TG путешествие: Porsche Cayenne Coupe на Камчатке
ТЕКСТ: ВИТАЛИЙ ТИЩЕНКО
Грозно курящиеся дымом сопки? Целая долина плюющихся кипятком гейзеров? Красная рыба вагонами, красная икра бочками, огромные крабы ведрами? Природа дикая, роскошная, заповедная? Океанские пляжи с черным вулканическим песком? Атомный подводный крейсер, который идет на боевое дежурство мимо жмущихся к берегу прогулочных катеров?
Разнообразных чудес и диковин здесь столько, что хватило бы на половину нашей огромной страны, а не только на скромные 300 000+ населения Камчатского края. Но про десант из 19 автомобилей Porsche местное телевидение сделало репортаж, как только машины выгрузили в порту. Добираться сюда не просто и не дешево. Восьмичасовой перелет из Москвы до Петропавловска-Камчатского – самый быстрый и комфортный способ. Автомобили в контейнерах шли сюда из столицы месяц – сначала по железной дороге до Владивостока, а затем морем.
Камчатка – часть континента, но живут здесь как на острове. “Владик” – ближайшая “большая земля” и источник материальных благ (4-5 суток судового хода летом, 5-6 зимой), а по суше Камчатка практически неприступна. Да и внутри края с дорогами, мягко выражаясь, так себе. Неожиданно приличное – широкое, гладкое, со свежей разметкой и вездесущими камерами контроля скорости – шоссе встретило нас в окрестностях Петропавловска. По нему можно покататься плюс-минус вокруг Авачинской бухты и немного южнее. Там даже спортивные модели Porsche были бы в своей тарелке – вот только особо разогнаться все равно негде.
Похоже, Сoupe очень рад нас видеть и машет хвостиком
Впрочем, оранжевому Cayenne Coupe Turbo там тоже тесновато. При разгоне с места 550-сильному зверю с наддутым V8 на превышение легального максимума требуется от силы секунды три (сотню он набирает за 3,9 с). Любой тест-драйв на дорогах общего пользования это автоматически превращает в подобие гонки Ф-1 по улицам Монте-Карло, но все внимание местной автомобильной публики на стареньком правом руле безраздельно принадлежало нам.
Хотя Cayenne Coupe тянет на звезду не только в глуши. Грубовато-брутальные кроссы BMW и Mercedes с покатыми спинами смотрятся странно, как солдат в театре. А изначально более изящный Cayenne в “купейном” прикиде выглядит тем органичнее, чем дольше на него смотришь. Причем утилитарность почти не пострадала: объем багажника под шторкой остался прежним. Не особо тесней стало и пассажирам сзади, хотя подушка в купе уже не движется взад-вперед, меняется лишь наклон спинки. Жаль только, что жертвой стиля пал и дворник на заднем стекле. Там, откуда он обычно растет, – подъемный спойлер: на скорости 90 км/ч он автоматически выдвигается на 135 мм вверх. А кнопкой на месте приподнимается лишь на половину хода – для мойки или очистки от палых листьев.
Едем дальше? Ну да, есть тут еще одна дорога. Ведет между горными грядами на север, мимо этнозаповедника Эссо, где катают туристов на собачьих упряжках и даже проводят международные гонки. Конечный пункт – Ключи, что у подножия Ключевской сопки. Но туда мы не успеваем, а с дорогами на этом, пожалуй, все. В Кроноцкий заповедник – тот самый, где одно из наших семи чудес, Долина гейзеров, – можно попасть практически только вертолетом. На зиму все человеческое жилье там просто консервируют. Егеря дежурят лишь на западной границе, откуда браконьеры еще могут как-то пробраться на снегоходах.
Так что на Камчатке абстрактное для нас понятие “медвежий угол” приобретает и наглядность, и буквальный смысл. Потому что медведей здесь чуть ли не больше, чем людей: лосось, который прет в камчатские реки на нерест, кормит и их тоже. В любых заповедных краях туриста непременно сопровождает человек с ружьем – и это не пустая формальность. На аккуратно вымощенных дощечками пешеходных дорожках и лесенках – отпечатки медвежьих лап и кучки медвежьего сами понимаете чего. Звери все время рядом – и мы тоже видели медведицу с тремя малышами своими невооруженными глазами. Неблизко, метрах в трехстах – но все равно впечатлило сильно. Так же, как и предельно юная девчушка-егерь в камуфляже с тяжелым карабином наперевес…
“В каждой модели Porsche есть что-то от вулкана”
Вот и не верь после этого агиткам про дикую Россию, в которой медведи ходят по улицам. Боюсь, впервые посетившие страну немецкие журналисты, которых тоже пригласили на камчатский тест-драйв, возвращались домой в уверенности, что пропаганда не врет. Хотя балалаек и водки из самовара не было. Впрочем, Porsche в этих условиях выглядит – и ощущается – не просто космическим кораблем, а прямо-таки НЛО. Мы успели совершить восхождение (или правильнее говорить взъезд?) на склон вулкана Козельский, что возвышается над Петропавловском-Камчатским: забрались на километровую высоту, к границе снегов. Под нами остались облака, самоходные орудия и армейские полигоны, но весь путь по грунту, гравию, острым камням Cayenne Turbo честно проделал на штатных 22-дюймовых колесах и жесткой спортивной подвеске.
Тормоза у Turbo будут погорячее гейзеров
По асфальту он мчит остро, нагло, напористо – в полном соответствии с ценником в 11 млн рублей. Но уверенно пробирается и там, где асфальтом не пахнет: пневмоподвеску в самое высокое положение, полноприводную трансмиссию во внедорожный режим, и вперед! Хотя, если честно, не могу представить, что способно загнать владельца Cayenne Turbo в жесткий офф-роуд. Угроза для жизни?
Знаете, что такое настоящий кислотный цвет? Это как у озера в кратере вулкана
Но для Камчатки бездорожье – и сама жизнь, и одно из немногих развлечений. Летом самый популярный в туробслуге транспорт (после вертолета, конечно) – старые лифтованные японские внедорожники: тут работает целая индустрия по переоборудованию машин. А потом на этих “бигфутах” народ и катается по делам, и возит туристов к вулканам смотреть на дымящееся жерло или бирюзовое кислотное озеро в кратере. Нет, вру – последнее увидеть и снять на телефон можно только с вертолета. Среди местного транспорта он как Cayenne Coupe Turbo – абсолютный лидер.
Но если вертолету на Камчатке альтернативы нет, то “купированный” Cayenne доступен и в менее огнедышащих вариантах. Например, S Coupe c 440-сильным V6 существенно мягче и комфортнее, а в разгоне до ста уступает старшему брату всего секунду. И даже “базовый” Coupe – минус еще 100 л.с. и плюс еще секунда к разгону – не станет аутсайдером. Ведь в любом Porsche есть что-то от вулкана. И не только на Камчатке.
«Порше» и Камчатка. Что может быть между ними общего?
Казалось бы, с одной стороны, Камчатка – край земли, медведи, вулканы, местность малонаселенная, асфальтовые дороги хорошие, но их мало. С другой стороны – Porsche, спортивные машины, которые вообще как бы из другого мира. Добраться до Камчатки своим ходом у них возможности никакой нет. Наши «Кайенны» прибыли на Камчатку в контейнерах, сначала неделю по железной дороге до Владивостока, а потом трое суток морем. Ну что тут может быть общего?
Текст: Дмитрий Гронский
Вероятно, то, что если рассматривать полуостров как место для фана, то Камчатка – довольно дорогое удовольствие. Как Porsche.
Билет бизнес-класса от Москвы до Петропавловска-Камчатского стоит больше 200 тысяч. Моими соседями по перелету были в основном немцы и французы. Ну хорошо, можно взять «эконом», но, оказавшись на Камчатке, возможностей сэкономить уже не будет. Скажем, в Долину гейзеров можно попасть только по предварительной записи и только на вертолете. Кроме долины, до которой минут сорок лёта, вас доставят еще в кальдеру вулкана Узон, а потом – на горячую, в буквальном смысле этого слова, речку в Налычево. Все это стоит около 45 тысяч за шесть часов. Но раз прилетел на край земли, надо же и еще куда-то попасть. Например, на Камчатское озеро. Это еще 45 тысяч за те же шесть часов. Если умножить все это на семью – папа, мама, двое детей, – то нетрудно посчитать, сколько дней на эти деньги можно тем же составом обитать в турецком «все включено».
А ведь есть еще морские прогулки. Кухарка на камбузе то и дело добавляла из большой кастрюли на тарелку красную икру – слабосоленую, чтобы съесть можно было побольше. Потом были крабы – последний раз я столько работал ножницами, наверное, в школе на уроке труда, когда вырезал аппликации из цветной бумаги. А капитан, дав ручку от себя, чтобы пара 250-сильных Volvo-Penta дали катеру его максимальные 15 узлов, качал головой: «Знал бы я раньше, что вы с «Порше» приехали, не упал бы так в цене. Практически задаром вожу вас и кормлю».
Одна из популярных достопримечательностей в Авачинской бухте – остров, где на небольшой площади почти отвесной скалы умудряется гнездиться несметное количество птиц.
Одна из популярных достопримечательностей в Авачинской бухте – остров, где на небольшой площади почти отвесной скалы умудряется гнездиться несметное количество птиц.
Как пишется слово «кроссовер»
Но дело, конечно же, не только в дорогих удовольствиях, которые себе может позволить лишь богатый человек.
Раз уж вспомнились школьные годы, вот еще история. Писали сочинение на тему «Как я провел лето», и учительница, проверявшая работу, строго спросила одноклассницу: «Почему у тебя написано «красовки»? Какое проверочное слово?» «Красота», – не моргнув глазом ответила девочка. И она была по-своему права. Чтобы купить кроссовки, граждане сутками отмечались в очереди на ярмарке в Лужниках, и носили эту обувь для красоты, а не для того, чтобы бегать кросс. То же самое сегодня происходит в кроссоверами. Их тоже пора писать через «а» и с одной «с». И порой, кроме высокого клиренса, в них нет ничего внедорожного. Можно ли отнести к ним Porsche Cayenne? Заявить, что главное предназначение такой машины – постреливая выхлопом, мчаться по Кутузовскому проспекту? Теперь я точно знаю, что нет. Представляю ли я себе «Кайенн» лифтованным, со шноркелями и прочей офф-роад-ботвой? Вероятно, тоже нет. Но на Камчатском умеренном бездорожье машина вела себя отлично. Надо только потыкаться в глянец центрального дисплея. Задрать подвеску и установить режим «песок», если дело происходит на Халактырском черном пляже. Или потом, на грунтовке, включить «гравий» – на скорости за «сотню» чувствуется, как электроника поправляет готовую заскользить машину. Ну и конечно же, на асфальте. Когда местный праворульный «лэндкрузер» идет 120, ты за секунды обходишь его на 180… Ой. А вот и инспектор машет палкой, требуя остановиться. Нарушение скорости тут ни при чем. Он не спрашивает документов. Просит лишь открыть багажник на предмет обнаружения рыбы, добытой браконьерским путем. А потом с любопытством заглядывает в салон: «О, в нем даже навигация местная прописана, а мотор сколько сил?» И ты гордо отвечаешь, стоя у покрытого всевозможными цветами грунтовой пыли кузова, окончательно сделавшей Cayenne похожим на настоящий внедорожник.
На Porsche Cayenne едва ли удастся добраться до Камчатского озера. Нужно воспользоваться вертолетом. По берегам водоема несметное количество медведей ходят, валяются, едят. Поэтому каждую группу туристов охраняет рейнджер с ружьем.
На новом Porsche на вулкан Козельский: доехали до середины
Встретить на Камчатке Porsche непросто. На выстроенные в шеренгу кроссоверы Cayenne и Cayenne Coupe люди натурально сворачивали головы. А поскольку подобной концентрации штутгартской техники прежде здесь никогда не бывало, о мероприятии под названием Porsche Kamchatka Camp местная пресса оперативно раструбила на все 314 тысяч населения.
Почему именно Камчатка? Во‑первых, это красиво. 300 с лишним вулканов, выбрасывающих в атмосферу пепел и сгустки расплавленных горных пород, бесчисленные гейзеры, природные заповедники, а также парочка морей и один океан. Во‑вторых, здесь фантастически разнообразные дороги, позволяющие раскрыть все сильные стороны линейки Кайенов. Впрочем, мы обнажим и слабые. Погнали!
Porsche Cayenne S (Coupe)
Длина / ширина / высота / база 4926 (4931) / 1983 / 1696 (1676) мм
Объем багажника 770–1780 л (625–1540 л)
Двигатель бензиновый, V6, 24 клапана, 2894 см³; 324 кВт / 440 л.с. при 5700–6600 об/мин; 550 Н·м при 1800–5500 об/мин
Время разгона 0–100 км/ч 5,0 с
Максимальная скорость 263 км/ч
Топливо/запас топлива АИ‑98/75 л
Трансмиссия полный привод; А8
Выше пояса
Спору нет, Cayenne Coupe всё равно выглядит фантастически. Однако здесь есть минимум одно «но». В туманный день или с элементарной непривычки приспортивленный «кай» несложно принять за Macan, а его начальный прайс на два миллиона ниже! Только после 90 км/ч старшая модель стопроцентно идентифицируется по активному заднему спойлеру на пятой двери, поднимающемуся на 135 мм. Клиенты наверняка ждали от машины чего-то большего, какой-то яркой визуальной «фишки», проникающей прямиком в мозг.
Внутри Cayenne Coupe также практически неотличим от привычной версии, однако с этим нет проблем. Материалы — на традиционном для бренда высочайшем уровне, а эргономика безупречна. Не раздражают даже сенсорные панели на консоли. Пускай время от времени их придется протирать микрофиброй, но это всяко лучше, чем сотня физических клавиш Макана. Лишь неуместная псевдокарбоновая накладка над бардачком слегка дискредитирует интерьер, напоминая, что сегодня один из важнейших для Porsche рынков — китайский.
Желание обвинить штутгартцев в рыночной ориентации улетучивается, как только перемещаешься во второй ряд: несмотря на покатую крышу, запас пространства над головой практически такой же, как в обычном Кайене. Дабы не стеснять рослых европейцев, интерьерщики опустили задний «диван» на 30 мм, принеся продольную регулировку в жертву простору. В итоге купеобразная внешность не напоминает о себе почти никак. Разве что багажник растерял полторы сотни литров и предлагает «лишь» 625 литров «под шторкой».
Умники и направления
Если Камчатка представляется вам романтическим краем, первое впечатление может разочаровать. Петропавловск-Камчатский достаточно мрачный город с обшарпанными панельками, аляповатыми вывесками и условной организацией движения. А когда плотные и низкие облака затягивают небо, пряча от глаз красивейшие сопки, тоскливо становится даже в красивейшем клетчатом салоне «купейного» Кайена. Хочется поскорее вырваться из этого «Сыктывкара» и отправиться штурмовать какой-нибудь вулкан.
Выбираю ближайший — Козельский. Про весь полуостров не скажу, но дороги в радиусе сотни километров от административного центра сносные. Да, встречаются приличные трещины и высокоамплитудные волны, но за сохранность колес и подвески можно не переживать. Точечные неровности кросс-купе на опционной «пневме» разглаживает без роптаний. Асфальтовый рельеф оно любит меньше, но с учетом общей собранности шасси ездовому комфорту можно отсыпать восемь баллов из десяти. Вышесказанное относится и к обычному Кайену: подвесочные настройки идентичны.
Точка, до которой удастся добраться на полноприводнике без спецподготовки, находится на высоте тысячи с небольшим метров. Это ровно середина Козельского, чья вершина — на отметке «2189 м». К ней надо либо идти пешком (так себе идея), время от времени останавливаясь, чтобы вытряхнуть из ботинок вулканический пепел, либо карабкаться на биг-футе. За несколько дней мне встретились три аномально лифтованных Mitsubishi Pajero второго поколения, парочка Prado и даже один УАЗ Патриот. В августе на Камчатке проходит традиционный местный Hill Climb под названием «День вулкана».
Протектор и лапы
Косолапых на Камчатке — навалом! Знаменитую Долину гейзеров, где в начале 1970‑х проходили съемки «Земли Санникова», медоеды частенько облюбовывают на несколько недель. Даже если не повезет повстречать здесь медведя, вы почти гарантированно увидите их следы. Разумеется, к каждой группе посетителей заповедника приставлен егерь.
Не нужно быть умным, чтобы понимать: дефицит Porsche в этом чудном (любое ударение в этом слове будет верным) крае обусловлен заоблачной для большинства ценой и отсутствием квалифицированного профильного обслуживания.
Российский прайс на Cayenne Coupe стартует с 5 877 000 рублей, а топовая версия Turbo S E‑Hybrid Coupe с парой-тройкой дополнительных опций перешагивает за 13 миллионов. Обладая подобной суммой, можно приобрести пусть подуставший, но зато куда более подходящий для Камчатки вертолет Ми‑8. Однако…
Российские рыночные перспективы Porsche Cayenne Coupe всё равно неплохи. Пускай базовая версия на несколько сотен тысяч рублей дороже Audi Q8 и BMW X6 с аналогичными двигателями (в случае с Audi мотор вообще тот же) и сопоставима по цене с Мерседесом GLE Coupe, состоятельная публика будет платить за имя и беспрецедентный для большого кроссовера уровень обратной связи с водителем.
Porsche Cayenne подал заявку на лавры одного из самых универсальных автомобилей в мире в 2002 году. И новое кросс-купе без всяких оговорок готово продолжить его дело.