Грузоподъемные краны и устройства
Добрый день, дорогие друзья.
Сегодняшняя тема грузоподъемным кранам и устройствам. В ней рассматриваются общие сведения о грузоподъемных кранах, устройствах, типов кранов, основные их характеристики (грузоподъемность, вылет, грузовой момент, высота подъема, пролет, глубин опускания, скорость перемещения).
Более подробно рассмотрены — стреловые самоходные краны, башенные краны, мостовые краны, козловые краны, кабельные краны, вертолетные краны, портальные краны. Из устройств — крюковые подвески кранов, их назначение и браковка, грузоподъемные устройства, приборы и устройства безопасности, применяемые на грузоподъемных кранах, нормы браковки элементов грузоподъемных машин.
Рассмотрены основные аварийные ситуации и несчастные случаи при работе с грузоподъемными кранами.
Общие сведения
По конструкции грузоподъемные краны подразделяются на следующие типы:
- стреловые, у которых грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле (башенные, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные, трубоукладчики, мачтовые, консольные, настенные, краны-манипуляторы);
- мостовые, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке или тали, перемещающейся по мосту (мостовые, козловые, полукозловые);
- кабельные, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах (кабельные, кабельно-мостовые).
Грузоподъемные краны также подразделяются:
- по виду грузозахватного органа (крюковые, грейферные, магнитные, штыревые, литейные, траверсные, копровые, закалочные, контейнерные и др.);
- возможности перемещения (стационарные, самоподъемные, переставные, передвижные, прицепные, самоходные);
- виду ходового устройства (на гусеничном ходу, на колесном ходу, автомобильные, на спецшасси автомобильного типа, пневмоколесные, рельсовые, железнодорожные, шагающие, плавучие);
- виду привода (ручные, электрические, механические, гидравлические, комбинированные, пневматические).
Грузоподъемные краны имеют следующие основные параметры.
- Грузоподъемность крана (Q, т) — наибольшая допустимая масса поднимаемого груза, включая массу съемного грузоподьемного приспособления, на подаем которой рассчитан кран в заданном режиме работы.
- Вылет (L, м) — расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа.
- Момент грузовой (М, т м) — произведение величины вылета и соответствующей ему грузоподъемности: М= QL.
- Высота подъема — расстояние по вертикали от уровня пола до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.
- Пролет — расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа.
- Глубина опускания — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении (она равна 5 м в рабочем положении),
- Скорость подъема (опускания) груза — скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения.
- Скорость передвижения крана (тележки) и скорость передвижения крана (тележки) в установившемся режиме движения.
Основные параметры крана указываются в его паспорте и должны найти отражение в производственных инструкциях для крановщиков и стропальщиков.
На грузоподъемных машинах применяются следующие тормоза:
- ленточные — торможение осуществляется за счет трения гибкой стальной ленты по поверхности тормозного шкива. В качестве привода используются электромагниты или гидротолкатели;
- колодочные, состоящие из двух колодок, прикрепляемых к тормозным рычагам, которые под действием замыкающего устройства (сжатой пружины, массы груза) плотно накладываются на поверхность тормозного шкива;
- дисковые торможение осуществляется за счет прижатия дисков, вращающихся вместе с валом механизма, неподвижным диском.
Механизмы подъема кранов. Общие сведения и конструктивные особенности.
При помощи механизма подъема осуществляют вертикальное перемещение груза, удержание его на весу и опускание в заданном месте на опорную поверхность. Обычно механизмы подъема состоят из зубчатого цилиндрического или червячного редуктора 1, соединенного через муфту 3 с электродвигателем 4, и тормозного устройства 2. Выходной вал редуктора соединяется с барабаном 5. На барабане закреплен гибкий грузовой элемент, соединенный с грузозахватным устройством.
Соединение валов механизмов рекомендуется выполнить с помощью зубчатых муфт. Допускается также применение упругих втулочно-пальцевых муфт. Соединение двигателя с редуктором часто выполняется с применением вала-вставки, позволяющей создать наиболее удобное расположение элементов механизма на металлоконструкции тележки. У механизмов подъёма, имеющих неразмыкаемую кинематическую связь барабана с двигателем, в качестве тормозного шкива можно использовать одну из полумуфт соединения двигателя с редуктором. Если эта муфта является упругой (втулочно-пальцевая, пружинная и т. п.), то по правилам Госгортехнадзора в качестве тормозного шкива можно использовать только полумуфту, находящуюся на валу редуктора. При этом упругие элементы муфты при торможении не нагружены и срок службы их увеличивается.
У механизмов с фрикционными или кулачковыми включаемыми муфтами (обычно, если от одного двигателя приводится несколько механизмов, например, в автомобильных кранах и т. п.) тормозной шкив должен быть неподвижно скреплен с барабаном или установлен на валу, имеющем жесткую кинематическую связь с барабаном.
Бульдозеры. Тяговый расчет (поворотный отвал).
При работе поворотным отвалом учитывается угол захвата φ и формулы сил сопротивления имеют вид:
1) W1 = kр Во h sinφ = kр F sinφ, Н
2) W2 = Gпр.·μ1 sinφ, Н,
3) W3 = Gпр.·μ2·cos2δ·sinφ, Н,
А также учитывается сила передвижения грунта вдоль отвала
6) W6 = Gпр.·μ1 ·μ2· cosφ , Н.
Молотковые дробилки.
Молотковая дробилка это один из типов дробилки, в котором материал дробится с помощью ударов молотков, закреплённых шарнирно на вращающемся роторе, а так же из-за ударов кусков материала о плиты корпуса. Такую дробильную машину применяют для первичного дробления пород средней прочности, а также мягких и хрупких материалов. Молотки расположены на роторе рядами. Для крупного дробления установлено меньшее число рядов, при более тяжелых молотках для мелкого дробления большее число рядов и легкие молотки. Преимущества молотковой дробилки:простота и надежность; компактность и небольшой вес; незначительные энергозатраты; непрерывная работа; большая производительность; не требует особой площадки для установки; удобство и простота ремонта и обслуживания.
Билет №7
Механизмы передвижения кранов. Общие сведения и конструктивные особенности.
Для кранов, перемещающихся по рельсовому пути, используют механизмы передвижения с приводными колесами (первый тип) и канатной или цепной тягой (второй тип). Элементы механизма передвижения с приводными колесами размещены на движущейся раме грузоподъемной машины или тележки. В механизме передвижения с канатной или цепной тягой двигатель и передачи расположены за пределами тележки. с электрическим приводом тележек и мостов состоят из электродвигателя, промежуточных передач, ходовой части с приводными и неприводными ходовыми колесами. В современных кранах механизмы передвижения различаются применением привода с редуктором; использованием ходовых колес со съемными буксами; соединением валов, в том числе и быстроходных, в основном зубчатыми муфтами, не требующими высокой точности сборки. Механизмы передвижения мостовых кранов выполнены с центральным или раздельным приводами. При центральном расположении привода для уменьшения перекоса крана электродвигатель установлен примерно в средней части моста. На приводные ходовые колеса вращение передается через трансмиссионный вал. В раздельном приводе для каждого приводного ходового колеса или группы приводных ходовых колес имеется индивидуальный электродвигатель. Механизмы передвижения с центральным расположением привода могут быть выполнены с тихоходным, среднеходным и быстроходным трансмиссионными валами. Грузоподъемность, пролет и тип металлоконструкции моста, а также тип крана оказывают существенное влияние на выбор схемы механизма передвижения. Механизмы передвижения с тихоходным трансмиссионным валом находят применение в мостовых кранах (тележках). Механизмы передвижения с тихоходным трансмиссионным валом получили широкое применение на мостовых кранах общего и специального назначения и особенно для мостов решетчатой конструкции, где их применение создает лучшие условия для размещения элементов привода.
Рыхлители. Расчет производительности.
П = (3600·L·hр·Вз·kвр.)/[((L/vр) + tп.п) ·n], м3/ч,
где L- длина участка рыхления, м;
hp- глубина рыхления , м;
B3 – ширина захвата рыхления, м
vр – скорость при рабочем ходе, м/с;
tп.п – время на повороты и переключение передач, с;
n – число проходов по одному следу.
Ширина захвата равна
Вз = z·bз + a·(z – 1), м.
где bз – ширина зуба, м;
a -расстояние между зубьями, м;
z -число рыхлительных зубьев.
Машины ударного бурения.
Бурение ударное – процесс разработки скважины путем разрушения горной породы ударами бурового инструмента, лезвия которого, как правило, имеют клинообразную форму. Различают ударно-канатное, ударно поворотное, ударно-вращательное и вращательно-ударное бурение. К машинам ударного бурения относятся бурильные молотки, называемые также перфораторами. По виду потребляемой энергии различают бурильные молотки пневматические, электрические и гидравлические (гидроударники). Сущность ударно-канатного бурения состоит в периодическом поднятии и сбрасывании ударного долота в забой. Ударно-поворотное бурение характеризуется тем, что клиновидный инструмент внедряется в породу под воздействием значительной ударной нагрузки, направленной по оси инструмента. При этом осевое усилие и крутящий момент очень малы. После каждого удара инструмент отскакивает от забоя шпура из-за упругости породы и инструмента, и последний поворачивается механизмом поворота на некоторый небольшой угол. Вследствие этого каждый последующий удар наносится на новое место. Машины ударно-вращательного и вращательно-ударного бурения предназначены для бурения скважин в породах средней крепости и крепких. Бурение этими машинами основано на комбинированном способе разрушения породы, объединяющем основные свойства ударного и вращательного бурения. При этом буровой инструмент в породу внедряется в основном под действием удара, а лучшему скалыванию породы способствует значительный крутящий момент, непрерывно прикладываемый к буровому инструменту мощным вращателем.
Билет № 8
1. Механизм поворота крана. Общие сведения и конструктивные особенности, опорно-поворотные устройства.Механизмы поворота применяются на стреловых кранах. Соединение поворотной и неповоротной частей крана осуществляется при помощи опорно-поворотных устройств. Опорно-поворотные устройства могут быть на подшипниках, на катках и колесах. Наибольшее распространение в стреловых кранах получили опорно-поворотные устройства на телах качения (ролики и шары). Для расчета механизмов поворота необходимо знать параметры опорно-поворотных устройств, которые существенно влияют на силы сопротивления вращения поворотной части крана. Размеры опорно-поворотного круга (устройства) и нагрузки действующие на него определяют момент от сил трения, который преодолевается двигателем. Поэтому расчет механизма вращения начинается с выбора опорно-поворотного устройства по второму случаю нагружения.
2. Бульдозеры. Расчет производительности. Бульдозерыпредназначены для срезания грунта, накапливания его перед рабочим органом и перемещение грунта по поверхности при движении машины.
Бульдозер- это сменное навесное оборудование к гусеничным или колесным тракторам.
Бульдозер служит для послойного копания, планировки и перемещения на расстояние до 60—100 м грунтов, полезных ископаемых, рудных, строительных и других материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, дамб, котлованов и других строительных, сооружений.
В зависимости от мощности и конструкции бульдозеры могут работать на самых разнообразных грунтах и материалах: от болотистых и песчаных до разборных, взорванных или разрыхленных скальных пород и руд. Экономически выгодная дальность перемещения грунта бульдозером зависит от его тягового класса, вида и прочности грунта и эксплуатационных условий. Обычно она не превышает 40—60 м.
Производительность бульдозера определяется при ведении работ по двум схемам.
а) при работе неповоротным отвалом при копании и перемещении грунта
П = 3600·Vпр.·kукл.·kвр./Tц , м3/ч ,
где Vпр — объем призмы волочения ,м3;
kукл — коэффициент учитывающий уклон местности;
kвр – коэффициент использования машины во времени, принимается
. Tц – время цикла, с.
Время цикла работы бульдозера определяется по формуле
Tц = tр + tр.х. + tу. + tх.х+ tп.п. с.
где tр — время резания грунта , с;
tр.х – время рабочего хода , с;
tу – время укладки грунта, с;
tх.х – время холостого хода, с;
tп.п. – время переключения передач, с.
Время резания грунта определяется по формуле
где lр – путь резания грунта до полного набора призмы волочения, м; принимается lр = (6 – 10) м,;
vр – скорость при резания грунта, м/с, принимается vр = (0,4 — 0,6) м/с,
Время рабочего хода определяется по формуле
где lр.х – путь перемещения грунта. М, ( зависит от необходимости и рекомендуется до 70 м ),;
vр.х – скорость рабочего хода, м/с, принимается
Время укладки грунта определяется по формуле
tу. = lу./vу., с,
где lу — путь укладки грунта, м, принимается
lу =(2 — 4)м,;
vу – скорость при укладки грунта, м/с. принимается
vу. = (0,4 — 0,8) ,м/с.
Время холостого хода определяется по формуле
tх.х = lх.х/vх.х,
lх.х -путь холостого хода , определяется суммой
lх.х = lр.+ lр.х +lу.,м,
vх.х -скорость при холостом ходе , принимается vх.х =(1,1 — 2,2),м/с.
Время на повороты и переключения передач принимается tп.п. =(30 — 60) с.
3. Валковые дробилки. Применяются для дробления пород повышенной прочности, с целью получения готового продукта для нужд строительной, химической, цементной, стекольной промышленности, а так же переработки отходов металлургии и др.
Рабочими органами валковых дробилок являются дробящие валки.
Билет № 9
1. Механизм изменения вылета стрелы. Основные конструкции, разгрузка башни крана от изгибающего момента.В большинстве стреловых кранов изменение вылета крюка осуществляется путем качания стрелы в вертикальной плоскости. Схема сил, действующих при работе механизма изменения вылета стрелы представлена на рисунке 1
1 – расчал; 2 – распор; 3 – стреловой полиспаст; 4 – стреловой барабан; Sб – усилие в грузовом канате; F – усилие в канатах расчала или стреловом полиспасте
Разгрузка башни крана от изгибающего момента.
При работе башенного крана его башня испытывает изгибающий момент от веса стрелы и веса поднимаемого груза , поэтому стреловой полиспаст и его рабочие ветви располагаются и запасовываются так, чтобы башня была разгружена от изгибающего момента.
С этой целью краны имеют распоры, а стреловой полиспаст располагается вертикально. При этом силы веса стрелы и поднимаемого груза передаются на стреловой полиспаст через канаты расчала.
Для того чтобы уравновесить изгибающий момент, создаваемый весом груза и стрелы, рабочие ветви стрелового полиспаста запасовывают через дополнительные блоки расположенные на распоре (рисунок 8.2).
Количество дополнительных ветвей определяется из уравнения моментов относительно оси башни.
1 – расчал; 2 – распор; 3 – дополнительные блоки; Gp1,Gp2 – вес канатов расчала; F – усилие в канатах расчала или стреловом полиспасте; Gс.п – вес стрелового полиспаста; Sб – усилие в грузовом канате; Sк – усилие в дополнительных ветвях стрелового полиспаста.
Если количество дополнительных ветвей k>3 – 4, то целесообразно наггружать башню всем натяжением расчала.
Рассмотренная система разгрузки башни крана от изгибающего момента применяется для башенных кранов с поворотной башней. В кранах с поворотным оголовком разгрузка башен от изгибающего момента осуществляется путем установки противовесной консоли, с возможностью перемещения по ней противовеса.
Для исключения перемещения груза по вертикали, при изменении вылета стрелы качанием применяются два способа запасовки каната:
– запасовка каната с сопряженными полиспастами;
– запасовка каната с сопряженными барабанами.
2. Автогрейдеры. Расчет производительности. Автогрейдеры применяются для планирования поверхности путем срезания и перемещения грунта, а также для очистки поверхности от снега мусора и др.