- Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора
- Классификация тормозных жидкостей для транспортных средств
- Жидкость тормозная DOT-4 0.91л ТОСОЛ-СИНТЕЗ
- Жидкость тормозная DOT-4 1л CASTROL
- Жидкость тормозная DOT-4 1л LIQUI MOLY
- Жидкость тормозная DOT-4 0.91кг ЛУКОЙЛ
- Приспособление для замены тормозной жидкости пневматическое ROCKFORCE
- Жидкость тормозная DOT-4 1л BOSCH
- Жидкость тормозная DOT-4 0.455кг ТОСОЛ-СИНТЕЗ
- Жидкость тормозная DOT-4 1л TOYOTA OE
- Жидкость тормозная DOT-4 1л FORD OE
- Жидкость тормозная DOT-4 1л NISSAN OE
- Маркировка тормозных жидкостей
- Характеристики и особенности тормозных жидкостей
- Применимость тормозных жидкостей
- Совместимость тормозных жидкостей
- Как выбрать тормозную жидкость
- Рекомендации по подбору тормозной жидкости для автомобиля
- Основные критерии выбора тормозной жидкости
- Классы тормозной жидкости
- Рекомендации автопроизводителя
Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора
Тормозная жидкость — одна из технических жидкостей, к выбору и покупке которой следует подходить с особой тщательностью. О том, что такое тормозная жидкость, какой она бывает, и как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля — читайте в этой статье.
Классификация тормозных жидкостей для транспортных средств
Как и любые другие технические жидкости, тормозная жидкость производится в соответствии с международными и отечественными стандартами. Сегодня большинство производителей придерживается двух основных стандартов:
— Спецификация FMVSS №116 — разработана Департаментом транспорта США (USDOT). В соответствии с этой спецификацией тормозная жидкость делится на классы от DOT-1 до DOT-5;
— Спецификации SAE J1703 и SAE J1704 — разработаны в Обществе автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).
За основу чаще всего берется американский стандарт, тормозная жидкость по SAE встречается значительно реже, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим классификацию тормозной жидкости именно по DOT. Также существуют жидкости на основе минерального масла, изготавливаемая по другим стандартам, однако она практически не применяется на автотранспорте, и здесь мы ее рассматривать не будем.
Жидкость тормозная DOT-4 0.91л ТОСОЛ-СИНТЕЗ
Жидкость тормозная DOT-4 1л CASTROL
Жидкость тормозная DOT-4 1л LIQUI MOLY
Жидкость тормозная DOT-4 0.91кг ЛУКОЙЛ
Приспособление для замены тормозной жидкости пневматическое ROCKFORCE
Жидкость тормозная DOT-4 1л BOSCH
Жидкость тормозная DOT-4 0.455кг ТОСОЛ-СИНТЕЗ
Жидкость тормозная DOT-4 1л TOYOTA OE
Жидкость тормозная DOT-4 1л FORD OE
Жидкость тормозная DOT-4 1л NISSAN OE
Стандарт DOT предусматривает три группы тормозных жидкостей:
- DOT-1, DOT-2 — в настоящее время практически вышли из употребления;
- DOT-3, DOT-4 — наиболее популярные тормозные жидкости на основе полиэтиленгликоля;
- DOT-5 — жидкость на силиконовой основе;
- DOT-5.1 — модифицированный вариант DOT-4, имеющая улучшенные характеристики.
Сразу следует заметить, что жидкости DOT-5 и DOT-5.1, несмотря на схожесть в маркировке, имеют совершенно разный состав и характеристики, и заливать одну вместо другой недопустимо.
Каждый тип тормозной жидкости делится на две группы:
- Для автомобилей без АБС;
- Для автомобилей с АБС.
Назначение жидкости обязательно указывается на ее упаковке, а также может быть указание и в маркировке, например — DOT-4/ABS.
В России зачастую можно встретить еще несколько типов тормозных жидкостей — DOT-4.5, DOT-4+, DOT-4* и им подобные, однако в оригинальном американском стандарте таких классов нет, и чаще всего это маркетинговый ход производителей для привлечения дополнительной прибыли.
Маркировка тормозных жидкостей
Марка и основные характеристики тормозной жидкости указываются на упаковке, причем тип жидкости по DOT обязательно указан крупным шрифтом. Также в соответствии со своим типом жидкость имеет определенную окраску:
- DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 — желтый (с градациями от светло-желтого до светло-коричневого);
- DOT-5 — розовый/красный;
Окраска позволяет сразу определить вид жидкости, предотвращает ошибку в выборе или случайное смешивание разных жидкостей.
Характеристики и особенности тормозных жидкостей
Основные характеристики и особенности тормозных жидкостей различных типов представлены в таблице:
DOT-3 | DOT-4 | DOT-5.1 | DOT-5 | |
Основа | Полиэтиленгликоль (реже — полиалкиленгликоль) в сочетании с полиэфирами борной кислоты и присадками | Силикон с пакетом присадок | ||
Гигроскопичность | Значительная, поглощает воду в больших количествах (в первый год эксплуатации масса воды в жидкости может превышать 2%) | Меньшая, чем у DOT-3 | Значительная, но не более 2% в первый год эксплуатации | Не поглощает воду |
Способность к аэрации (насыщению воздухом) | Слабое поглощение воздуха | Значительное поглощение воздуха | ||
Отношение к лакокрасочным покрытиям | Разъедает краску | Безопасна для красок | ||
Отношение к резиновым деталям | Разъедает резиновые детали | Безопасны для резиновых деталей | ||
Температура кипения (для «сухой» жидкости — еще не впитавшей воду) | 205°C | 230°C | 275°C | 250°C |
Вязкость | Высокая | Высокая (чуть ниже, чем у DOT-3) | Низкая | |
Срок службы | 1-2 года | Около 2-х лет (не более 50 000 км пробега) |
Следует заметить, что жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 поглощают влагу таким образом, что она равномерно распределяется по всему объему, поэтому постепенно на металлических поверхностях идут процессы коррозии низкой интенсивности (хотя в системе с DOT-3 магистрали и металлические изделия корродируют быстрее). Силиконовая жидкость DOT-5 совершенно не поглощает влагу, поэтому любая вода, попавшая в систему, в конечном итоге каплями скапливается в ее нижних точках — в тормозных цилиндрах, вызывая интенсивную локальную коррозию.
Применимость тормозных жидкостей
Жидкости имеют различные характеристики, что обуславливает их применение.
DOT-3 — наиболее дешевая и довольно универсальная жидкость. Чаше всего используется в легковых и грузовых автомобилях ранних годов выпуска с барабанными тормозами (и с передними дисковыми), которые не подвергаются слишком активной эксплуатации.
DOT-4 — чуть более дорогая, но наиболее универсальная тормозная жидкость, которая используется в легковых и грузовых автомобилях практически любых типов и возрастов с дисковыми тормозами. Благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, обеспечивая незначительные утечки.
DOT-5.1 — одна из самых дорогих и наиболее требовательных к эксплуатации жидкостей. Вследствие низкой вязкости используется на новых автомобилях, не рекомендуется применять на автомобилях с изношенной тормозной системой — в этом случае будет наблюдаться значительная утечка. Также данная жидкость пригодна для применения в мощных скоростных автомобилях, где важна высокая скорость отклика тормозной системы.
DOT-5 — наиболее дорогая жидкость, имеющая ограниченное применение. Обычно ее выбирают для автомобилей с небольшим годовым пробегом, а также для транспортных средств, эксплуатируемых в условиях очень высокой (и даже экстремальной) влажности. И жидкости DOT-5 вследствие невозможности поглощения воздуха и воды (образуются пузырьки воздуха и капли воды), недопустимы для применения на транспортных средствах с АБС.
Совместимость тормозных жидкостей
При замене тормозных жидкостей следует знать об их совместимости. В общем случае нужно придерживаться двух рекомендаций:
- Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 совместимы друг с другом;
- Жидкости DOT-5 не совместимы ни с какими другими жидкостями.
Первые три жидкости имеют гликолевую основу, да и состав присадок у них похожий, поэтому они в целом совместимы. Жидкость DOT-5 имеет силиконовую основу, и при смешивании с гликолевыми жидкостями происходят сложные химические реакции, в результате которых получившаяся смесь полностью теряет свои качества.
Однако и в отношении DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 тоже лучше не рисковать. Разные производители применяют неодинаковые пакеты присадок, которые при смешивании могут вступать в конфликт. Поэтому допускается смешивать жидкости различных типов в пределах одного бренда.
Как выбрать тормозную жидкость
Есть ряд критериев подбора тормозных жидкостей для транспортных средств:
- Рекомендации производителя транспортного средства;
- Тип, масса и мощностные характеристики транспортного средства;
- Пробег и состояние тормозной системы транспортного средства.
В новые легковые автомобили сегодня чаще заливается жидкость DOT-4 и DOT-5.1 (жидкости типа DOT-3 уже используются значительно реже) — при эксплуатации в первые 3-5 лет не стоит менять жидкость, регулярно заливая именно тот тип и марку, что рекомендована производителем. На грузовых автомобилях, автобусах и спецтехнике чаще применяется DOT-4, а DOT-5.1 является скорее исключением.
В автомобили возрастом от 5 лет и со значительным пробегом не имеет смысла заливать маловязкие жидкости DOT-5.1 без предварительного обслуживания тормозной системы с заменой всех изношенных деталей. Такая замена требует некоторых затрат времени и средств, поэтому проще и дешевле (а главное — без ухудшения работы системы и без снижения безопасности) использовать жидкости DOT-4.
Автомобили ранних годов выпуска наиболее часто предназначены для работы с жидкостями DOT-3, и в большинстве случаев менять ее на DOT-4 не рекомендуется. Эта жидкость имеет высокую вязкость, она дешевая, и лишь периодически следует менять резиновые уплотнители в тормозной системе — так автомобиль прослужит еще много лет.
Если на автомобиле применяется силиконовая тормозная жидкость DOT-5, то менять ее на другую не рекомендуется, и лучше использовать именно то, что изначально залито на заводе-производителе. Не следует без особой необходимости производить и обратную замену (переходить с гликолевой жидкости на силиконовую), а если на автомобиле есть ABS (встретить современную машину без этой системы сегодня почти невозможно), то такая замена и вовсе запрещена. Если же замена жидкости производится, то предварительно необходимо полностью прочистить тормозную систему от остатков гликолевой жидкости, заменить изношенные детали (что препятствует попаданию в систему воды и воздуха), и лишь затем заливать DOT-5 с последующей тщательной прокачкой.
При покупке новой жидкости выбирайте упаковку того объема, который полностью уйдет на заполнение системы — тормозная жидкость (особенно DOT-3) недолго хранится во вскрытой упаковке, и использовать ее повторно уже не получится, а деньги на лишний объем будут потрачены.
При правильном выборе и покупке тормозной жидкости тормозная система автомобиля будет работать надежно и эффективно, обеспечивая безопасность движения во всех условиях.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.
Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.
На всех механических транспортных средствах помимо основных указателей поворота должны присутствовать вспомогательные огни — боковые повторители поворота. Все о повторителях, их классификации, устройстве, характеристиках и работе, а также о подборе и замене данного типа приборов — читайте в статье.
Рекомендации по подбору тормозной жидкости для автомобиля
Тормозная жидкость (ТЖ) — одна из основных рабочих жидкостей авто. Она заполняет систему гидропривода сцепления и управления тормозами и обеспечивает передачу усилия от главного тормозного цилиндра к колесным механизмам. Как только нога водителя нажимает на педаль тормоза, в главном тормозном цилиндре создается давление, которое через тормозную жидкость передается на колодки, прижимая их к тормозным дискам или барабанам. Тормозная жидкость напрямую влияет на безопасность езды — от ее качества и рабочих характеристик зависит эффективность торможения. В зависимости от вида, в состав входят полигликоли, гликоли, сложные эфиры, один из видов ТЖ выпускается на основе силиконов.
Основные критерии выбора тормозной жидкости
Чтобы обеспечить надежную работу тормозов в любых дорожных и погодных условиях, тормозная жидкость должна удовлетворять специфическим требованиям.
- Высокая температура кипения. В процессе торможения жидкость в цилиндрах разогревается до высоких температур. Если точка кипения будет достигнута, образуются пробки пара, которые снижают передаваемое на колеса усилие. При этом педаль начинает проваливаться, а эффективность торможения резко падает.
- Стабильная вязкость на протяжении всего срока эксплуатации. При увеличении вязкости затрудняется передача усилия и возрастает время срабатывания тормозов.
- Нейтральность к материалам уплотнений. Разбухшие под воздействием агрессивных составов манжеты мешают движению поршней в цилиндрах, а при потере эластичности уплотнений нарушается герметичность всей системы и происходят утечки.
- Высокие морозоустойчивые характеристики. ТЖ не должна изменять консистенцию даже в сильные морозы. Загустевшая при минусовых температурах жидкость плохо передает усилие, увеличивая время срабатывания тормозов. При полном замерзании блокируется вся тормозная система.
- Смазывающие свойства. Они позволяют снизить износ рабочих поверхностей поршней и тормозных цилиндров.
- Особого внимания заслуживает гигроскопичность. Тормозные жидкости в процессе эксплуатации способны вытягивать воду из воздуха через компенсационное отверстие в крышке бачка. У «мокрых» составов снижается температура кипения и уменьшаются смазывающие свойства.
Классы тормозной жидкости
Для классификации тормозных жидкостей чаще всего используется стандарт системы безопасности, разработанной департаментом транспорта США — FMVSS 116 (DOT). Классы по стандарту DOT сформированы в соответствии с составом, определенным набором свойств и назначением тормозной жидкости. Для того чтобы упростить автовладельцам выбор оптимального типа ТЖ, компания ЛУКОЙЛ и другие производители ГСМ сразу указывают в названии тормозной жидкости класс DOT.
Класс объединяет ТЖ на гликолевой основе, предназначенные для использования в гидроприводах автомобилей с барабанными или с дисковыми передними тормозами. Температура кипения должна быть не менее +205°С, вязкость при −40°С — от 1500 сСт. Срок эксплуатации — 1-1.5 года.
Полностью отвечающая стандартам класса тормозная жидкость ЛУКОЙЛ DOT-3 имеет температуру кипения +231°С. Она устойчива к окислению, инертна к металлическим и резиновым деталям, обладает высокой морозостойкостью. Рекомендуемый рабочий интервал — 1 год.
К этому классу относятся составы на основе сложных эфиров или полиэтиленгликолей со специальными добавками, способными связывать воду, попадающую в ТЖ из воздуха. Они предназначены для всех видов современных автомобилей с передними дисковыми тормозами. Температура кипения должна составлять не менее +230°С, вязкость при −40°С — от 1800 сСт, срок службы — около 2 лет.
В этом классе компания ЛУКОЙЛ производит высококачественную тормозную жидкость ЛУКОЙЛ DOT-4 для автомобилей отечественного и зарубежного производства. Температура кипения — +255°С, рекомендованный интервал замены — 2 года или 40 000 км пробега.
ТЖ на основе гликолей ЛУКОЙЛ DOT-4 class 6 с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Обладает высокой термической стабильностью, обеспечивает безопасное торможение в широком температурном диапазоне. Предназначена для современных авто с дисковыми тормозами, в том числе с системами ASC, ABS, TSC, ESP. Температура кипения составляет +263°С.
К этому классу относятся продукты на силиконовой основе с высокой рабочей температурой и низкой вязкостью. Они применяются на автомобилях, эксплуатируемых в режиме интенсивной экстремальной езды с частыми разгонами и торможениями. Температура кипения должна быть не менее +280°С. Такие жидкости негигроскопичны и полностью нейтральны, в том числе и к лакокрасочным покрытиям. Рекомендованный интервал замены — 5 лет.
Существуют также промежуточные модификации между четвертым и пятым классами, отличающиеся набором присадок. Все тормозные жидкости третьего, четвeртого и промежуточных классов можно смешивать между собой. Продукты класса DOT-5 категорически запрещено смешивать с другими ТЖ.
Рекомендации автопроизводителя
При выборе тормозной жидкости в первую очередь следует учитывать рекомендации автопроизводителя. Узнать класс используемой в транспортном средстве ТЖ и рекомендованный интервал замены можно в руководстве по обслуживанию и эксплуатации конкретной марки автомобиля или в автомагазине — по VIN-коду вашей машины. В ряде моделей класс указан под крышкой бачка тормозной жидкости.
Официальный интернет-магазин ЛУКОЙЛ предлагает оригинальные тормозные жидкости для легковых автомобилей. Качество товара гарантировано, продукция поставляется напрямую со склада производителя. Подпишитесь на наши новости, чтобы не пропустить скидки и специальные предложения.