Порядок разборки системы охлаждения двигателя

Ваз 2109,2108,2107,2106,2105,2104,2103,2102,2101, 2170, Таврия, Шевроле нива

ВАЗ 2107, 2105, 2104 » Система охлаждения » Система охлаждения – снятие, разборка, сборка и установка узлов

Снятие и установка радиатора. Для снятия вывертывают сливные пробки радиатора, блока ци­линдров и сливают охлаждающую жидкость’ из сис­темы. При этом кран отопителя должен быть от­крыт, верхняя рукоятка управления краном в сало­не должна быть передвинута вправо. При отворачивании сливной пробки, чтобы не повре­дить радиатор, штуцер пробки придерживают вто­рым ключом. Ослабляют стяжные хомуты и отсо­единяют шланги от радиатора. Вывертывают болты крепления кожуха радиатора и радиатора к передку кузова. Осторожно вынимают из моторного отсека радиатор и кожух радиатора.

При снятии радиатора с автомобиля, имеющего электровентилятор, после отсоединения шлангов отсоединяют электрические провода от электро­двигателя и датчика включения и выключения электровентилятора, вывертывают болты крепления радиатора к кузову и вынимают радиатор в сборе с кожухом и электровентилятором. При необ­ходимости отвертывают гайки крепления и снимают электровентилятор. Установку радиатора выполня­ют в обратной последовательности. После подсо­единения шлангов и заправки охлаждающей жид­костью проверяют герметичность соединений.

Снятие и установка насоса охлаждающей жидкости. Сливают охлаждающую жидкость из системы. Ос­лабляют гайки крепления генератора и смещают ге­нератор к двигателю, снимают ремень привода на­соса и генератора. Вывертывают гайки крепления к насосу трубки отвода жидкости от радиатора отопителя и отсоединяют трубку, вывертывают болты крепления корпуса насоса к блоку цилиндров и сни­мают насос в сборе. Установку насоса на двигатель выполняют в обратном порядке.

Разборка и сборка насоса охлаждающей жидкости. Завертывают болты крепления шкива 5 (см. рис. 1) и вентилятора 1, снимают их со ступи­цы 2. Крепят крышку насоса в тисках, отвертывают гайки крепления и отсоединяют корпус. Приспособ­лением А.40026 спрессовывают с валика крыльчатку 2, а съемником А.4000/1/5 (рис. 2) — ступицу 2. Вывертывают стопорный винт 6. вынимают подшипник 7 с валом и удаляют из крышки 11 сальник при помощи обычной оправки.

Сборку насоса выполняют в обратной последо­вательности. Не допускается перекос при установке в крышку сальника. Подшипник с валиком запрессо­вывают так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстием в крышке насоса. После завертыва­ния стопорного винта подшипника зачеканивают контуры винта, чтобы не происходило его ослабле­ния.

С помощью приспособления А.60430 (рис.3) напрессовывают на вал ступицу шкива, выдержав размер (84±0,1) мм , а также крыльчатку, обеспечив размер 0,9—1,3 мм.

Разборка и сборка системы охлаждения.

Цель работы:закрепить знания и изучить циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения при различных режимах работы двигателя изучить последовательность всей работы.

Оборудование:блок цилиндров, приборы системы охлаждения, тиски,различные съемники для выполнения работ, выколотки, набор рожковых, торцовых и накидных ключей.

Содержание работы:изучить назначение и принцип действия системы охлаждения и ее основные приборов, научиться разбирать и собирать приборы системы охлаждения.

Описание устройств:Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система заполняется охлаждающей жидкостью Тосол Д-40 водным раствором антифриза Тосол-А (концентрированный этиленгликоль с антикоррозионными и антивспенивающими присадками плотностью 1, 078-1, 085 г/см2). В систему охлаждения заправляется 10, 7 л, включая систему отопления салона кузова. Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на 3-4 см выше метки «MIN», проверяется на холодном двигателе (при 15-20 С). Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке приборов. Система охлаждения включает: насос охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения блока и головки цилиндров, термостат , вентилятор, радиатор, расширительный бачок , трубопроводы и шланги. При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок по шлангам и в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлажденная жидкость всасывается насосом и подается вновь в рубашки охлаждения. Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем привода генератора. Корпус и крышка насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке в подшипнике , который стопорится винтом , установлен валик . Подшипник двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой Литол-24при сборке и в дальнейшем не смазывается. На валик с одной стороны напрессована чугунная крыльчатка , а с другой — ступица шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной сальника через резиновую манжету. Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крышке насоса. Насос приводится в действие клиновидные ремнем . Вентилятор представляет собой шестилопастную крыльчатку , изготовленную из пластмассы, которая крепится болтами к ступице шкива привода насоса. Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменные шаг по ступице. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе , который крепится болтами к кронштейнам радиатора. Радиатор и расширительный бачок. Радиатор разборный, с пластмассовыми бачками с двумя рядами алюминиевых горизонтальных трубок и алюминиевыми охлаждающими пластинами. Сердцевина радиатора уплотняется с бачками резиновыми прокладками. Для лучшей эффективности охлаждения жидкости в трубки устанавливаются турбулизаторы . Радиатор устанавливается на резиновые опоры и крепится болтами к передку кузова. Заливная горловина радиатора закрывается пробкой и соединяется шлангом с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком . Пробка радиатора имеет впускной и выпускной (паровой) клапаны, через которые радиатор соединяется с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0, 5-1, 1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении двигателя. При закипании жидкости или резком увеличении температуры из-за небольшой пропускной способности впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему охлаждения с расширительным бачком. При увеличении давления при нагревании до 50 кПа открывается выпускной клапан , и часть охлаждающей жидкости перепускается в расширительный бачок.

Читайте также:  Схема системы электрического пуска двигателя

Термостат и работа системы охлаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах 85-95-С. Величины температур, поддерживаемые термостатом, указываются на его донышке. Термостат состоит из корпуса и крышки, которые завальцованы вместе с седлом основного клапан; . Термостат имеет три патрубка: входной патрубок для впуска охлаждающей жидкости от радиатора патрубок перепускного шланга для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок для подачи охлаждающей жидкости в насос . Основной клапан установлен на стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка В резиновой вставке находится стальной полированный поршень, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой находите? термочувствительный твердый наполнитель. Основное клапан прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан , поджимаемый пружиной. Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускаем жидкость через радиатор или минуя его. На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости ниже 80″С основной клапан закрыт. перепускной открыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу через перепускной клапан в насос , минуя радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Если температура жидкости повышается выше 94″С, твердый наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку и выдавливает поршень, перемещая основной клапан до полного открытия. Перепускной клапан полностью закрывается. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашек охлаждения по шлангу в радиатор и далее по шлангу через основной клапан термостата поступает в насос , которым вновь направляется в рубашки охлаждения двигателя. В пределах температур 80,94 С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости, чем достигается наилучший тепловой режим работы двигателя.

Читайте также:  Тест драйвы тойота венза 2014

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные приборы системы охлаждения и объясните их назначение.

2. Опишите назначение, устройство и работу радиатора.

3. Опишите назначение, устройство и работу жидкостного насоса.

4. Опишите назначение, устройство и работу термостата.

5. Каково назначение расширительного бачка.

Порядок разборки системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы и поддержания температуры в заданных пределах для обеспечения оптимальной работы двигателя.

На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:
• нагрев воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования;
• охлаждение масла в системе смазки;
• охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;
• охлаждение воздуха в системе турбонаддува;
• охлаждение рабочей жидкости в автоматической коробке передач.

Основные компоненты системы охлаждения двигателя.

1. расширительный бачок
2. радиатор системы рециркуляции отработавших газов
3. теплообменник отопителя
4. датчик температуры охлаждающей жидкости
5. насос охлаждающей жидкости
6. датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора
7. термостат
8. масляный радиатор
9. дополнительный насос охлаждающей жидкости
10. радиатор системы охлаждения

Основные неисправности системы охлаждения.

1. Наружная утечка жидкости – течь радиатора, насоса охлаждающей жидкости, соединений системы охлаждения.

2. Внутренняя утечка жидкости – течь через прокладку головки блока цилиндров, уплотнение регулятора холостого хода (когда регулятор охлаждается антифризом и установлен на корпусе дроссельной заслонки).

3. Низкая эффективность охлаждения двигателя, что приводит к перегреву двигателя.

4. Низкая эффективность обогрева отопителя салона автомобиля.

Основные причины неисправностей системы охлаждения.

1. Негерметичность компонентов системы охлаждения из-за старения уплотнений, использования охлаждающей жидкости несоответствующей погодным условиям концентрации.

2. Трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров.

3. Прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров.

4. Засорение радиатора охлаждения пылью и грязью снаружи и накипью и ржавчиной внутри.

5. Ослабление приводного ремня насоса охлаждающей жидкости.

6. Неисправность термостата.

7. Неисправность вентилятора охлаждения радиатора.

8. Неисправность датчика температуры.

9. Неисправность указателя температуры.

10. Низкий уровень охлаждающей жидкости.

11. Засорение радиатора отопителя снаружи и внутри.

Для длительной и надежной работы системы охлаждения мы рекомендуем.

1. Систематически следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

2. Систематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.

3. Своевременно осуществлять замену охлаждающей жидкости. Сроки замены указаны в сервисной книжке завода изготовителя автомобиля. Применять заведомо качественную жидкость.

4. Во время планового обслуживания производить осмотр автомобиля на предмет утечки охлаждающей жидкости, натяжения и контроль состояния приводных ремней.

Читайте также:  Как выбрать моторное масло для легкового автомобиля

5. Раз в год перед началом летнего периода эксплуатации продувать радиатор охлаждения.

6. Проводить работы по обслуживанию и ремонту системы охлаждения только на сертифицированных станциях технического обслуживания.

Что делать, если стрелка указателя температуры уже в красной зоне шкалы прибора?

1. Надо сразу остановиться на обочине дороги или у тротуара, выключить двигатель и открыть капот — так двигатель будет охлаждаться быстрее. Кстати, на этой стадии в подобных ситуациях так поступают все водители. А вот дальше они допускают серьезные ошибки, от которых мы хотим предостеречь.

2. Ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора. На пробках иномарок не зря пишут «Never open when hot» — никогда не открывайте, если радиатор горячий! Ведь это так понятно: при исправном клапане пробки система охлаждения находится под давлением. Очаг кипения расположен в двигателе, а пробка — на радиаторе или расширительном бачке. Открывая пробку, мы провоцируем выброс значительного количества горячей охлаждающей жидкости — пар вытолкнет ее наружу, как из пушки. При этом ожог рук и лица почти неизбежен — струя кипятка ударяет в капот и рикошетом — в водителя!

К сожалению, от неведения либо от отчаяния так поступают все (или почти все) водители, видимо, полагая, что тем самым разряжают ситуацию. На самом деле они, выплеснув остатки антифриза из системы, создают себе дополнительные проблемы. Дело в том, что жидкость, кипящая «внутри» двигателя, все-таки выравнивает температуру деталей, тем самым снижая ее в наиболее перегретых местах.

Но кое-кто умудряется пойти еще дальше. Если рядом оказалась вода, они льют ее, холодную, на двигатель ведром — чтобы он, родимый, поскорее остыл. Последствия почти всегда одни — головка блока треснет наверняка.
Перегрев двигателя — это как раз тот случай, когда, не зная, что делать, лучше не делать ничего. Минут десять-пятнадцать, по крайней мере. За это время кипение прекратится, давление в системе упадет. И тогда можно приступать к действиям.

3. Убедившись, что верхний шланг радиатора потерял былую упругость (значит, давления в системе нет), аккуратно открываем пробку радиатора. Теперь можно долить выкипевшую жидкость.
Делаем это аккуратно и медленно, т.к. холодная жидкость, попадая на горячие стенки рубашки головки блока, вызывает их быстрое охлаждение, что может привести к образованию трещин.
Закрыв пробку, запускаем двигатель. Наблюдая за указателем температуры, проверяем, как нагреваются верхний и нижний шланги радиатора, включается ли после прогрева вентилятор, и нет ли утечек жидкости.

4. В случаях, когда полностью устранить серьезную неисправность в системе охлаждения на месте не удается, нужно хотя бы доехать до ближайшей СТО или населенного пункта.

5. Если неисправен вентилятор, можно продолжить движение с включенным на «максимум» отопителем, который берет на себя значительную часть тепловой нагрузки. В салоне будет «немножко» жарко — не беда. Как известно, «пар костей не ломит».

6. Хуже, если отказал термостат. Можно попробовать один способ. Начните движение, — но, как только стрелка указателя приблизится к красной зоне, выключайте двигатель и двигайтесь накатом. Когда скорость упадет, включите зажигание (легко убедиться, что по прошествии всего 10-15 секунд температура уже будет меньше), снова запустите двигатель и повторяйте все сначала, непрерывно следя за стрелкой указателя температуры.

При определенной аккуратности и подходящих дорожных условиях (нет крутых подъемов) таким способом можно проехать десятки километров, даже когда охлаждающей жидкости в системе осталось совсем мало.

Оцените статью