходимости перешихтовки сердечника, ремонта или замены вала. Эта операция, требующая больших усилий, осуществляется с помощью гидравлических прессов или домкратов. При выпрес- совке вала необходимо соблюдать следующие требования:

опорная поверхность пресса должна быть строго перпендикулярна оси вала;

направление усилия, создаваемого прессом, должно быть совмещено с осью вала;

давление на сердечник с чугунными нажимными шайбами должно передаваться через сменную опорную втулку.

Выпрессовку подшипников скольжения из корпуса проводят с помощью вертикального пресса в случае замены, а чаще всего при необходимости перезаливки вкладышей. Подшипники электрических машин небольшой мощности выпрессовывают ударами молотка по деревянной надставке, стараясь не повредить корпус подшипника. Подшипники качения и скольжения, вентилятор, вал и другие детали механической части машины очищают, промывают синтетическими моющими средствами и обтирают чистыми салфетками или ветошью.

Детали электрической части машины тщательно очищают от пыли, грязи и смазочного масла. При необходимости промывки обмоток их обдувают сжатым воздухом, обтирают, а затем промывают синтетическими моющими жидкостями, наносимыми на обмотку с помощью пульверизатора. Все очищенные и пригодные для повторного использования детали электрических машин маркируют и сохраняют, а неисправные отправляют в отделения электроремонтного цеха для ремонта, восстановления или изготовления новых деталей.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оцените статью