- Почему шины грузовых автомобилей делают значительно шире чем легковых?
- Основные отличия шин для грузовых и легковых машин
- Почему важно подбирать грузовые шины по грузоподъемности
- Типы и особенности грузовых шин
- Как рассчитывается максимальная грузоподъемность одной шины
- Что случится с шиной, если превысить максимально допустимое значение грузоподъемности
- Как маркируется грузоподъемность автошин
- Широкие или узкие шины: что выбрать?
- Узкие и широкие шины: отличия
- Плюсы и минусы широкой резины
- Плюсы и минусы узких покрышек
- Подведем итог
Почему шины грузовых автомобилей делают значительно шире чем легковых?
закон Кулона F=kq1q2\r в квадрате пусть q1=4q2/ тогда 4q2 в квадрате= Fr в квадрате/k. Находим q2. Это значение подставляем в q1
1)Ли́нза — деталь из прозрачного однородного материала, имеющая две преломляющие полированные поверхности, например, обе сферические; или одну — плоскую, а другую — сферическую.
2)Рассеивающие (отрицательные/негативные) линзы – проходящие через линзу лучи света рассеиваются. Отрицательными их называют из-за расположения мнимой точки фокуса линзы — перед ее поверхностью.
Собирающие (положительные/позитивные) линзы – концентрируют параллельные лучи в одной точке за линзой, в фокусе.
Можно определить рассеивающие и собирающие линзы по их форме: линзы, у которых середина толще, чем край, называются собирающими; если край толще, чем середина — рассеивающими.
Простые линзы также делятся по форме их поверхностей (по форме поперечного сечения), которые могут быть выпуклыми (convex), вогнутыми (concave) и плоскими.
3)Эта точка называется фокусом линзы. У собирающей линзы фокус действительный, и расположен он с обратной стороны от падающих лучей, у рассеивающей фокус мнимый, и располагается он с той же стороны, с которой свет падает на линзу. Точка на оптической оси ровно посередине линзы называется ее оптическим центром.
4)Оптическая сила линзы.
Для характеристики линз используют величину, которая называется оптической силой.
Оптическая сила линзы — величина, обратная к фокусному расстоянию линзы , выраженному в метрах.
Обозначают оптическую силу буквой D. За единицу оптической силы взята диоптрия (дптр).
Одна диоптрия — это оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 м.
Оптическую силу собирающих линз считают положительной, а рассеивающих линз – отрицательной.
Формула тонкой линзы.
Формула тонкой линзы связывает между; собой три величины: расстояние от предмета до линзы d, расстояние от линзы до изображения f и фокус ное расстояние линзы F:
В формуле тонкой линзы фокусное расстояние ОF обозначается буквой F. Если линза собирающая, то > 0, если линза рассеивающая, то перед ставится знак «минус». Если изображение действительное, то > 0; если изображение воображаемое, то перед ставиться знак «минус». Все величины в формулу линзы подставляются в метрах.
Увеличением называют величину, которая определяется отношением размеров изображения Н к размерам предмета h.
Обозначают увеличение буквой Г :
Используя построение изображения в линзе, можно доказать, что увеличение можно определить также по формуле:
Основные отличия шин для грузовых и легковых машин
На дорогах иногда можно встретить автомобили на которых стоит не простой большой диаметр колес, но и с шинами как на грузовом транспорте. У человека разбирающегося в тонкостях выбора резины могут возникнуть на этой почве не верные представления, что может привести в дальнейшем к неправильному выбору.
В основном сравнение и выбор шин происходит по таким критериям как марка производителя, размер, грузоподъемность и сезонность. Стоит помнить, что эти параметры одинаковы как для легковых, так и для грузовых шин. Как правило, автомобиль уезжает с завода с уже подобранными производителем комплектом резины, но часто сменив резину можно улучшить ходовые характеристики такие как проходимость, скорость и управляемость, а также снизить шум и вибрацию.
Шины для грузового транспорта имеют следующие отличительные признаки:
- они рассчитаны на большие нагрузки
- изготавливаются из более прочных и долговечных материалов
- предназначены для работы при более высоком давлении
- дороже, чем резина для легковых автомобилей.
Повышенные характеристики резины предназначенной для использования на не больших грузовиках, делают их хорошей альтернативой для использования на пикапах, джипах, коммерческих автомобилях и в условии бездорожья. Но есть и свои минусы в эксплуатации такой резины. Из-за увеличенной тяжести и особенностей конструкции такая резина приведет к повышению жесткости и шума.
Шины же предназначенные для легковых автомобилей призваны обеспечить мягкость и комфорт езды. В них применяется более гибкая и мягкая резина за счет чего достигается хорошая управляемость и комфорт. По исследованиям рынка многие потребители предпочитают резину которая не шумит, отлично справляется с неровностями дороги. Мягкую и тихую резину для тестов брали здесь, но если вы предпочитаете бездорожье, то компания Автошан имеет в своем ассортименте резину для легковых грузовиков.
Для спортивных автомобилей и агрессивного стиля вождения стоит рассматривать шины со специальными характеристиками. Как правило, такая резина оптимизирована для высокой скорости, повышает управляемость, сцепление с дорогой и делает автомобиль более жестким и устойчивым на дороге.
Что бы определить какой необходимо установить тип резины, стоит подумать о том с какой нагрузкой вам придется работать. Числа в индексе нагрузки на резину соответствуют количеству веса, которое она может безопасно выдержать при максимальном давлении воздуха. Умножьте этот вес на четыре, чтобы определить максимальный вес, который ваши колеса и шины могут выдержать. При замене полного комплекта резины с более высоким индексом нагрузки вы увеличите грузоподъемность автомобиля.
И так для того, что бы выбрать какие вам нужно поставить шины на джип, пикап, кроссовер или фургон, вам необходимо сделать следующее:
- Определить рекомендации автопроизводителя относительно того какой тип резины оптимален для вашей модели
- Определите стиль вашего вождения спокойный, спортивный или это бездорожье с повышенной нагрузкой
- Сопоставьте грузоподъемность шины с предполагаемой нагрузкой
При выборе резины ни в коем случае не понижайте характеристики указанные в эксплуатации пользователя к вашему автомобилю, а так же устанавливать резину с меньшей грузоподъёмностью чем указано на оригинальных колесах.
При не правильно подобранной резине вы можете столкнуться со сложностями вождения, управляемости, повышению расхода топлива и так далее. Данные правила работают для выбора всех видов резины вне зависимости от размера вашего автомобиля.
Почему важно подбирать грузовые шины по грузоподъемности
Ее сложность объясняется тремя причинами. Во-первых, на колесах грузовика стоят несколько разновидностей автошин, поэтому для него покупают 2-3 комплекта, а не один набор, как для легкового авто. Во-вторых, при покупке нужно учитывать индекс грузоподъемности грузовых шин каждого типа, иначе ваш автомобиль будет работать с полупустым кузовом. В-третьих, покупателю придется принять во внимание не только индекс грузоподъемности, но и коэффициент скорости. Иначе вы не можете гарантировать быструю доставку грузов и останетесь без клиентов.
Если вы хотите выбирать правильную резину для грузовика, читайте наши советы по выбору грузовых шин. Потратив 10 минут вашего времени, вы получите важные знания, которые помогут обойти ваших конкурентов в сфере грузовых перевозок.
Типы и особенности грузовых шин
До погружения в вопросы грузоподъемности и связанные с ними индексы нам стоит изучить разновидности грузовых автошин. На современные тягачи и прицепы ставят:
- Steer — они монтируются на рулевую ось, связанную с колонкой;
- Drive — их ставят на ведущую ось, принимающую момент вращения с вала двигателя;
- Trailer — их монтируют на прицеп, связаны только с тормозной системой.
Соответственно для обычных самосвалов и двухосных грузовиков следует покупать комплект из Steer и Drive модели, учитывая конструкционные особенности грузовой автошины каждого типа. К важным характеристикам относится тип рисунка протектора (симметричный, асимметричный), скоростной индекс грузовой шины, тип резины (зимняя или летняя), а также коэффициент грузоподъемности.
Тип протектора выбирается исходя из особенностей дороги — асимметричный вариант позволяет ездить и по шоссе, и по грунтовке. Индекс скорости зависит от чисел на спидометре авто. Тип резины определяется температурой воздуха — при 7°C вам стоит перейти на зимнюю резину или всесезонку. Как видите, все просто. Точнее, все, кроме грузоподъемности. Ведь выбор шин по индексу грузоподъемности не предполагает однозначного ответа на вопрос: «Какую модель мне выбрать?».
Как рассчитывается максимальная грузоподъемность одной шины
Вначале нужно определить предельную грузоподъемность транспортного средства (по паспорту машины) и прибавить к ней вес грузового автомобиля. Далее необходимо пересчитать количество колесных дисков. У авто с небольшой грузоподъемностью бывает от 4 до 6 колес, а у больших грузовиков может быть до 18 колесных дисков.
После определения веса брутто (максимальная грузоподъемность и масса автомобиля) и количества шин мы можем рассчитать нагрузку на одно колесо. Для этого нужно разделить вес брутто на количество колесных дисков. Например, если ЗИЛ 130 весит 4900 кг и может перевозить до 6 тонн груза, то на каждое из шести колес этого транспортного средства приходится до 1816 кг эксплуатационной нагрузки ((4900+6000)/6 = 1816 кг).
Такая грузоподъемность рассчитана на максимальный вес по паспорту. Однако чтобы избежать последствий перегруза, опытные водители рекомендуют выбирать шины для грузовых автомобилей с 10-процентным запасом прочности. То есть в случае ЗИЛ 130 нагрузки на колесо доходит до 2000 кг.
Что случится с шиной, если превысить максимально допустимое значение грузоподъемности
От некоторых «опытных» водителей можно услышать более чем странные советы по эксплуатации грузового авто, призывающие покупать дешевые автошины с уменьшенной грузоподъемностью. Такая практика недопустима и с позиции экономии, и с точки зрения здравого смысла. Ведь даже кратковременная перегрузка оборачивается следующими дефектами:
- Износом протектора по бокам пятна контакта — при перегрузке шины стираются, как при езде на спущенном колесе.
- Деформацией корда — он накапливает внутренние напряжения и рвется даже при соответствующей индексу нагрузке.
- Ускоренным стиранием глубины протектора — перегруженные автошины разогреваются во время поездки по любой дороге, из-за чего ускоряется износ рисунка.
- Потерей управляемости — модель с неподходящим индексом нагрузки не могут обеспечить нормальные показатели коэффициента сцепления с дорогой, из-за чего страдает безопасность всех участников движения.
- Усиленной вибрацией кузова — неподходящие весу груза автошины не могут помочь подвеске, нивелируя толчки и удары, генерируемые дорожным полотном. Автошины с неподходящим индексом эксплуатационной нагрузки съедят вашу подвеску быстрее неровной дороги.
Лучший совет по выбору автошины для грузовой машины — покупайте модель с увеличенной на 5-10% грузоподъемностью. Тогда ваша шина продержится на 6-12 месяцев дольше модели с идеально подобранным индексом.
Как маркируется грузоподъемность автошин
Мы рассчитали максимальную эксплуатационную нагрузку на колесо грузового авто и получили результат в килограммах. Но на автошине европейского производства не пишут максимальный вес нагрузки — на ее бортах указывают индекс — число от 8 до 271. Максимальный вес скрывается за этими цифрами, для расшифровки которых применяется таблица обозначений грузовых шин.
Например, если на бортах грузовой автошины стоит надпись 205/75R16С 110/108 R — это означает, что перед нами модель, способная выдержать вес от 1000 до 1060 килограмм. Этот вес соответствует кодовым значениям «110» и «108». Первый индекс обозначает нагрузку на одинарную автошину, второй — на сдвоенное колесо.
Если увидите такой индекс на грузовых шинах — вы знаете, где найти его расшифровку.
Однако помимо европейских грузовых автошин на рынке продаются модели для США, в маркировке которых может использоваться как стандартный индекс, так и прямое обозначение максимального веса. На бортах американских автошин вместо кодированного обозначения могут написать:
- MAX. LOAD SINGLE 7385LBS (3350kg); AT 116PSI (800kPa) COLD;
- DUAL 6779LBS (3075kg); AT 116PSI (800kPa) COLD.
Первая надпись расшифровывается следующим образом: максимальная нагрузка на одинарное колесо — 7385 фунтов или 3350 килограмм, при давлении в камере 116 фунтов/дюйм или 800 кПа. Вторая надпись означает, что максимальная нагрузка на двойное колесо равна 6779 фунтов или 3075 килограмм при аналогичном давлении в камере. Как видите, для расшифровки нам не понадобилась таблица маркировок. Вы можете считать информацию не из кода, а напрямую. Ну а если бы эти значения открывала бы расшифровка индекса, то вместо MAX. LOAD SINGLE 7385LBS (3350kg) и DUAL 6779LBS (3075kg) мы бы увидели короткий код «150/147».
«Цена от» означает рекомендованную розничную цену на товар и может отличаться от цены, предлагаемой дилерами GOODYEAR. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ.
* Условия каждой действующей акции уточняйте у соответствующего дилера. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ
Широкие или узкие шины: что выбрать?
Автомобилисты часто спорят, какие шины лучше: широкие или узкие. Ведь от ширины зависит управляемость и курсовая устойчивость автомобиля, сцепные свойства покрышки.
Широкие низкие автопокрышки смотрятся эффектно и отличаются практичностью. Узкие показывают стабильное поведение на мокрой дороге и преимущественно используются зимой.
Но как узнать, резина узкая или широкая? Для этого необходимо обратить внимание на маркировку, которая наносится на боковую часть покрышки.
Стандартная маркировка выглядит ‘195/65 R 14 91V’ и расшифровывается так:
- 195 – ширина покрышки при нормальном давлении в соответствии с рекомендациями производителя. Измеряется в миллиметрах.
- 65 – цифра указывает на профиль резины. Измеряется в процентном соотношении высоты профиля от ширины резины.
- R – маркер указывает на конструкцию шины. R – радиальная резина.
- 14 – диаметр колесного диска. Измеряется в дюймах.
- 91 – индекс нагрузки на покрышку. Чем меньше цифра, тем меньший вес способно выдержать колесо.
- V – маркер обозначает максимально допустимую скорость для шины.
Ширина шины – расстояние между боковыми частями покрышки от края до края. При этом давление в покрышке должно быть оптимальным.
Для обеспечения безопасного и комфортного вождения ширина профиля не должна превышать ширину обода на 30%. Это необходимо учитывать, если вы решили поставить резину шире, чем рекомендовано производителем.
Важно . При установке слишком широкой резины происходит ее саморазбортировка. Во время резкого поворота такая покрышка может порезаться о собственный диск.
Можно ли поставить шины шире, если это не предусмотрено производителем? В этом случае нет. Устанавливают только рекомендованные модели / размеры резины. В инструкции по эксплуатации автомобиля указаны максимальные и минимальные значения. Самая большая цифра – это максимально допустимая ширина, а самая маленькая – минимально допустимая ширина.
На что способна повлиять ширина покрышки:
- Летом широкая резина предпочтительнее узкой. Такие покрышки подходят для агрессивной активной езды на повышенных скоростях. Широкие шины лучше тем, что препятствуют пробуксовке колес во время старта. Они также меньше нагреваются при скоростной езде. Если вы предпочитаете спокойный стиль вождения, не делаете резких перестроений на скорости, устанавливайте стандартную резину.
- Узкие шины покажут себя лучше широких в зимний сезон. Такие покрышки легко преодолеют замерзшую колею, прорежут себе путь по снегу. Узкая резина также позволяет снизить расход топлива.
Узкие и широкие шины: отличия
От ширины покрышки зависит уровень комфорта, безопасность, управляемость автомобилем, а также его внешний вид.
Широкие покрышки увеличивают сопротивление качению, что приводит к большему расходу топлива. Если говорить о том, какие шины лучше шире или уже в плане эстетики. То тут выигрывает широкая резина. Она смотрится презентабельно, сразу меняет восприятие автомобиля.
Отличия кроются и в стоимости. Узкие покрышки стоят дешевле. Они популярнее. Узкая высокопрофильная резина выпускается в большом количестве, что и снижает ценник. А вот низкопрофильные широкие покрышки подойдут не для каждого автомобиля.
Плюсы и минусы широкой резины
- Положительно влияют на разгон автомобиля. Препятствуют пробуксовке при резком старте.
- Обеспечивают эффективное торможение на сухом и мокром асфальте.
- Повышают курсовую устойчивость, маневренность машины на резких поворотах.
- Идеально подходят для езды в условиях грунтовых дорог и бездорожья.
- Смотрятся солидно, улучшают внешний вид машины.
Для быстрой загородной езды по трассе широкая резина будет предпочтительнее. Но при такой эксплуатации увеличивается риск аквапланирования.
На что обратить внимание:
- Низкое сопротивление скольжению на мокрой дороге – риск эффекта аквапланирования.
- Большой вес.
- Высокая стоимость.
Плюсы и минусы узких покрышек
На зиму следует выбирать узкую резину, которая показывает стабильные тягово-сцепные свойства по сравнению с широкими покрышками. Такие шины обеспечивают высокое поверхностное давление на дорогу, устойчиво проходят снежную колею, справляются с отводом воды и объемных масс талого снега.
Узкие покрышки подходят и для тех, кто часто ездит за город, не увлекается скоростной ездой. Для малометражных автомобилей также предпочтительнее этот вид резины.
- Сокращенный расход топлива.
- Устойчивость к аквапланированию.
- Эффективный отвод воды и грязи от пятна контакта.
- Хорошая проходимость по снегу и льду.
На что обратить внимание:
- Не подходят для экстремальной езды.
- Перегреваются при движении на высокой скорости.
- Требует максимальной аккуратности при вхождении в крутой поворот.
Подведем итог
Если вы затрудняетесь с выбором, опытные специалисты всегда помогут правильно подобрать модель покрышек для вашего автомобиля.