Передний ведущий мост автомобиля газ 66

Передний мост ГАЗ-66, устройство и регулировка

Передний мост ГАЗ-66, устройство и регулировка

Передний мост автомобиля ГАЗ-66-11 может передавать тяговое усилие к передним управляемым колесам через гипоидную коническую главную передачу, кулачковый дифференциал и поворотные кулаки с шарнирами равных угловых скоростей (рис. 116). Редукторы переднего и заднего мостов одинаковы, за исключением маслоотгонного кольца ведущей шестерни, имеющего правую резьбу, и кронштейна гидроусилителя руля.

Рис. 116. Привод к передним колесам автомобиля:
1—колесо; 2—блок сальников; 3—шкворень; 4—рычаг поворотного кулака; 5—втулка; 6—сальник; 7— шаровая опора; 8—ведущий кулак; 9—цапфа; 10—тормоз; 11—ведущий фланец; 12—канал подвода воздуха; 13—крышка фланца; 14 и 15—гайки подшипников; 16—стопорная шайба; 17—подножка; 18—ступица; 19—ведомый кулак; 20—запорный воздушный кран

Ведущие кулаки 8 через шарики шарниров равных угловых скоростей связаны с ведомыми кулаками 19. Наружные концы ведомых кулаков выполнены шлицованными для установки ведущих фланцев 11, с помощью которых ведомые кулаки соединяются со ступицами 18 передних колес. Шаровые опоры 7 через шкворни 3 связаны с рычагами поворотных кулаков 4.

Уход за передним мостом ГАЗ-66 заключается в поддержании требуемого уровня масла в картере и его периодической смене, смазывании карданного шарнира равных угловых скоростей и шкворней, периодической проверке состояния затяжки подшипников шкворней, проверке схождения колес, подтяжке ослабших соединений, проверке состояния затяжки подшипников вала ведущей шестерни. Зацепление регулируют только при постановке новых шестерен.

Регулировка подшипников шкворней поворотных кулаков ГАЗ-66. Перед проверкой затяжки подшипников шкворней проверяют затяжку подшипников ступиц колес. Проверку затяжки подшипников шкворней делают при вывешенном переднем мосте и снятых рулевых тягах. При проверке покачивают колеса руками в вертикальной плоскости в нескольких положениях в пределах угла поворота колеса на шкворне. При наличии ощутимого люфта колес на шкворнях регулируют подшипники шкворней. В подшипниках шкворней не должно быть даже минимального люфта во избежание их быстрого разрушения.

Порядок регулировки. Закрывают запорные краны 20 колес; отсоединяют трубку подвода воздуха к воздушному крану, защитный кожух трубки и подножки 17. Снимают колесо; вывертывают три винта крепления тормозного барабана и снимают его; отсоединяют шланги тормозной системы и системы регулирования давления воздуха в шинах; снимают ступицу 18 колеса, передний тормоз 10 и цапфу 9. После этого вынимают шарнир, отсоединяют задний конец продольной рулевой тяги от поворотного рычага, снимают поперечную рулевую тягу и сальник шаровой опоры, отвертывают болты и гайки, снимают крышку подшипников и поворотный рычаг,снимают одинаковое количество прокладок толщиной 0,10 мм и 0,15 мм сверху и снизу для обеспечения соосности деталей поворотного кулака. Разность между суммарными толщинами верхних и нижних прокладок не должна превышать 0,1 мм. Ставят крышки и поворотный рычаг на место, завертывают болты и гайки (болты крепления крышек подшипников затягивают моментом 5. 6,2 кгс* м, а гайки крепления рычага поворотного кулака — моментом 8. 10 кгс* м). После регулировки поворотный кулак должен поворачиваться на шкворнях при небольшом усилии руки. При проверке динамометром усилие, приложенное к поворотному рычагу поперечной рулевой тяги в месте шарового пальца, должно быть 2,25. 3,75 кгс при плавном движении динамометра. Устанавливают на место шарнир равных угловых скоростей, сальник шаровой опоры и рулевые тяги; устанавливают цапфу 9, ступицу 18, колесо и присоединяют шланги тормозной системы и системы регулирования давления воздуха в шинах. При регулировке верхнего шкворня с левой стороны переднего моста до снятия рычага продольной рулевой тяги отсоединяют гибкий шланг тормозной системы. Категорически запрещается вывертывать шпильки поворотного рычага для его снятия.

Установка передних колес Величина угла или разность расстояний Установка передних колес Величина угла или разность расстояний
Угол развала колес 0°45′ Угол наклона нижних концов шкворней вперед 3°30′
Схождение колес 2—5 мм Угол бокового наклона шкворней

Проверка установки передних колес. Для обеспечения устойчивости движения автомобиля и устранения повышенного изнашивания шин конструкцией автомобиля предусмотрены указанные в табл. 11 углы установки колес (рис. 117).

Рис. 117. Углы установки колес ГАЗ-66

На автомобиле регулируют только схождение колес. Углы наклона шкворней и развала колес не регулируют и обеспечивают конструкцией переднего моста. Угол развала колес (0°45′) проверяют приборами. При их отсутствии развал проверяют с помощью угольника. Разность размеров между вертикальной плоскостью угольника, приложенного к верхнему торцу обода колеса, и вертикальной плоскостью угольника, приложенного к нижнему торцу, должна быть равна 4. 9 мм. При замерах автомобиль с полной нагрузкой при нормальном давлении в шинах и положении колес для езды по прямой ставят на горизонтальную площадку. Схождение колес проверяют разностью расстояний между внутренними поверхностями шин сзади В и спереди А приблизительно на уровне центров колес. Эта разность при правильной величине схождения колес должна быть В —А = 2. 5 мм. При проверке схождения передних колес устанавливают автомобиль на ровной площадке так, чтобы передние колеса находились в положении для движения по прямой. Проверяют крепления рычагов рулевого привода, устраняют люфт в шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц передних колес. Раздвигают линейку так, чтобы ее длина немного превышала расстояние между внутренними боковинами шин передних колес. Устанавливают линейку наконечниками в боковины шин в горизонтальном положении на высоте центров колес спереди моста автомобиля, отмечают мелом места касания наконечников. Передвигают автомобиль вперед так, чтобы метки оказались сзади на такой же высоте, и опять измеряют расстояние между отмеченными точками. Разница между вторым и первым замерами будет равна величине схождения колес. Схождение колес должно быть 2. 5 мм.

Читайте также:  Как измерить температуру охлаждающей жидкости двигателя

Схождение передних колес регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги. Ослабляют стяжные болты наконечников. Расшплинтовывают и вынимают левый и правый пальцы тяги из рычага корпуса поворотного кулака. Накручивая или откручивая левый или правый наконечник, изменяют длину поперечной рулевой тяги. Шаг резьбы у левого наконечника 2 мм, у правого 1,5 мм. При регулировке схождения колес обеспечивают размер 346 ±3 мм от края основания кронштейна 1 (рис. 118) штока силового цилиндра гидроусилителя рулевого управления до центра шарового пальца 2 правого наконечника, так как невыполнение указанного условия вызовет неправильную работу силового цилиндра гидроусилителя руля; вставляют палец в отверстие рычага корпуса поворотного кулака.

Рис. 118. Поперечная рулевая тяга

Затягивают гайку крепления пальца наконечника моментом 23. 28 кгс* м, проверяют схождение колес и по окончании регулировки зашплинтовывают гайку крепления пальца и затягивают гайку болтов наконечника поперечной тяги моментом 5. 6,2 кгс* м. При регулировке и окончательной затяжке наконечников обеспечивают зазор 30 мм между тягой и крышкой подшипников ведущей шестерни переднего моста, чтобы тяга не задевала за мост. Периодически проверяют схождение колес. Нарушение правильного схождения колес ведет к повышенному изнашиванию шин. Одной из причин нарушения правильного схождения колес может быть погнутость поперечной рулевой тяги. Угол наклона нижних концов шкворней вперед (3°30′) обеспечивает хорошую устойчивость, особенно при поворотах и высоких скоростях движения автомобиля. Во время эксплуатации автомобиля этот угол может изменяться вследствие поломки листов рессор, прогиба кожуха и шаровой опоры. Изменение угла может вызвать «виляние» колес и неустойчивое движение автомобиля. Угол бокового наклона шкворней (9°) — угол между осью шкворня, и вертикальной плоскостью, расположенной параллельно продольной оси автомобиля. Наличие этого угла повышает способность автомобиля «держать» дорогу. Порядок регулировок затяжки подшипников ведущей шестерни, подшипников дифференциала, бокового зазора и контакта в зацеплении шестерен главной передачи изложен в разд. «Задний мост». Неисправности, их причины и способы устранения в главной передаче и дифференциале переднего моста и заднего моста аналогичны.

Основные неисправности переднего моста ГАЗ-66 и способы их устранения приведены в табл. 12.

Передний ведущий мост автомобиля газ 66

Главная передача этого автомобиля представляет собой пару конических шестерен, поэтому называется одинарной, передаточное отношение равно 6,83. В передаче применено гипоидное зацепление, при котором оси ведущей и ведомой шестерен не пересекаются, так как ведущая шестерня опущена относительно ведомой. Преимущество гипоидной передачи — в большой плавности зацепления и бесшумности работы. Вместе с тем такое зацепление повышает скольжение зубьев шестерен друг по другу, поэтому требует специальной (гипоидной) смазки.

Главная передача своим картером крепится к балке -моста; главные передачи переднего и заднего мостов одинаковы.

Главная передача состоит из картера, ведущей конической шестерни с валом и подшипниками, ведомой конической шестерни. Картер имеет пробку для заливки и контроля уровня масла; сливное отверстие с пробкой находится в нижней части картера моста. Вентиляция картера осуществляется через сапун, расположенный на картере моста.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Ведущая коническая шестерня имеет спиральные зубья, изготовлена заодно с валом, который вращается в картере на двух конических и одном роликовом цилиндрическом подшипниках. Конические подшипники размещаются в стакане, между фланцем стакана и картером устанавливаются металлические прокладки для регулировки зацепления шестерен. Между внутренними кольцами конических подшипников устанавливается регулировочное кольцо для регулировки предварительного натяга конических подшипников. Выход вала из картера уплотняется резиновым сальником и маслосгонным кольцом.

Ведомая шестерня — также со спиральными зубьями, крепится к дифференциалу. Для предотвращения излишней деформации ведомой шестерни при работе в картере имеется упор. Ведущая и ведомая шестерни подбираются и притираются на заводе в комплекты, поэтому разукомплектовывать эти шестерни при ремонте не следует.

Читайте также:  Интервал замены синтетического масла двигателе

Рис. 1. Задний мост автомобиля ГАЗ -66:
1 — цапфа; 2 — болт-съемник; 3 — угольник; 4 —- контргайка; 5 —замочная шайба. 6 — регулировочная гайка; 7 — ступица; 8 — шинный кран; 9 — бортовое кольцо; 10— тормозной барабан; 11 — клапан для прокачки тормозов; 12 — блок сальников подвода воздуха; 13 — балка моста; 14 — полуось; 15 — внутренняя звездочка дифференциала; 16 — упор; 17 — регулировочные прокладки; 18 — первичный вал; 19 — сальник; 20 — маслосгонное кольцо; 21 — стакан подшипников; 22 — регулировочное кольцо; 23 — пробка контрольно-заливного отверстия; 24 — картер главной передачи. 25 — гайка подшипника дифференциала; 26 — чашка дифференциала; 27 сухарь дифференциала; 28— ведомая шестерня; 29 — наружная звездочка дифференциала; 30 — сепаратор дифференциала; 31 — втулка; 32 — канал; 33 — распорное кольцо

Главная передача вместе с дифференциалом смазывается разбрызгиванием. Для надежной смазки конических подшипников в картере имеется специальный канал и втулка, которая, соприкасаясь с ведомой шестерней, собирает увлекаемое ею масло и через канал подает его к коническим подшипникам.

В картер главной передачи переднего моста заливается 7,7 л масла, а в картер заднего моста 6,4 л, причем в картере переднего моста масло заливается на 5—6 мм ниже уровня контрольного отверстия, а в картер заднего моста — до уровня контрольного отверстия.

Рис. 2. Проверка осевого зазора и натяга подшипников ведущего вала главной передачи:
а — проверка осевого зазора с помощью индикатора; б — проверка затяжки подшипников

Регулировка конических подшипников ведущей шестерни производится в процессе эксплуатации в том случае, если осевой зазор в них превышает 0,03 мм. Зазор проверяется с помощью индикаторного приспособления или прокачиванием фланца рукой. Если ощущается «качка» ведущей шестерни, подшипники следует подтянуть.

Для регулировки отсоединяют конец карданного вала, вынимают полуоси, отворачивают болты крепления картера главной передачи и вынимают редуктор; отсоединяют дифференциал в сборе с ведомой шестерней и ведущую шестерню в сборе с коническими подшипниками и фланцем. После этого устанавливают узел ведущей шестерни в тиски, отворачивают гайку, снимают фланец, крышку сальника и внутреннее кольцо внешнего подшипника. Для устранения осевого зазора ведущей шестерни и создания предварительного натяга подшипников необходимо уменьшить шлифовкой толщину регулировочного кольца, установленного между подшипниками (уменьшение толщины кольца должно быть равно сумме замеренного индикатором осевого зазора шестерни и величины 0,05 мм предварительного натяга).

После этого собирают узел ведущей шестерни, но без сальника, и затягивают гайку фланца до отказа. Затяжка подшипников проверяется с помощью динамометра, который зацепляют за отверстие фланца. Показание динамометра должно быть в пределах 1,25—2,9 кгс, что соответствует моменту вращения ведущей шестерни 6—14«гс-см.

Когда сопротивление подшипников вращению окажется в пределах нормального, нужно заметить положение гайки относительно торца вала, отвернуть гайку, поставить на место сальник, снова затянуть гайку до отмеченного положения и зашплинтовать. После этого собрать и поставить на место главную передачу, полуоси и соединить карданный вал.

Боковой зазор и контакт в зацеплении шестерен регулируют только после замены деталей или при большом износе подшипников, т. е. при ремонте главной передачи. Боковой зазор между зубьями шестерен должен быть в пределах 0,15—0,3 мм. Правильный зазор устанавливается гайками 25 подшипников дифференциала, при этом одна гайка отпускается, а вторая на такую же величину затягивается. Правильность регулировки зацепления шестерен проверяется на краску. При правильно отрегулированном зацеплении отпечаток на зубьях ведомой шестерни должен располагаться в средней части зуба, занимая 2/з его длины.

Дифференциал автомобиля ГАЗ -66 кулачковый, повышенного внутреннего трения, устанавливается на двух конических подшипниках в картере главной передачи. Он состоит из сепаратора, внутренней, наружной звездочек, двадцати четырех сухарей, двух стопорных колец и чашки.

Сепаратор имеет два ряда отверстий, в которых размешаются сухари. От выпадания из сепаратора и проворачивания вокруг своих осей сухари удерживаются кольцами. Сепаратор вместе с чашкой крепится к ведомой шестерне главной передачи и образует корпус дифференциала. Наружная звездочка имеет на внутренней поверхности шесть равномерно расположенных кулачков; эта звездочка устанавливается свободно внутри чашки и соединяется шлицами с полуосью. Внутренняя звездочка имеет на внешней поверхности два ряда по шесть кулачков, расположенных в шахматном порядке. Эта звездочка находится в отверстии сепаратора и соединяется шлицами со второй полуосью.

Рис. 3. Кулачковый дифференциал автомобиля ГАЗ -66:
1 — полуоси; 2 — кольцо; 3— сухари; 4 — сепаратор; 5, 6 — внутренняя и наружная звездочки

Читайте также:  Cr12de двигатель какое масло

В рабочем положении детали дифференциала устанавливаются таким образом, что сухари соприкасаются с кулачками наружной и внутренней звездочек.

Работает дифференциал следующим образом. При движении автомобиля по ровной дороге все детали дифференциала вращаются вокруг общей оси как одно целое. Сухари относительно сепаратора не перемещаются. Крутящий момент передается от ведомой шестерни на сепаратор, с него на сухари, которые давят на кулачки звездочек и приводят их во вращение. Сила нормального давления сухарей на кулачки наружной и внутренней звездочек одинакова, но окружная сила, вращающая звездочки, вследствие разных углов наклона профилей кулачков на звездочках разная. На внутренней звездочке, имеющей большой угол наклона кулачков, окружная сила больше, чем у наружной. Большая окружная сила, приложенная на меньшем радиусе наружной звездочки, дает такой же крутящий момент, как и меньшая окружная сила, действующая на большем радиусе наружной звездочки. Таким образом, крутящий момент при движении прямо распределяется между колесами поровну.

При движении на повороте или по неровной дороге одно из колес вращается быстрее другого. Звездочка, соединенная с отстающим колесом, вращается медленнее; своими кулачками она толкает сухари в сторону второй звездочки, ускоряя ее вращение, тем самым дифференциал позволяет колесам вращаться с различными скоростями.

При скольжении сухарей по кулачкам на их поверхностях возникают силы трения. На звездочке, имеющей большую скорость, сила трения направлена против вращения, на отстающей— в сторону вращения. В этом случае крутящий момент распределяется дифференциалом не поровну; на отстающей звездочке крутящий момент больше на величину момента от сил трения, на забегающей звездочке меньше на эту же величину. Из-за наличия сил трения происходит перераспределение момента между колесами.

Это свойство дифференциала сказывается положительно при движении автомобиля по скользкой дороге. В случае буксования одного из колес на второе, не буксующее колесо, передается больший крутящий момент, и автомобиль не теряет прс ходимости.

Рис. 3. Переднее колесо автомобиля ГАЗ -66:
1 — корпус поворотного кулака; 2 — блок сальников подвода воздуха; 3 — шкворень, 4 — пробка; 5 — шаровая опора; 6 — шарнир равных угловых скоростей; 7 — цапфа; 8 — фланец полуоси; 9 — регулировочная гайка; 10— контргайка; 11 — замочная шайба; 12 — ступица; 13 — полуось; 14 — шинный кран

Регулировка преднатяга подшипников дифференциала производится гайками. Величина преднатяга должна составлять 0,12—0,25 мм. Для получения требуемой величины регулировочную гайку необходимо затянуть до полного устранения зазора в подшипниках, после чего гайку подтянуть еще на один паз. При несовпадении стопорной пластины и паза гайки необходимо затянуть гайку в сторону увеличения преднатяга.

Полуоси предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала на ведущие колеса. У автомобиля ГАЗ -66 полуоси фланцевые, полностью разгруженные, т. е. передают только крутящий момент и не воспринимают других усилий. Внутренним концом полуось соединяется шлицами с одной из звездочек дифференциала, наружный конец имеет фланец, которым полуось при помощи шпилек и гаек крепится к ступице колеса. Для снятия полуоси имеется два болта-съемника. Выход полуоси из балки моста уплотняется сальником.

Шарнир равных угловых скоростей установлен в приводе на передние ведущие колеса и служит для передачи крутящего момента при изменяющихся углах поворота этих колес. Шарнир расположен внутри шаровой опоры поворотного кулака и состоит из двух кулаков, четырех ведущих, одного центрирующего шариков и пальца. Кулаки имеют выемки специального профиля, в которых размещены шарики. Центральный шарик установлен на пальце и обеспечивает центрирование кулаков.

При повороте управляемого колеса наружный кулак поворачивается относительно внутреннего, при этом шарики перекатываются по углублениям кулаков и во всех случаях размещаются в плоскости, которая делит угол между кулаками пополам (биссекторная плоскость). Трущиеся поверхности шарнира смазываются смазкой, которая в количестве 0,5 кг закладывается в корпус поворотного кулака при сборке.

Автомобиль ГАЗ -53А имеет такую же главную передачу, как и автомобиль ГАЗ -66. Дифференциал — шестеренчатый, конический. При движении прямо все детали дифференциала вращаются как одно целое; на поворотах одна из полуосевых шестерен вращается быстрее, при этом сателлиты вращаются вокруг своих осей на шипах крестовины. В этом дифференциале внутреннее трение незначительное, поэтому крутящий момент между колесами во всех случаях он распределяет практически поровну. При попадании одного из колес на скользкую дорогу оно начинает проскальзывать (буксовать), на нем реализуется незначительный крутящий момент. Но такой же момент подводится дифференциалом и на второе колесо, находящееся в лучших условиях; этого момента может оказаться недостаточно, чтобы развить необходимую силу тяги. Поэтому на скользкой дороге конический дифференциал ухудшает проходимость автомобиля, что является его недостатком.

Оцените статью