Порядок сборки двигателя ока

Сборка двигателя

Устанавливают на стенд чистый блок цилиндров в сборе с уравновешивающими валами и завертывают в него отсутствующие шпильки. Смазывают моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и сальники. При сборке двигателя после ремонта устанавливают новые сальники коленчатого вала.

Устанавливают в гнезда и крышки коренных подшипников вкладыши, укладывают в коренные подшипники коленчатый вал в сборе с шестерней привода уравновешивающих валов и вставляют в гнезда среднего коренного подшипника упорные полукольца канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала (со стороны канавок на поверхность полуколец нанесен антифрикционный слой).

Устанавливают крышки коренных подшипников в соответствии с метками, которые нанесены на их наружной поверхности (рис. 36). Крышки необходимо располагать таким образом, чтобы метки находились со стороны крепления генератора. Затягивают болты крепления крышек.

Проверяют осевой люфт коленчатого вала. Для этого поворачивают блок задней стороной вверх и устанавливают на нее стойку с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась во фланец коленчатого вала. Перемещая вал отвертками как рычагами вверх и вниз, замеряют индикатором осевой люфт. Он должен быть в пределах 0,06—0,26 мм. Если люфт больше, то приводят его в норму, заменив старые полукольца новыми или установив полукольца с увеличенной на 0,127 мм толщиной.

Устанавливают на уравновешивающие валы шестерни в таком положении, чтобы установочные метки на шестернях находились против меток на ведущей шестерне коленчатого вала (см. рис. 25). Устанавливают шайбы и закрепляют шестерни болтами.

Устанавливают в держатель 3 (рис. 37) задний сальник 1 коленчатого вала, предварительно смазав его моторным маслом. Смещение сальника внутрь относительно наружной поверхности Б держателя должно быть не более 0,25 мм. Выступание сальника относительно поверхности Б не допускается. Запрессовывают в держатель заднего сальника две установочные втулки 2, обеспечив выступание втулок (6,5±0,2) мм со стороны, противоположной блоку цилиндров.

Очищают сопрягаемые поверхности держателя и блока цилиндров от остатков старого герметика, грязи, масла и обезжиривают. На поверхности А держателя, сопрягающиеся с блоком цилиндров, наносят герметик КЛТ-75Т непрерывной полосой шириной не менее 3 мм. Надевают держатель с сальником на конусную оправку 41.7853.4011 (см. рис. 23) и передвигают его с оправки на фланец коленчатого вала. Прикрепляют держатель к блоку цилиндров болтами и гайками.

Устанавливают маховик на коленчатый вал по установочной втулке так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против осей шатунных шеек коленчатого вала. Устанавливают шайбу и болты крепления маховика. Блокируют маховик фиксатором (см. рис. 35) и затягивают болты крепления.

Собирают поршни с шатунами (см. разд. «Шатунно-поршневая группа»). С помощью втулки А.60604 (рис. 38) для двигателей 1111 1 , обжимающей поршневые кольца, вставляют в цилиндры поршни с шатунами. Внутренний диаметр (табл. 5) втулки выбирается в соответствии с диаметром устанавливаемого поршня. Для установки поршней двигателя 11113 применяется разрезная регулируемая втулка 67.7854.9519.

Поршни располагают стрелкой (см. рис. 5) в сторону привода распределительного вала.

Устанавливают вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соединяют шатуны с шейками коленчатого вала, устанавливают крышки и затягивают шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна.

Оправкой 67.7853.9580 запрессовывают передний сальник коленчатого вала в крышку масляного насоса. Заливают в масляный насос немного моторного масла и проворачивают несколько раз ведущую шестерню, остановив в таком положении, чтобы ее можно было надеть на передний конец коленчатого вала. Вставляют направляющую втулку оправки 67.7853.9580 в сальник, запрессованный в масляный насос, и передвигают насос с направляющей втулки на вал. Устанавливают под насос прокладку и прикрепляют его к блоку цилиндров.

Для правильной установки насоса в его корпус запрессованы два направляющих штифта, которые должны входить в соответствующие отверстия блока цилиндров.

Вставляют в отверстие масляного насоса маслоприемник с уплотнительным кольцом, прикрепляют его к масляному насосу и к крышке среднего коренного подшипника коленчатого вала (см. рис. 34).

Устанавливают масляный картер с прокладкой и закрепляют его. Устанавливают на блок цилиндров и закрепляют болтами фланец масляного фильтра с прокладкой. Завертывают во фланец датчик контрольной лампы давления масла. Смазывают моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и вручную привертывают масляный фильтр к штуцеру фланца.

Вставляют в блок цилиндров две центрирующие втулки (рис. 39) и устанавливают по ним новую прокладку головки цилиндров; бывшую в употреблении прокладку использовать не допускается.

Перед установкой прокладки удаляют масло с сопрягаемых поверхностей блока и головки цилиндров. Прокладка должна быть чистой и сухой. В случае попадания масла на поверхность прокладки обезжиривают ее.

Читайте также:  Двигатель умз 4216 схема системы смазки двигателя

Поворачивают коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров, и устанавливают по центрирующим втулкам головку цилиндров, собранную в соответствии с указаниями подраздела «Головка цилиндров» (см. разд. «Разборка и сборка узлов двигателя») .

Проверяют длину болтов головки цилиндров (без учета головки болта). Если длина болтов больше 135,5 мм, то заменяют их новыми. Заранее, перед сборкой двигателя, смазывают резьбу и головки болтов, окунув их в моторное масло, и затем дают стечь излишкам масла. Кроме того, необходимо удалить масло из отверстий под болты в блоке цилиндров (если оно туда попало), иначе при затяжке болтов могут появиться трещины в блоке цилиндров.

Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании, болты крепления головки цилиндров затягивают в определенной последовательности (см. рис. 21) и в четыре приема (см. разд. «Головка цилиндров») .

Вставляют в гнездо блока цилиндров насос охлаждающей жидкости с прокладкой, проверив надежность напрессовки шкива насоса на валик (см. разд. «Насос охлаждающей жидкости»). Устанавливают заднюю крышку зубчатого ремня и прикрепляют ее вместе с крышкой насоса к блоку цилиндров. Дополнительно прикрепляют крышку болтом к блоку цилиндров и гайкой к шпильке на головке цилиндров.

Вкладывают в гнезда на передних концах коленчатого и распределительного валов сегментные шпонки и устанавливают зубчатые шкивы. Придерживая шкив от проворачивания приспособлением 67.7811.9513, закрепляют шкив болтом с шайбой. Перед установкой на резьбу болта наносят герметик типа УГ-6.

Поворачивают шкив распределительного вала до совмещения метки на шкиве с установочным усиком на задней защитной крышке зубчатого ремня.

Доворачивают коленчатый вал в сторону меньшего угла поворота до совмещения установочной метки на шкиве с меткой на крышке масляного насоса.

Поворачивать коленчатый вал можно ключом за болт, временно завернутый в передний конец вала, или за маховик.

Устанавливают натяжной ролик с осью и дистанционным кольцом и закрепляют его в положении, соответствующем минимальному натяжению ремня.

Надевают зубчатый ремень на шкив распределительного вала и, натягивая обе ветви ремня, заводят левую ветвь за натяжной ролик, а затем охватывают ею шкив насоса охлаждающей жидкости. Надевают нижнюю часть ремня на шкив коленчатого вала. При установке ремня нельзя допускать его резких перегибов радиусами менее 20 мм, чтобы не повредить стеклокорд ремня. Слегка натягивают ремень в направлении вращения и проверяют совпадение установочных меток (см. рис. 7).

Если метки не совпадают, то повторяют операции по установке ремня, откорректировав положение шкива распределительного вала. При совпадении меток регулируют натяжение ремня и зазоры в клапанном механизме, как описано в разд. «Регулировки двигателя». Устанавливают переднюю крышку зубчатого ремня и закрепляют ее болтами.

Аккуратно укладывают прокладку в паз крышки головки цилиндров по всему периметру. Устанавливают крышку на головку цилиндров, надевают резиновые втулки на шпильки и гайки с шайбами.

Если втулки имеют следы разрушения, то заменяют их новыми. Гайки затягивают равномерно в несколько приемов до упора шайбы в шпильку. Необходимо помнить, что герметичность крышки зависит от тщательности выполнения всех операций по ее установке.

Завертывают в головку цилиндров свечи зажигания и датчик 1 (рис. 40) указателя температуры охлаждающей жидкости.

Устанавливают на головке цилиндров отводящий патрубок 2 рубашки охлаждения с прокладкой и закрепляют его двумя гайками. Устанавливают прокладку и прикрепляют к блоку цилиндров фланец подводящей трубы 3 насоса охлаждающей жидкости. Надевают на патрубок и подводящую трубу шланги, идущие к термостату, устанавливают термостат 4 и закрепляют шланги хомутами.

Устанавливают на головке цилиндров корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом и закрепляют его болтом. При установке корпуса особое внимание обращают на положение уплотнительного кольца в канавке, так как при затягивании болта возможно выскакивание кольца из канавки и закусывание между кромками канавки и поверхностью головки цилиндров. Если уплотнительное кольцо имеет следы «закусывания», то его необходимо заменить новым.

Устанавливают топливный насос с теплоизоляционной проставкой, с прокладками и толкателем (см. разд. «Топливный насос»).

Смазывают моторным маслом и надевают уплотнительное кольцо на фланец датчика момента искрообразования. Прикрепляют датчик к корпусу вспомогательных агрегатов в таком положении, чтобы средняя риска на фланце датчика находилась против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов (рис. 41). Валик датчика соединяется с хвостовиком распределительного вала только в одном положении. Поэтому перед установкой поворачивают валик так, чтобы кулачки муфты валика вошли в пазы хвостовика распределительного вала.

Читайте также:  Конструкция схема зеркало машины гранты

Прикрепляют к блоку цилиндров кронштейн 4 (рис. 42) с опорой передней подвески силового агрегата. Закрепляют натяжную планку 2 генератора с рымом на головке цилиндров и устанавливают генератор 3, прикрепив его к натяжной планке и к кронштейну 4 опоры передней подвески силового агрегата. Надевают на коленчатый вал шкив 1 привода генератора и закрепляют его болтом с шайбой. Надевают ремень 5 на шкивы коленчатого вала и генератора и регулируют его натяжение, как указано в разд. «Регулировка двигателя».

Надевают на шпильки головки цилиндров прокладку, устанавливают и закрепляют впускную трубу с кронштейном промежуточного рычага привода карбюратора и возвратной пружиной. Устанавливают карбюратор с прокладкой, закрепляют его гайками и закрывают сверху технологической заглушкой. Не допускается подтягивать гайки или закреплять нагретый карбюратор. Устанавливают тягу привода дроссельных заслонок, присоединив ее к карбюратору и к промежуточному рычагу на впускной трубе.

Надевают шланг вытяжной вентиляции картера на патрубки крышки головки цилиндров и держателя заднего сальника. Закрепляют шланг хомутами. Устанавливают указатель уровня масла так, чтобы ручка указателя уровня масла находилась в вертикальном положении, иначе показания указателя будут искажены.

Устанавливают шланг подачи бензина от топливного насоса к карбюратору и закрепляют его хомутами. Устанавливают шланг вакуумного регулятора датчика момента искрообразования, а также шланг системы вентиляции картера, идущий от головки цилиндров к карбюратору.

Надевают на отводящий патрубок головки цилиндров и на подводящую трубу насоса охлаждающей жидкости шланги, идущие к отопителю, и закрепляют их хомутами.

Заливают масло в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.

Примечания

1. Размер D см. в табл. 5. Для установки поршней ∅82 мм (двигателей 11113) можно применять аналогичные втулки с увеличенными на 6 мм диаметрами.

Сборка

1. Установите стопорные кольца подшипников, запрессуйте заглушки, нанеся на них тонкий слой герметика, и передние подшипники уравновешивающих валов в посадочные гнезда блока цилиндров. Запрессуйте подшипники с помощью оправки (Dнар.=50 мм, dвн.=30 мм, L=100 мм), прилагая усилие к наружным кольцам. Подшипники запрессовывайте с внутренней стороны блока цилиндров.

2. Установите уравновешивающие валы.

3. Установите задние подшипники уравновешивающих валов и запрессуйте их с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.

4. Установите стопорные кольца задних подшипников уравновешивающих валов с помощью специальных щипцов.

5. Смажьте тонким слоем моторного масла вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и установите их в постели блока цилиндров (фиксирующие усы вкладышей устанавливайте в проточки постелей). Вкладыш средней шейки не имеет продольной канавки.

6. Установите коленчатый вал двигателя в постели блока цилиндров, предварительно смазав шейки вала (коренные и шатунные) тонким слоем моторного масла. Установите упорные полукольца на среднюю шейку коленчатого вала, предварительно смазав их тонким слоем моторного масла (проточками в сторону шеек вала, кольцо с алюминиевым покрытием белого цвета устанавливайте с передней стороны постели коленчатого вала, а металлокерамическое — с другой стороны постели). Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцом постели.

7. Протрите крышки коренных подшипников чистой тряпкой.

8. Смажьте вкладыши тонким слоем моторного масла и установите их в крышки коренных подшипников (фиксирующие усы вкладышей устанавливайте в проточки крышек).

9. Установите крышки коренных подшипников согласно меткам на них (одна метка — первая крышка со стороны переднего конца коленчатого вала, две метки — вторая, три — третья). Метки на крышках должны быть расположены со стороны генератора.

10. Затяните болты крепления крышек коренных подшипников моментом 68,31–84,38 Н·м (6,97–8,61 кгс·м). В первую очередь нужно затягивать болты средней крышки.

11. Проверьте, проворачивается ли коленчатый вал. Он должен вращаться легко, без заеданий.

12. Установите упорные пластины задних подшипников уравновешивающих валов и затяните болты их крепления (по два болта на каждой пластине).

13. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шестерне привода уравновешивающих валов совпала с приливом на блоке цилиндров. Установите шпонки в пазы задних концов уравновешивающих валов и шестерни уравновешивающих валов. Широкая метка на шестерне уравновешивающего вала должна совпадать с двойной меткой на шестерне коленчатого вала, а узкая метка шестерни другого уравновешивающего вала — с одинарной меткой шестерни коленчатого вала.

14. Затяните болты крепления шестерен моментом 45,82–56,60 Н·м (4,68–5,78 кгс·м). Для этого зафиксируйте коленчатый вал от проворачивания, вставив металлический стержень в балансировочное отверстие.

15. Обезжирьте поверхность блока цилиндров бензином, соблюдая меры пожарной безопасности.

16. Запрессуйте сальник в держатель (используя деревянный брусок).

17. Обезжирьте привалочную поверхность держателя заднего сальника коленчатого вала и нанесите тонкий слой герметика на эту поверхность.

Читайте также:  Тест драйв митсубиси паджеро спорт 2021 модельного года

18. Смажьте рабочую кромку заднего сальника коленчатого вала тонким слоем моторного масла.

19. Установите держатель заднего сальника коленчатого вала на двигатель. Заправьте рабочую кромку сальника деревянной палочкой.

20. Затяните пять болтов и две гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала.

21. Установите маховик на коленчатый вал штифтами под сцепление наружу, совместив отмеченное отверстие со втулкой на фланце коленчатого вала.

22. Установите пластину болтов маховика, нанесите тонкий слой герметика на болты крепления маховика и.

23. . удерживая маховик от проворачивания, затяните болты его крепления моментом 70,81–87,47 Н·м (7,22–8,92 кгс·м). Болты затягивайте крест-накрест.

24. Для удобства установки масляного насоса смажьте прокладку насоса тонким слоем консистентной смазки (Литол-24) и установите ее на поверхность блока цилиндров.

25. Залейте в корпус масляного насоса 10–20 г моторного масла и проверните шестерни масляного насоса на несколько оборотов, чтобы смазать их. Шестерни должны вращаться легко, без заеданий.

26. Установите масляный насос в сборе на привалочную поверхность блока цилиндров, заправьте рабочую кромку переднего сальника деревянной палочкой и.

27. . заверните шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.

28. Установите шпонку в канавку переднего конца коленчатого вала.

29. Установите шкив коленчатого вала и напрессуйте его на вал с помощью оправки из мягкого металла.

30. Протрите зеркала цилиндров чистой тряпкой. Подберите поршни к цилиндрам по диаметру (маркировка группы нанесена на фланце крепления масляного картера блока цилиндров на днище поршня) и массе.

31. Наденьте поршневой палец 2 (рис. 2.10) на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

32. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 мин. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень так, чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

Обратите внимание, что поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.

Устанавливайте палец быстро и до упора, так как шатун охлаждается быстро и после его остывания изменить положение пальца в верхней головке будет невозможно.

33. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бобышках поршня.

34. Протрите поршни и шатуны чистой тряпкой. Установите кольца на поршни тем же способом, что и при их снятии (см. выше «Разборка»).

35. Установите вкладыши шатунных подшипников в шатун и смажьте их моторным маслом.

36. Проверьте легкость перемещения колец в канавках поршня, вращая кольца. Замки колец расположите под углом 120°.

37. С помощью специальной оправки сожмите поршневые кольца и.

38. . аккуратно ударяя ручкой молотка по днищу поршня, установите поршни в сборе с шатунами в цилиндр так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена к приводу распределительного вала. При этом оправка должна быть плотно прижата к блоку цилиндров, иначе можно поломать поршневые кольца.

При отсутствии готового приспособления для сжатия колец его можно изготовить самостоятельно из полосы жести соответствующей ширины.

39. Установите крышки шатуна с вкладышами на шатунные болты (при этом номер цилиндра на шатуне и его крышке должен располагаться с одной стороны) и осадите их с помощью ручки молотка.

40. Затяните гайки крышек шатунных подшипников моментом 43,32–53,51 Н·м (4,42–5,46 кгс·м).

41. Удалите выступающие части прокладки масляного насоса и излишки герметика с привалочной поверхности блока цилиндров под масляный картер.

42. Установите маслоприемник с уплотнительным кольцом (показано стрелкой) и затяните три болта его крепления.

43. Для удобства установки картера смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного картера и установите ее на поверхность блока цилиндров.

44. Установите масляный картер и затяните одиннадцать болтов его крепления.

45. Установите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»). Далее собирайте двигатель в порядке, обратном разборке. Установите двигатель на подрамник в последовательности, обратной снятию (см. «Разборка»). Отрегулируйте натяжение ремней привода распределительного вала и генератора.

Оцените статью