Полная диагностика двигателя ходовой

Как диагностировать ходовую автомобиля

Статья о диагностике ходовой части автомобиля — из чего состоит ходовая, виды, этапы и процесс диагностики. В конце статьи — видео о проверке ходовой своими руками.

Содержание статьи:

  • Варианты диагностики
  • Из чего состоит ходовая часть
  • Наиболее изнашиваемые «расходные» элементы ходовой части
  • Этапы диагностики ходовой части
  • Видео о проверке ходовой своими руками

Ходовая часть автомобиля предназначена для его перемещения и управления, а также для поглощения вибрационно-ударных нагрузок на кузов при движении по неровному дорожному покрытию. Поэтому диагностика «ходовой» является важнейшим и необходимым условием для комфортной и безопасной эксплуатации автомобиля.

Ведь именно «ходовая» является главной частью конструкции машины, от которой напрямую зависит комфортность езды и безопасность движения. На автомобиле можно ездить со многими неисправностями (электрики, кузова, двигателя), но именно из-за неисправностей в ходовой части машина может в буквальном смысле «развалиться посреди дороги».

Варианты диагностики

В общем и целом, диагностику ходовой части машины можно разделить на три варианта:

    Аварийная (экстренная) – когда при эксплуатации авто уже отчетливо слышен стук и лязганье в ходовой части, посторонний стук при повороте руля. Машина ведет себя неустойчиво на большой скорости, дает сильный крен на поворотах, «прыгает» на ямах. В момент торможения авто ведет в сторону, а при наборе скорости тянет в сторону руль. То есть, «ходовая» настолько изношена, что эксплуатация автомобиля становится некомфортной и небезопасной.

Плановая – когда диагностика «ходовой» запланирована на определенное время и проводится независимо от состояния автомобиля. Например, межсезонный диагностический осмотр, перед началом зимы или лета.

  • Предпокупочная – диагностика ходовой части подержанного автомобиля перед его покупкой.
  • Любой вариант диагностики ходовой части предполагает одинаковый набор действий, большинство из которых можно выполнить самостоятельно, без привлечения специалиста. Но, разумеется, прежде чем производить самостоятельную диагностику, нужно знать, что, где и как осматривать.

    Из чего состоит ходовая часть

    Ходовая часть состоит из комплекса узлов, элементов и механизмов, на которые от двигателя (через трансмиссию и привод) передается крутящий момент, в результате чего автомобиль перемещается по дороге. Основными элементами ходовой части являются:

    • несущий кузов (или рама);
    • подвески (передняя и задняя);
    • балки мостов;
    • колеса (с дисками и шинами).

    Дополнительно, в ходовой части находится еще множество вспомогательных механизмов и элементов: амортизаторы, шаровые опоры, рычаги, тормозные механизмы, пружины, пыльники, сайлентблоки и др. И каждый из этих элементов и механизмов выполняет свои отдельные функции для передвижения автомобиля, управления им, уменьшения колебаний и вибрационной нагрузки при движении по неровностям. Основная часть дополнительных элементов расположена на подвесках.

    Наиболее изнашиваемые «расходные» элементы ходовой части

    Наибольшему и быстрому износу подвержены следующие элементы ходовой части, которые еще называют «расходными»:

    • Шаровые опоры – крепления шарнирного типа, с помощью которых рычаг подвески крепится к колесной ступице.
    • Стабилизаторная стойка – тонкий шток, который имеет поворотные кулаки и соединяет концы стабилизатора поперечной устойчивости со средней частью подвески.
    • Амортизаторы, гидравлические стойки и пружины – являются буферными деталями между колесами и подвеской и служат для смягчения ударной нагрузки при движении по неровному дорожному покрытию.
    • Крепежные резиновые втулки – расположены в соединениях с болтами. Служат для поглощения ударной и вибрационной нагрузки и выполняют шарнирные функции.
    • Сайлентблоки – резинометаллические шарниры для рычагов подвески.
    • Резиновые чехлы (пыльники) – напоминают гармошку. Служат для защиты соединений от дорожной пыли и коррозии.
    • Сальники – резиновые кольца для предотвращения утечки масла в узлах.
    Читайте также:  Тест драйв больших минивэнов

    Также большому износу подвергаются подшипники и ступицы, значительно влияющие на управляемость автомобилем. Поэтому их также часто следует проверять.

    Этапы диагностики ходовой части

    Диагностику ходовой части автомобиля лучше разделить на два этапа:

    • При движении.
    • На месте (статично).

    Диагностика ходовой части при движении

    Диагностика «ходовой» при движении достаточно проста. Все, что требуется от водителя — это внимательность. Необходимо наблюдать за поведением автомобиля на скорости и при торможении, а также выявлять на слух посторонние нештатные звуки (стук, скрежет, скрип и т. д.) при движении по обычной хорошей и плохой грунтовой дороге. Например:

      При езде на большой скорости машина становится неустойчивой. Также ощущается увеличение люфта руля – проблемы с рулевой стойкой или с креплениями рулевых тяг.

    При движении по трассе автомобиль ведет в сторону – не отрегулирован сход-развал колес. Разное давление в шинах. Разные покрышки. Иногда причиной может стать деформированный кузов.

    При езде ощущается вибрация в руль – неправильно отбалансированы колеса. Изношенность или зажатость ступичных подшипников. Износ шарнир рулевого привода. Слабо затянуты колесные гайки. Деформирован колесный диск.

    При повороте руля в разные стороны, на скорости 20-30 км/в час, слышны щелчки или скрип – неисправен шарнир равных угловых скоростей (ШРУС, который часто называют «гранатой»). Также указанные звуки могут говорить о неисправности опорного подшипника.

    На поворотах ощущается сильный крен кузова – неисправна стабилизирующая система ходовой части.

    При торможении автомобиль уходит в сторону, увеличивается тормозной путь – сильно или неравномерно изношены тормозные колодки или барабаны.

    При движении по неровной (особенно грунтовой) дороге слышен стук в области колес, под крыльями кузова – изношена шаровая опора, неисправен амортизатор или износилась его резиновая крепежная втулка. Также может быть неисправна гидравлическая стойка («удар на вылет», когда из стойки вытекла жидкость). Возможна поломка пружины. Если стук слышен сзади, также вероятна неисправность амортизатора, пружины, резиновой крепежной втулки или задней стойки.

    Глухой стук при быстром ускорении – изношены и потеряли эластичность сайлентблоки.

    При движении по ровной дороге слышен гул – изношен подшипник ступицы.

  • Скрип при торможении на поворотах – неисправны амортизаторы или изношены стабилизаторные втулки.
  • Диагностика ходовой части на месте (статично)

    Для более тщательной самостоятельной диагностики «ходовой» потребуется смотровая яма (в гараже) или специальная эстакада (на улице). Также для проведения осмотра потребуются:

    • домкрат (или гидравлический подъемник);
    • обычная отвертка;
    • монтировка (или ломик-«фомка»);
    • фонарик;
    • перчатки.

    Если есть возможность, то лучше воспользоваться подъемником, как в автосервисе. Кроме того, желательно присутствие помощника. И, разумеется, днище автомобиля, и элементы ходовой части должны быть более-менее чистыми, чтобы при осмотре сверху не сыпалась грязь, а осматриваемые элементы были хорошо видны.

    1. Общую диагностику ходовой части лучше начинать с передней подвески, подняв крышку капота для осмотра верхних опор стоек. Здесь важно, чтобы машина стояла, а не висела, так как подвеска должна быть нагружена. Необходимо проверить зазор между чашкой и кузовом с помощью отвертки. Если отвертка свободно входит в зазор, а размер самого зазора составляет 1.5 см и более, то пришло время менять верхнюю подушку.

      Сразу же можно проверить подшипник опоры, взявшись рукой за шток и покачав передок в разные стороны. Если будет ощущаться люфт, значит, подшипник изношен и является источником стука при движении по неровной дороге. Особенно хорошо стук слышен при проезде через «лежачего полицейского».

      Заодно здесь же нужно проверить работоспособность амортизаторов и гидравлических стоек. Признаком их неисправности будет являться раскачка машины. Для выявления раскачки необходимо нажать сверху на крыло руками и резко отпустить. Если передок плавно вернулся в исходное положение, то проблем с амортизатором или стойкой нет. Если же передок сделал больше двух качений и запрыгал, как мячик, значит, есть проблема с амортизатором или гидравлической стойкой.

      Визуально неисправность стойки или амортизатора определяют по вытеканию из них жидкости. Также визуально (или через раскачку) можно определить износ резиновой крепежной втулки амортизатора, из-за которой также может происходить стук.

      Теперь машину нужно приподнять домкратом (или гидроподъемником, или на автосервисном подъемнике) и пошатать передние колеса «на излом». Таким способом можно обнаружить стук рулевой тяги, ее наконечника или шаровой опоры. Для более точного определения, где стучит и есть люфт, может потребоваться помощник. Пока один будет шатать колесо, второй на ощупь сможет определить точное место неисправности.

      Также критический износ шаровой опоры можно определить при раскачке руками рычага возле самой опоры. Если для определения люфта не хватает сил, то можно воспользоваться монтировкой (или ломиком). Для этого монтировку нужно вставить между кулаком и рычагом, после чего покачать. При исправной шаровой опоре люфта и стука быть не должно.

      Простое раскручивание колеса позволит определить износ подшипника ступицы. Если при вращении колеса будет гул или скрежет – подшипник нужно срочно менять.

      Диагностику задней подвески нужно начинать с колес, так же, как и спереди. Шаровые опоры и рулевые тяги сзади проверять не нужно, потому как их там нет. Ступичные подшипники проверяются также прокруткой и шатанием колеса «на излом». Если нет гула при вращении и люфта при шатании, то ступичный подшипник можно считать исправным.

      Далее следует проверить амортизаторы и стойки на предмет вытекания жидкости. Осмотреть пружины. Визуально просадка пружин заметна не всегда, но их поломку заметить нетрудно.

    2. На последнем этапе (или в процессе) осматриваются все резиновые элементы: сайлентблоки, пыльники (чехлы), крепежные втулки. На сайлентблоках не должно быть трещин и разрушений. Также они не должны давать чрезмерный люфт и легко продавливаться при смещении рычага с помощью монтировки.
    Читайте также:  Стуки при запуске двигателя субару

    Пыльники (имеют вид гармошки) также не должны иметь трещин и разрушений. Треснутый, но еще не порванный пыльник можно еще использовать некоторое время, но лучше его заменить как можно скорее. Иногда пыльники теряют эластичность, в результате чего из под них начинает просачиваться смазка. Такие пыльники (как и порванные) необходимо менять незамедлительно.

    Крепежные втулки не только принимают на себя ударные нагрузки, но и выполняют функции шарниров для подвижности элементов подвески. Соответственно, они подвержены разрушению и стиранию. Если выступающие края резиновой втулки (на тяге, рычаге подвески или проушине амортизатора) растрескались, значит, втулку необходимо заменить. Также втулка подлежит замене, если произошло смещение пальца от центра проушины к краю.

    Заключение

    Самостоятельная диагностика ходовой части автомобиля, несомненно, полезна и помогает сэкономить немалые средства. Ведь найдется немало автовладельцев, которые способны устранить неполадки в ходовой части самостоятельно.

    Однако следует помнить, что полноценная диагностика «ходовой» возможна только при наличии соответствующих знаний по устройству автомобиля и с использованием профессионального стендово-диагностического оборудования в условиях специализированной станции технического обслуживания.

    Видео о проверке ходовой своими руками:

    Как при покупке автомобиля правильно проверить двигатель и ходовую часть?

    При покупке подержанного автомобиля необходимо в обязательном порядке проводить проверку силового агрегата и ходовой части, что позволит избежать в последующем критических неисправностей.

    Беспроблемность использования подержанного автомобиля будет в первую очередь зависеть от качества выполненной диагностики при покупке такой машины. Автовладельцу необходимо подбирая понравившийся вариант осмотреть состояние кузова, двигателя и ходовой части. Поговорим поподробнее о том, как при покупке подержанного автомобиля проверить мотор и ходовую.

    Не нужно верить продавцу

    При покупке автомобиля с рук мы часто совершаем роковую ошибку. Покупатель верит на слово продавцу, полагаясь на его честность, когда бывший автовладелец утверждает, что никаких проблем с машиной у него не было. По его словам, ходовая, кузов и мотор с коробкой передач находятся в идеальном состоянии. Продавец будет утверждать, что он неизменно следил за машиной, выполнял своевременно её сервис, поэтому какие-либо поломки тут отсутствуют.

    Читайте также:  Рулевое управление грузового автомобиля ремонт

    Однако, в действительности, найти подержанный автомобиль, который будет находиться в идеальном состоянии, затруднительно. Чаще всего такую машину просто не продаст её владелец, а те экземпляры, которые продаются на рынке, имеют те или иные проблемы. В задачи покупателя входит подробная диагностика, в том числе на специализированных сервисах.

    Выполнив такую диагностику машины, можно быть полностью уверенным в отсутствии у неё критических неисправностей, также это даст возможность адекватного торга с продавцом. Чаще всего такая проверка выполняется уже за счёт покупателя, но если вам по-настоящему понравился тот или иной экземпляр, не стоит жалеть несколько тысяч рублей на его подробную диагностику, это позволит исключить в последующем какие-либо проблемы с двигателем, устранение которых обойдется уже в десятки и сотни тысяч рублей.

    Правильная проверка ходовой части

    Проверка ходовой части автомобиля выполняется на смотровой яме или специальном подъёмнике. Проводится визуальный осмотр, это позволит оценить состояние резьбовых соединений, необходимо удостовериться в отсутствии серьёзного окисления болтов и гаек. Если можно увидеть, свежие элементы крепления, то подобное говорит о недавно выполненном ремонте ходовой части.

    Нужно будет осмотреть состояние резиновых элементов подвески. Это всевозможные уплотнители, пыльники и втулки, их стоимость не слишком высока, но чтобы заменить такие детали требуется разобрать едва ли не половину подвески, а это уже сложная и дорогостоящая работа. Оцените состояние амортизаторов, которые не должны иметь подтёков масла. В последнем случае потребуется уже менять амортизаторы парой, при этом их стоимость достаточно высока.

    В рычажных соединениях с помощью палки или лома проверяют наличие лифта. Также осматривают и проверяют ступицу, для чего необходимо будет взяться за колесо двумя руками, раскачивая его в различных направлениях. При серьезном люфте необходима замена ступичного подшипника, тогда как это сложная и дорогостоящая работа.

    Обратите внимание на отсутствие подтёков по тормозным шлангам и шрусам. Наличие масляных капель будет свидетельствовать о существенном износе этих деталей, которые вскоре после покупки потребуют замены. Конечно, отказываться от приобретения такого автомобиля не следует, но нужно торговаться с продавцом, указывая на имеющиеся недостатки.

    Проверка двигателя

    Проверка двигателя начинается с его визуального осмотра, следует обратить внимание на наличие подтёков антифриза и масла. Если таковые имеются, это может свидетельствовать о плохом состоянии прокладок и сальников. Необходимо проверить антифриз и состояние масла, также удостоверьтесь в отсутствии на щупе пены и следов эмульсии. Последняя говорит о попадании внутрь мотора охлаждающей жидкости, восстановление такого силового агрегата обойдется в солидную сумму, часто потребуется менять головку блока цилиндров или уже весь двигатель.

    Нужно будет запустить мотор и прислушаться к его работе, не должно быть какой-либо вибрации и посторонних звуков. Такую проверку выполняют как на холостом ходу, так и под нагрузкой при нажатии педали газа. Обратите внимание на цвет выхлопа, который не должен иметь выраженного голубого или черного оттенка. Если мотор дымит сизым дымом, это говорит о проблемах с кольцами и цилиндрами, такой двигатель будет требовать капитального ремонта.

    Выводы

    При выборе подержанного автомобиля необходимо выполнить пристальную диагностику машины, в частности, проверяется самостоятельно или в условиях сервиса ходовая часть и двигатель. Не следует жалеть денег на такую диагностику, так как при появлении скрытых неисправностей затраты у автовладельца на их устранение будут по-настоящему огромными, при этом всех таких расходов можно было бы избежать, правильно выбрав автомобиль.

    Оцените статью