- Автомобильные подъемники и их эксплуатация
- Типы приводов
- Преимущества и недостатки каждого из типов приводов
- Советы по техническому обслуживанию
- Наиболее типичные виды неисправностей
- Потеря синхронизации подъема стоек
- Проблемы с гидравликой
- Повреждения механического характера
- Подъемник для ремонта автомобилей инструкция
- 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
- 2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
- 3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
- 4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
- 5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
Автомобильные подъемники и их эксплуатация
Данная статья является обзорным материалом относительно существующих типов подъемников, используемых в автомобильных сервисах, и советов по их повседневной эксплуатации. Подъемник для автомобилей является обязательным атрибутом автосервиса, поэтому они получили самое широкое распространение.
В России очень часто потребители не обращают внимание на качество подъемников и гарантию, а гонятся за дешевыми экземплярами. В конечном итоге их бизнес сильно страдает от неграмотного выбора подъемника. Рассмотрим основные моменты на которые стоит обратить внимание при выборе автомобильного подъемника.
Типы приводов
В зависимости от типов используемых приводов все подъемники можно разделить на две группы:
- Электромеханические, основанные на использовании винтовой передачи, где механическая энергия превращается в осевое движение. Энергия для подъема в них вырабатывается электродвигателем.
- Электрогидравлические, где в основе силовой передачи используется гидравлический цилиндр с насосом.
Конструктивно все подъемники можно разделить на четыре типа:
- Двухстоечные с верхним или нижним типом синхронизации. Наиболее распространенный тип подъемников в настоящее время
- Четырехстоечные. Чаще всего используются для проведения операций сход-развала
- Ножничные модели
- Плунжерные модели
На текущий момент электромеханические подъемники не пользуются большой популярностью, несмотря на очень высокую степень надежности. Значительная часть подобного оборудования выпускается отечественными компаниями, оценочно до 40% рынка. Наибольшее распространение получили модели Дмитровского завода.
В тоже время сейчас на рынке появилось достаточное количество электрогидравлических подъемников из Китая, которые по цене (от 1.5 до 3.0 тысяч долларов) сопоставимы с электромеханическими моделями. Для примера, подъемник Т4 гидравлического типа, обладающий максимальной грузоподъемностью груза в 4 тонны, поставляемый из Китая, имеет цены, сопоставимую с отечественными электромеханическими подъемниками. Использовать его получили возможность даже небольшие автосервисы, не имеющие серьезного капитала. Как результат, в последнее время спрос на продукцию российских машиностроителей существенно снизился.
Преимущества и недостатки каждого из типов приводов
Одной из особенностей электромеханических подъемников является обилие трущихся деталей, что накладывает определенные требования к их обслуживанию. Для гидравлических систем недостаточный уровень обслуживания значительно меньше сказывается на работоспособности, чем на механике. Винтовая пара требует постоянного наличия качественной смазки. В тоже время, обилие масла на колоннах приводит к существенному снижению эстетической привлекательности изделия, а также способствует ускоренному налипанию пыли и грязи, которые превращаются в абразивный материал, негативно влияющий на трущиеся детали, и ускоряющий степень их износа.
Кроме того, электромеханические подъемники значительно более сложны и трудоемки в ремонте. Например, выход из строя рабочей гайки потребует дорогостоящей замены, при этом специалисты уверяют, что значительно проще сменить весь подъемник, чем данную деталь. Для гидравлических моделей требования обслуживания менее жесткие, но и здесь следует придерживаться определенных правил.
Советы по техническому обслуживанию
В процессе использования гидравлического оборудования требуется проводить каждодневное удаление появившихся пятен загрязнения, а также проверять степень работоспособности насосного оборудования. Это несложное действие способно уберечь от серьезных денежных трат на ремонт в будущем. В процессе техобслуживания электрогидравлического оборудования требуется проведение следующих видов работ:
- Устранение масляных пятен и подтеков, образующихся на основании подъемника
- Периодическая смазка подвижных соединений
- Проверка швов и мест соединений на предмет их герметичности
- Проверка работоспособности электрической системы подъемника, ее элементов, включая двигатель, а также качество соединения кабелей
- Проверка анкеров на степень затяжки
- Проверка качества натяжения синхронизирующих тросов
- Оценка сохранности резьбовых соединений
- Визуальную проверку целостности основных элементов подъемника
- Проверку датчика ограничения верхнего положения подъема на работоспособность
- Обслуживание страховочных фиксаторов (проверка, чистка, смазка при необходимости)
- Проверка количества масла в системе
Стоит отметить, что подъемники конкретного производителя могут иметь определенные отличия в обслуживании, связанные с их конструктивными особенностями. Отдельные компании рекомендуют ежемесячную проверку, кто-то практикует более продолжительные межпроверочные периоды, например, в один квартал.
В процессе ежегодного обслуживания вместе с текущими операциями проводится ряд дополнительных мероприятий:
Проводить замену масла в системе требуется согласно инструкций завода изготовителя подъемного оборудования. Чаще всего это делается один раз за три года.
Наиболее типичные виды неисправностей
Потеря синхронизации подъема стоек
Встречается подобный вид неисправности нечасто. Он может быть связан с провисанием одной из кареток на начальных этапах эксплуатации оборудования. Процесс синхронизации основывается на работе тросов, которые в самом начале работы имеют свойство растягиваться, не исключено, что на разную величину. Именно поэтому через пару месяцев работы тросы требуется проверять и при необходимости подтягивать. В последующем при должном уходе операции по подтяжке могут не понадобиться в течение всего срока службы подъемника.
Тросы не находятся под нагрузкой, поэтому их порыв должен стать причиной обязательного вызова представителей производителя для определения причин случившегося. Основными причинами повышенного износа выступает контакт с грязью и водой. Особенно актуально это для моделей, обладающих системой нижней синхронизации, установленных в специальные углубления, обеспечивающие наличие на станции ровного пола. В подобных углублениях практически всегда скапливается масса воды и грязи, негативно действующих на трос и уровень его износа.
Для троса системы синхронизации необходимо обеспечить не только чистоту поверхности, но и постоянную смазку, снижающую влияние трения. В тоже время, смазка должна быть в меру, так как излишнее количество смазочных веществ способствует налипанию дополнительной грязи, превращающейся вместе со смазкой в мощный абразив. Оптимальным вариантом является использование моторных масел. При использовании консистентных смазок покрытие поверхностей должно быть тонким слоем.
Проблемы с гидравликой
Основные элементы гидравлической системы изначально обладают достаточным запасом прочности, поэтому от владельцев оборудования требуется только следить за качеством используемого в системе масла и не допускать попадания грязи на штоки цилиндров. Основными проблемами гидравлической системы, с которыми приходится сталкиваться в процессе эксплуатации подъемников, являются поломки электрического оборудования или порывы (трещины) шлангов. Опять таки, в первую очередь это характерно для случаев, когда подъемник монтируется в углубления.
Избежать подобной ситуации можно. Во-первых, для подобных заглублений необходимо использовать дренаж, позволяющий отводить воду и не накапливать ее. Не стоит забывать и о том, что при отсутствии дренажа, находящиеся в углублении металлические детали очень быстро подвергаются воздействию ржавчины.
Повреждения механического характера
Отдельным видом повреждений следует рассмотреть поломки, связанные с механическим воздействием на гидравлические подъемники. К повреждениям подобного характера относится загиб лап или колонн, складывание стоек (при нижней синхронизации) под воздействием высоких нагрузок в процессе эксплуатации. Количество поломок подобного характера в практике минимально. Чаще всего они связаны либо с ошибками персонала при установке автомобиля на подъемнике, либо объясняются ошибками людей в процессе проведения монтажных работ по установке оборудования.
Любой подъемник конструктивно имеет защиту от перегрузки в виде перегрузочных клапанов, которые блокируют подъем машины в ситуациях, когда ее вес превышает установленную грузоподъемность оборудования. В такой ситуации перегрузить подъемник можно только неправильным положением машины. Ее вес находится в пределах нормы, но вся масса воздействует только на определенные лапы, например, одну или две. В таком случае размер изгиба может оказаться таким, что спуск автомобиля на землю потребует значительных усилий и времени.
Процесс проведения монтажных работ и возможные при этом ошибки обсуждать не имеет никакого практического значения. В процессе проведения работ требуется учитывать массу факторов, включая качества основания, установку оборудования по вертикали и горизонтали, синхронизация, регулировка систем и так далее. При покупке подъемника его сборку лучше всего доверить профессионалам, желательно представителям компании, которые в дальнейшем будут заниматься сервисным обслуживанием гидравлического подъемника, сертифицированные производителем. Если проводить работы самостоятельно, то об использовании гарантии завода-изготовителя можно забыть.
Очень часто в процессе установки приходится сталкиваться с готовым помещением автосервиса, где планируется использовать оборудование. При этом оказывается, что основание полностью не подходит для надежной и правильной установки. В такой ситуации не способны справиться с проблемой и самые мощные анкерные болты. Рано или поздно, но такой подъемник вырвет болты и рухнет вместе с поднятым автомобилем. Именно поэтому надежные компании, уважающие свой труд и дорожащие репутацией, никогда не будут проводить монтажные работы в условиях, когда основание не отвечает необходимым требованиям.
С целью обеспечения необходимого качества обслуживания подъемников за ними чаще всего закрепляется ответственный сотрудник. Это может быть мастер по приемке автомобиля, старший смены или другой специалист. Дело в том, что слесаря на СТО меняются очень часто, поэтому нет никакой гарантии, что каждый из них будет должным образом выполнять работы по периодическому обслуживанию подъемника.
В последнее время в России активно развивается аутсорсинг, когда выполнение тех или иных работ берет на себя сторонняя организация. Применяется подобная практика и в обслуживании техники, поэтому любой автосервис имеет возможность заключить договор обслуживания подъемного оборудования со специализированной организацией.
После заключения договора останется только ежегодно оплачивать услуги специалистов службы сервиса. Все остальные заботы по техобслуживанию они возьмут на себя. В цену обслуживания входят и расходные материалы, при этом итоговая суммы остается вполне приемлемой, и многократно меньше, чем стоимость самого подъемника.
Основным достоинством подобного обслуживания является гарантия со стороны сервисной службы. Как результат, все поломки, возникшие в период действия договора, если они не стали причиной неграмотных действий сотрудников техстанции, устраняются за счет компании, причем в минимально короткие сроки и полностью бесплатно.
Можно не сомневаться, что потраченные на привлечение профессиональных специалистов деньги полностью окупятся за счет безаварийной и длительной эксплуатации подъемников.
Подъемник для ремонта автомобилей инструкция
Настоящая инструкция по охране труда при работе с применением подъемника доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К самостоятельной работе с применением подъемника допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие теоретическую и практическую подготовку, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам ведения работ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также имеющие группу по электробезопасности не ниже II.
1.2. При работе с применением подъемника работник независимо от квалификации и стажа работы не реже 1 раза в 6 месяцев должен проходить повторный инструктаж по охране труда, очередную проверку знаний требований охраны труда – не реже 1 раза в 12 месяцев, периодический медицинский осмотр – в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 302н.
1.3. Работник, не прошедший инструктажи, обучение и проверку знаний по охране труда, к самостоятельной работе не допускается.
1.4. Работник, показавший неудовлетворительные навыки и знания требований охраны труда при работе с применением подъемника, к самостоятельной работе не допускается.
1.5. При переводе на новую работу, с временной на постоянную, с одной операции на другую с изменением технологического процесса или оборудования работник должен пройти инструктаж по охране труда.
1.6. При выполнении работы необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, не отвлекать других. Запрещается садиться и облокачиваться на случайные предметы и ограждения.
1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. Работник, допущенный к работе с применением подъемника, обязан:
— выполнять только ту работу, которая определена инструкцией по эксплуатации подъемника, рабочей или должностной инструкцией;
— выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
— соблюдать требования охраны труда;
— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
— проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
1.10. При работе с применением подъемника возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
— движущиеся машины и механизмы;
— падение автомобиля или других грузов при неправильном креплении;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— повышенная влажность воздуха;
— расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола, перекрытия).
1.11. Работник должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной.
1.12. Курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этого местах. Запрещается употребление алкогольных напитков на работе, а также выход на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
1.13. Каждому работнику необходимо:
— знать место хранения аптечки и уметь оказывать первую помощь при производственных травмах;
— знать место нахождения средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
1.14. Хранить и принимать пищу разрешается только в оборудованных местах.
1.15. Работники должны извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.16. Запрещается загромождать проходы, проезды, рабочие места, подходы к щитам с противопожарным инвентарем, пожарным кранам и общему рубильнику.
1.17. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Надеть спецодежду, спецобувь, приготовить необходимые средства индивидуальной защиты. Спецодежда должна соответствующего размера, чистой и не стеснять движений, быть полностью застегнута, не иметь свисающих концов. Волосы убрать под головной убор.
2.2. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.3. Проверить состояние рабочего места, при необходимости привести его в порядок и убрать с рабочего места все лишние предметы, не используемые в работе.
2.4. Подготовить необходимый для данной работы инструмент, приспособления, осмотреть инструмент, который будут использоваться в работе, убедиться в его полной исправности.
2.5. Проверить состояние изоляционных проводов. При видимом повреждении изоляции эксплуатировать подъемник запрещается.
2.6. Проверить оборудование подъемника, состояние и затяжку всех болтовых соединений, крепление осей, его заземление.
2.7. Ежедневно проверять правильную работу концевых выключателей, установленных на стойках, следующим образом:
а) включить входной автоматический выключатель, расположенный на пульте, подать напряжение в цепь управления подъемника;
б) нажать на пульте кнопу включателя подъема (кнопка «вверх»), при этом включаются электродвигатели обеих стоек и каретки начинают подниматься. При достижении кареткой верхнего положения должен сработать конечный выключатель верхнего положения и двигатели обеих стоек должны отключаться;
в) нажать на кнопку «Вниз», при этом должны включиться электродвигатели обеих стоек и каретки будут опускаться.
2.8. При достижении каретками крайнего нижнего положения должен срабатывать концевой выключатель нижнего положения и двигатели обеих стоек должны отключаться.
2.9. На пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать – под автомобилем работают люди».
2.10. Работник должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности выполнены.
2.11. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Во время подъема или опускания автомобиля помимо оператора, находящегося у пульта управления, должен присутствовать работник, который обязан вести наблюдение за положением автомобиля и работой стоек со стороны, невидимой оператору, и при возникновении какой-либо опасности подать оператору сигнал о немедленной остановке подъемника.
3.2. Необходимо постоянно проверять исправность электропитающих кабелей.
3.3. Электродвигатели, стойки, электроаппаратура должны быть надежно заземлены.
3.4. При нормальной работе подъемника не должен наблюдаться повышенный шум механизма подъемника, повышенный нагрев винтовой пары.
3.5. Перед подъемом автомобиля убедиться в правильном положении подхватов с опорами под днищем автомобиля.
3.6. После незначительного подъема автомобиля необходимо убедиться в правильном и устойчивом положении автомобиля на подхватах, чтобы при подъеме не возникало перекосов.
3.7. Запрещается:
— поднимать автомобили собственной массой более 3,0 т;
— находиться в автомобиле и под ним во время подъема и опускания подъемника;
— эксплуатировать подъемник при видимом повреждении изоляционных проводов;
— соединять и отсоединять все разъемы при включенном вводном автомате (все работы по подготовке подъемника к работе и обслуживание подъемника выполнять при отсутствии напряжения);
— проводить какие-либо работы с подъемником и его пультом управления при поднятом автомобиле, во время подъема или опускания кареток с автомобилем;
— проводить обслуживание автомобиля на подъемнике, находящемся под напряжением;
— производить подъем и обслуживание автомобиля с работающим двигателем;
— работать на подъемнике без страхующих гаек;
— работать на подъемнике при открытой крышке пульта управления;
— использовать подъемник для нанесения антикоррозийной обработки, мойки и покраски автомобиля.
3.8. Во время ручного опускания автомобиля (при отключении электроэнергии) запрещается находиться на конструкции подъемника.
3.9. Рабочий должен находиться на подмостках, расположенных вне контура движущихся узлов подъемника.
3.10. Техническое обслуживание подъемника выполнять только при отсутствии напряжения.
3.11. Работник, находящийся в болезненном или переутомленном состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, не должен приступать к работе, так как это может привести к несчастному случаю.
3.12. Во время работы следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.13. Курение, прием пищи на рабочем месте запрещены.
3.14. Не допускать к своей работе необученных лиц.
3.15. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться к врачу.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Во время работы на подъемнике могут возникнуть аварии или аварийные ситуации, которые могут привести к несчастным случаям. Основные возможные аварийные ситуации:
— повреждение изоляционных проводов может привести к поражению электрическим током;
— перекос автомобиля при ненадежной установке лап-подхватов может привести к самопроизвольному опусканию автомобиля и придавить или ударить работников.
4.2. При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:
— немедленно прекратить работы и известить руководителя работ;
— под руководством руководителя работ оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.
4.3. При износе грузовой гайки срабатывает аварийный выключатель. В этом случае опускание производится на страховочной гайке, при достижении нижнего положения каретки срабатывает конечный выключатель и блокирует включение подъемника. В этом случае необходимо заменить грузовую гайку на новую и только после этого возможна дальнейшая эксплуатация подъемника.
4.4. При видимом повреждении изоляционных проводов необходимо прекратить работу на подъемнике. Выключить автоматический выключатель.
4.5. В аварийной обстановке:
— прекратить работу;
— оповестить об опасности окружающих людей;
— доложить о ситуации руководству;
— действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.6. При возникновении пожара необходимо:
— прекратить работу;
— вызвать пожарную команду по телефону 101;
— сообщить руководству;
— приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
4.7. При травме в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора, соблюдая собственную безопасность, оказать ему первую помощь, вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, поставить в известность руководство и сохранить обстановку, если это не приведет к аварии или травмированию других людей. А при невозможности сохранения – зафиксировать на фото- , видео.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Опускание автомобиля осуществляется после включения автоматического выключателя на пульте управления и нажатием на кнопку «Вниз».
5.2. Каретки опускать до срабатывания нижнего конечного выключателя, при этом каретки на обеих стойках остановятся на одной высоте.
5.3. На пульте управления выключить автоматический выключатель.
5.4. Вывести подхваты из-под автомобиля и развернуть их в исходное положение, перпендикулярно оси основания.
5.5. Перегнать автомобиль из зоны подъемника к месту стоянки.
5.6. Инструмент привести в порядок и убрать в отведенное место.
5.7. Отходы, полученные в результате производственной деятельности, убрать в отведенные места.
5.8. Спецодежду снять, привести в порядок и убрать в отведенное место.
5.9. Вымыть руки и лицо с мылом.
5.10. Доложить о возникавших в процессе работы неисправностях и принятых мерах своему непосредственному руководителю.
Благодарим Анастасию за предоставленную инструкцию! =)