- Газ на автомобиль: плюсы и минусы
- История установки газа на автомобили
- Плюсы перевода автомобиля на газ
- Минусы перевода автомобиля на газ
- Преимущества и недостатки газового оборудования на автомобиле
- Основные преимущества ГБО
- Стоимость газа
- Увеличенный запас хода
- Работа и ресурс двигателя
- Экологическая составляющая
- Безопасность
- Главные недостатки ГБО
- Объём багажника
- Утяжеление массы авто
- Обязательная регистрация оборудования
- Дополнительные расходы
- Минусы ГБО для двигателя
- Проблема с заправочными станциями
- Соблюдение правил по эксплуатации и хранению автомобиля с ГБО
Газ на автомобиль: плюсы и минусы
Несмотря на то, что за последние годы цена на нефть на мировом рынке упала более чем в два раза, российским автомобилистам платить за бензин приходится сейчас на меньше, а больше, чем прежде. Недоумевать не приходится: в цене бензина стоимость нефти составляет не более 15%, а остальное — это переработка, транспортировка, наценки бензозаправок, и что самое главное — налоги и акцизы, составляющие до 60% стоимости. Снижать эти ставки никто не собирается, а вполне возможно, что они даже и вырастут, так что проблема удорожания бензина наверняка останется актуальной еще в течение длительного времени.
Именно поэтому многие владельцы автомобилей задумываются о том, чтобы перевести свои машины на более дешевое газовое топливо: пропан-бутан или же сжиженный природный газ. Для этого необходимо потратиться на приобретение и профессиональный монтаж соответствующего оборудования, и тогда автомобиль можно заправлять и бензином, и газом. Казалось бы, все просто, однако газ на авто устанавливать пока решает не так уж и много владельцев частных легковых транспортных средств. О том, какие же плюсы и минусы сулит такой переход, пойдет речь ниже.
История установки газа на автомобили
В нашей стране идея перевода если и не всего автомобильного парка, то хотя бы его части на газ, возникла еще в начале 80-х годов прошлого века. Было решено оснастить газовым оборудованием часть эксплуатируемых грузовиков и автобусов. Издали соответствующую директиву, начали переоборудование машин, однако вскоре в Министерство транспорта СССР начало поступать множество жалоб на проблемы, массовые поломки из-за перевода на газ, пожары и т.п. В результате процесс, что называется, был остановлен, грузовики и автобусы, как и раньше, стали заправлять исключительно бензином и дизельным топливом.
В реальности дело обстояло так, что перевод государственных автомобилей на газ не сопровождался особыми техническими проблемами или же проблемами безопасности. Просто на государственных автопредприятиях и у водителей, и у начальства с переводом техники на газ пропадала возможность банально воровать государственный бензин. В стране тогда был серьезный дефицит этого топлива, и оно очень ценилось. Таким образом, идея перевода отечественной техники (или хотя бы ее части) на газ стала жертвой самого настоящего саботажа.
О том, что заправлять машины можно не только бензином, но и газом, вспомнили тогда, когда страна перешла на рыночные отношения, и поэтому люди стали просчитывать, что выгоднее. Оказалось, что газовое топливо имеет целый ряд преимуществ.
Плюсы перевода автомобиля на газ
Баллон с газом в багажнике авто.
Основными плюсами от перевода авто на газ являются:
- Значительная экономия на топливе;
- Безопасность для двигателя;
- Экологичность газового топлива;
- Простота в эксплуатации газобаллонного оборудования.
Основным плюсом установки газа на авто является экономия на топливе. И практически все, кто принимает решение перевести свой автомобиль на газ, руководствуются, прежде всего, экономическими соображениями. Дело в том, что газ стоит в два раза дешевле бензина, а его расход больше всего на 20%. Таким образом, «чистая» экономия налицо, однако, производя такого рода расчеты, необходимо также учитывать стоимость самого оборудования и его обслуживания, а также то, несколько активно эксплуатируется машина. К примеру, если авто используется мало, то приобретение и монтаж ГБО будет окупаться достаточно долго.
Еще один плюс газа — повышение ресурса двигателя. Установлено, что двигатели, использующие в качестве топлива газ, работают значительно дольше, чем их аналоги на обычном топливе. Это связано с целым рядом факторов. Одним из важнейших из них является то, что октановое число газа составляет около 110, поэтому силовой агрегат работает более плавно и мягко, при его функционировании существенно снижается уровень вибраций и шума. В двигателях, работающих на газе, гораздо более эффективно работает система зажигания. Кроме того, газ в цилиндрах сгорает равномернее, благодаря чему существенно снижаются нагрузки на поршневую группу. К тому же, после сгорания смеси газа и воздуха на стенках цилиндров не образуется никакого налета.
Еще одним существенным плюсом газового топлива является то, что при его сгорании в атмосферу выбрасывается намного меньше вредных веществ, чем при сгорании бензина (специалисты утверждают, что как минимум в три раза). Дело в том, что в нем отсутствуют различные присадки и сера. Кроме того, в цилиндрах газ сгорает практически полностью.
Современное газобаллонное оборудование существенно сложнее по своей конструкции, чем то, что ранее использовалось для установки на карбюраторные двигатели. И комплекты, выпускаемые ведущими производителями, не доставляют водителям практически никаких проблем в эксплуатации и обслуживании. Кстати говоря, все они обеспечивают легкое переключение питания с газа на бензин непосредственно из салона автомобиля.
Некоторые водители опасаются, что перевод автомобиля на газовое топливо пойдет в ущерб безопасности. Иными словами, они боятся, что газ может стать причиной пожаров и взрывов. На самом же деле в этом отношении газ намного более безопасен, чем бензин: вероятность его возгорания или взрыва существенно ниже, чем у бензиновых паров. Кроме того, независимые тесты показывают, что правильно установленное качественное газовое оборудование даже при ДТП оказывается существенно более безопасным, чем стандартный бак с бензином.
Читайте также: Что такое газ 4 поколения и в чем его особенности.
Минусы перевода автомобиля на газ
Комплект для установки газа на авто.
Помимо достоинств у перевода автомобилей на газ есть и несколько минусов. К главным из них нужно отнести следующее:
- Стоимость газового оборудования;
- Падение мощности двигателя;
- Увеличение массы авто и уменьшение объема багажника;
- Проблемы с заправкой топливом.
Основный минус — траты на установку оборудования. Современное газовое оборудование вместе с установкой обходится примерно в 500 долларов США. Сумма это, конечно же, отнюдь не заоблачная, однако все же достаточно серьезная для «среднего» российского автомобилиста. Как уже было сказано выше, срок окупаемости этих расходов, то есть тот период времени, по истечении которого установка ГБО начнет давать реальную экономию на топливе, зависит, в первую очередь, от того, насколько интенсивно используется автомобиль.
Снижение мощности — еще один минус. Тем, кто собирается перевести свою машину на газ, нужно иметь в виду, что придется смириться с некоторым падением мощности двигателя (примерно на 15%). Правда, авто станет более плавно набирать скорость, пропадут «дергания» и «провалы» на переходных режимах движения. Это связано со спецификой сгорания газа в цилиндрах. Кроме того, за счет самого оборудования и баллонов вырастет масса машины, а емкость с газом, к тому же, неминуемо займет часть объема багажника.
Наконец, в современных российских условиях у владельцев авто на газу нередко возникают сложности с заправкой (причем, кстати говоря, не только тех, кто живет в «глубинке», но даже и у москвичей). Вероятно, со временем этот минус станет менее актуальным, однако на сегодняшний день заправить машину газом можно далеко не на каждой АЗС.
Читайте также: Метан или пропан — какой газ лучше ставить на авто?.
Преимущества и недостатки газового оборудования на автомобиле
Последнее обновление — 6 ноября 2020 в 07:45
Разница в стоимости бензина и газового топлива заставляет задумываться об установке газобаллонного оборудования. Однако перевод машины на газ имеет свои особенности, зная которые можно оценить все плюсы и минусы ГБО, после чего сделать выводы о целесообразности монтажа газовой системы.
Основные преимущества ГБО
В качестве газомоторного топлива распространены два вида газа сжиженный нефтяной — пропан-бутановая смесь и сжатый (компримированный) — метан (СНГ/КПГ). Ввиду разности давления при хранении газов, оборудования имеют конструктивные отличия, хотя принцип работы у них идентичен.
Стоимость газа
Ключевая выгода — пропан в среднем на 55-60% дешевле бензина, метан 60-65%. От региона к региону цена может немного отличаться.
Конечная стоимость переоснащения среднестатистического авто с 4-х цилиндровым ДВС мощностью до 150 л.с. на пропан варьируется от 35-50 тысяч рублей. Аналогичная метановая система из-за дороговизны баллона обойдется в 50-65 т.р. Оборудовать более мощные машины будет ещё дороже.
Поэтому ожидая скорую экономию, важно учитывать затраты на покупку, монтаж, оформление и обслуживание газобаллонной аппаратуры. При небольших среднемесячных/годовых пробегах окупаемость установки может затянуться. Чтобы оправдать расходы за один год эксплуатации, в месяц машина на газу должна проезжать от 1500 км при этом потребление топлива должно быть не менее 10 литров на 100 км.
Подробнее посчитать окупаемость оборудования по параметрам конкретной машины можно при помощи калькулятора ГБО.
Увеличенный запас хода
К достоинствам ГБО можно отнести возможность использования двух видов топлива. За счёт чего увеличивается пробег транспортного средства. Особенно это актуально для длительных поездок на дальние расстояния и в регионы с неразвитой автомобильной инфраструктурой, об этом ниже.
Работа и ресурс двигателя
Октановое число у метана/пропана выше бензина (около 105-110), благодаря чему снижаются детонационные нагрузки, двигатель работает мягче. К тому же сгорание газа происходит равномернее, за счёт лучшего образования топливовоздушной смеси, что также уменьшает ударные нагрузки на цилиндропоршневую группу, понижает уровень механических шумов и вибрацию ДВС.
После сгорания газового топлива образуется минимальное количество отложений, нагара. Поэтому, перевод авто на газ способствует снижению количества примесей и абразивных частиц в моторном масле, что влечёт за собой увеличение интервала его замены, а также повышение ресурса деталей двигателя. Отсутствие эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров, способны дать серьезный прирост срока службы ЦПГ.
Так как газ горит медленнее бензина и при более высокой температуре, случаи с прогаром клапанов действительно встречаются. Однако правильная настройка ГБО, а также установка вариатора УОЗ полностью снимает проблему.
Детально узнать о проблемах с мотором при переходе на газ, можно из статьи про «влияние газового топлива на ДВС авто».
Экологическая составляющая
Газ – экологически чистое топливо с минимальным негативным влиянием на окружающую среду, особенно это актуально для густонаселённых городов.
При сгорании СНГ/КПГ выхлопные газы содержат, примерно в 10 раз меньше вредных веществ, что является значительным преимуществом перед бензином или дизелем. Ко всему прочему снижается нагрузка с катализатора и выхлопной системы автомобиля.
Для некоторых регионов РФ специально снижен транспортный налог на авто с ГБО.
Безопасность
Часто преградой к переходу на газ становится боязнь взрыва баллона, подкреплённая фото и видеоинформацией из сети. Количество подобных происшествий увеличивается пропорционально росту числа транспорта с ГБО.
Вот только причиной тому в 100% случаев является безответственность тех или иных лиц:
- установка б/у баллонов (с истекшим сроком эксплуатации или не прошедших своевременное переосвидетельствование)
- не качественный монтаж и обслуживание системы
- установка не сертифицированных, устаревших или низкого качества комплектующих оборудования
- нарушение сроков технического обслуживания ГБО
- не соблюдение элементарных правил эксплуатации авто с газовой системой
Стоит отметить, что при должном внимании к газовому оборудованию, многоступенчатая система безопасности современного ГБО 4-го поколения полностью исключает возможность каких либо аварийных ситуаций.
Подробно узнать о причинах подобных происшествий можно из материала о взрывах и пожарах машин с газовым топливом.
Видео о преимуществах и недостатках использования газового оборудования:
Главные недостатки ГБО
Помимо очевидной выгоды существует ряд отрицательных моментов, которые необходимо учитывать при переоборудовании авто на газ.
Объём багажника
Серьёзным препятствием для монтажа газового оборудования, становится отсутствие в автомобиле предусмотренного места для баллона.
Установка ёмкости неизбежно сокращает полезный объём багажного отделения. Особенно это критично для большинства легковых машин, у которых отсутствует возможность закрепить бак под днищем салона. Частично проблема решается установкой пропанового баллона тороидального вида в нишу запасного колеса. Однако тогда придётся исключать запаску или возить её в багажнике, что также доставит неудобства.
К тому же монтаж цилиндрического бака в багажный отсек лишает возможности трансформации спинок задних сидений. Такое решение наиболее не приемлемо для владельцев хэтчбеков и универсалов.
В плане компоновки, установка газа на коммерческий транспорт практичнее. Так в грузовиках или автобусах есть возможность крепления баллонов вне полезного объема кузова (рама, за кабиной, салон), а их масса по отношению к весу автомобиля и его грузу значительно меньше, чем у легковых машин.
Утяжеление массы авто
Вес одного пустого тор баллона вместимостью 50 литров составляет 30-31 кг, бак 50 л цилиндрической формы без газа весит 20-21 кг. Масса толстостенных метановых ёмкостей порядком выше, так как КПГ топливо хранится под давлением 200 атмосфер, а пропан 12-15.
Например, пустой цельнометаллический баллон под метан 1-го типа объёмом 50л весит 60кг, вес емкости той же вместимости второго типа составит 40-42 кг. Конечно, существуют более лёгкие виды метановых ёмкостей, но их цена и надёжность пока вызывают вопросы.
Мало того что сами баллоны достаточно тяжёлые, вдобавок остальные компоненты системы имеют вес, хоть и не большой, но лишняя нагрузка на детали подвески обеспечена.
Также излишняя масса существенно сокращает грузоподъёмность транспорта. Особенно критично для коммерческого транспорта.
Обязательная регистрация оборудования
Согласно техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому в 2015 году, установка ГБО является изменением конструкции ТС, которое требует обязательного оформления.
Процедура регистрации газового оборудования проходит в несколько этапов и отнимает много времени. Затраты на легализацию также стоит отнести к статье расходов при подсчетах окупаемости.
Если не узаконить ГБО, можно столкнуться с проблемами при техосмотре, снятии/постановке транспорта на учет, к тому же за это предусмотрено наказание в виде штрафа.
Дополнительные расходы
Поставить и забыть навсегда – это не про газовое оборудование. Регулярное, своевременное техническое обслуживание ГБО будет способствовать максимальному экономическому эффекту и бесперебойной работе системы.
Обычно ТО оборудования совмещают с обслуживанием автомобиля. Межсервисный интервал составляет 10-15 тысяч км пробега, что сильно зависит от качества газа. В перечень операций входит:
- замена фильтрующих элементов
- проверка, поиск и устранение возможных утечек газа
- диагностика работы ДВС и ГБО
- регулировка форсунок
Для ГБО 1-2 поколения появляется необходимость периодического слива конденсата из редуктора.
Как любая техника, газовое оборудование имеет свой ресурс, по истечении которого потребуется замена или ремонт комплектующих. Особенно это касается резиновых компонентов (магистрали, диафрагма редуктора, уплотнители).
Исходя из этого, дополнительная топливная система требует определенного внимания, а также добавляет финансовых затрат.
Минусы ГБО для двигателя
Часто при езде на газе наблюдается потеря динамики автомобиля (примерно 5-15%). Этот недостаток ощущается лишь на малообъёмных двигателях. В автомобилях со средней и высокой мощностью ДВС, потеря мощности не заметна. При условии правильной подборки, монтажа и регулировки оборудования.
Проблема с заправочными станциями
Сеть газовых заправок гораздо меньше бензиновых. Недостаток пропановых АГЗС существует только в отдаленных, малонаселенных пунктах и на пути между ними. За последние годы с увеличением количества транспорта на пропане ситуация с газовыми заправками меняется к лучшему. В угоду тому, доступность этого вида предпринимательства для малого бизнеса, постройка одной газовой станции не требует многомиллионных вложений.
С метановыми газонаполнительными компрессорными станциями ситуация намного хуже. Численность авто с метановым ГБО куда меньше пропанового, в основном это коммерческий транспорт. К тому же, для возведения АГНКС требуются огромные затраты. Поэтому заправиться метаном в небольших городах, а тем более на трассах будет проблематично.
Стоит также отметить, что наполнение баллона сжатым метаном длится достаточно продолжительное время, что также доставляет неудобства в виде ожидания и очередей.
Соблюдение правил по эксплуатации и хранению автомобиля с ГБО
Хотя система газобаллонного оборудования 4-го поколения работает в автоматическом режиме, но некоторые эксплуатационные требования необходимо знать, чтобы сохранить работоспособность деталей автомобиля.
Например, для устойчивой работы мотора, а также во избежание повреждения редуктора-испарителя, пуск ДВС нужно производить только на бензине, особенно при отрицательной температуре окружающей среды. Четвертое поколение позволяет не задумываться об этом, но возможность аварийного запуска имеется. Для 2-го поколения сразу доступна функция принудительного старта двигателя на газе.
Для сохранения работоспособности штатного бензонасоса и форсунок, необходимо всегда контролировать наличие бензина в баке. Иначе без смазки и охлаждения эти детали топливной системы попросту сгорят.
При настройке газового оборудования устанавливается ограничение по высоким оборотам мотора, так как газ при этом малоэффективен. Из-за этого обгон может повлечь аварийную ситуацию, когда работа ГБО деактивируется, а бензиновая система не включится.
Вдобавок ко всему запрещается ставить машину с утечками газа в закрытом боксе и оставлять ее на длительное хранение с открытой баллонной арматурой при наполненном баллоне.
Бывают закрытые парковки, где владельцам запрещается парковать газовые машины.