Система качества ремонта автомобилей
Нормативный уровень качества отремонтированных автомобилей может быть достигнут путем разработки на предприятии системы качества ремонта автомобилей (СКРА) и внедрения ее в производство.
Система качества ремонта автомобилей— это множество регламентированных стандартами предприятия действий работников, необходимых для достижения нормативного качества отремонтированных автомобилей и его непрерывного улучшения.
Указанные стандарты предприятия определяют цель СК РА, ее функциональную и организационную структуры, процессы и ресурсы, обеспечивающие руководство качеством ремонта автомобилей.
Цель системы состоит в достижении показателей качества отремонтированных автомобилей не ниже нормативных и превышающих соответствующие показатели ведущих предприятий отрасли. Задачи системы заключаются в создании условий для выпуска такой продукции.
Условия производства подразумевают обеспечение рабочих мест качественными материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, использование аттестованных исправных СТО, соответствие режимов обработки ремонтируемых изделий требованиям технологических процессов, привлечение к работе обученного и аттестованного персонала и контроль качества продукции.
Функциональная структура системы определяется множеством функций работников и их взаимодействием по обеспечению качества продукции. Эти функции подчинены цели системы и включают: планирование, руководство, управление и непрерывное улучшение качества продукции. Действие системы связано с потреблением ресурсов и оценивается критериями.
Планирование качества заключается в определении требований к продукции и разработке мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в виде значений показателей качества отремонтированных автомобилей.
Руководство качеством включает множество действий в составе административного управления предприятием по достижению цели системы. К работе по достижению этой цели привлекают всех работников предприятия, однако ответственность за общее руководство качеством несут руководители предприятия. В их число входят директор, главный инженер, заместитель директора и главный бухгалтер. Эффективность руководства оценивают снижением числа дефектов и стоимости продукции, совершенствованием технологических процессов и СТО.
Управление качеством — это виды и методы деятельности оперативного характера, обеспечивающие выполнение требований к качеству продукции. Эта деятельность предусматривает как управление технологическими процессами, так и выявление, и устранение причин неудовлетворительного качества. Управляемость системы определяется изменчивостью управляемых параметров под влиянием управляющего воздействия.
Управление технологическими процессами — это создание необходимых условий для протекания этих процессов в установленной последовательности и определенным образом, сбор информации о них, контроль и корректирование.
Улучшение качества — это постоянная деятельность работников предприятия, направленная на повышение качества продукции, совершенствование элементов производства и системы качества.
Организационная структура определяется отношениями и взаимодействием работников предприятия, их ответственностью и полномочиями.
В зависимости от места работников в структурной иерархии предприятия различают ответственность, полномочия и взаимодействие трех различных категорий работников: руководителей предприятия, руководителей цехов и участков, рабочих.
Меру ответственности за качество и полномочия каждого работника с описанием случаев, в которых работник должен взаимодействовать с другими лицами, устанавливают положения о подразделениях (цехах и отделах), должностные инструкции, процедурные документы и матрицы распределения ответственности и полномочий.
В зависимости от отношения к технологическим процессам ремонта автомобилей различают персонал, обеспечивающий качество (конструкторы, технологи, руководители цехового звена, рабочие) и его контролирующий (работники ОТК). Ответственными за качество или выполнение определенных процедур, функций и задач назначает тех работников, которые наиболее близко соприкасаются с данными работами в своей деятельности. Автомобили приобретают качество в процессе ремонта по мере выполнения технологических процессов, а не в результате их контроля. Поэтому основную ответственность за качество их ремонта возлагают на рабочих, мастеров, начальников цехов, заместителя директора по производству, а не на ОТК.
Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала четко и полностью определяют. Полномочия работника должны позволить ему принятие мер для выполнения задач в рамках возложенной на него ответственности.
Система стимулирования работников предприятия за качество продукции учитывает меру ответственности за выполнение работ и результаты этих работ.
Руководитель предприятия определяет и выделяет ресурсы в необходимом объеме для действия СК РА. Ресурсы включают: подготовленный персонал, СТО, средства измерений, нормативную документацию и справочную литературу, оргтехнику, средства связи и программы. Обеспечение необходимыми ресурсами находит отражение в планах опытно-конструкторских работ, постановки продукции на производство, повышения качества ремонта автомобилей и совершенствования системы качества.
Принципы разработки системы качества. Современная СК РА строится в соответствии с требованиями стандартов серии ISO 9000. Основные принципы создания и действия СК РА заключаются в следующем.
Конкурентоспособность отремонтированных автомобилей, повышение производительности труда и улучшение экономических показателей предприятия за счет расширения рынков сбыта и повышения прибыльности от продажи продукции достигаются путем непрерывного и планомерного совершенствования технологических процессов и организации производства. Такому совершенствованию способствует современная концепция качества, которая включает:
· наличие политики в области качества;
· замену многих поставщиков (по каждому виду закупаемых
материалов, полуфабрикатов и изделий) на долгосрочные связи с одним поставщиком;
· непрерывное эволюционное улучшение качества за счет совершенствования системы качества, материальной базы и организационной структуры предприятия, исключения количественных показателей, плакатов и лозунгов;
· устранение внутренних и внешних барьеров, препятствующих непрерывному улучшению качества;
· исключение сплошного контроля качества продукции и
внедрение его выборочных методов;
· введение новых методов руководства предприятием и ,его
подразделениями и оценки личных качеств работников, устранение страха перед работой и руководителями, чтобы каждый сотрудник мог приносить наибольшую пользу предприятию, развитие у работников чувства профессиональной гордости за предприятие и результаты его работы;
· систематическую подготовку и переподготовку всего персонала предприятия.
Политику в области качества высказывает руководитель предприятия, который распределяет ответственность за функционирование элементов системы качества между всеми работниками завода. Каждый работник выполняет свои строго определенные функции, за что несет ответственность.
Политика в области качества — это описание цели, задач и основных принципов СК РА.
Средства достижения цели следующие: освоение ремонта автомобилей новых видов с их модернизацией; внедрение новых технологических процессов, обеспечивающих заданный уровень качества с наименьшим расходом производственных ресурсов; обеспечение производства необходимыми СТО с последующим их обновлением; подготовка кадров высокой квалификации с новым отношением к вопросам качества; функционирование системы качества.
Политика качества реализуется в целевых организационно-технических программах обеспечения и повышения качества продукции, действующих в течение одного года или большего числа лет.
При разработке СК РА считают, что основные требования к качеству продукции выдвигает заказчик. На предприятии организуют маркетинговые исследования спроса и требований потребителя. Результаты исследований включаются в технические требования к продукции. Действует принцип: не продавать произведенное, а производить то, что продается СК РА действует во взаимодействии с другими системами подготовки и обеспечения производства — конструкторской, технологической, организационной и снабженческо-сбытовой, которые влияют на качество продукции. Это означает, что СК РА является неотъемлемой частью системы управления заводом и функционирует как ее составляющая часть.
Действие СК РА распространяется на те стадии жизненного цикла продукции, с которыми соприкасается предприятие: от изучения спроса на рынке до утилизации ее в конце срока службы.
Чтобы реализовать принцип непрерывного улучшения качества, определяют его содержание, мотивируют это улучшение, стимулируют саму мотивацию и обучают персонал в области управления качеством.
Внедрение СК РА исключает обезличенность ремонтируемых автомобилей, в том числе их частей. Система направлена на предупреждение проблем, а не на их преодоление после возникновения.
СК РА предусматривает аттестацию как работников, так и самого предприятия.
СК РА оформляют в виде документов, в которых приведены элементы системы, их функции и все требования к ним. Форму документов системы устанавливает каждое предприятие самостоятельно. Документы доступны для пользователей, а их требования — конкретны и однозначны. Отдельные документы находятся у тех работников, для которых они созданы.
Все элементы СК РА являются предметом регулярного внутреннего и внешнего аудита. Это необходимо для надежного функционирования системы качества и уверенности руководства предприятием в том, что намеченная цель достигается. Аудиторская работа проводится по графику специально подготовленным персоналом.
Директор назначает уполномоченного по качеству, который подчиняется непосредственно директору и руководит разработкой, внедрением и совершенствованием СК РА. Уполномоченный по качеству создает на заводе службу качества, организует его анализ, утверждает мероприятия по устранению несоответствий, выявленных при этом анализе внутренними и внешними аудиторами по качеству, и оценивает общий эффект в области качества.
СК РА подвергается также регулярному анализу и оценке со стороны руководства предприятия. Основными источниками информации о действии системы служат регулярные отчеты подразделений завода и отчеты об аудитах. Уполномоченный по качеству обобщает эти отчеты и составляет доклад руководителю предприятия не реже двух раз в год. Этот доклад содержит ответы на вопросы: соблюдаются ли основные положения политики качества? удовлетворены ли потребители качеством продукции? достигается ли цель предприятия в области качества? какова репутация предприятия на рынке? эффективна ли действующая система выявления и устранения причин имеющихся или потенциальных несоответствий? К докладу прилагаются предложения по совершенствованию системы качества.
| | следующая лекция ==> | |
Мероприятия, обеспечивающие качество ремонта | | | Наблюдение за продукцией и меры по улучшению ее качества. |
Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 1146 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Требования к качеству отремонтированных автомобилей
Нормативные документы на ремонт автомобилей ориентируют специалистов на достижение 80 %-ной послеремонтной их наработки от наработки новых машин. В качестве основного критерия надежности выступает долговечность отремонтированного автомобиля или товарного агрегата. Указанная наработка будет достигнута в том случае, когда состояние деталей, поступающих на сборку агрегатов, значения замыкающих размеров в соединениях и другие параметры будут соответствовать нормативным значениям.
Восстановленные детали входят составными частями в отремонтированные агрегаты, из которых состоит автомобиль, поэтому ресурс автомобиля зависит от ресурсов его частей, входящих друг в друга. В идеальном случае ресурсы частей (деталей и агрегатов) и целого (автомобиля) должны быть равны друг другу. Однако в реальных случаях это условие чаще не выполняется. Если ресурс агрегата превышает нормативный ресурс автомобиля, а ресурсы деталей — ресурс агрегата, то излишние ресурсы составных частей оказываются невостребованными. Чаще ресурсы составных частей автомобиля оказываются недостаточными, что обусловливает их трудоемкую замену в эксплуатации на новые, отремонтированные или восстановленные. Если наработка детали меньше нормативной и отстает от наработки остальных деталей агрегата, то возникает потребность в повышении долговечности элементов этой детали (упрочнении) за счет повышения износостойкости, твердости, усталостной прочности и других свойств. В общем случае под упрочнением деталей понимают повышение значений их физико-механических и геометрических свойств, которые являются определяющими для обеспечения надежности ремонтируемого агрегата.
Обеспечение нормативной надежности. Работа по обеспечению нормативной надежности автомобиля начинается с обеспечения долговечности его деталей. Эта работа включает:
- входной контроль поступающих на предприятие материалов, полуфабрикатов, деталей (запасных частей) и агрегатов. Это мероприятие допускает в производство только те материалы и изделия, состояние которых соответствует договорным требованиям
- использование в производстве аттестованной технологической документации, которая учитывает все требования нормативной и конструкторской документации, обеспечивающей нормативный уровень качества продукции
- наличие на предприятии всех средств технологического оснащения, указанных в технологических документах
- содержание средств технологического оснащения в исправном состоянии;
- привлечение к работе исполнителей той квалификации, которой требует технологическая документация
- обеспечение всех требований технологической документации в части выдерживания необходимых условий производства, установленных технологических режимов, состава, давления и температуры технологических сред и других параметров
- действие на предприятии системы качества, направленной на непрерывное его улучшение
- постоянное ужесточение требований к товарной продукции, совершенствование технологических процессов и средств технологического оснащения, повышение квалификации работников
Входной контроль поступивших на авторемонтный завод материалов и полуфабрикатов с предприятий-изготовителей, запасных частей с автозаводов, отремонтированных агрегатов, поступивших по кооперации с других ремонтных предприятий, выполняют контролеры ОТК. Объем выборочного контроля зависит от репутации поставщика. При обнаружении брака объем выборки увеличивают, к поставщику предъявляют санкции, предусмотренные договорами. В исключительных случаях отношения с поставщиками расторгаются. Рабочие места входного контроля оснащают измерительными и испытательными средствами и обеспечивают необходимой технологической документацией.
На рабочие места производственных участков выдают только утвержденную технологическую документацию, прошедшую нормализационный и технологический контроль на предмет учета требований нормативной и конструкторской документации.
Определяющее влияние на послеремонтную надежность продукции оказывают технологическое оборудование и оснастка. Состав этих средств должен обеспечить выполнение всех технологических воздействий, указанных в технологических документах, с нормативной точностью. При ремонте автомобилей применяют следующее технологическое оборудование: диагностическое; разборочное; очистное; для определения технического состояния деталей; для нанесения покрытий; прессовое; для механической обработки (металлорежущее); для термической обработки; изме-рительное; балансировочное; сборочное; окрасочное; обкаточное; испытательное; для перемещения ремонтируемых изделий; для переработки отходов.
Ремонт и обслуживание технологического оборудования с целью содержания его в исправном состоянии обеспечивает планово-предупредительная система. Осмотры и ремонты оборудования завершают контролем его технологической точности. Для выполнения контрольных работ в ОГМ имеется комплект соот-ветствующей оснастки. Сведения об осмотрах и ремонтах, а также результаты контроля точности вносят в паспорта оборудования.
Формуляры приспособлений хранятся на инструментальном участке. Приспособления проходят проверку технологической точности согласно графику. По результатам этой проверки может быть назначен их ремонт.
На рабочих местах используют только те средства измерений, которые приведены в технологической документации. Цена деления средств измерений согласована с допуском измеряемой величины и погрешностью измерений. Используют только средства измерений, прошедшие государственную, ведомственную или заводскую лабораторную поверку (в зависимости от ее необходимого статуса). Факт поверки и срок использования прибора удостоверяет штамп контролирующего органа на нем. Не допускается наличие на рабочих местах средств измерений, не указанных в технологических документах. Измерения ряда деталей (поршней, вкладышей коленчатого вала, гильз цилиндров и др.), обрабатываемых с точностью 5—6-го квалитетов, выполняют в термоконстантных помещениях. Температура воздуха в них поддерживается в пределах 20 + 3 °С.
К работе привлекают исполнителей той квалификации, которой требует технологическая документация. Более высокая ква-лификация работников необходима на операциях, связанных с чистовой и отделочной обработкой, балансировкой, сборкой и испытанием изделий.
На предприятии соблюдается технологическая дисциплина, под которой понимают соблюдение точного соответствия технологических процессов требованиям технической документации. Технология — закон производства. Соблюдаются технологические режимы в виде совокупности значений параметров процессов в определенном отрезке времени.
Восстановление износостойкости деталей требует обеспечения структуры поверхностных слоев, которая определяется составом материала и содержанием механической и термической обработки. Для контроля состава, структуры и свойств поверхностных слоев деталей с отработкой технологических режимов создают заводскую лабораторию.
Заводские технологи проверяют соблюдение технологической дисциплины, а ее результаты оформляют актом. К нарушителям дисциплины применяют меры административного и дисциплинарного характера.
Ресурс агрегатов и автомобиля в целом дополнительно обеспечивают соблюдением требований к точности замыкающих размеров в соединениях деталей и обкаткой изделий, а также относительным расположением частей при сборке автомобиля.
Для завоевания места на рынке продукции коллектив предприятия должен учитывать возрастающие требования заказчика к качеству и цене этой продукции. На предприятии создают систему качества, цель которой — непрерывное улучшение качества отремонтированных автомобилей или товарных агрегатов. Для этого непрерывно обновляют материальную базу предприятия, совершенствуют технологические процессы и организацию производства и повышают квалификацию работников.
Приведенные требования к качеству отремонтированных автомобилей в части обеспечения нормативной послеремонтной наработки обеспечивают теми средствами, процессами и организацией.