- Снятие и замена помпы
- Почему ломается водяная помпа автомобиля
- Порядок действий по снятию и замене водяного насоса:
- Замена помпы своими руками: проверка, съем, замена, монтаж и тестирование работоспособности насоса (120 фото)
- Принцип работы
- Причины поломки
- Замена помпы на ВАЗ 2109 и 21099
- Замена помпы на Приоре
- Заключение
- Что такое автомобильная помпа и зачем она нужна
- Конструкция и особенности
- Признаки неисправности
- Распространенные поломки и их причины
- Каковы последствия?
- Менять или ремонтировать?
- Как часто производить замену?
Снятие и замена помпы
Пошаговая процедура по демонтажу водяного насоса на автомобиле ВАЗ 2105-2110 своими руками.
Содержание статьи:
- Причины неисправности
- Порядок ремонта водяной помпы
- Видео
Поломка водяного насоса, негативным образом сказывается на эксплуатационные показатели двигателя. При выходе помпы из строя, двигатель автомобиля может перегреться. Перегрев двигателя влечёт за собой серьёзные последствия, вплоть до капитального ремонта. При заклинивании подшипника помпы на большинстве переднеприводных автомобилей ВАЗ, может порваться ремень ГРМ.
Почему ломается водяная помпа автомобиля
Определить, что помпа вышла из строя можно по повышенной шумности работы двигателя, а так же по люфту шкива привода водяного насоса.
Ещё одной причиной, по которой следует в срочном порядке заменить водяной механизм — утечка охлаждающей жидкости через его резиновые уплотнители и прокладки.
Самой распространённой причиной, по которой водяная помпа выходит из строя — охлаждающая жидкость, просачиваясь через резиновый уплотнитель, смывает смазку с подшипника, вследствие чего начинается его разрушение. Неправильная установка помпы, так же может привести к скорой поломке. При использовании некачественных охлаждающих жидкостей, воды или несвоевременного обслуживания системы охлаждения может произойти разрушение крыльчатки. Помимо прочего, помпа может прийти в негодность из-за протекающего радиатора отопилетя или масляного радиатора.
Видео с дельными советами:
Убедившись, что ваш автомобиль ВАЗ 2110 действительно нуждается в замене водяного насоса, приступаем непосредственно к процессам демонтажа и ремонта.
Порядок действий по снятию и замене водяного насоса:
1. Отключите «массу» на аккумуляторе — сняв клемму «–» с АКБ.
2. Через нижний краник радиатора слейте жидкость охлаждения двигателя.
3. Поршень первого, по порядку работы, цилиндра должен быть в положении верхней мёртвой точки.
4. Произведите снятие ролика для натяжки ремня.
5. Демонтируйте шкив привода распределительного вала.
6. Открутив четыре крепёжных болта и гайку, снимите крышку, закрывающую приводной ремень газораспределительного механизма.
7. При помощи отвёртки, вставленной в паз, отсоедините водяной насос от блока цилиндров.
8. Оцените состояние демонтированного насоса, при необходимости замените резиновую прокладку.
9. Если вы приняли решение о замене насоса на автомобиле ВАЗ 2110, то установите новый. Новый насос рекомендуется устанавливать если сальник помпы пробит.
10. Если валик помпы имеет люфт, то водяной механизм тоже придётся менять.
11. Если корпус помпы (1), крыльчатка (2) или шкив с зубьями (3) имеют механические повреждения, то помпу тоже рекомендуется заменить.
12. Проверив момент затяжки стопорного винта на водяном насосе, при необходимости подтяните его.
13. Установите помпу, соблюдая порядок сборки в обратном порядке. Номер указанный на корпусе детали должен смотреть вверх.
14. Установив все демонтированные детали на место. Внимание: шкив распределительного вала ставится стороной, что выступает к двигателю машины.
15. Окончательным этапом проверьте соответствие меток ГРМ и залейте новую охлаждающую жидкость.
Видео: замена помпы на ВАЗ 2105-2107
Демонтируем на Audi A8 D2 4,2L 98 года:
Astra J 1.4T: замена помпы, ремня, антифриза, термостата a14net:
Замена помпы своими руками: проверка, съем, замена, монтаж и тестирование работоспособности насоса (120 фото)
Опытные автомобилисты знают насколько могут быть чреваты последствия выхода водяного насоса из строя. Это может привести вплоть до заклинивания самого двигателя, потому что именно благодаря помпе гоняется жидкость по мотору автомобиля, перегрев которого, как раз и приводит к негативным последствиям.
Исходя из этого, стоит следить за состоянием водяного насоса и в случае поломки, заменять его. Данную процедуру могут произвести сотрудники СТО, однако это занятие не очень трудоёмкое и вполне можно сделать собственноручно.
Сегодня мы и разберёмся с вопросом, как заменить помпу своими руками.
Принцип работы
Перед тем, как приступать к ремонту, надо немного знать принцип работы данного устройства. Как уже говорилось ранее, помпа является водяным насосом, который циклично распределяет охлаждающую жидкость по агрегату автомобиля.
Существует 2 круга циркуляции, большой и малый. Второй случай происходит на не прогретом двигателе, охлаждающая жидкость проходит через двигатель, радиатор отопителя салона и карбюратор или инжектор.
Большой круг открывается, когда машина прогрелась, тогда в процессе, жидкость ещё проходит через основной радиатор.
Причины поломки
В основном причиной выхода из строя помпы является обычный износ. Пройдя автомобилем 40-100 тыс. км уже можно услышать неисправности устройства.
Когда водяной насос начинает изнашиваться, то появляются характерные звуки, стук, треск под капотом, можно даже подумать, что стучит двигатель.
Также в салоне появляется гул, начнёт подтекать охлаждающая жидкость, машина будет быстрее греться, пропадёт компрессия.
Не обязательно, чтобы все эти признаки были вместе, просто при любом подозрении надо проверить устройство и в случае чего заменить.
Помпа именно заменяется, не восстанавливается, потому что это очень трудоёмкий процесс, который может в итоге ни к чему не привести.
Замена помпы на ВАЗ 2109 и 21099
Перед тем как приступать к замене помпы на ВАЗ своими руками, надо подготовить необходимый инструмент. Нам понадобится:
- Набор ключей и головок 10 и 17 размеров
- «Минусовая» жесткая отвертка
- Новая помпа с прокладкой
- Домкрат
- Герметик
- Ёмкость для слива жидкости
Если же двигатель прогрет, то подождите пока он остынет, иначе есть шанс обжечься. Замена состоит из следующих этапов:
- Вначале надо слить охлаждающую жидкость. Просто открутите болт на блоке цилиндров и на основном радиаторе. Также обратите внимание на цвет жидкости, если она грязная, то обязательно нужно будет промыть систему.
- Откручиваем защитную крышку ремня ГРМ. Пока далеко её не убираем.
- Затем необходимо прокрутить коленвал, чтобы метка на шестерне распредвала совпадала с меткой (выступом) на задней крышке. А после прикладываем снятую защитную крышку и проверяется совпадение меток на шкиве и крышке.
- Откручиваем натяжной ролик и снимаем ремень ГРМ.
- Затем стопорим шестерню распредвала, откручиваем её и снимаем. Только делаем это аккуратно, чтобы не потерять шпонку.
- Отвинчиваем заднюю крышку, которая мешает подобраться к помпе.
- Демонтируем насос, откручивая все его крепления. Затем надо немного поддомкратить двигатель со стороны насоса, чтобы можно было его извлечь.
- Вставляем новую помпу и собираем всё в обратном порядке.
Кстати, замена помпы на Калине своими руками, производится в том же порядке.
Замена помпы на Приоре
Процесс замены помпы на приоре немного отливается от процесса на ВАЗ 2109, тут уже всё довольно хлопотнее. Инструменты понадобятся те же.
- Итак, вначале надо слить охлаждающую жидкость.
- После демонтируем декоративную крышку, ремень генератора, защитную крышку ремня ГРМ.
- Выставляем метки.
- Откручиваем шкив коленвала и распредвала, снимаем ремень ГРМ и откручиваем заднюю крышку.
- Теперь демонтируем фстарую помпу, заменяем новой и собираем в обратной последовательности.
- Вот и все, мы заменили помпу на Приоре своими руками.
Заключение
Как Вы уже поняли, ничего сложного в замене водяного насоса на автомобиле нет. Просто надо знать последовательность всех действий и тогда всё непременно получится.
Разбирая переднюю часть, обязательно обращайте внимание на состояние других деталей, особенно на натяжной ролик и ремень ГРМ, они также имеют свойство изнашиваться.
Для наглядности предлагаем посмотреть видео замены помпы своими руками, тогда у Вас точно не останется вопросов. Желаем удачи!
Что такое автомобильная помпа и зачем она нужна
Во время работы двигатель автомобиля производит много тепла. Чтобы ДВС работал в определенном диапазоне температур (т.н. «зеленой зоне»), в его конструкции предусмотрена система охлаждения. Основным ее элементом является водяной насос (она же помпа). Помпа в автомобиле нужна для принудительной циркуляции антифриза в системе. Так, горячая жидкость из «рубашки» двигателя замещается холодной из радиатора. Помпа должна быть всегда в исправном состоянии. Если устройство приходит в негодность, двигатель начинает кипеть и вскоре выходит из строя. Что же, давайте подробнее узнаем, что такое помпа в автомобиле, как она устроена и каковы ее неисправности.
Конструкция и особенности
Помпа – одна из главных составляющих системы охлаждения ДВС. Она представляет собой насос центробежного типа, включающий рабочее колесо и вал со шкивом. Корпус механизма может быть чугунным или алюминиевым. Также в корпусе предусмотрены каналы для отвода антифриза к крыльчатке. Между блоком цилиндров ДВС и корпусом имеется прокладка, что исключает утечку охлаждающей жидкости.
Основной рабочий элемент помпы – крыльчатка. Она создает давление жидкости в системе. Крыльчатка устанавливается на приводной вал. С обратной стороны вала имеется приводной шкив.
Водяной насос устанавливается в передней части ДВС, зачастую около термостата. Помпа автомобильная имеет электрический или механический привод. Последний более распространен среди автопроизводителей. Такая помпа приводится в действие от шкива коленчатого вала ремнем. На машинах с цепным ГРМ это отдельный приводной ремень, а на ременных он может быть объединен с системой газораспределения. Принцип работы прост: шкив коленвала вращает ремень, а последний приводит в действие насос. Электрическая помпа имеет отдельный электродвигатель с системой управления (часто подобные насосы встречаются на немецких авто). Принцип ее работы заключается в следующем. Электронный датчик считывает температуру антифриза и дает сигнал на включение помпы только при +30°С и выше. Далее срабатывает кольцевая диафрагма, жидкость циркулирует по системе в полном объеме.
Признаки неисправности
Поскольку неисправная помпа может быстро перегреть двигатель автомобиля, водитель должен знать, при каких признаках стоит задумываться о ее ремонте:
- Характерный вой, свист во время работы двигателя. Это говорит о проблемах с подшипником, либо с крыльчаткой. Последняя во время работы может касаться корпуса, отчего и слышен звук.
- Люфт шкива насоса. Это можно обнаружить, взявшись за вал помпы пальцами. Если шкив имеет ход, механизм вскоре выйдет из строя.
- Следы охлаждающей жидкости возле помпы. На крыльчатке или в месте соединения насоса с блоком можно увидеть течь антифриза. Это говорит о проблемах с прокладкой или сальником.
- Наличие сладкого запаха под капотом или в салоне. Внутрь он может попасть через систему вентиляции. Данный запах также указывает на течь охлаждающей жидкости.
- Несоосность натяжного ролика и приводной шестерни. Это можно увидеть, приложив линейку в одной плоскости с помпой и роликами. Если проблема появилась давно, это будет видно по затертым углам ремня. Ситуация опасна тем, что ремень может порваться в любой момент. Также увеличивается нагрузка на подшипники.
- Увеличение рабочей температуры мотора. Водяная помпа не в состоянии нормально прокачивать антифриз, либо упал уровень охлаждающей жидкости ввиду изношенных прокладок.
Распространенные поломки и их причины
Частая неисправность – это выход из строя подшипника. Он изнашивается ввиду большого пробега авто (обычно через 100 тысяч километров), но не стоит исключать и ускоренный износ. Сюда можно отнести неправильное натяжение ремня, попадание масла или антифриза на поверхность ремня.
Следующая поломка – это уплотнения, а именно сальник. Он выходит из строя из-за некачественного антифриза без присадок. Сальник «дубеет» и больше не задерживает жидкость внутри системы. Антифриз попадает не только на ремень, но и на подшипник, вымывая из последнего смазку.
Неправильная установка или брак креплений. Водяная помпа может плохо прилегать к блоку мотора из-за неровной привалочной поверхности (грязь, коррозия на металле), либо быть изначально кривой (заводской брак, что не редкость среди дешевых заменителей). В итоге шкив вращается с перекосом, нагружая больше подшипник и съедая ремень. Реже несносность обнаруживается после попадания авто в ДТП.
Еще одна причина неисправности помпы – это применение герметика для устранения течи радиатора.
Антифриз медленно циркулирует в системе. Если вовремя не сделать промывку, вскоре потребуется замена помпы.
Причина, о которой владельцы могут даже и не догадываться – это качество антифриза. Помпа во время работы должна смазываться. Если качество антифриза приближено к воде, вскоре придут в негодность сальники, а затем и подшипники. Негативно влияет на состояние насоса и образование коррозии. Качественные антифризы имеют пакет смазывающих и антикоррозионных присадок, что положительно виляет на ресурс помпы.
Использование некачественного антифриза приводит к появлению коррозии
Каковы последствия?
Если водитель заметил, что помпа приходит в негодность, необходимо как можно раньше начинать ремонт автомобиля. Неисправный подшипник может заклинить на ходу, а ремень – порваться. За считанные секунды такой двигатель может перегреться. Когда наступит этот момент, неизвестно – помпа может продержаться еще 500 километров, либо прийти в негодность уже на втором запуске. Последствия – дорогой ремонт автомобиля (расточка блока цилиндров, замена колец, гильзовка цилиндров мотора).
Менять или ремонтировать?
Водяной насос можно разобрать и отремонтировать, но большинство автовладельцев предпочитают полную замену. Причин этому несколько:
- Не всегда удается найти нужную деталь для конкретной водяной помпы. Зачастую ее приходится покупать под заказ, либо стоимость ее будет необоснованно высокой.
- Разборка и сборка элемента требует больше усилий. Если работа выполняется в сервисе, цена ремонта увеличится.
Новая водяная помпа
Сопоставив стоимость и время выполнения работ, можно сделать вывод, что быстрее и дешевле заменить водяной насос. Исключение составляет замена прокладки.
Как часто производить замену?
Не стоит дожидаться признаков неисправности. Водяной насос меняют заблаговременно. Пробег может быть разным. Для отечественных авто это 60 тысяч километров, для иномарок – 120-150. Оптимальный вариант – замена вместе с ремнем ГРМ или антифризом. Производитель запчастей может быть разным. Однако нужно обращать внимание на качество детали и стоимость. Хороший заменитель не должен стоить в 3 раза дешевле оригинала. Установив качественную помпу, можно забыть о проблемах в ближайшие 3-5 лет эксплуатации.