Центральные замки давно вошли в постоянный обиход автовладельцев. Очень удобно, когда в любой момент, изнутри или снаружи, ключом, кнопками или с брелка охранной системы можно одновременно открыть или закрыть все двери, включая крышку багажника. Поэтому при отказе системы может наступить растерянность, а в некоторых случаях и паника.
Типовое устройство центрального замка
ЦЗ может включаться в штатную охранную систему, как сделано на многих автомобилях, или быть полностью автономным. В любом случае в его состав будут входить:
- электромеханические приводы дверных запирающих устройств, обычно это электромоторы с редукторами, то есть сервоприводы;
- концевые выключатели, играющие роль датчиков;
- набор электронных блоков, конфигурация может быть различной, от единого узла до индивидуальных, водительской двери, передних и задних;
- органы управления, проводка, предохранители в цепях питания, интерфейсы стеклоподъемников, сопряжения с бортовой информационной шиной и устройствами сигнализации.
Всё это может программироваться на различные функции, от срабатывания на открывание водительской двери ключом, до развитой коммуникации и программирования с единого автомобильного брелка через радиоканал. Распространение получили и системы бесключевого доступа, когда машина опознает хозяина по наличию у него радиометки.
Признаки и причины отказа ЦЗ
Самый простой по проявлению случай, он же и самый неудобный – после нажатия на кнопку или поворота ключа замок не срабатывает, машина остается запертой. Хорошо, если сохранилась механическая тяга разблокировки, а замок не заржавел. Тогда можно открыть хотя бы одну дверь. И даже продолжать эксплуатацию, пользуясь кнопками на дверях.
Прочие проявления:
- не срабатывает привод одной или нескольких дверей;
- нет связи с брелком;
- брелок действует, но отсутствует реакция на поворот ключа;
- хаотичная работа по блокированию или открыванию дверей.
Причины кроются в электрических дефектах или механике. В первом случае виноваты электронные блоки, проводка, разъемы и датчики. Во втором – износ или коррозия механизмов привода.
Порядок диагностики и ремонта
Несмотря на простоту принципа действия, ЦЗ представляет собой сложное устройство, гарантированный ремонт которого доступен только специалисту-автоэлектрику. При проверке он:
- локализует место возможной неисправности;
- проверит наличие питания, сохранность цепей передачи сигналов;
- тестирует электронный блок с применением средств инструментального контроля;
- убедится в адекватном срабатывании блоков сервопривода.
Существуют вполне конкретные слабые места любой аппаратуры, хорошо известные мастерам.
Вакуумный привод
Иногда воздействие на приводы идет посредством создания разрежения от вакуумного насоса (тот же компрессор, но работающий на уменьшение давления). Он тоже управляется электроникой, но механические вакуумные узлы менее надежны. Это касается самого компрессора, магистралей и исполнительных механизмов. Даже при полной исправности, они подвержены действию температуры, влажности, в последнем случае образуется лед и конденсат, мешающие работе.
Проверяются утечки, эффективность насоса, сохранность мембранных устройств. Даже просто прислушаться к работе, её длительности и посторонним звукам будет полезным для точного установления дефекта.
Электрический привод
Чаще всего отказывают наиболее нагруженные узлы. Это дверные сервоприводы и подходящие к ним кабели. Первые обычно из экономии делаются недостаточно долговечными, в них истираются пластиковые детали, деградирует смазка, ломаются шестеренки и тяги. К счастью, модуль в сборе стоит недорого, широко унифицирован и несложен в замене. А проводка после прозвонки может быть заменена в виде жгута или частично, на пропаянных скрутках с изоляцией. Важно обеспечить правильные перегибы кабелей при открывании и закрывании дверей.
Из-за токовых перегрузок может перегореть предохранитель. Не стоит ограничиваться его заменой, важно выявить источник повышенного потребления. Тот же электромотор, встречая высокое сопротивление перемещению штока, начинает сильно нагружать питающую проводку.
Особенности открывания машины при отказе ЦЗ
Основная мера предотвращения крупных неприятностей – регулярный контроль за сохранностью механического привода от дверного ключа. Его надо проверять и смазывать, не дожидаясь полного окисления до неподвижности. А если такое произошло – не прикладывать силу, ломая ключ. Можно попытаться на другой двери.
Способов вскрытия запертой машины множество. Но без предварительных тренировок лучше не пытаться их реализовывать, защита от взлома заложена конструктивно. Придется или отработать наименее затратные из них заблаговременно, или обратиться к специалистам, предъявив им документальное подтверждение права собственности.
Забота о состоянии центрального замка позволит сэкономит немало времени и нервов в будущем. Есть простые способы профилактики – регулярная смазка механизмов, нанесение защитных и очищающих составов на электрические контакты, а также элементарные меры по снижению влажности в салоне. Его надо проветривать перед зимней стоянкой после отключения отопителя, а также собирать воду с ковриков пола.