Ремонт двигателя КамАЗ
Ремонт двигателя КамАЗ необходимо выполнять с учетом следующих рекомендаций:
- до истечения гарантийного срока не разбирайте двигатель (не снимайте головки цилиндров, масляный картер, не нарушайте пломбы топливного насоса высокого давления и не разбирайте его), в противном случае утрачивается право на гарантийный ремонт двигателя. При необходимости допускается заменять топливопроводы высокого и низкого давления, шланги, фильтры очистки масла, топлива, и воздуха, водяной насос, вентилятор, выключатель гидромуфты, внешние крепежные детали, впускные воздухопроводы и допускные коллекторы, водосборные трубы, форсунки, штанги толкателей, турбокомпрессоры;
- разберите двигатель КамАЗ 740 на поворотном стенде Р- 770 (рис. 76). Перед установкой двигателя на стенд снимите полнопоточный фильтр очистки масла, вентилятор, выпускные коллекторы в сборе с патрубками, кронштейны передних опор, стартер. Для установки двигателя на стенд в отверстия для трубопроводов предпускового подогревателя в блоке цилиндров установите и закрепите кронштейны, после этого вверните пальцы 7 до упора. Вокруг горизонтальной оси стенда двигатель поворачивайте вращением рукоятки червячного редуктора. Перед поворотом двигателя вокруг вертикальной оси стенда нажмите на педаль 3 фиксатора;
- трущиеся поверхности деталей, кроме оговоренных особо, при сборке смазывайте моторным маслом;
- при креплении деталей посредством резьбовых соединений, кроме указанных в тексте особо, обеспечьте момент затяжки согласно табл. 6;
- уменьшайте моменты затяжки на 10%, если моторное масло применяется в качестве смазочного материала;
- неметаллические прокладки для удобства сборки, при необходимости, вставьте с нанесением на одну из сопрягаемых деталей консистентной смазки. Следите, чтобы прокладки равномерно прилегали к сопрягаемым поверхностям, были плотно зажаты и не выступали за контур сопряженных поверхностей;
- при установке резиновые уплотнительные кольца и заходные фаски сопрягаемых деталей смазывайте консистентной смазкой;
- не подгибайте шпильки при надевании на них деталей;
- после ремонта сборочных единиц и замены их обкатайте двигатель КамАЗ на стенде, укомплектованном согласно требованиям ГОСТ 14846—69, в одном из приведенных ниже режимов в зависимости от замененных деталей:
1. После замены коленчатого вала, распределительного вала, одного или нескольких поршней или гильз, более половины вкладышей коренных или шатунных подшипников, а также более двух поршневых колец проведите приработку в основном режиме, включающем в себя «холодную» и «горячую» обкатку (табл. 7, 8). В начале «холодной» обкатки допускается температура масла, подаваемого в двигатель, 50 °С и выше. Давление масла в главной магистрали системы смазки не ниже 98,07 кПа (1 кгс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода и 392,3. 539,4 кПa (4 . 5 кгс/см2) — при частоте вращения 2600 мин-1. Перед «горячей» обкаткой проверьте, и при необходимости отрегулируйте тепловые зазоры в газораспределительном механизме, угол опережения впрыскивания топлива, затяжку болтов крепления головок цилиндров. Выбрасывание и подтекание воды и топлива, а также прорыв газов в местах соединений не допускаются.
2. После замены менее половины вкладышей коренных или шатунных подшипников или по одному поршневому кольцу не более чем в двух цилиндрах проведите приработку в режиме «горячей» обкатки.
3. После замены головки цилиндра или других деталей, замена которых требует снятия головки, после снятия ее для осмотра деталей цилиндропоршневой группы, а также замены масляного, водяного или топливного насосов, привода топливного насоса, шестерен распределения, манжет коленчатого вала, картера маховика, передней крышки блока проведите приработку двигателя в режиме, указанном в табл. 9.
4. После переборки без замены агрегатов, сборочных единиц, деталей проведите приработку двигателя в режиме согласно п. 3.
Рис. 76. Установка двигателя на поворотном стенде: 1- стойка; 2 — станина; 3 — педаль фиксатора; 4 — балка поворотная; 5 — редуктор; 6 — рукоятка редуктора; 7 — пальцы установочные
Таблица 6. Моменты затяжки резьбовых соединений
Резьба | Размер под ключ, мм | Моменты затяжки при классе прочности стали болта, Н.м (кгс.м) | ||
Р50 | Р80 | Р100 | ||
М6 | 10 | 3,73. 4,61 (0,38. 0,47) | 6,28. 7,75 (0,64. 0,79) | 8,73. 10,79 (0,89. 1,1) |
М8 | 13 | 12,57. 15,5 (1,28. 1,58) | 19,62. 24,23 (2. 2,47) | 27,96. 34,53 (2,85. 3,52) |
М10×1,25 | 17 | 26,29. 32,47 (2,68. 3,31) | 42,18. 51,99 (4,3. 5,3) | 59,25. 73,08 (6,04. 7,45) |
M12x1,25 | 19 | 46,7. 57,68 (4,76. 5,88) | 74,65. 92,12 (7,61. 9,39) | 103,99. 128,51 (10,6. 13,1) |
М12×1,5 | 19 | 46,7. 57,68 (4,76. 5,88) | 74,65. 92,12 (7,61. 9,39) | 103,99. 128,51 (10,6. 13,1) |
М14×1,5 | 22 | 75,14. 91,63 (7,66. 9,34) | 120,66. 149,11 (12,3. 15,2) | 166,77. 206,01 (17. 21) |
М16×1,5 | 24 | 83,39. 103 (8,5. 10,5) | 179,52. 221,71 (18,3. 22,6) | 250,16. 309,02 (25,5. 31,5) |
М18×1,5 | 27 | 120,66. 149,11 (12,3. 15,2) | 258,98. 319,81 (26,4. 32,6) | 366,89 . 453,22 (37,4. 46,2) |
М20×1,5 | 30 | 170,69. 210,92 (17,4. 21,5) | 362,97. 448,32 (37. 45,7) | 513,06. 633,73 (52,3. 64,6) |
М22×1,5 | 32 | 225,63. 278,6 (23. 28,4) | 483,63. 597,43 (49,3. 60,9) | 683,76. 844,64 (69,7. 86,1) |
М24×2 | 36 | 286,45. 355,12 (29,2. 36,2) | 615,09. 760,28 (62,7. 77,5) | 867,2. 1069,29 (88,4. 109) |
- Класс стали болта нанесен на головке болта.
- Класс прочности стали гайки несколько ниже класса прочности болта.
- Моменты приведены для болтов серийного производства при отсутствии попадания на них смазочного материала.
Частота вращения
коленчатого вала, мин1
Ремонт автомобилей КАМАЗ
Предварительная сборка двигателя КАМАЗ, руководство
Блок цилиндров в сборе КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 5.9):
1, 45 — шпильки; 2 — сальник передней крышки; 3, 29, 31, 37, 40, 41, 49, 50 — болты; 4, 30, 48, — шайбы пружинные; 5, 38, 46, 47 — шайбы плоские; 6 — крышка блока передняя; 7, 8, 11, 32 — пробки; 15 — шайба регулировочная рым-болта; 16 — рым-болт; 17 — втулка с уплотнительными кольцами в сборе; 18 — кольцо уплотнительное втулки; 19, 23 — заглушки чашечные; 20 — блок цилиндров; 22 — штифт направляющий; 24 — гильза цилиндра; 25 — уплотнительное кольцо гильзы верхнее; 26 — уплотнительные кольца гильзы; 27 — прокладка; 28 — трубка сливная; 33, 42 — заглушки водяной полости; 34 — прокладка заглушки; 36 — крышка коренного подшипника задняя; 39 — крышка коренного подшипника; 44 — прокладка передней крышки блока
Установив блок цилиндров на стенд для разборки-сборки в вертикальное положение, монтируют на него направляющие 3 (см. рис. 5.15) толкателей, надевают на болты 6 крепления направляющих стопорные шайбы 5 и уплотнительные кольца 4, завертывают болты [момент затяжки 85. 95 Н*м (8,5. 9,5 кгс*м)] и отгибают усы стопорных шайб на грани болтов. Смазав толкатели 2, устанавливают их в направляющие.
Механизм газораспределения КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.15):
1 — вал распределительный; 2— толкатель; 3 — направляющая толкателей; 4 — кольцо уплотнительное; 5. 20 -шайбы замковые; 6, 21 — болты; 7 — штанга толкателя в сборе; 8 — винт регулировочный коромысла; 9 — коромысло клапана со втулкой в сборе; 10 — гайка регулировочного винта; 11 — коромысло клапана в сборе; 12 — тарелка пружины с втулкой в сборе; 13. 14 — внутренняя и наружная пружины клапана; 15 — пружинная шайба клапана; 16 — сухарь клапана; 17 — клапан; 18 — корпус подшипника распределительного вала в сборе; 19 — шестерня распределительного вала; 22 — шпонка сегментная
Смазав опорные шейки распределительного вала 1, устанавливают его в блок цилиндров. На вал устанавливают корпус 18 подшипника, надевают на болты 21 замковые шайбы 20, затягивают болты с моментом 25 Н*м (2,5 кгс*м) и отгибают усы стопорных шайб на грани болтов.
Отвернув болты 40 (см. рис. 5.9) крепления крышек 36 и 39 коренных подшипников и стяжные болты 37 и 41 блока цилиндров, снимают болты с шайбами и крышки коренных подшипников, укладывая их по порядку на верстак. Двигатель укомплектовывают вкладышами коренных подшипников (табл. 5.3). Обозначение вкладышей нанесено на их тыльной стороне, маркировка коленчатого вала по коренным шейкам — на втором противовесе.
Регламентированные размеры коренных шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников КАМАЗ (табл. 5.3).
Вид размера | Диаметр отверстия под вкладыши коленчатого вала в блоке, мм | Маркировка коленчатого вала по коренным шейкам | Диаметр коренных шеек коленчатого вала, мм | Маркировка коренных вкладышей * |
Начальный (по рабочему чертежу завода-изготовителя) | ||||
I ремонтный | 100,5 +0,021 | К1 | 94,5±0,011 | 740.1005170Р1 740.1005171Р1 |
II ремонтный | 100,5 +0,021 | К2 | 94±0,011 | 740.1005170Р2 740.1005171Р2 |
III ремонтный | 100,5 +0,021 | К3 | 93,5±0,011 | 740.1005170Р3 740.1005171Р3 |
IV ремонтный | 100,5 +0,021 | К4 | 93±0,011 | — |
* В числителе — для верхнего вкладыша, в знаменателе — для нижнего.
Проверив вкладыши коренных подшипников и постели блока цилиндров, устанавливают последовательно верхние вкладыши в постели блока и нижние — в крышки, совместив выточки во вкладышах с выточками соответственно в постели блока и крышках. Смазав вкладыши, устанавливают в блок цилиндров коленчатый вал 1 в сборе (см. рис. 5.12), нижние 38 и верхние 16 полукольца упорного подшипника. Канавки на полукольцах должны прилегать к упорным торцам вала. Нижние полукольца устанавливают одновременно с крышкой заднего коренного подшипника. Выступы на нижних полукольцах необходимо совместить с выточками в крышке. Затем устанавливают крышки коренных подшипников с вкладышами, совместив крышки с перегородками блока по порядковым номерам, выбитым на нижней поверхности крышек (отсчет перегородок блока ведут, начиная с переднего торца двигателя). Болты 40 (см. рис. 5.9) с пружинными шайбами затягивают в два приема: сначала с моментом 96. 120 Н*м (9,6. 12,0 кгс*м), затем — с моментом 210. 235 Н*м (21,0. 23,5 кгс*м). Болты затягивают сначала со стороны правого ряда цилиндров, затем — левого.
Коленчатый вал КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.12):
1 — коленчатый вал в сборе; 2 — противовес передний; 3 — шестерня привода масляного насоса; 4 — ввертыш; 5, 19 — штифты; 6. 10 — шпонки сегментные; 7 — вал коленчатый; 8 — втулка; 9 — заглушка шатунной шейки; 11 — противовес задний; 12 — шестерня в сборе; 13 — шестерня; 14 — маслоотражатель задний; 15 — вкладыш подшипника верхний; 16 — полукольцо подшипника верхнее; 17 — манжета в сборе; 18 — фиксатор маховика в сборе; 20 — корпус фиксатора; 21 — пружина; 22 — фиксатор; 23, 34, 41 — болты; 24 — маховик; 25 — втулка установочная; 26 — кольцо пружинное упорное; 27 — обод зубчатый; 28 — маховик в сборе; 29 — вкладыш подшипника нижний; 30 — штифт установочный; 31 — шайба плоская; 32, 33 — болты стяжные; 35 — шайба; 36 — крышка подшипника; 37 — крышка подшипника передняя; 38 — полукольцо подшипника нижнее; 39 — полумуфта отбора мощности; 40 — шайба замковая; 42 — шайба носка; 43 — комплект вкладышей подшипников коленчатого вала
Осевой зазор коленчатого вала, определяемый с помощью щупа, должен быть в пределах 0,1. 0,195 мм. При необходимости его регулируют установкой полуколец упорного подшипника другой толщины. Добившись требуемого значения осевого зазора, закручивают стяжные болты 37 и 41 с шайбами [момент затяжки 81..92 Н*м (8,2. 9,2 кгс*м)]. При правильной сборке коленчатый вал должен свободно поворачиваться от руки.
Установив ось 16 (см. рис. 5.10) ведущей шестерни привода распределительного вала на блок цилиндров, надевают на болты 18 замковые шайбы 17, закрепляют болты [момент затяжки 50. 60 Н*м (5. 6 кгс*м)] и отгибают усы замковых шайб на грани головок болтов. Ведущую шестерню 21 привода распределительного вала в сборе с промежуточной шестерней 2 устанавливают так, чтобы метки «0» на промежуточной шестерне и на шестерне 24 коленчатого вала совпали. Также должны совпасть риски на ведущей шестерне 21 привода распределительного вала и на шестерне 27 распределительного вала. С помощью щупов проверяют окружной зазор в зацеплении шестерен 2 и 24, 21 и 27 не менее чем в трех точках. Он должен быть в пределах 0,1. 0,3 мм. После этого, надев на болты I замковые 26 и упорные 25 шайбы, устанавливают и закрепляют болты [момент затяжки 90. 100 Н*м (9. 10 кгс*м)] и отгибают усы замковых шайб на грани болтов.
Шестерни привода агрегатов КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.10):
1 — болт крепления роликоподшипника; 2 — шестерня промежуточная привода распределительного вала; 3, 18 — болты; 4, 17 — шайбы; 5 — манжета; 6 — корпус заднего подшипника; 7 — прокладка; 8 — сухарь; 9 — вал шестерни привода ТНВД; 10, 20 — шпонки; 11, 15 — шарикоподшипники; 12 — шестерня привода ТНВД; 13 — вал распределительный в сборе с шестерней; 14, 25 — шайбы упорные; 16 — ось ведущей шестерни; 19 — роликоподшипник конический двухрядный; 21 — шестерня ведущая привода распределительного вала; 22 — кольцо упорное; 23 — кольцо стопорное; 24 — шестерня ведущая коленчатого вала; 26 — шайба замковая; 27 — шестерня распределительного вала.
Повернув с помощью рычага коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка первого цилиндра находилась в верхнем положении, измеряют расстояние А (рис. 5.33) от образующей шатунной шейки 1 в верхнем ее положении до торца уплотнительного выступа гильзы 2 цилиндра при вертикальном положении гильзы.
Схема измерения при подборе варианта исполнения поршня КАМАЗ (рис. 5.33):
1 — шатунная; шейка коленчатого вала; 2 — гильза цилиндра; 3. — поршень
На нерабочем выступе торца гильзы наносят номер цилиндра, а на днище поршня со стороны, обращенной к вентилятору, — индекс варианта поршня в соответствии с табл. 5.4.
Соответствие индекса варианта исполнения поршня результатам замеров КАМАЗ (табл. 5.4).
Расстояние А, мм, от образующей шатунной шейки в верхнем её положении до уплотнительного выступа гильзы | Индекс поршня | Расстояние Б, мм, от оси отверстия под поршневой палец до днища поршня |
260,12 . 260,24 | 10 | 75,67 . 75,71 |
260,25 . 260,35 | 20 | 75,78 . 75,82 |
260,35 . 260,46 | 30 | 75,89 . 75,93 |
260,46 . 260,57 | 40 | 76,00 . 76,04 |
Старую маркировку на гильзе и поршне необходимо удалить или забить. В запасные части поступают поршни только группы 10, которые можно устанавливать в любую группу гильз. Указанные работы выполняют для каждого цилиндра. Отвернув гайки болтов крепления крышек шатунных подшипников, снимают крышки и подбирают вкладыши согласно табл. 5.5.
Регламентированные размеры шатунных шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников КАМАЗ (табл. 5.5).
Вид размера | Диаметр отверстия в нижней головке шатуна, мм | Маркировка коленчатого вала по шатунным шейкам | Диаметр шатунных шеек коленчатого вала, мм | Маркировка шатунных вкладышей |
Начальный (по рабочему чертежу завода-изготовителя) | ||||
I ремонтный | 85,5 +0,016 -0,005 | Ш1 | 79,5±0,0095 | 740.1004058Р1 |
II ремонтный | 85,5 +0,016 -0,005 | Ш2 | 79±0,0095 | 740.1004058Р2 |
III ремонтный | 85,5 +0,016 -0,005 | Ш3 | 78,5±0,0095 | 740.1004058Р3 |
IV ремонтный | 85,5 +0,016 -0,005 | Ш4 | 78±0,0095 | 740.1004058Р4 |
Обозначения вкладышей соответствующей шейки и диаметр отверстия в нижней головке шатуна нанесены на тыльной стороне вкладыша. Маркировка коленчатого вала по шатунным шейкам нанесена на первом или втором противовесе.
Смазав вкладыши 12 (см. рис. 5.13) шатунных подшипников, устанавливают их в крышки 10 и нижние головки шатунов. Выступы на вкладышах должны совпадать с выточками на крышке и шатуне.
Шатунно-поршневая группа КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.13):
1 — кольцо поршневое маслосъемное; 2 — кольцо поршневое компрессионное; 3 — кольцо поршневое компрессионное верхнее; 4 — кольца поршневого пальца; 5 — палец поршневой; 6 — поршень со вставкой в сборе; 7 — втулка шатуна; 8 — шатун; 9 — болт крепления крышки шатуна; 10 — крышка шатуна; 11 — гайка; 12 — вкладыш нижней головки шатуна; 13 — кольцо маслосъемное в сборе; 14 — расширитель маслосъемного кольца
Повернув коленчатый вал, устанавливают первую шатунную шейку в нижнее положение. Затем разводят замки поршневых колец на поршне первого цилиндра на 180° относительно друг друга и, сжав кольца с помощью приспособления, устанавливают поршень в сборе с шатуном и кольцами в первый цилиндр. Индекс поршня должен совпадать с индексом гильзы цилиндра. Поршень с индексом 10 можно устанавливать в любые гильзы. При установке поршень ориентируют выточками под клапаны на днище поршня в сторону развала блока цилиндров. Установив крышку 10 шатуна на шатун 8, закрепляют её болтами 9 с гайками 11 [предварительный момент затяжки 29..31 Н*м (2,9. 3,1 кгс*м)]. Клейма спаренности из цифр на шатуне и его крышке должны быть одинаковыми. Канавка на шатуне должна совпадать с замковым усйм на крышке шатуна. Указанные работы повторяют для последовательной установки поршней с шатунами и кольцами в сборе в 8 , 2, 7, 3, 4, 5 и 6-й цилиндры.
В той же последовательности, поворачивая коленчатый вал, производят окончательную затяжку гаек шатунных болтов до удлинения болтов на 0,25. 0,27 мм. Гайки шатунных болтов Ml3x1,25, изготавливаемые с июля 1985 г., затягивают с моментом 120. 130 Н*м (12. 13 кгс*м). С помощью щупа проверяют зазор между торцами нижней головки шатуна и щеками коленчатого вала. Он должен быть не менее 0,15 мм.
В картер маховика устанавливают манжету. Для предохранения манжеты от повреждения при установке картера маховика на блок цилиндров используют оправку (рис. 5.34).
Оправка манжеты для установки картера маховика КАМАЗ (рис. 5.34)