Mazda BT-50: тест-драйв пикапа
В первую очередь BT-50 впечатляет своим окрасом – яркая бронза, которую, впрочем, успешно может замаскировать грязь. Но к слову, грязь этому автомобилю только к лицу. Так что можно не опасаться выезжать на нем по не блещущим чистотой весенним дорогам. Желательно при этом в багажнике иметь пару канистр с водой или же проложить маршрут так, чтобы маршрут этой рабочей лошадки проходил мимо автомоек. Также стоит позаботиться о запасе солярки – пикап потребляет на трассе порядка 7 литров на сотню.
Путешествовать в Mazda BT-50 большой компанией не получится – слишком уж тесно внутри. Также не найдется места для большого количества багажа. Багажника тут как такового не предусмотрено – есть только открытый кузов. Для хранения мелочей предусмотрено множество ниш в дверях, на центральной консоли и других местах.
Неудобно будет в салоне водителям высокого роста. Впрочем, передние кресла им придутся по душе, несмотря на то, что регулировок у них меньше. Руль настраивается по высоте, по вертикали сиденья двигаться не будут.
Переводим взгляд на переднюю панель – а здесь скудненько, нет ни климат-контроля, ни экрана бортового компьютера. Самая обычная магнитола, не ахти как работающая система автопоиска радиостанций, отсутствие кнопки отключения системы стабилизации… Грустно, если учесть, что это все есть в автомобилях, которые стоят двое дешевле.
Что касается шумоизоляции, то здесь также к «Мазде» есть нарекания. Пикап будет тарахтеть и вибрировать. Если все это пропадет, то знайте – что вы заглохли.
Те, кто ранее никогда не управлял пикапом, но имеет солидный опыт управления легковыми авто, быстро адаптируется. Руль нельзя назвать информативным, выезжая к парковке стоит быть готовым к трудностям. Тормоза пикапа надежные, только вот взаимопонимания с водителем им также не хватает.
В городских условиях, где на каждом шагу встречаются пешеходные переходы и светофоры, приходится орудовать рычагом механической коробки передач. А выезжая на скоростной участок, то включаем четвертую передачу – и вот уже вам уже крейсерская езда.
В условиях езды по городу у Mazda BT-50 подключается задний привод. Дергаем рычаг раздаточной коробки на себя и передние колеса приходят на помощь задним. Однако на скорость выше 100 км/ч рассчитывать не приходится, и то будет прирост в расходе топлива (а значит, стоимость обслуживания Mazda BT-50 возрастает) и потеря в динамике.
Простоватые пикапы Mazda BT-50 не даром зовут «рабочими лошадками», но стоит ли покупать их подержанными?
Пикап Mazda BT-50 продавался в России с 2007 по 2011 г. Его конструктивный собрат – Ford Ranger – продержался на год дольше. Оба представлены на рынке подержанных машин и в последние годы были довольно популярны
Всем известно, что пикапы Ford и Mazda абсолютно одинаковы. Их даже выпускали на одном заводе в Таиланде. Отличие только в фирменных эмблемах и некоторых деталях оформления. И чтобы не путаться в названиях, мы расскажем о жизни этих пикапов на вторичном рынке на примере одного из них – Mazda BT-50.
Премьера среднеразмерного пикапа классической компоновки Mazda BT-50 состоялась в 2006 году. Компания совершенно точно не собиралась ничем удивлять потенциальных покупателей. Автомобиль получился таким же простым, как и его предшественник – Mazda B2500. Правда, стал больше, мощнее, тяжелее и немного комфортнее. Принципиальная схема осталась прежней: рама, рессорная зависимая задняя подвеска, независимая торсионная передняя, отдельный кузов и тесноватый салон с высоким полом. Двигатель был один – 2.5-литровый дизель. Коробка только механическая, 5-ступенчая, привод Part-time с понижающей передачей. Материалы использовались простые, но добротные. Кстати, никаких изысков за все годы производства так и не появилось. С другой стороны, четыре подушки безопасности в стандартной комплектации пикапа в те времена тоже мало кто предлагал. Впрочем, в Европе тогда и самих пикапов было не много. По пальцам одной руки можно пересчитать. Nissan Navara и NP300, Mitsubishi L200, да наша парочка – Ford Ranger с Mazda BT-50. Самым комфортабельным и большим был, конечно, Navara, Ranger и BT-50 занимали место вслед за ним, дальше – L200 и замыкал строй утилитарный и совсем простенький NP300. В общем, Ford и Mazda представляли собой некое подобие настоящих пикапов, хотя очевидно не дотягивали до американских собратьев по большинству параметров. Зато это были автомобили с возможностями внедорожника и грузовика одновременно. Да к тому же дешевле аналогичных по габаритам SUV.
Дизельный двигатель ВТ-50 ставился еще на несколько моделей Mazda,
и запчасти на него найти не сложно
Качеству подгонки элементов салона пикапа
позавидует любой бизнес-седан
За спинкой второго ряда отлично помещаются два Remigton 700
или небольшая лопата и пара грязных перчаток
ГРУЗОВИЧОК
Относиться к пикапу как к обычному внедорожнику можно только в том случае, если вы не собираетесь возить пассажиров, или если они очень маленькие. Даже передний ряд сидений просторным не назовёшь, а задний и вовсе похож на вспомогательный. На родине пикапа, в Юго-Восточной Азии, с этим проще, но у нас, в «Стране Великанов», тесно будет всем и всегда. Кроме того, обычный для поездок с семьёй багаж не всегда удобно класть в кузов, а в салоне места для него нет. Ну, разве только на пол, под ноги, и между седоками на диван. Нет, я не забыл, для чего предназначен пикап, но пишу это для тех, кто хочет немного сэкономить и купить его вместо кроссовера или внедорожника в качестве основной машины для семьи. Рассчитывать на то, что проходимость пикапа будет, как у внедорожника аналогичного класса, тоже не стоит. Задняя ось разгружена, артикуляция моста с толстыми короткими рессорами невелика, а задний свес длиннее. Кроме того, как у всех азиатских пикапов, агрегаты трансмиссии размещены очень низко и вместе с поперечинами торчат из-под рамы. Они прикрыты щитками защиты, но конфигурация днища получается чудовищная. Про длинную базу и отсутствие электронных помощников я упоминать не стану. Хорошо, если в списке опций найдётся блокировка заднего дифференциала. Словом, к пикапу с самого начала, ещё до покупки, следует относиться как к грузовичку, и в дальнейшем разочарований будет меньше.
Рассчитывать на то, что проходимость пикапа будет такая же,
как у внедорожника аналогичного класса, не стоит
ЗАПРАВЛЯЙСЯ НЕ ВЕЗДЕ
Конструктивно Mazda BT-50 задумана с большим запасом прочности. Мощная рама, неплохо сопротивляющийся коррозии кузов, крепкая подвеска, выносливые рессоры, долговечные полуоси. Механические поломки этому пикапу не свойственны. То есть, в принципе, они возможны, но нагрузки должны быть аномально высокими. Так что на нём можно легко отправиться в экспедицию в глубинку, не опасаясь лопнувшей рессоры или выбитой шаровой. Другое дело мотор и трансмиссия. Слабыми звеньями тут выступают топливная система дизеля, сцепление и коробка передач. На раздаточную коробку с понижающей 2.6:1 и главные пары нареканий нет. А вот несколько неудачных заправок приведут к тому, что машина начнёт зажигать «check engine», перестанет тянуть и заводиться. Сперва некачественное топливо ударит по форсункам, которые, к счастью, можно промыть или починить. Потом начнёт сдавать ТНВД, и это уже «попадание» на приличную сумму. Насос ремонтируется, но на официальных сервисах его предпочитают менять. Были случаи, когда неудачная заправка приводила к замене едва ли не всех элементов топливной системы, со счётом в 150 тыс. рублей. Вообще же, ремонт насоса обходится тысяч в двадцать, а замена в сорок тысяч рублей. Форсунки промываются за пару тысяч, ремонтируются за десять и меняются за двадцать пять тысяч рублей. Это приблизительно. Кстати, за пятьдесят-шестьдесят тысяч рублей можно найти контрактный мотор от Mazda Bongo, без навесного, но с гарантией. У чрезмерно активных водителей может выйти из строя турбина. Если это произошло в гарантийный срок, её заменят бесплатно. Иначе нужно приготовить тридцать тысяч. Несмотря на головку из лёгкого сплава и чугунный блок, проблемы перегрева и последующей замены Mazda не свойственны. Блок короткий, а система охлаждения эффективна. ГРМ приводит ремень, который меняется раз в 80 тыс. км и стоит с двумя роликами в комплекте четыре тысячи без работы. На холодный пуск может повлиять маленький регулировочный винтик в топливной магистрали. Он меняется с прокладкой и стоит полторы тысячи рублей с работой даже у дилера.
Тяжелый мост, жесткие рессоры,
мощные амортизаторы — тонну груза увезет!
БЕРЕГИ КОРОБКУ
В 2008 году прошла модернизация BT-50. Самое важное, что было сделано – усилена коробка передач. У ранних версий были слабые шестерни первой и второй передачи, их подшипники начинали люфтить, что приводило к разрушению сцепления и отказам трансмиссии. Сцепление можно заменить на более простое, неоригинальное, поскольку от Mazda только диск обойдётся в двадцать тысяч рублей. Неофициалы продадут аналог втрое дешевле. Может потребовать регулировки и замены механизм переключения, которому свойственно выбивать передачу на бездорожье из-за раскачки и вибраций. Это неприятное свойство пикапа не привязано к пробегу и зависит только от условий эксплуатации. Расходной деталью во всё время выпуска был рулевой маятник. Механизм тут червячный, как и положено грузовику, но прочность элементов как у легковушки. У официалов маятник стоит безумных денег. С работой по замене около двухсот долларов. Если купить в интернете и менять в гараже, можно уложиться в три тысячи рублей. Недорого стоят и резинки подвески. Как обычно, первыми сдаются стойки стабилизаторов и втулки передних амортизаторов. Задняя подвеска ходит очень долго, особенно у тех, кто не возит в кузове ничего тяжелее грязной тряпки. В случае использования пикапа по назначению могут быть варианты. Но, повторюсь, нужно очень постараться, чтобы сломать рессору. Если же это произойдёт, то подобрать наши аналоги не удастся, а оригинал меняется парой, которая стоит около семидесяти тысяч рублей. Можно, правда, найти не оригинал, вдвое дешевле, но для этого понадобится помощь тех, кто разбирается в вопросе.
Пикапы Mazda BT-50 и Ford Ranger часто покупают потому, что они выглядят как автомобили-мачо, а не как сбежавший из лаборатории монстр-головастик. Они прочны, надёжны и выносливы. Слабых мест мало. В тоже время, надо понимать, что при схожих габаритах, ожидать от грузовиков комфорта внедорожников бизнес-класса не приходится. Парковаться на пикапе, особенно с кунгом в кузове, не слишком комфортно. Выручает камера, которая появилась после рестайлинга. В Москве с этим вовсе беда – пикапы ещё и не пускают в центр города. Впрочем, один мой добрый знакомый не так давно сменил один пикап на другой со словами: «Я его купил не для того, чтобы в город ездить, а, чтобы из города». И, поверьте, всё сразу встанет на свои места!
Мнение владельца:
Валерий, Mazda BT-50, 2008 год
Купил трёхлетний сразу после окончания гарантийного срока, прямо с подъёмника сервиса, где машина проходила последнее гарантийное ТО. Пробег 150 тыс. км, все детали оригинальные. По сервисной кампании заменили коробку передач и тему закрыли. Нашёл следы вспучившейся краски на задних дверях и сколы на капоте. Да, краска слабовата. Не знаю, что там за проблема с топливной системой. Раз «обсох» на трассе, залил канистру топлива от тракториста. Машине соляра не понравилась, тяга пропала. Доехал до сервиса, сменил фильтр, слил плохое топливо, промыл систему и проблемы пропали. Думаю, что этот пикап у меня надолго…
Тест-драйв Mazda BT-50. Mazda BT-50: Универсальный первопроходец
| 10 Февраля 2011 |
Только осознав всю сложность поставленной перед инженерами пикапа задачи и прокатившись на нем в самых разных режимах, проникаешься к Мазде ВТ-50 неподдельным уважением.
Улучшать пикап – занятие неблагодарное. Однако рыночная ситуация подталкивает производителей обновлять и без того удачные модели, например, такие как Mazda B-серии, переименованная в ВT-50.
Чего покупатели обычно ждут от пикапов? Во-первых, надежности и неприхотливости в эксплуатации, во-вторых – хорошей проходимости. Далее уже в зависимости от приоритетов водителя следуют – выгодная цена, удобный салон, большая грузовая платформа, хорошие ходовые качества на асфальте и т.д. Причем некоторые требования порой противоречат друг другу. Например, как сделать коммерческий автомобиль, рассчитанный на перевозку тонны груза в кузове, комфортным в незагруженном положении, да еще и удержать цену базовой версии в пределах 611 000 рублей? Мы на тест взяли топовую версию с обилием опций, и ее цена – 822 000 рублей.
Только осознав всю сложность поставленной перед инженерами пикапа задачи и прокатившись на нем в самых разных режимах, проникаешься к Мазде ВТ-50 неподдельным уважением.
Тест начался с поездки за город за 350 км, причем в пути еще и пошел дождь. При разгоне со светофора пикап можно принять за настоящий спорткар. Жесткие универсальные шины, не приспособленные для дождя, да еще и отсутствие нагрузки на заднюю ось позволяют устраивать настоящий дрифтинг. А благодаря длинной колесной базе угол заноса всегда удается держать под контролем: главное – успевать крутить «длинный» руль, который совершает от упора до упора ровно 4 оборота. Причем тяга турбодизеля настолько велика, что колеса могут пробуксовывать даже на третьей передаче.
Поклонники безопасной езды могут решить проблему достаточно просто – рычагом на тоннеле подключить передний мост, и пикап вместо того, чтобы шлифовать асфальт, с отменным ускорением устремится вперед. Однако нельзя забывать, что подобный прием применим только на мокром или скользком покрытии. Передний мост подключается жестко, без центрального дифференциала, что приводит к повышенным нагрузкам на мотор и трансмиссию в поворотах, а заодно и увеличивает износ шин, да и поворачиваемость несколько страдает. Зато разгон выигрывает многократно.
На загородном шоссе Mazda оказалась на удивление прыткой: в конце длинного прямика стрелка спидометра достигла отметки 175 км/ч, хотя по заводским данным «максималка» не превышает 158 км/ч. Что это – погрешность спидометра или попутный ветер, сказать сложно. Возможно, причина в прохладной погоде, ведь тяга турбодизеля заметно зависит от внешних факторов – чем выше давление воздуха, тем эффективнее работает турбонагнетатель.
При спокойной езде над выбором передач можно не задумываться вовсе, и лишь выходя на обгон за городом, желательно поддерживать обороты мотора выше 2500 об/мин, хотя турбоподхват заметен уже после 1500 об/мин. Кстати, по итогам вояжа, средний расход топлива у пикапа составил около 9 литров, что для 2-тонной машины является очень хорошим показателем.
Единственное, что мешает на высокой скорости, – это вертикальная раскачка передка: кажется, торсионная подвеска плохо справляется с наложенной на нее нагрузкой или амортизаторы несколько сдали после изнурительной тестовой работы. В остальном контролировать пикап не составляет никакого труда. На отклонения руля Мазда реагирует со сдержанной и вполне ожидаемой ленцой, а тормоза неожиданно хорошо справляются со своей задачей. Конечно, в повороте пикап изрядно кренится и даже отрывает от дороги одно заднее колесо, однако устойчивости это не угрожает, по крайней мере, до тех пор, пока машина не нагружена.
Такого монстра держать в гараже грешно. И вот мы с ВТ-50 уже штурмуем бездорожье. Поначалу деревенский проселок вполне удавалось проходить даже на заднем приводе – ходы подвесок настолько велики, что опасности вывесить колеса просто нет. На диагональном вывешивании также заметно скручивание лонжеронной рамы, которая изрядно поскрипывает, но ни одно колесо контакта с дорогой не теряет. Полный привод пришлось задействовать, когда на глине сдались задние шины с универсальным протектором – будь они позубастее, ВТ-50 и дальше пробирался бы на заднем приводе. На бездорожье полный привод лучше сразу сочетать с пониженной передачей. Запас тяги сразу увеличивается в полтора раза и на больших ухабах машиной удобнее управлять. А для разгона перед штурмом преград можно перескакивать через передачу – пикап уверенно набирает скорость.
Вдоволь накатавшись, можно осмотреться и в салоне. Качество пластика вполне ожидаемое от машины такого класса и с такой ценой – он абсолютно жесткий, но зато с него легко удаляется пыль и любая грязь, которая могла попасть в салон во время преодоления преград. Наш ВТ-50 в максимальной комплектации был оснащен CD-МР3-чейндером – больше никаких особых наворотов замечено не было. Кондиционер, электропакет и дистанционное управление центральным замком с ключа уже давно считается минимумом для любой машины дороже 25 тысяч долларов.
Но больше всего впечатлил выдвижной ручник – хотя поклонникам внедорожников он вряд ли будет в новинку. Кстати, пользоваться им оказалось вполне удобно, а на тоннеле нашлось место для подстаканников и емкостей для мелочей. Задний ряд сидений существенно менее комфортен. В принципе, места хватает по всем направлениям даже для троих, но жесткая лавка вынуждает принять посадку с коленями на уровне груди, да и потряхивает здесь изрядно – не пристегнувшись, на кочке можно и головой до потолка достать.
А вот чем пикап приятно удивил, так это тишиной в салоне – не повышая голоса можно разговаривать даже на скорости 150 км/ч, что для автомобиля подобного класса великолепный результат. Все шумы, так же, как и мелкие выбоины, остаются где-то далеко за пределами салона. Так что на ВТ-50 вполне можно отправляться в дальнее путешествие, только желательно вдвоем или втроем, чтобы сидящий сзади мог ехать лежа.
Несмотря на то, что ВТ-50 произвел очень хорошее впечатление, расставались мы с ним без особого сожаления, хотя и с твердой договоренностью периодически встречаться и вместе выбираться на природу. Такие преимущества как высокая посадка, проходимость и низкое потребление дизельного топлива в сочетании с вполне уверенной динамикой неоспоримы. Но на волнах досаждает вертикальная раскачка. Хотя для людей, занимающихся постройкой дачи или любящих активный отдых на дикой природе, пикап вполне может стать первым и единственным автомобилем в семье.
Получается, что последнее поколение пикапов, такие как Nissan Navara, Mitsubishi L200 и Mazda BT-50 , по сути заменяют традиционные внедорожники, которые выпускались лет 10-15 назад. Те самые, что были предназначены именно для того, чтобы месить грязь и выживать в этих условиях десятилетиями, а не быть отражением Эго владельца и демонстрировать «почти» легковую динамику и управляемость на асфальте.
Уже сейчас большинство пикапов продается с надстройкой, превращающей грузовик практически в традиционный внедорожник. И если спрос на пикапы продолжит расти, то наверняка не за горами появление укороченных версий с обычным универсальным кузовом. Таким образом, автомобильная эволюция совершит виток и вернется на прежнюю орбиту, где до сих пор обитает УАЗ Патриот и ему подобные настоящие проходимцы.
P.S. На вопрос, что же означает аббревиатура ВТ-50, маркетологи Мазды отвечали уклончиво. Однако в итоге все-таки признались – ничего она не означает. Разве что В – это упоминание о прежних пикапах, а остальное, как говорится, для красного словца. Хотя можно было бы и вписать пикап в существующий стройный нейминг модельного ряда японцев, скажем, Mazda BТ-9 или Mazda Breaktrue.
P.S.S. Пока пикап был у нас на тесте, приятелю понадобилось вывезти с вокзала полное купе арбузов и дынь из Узбекистана. Так вот, в кузов пикапа влезло 800 кг бахчевых, которые отлично распродались. Оказывается, вместо того, чтобы ставить стационарную палатку, на ВТ-50 можно подъезжать к самым людным местам, что гарантирует отличный сбыт и отсутствие платежей за место. Как говорится – бизнес удался.
Текст: Леонид Павлов
Плюсы:
Проходимость
Цена
Экономичный и тяговитый мотор
Минусы:
Некомфортные задние сиденья
Раскачка кузова на волнах
Цена протестированного автомобиля — 822 000 рублей
Комплектация протестированного автомобиля:
Фронтальные подушки безопасности
Боковые подушки безопасности
АБС
Полноприводная трансмиссия
Усилитель рулевого управления
Регулируемая рулевая колонка по высоте
Электрообогрев передних сидений
Дистанционный центральный замок
Кондиционер
Электропривод и обогрев наружных зеркал
Электростеклоподъемники передние
Электростеклоподъемники задние
CD-аудиосистема
CD-чейнджер
Противотуманные фары
Легкосплавные колеса
Полноразмерное запасное колесо
Окраска «металлик»
Размеры кузова, мм 1530/1456
Кузов
Тип кузова 4-дверный пикап
Число мест 5
Снаряженная масса, кг 1968
Полная масса, кг 3030
Длина, мм 5075
Ширина, мм 1805
Высота, мм 1755
Колесная база, мм 3000
дорожный просвет, мм 205
Двигатель
Тип турбодизельный с промежуточным охладителем
Расположение спереди, продольно
Расположение и число цилиндров R4
Рабочий объем, см 2499
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 93×92
Степень сжатия 18
Число клапанов на цилиндр 4
Максимальная мощность, л.с./об/мин 143/ 3500
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 330/1800
Трансмиссия
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Привод полный подключаемый с демультипликатором
Передняя подвеска независимая, торсионная
Задняя подвеска зависимая, рессорная
Передние тормоза дисковые вентилируемые
Задние тормоза барабанные
Шины 245/70 R16
Динамика
Максимальная скорость, км/ч 158
Время разгона 0-100 км/ч, с 12,5
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 10,9
загородный цикл 7,8
смешанный цикл 8,9
Емкость топливного бака, л 70
Топливо ДТ