1. Если при ремонте подвески необходима полная разборка ее узлов, то это удобнее начать непосредственно на автомобиле, перед тем, как сжимать пружину подвески. Для этого: – отогните лепестки стопорных пластин, выверните болты крепления суппорта, отведя его в сторону, и закрепите суппорт так, чтобы он не висел на шлангах; – съемником 67.7801.9514 (см. подраздел 8.1.3) снимите колпак ступицы переднего колеса; – отверните регулировочную гайку подшипников ступицы, снимите шайбу и, съемником А.40005/1/9В (см. рис. Снятие ступицы переднего колеса съемником А.40005/1/В), снимите ступицу в сборе с подшипниками, сальником и тормозным диском; снимите внутреннее кольцо внутреннего подшипника с поворотного кулака.
2. Дальнейшую разборку проводите после снятия с автомобиля узла подвески, закрепив его на верстаке и действуя в следующем порядке.
3. Отверните все гайки 1, снимите стопорные пластины и рычаг поворотного кулака; при этом освобождаются кронштейн 2 крепления тормозного суппорта и защитный кожух 3 тормозного диска.
4. Отверните гайку крепления пальца верхнего шарнира, установите приспособление 3 (съемник 67.7801.9513) между пальцами шаровых шарниров 2 и, завертывая болт съемника 4, выпрессуйте палец верхнего шарнира из поворотного кулака 1.
5. Отверните гайку крепления пальца нижнего шарнира и установите между пальцами шарнира и упором 2, приспособление 3 (съемник 67.7801.9513); завертывая винт 4 съемника, выпрессуйте палец 5 и снимите нижний рычаг с кулака.
6. Сборка узлов передней подвески проводится в последовательности, обратной разборке. При этом: – подшипники ступиц передних колес смажьте смазкой ЛИТОЛ-24; – перед сборкой шаровых шарниров рычагов подвески заложите в защитные чехлы смазку ШРБ-4 или ЛИТОЛ-24 в количестве, равном 1/3 объема чехла в свободном состоянии; – гайки и болты крепления узлов и деталей подвески затягивайте моментами, указанными в подразделе 14.1; – после сборки подвески и установки ее на автомобиль следует «обмять» элементы подвески, совершив 15–20-километровый пробег, после которого, обязательно проверьте и, при необходимости, отрегулируйте углы установки колес.
Ремонт после аварий » Ремонт кузова после аварии » Технология разборки автомобиля
Эффективная разборка аварийного автомобиля на ремонтном предприятии обеспечивается наличием производственной площади, оборудования, инструмента для разборочно-сборочных работ и инструмента для удаления деформированных элементов кузова. Предприятие, хорошо оснащенное моечным, грузоподъемным и другим гаражным оборудованием, а также механизированным инструментом, позволяет качественно выполнить разборочные операции с минимальными затратами.
Порядок разборки, оборудование и инструмент для разборочно-сборочных работ. Автомобиль, принятый в ремонт с повреждениями аварийного характера, вместе с сопроводительными документами подают автопогрузчиком на свободное машинное место арматурного участка, где предварительно установлен специальный контейнер для складирования демонтированных деталей, узлов и агрегатов. Каждая деталь, узел, агрегат имеют в этом контейнере свое гнездо, ячейку (рис. 1). Слесарь механосборочных работ, имея даже небольшой навык, без особого труда может уложить детали при разборке на свое место и быстро, без потерь времени на поиск, взять их при сборке.
Автомобиль с помощью домкрата устанавливают передней частью к проезду, а задней частью — к сзади стоящему контейнеру на специальных подставках. Опорными местами (четыре точки) служат кронштейны домкратных гнезд пола кузова. Высота подставок выбрана равной 600 мм. Такая высота является наиболее оптимальной для слесарей механосборочных работ и обеспечивает свободный доступ к абсолютному большинству деталей, подлежащих снятию или установке их на автомобиль.
Для снятия и установки двигателя в сборе с коробкой передач и передней подвеской используют тележку БС-135.000 и модернизированный гидравлический гаражный домкрат П-302. Модернизация домкрата вызвана необходимостью обеспечить высоту подъема агрегатов до 700 мм и заключается в увеличении длины рамы и исполнительного рычага. Тележка БС-135.000 представляет собой небольшую трехопорную раму, на которую опирается двигатель. Для удобства транспортировки тележка снабжена поворотными колесами.
При выполнении работ по снятию агрегата с автомобиля под двигатель подкатывают тележку БС-135.000 и поднимают ее дом- Кратом П-302 до упора в силовой агрегат. В это время двигатель отсоединяют от кузова в опорных точках, разъединяют детали системы гидравлического привода тормозов и сцепления, передней подвески и др. Затем тележку опускают домкратом вместе с силовым агрегатом в сборе и выкатывают из-под кузова.
Аналогично снимают задний мост, отсоединенный от деталей подвески и гидравлического привода тормозов.
Одновременно с разборкой автомобиля выполняют контроль демонтированных деталей с разделением их на годные, подлежащие выбраковке или ремонту. Узлы и агрегаты, подлежащие ремонту, направляют на агрегатный участок. Годные детали, узлы и агрегаты складируют по своим местам в контейнер, подлежащие замене — выбраковывают. На выбракованные детали составляют ведомость, по которой на складе производят предварительную комплектовку запасных частей на данный заказ-наряд.
Кузов автомобиля после разборки передают на участок кузовного ремонта. Специальный контейнер с демонтированными деталями закрывают и вывозят автопогрузчиком на накопительную площадку.
Оборудование для разборочно-сборочных работ подразделяют на грузоподъемное, нестандартное и гаражное (табл. 1). Перечень инструмента приведен в табл. 2.
Инструмент для удаления поврежденных элементов кузова. Деформации, встречающиеся при ремонте аварийных автомобилей, настолько разнообразны, что найти кузов с одинаковой степенью повреждений почти невозможно. Каждый кузов при восстановлении требовал механических воздействий, т. е. отрезку или отрубку тех или других деталей, которые мешают снять с автомобиля тот или другой агрегат или узел (например, переднюю подвеску, радиатор, двигатель, топливный бак, запасное колесо и многие другие детали в зависимости от места и величины повреждения). В этих случаях на стадии разборки автомобиля необходимо отделить переднюю часть кузова или целые панели, являющиеся частью всего корпуса сварной конструкции, механизированным инструментом, ручной ножовкой или зубилами. Инструмент, рекомендуемый для удаления поврежденных элементов кузова, приведен в табл. 3.
4. Отверните три болта и гайку крепления коробки передач к блоку цилиндров.
5. Аккуратно снимите коробку передач. Следите за тем, чтобы шлицевой конец первичного вала не опирался на лепестки диафрагменной пружины.
6. Вставьте оправку в отверстие нажимного диска Снять сцепление можно и без оправки, но при этом надо придерживать ведомый диск – он может выпасть из кожуха сцепления. Оправку можно изготовить по размерам первичного вала или использовать вместо нее старый первичный вал.
7. Отверните шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику, заблокировав маховик отверткой. Для упора отвертки установите подходящий по диаметру болт.
8. Аккуратно снимите кожух сцепления вместе с ведомым диском.
9. Снимите верхнюю крышку картера сцепления с установочных штифтов, поверните ее и выньте из-за маховика
10. Отверните шесть болтов крепления маховика, зафиксировав его от проворачивания. Снимите стопорную пластину, придерживая маховик.
11. Снимите маховик с коленчатого вала.
12. Установите поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого проверните коленчатый вал ключом за болт до совпадения метки на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на передней крышке.
13. Снимите наконечники проводов со свечей зажигания.
17. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг от топливного насоса.
18. Отверните две гайки крепления топливного насоса.
19. Аккуратно снимите топливный насос, чтобы не повредить прокладку.
20. Осторожно снимите теплоизоляционную проставку со штоком, не повредив регулировочные прокладки.
21. Отверните болт с внутренним шестигранником крепления корпуса привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов).
22. Снимите корпус привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов).
23. Отверните три болта крепления передней крышки.
24. Снимите переднюю крышку.
25. Ослабьте затяжку гаек крепления генератора.
26. Поверните генератор к блоку.
27. Снимите ремень привода генератора.
28. Отверните болт крепления натяжной планки к блоку цилиндров.
29. Полностью отверните гайку крепления генератора.
30. Выньте болт, придерживая генератор, и снимите его с двигателя.
31. Отверните две колпачковые гайки крепления крышки клапанов.
32. Аккуратно снимите крышку клапанов вместе с уплотнительной прокладкой.
33. Ослабьте болт крепления шкива распределительного вала, удерживая его от проворачивания, для чего уприте отвертку в шпильку крепления задней крышки.
36. Снимите ремень с шкива распределительного вала, натяжного ролика и шкива водяного насоса.
37. Отверните болт крепления шкива распределительного вала и выньте его вместе с шайбой.
38. Аккуратно, чтобы не повредить сальник, спрессуйте с помощью съемника шкив распределительного вала и снимите его. При отсутствии съемника, воспользуйтесь двумя отвертками.
39. Снимите заднюю крышку.
40. Отверните четыре болта и гайку шпильки крепления задней крышки.
42. Снимите шкив коленчатого вала, зубчатый шкив и ремень ГРМ.
Чтобы зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, заверните два болта крепления маховика в отверстия фланца коленчатого вала и вставьте между ними большую отвертку или монтажную лопатку.
43. Отверните гайку крепления и отсоедините кронштейн от подводящей трубы водяного насоса.
44. Отверните десять болтов крепления головки блока специальным ключом под внутренний шестигранник.
48. Отверните два болта крепления и снимите подводящую трубу водяного насоса.
Предупреждение к операции 46
Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие инструменты. Чтобы оторвать головку от блока, вставьте отвертку под выпускной коллектор. Используя ее как рычаг, приподнимите головку.
49. Выньте водяной насос, подцепив его отверткой.
50. Переверните двигатель масляным картером вверх и отверните шестнадцать болтов крепления масляного картера.
51. Снимите масляный картер и уплотнительную прокладку.
Для снятия масляного фильтра воспользуйтесь специальным ключом. Если ключа нет, а фильтр не удается отвернуть руками, пробейте его корпус отверткой и отверните фильтр, пользуясь отверткой как рычагом.
52. Отверните масляный фильтр. Отверните два болта крепления приемника масляного насоса к крышке опоры коленчатого вала и болт крепления к масляному насосу.
53. Выньте трубку приемника из масляного насоса и снимите приемник.
54. Отверните шесть болтов крепления масляного насоса.
55. Снимите масляный насос, сдвинув его с носка коленчатого вала.
56. Отверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника.
57. Осторожно снимите держатель, отжав его отверткой от блока.
58. Отверните гайки крепления крышки шатуна.
59. Снимите крышку шатуна и вкладыш. Если демонтаж крышки затруднен, сбейте ее несильными ударами молотка.
60. Протолкните шатун с поршнем внутрь цилиндра так, чтобы шатун не касался его стенок. Иначе можно повредить зеркало цилиндра.
Расположение гаек крепления шатунов (стрелки белого цвета) и болтов крепления крышек коренных подшипников (стрелки красного цвета).
61. Осторожно выньте поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем из блока, стараясь не повредить зеркало цилиндра. Таким же образом выньте остальные поршни. Если вкладыши остались на валу, снимите их.