Перспективы развития ремонта автомобилей

Что нас ждет на СТО: эксперты конференции «Автосервис-2020» о будущем индустрии

Пандемия коронавируса затронула и нарушила планы, кажется, всех сфер деятельности человечества. Ремонт автомобилей, само собой, не исключение. В итоге лучшие умы автосервисной отрасли собрались вместе, чтобы обсудить насущные проблемы, а также поговорить о перспективах развития и грядущих изменениях. Благодаря уже привычному формату онлайн-конференции на одном экране удалось объединить практически всех специалистов отрасли.

Конференция, организатором которой выступило аналитическое агентство «Автостат», началась с анализа текущей ситуации на рынке сервиса и запчастей России. По данным аналитиков, за прошлый год на услуги сервиса россиянами было потрачено 589 млрд рублей, на запчасти для легковых автомобилей — 1,39 трлн рублей, а для грузовых машин — 431 млрд рублей.

На территории России находится более 75 тыс. точек продаж и обслуживания автомобилей. Объем рынка по ТО и ремонту в России составляет более 310 млрд рублей, из которых 17% рынка — это официальные дилеры, 31% — независимые СТО и 52% рынка — так называемые «гаражные» сервисы.

Однако основной темой конференции стали отнюдь не статистические выкладки. Внимание аудитории было приковано к деятельности РАСТО — Российской ассоциации станций сервисного обслуживания. Председатель этого профессионального объединения Александр Пахомов поделился последними новостями в сфере защиты интересов независимых автосервисов. В частности, он отметил, что в ближайших планах организации — продолжать работу по введению нового технического регламента Таможенного союза в том виде, который бы устраивал отрасль.

Напомним, что изменения в техрегламенте Таможенного союза вызвали массу нареканий со стороны игроков отрасли. В частности, камнем преткновения стала поправка о том, что при ремонте части узлов автомобиля нельзя использовать «бэушные» запчасти. Однако консультации, петиции, а также личная встреча с представителями власти отчасти урегулировали данный вопрос, который осталось закрепить в финальной части нового регламента.

Также Союз полагает, что есть большая проблема, касающаяся правил проведения технического обслуживания автомобилей. В текущей редакции документу уже 19 лет, и он уже не отвечает современным требованиям. Кроме того, Союз планирует участвовать в конференции по техосмотру.

Не забыли на конференции и про официальных дилеров. Представители ведущих компаний России поделились своим видением ситуации на рынке, а также рассказали, как эффективно работать в сфере послепродажного обслуживания автомобилей. В частности, представитель ГК «Рольф» отметил, что сейчас активно развивается проект «возврат клиента на сервис». Для этого используется достаточно много инструментов. На сегодняшний день проект прирастает с каждым днем во всех сегментах. За последние пять лет неизменно увеличивается число владельцев машин старше пяти лет, которые остаются на дилерском обслуживании.

Кроме того, отдельно специалисты отрасли обратили внимание на новую программу «Гарантия на автомобили с пробегом». Двухлетняя гарантия дается бесплатно, но с условием, что плановое обслуживание будет проводиться только в сервисе дилера.

Отдельное внимание уделили сервисам, которые занимаются обслуживанием люксовых автомобилей. В частности, представитель центра по обслуживанию автомобилей Porsche отметил, что нет простого решения по сохранению клиента. Этот процесс должен быть очень обширным, со своей культурой конкретного бренда. В частности, практика Porsche подразумевает немного иной подход к оказанию качества услуг: например, у клиентов есть гарантированная возможность связаться с руководством предприятия, чтобы получить максимально быструю обратную связь.

Читайте также:  Насос гур камаз гонит масло

Официальные дилеры сейчас ожидают эффект от путешествий автолюбителей по России: люди поедут в сервис после очень больших летних пробегов, связанных с отпусками. По их мнению, для многих сервисов меры, предпринятые из-за коронавируса, стали своего рода палочкой-выручалочкой, которая помогает пережить вынужденный простой в связи с пандемией.

Рассмотрели официальные дилеры и ситуацию, связанную со сложностью вывода новых автомобилей на наш рынок. К примеру, представитель Porsche отметил, что вывод на российский рынок новой модели Porsche Taycan требует от дилера многомиллионных инвестиций.

По мнению игроков рынка сервисного обслуживания, будущее в сфере ремонта автомобилей — за персонализацией предложений. Именно в ней все видят перспективы развития индустрии. Однако при этом игроки рынка понимают, что полностью отказываться от классических методов работы автосервисов пока рано.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОСЕРВИСА

Затем с развитием промышленности у авто производителей появилась возможность организовать производство запасных деталей о чем уже достаточно долгий период их просили торговые дома, через которые и продавались новые авто.

С появлением производств запасных деталей автомобиль стал еще более народным. Бизнес на кустарном производстве деталей уже не был настолько выгодным, а вот установка заводской детали получила развитие. Вот тут то и стало появляться все больше новых автосервисов, так как устанавливать заводские детали было намного проще, чем изготавливать их самостоятельно. Все больше предпринимателей сообразив о возможности неплохо заработать, потянулись в этот бизнес. И автосервисы стали возникать уже далеко за пределами обыденных поездок на авто. Соответственно и люди могли путешествовать на автомобилях, отправляясь в дальние поездки, не беспокоясь о возможных поломках. В то время автопроизводители начали запускать рекламу о том, как хорошо путешествовать на своем автомобиле. Такие маркетинговые ходы создали новую волну интереса к автомобилю, и в скором времени практически в каждой семье появился автомобиль.

В России автосервисы появились заметно позже, что обусловлено задержками в развитии автопромышленности. Но со временем и в нашей стране этот бизнес набрал обороты и сегодня можно с уверенностью сказать, что если бы не было автосервисов, то многие бы владельцы автомобилей отказались бы от их использования.[4]

На данный момент активность автомобильного рынка растет, поскольку наш рынок начал выходить из состояния коллапса, в котором он пребывал последние полтора года. с марта продажи медленно начали расти, а к началу лета и вовсе набрали невиданные темпы. Поэтому потребность в автомобилях и автосервисе в ближайшее время начнет расти. [3].

Хороший автосервис по мировым стандартам предусматривает высококачественное техническое обслуживание и ремонт, доставку после ремонта и обслуживания точно в обещанные день и час, разумные цены, доброжелательное обслуживание заказчиков, эффективную, аккуратную и быструю офисную работу — оформление заказов, подготовку документации и т.д. В ближайшем будущем по оценкам специалистов в России резко возрастут потребности в услугах автосервиса. Это безусловно вызовет жесткую конкуренцию среди автосервисов в борьбе за клиента, который обращается в ремонтные службы для того, чтобы получить уважительное, быстрое и качественное обслуживание. С точки зрения автосервиса, рынок не только становится больше, а также растет спектр услуг, формируя все более жесткую конкурентную среду. Чтобы выжить в таких условиях, руководство станции технического обслуживания должно учитывать влияние следующих факторов: [1]

Читайте также:  Может ли самозанятый заниматься ремонтом машин

Рост технологических требований — ремонт становится все более и более сложным, соответственно, у сотрудников сервиса возникает необходимость иметь регулярный доступ к обширной базе технических данных, и этот доступ часто может ему предоставить только автопроизводитель. Не обойтись также и без поддержки производителей оборудования и материалов, применяемых в процессе ремонта. Именно тогда становится возможным выполнение высококачественного ремонта в установленные сроки;

Рост экологических требований — сегодня «экология» — одна из значимых расходных статей автосервисов Европы. В большие суммы обходится утилизация отходов через специальные службы. Даже новые материалы с пониженным содержанием токсичных органических веществ (нередкие и на российском рынке), к числу дешевых не относятся. Для информации: в России экологические требования выдвигаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, но в силу различных факторов их соблюдение на местах затруднено.

Автоматизация — под этим термином имеется в виду программное обеспечение по комплексной автоматизации документооборота, складского и финансового учета на СТО. В России эта сфера сейчас активно развивается, особенно с появлением специальных программных продуктов и скоростных каналов связи в регионах.[2]

Сеть фирменных сервисов — фирменное обслуживание в развитых странах состоит в предложении потребителю расширенного комплекса услуг. Усложнение конструкции двигателей и их систем требует от фирменных автосервисов применения для обслуживания и ремонта специального современного оборудования и инструмента, поэтому «гаражные сервисы» в скором времени сдадут свои позиции на рынке этих услуг, поскольку не смогут решать «за копейки» на должном уровне проблемы технического переоснащения производства и постоянного обучения персонала. Успех в любом случае придет к тем, кто будет иметь прогрессивные, высокопроизводительные новые технологии, высококвалифицированный персонал и активную профессиональную маркетинговую политику. [1]

Диагностические сканеры подключаются к блоку управления и считывают информацию о неисправностях. Автомобильные диагностические сканеры бывают пяти основных разновидностей: дилерские, профессиональные мультимарочные, портативные для частного применения, компьютерные диагностические адаптеры (переходники), оснащение для чип-тюнинга.

Дилерские сканеры применяются сертифицированными (дилерскими) станциями технического обслуживания. Программное обеспечение таких сканеров позволяет проводить весь спектр диагностики с теми марками автомобилей, которые производятся под данным брендом. Эти приборы можно даже подключить через Интернет к серверу завода изготовителя. Это нужно в случаях, когда для данной серии автомобилей появились новые версии прошивок блоков управления или когда выполнена замена каких-нибудь блоков, и нужна их начальная прошивка. Дилерские сканеры выпускаются фирмами-изготовителями автомобилей. Программа дилерского сканера предотвратит его использование за пределами технического центра, и это еще одна причина обратиться к дилерскому обслуживанию.

Мультимарочные профессиональные сканеры. Эти приборы применяться с большим количеством моделей и марок автомобиля. В отличие от дилерских сканеров, программное обеспечение к ним доступно. Выбирая версию программы, позволяющую делать нужный спектр операций, можно поддерживать выбранные бренды.

Читайте также:  Инструкции по охране труда при ремонте грузовых автомобилей

Портативные сканеры. В случаях, когда мелкие неисправности может устранить сам водитель, незаменимую помощь окажет портативный автомобильный сканер. Такие приборы могут использовать не только маленькие технические станции, но и автолюбители. Портативными сканерами можно прочитать ошибки в блоках управления и стереть эти ошибки после устранения неисправности. Некоторые из них в процессе работы двигателя могут отображать показания датчиков: обороты, температура охлаждающей жидкости, давление масла в двигателе и коробке передач, напряжение генератора и т.д. Размер прибора позволяет перевозить его в перчаточном отсеке.

Диагностические адаптеры для компьютеров. По прогнозу большинства экспертов, для начинающих СТО и активно развивающихся мастерских формула развития будет выглядеть так: диагностический адаптер плюс компьютер (ноутбук) плюс соответствующее программное обеспечение равно профессиональная диагностика. Пользование программами понятно даже начинающему оператору-диагносту. В компьютере легко помещается вся база неисправностей для всех легковых и грузовых автомобилей, а сменные разъёмы делают возможным подключение к любой машине. Оснащение для чип-тюнинга. Чип-тюнинг представляет собой замену прошивки блока управления двигателем. Это улучшает условия подачи топлива, образования искры, даёт возможность снять ограничение по скорости автомобиля, зашитое заводом изготовителем. [6]

Применение 3D-методики установки углов колес позволяет не только получить полную картину ориентации колес автомобиля, но и провести углубленную диагностику рулевой трапеции и геометрии силовых элементов кузова. С ее помощью можно выявить отклонения вектора тяги, продольное смещение и перекос осей колес, разницу колеи передних и задних колес, разность диагоналей подвески и другие дефекты, негативно влияющие на ездовые характеристики автомобиля. Поэтому 3D-стенды представляют собой незаменимый инструмент выходного контроля автомобилей, подвергавшихся сложному кузовному ремонту. Однако профессионалы-разработчики продолжают совершенствовать устройство: на передних колесах обслуживаемого автомобиля крепятся традиционные светоотражающие мишени, а на задних – компактные измерительные блоки, которые регистрируют положение задней оси. Там же смонтированы видеокамеры, отслеживающие перемещения передних мишеней, которые развернуты к ним «лицом». Таким образом, вокруг автомобиля создается автономный замкнутый измерительный контур, позволяющий получить полную информацию о геометрии подвески.

Решение инновационное, позволяющее избавиться от стационарных видеокамер и сделавшее стенд по-настоящему мобильным. Вся информация от цифровых камер поступает по каналу Bluetooth в центральный компьютер, результаты ее обработки отображаются на мониторе. Оператор имеет возможность распечатать любой отчет, как в виде таблицы, так и в цветном графическом изображении. [5]

В заключении можно сделать вывод, что сервис является самым перспективным бизнесом на нашем рынке техники: парк автомашин растет и будет расти еще много лет, а сотни тысяч новых предприятий, приобретающих технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей. Таким образом, спрос на сервис техники будет постоянно увеличиваться.

Но стоит заметить, что автосервис в дальнейшем – это помещение, оснащенное современным и высокотехнологичным оборудованием, где заказы выполняются качественно и в срок, а трудятся только высококвалифицированные специалисты.

Андрусенко С.И., профессор, национальный транспортный университет, источник информации по услугам в автосервисе, http://izdn.ntu.edu.ua/

Виноградов В. М. Технологические процессы ремонта автомобилей. М.: 2009.384 с.

Моржаретто И. Итоги продаж: Прорвались! // За рулем. 2010. № 254142. С. 1-2

Оцените статью