Автомобиль УАЗ-469
Двигатель УАЗ-469
Чтобы произвести ремонт двигателя УАЗ-469 своими руками, нужно во-первых знать, из каких узлов и деталей он состоит. (См. рис. ниже)
Схема двигателя уаз 469, узлы и детали (вид слева), запчасти: 1 — крышка коромысел; 2 — маслоизмерительный стержень; 3 — распределитель зажигания; 4 — стартер; 5 — картер сцепления; 6 — топливный насос; 7 — кронштейн подвески двигателя; 8 — головка блока цилиндров; 9 — насос системы охлаждения; 10 — фильтр тонкой очистки топлива; 11 — крышка маслоналивной горловины.
Схема двигателя уаз 469, узлы и детали (вид справа):1 — нижняя часть картера сцепления; 2 — сливной кран блока цилиндров: 3 — блок цилиндров; 4 — впускной трубопровод; 5 — край отопителя; 6 — карбюратор: 7 — выпускной коллектор; 8 — выпускной патрубок системы охлаждения; 9 — вентилятор; 10 — датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — генератор; 12 — датчик указателя давления масла; 13 — масляный фильтр; 14 — масляный картер двигателя.
Следует знать, что двигатель УАЗ-469 подлежит замене (снятию) при наличии аварийных повреждений (пробоины, задиры и риски на шейках коленчатого вала, заклинивание поршней, обрыв шатунов и т. д.), для устранения которых необходима замена или ремонт базовых и основных деталей.
Автолюбители
все полезное находится здесь
Устройство двигателя УАЗ
Двигатель
1 — маховик;
2 — монтажная проушина;
3 — кран отопителя;
4 — крышка головки блока цилиндров;
5 — впускной трубопровод;
6 — гайки шпилек крепления головки блока цилиндров;
7 — коромысло клапана;
8 — ось коромысел;
9 — патрубок вентиляции картера;
10 — головка блока цилиндров;
11 — пружины клапана;
12 — маслоотражательный колпачок;
13 — втулка клапана;
14 — крышка маслозаливной горловины;
15 — клапан;
16 — прокладка головки блока цилиндров;
17 — насос охлаждающей жидкости;
18 — штанга;
19 — толкатель;
20 — шкив вентилятора;
21 — распределительный вал;
22 — ведомая шестерня привода распределительного вала;
23 — демпфер крутильных колебаний; 24 — ступица шкива;
25 — шкив;
26 — болт шкива;
27 — манжета;
28 — ведущая шестерня привода распределительного вала;
29 — коленчатый вал;
30 — поддон картера;
31 — гильза цилиндра;
32 — поршень;
33 — пробка маслосливного отверстия;
34 — шатун;
35 — маслозаборник;
36 — масляный насос;
37 — блок цилиндров;
38 — выпускной коллектор;
39 — картер сцепления.
Расположение узлов и агрегатов в моторном отсеке
1 — жалюзи;
2 — воздухозаборный шланг;
3 — расширительный бачок;
4 — аккумуляторная батарея;
5 — электромагнитный клапан ЭПХХ;
6 — корпус воздушного фильтра;
7 — кран отопителя;
8 — крышка головки блока;
9 — крышка маслозаливной горловины;
10 — датчик-распределитель;
11 — катушка зажигания;
12 — карданный вал рулевого управления;
13 — вакуумный усилитель тормозов;
14 — главный тормозной цилиндр;
15 — главный цилиндр гидропривода выключения сцепления;
16 — насос омывателя ветрового стекла;
17 — бачок системы гидроусилителя руля;
18 — топливный фильтр тонкой очистки;
19 — насос гидроусилителя руля;
20 — натяжное устройство ремня привода насоса гидроусилителя руля;
21 — радиатор;
22 — корпус термостата;
23 — пробка радиатора.
Описание конструкции
На автомобиль устанавливают двигатели УМЗ-4178, -4179, -4218 или ЗМЗ-4021, -4104. Все они имеют в основном сходную конструкцию.
Двигатель — карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный, с двумя клапанами на цилиндр. Порядок работы цилиндров: 1-2-4-3.
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные, съемные (мокрого типа) или залитые в блок*. Уплотнение «мокрых» гильз по нижнему стыку обеспечивается прокладками из меди или резиновыми кольцами. К заднему торцу блока крепится болтами алюминиевый картер сцепления. Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены по два компрессионных и одному маслосъемному кольцу. Компрессионные кольца — чугунные, верхнее — хромированное, нижнее — луженое. Поршневые пальцы — плавающего типа, от осевого перемещения они удерживаются стопорными пружинными кольцами. Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения с разъемной нижней головкой, крышка которой крепится двумя болтами с гайками. В верхнюю (поршневую головку) шатуна запрессована бронзовая втулка.
* На двигателе УМЗ-4218.
Коленчатый вал чугунный, литой, полноопорный, с противовесами, динамически отбалансирован в сборе с маховиком и установлен в блоке цилиндров на пяти разъемных коренных подшипниках скольжения. Коренные и шатунные подшипники выполнены в виде вкладышей из стальной ленты с нанесенным на нее антифрикционным алюминиево-оловянным сплавом. От осевого смещения вал удерживается двумя упорными кольцами, которые установлены по обе стороны переднего коренного подшипника. Концы коленчатого вала уплотнены резиновыми манжетами*. На переднем носке коленчатого вала напрессована ступица, к которой болтами крепится шкив-демпфер.
Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава. В нее запрессованы чугунные седла и металлокерамические втулки клапанов. Головка крепится к блоку десятью шпильками с гайками через металлоасбестовую прокладку. С правой стороны к головке крепятся выпускной коллектор и впускной трубопровод.
Распределительный вал чугунный, установлен в расточенных отверстиях** нижней части блока цилиндров. На его переднем конце на шпонке установлена текстолитовая или полиамидная косозубая шестерня привода. Кулачки распределительного вала при его вращении воздействуют на цилиндрические толкатели, которые установлены в отверстиях блока. Штанги толкателей алюминиевые со стальными сферическими наконечниками приводят в действие коромысла клапанов, установленные на общей неподвижной стальной оси. На коротком плече коромысла имеется винт с контргайкой для регулировки зазора в приводе клапана. В отверстия коромысел запрессованы тонкостенные бронзовые втулки. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Каждый клапан снабжен двумя пружинами с правой и левой навивкой и установлен в металлокерамической направляющей втулке из спеченного медно-железо-графитового порошка с дисульфидом молибдена. Стержни клапанов уплотнены резиновыми маслоотражательными колпачками, которые препятствуют проникновению масла в камеры сгорания. Сверху головка блока закрыта штампованной стальной крышкой.
* На двигателях ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4104 задний конец коленчатого вала был уплотнен набивкой из асбестового шнура.
** На двигателях, выпущенных до 1996 г., распределительный вал устанавливался на антифрикционных втулках, запрессованных в блок цилиндров.
Система смазки комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки коромысел, верхние наконечники штанг толкателей. Шестерни привода распределительного вала и привода вспомогательных агрегатов смазываются струей масла, а остальные детали – разбрызгиванием. Стенки цилиндра дополнительно смазываются струей масла, которая выбрасывается из отверстия в нижней головке шатуна. Шестеренный масляный насос приводится в действие совместно с датчиком-распределителем зажигания винтовой передачей от распределительного вала. Корпус насоса алюминиевый, а его рабочие прямозубые шестерни изготовлены из металлокерамики. Масло забирается насосом из стального штампованного поддона картера через сетчатый маслозаборник, затем оно проходит насос, полнопоточный фильтр и подается в масляную магистраль. Давление масла в системе ограничивается редукционным клапаном. На двигателях ЗМЗ масляный фильтр – разборный, со сменным фильтрующим элементом. На двигателях УМЗ применяется неразборный масляный фильтр. В корпусе фильтра имеются перепускной и противодренажный клапаны. К масляной магистрали подсоединяются датчик сигнальной лампы аварийного давления масла (срабатывающий при падении давления до 0,4–0,8 кгс/см3) и датчик указателя давления масла. В систему смазки также встроен масляный радиатор с краном. Радиатор включен параллельно основному потоку масла и устанавливается перед радиатором системы охлаждения. При открытом кране часть масла проходит через радиатор, охлаждается и сливается в поддон. Кран радиатора следует открывать при температуре воздуха свыше 20° С и (независимо от температуры) при движении в тяжелых дорожных условиях.
Система вентиляции картера – закрытая, принудительная с отводом картерных газов в систему впуска через маслоотделитель с регулятором разрежения.
Силовой агрегат (двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач и раздаточной коробкой) крепится к раме автомобиля на четырех опорах, две из которых размещены по бокам блока цилиндров. На две другие опирается пластина, установленная между коробкой передач и раздаточной коробкой.
Поперечный разрез двигателя УАЗ
Рис. Поперечный разрез двигателя УАЗ: 1. Картер масляный; 2. Вал коленчатый; 3. Шестерня распределительная на коленчатом вале; 4. Шестерня распределительная пластмассовая; 5. Шпонка сегментная; 6. Метки установочные; 7. Шпонка призматическая; 8. Трубка нагнетательная масляного насоса; 9. Крышка подшипника шатуна; 10. Крышка коренного подшипника коленчатого вала; 11. Прокладка масляного картера; 12. Усилитель крепления картера сцепления; 13. Картер сцепления (верхняя часть); 14. Масляный фильтр; 15. Штуцер масляного фильтра; 16. Шатун; 17. Палец поршня; 18. Рычаг привода управления сливным краном; 19. Поршень; 20. Кольцо маслосьемное поршня; 21. Кольца компрессионные поршня; 22. Блок цилиндров двигателя; 23. Гильза цилиндра; 24. Седло вставное спускного клапана; 25. Коллектор выпускной; 26. Прокладка выпускного коллектора; 27. Впускная труба; 28. Канат впускной трубы; 29. Прокладка впускной трубы; 30. Головка блока цилиндров двигателя; 31. Втулка направляющая клапана; 32. Пружина клапана; 33. Колпачок маслоотражательный клапана; 34. Клапан впускной; 35. Тарелка пружины клапана; 36. Сухарь клапана; 37. Крышка коромысел клапанов; 33. Крышка маслоналивной горловины; 39. Коромысло клапана; 40. Ось коромысел клапанов; 41. Гайка; 42. Винт регулировочный; 43 Стойка оси коромысел; 44. Штанга; 45. Прокладка крышки коромысел; 49. Свеча зажигания; 50. Провод высокого напряжения; 51. Трубопровод вакуумного регулятора зажигания; 52. Распределитель зажигания; 53. Прокладка; 54. Крышка коробки толкателей; 55. Толкатель клапана; 56. Муфта соединительная; 57. Привод распределителя зажигания; 58. Валик привода; 59. Реле электромагнитное тяговое стартера; 60. Втулка; 61. Шестерня ведомая привода масляного насоса; 62. Стартер; 63. Валик привода промежуточный; 64. Ось ведушей шестерни масляного насоса; 65. Картер сцепления (нижняя часть); 66. Насос масляный; 67. Маслоприемник; 68. Пробка маслосливная картера двигателя; 69. Кронштейн; 70. Шайба; 71. Колпак защитный; 72. Подушка верхняя; 73. Кронштейн передний подвески двигателя; 74. Шайба; 75. Болт; 76. Подушка нижняя; 77. Гнездо; 78. Втулка распорная; 79. Пластина; 80. Поперечина; 81. Кронштейн; 82. Кронштейн; А — метки установочные на распределительных шестернях; В — подвеска передняя двигателя; В — подвеска задняя двигателя автомобилей семейства УАЗ-31512; Г — подвеска задняя двигателя автомобилей семейства УАЗ 3741
ДИАГРАММА ФАЗ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ:
- Открытие впускного клапана
- Закрытие выпускного клапана
- Продолжительность впуска 256″
Конструктивные особенности двигателей УАЗ.
© Издание, «Атласы автомобилей», 2001
© Содержание, Березин Е.Б., Федорочев А.А., Чепрасов В.Н., Шиян Г.В., 2001
Отличительной особенностью семейства двигателей с рабочим объемом 2,9 л является оригинальная конструкция алюминиевого блока цилиндров с залитыми тонкостенными гильзами из чугуна (патент РФ № 2146183 с приоритетом от 01 нюня 1998 г.)
Применение блока указанной конструкции позволило увеличить диаметр цилиндра с 92 мм до 100 мм при сохранении межцилиндрового расстояния 116 мм (как на двигателях с рабочим объемом 2,5 л), обеспечить при этом значительное увеличение жесткости блока цилиндров по сравнению с блоком, имеющим «мокрые» гильзы, и практически полностью исключить овализацию гильз в процессе эксплуатации, что существенно повысило ресурс цилиндро-поршневой группы и снизило эксплуатационный расход масла.
Сохранение межцилиндрового расстояния позволило сохранить взаимозаменяемость значительной части основных деталей и узлов нового двигателя с двигателями рабочего объема 2,5 л.
В целях снижения массы поршня уменьшено на 7 мм расстояние от днища поршня до оси поршневого пальца. Соответственно на 7 мм увеличена длина шатуна, в результате чего уменьшились усилия, действующие на боковую поверхность поршня, что привело в итоге к снижению интенсивности износа юбок поршней и рабочих поверхностей гильз цилиндров.
Для применения унифицированной головки блока цилиндров на двигателях 2,5 л и 2,9 л часть объема камеры сгорания (около 12 см 3 ) выполнена в днище поршня в виде усеченного конуса. Такое разделение объема камеры сгорания на две части улучшило процесс сгорания и детонационные характеристики двигателя, что, в свою очередь, обеспечило устойчивую работу двигателя в более широком диапазоне изменения октанового числа бензина и угла опережения зажигания.
Повышена эффективность системы охлаждения за счет установки насоса системы охлаждения с увеличенной на четверть производительностью и повышенным давлением подачи. Подача охлаждающей жидкости от насоса осуществляется в блок цилнндров.
Двигатели 4215.10, устанавливаемые на автомобили семейства «ГАЗель», имеют отдельный от насоса системы охлаждения (автономный) привод вентилятора с устройством для натяжения ремня.
На двигателях всех модификаций устанавлинаются коленчатые валы с закалкой коренных и шатунных шеек токами высокой частоты (ТВЧ). Это обеспечивает надежную работу коренных и шатунных подшипников в течение не менее 250-ЗОО тыс. км пробега без смены вкладышей.
Задняя часть коленчатого вала уплотняется самоподжимным резиновым сальником, что исключает проникновение масла из масляного картера в полость картера сцепления.
Двигатели 421.10-ЗО для автомобилей семейства УАЗ-3160 и 4215.10 для автомобилей семейства «ГАЗель» комплектуются чугунными распределительными валами с отбелом кулачков, что значительно увеличило ресурс пары кулачок — толкатель. При этом на впускном и выпускном клапанах применяются по две пружины, что существенно повышает надежность работы газораспределительного механизма. В дальнейшем все модификации выпускаемых двигателей будут иметь аналогичную комплектацию.
Конструкция двигателей 4178.10.с рабочим объемом 2,5 л достаточно хорошо известна. В данном разделе остановимся лишь на тех изменениях, которые претерпел двигатель в последние годы.
1. Система охлаждения выполнена по циркуляционной схеме аналогично схеме двигателя 421.10: подача охлаждающей жидкости в блок, выход — через головку в корпус термостата. Прежняя система охлаждения предусматривала принудительную подачу жидкости через водораспределительную трубу в рубашечное пространство головки с выходом из головки через корпус термостата. Охлаждаемая полость головки связана с рубашкой блока протоками, через которые происходит обмен жидкостью между блоком и головкой только за счет термосифонного эффекта.
Переход на единую схему системы охлаждения на двигателях с рабочим объемом 2,9 и 2,5 л позволил унифицировать на этих двигателях насосы, корпусы термостатов, головки блока цилиндров.
2. Все двигатели комплектуются коленчатыми валами с уплотнением задней части самоподжимной резиновой манжетой. Коленчатые валы имеют закалку коренных и шатунных шеек токами высокой частоты.
3. На части двигателей вместо карбюратора К151В применяется карбюратор 4178.1107010, разработанный специально для двигателя 4178.10 ОАО «ДААЗ» на базе карбюратора автомобиля «ОКА». Карбюратор обеспечивает более стабильные выходные характеристики двигателей на всех режимах, в том числе более устойчивую работу на холостом ходу.
Выпускаемые в настоящее время двигатели с объемом цилиндров 2,5 и 2,9 л по внешнему виду практически не отличаются. Различить их можно только по оформлению стенки блока цилиндров со стороны выпускного коллектора: на двигателях с объемом цилиндров 2,9 л стенки рубашки каждого цилиндра имеют выпуклую форму со стальными заглушками диам. 45 мм, запрессованными в специальные гнезда.
Общие виды двигателей с карбюраторной системой питания, а также их продольный и поперечные разрезы показаны на рис. 2.1 — 2.6. Двигатели с электронным впрыском бензина представлены на рис. 2.7 и 2.8.
Рис. 2.1. Двигатели 421.10, 4178.10 (вид спереди): 1 — шкив демпфера коленчатого вала; 2 — датчик указателя давления масла; 3 — датчик аварийного давления масла; 4 — штуцер отбора разрежения на вакуумный усилитель тормозной системы; 5 — патрубок отвода охлаждающей жидкости в радиатор; 6 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 7 — корпус термостата; 8 — патрубок подвода охлаждающей жидкости из радиатора
Рис. 2.2. Двигатели 421.10,4178.10 (вид слева): 1 — фильтр тонкой очистки топлива; 2 — крышка маслозаливной горловины; 3 — указатель уровня масла; 4 — крышка коромысел; 5 — головка блока цилиндров; 6 — датчик-распределитель зажигания; 7 — стартер; 8 — картер сцепления; 9 — нижняя часть картера сцепления; 10 — топливный насос; 11 — кронштейн подвески; 12 — регулятор разрежения в картере
Рис. 2.3. Двигатель 421.10 (вид справа): 1 — сливной краник блока цилиндров; 2 — блок цилиндров; 3 — выпускной коллектор; 4 — заслонка подогрева выпускной трубы; 5 — впускной коллектор; 6 — карбюратор; 7 — генератор; 8 — масляный фильтр; 9 — пробка сливного отверстия масляного картера
Рис. 2.4. Двигатель 4215.10 (вид спереди): 1 — шкив демпфера коленчатого вала; 2 — корпус привода вентилятора со шкивом привода; 3 — шкив насоса системы охлаждения; 4 — штуцер отбора разрежения к вакуумному усилителю тормозной системы; 5 — клапан рециркуляции отработавших газов; 6 — шланги подвода разрежения от карбюратора к клапану рециркуляции; 7 — шланг малой ветви вентиляции картера; 8 — штуцер для подсоединения шланга вентиляции картера к воздушному фильтру; 9 — штуцер для подсоединения пароотводящего шланга от расширительного бачка; 10 — гайка фиксации положения натяжителя привода вентилятора; 11 — рычаг натяжителя ремня; 12 — натяжитель ремня со шкивом
Рис. 2.5. Двигатель 421.10 (продольный разрез)
Рис. 2.6. Двигатель 421.10 (поперечный разрез): 1 — канал главной масляной магистрали; 2 — масляный фильтр; 3 — выпускной коллектор; 4 — впускная труба; 5 — штуцер отбора разрежения на вакуумный усилитель тормозной системы; 6 — карбюратор; 7 — кран подачи охлаждающей жидкости к радиатору системы отопления салона; 8 — привод распределителя и масляного насоса; 9 — масляный насос
Рис. 2.7. Двигатели 4213.10 и 420.10 (вид спереди): 1 — шкив демпфера с диском синхронизации; 2 — датчик положения коленчатого вала (синхронизации); 3 — впускная труба; 4 — датчик температуры охлаждающей жидкости (в системе электронного регулирования); 5 — ресивер; 6 — регулятор добавочного воздуха; 7 — дроссельный узел; 8 — датчик температуры воздуха на впуске; 9 — шланги подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 10 — катушки зажигания; 11 — датчик положения распределительного вала (фазы)
Рис. 2.8. Двигатель 4213.10 (вид справа): 1 — регулятор давления бензина; 2 — шланг подвода разрежения от ресивера к регулятору давления бензина; 3 — датчик детонации; 4 — регулятор добавочного воздуха; 5 — топливопровод с форсунками; 6 — дроссельный узел; 7 — датчик температуры охлаждающей жидкости (в системе электронного регулирования); 8 — датчик указателя давления масла; 9 — датчик аварийного давления масла; 10 — датчик положения коленчатого вала; 11 — шкив демпфера с диском синхронизации
Как уже указывалось ранее, двигатель с рабочим объемом 2,9 л по достаточно большому числу деталей унифицирован с двигателями с рабочим объемом 2,5 л, например, по деталям и узлам системы смазки, газораспределительного механизма, некоторым деталям кривошипно-шатунного механизма и т. д. В то же время некоторые детали и узлы двигателя с объемом 2,9 л нашли применение на двигателях с рабочим объемом 2,5 л, например, головка блока цилиндров, детали и узлы системы охлаждения, сцепление и т. д., что привело к дальнейшему совершенствованию их конструкции и, одновременно, позволило добиться большей унификации двигателей.
Далее в этой главе более подробно рассматривается устройство этих и других деталей и узлов на примере, в основном, двигателей с рабочим объемом 2,9 л.
Одновременно, в необходимых случаях, отмечается применяемость этих деталей и узлов по базовым моделям двигателей.