Период работы машины между двумя капитальными ремонтами
Планирование ремонтов электрических машин
При планировании структуры ремонтного цикла, под которой понимаются виды и последовательность чередования плановых ремонтов, исходят из длительности ремонтного цикла в соответствии с кривой жизни технического изделия (см. рис. 1.3). Период времени между двумя плановыми капитальными ремонтами Тпл определяется продолжительностью ремонтного цикла Ттабл. В свою очередь Ттабл определяется при нормальных условиях эксплуатации при двухсменной работе электрических машин. Значения Ттабл для ряда характерных производств приведены в Приложении 7.
В промежутке времени между двумя капитальными ремонтами проводят несколько текущих. Период времени между двумя плановыми текущими ремонтами t пл определяется продолжительностью межремонтного периода t табл , значения которого также приведены в Приложении 7.
Плановая продолжительность работы между двумя капитальными и текущими ремонтами определяется по следующим формулам:
;(5.1)
(5.2)
где — коэффициенты, косвенно учитывающие реальный характер нагрузки электрической машины:
= 0,75 для коллекторных машин и 1,0 для остальных машин;
— коэффициент, учитывающий сменность работы машины, он определяется числом смен Ксм ;
= 1,0 для электрических машин, отнесенных к вспомогательному оборудованию, для машин основного оборудования
= 0,85;
= 0,7;
— коэффициент использования, определяемый в зависимости от отношения коэффициента Кфс фактического спроса к нормируемому Кс;
= 1,0 для электрических машин, установленных на стационарных установках, а для машин передвижных электрических установок
= 0,6.
Ниже приведены значения коэффициентов :
…………………… 1,3 1,1 1,0 0,9 0, 0,7
Ксм …………………… 1 1,25 1,5 1,75 2 2,5 3
……………………. 2 1,6 1,35 1,13 1 0,8 0,67
Под коэффициентом спроса Кс понимается отношение максимальной нагрузки предприятия (цеха, отдельного производства) Р max к суммарной установленной на нем мощности электроприемников Ру(электродвигатели, электротехнологические процессы, освещение и др.). Под Ртах понимается получасовой максимум нагрузки предприятия, заложенный в его технический проект и заявляемый предприятием при составлении договора с энергоснабжаюшей организацией. По значению Pmax определяется, в частности, необходимая суммарная мощность связывающих его с электрической системой трансформаторов. Таким образом,
; (5.3)
Реальная нагрузка предприятия может отличаться от расчетной, также как и суммарная мощность установленных на нем приемников электрической энергии. Поэтому наряду с коэффициентом Кс (его значения приведены в Приложении 7) вводится коэффициент фактического спроса Кфс, который определяется опытным путем по фактическому среднечасовому максимуму нагрузки Рф max и фактической установленной мощности электроприемников Рф.у. Коэффициент фактического спроса может существенно отличаться от первоначально принятого. Чем больше Кфс, тем больше средняя нагрузка электрических машин, установленных на предприятии:
(5.4)
По указанной методике для каждой электрической машины, установленной на предприятии, можно рассчитать промежуток времени между капитальными и текущими ремонтами и составить календарный график проведения этих ремонтов, согласовав его с графиком ремонтов основного технологического оборудования. На базе графиков ремонта по отдельным участкам и цехам составляется свободный график ремонта электрических машин по предприятию в целом.
Пример расчета. Определить продолжительность ремонтного цикла и межремонтного периода для асинхронного рольгангового двигателя с короткозамкнутым ротором типа АР, который установлен на прокатном стане металлургического завода, имеет трехсменный график работы (непрерывное производство) и коэффициент фактического спроса, равный 0,6.
Из приложения 7 находим, что для горячих цехов T табл = 4 года, t табл = 6месяцев при Кс = 0,45. Далее определяем значение соответствующих коэффициентов: = 1 (у двигателя отсутствует коллектор);
= 0,67 при Ксм = 3;
= 0,7 (для Кфс/ Кс = 0,6/0,45 =1,33);
=0,7(двигатель относится к основному оборудованию);
= 1 (установка стационарная). Тогда в соответствии с формулами (5.1), (5.2) рассчитываем время между двумя капитальными Т пл и текущими t пл , ремонтами:
Срок 2 месяца соответствует 0,167 года, поэтому между двумя капитальными ремонтами двигатель должен пройти 8 текущих (Т пл / t пл =1,6/0,167=9, но поскольку очередной капитальный ремонт совпадает с текущим, то последний текущий ремонт заменяется на очередной капитальный).
Структура и периодичность работ по ремонту оборудования на предприятии
Все работы по плановому ремонту оборудования выполняются в определенной последовательности, образуя повторяющиеся циклы.
Ремонтный цикл — это повторяющаяся совокупность различных видов планового ремонта, выполняемых в предусмотренной последовательности через установленные равные числа часов оперативного времени работы оборудования, называемые межремонтными периодами.
Ремонтный цикл завершается капитальным ремонтом и определяется структурой и продолжительностью.
Структура ремонтного цикла — это перечень ремонтов, входящих в его состав, расположенных в последовательности их выполнения.
Продолжительность ремонтного цикла — это число часов оперативного времени работы оборудования, на протяжении которого производятся все ремонты, входящие в состав цикла (табл. 1).
Таблица 1. Продолжительность ремонтного цикла для металлорежущего оборудования
Металлорежущие станки | Продолжительность цикла в годах при двухсменной работе в производстве | ||
массовом и крупносерийном | серийном | мелкосерийном и индивидуальном | |
Станки нормальной точности: легкие и средние крупные и тяжелые | |||
особо тяжелые, уникальные | — | 7,0 — 13,0 | 8,5 — 15,0 |
Прецизионные станки: легкие и средние | |||
особо тяжелые, уникальные | — | 9,0 — 19,5 | 10,5 — 22,0 |
Станки, работающие абразивным инструментом: легкие и средние | |||
крупные и тяжелые | 4,0 — 7,0 | 5,0 — 9,0 | 6,5 — 10,5 |
Простои оборудования, связанные с выполнением плановых и неплановых ремонтов и технического обслуживания, в продолжительность ремонтного цикла не входят.
Срок службы станка до первого капитального ремонта указывается изготовителем станка в технических условиях на станок. При ремонте станков следует руководствоваться эксплуатационными документами.
Металлорежущие станки делятся на три группы: первая группа – легкие и средние станки весом до 10 т, вторая группа – крупные и тяжелые станки весом от 10 до 100 т, третья группа – особо тяжелые — уникальные, весом свыше 100 т.
Меньшие значения продолжительности цикла принимаются для оборудования при обработке на нем чугуна и цветных металлов и оборудования, установленного в запыленных, загазованных и влажных помещениях; большие значения – для оборудования, преимущественно занятого обработкой стали и работающего в нормальных условиях.
Отдельные виды ремонта в течение цикла, т.е. за период между двумя ремонтами, повторяются через определенные промежутки времени и чередуются в определенной последовательности. Например, структуру ремонтного цикла, состоящего из четырех текущих (ТР), одного среднего (СР) и одного капитального ремонта (КР), записывают так:
При этом следует учесть, что между текущими ремонтами проводятся плановые осмотры (ПО) и проверки станков на технологическую точность.
Порядок чередования отдельных видов ремонта в ремонтном цикле представляет собой структуру ремонтного цикла. Структура ремонтного цикла различна для разных типов оборудования.
В табл. 2. приводится примерная структура ремонтного цикла для различных групп металлорежущего оборудования.
Таблица 2. Структура ремонтного цикла для металлорежущего оборудования
Металлорежущие станки | Количество ремонтов в цикле | |||
КР | СР | ТР | ПО | |
Легкие и средние | 1 | 2 | 6 | 9 |
Крупные и тяжелые | 1 | 2 | 6 | 27 |
Особо тяжелые и уникальные | 1 | 2 | 9 | 36 |
Ремонтный цикл Т – период работы станка между двумя капитальными ремонтами или для вновь установленного станка — период от начала его ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта.
Межремонтный период t – период работы станка между двумя очередными плановыми ремонтами.
Межосмотровый период to – период работы станка между двумя очередными осмотрами или между очередным осмотром и очередным плановым ремонтом.
Продолжительность ремонтных циклов, межремонтных и межосмотровых периодов устанавливается по календарному времени эксплуатации станков с учетом коэффициента использования или по количеству отработанных станком часов или какой-либо эквивалентной величине (число рабочих циклов, число изготовленных деталей и т.д).
Структура ремонтного цикла – порядок расположения и чередования ремонтов и осмотров в ремонтном цикле. Структура ремонтных циклов технологического оборудования дана в табл. 3.
Таблица 3. Структура ремонтных циклов для металлорежущего оборудования
Наименование оборудования | Ремонтные работы и работы по техническому уходу | ||||
чередование работ | количество | ремонтов | |||
средних | малых | осмотров | |||
Металлорежущие станки лег кие и средние весом до 10 т | КР—ПО—МР—ПО—МР—ПО—СР—ПО—МР —ПО —МР—ПО—СР—ПО — МР— ПО—МР—ПО —КР | 2 | 6 | 9 |
Принятые обозначения: КР — капитальный ремонт; СР — средний ремонт; МР — малый ремонт; ПО — плановый осмотр.
Продолжительность ремонтных циклов, межремонтных и межосмотровых периодов для металлорежущих станков зависит от возраста станка и назначается по табл. 4.
Таблица 4. Продолжительность ремонтных циклов, межремонтных и межосмотровых периодов металлорежущих станков
Возраст станков | Продолжительность в отработанных часах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ремонтного цикла Т | межремонтного периода t | межосмотрового периода t0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Легкие и средние весом до 10 т: свыше 20 лет |
Ремонтные операции | Слесарные работы | Станочные работы | Прочие работы | Всего |
Промывка как самостоятельная операция | 0,6 | — | — | 0,6 |
Проверка на точность как самостоятельная операция | 0,3 | — | — | 0,3 |
Плановый осмотр перед капитальным ремонтом | 1,6 | 0,4 | — | 2,0 |
Плановый осмотр | 1,0 | 0,5 | — | 1,5 |
Малый ремонт | 5,0 | 4,0 | 1,0 | 10,0 |
Средний ремонт | 18,0 | 10,0 | 2,0 | 30,0 |
Капитальный ремонт | 30,0 | 20,0 | 4,0 | 54,0 |
- Для оборудования, проработавшего свыше 20 лет, нормы на слесарные работы могут быть увеличены на 10%.
- При получении готовых запасных деталей со стороны свыше 10% от потребного количества, нормы на станочные работы должны соответственно уменьшаться.
Таблица 6. Нормы межремонтного обслуживания на одного рабочего в одну смену
Вид оборудования | Станочники | Слесари | Смазчики | Шорники |
в ремонтных единицах | в физических единицах ременные приводы | |||
Металлорежущие станки (кроме автоматов и полуавтоматов) | 1650 | 560 | 1000 | 300 |
Металлорежущие автоматы и полуавтоматы | 1650 | 400 | 900 | — |
- В массовом и крупносерийном производствах нормы межремонтного обслуживания могут быть понижены на 15%.
- Для оборудования, работающего с абразивом, нормы могут быть понижены на 5%.
- Для оборудования, проработавшего свыше 20 лет, нормы могут быть понижены на 10%.
Таблица 7. Нормативы продолжительности простоя металлорежущих станков из-за ремонта в сутках при различной сменности работы ремонтной бригады
Наименование ремонтных работ и работ по техническому уходу | Нормативы простоя на одну ремонтную единицу | ||
при работе ремонтной бригады | |||
в одну смену | в две смены | в три смены | |
Проверка на точность как самостоятельная операция | 0,1 | 0,05 | 0,04 |
Малый ремонт | 0,25 | 0,14 | 0,1 |
Средний ремонт | 0,6 | 0,33 | 0,25 |
Капитальный ремонт | 1,0 | 0,54 | 0,41 |
Нормативы для одной ремонтной единицы являются плановыми нормами, которые принимаются для подсчетов по всем группам ремонтной сложности.
Для металлорежущего станка модели 1А62 присвоена 12-я категория сложности ремонта.
Для проведения одного малого ремонта станка модели 1А62 потребуются, согласно нормативам, приведенным в табл. 5, следующие затраты времени:
- 12 х 5,0 = 60 час. на слесарные работы;
- 12 х 4,0 = 48 час. на станочные работы;
- 12 х 1,0 = 12 час. на прочие работы.
Соответственно для капитального ремонта станка модели 1А62 потребуются:
- 12 х 30 = 360 час. на слесарные работы;
- 12 х 20 = 240 час. на станочные работы;
- 12 х 4,0 = 48 час. на прочие работы.
Время простоя станка из-за ремонта округляется при малом и среднем ремонте до целых смен, при капитальном ремонте — до целых суток.
Для оборудования, работающего в три смены, простои при осмотрах перед средним и капитальным ремонтами планируются 0,1 суток на одну ремонтную единицу.
При модернизации оборудования во время среднего и капитального ремонтов нормы простоя в ремонте увеличиваются в зависимости от объема работ по модернизации. Дополнительное время простоя устанавливает главный механик и утверждает главный инженер завода.
При снятии оборудования с фундамента и централизованном ремонте устанавливается дополнительное время простоя на снятие с фундамента, транспортирование и монтаж на фундаменте.