Пневматическая шина грузового автомобиля

Пневматические шины: конструкция, характеристики и применение

Пневматические шины: конструкция, характеристики и применение

Упругая конструкция, установленная на ободе колеса и заполненная воздухом (или газом) называется пневматической шиной. В процессе эксплуатации она выдерживает нагрузку, вызванную весом автомобиля, а также все воздействия при соприкосновении с полотном дороги (при наборе скорости, торможении, выполняемых транспортным средством поворотах). Колеса с пневматическими шинами способствуют относительно невысокому давлению транспортного средства на почву, его высокой проходимости (например, при использовании шин Michelin).

Конструктивные особенности пневматических шин

Современная пневматическая шина имеет довольно сложное строение. Оно включает:

  • Каркас. Это основа покрышки, состоящая из резины и корда, который может быть выполнен из разных материалов: текстиля, стекловолокна или (для грузового транспорта) металла.
  • Брекер. Обычно состоит из нескольких слоев прорезиненного корда. Необходим в качестве защиты каркаса от механических повреждений и камеры от проколов
  • Протектор. Внешняя рельефная поверхность покрышки. Применяется для обеспечения сцепления с дорожным полотном. Рельеф называют рисунком протектора. Он лежит в основе классификации шин по предназначению: летние, зимние, всесезонные, универсальные (для езды по шоссе и грунтовым дорогам).
  • Боковины. Это более тонкая часть протектора, прикрывающая боковые стенки каркаса.
  • Борт. Состоит из нескольких проволочных колец, служит для крепления покрышки на каркасе.

Различают покрышки камерные, имеющие резиновую емкость для закачки воздуха, и бескамерные. В последних воздушная полость находится между самой покрышкой и колесным ободом.

Пневматические изделия бывают:

  • диагональные (успешно используются на плохих дорогах);
  • радиальные ( долговечны, имеют хорошее сцепление с дорогой, пониженное теплообразование).

Основное отличие диагональных шин от радиальных состоит в расположении кордовых нитей каркаса, вследствие чего и приобретаются определенные качества изделий .

Использование пневматических шин

В настоящее время имеется большой ассортимент моделей пневматических шин, обладающих различными характеристиками. Это дает возможность использовать такие изделия для эксплуатации на дорогах любых категорий и назначений, при различного рода перевозках.

У нас можно купить надежные и качественные пневматические грузовые шины недорого, с доставкой. Консультанты предоставят исчерпывающую информацию об имеющихся модификациях, марках и типах резины.

Пневматические шины

Пневматическая шина, являющаяся одним из наиболее важных элементов автомобиля, состоит из покрышки и камеры, расположенных на ободе колеса. Шина воспринимает вертикальную нагрузку, от веса автомобиля, и все усилия, возникающие в пятне контакта шины с дорогой при ускорении, торможении и повороте автомобиля. Шина также поглощает и смягчает удары, возникающие при движении автомобиля по дороге. Во время движения автомобиля эластичная пневматическая шина в нижней части деформируется, мелкие неровности дороги поглощаются за счет деформации шины, а большие вызывают плавное перемещение оси колеса. Такая способность шины называется сглаживающей. Сглаживающая способность шины обусловлена упругими свойствами сжатого воздуха, которым заполнена шина. При деформации шины неизбежно возникают потери энергии, обусловленные внутренним трением в материале шины. Внутреннее трение повышает температуру шины, что неблагоприятно сказывается на ее долговечности. Чем больше деформация шины, тем больше затраты энергии на внутренние потери и тем бОльшая мощность затрачивается на движение автомобиля. Свойства и работоспособность шины в значительной степени зависят от ее конструкции.

Конструкция шины
Классификация шин
Рисунки протектора шин
Маркировка шин
Безопасные шины
Езда на проколотой шине
Колесный диск

Содержание

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Самое важное свойство любой шины – обеспечение надежного сцепления с дорожным покрытием. Эту задачу выполняет резина протектора, «облегая» благодаря своей эластичности микронеровности дороги в пятне контакта. В сырую погоду, даже на небольшой скорости движения, между протектором и дорогой образуется водяная пленка, препятствующая их контакту между собой. Для исключения потери управляемости в таких условиях необходимо отвести воду из пятна контакта, поэтому на протекторе делают как продольные, так и поперечные канавки различной формы. Чтобы лучше удалять из пятна контакта грязь, обладающую большей вязкостью, чем вода, канавки должны быть шире.
Однако с увеличением количества канавок или их ширины возрастает нагрузка на выступы протектора и ухудшается сцепление с сухим покрытием, из-за уменьшения площади соприкосновения резины с дорогой. К тому же большая нагрузка на выступы протектора способствует ускорению износа шины.
Характеристики каждой конкретной шины достигаются путем сложного сочетания особенностей конструкции, рисунка протектора и качества использованных резиновых смесей. От протектора шины и его рисунка зависит уровень шума во время качения, износостойкость, сцепление с дорогой. Нередко конструкторы улучшают один или два параметра в ущерб другим, например: уменьшают шумность и повышают плавность хода за счет некоторого снижения устойчивости и управляемости.
Добиться высоких результатов оценки по всем показателям одновременно с одним типом шин невозможно. Поэтому количество и разнообразие выпускаемых шин и рисунков протектора даже не поддается описанию, так как ежегодно появляются все новые и новые оригинальные образцы.

ТИПЫ ШИН

При эксплуатации легкового автомобиля летом наибольшее распространение получили дорожные, всесезонные и универсальные типы шин. Дорожные шины (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухим и мокрым твердым покрытием, топливную экономичность, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны. Рисунок протектора отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные канавки и отсутствие микрорисунка. Кроме того, они имеют обязательный плавный (скругленный) переход от протектора к боковинам.
Всесезонные шины являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают им по обеспечению сцепления с дорогой при использовании в соответствующем сезоне. Они приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, к зимним дорогам, обеспечивают неплохой уровень комфорта и удовлетворительную экономичность, но отличаются несколько большим износом, чем летние.
Один комплект таких шин обеспечивает приемлемую реализацию характеристик автомобиля при круглогодичной эксплуатации. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую «дорожку» и разделены канавками разной ширины. На крупных элементах рисунка имеются узкие прорези (ламели), обеспечивающие сцепление с обледенелой или заснеженной дорогой.
Как правило, на этих шинах проставлена маркировка all season, tous terrain или условные знаки (снежинка или капля).
Универсальные шины (по отечественной терминологии) предназначены для работы на дорогах любого качества. Причем четкую границу между ними и всесезонными провести бывает довольно трудно. Отличаются они прежде всего более глубоким и разветвленным рисунком протектора.
Дело в том, что под дорогами «любого качества» в СНГ можно понимать 60–80 % всех дорог, включая и бездорожье, поэтому этот тип шин во многом – отечественное изобретение. По западным меркам к универсальным можно отнести шины типа М+S (Mud and Snow – грязь и снег) в варианте с менее расчлененным канавками рисунком протектора, со слабо выраженным микрорисунком или без него.

РИСУНОК ПРОТЕКТОРА

Рисунок протектора образуется определенным расположением его элементов относительно друг друга и направления вращения шины. На любом типе шины может быть использован ненаправленный, направленный или асимметричный рисунок протектора, что оказывает существенное влияние на ее эксплуатационные характеристики.
1 — ненаправленная шина устанавливается на автомобиль произвольно;
2 — направленная шина устанавливается на автомобиль по направлению стрелки на ее боковине;
3 — асимметричная шина устанавливается на автомобиль в соответствии с надписью на ее боковине:
«Outside» — наружняя сторона;
«Inside» — внутренняя сторона
Ненаправленный наиболее универсальный рисунок, поэтому часть шин выпускается именно с ним. Он допускает пропроизвольную установку колеса и любое направление вращения шины, но уступает другим рисункам по способности интенсивно отводить воду из пятна контакта с дорогой.
Направленный рисунок отличается тем, что его элементы (упрощенно) расходятся «елочкой», и это требует определенного направления вращения колеса. Такое построение элементов позволяет более эффективно, чем при ненаправленном рисунке, отводить из пятна контакта воду, жидкую грязь и понизить уровень шума, создаваемого шиной при движении. На боковинах шин с этим рисункам обязательно указано направление вращения. Определенное неудобство связано с тем, что «запаска» совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны автомобиля, а на другой стороне она может использоваться только для поездки с небольшой скоростью до ближайшего шиномонтажа.
Асимметричный рисунок — один из способов реализовать разные свойства в одной шине, например наружную сторону протектора выполняют с рисунком, обеспечивающим наилучшее сцепление с сухой дорогой, а внутреннюю – с мокрой. Он характерен различным расположением канавок и шашек с одной и другой стороны от середины протектора. Шины с асимметричным рисунком чаще всего бывают ненаправленными,а изредка – направленными; в этом случае требуются разные шины для левых и правых колес автомобиля. На боковинах шин с асимметричным рисунком обязательно указано, какая сторона должна быть направлена внутрь, а какая наружу. Если комплект шин с асимметричным ненаправленным рисунком, то запасное колесо подходит на любую сторону автомобиля.

Читайте также:  Мотор редуктор стеклоочистителя газ 3110

РЕКОМЕНДАЦИИ

При выборе и эксплуатации шин могут быть полезны некоторые общие правила.
• Используйте размеры шин, рекомендованные инструкцией по эксплуатации автомобиля.
• Так как идеальных шин не бывает, при их выборе целесообразно для себя определить, какие свойства, помимо надежного сцепления, наиболее важны – «спортивность», комфортность, экономичность и т.п.
• Шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях.
• Шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности.
• Как правило, производители указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины, но при этом умалчивают, какими свойствами для этого «пожертвовали».
• Подбирая параметры шин при их замене, можно улучшить одни показатели автомобиля, но непременно за счет снижения других.
• Низкопрофильные шины улучшат управляемость автомобиля, особенно на высоких скоростях, но они в большей степени подвержены повреждениям на дорогах с дефектами покрытия.
• Лишь внешнее сходство или, наоборот, отличия шин разых производителей не позволяют делать однозначный вывод о схожести или различии их эксплуатационных свойств.
• Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора.
• Эксплуатация зимних шин в летнее время, помимо их ускоренного износа, ухудшает курсовую устойчивость, управляемость («ватный руль») и тормозные свойства автомобиля.

НЕКОТОРЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ШИНАХ

All season (Тous terrain) – всесезонная шина.
M+S (грязь и снег) – обозначение на шинах для всесезонной и зимней эксплуатации.
Rotation – направление вращения (для шин с направленным рисунком).
Side facing inwards или Inside – сторона, обращенная внутрь*.
Side facing outwards или Outside – сторона, обращенная наружу*.
P (Passenger) – легковая шина (америк.).
Second, Secunda (или DA) – обозначение указывает на наличие второстепенных дефектов, не влияющих на скоростную прочность.
Maximum Pressure – максимальное давление. Нагрузка указывается в фунтах (LBS), а давление – в фунтах на квадратный дюйм (PSI) для шины в «холодном» состоянии (1LBS=0,4536 кг; 1PSI=0,0069 МПа)
TWI (Tread Wear Indication – индикаторная дорожка износа) – знак на боковине шины. Показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Этот знак наносят возле протектора равномерно в шести местах по окружности.
*Надписи, которые могут наноситься на борта ассиметричных шин. Они указывают на ориентацию шины относительно продольной оси машины при монтаже ее на колесо.

Более подробно об обозначениях на шинах: ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН

ГОСТ 5513-86 Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов. Технические условия

Текст ГОСТ 5513-86 Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов. Технические условия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОПРИЦЕПОВ, АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ

УДК 629.11.012.55 : 006.354 Группа Л62

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОПРИЦЕПОВ, АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ ГОСТ

Технические условия 5513—86

Pneumatic tyres for trailers, buses and trolleybuses. Specifications

Дата введения 01.01.87

Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины (покрышки, камеру и ободную ленту) для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов, предназначенных для эксплуатации на дорогах различных категорий при температуре окружающей среды до минус 45 °C.

Стандарт не распространяется на шины с регулируемым давлением, а также на шины, специально предназначенные для работы в шахтах, рудниках и в других особых условиях эксплуатации.

Требования пп. 1.4—1.7, 1.10, 1.11, 6.1, 7.1 и разд. 2—5 настоящего стандарта являются обязательными, другие требования — рекомендуемыми.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Термины и определения основных параметров, размеров и типов рисунка протектора — по ГОСТ 22374—77.

1.2. В зависимости от конструкции шины подразделяют на диагональные и радиальные.

1.3. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины могут иметь следующие типы рисунка протектора: дорожный, универсальный и повышенной проходимости.

© Издательство стандартов, 1986 © Издательство стандартов, 1993 Переиздание с изменениями

Тил рисунка протектора

Обозначение обода но ГОСТ 10409—74

Масса шины с камерой из КП УЧ у« ков обще го казна* чення. кг. ис более

Тип вентиля камеры по ГОСТ 8107—75

Двойная тол* щи и а стенки камеры, мм» не менее

Обозначение ободной ленты

Статячее» кий дисбаланс но* крышки, г.см. не более

Наруж* иый дна* метр ±1.5%

Тип рисунка протектора

Обозначение обода по ГОСТ 10409-74

Масса шины с камерой из научу* ков общего казна* чения. кг, не более

Обозмаче* НИС камеры

Тип мнтк-ля камеры по ГОСТ 8107—75

Двойная тол* шина стеикн камеры, мм* не менее

Обозначение ободной ленты

Статические дисбаланс покрышки, г.см. не более

1. Ширина профиля шнн приведена при измерении на рекомендуемом ободе. При монтаже на другой обод ширина профиля изменяется на -40% от разности ширин двух ободьев.

2. Разрешается применять обод 6,0—20 для шин 8.25R20 и 8.25— 20; 7,0—20 для шины 10,00R20 на автомобиль КамАЗ-5511; 8,5—20 для шины I1.00R20 с дорожным рисунком протектора.

3- Двойная толщина стенки камеры приведена по беговой и бандажной части.

4. Габаритные размеры камер и ободных лент определяются пресс-формой,

5. До замены моделей на новые разрешается изготовление шин с нормами габаритов, действовавшими до 01.0592.

6. Разрешается по согласованию с потребителем применять нентиль другого типа, отличный от указанного в табл. 1.

7. Масса шик 825R2O и 8.25—20 с универсальным рисунком протектора на вискозном корде должка быть не более 48 и 49 кг соответственно.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

ГОСТ 5513—86 С. 9

Шины с дорожным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II и III категорий), универсальным— преимущественно на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием (III, IV и IV-n категорий) и переходных (IV и V категорий), повышенной проходимости — преимущественно в условиях бездорожья и на мягких грунтах.

Типы покрытий и категорий дорог установлены в соответствии с требованиями строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР.

1.4. Обозначения, основные параметры и размеры шин должны соответствовать табл. 1.

1.5. Шины, предусмотренные настоящим стандартом, должны иметь дюймовое обозначение.

Примеры условного обозначения покрышки: 7.50R20—шины радиальной конструкции;

7,50—20— шины диагональной конструкции, где 7,50—обозначение ширины профиля шины;

20 — обозначение посадочного диаметра обода; R— индекс шины радиальной конструкции.

Пример условного обозначения камеры: 7,50—20,

где 7,50— обозначение ширины профиля соответствующей шины; 20— обозначение посадочного дйаметра обода.

Пример условного обозначения ободной ленты: 6,7—20,

где 6,7—обозначение ширины ленты;

20— обозначение посадочного диаметра обода.

1.6. Разрешается увеличение ширины профиля новых шин от указанных в табл. 1 за счет рисок, ребер и применяемых материалов только на 3%, а для шины 12.00R20 — на 2%.

В эксплуатации разрешается увеличение ширины профиля, указанной в табл. 1, для шин радиальной конструкции не более 6%, для шин диагональной конструкции и шин, эксплуатируемых в карьерах и на лесоразработках, не более 8%.

1.5; 1.6. (Измененная редакция, Изм. № 3).

1.7. Нормы эксплуатационных режимов шин должны соответствовать табл. 2.

1.8. (Исключен, Изм. № 3).

1.9. Изменение нагрузки на шину в зависимости от скорости приведено в приложении 2.

1.10. Применение шин для новых марок автотранспортных средств — в соответствии с актом приемки или протоколом разрешения применения.

1.9; 1.10. (Измененная редакция, Изм. № 3).

Читайте также:  Неисправности автомобилей газ с электронной педалью

1.11. Требования к новой шине, обеспечивающие показатели по устойчивости, управляемости, уровню шума, тормозному пути автомобиля, устанавливаются техническим заданием на разработку новой шины, и уровень их определяется при приемочных испытаниях. Ресурс шин устанавливается при контрольных эксплуатационных испытаниях.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Шины должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке, и отвечать требованиям. Правил № 54 ЕЭК ООН.

2.2. Камеры должны быть герметичными. Тип вентиля должен соответствовать указанному в табл. 1. Положение вентиля в камерах всех обозначений центральное. Другое положение вентиля или другой его тип разрешается применять только по согласованию потребителя с изготовителем.

2.1; 2.2. (Измененная редакция, Изм. № 3).

2.3. Показатели внешнего вида покрышек, камер и ободных лент должны соответствовать нормативно-технической документации.

В покрышках не допускаются расслоения в каркасе, брекере и борте, отслоения протектора и боковины, гребень по протектору с выпрессовкой ткани (для покрышек с текстильным брекером), запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого слоя, механические повреждения.

В камерах не допускаются расхождения стыка, пористость стенок и механические повреждения.

В ободных лентах не допускаются механические повреждения.

2.4. По физико-механическим показателям покрышки, камеры и ободные ленты должны соответствовать нормам, указанным в табл. 3.

2.5. Шины должны иметь не менее шести рядов индикаторов износа, расположенных по окружности, примерно на одинаковом расстоянии друг от друга в канавках средней зоны беговой дорожки протектора. Индикаторы должны быть выполнены так, чтобы исключалась возможность спутать их с мостиками резины между ребрами или шашками беговой дорожки протектора. Высота индикатора износа должна составлять (1,6 4-0,5) мм.

Разрешается отсутствие индикаторов износа только до замены имеющихся пресс-форм на новые.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.6. (Исключен, Изм. № 3).

Расположение шин на осн О-одннарное; Ссдвоенное

Индекс несущей способности для максимальной нагрузки

Нагрузка на шину, кН (кгс).

9,32 (950) 8,58 (875)

21,97 (2240) 20.21 (2060)

20,21 (2060) 18,27 (1850)

при давлении в шине, кПа (кгс/см 2 )

21,97 (2240) 20,21 (2060)

23,84 (2430) 21.39 (2180)

25.26 (2575) 22,56 (2300)

23,84 (2430) 21,39 (2180)

27,47 (2800) 24,65 (2500)

29,43 (3000) 26,73 (2725)

С. 8 ГОСТ 551В—86

Расположение шин на оси О-одинарное; С-сдвоенное

Индекс несущей способности ДЛЯ максимальной нагрузки

Нагрузка на шину. кН (кге).

15,21 (1550) 13,73 (1400)

17,66 (1800) .16.20 (1650)

23,15 (2360) 21,39 (2180)

25,26 (2575) 23,84 (2430)

26,73 (2725) 24,53 (2500)

1. Для обеспечения необходимой боковой устойчивости и облегчения управ ных в табл. 2 норм на 15% только по согласованию между автомобильной и

2. Максимальная скорость для шины 10.00R20, эксплуатируемой на город рости 100 км/ч.

3. Для шины 10;00R20, эксплуатируемой на международних автобусах,

4. Для шины 11.00R20 с дорожным рисунком протектора, эксплуатируемой

5. При выборе шин для новых автотранспортных средств максимальную из условий эксплуатации.

6. Соотношения между индексами и значениями скоростей и давлений при

Продолжение табл. 2

при давлении в шине. кПа

23,61 (2360) 20,21 (2060)

24,53 (2500) 21.39 (2180)

27,47 (2800) 23,87 (2430)

28,45 (2900) 24,65 (2500)

30,17 (3075) 26.73 (2725)

31,88 (3250) 28,45 (2900)

26,00 (2650) 23,15 (2360)

26.73 (2725) 24,53 (2500)

28,45 (2900) 26,00 (2650)

29,43 (3000) 26,73 (2725)

30,17 (3075) 26,00 (2650)

28.45 (2900) 26,00 (2650)

29,43 (3000) 26,73 (2725)

27,47 (2800) 26,00 (2650)

28,45 (2900) 26,73 (2725)

30,17 (3075) 27,47 (2800)

ляемости автомобиля разрешается изменение давления в шинах против указан-шинной промышленностью.

ских автобусах, 80 км/ч при эксплуатационных нормах, соответствующих ско-максимальная скорость—120 км/ч.

на автобусах «Икарус-250> и «Икарус-255>, максимальная скорость—106 км/ч. нагрузку на шины по согласованию с изготовителем -следует уменьшать, исходя

Норма для резины

Прочность связи между

иальных шин и беговой части про-

тектора радиальных шин

боковины радиальных ШНИ

12 WR20 12 00-24 11 .СОЯ 20 IO.0CR20 10,00—20 600R20 9,00-20

В.2&Я2О 8.25-20 7.5OR2O 7,50—20

из каучуков общего назначения

не менее не более

2. Условная прочность при растяжении. МПа (кгс/см 8 ). не менее

3. Относительное удлинение при разрыве, %: не менее нс более

4. Сопротивление раздиру, кН/м (кгс/см). не менее

5. Твердость, условные единицы:

Норма для резины

Прочность связи между отдельными элементами шин

протектора диаго* нальных шик к беговой части про* техтора радиальных ШНИ

боковины радиальных шин

из каучуков обще* го назначения

из бутил* лаучуха

с металлокордным брекером

с текстиль, мым брекером

6. Истираемость. м’/ТДж (см 3 /кВт-ч), не более

7. Прочность связи при расслоении покрышки. кН/м (кгс/см). не менее: протектер-брекер

в слоях каркаса

в слоях брекера

8. Условная прочность при растяжении стыка камеры (при торцовой стыковке). МПа (кгс/см 1 ). не менее

9. Прочность связи резины пятки вентиля с металлическим корпусом. Н (кгс), не менее

ГОСТ 5513—86 С. 1В

Норм> для резням

Прочность свяди между отдельными элементами шин

протектора диагональных шин к беговой части протектора радиальных шин

боковины радиальных шин

из каучуков общего назначения

с металлокордным брекером

с текстильным брекером

12 O0R2O |2.00*2Л 11.OORJO 10.00R20 10 00—20 9.00R20 9.00-20

8.25-20 7.50R20 7.50-20

10. Прочность связи резины камеры с резиновой пяткой вентиля. кН/м (кгс/см), не менее

1. Для автобусных шин I2.OOR2O; 1I.0OR2O и 10.00JR20 с дорожным рисунком протектора сопротивление раздиру должно бьиь не менее 64(65) кН/м (кгс/см).

2. Для шин I2.00R20; II.00R20; IO.00R2O и 9.00R20 твердость должна быть нс менее 57 условных единиц.

Табл. 2, 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).

В комплект шины входят покрышка, камера с вентилем и ободная лента.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

4.1. Шины принимают партиями. Партией считают шины одного обозначения в количестве не более 6000 шт., сопровождаемые документом о качестве, содержащим:

обозначение и модель шин и их количество; обозначение настоящего стандарта;

результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии партии шин требованиям настоящего стандарта.

4.2. Для проверки шин на соответствие требованиям настоящего стандарта и Правил № 54 ЕЭК ООН проводят приемосдаточные и периодические испытания.

4.2.1. При приемосдаточных испытаниях проверяют:

внешний вид покрышек, камер, ободных лент и герметичность камер — на каждом изделии;

твердость резины протектора — не менее 10 покрышек от партии;

статический дисбаланс шин — не менее 10 покрышек от партии.

При получении неудовлетворительных результатов приемосдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке.

Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.

4.2.2. Периодические испытания проводит предприятие-изготовитель не реже одного раза в квартал по следующим показателям:

габаритным размерам и статическому радиусу — на трех шинах;

физико-механическим показателям — на одной покрышке, камере и ободной ленте;

массе — не менее 10 шин.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке.

В случае неудовлетворительных результатов повторных периодических испытаний по какому-либо показателю данный показатель переводят в приемосдаточные испытания до получения положительных результатов на трех партиях шин подряд.

С. 14 ГОСТ 5513—86

4.2.3. Стендовые испытания на соответствие Правилам № 54 ЕЭК ООН проводят не реже одного раза в квартал на одной шине.

Если шина не выдержала стендовых испытаний,, отгрузку шин приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных испытаний на двух шинах подряд.

Разд. 4. (Измененная редакция, Изм. № 3).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1.. Размеры шин определяют в соответствии с ГОСТ 26000—83, двойную толщину стенки камеры — по МИ 27.08.03—90.

Массу шины определяют взвешиванием с погрешностью не более ±100 г.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5.2. Герметичность камеры определяют полным погружением наполненной воздухом камеры в воду, при этом не должно быть выделения пузырьков воздуха из камеры.

5.3. Внешний вид определяют визуально.

5.4. Для определения физико-механических показателей образцы изготовляют не ранее, чем через 6 ч после вулканизации покрышек и камер.

5.5. Для определения условного напряжения при удлинении 300%, условной прочности при растяжении, относительного удлинения при разрыве и сопротивления раздиру из подканавочного слоя протектора и боковины вырезают в продольном направлении протектора пластинки толщиной (2±0,3) мм: для определения условной прочности при растяжении и относительного удлинения при разрыве — не менее пяти пластинок длиной не менее 115 мм и шириной не менее 25 мм; для определения сопротивления раздиру— пять пластинок длиной не менее 110 мм и шириной не менее 25 мм.

Читайте также:  Бежит масло с двигателя тойота

Разрешается подшероховка поверхности образца только при условии сохранения установленной толщины.

Испытания проводят по ГОСТ 270—75 (образец типа 1) и ГОСТ 262—79 (образец типа Б).

5.6. Для определения условного напряжения при удлинении 300%, условной прочности при растяжении, относительного удлинения при разрыве, сопротивления раздиру камеры, а также условной прочности при растяжении ободной ленты вырубают из любого места камеры (ободной ленты) в продольном направлении не менее пяти образцов для каждого испытания.

Разрешается подшероховка поверхности образцов, а также использование образцов толщиной, равной толщине изделия.

Испытания проводят по ГОСТ 270—75 (образец типа 1) и ГОСТ 262—79 (образец типа Б).

5.5; 5.6. (Измененная редакция, Изм. № 3).

5.7. Твердость резины протектора покрышки и ободной ленты определяют твердомером на поверхности изделия в пяти-шести местах на наиболее широких выступах рисунка протектора. При этом индикатор прибора должен находиться в середине выступа, а опорная площадка твердомера должна быть в тесном контакте с протектором покрышки. Показания прибора фиксируют через 3 с с момента приложения нагрузки. Не допускается устанавливать опорную площадку твердомера на выпрессовку протектора покрышки.

Испытания проводят по ГОСТ 263—75.

5.8. Для определения истираемости резины протектора из под-канавочного слоя у основания выступов рисунка вырезают в продольном направлении пять пластинок длиной не менее 165 мм и толщиной (2 ±0,3) мм, из которых вырубают образцы штанцевым ножом шириной (10±0,2) мм.

Подшероховка пластинок со стороны, подвергаемой истиранию, не допускается. Каждую пластинку наклеивают стороной, обращенной к каркасу, на кольцевой образец-подложку из резины наружным диаметром (50±0,5) мм и шириной (10±0,2) мм.

Испытания проводят по ГОСТ 12251—77.

5.9. Для определения прочности связи при расслоении отдельных элементов покрышки вырезают четыре образца: по два из двух диаметрально противоположных мест окружности покрышки, один из которых вырезают вдоль нитей первого слоя каркаса, другой — вдоль нитей второго слоя для диагональных шин, а для радиальных шин срезы делаются радиально от борта к борту покрышки.

Образцы должны быть шириной (25 ±3,0) мм и длиной не менее 125 мм.

Для удобства закрепления в зажимах машины образцы шин допускается перерезать по центральной окружной линии. С образцов срезают часть протектора, оставляя резиновый слой толщиной в 5—6 мм. Концы образцов предварительно расслаивают со стороны боковины через каждые четыре слоя, начиная со второго или третьего слоев с одной стороны или с четвертого или пятого слоев с другой стороны. Длина участка должна быть достаточной для надежного закрепления в захватах разрывной машины (при этом нити должны быть расположены вдоль образца в слоях с наименьшими номерами).

Испытания проводят по ГОСТ 6768—75 на разрывной машине на участке образца длиной 50—60 мм при скорости подвижного зажима (100± 10) мм/мин. Продолжительность выдержки образцов перед испытанием не менее 2 ч.

С. 16 ГОСТ 5513—86

5.10. Для определения прочности связи между боковиной и каркасом вырезают из двух диаметрально противоположных мест окружности покрышки между бортом и беговой дорожкой в направлении нитей последнего слоя каркаса по одному образцу длиной не менее 95 мм и шириной (25±3,0) мм. Образцы предварительно расслаивают между резиной и каркасом на участке дос-, таточном для надежного закрепления в захватах разрывной машины (со стороны беговой дорожки до боковины). Испытания по ГОСТ 6768—75 проводят на участке длиной 40—50 мм.

5.11. Для определения условной прочности при растяжении стыка камеры (при торцевой стыковке) вырубают по одному об-, разцу в месте стыка из бегового, бандажного и двух боковых участков камеры в форме двусторонней лопатки.

Испытания проводят по ГОСТ 270—75 (образец типа 1), при этом толщину образцов измеряют рядом со стыком камеры в месте окончания утолщения и усилительной ленточки. За результат принимают среднее арифметическое двух измерений толщины.

5.12. Для определения прочности связи резиновой пятки вентиля с металлическим корпусом резиновую пятку надрезают по окружности штанцевым ножом диаметром, равным наибольшему диаметру корпуса вентиля до плоскости его основания. Испытания проводят на разрывной машине со скоростью подвижного зажима (100± 10) мм/мин. В верхний зажим разрывной машины закрепляют резиновую пятку, а в нижний — металлический корпус таким образом, чтобы плоскость основания корпуса вентиля была перпендикулярна направлению движения зажимов. За результат испытания принимают значение силы при расслоении.

5.13. Для определения прочности связи камеры с резиновой пяткой вентиля из камеры по обе стороны от вентиля на расстоянии 2 мм от основания корпуса вырубают штанцевым ножом по два образца шириной (8±0,1) мм, длиной не менее 40 мм. Резиновую пятку вентиля и камеру расслаивают по стыку резин на длину 7—10 мм.

Испытания проводят на разрывной машине со скоростью подвижного зажима (100±10) мм/мин.

Стенку камеры закрепляют в верхний зажим, резиновую пятку— в нижний зажим и расслаивают до отрыва пятки. Для определения прочности связи среднее значение силы при расслоении делят на ширину образца. За результат испытания принимают среднее арифметическое значение двух испытаний.

5.14. Статический .дисбаланс покрышек определяют на балансировочных станках по нормативно-технической документации.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5.15. Стендовые испытания проводят по Правилам № 54 ЕЭК ООН.

(Введен дополнительно, Изм, № 3).

6. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Маркировку на шину наносят в соответствии с Правилами № 54 ЕЭК ООН и приложением 3, при этом дополнительно наносят:

обозначение настоящего стандарта;

порядковый номер шины;

штамп технического контроля;

обозначение «Regroovable»— для шин, на которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой;

знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);

дополнительную маркировку в виде буквы Т, расположенной на уровне обозначения шины — для шин радиальной конструкции с текстильным брекером.

Места расположения индикаторов износа отмечают буквами TWI в плечевой зоне протектора.

Все обязательные надписи, предусмотренные Правилами № 54 ЕЭК ООН, кроме товарного знака и модели шины, должны располагаться в нижней’ части боковины покрышки с двух сторон.

Дополнительные надписи располагают в иных зонах боковины.

Камеры и ободные ленты должны иметь следующую маркировку:

товарный знак предприятия-изготовителя;

обозначение настоящего стандарта;

дату изготовления, состоящую из трех цифр, из которых две первые указывают неделю, последняя — год изготовления;

штамп отдела технического контроля;

буквы «БК» для камер из бутилкаучука.

6.2. Допускается старая маркировка шин до замены имеющих* ся пресс-форм на новые.

На покрышке, камере и ободной ленте допускаются дополни* тельные надписи и обозначения.

6.1; 6.2. (Измененная редакция, Изм. № 3).

6.3. (Исключен, Изм. № 3).

6.4. Маркировку на шины наносят оттиском гравировки от пресс-формы или жетона. Обозначение настоящего стандарта и знак БК на камерах допускается наносить прочной краской, хорошо различимой на поверхности. Штамп технического контроля и дату изготовления на камерах и ободных лентах наносят только прочной краской, хорошо различимой на поверхности изделий..

Допускается нанесение порядкового номера покрышки другим способом при отчетливой видимости обозначения в течение всего срока эксплуатации шины, отдельно от даты изготовления.

6.5. Упаковка, транспортирование и хранение шин — по ГОСТ 24779—81.

По согласованию с потребителем допускается отгружать: отдельно покрышки, камеры и ободные ленты;

колпачки-ключики или колпачки вентилей упакованными отдельно от камер.

Шины в государственный резерв транспортируют пакетами. Пакеты должны быть связаны в четырех местах. Длина пакета не должна превышать 1300 мм. Условия пакетирования и хранения согласно нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

6.4; 6.5. (Измененная редакция, Изм. № 3).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Гарантийный срок хранения и эксплуатации шин — 5 лет со дня изготовления.

7.2. Изготовитель гарантирует:

соответствие шин требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации, транспортирования и хранения;

отсутствие производственных дефектов и работоспособность шин до предельного износа рисунка протектора, соответствующего высоте индикатора износа, в пределах гарантийного срока хранения и эксплуатации.

7.3. Изготовитель обменивает безвозмездно вышедшие из эксплуатации по производственным дефектам шины на новые при наработке до 25 тыс. км.

При наработке более 25 тыс. км изготовитель оплачивает часть стоимости новой шины пропорционально остаточной высоте рисунка протектора до уровня предельного износа.

Разд. 7. (Измененная редакция, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ L (Исключено, Изм. № 3).

ИНДЕКСЫ СКОРОСТИ И ДАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ЗАВИСИМОСТЬ НАГРУЗКИ НА ШИНУ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ

Оцените статью