- § 42. Капитальный ремонт автомобиля.
- Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля
- Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет
- Ремонт и техобслуживание сторонней организацией
- Ремонт и техобслуживание внутри организации
- Создание резерва на проведение ремонтов
- Автомобиль в аренде
- Автомобиль в лизинге
- Что такое капитальный ремонт автомобиля?
- Восстановительная починка: текущий ремонт авто
- Капитальный ремонт автомобиля в разрезе
- Когда ремонтироваться?
§ 42. Капитальный ремонт автомобиля.
Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлением любых его агрегатов и узлов, включая базовые.
При капитальном ремонте осуществляются полная разборка, дефектовка, восстановление или замена деталей (кроме базовых), а также их сборка, регулировка и испытание. Капитальный ремонт позволяет восстанавливать и повторно использовать значительное количество деталей и тем самым экономить денежные средства и материалы. Себестоимость капитального ремонта с использованием существующих методов не превышает 60% себестоимости производства новых транспортных средств, а расход материалов при капитальном ремонте в 10. 15 раз меньше, чем при изготовлении, так как в качестве «заготовки» используется сама деталь. До списания автомобиль подвергается одному капитальному ремонту.
Капитальный ремонт автомобиля обусловливается прежде всего техническим состоянием кузова, его силовых элементов и основных агрегатов.
На капитальный ремонт агрегат направляется согласно принятому перечню в случае, если базовая и основные детали требуют полной разборки агрегата или если ухудшилось техническое состояние агрегата из-за значительных износов большинства его деталей в такой степени, что восстановление его работоспособности путем текущего ремонта экономически нецелесообразно.
Перечень базовых и основных деталей автомобиля, определяющий необходимость капитального ремонта агрегата
Головка блока цилиндров, коленчатый вал, маховик, раcпределительный вал
Крышка коробки передач, валы — первичный, промежуточный, вторичный
Картер ведущего моста
Картер редуктора, кожух полуоси, стакан подшипников, чашки дифференциала, крестовина дифференциала, ступица, тормозной барабан или диск, кулак поворотный переднего ведущего моста
Балка передней оси или поперечина независимой подвески
Поворотная цапфа, ступица, шкворень, тормозной барабан или диск
Картер рулевого механизма
Вал сошки, червяк-ролик, рейка-шестерня
Оперение, двери, крышка багажника
Направление автомобиля и агрегата на капитальный ремонт проводится на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств контроля и диагностики, с учетом пробега с начала эксплуатации, а также затрат на техническое обслуживание и ремонты. Нормативный пробег нового автомобиля и агрегатов до капитального ремонта указан в нормативно-технической документации на изготовление автомобиля, а также в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Капитальный ремонт автомобиля так же, как и текущий, проводится необезличенным (индивидуальным) или агрегатным методами ремонта.
Капитальный ремонт легковых автомобилей и агрегатов выполняется на специализированных авторемонтных предприятиях (САП) и станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), на СТОА в основном необезличенным методом на универсальных постах. Капитальный ремонт на специализированных авторемонтных предприятиях осуществляется агрегатным (обезличенным) методом с использованием серийного и массового производства. Этот метод ремонта заключается в том, что подлежащие восстановлению автомобили (агрегаты) полностью разбирают и разукомплектовывают, детали (без учета их принадлежности к агрегатам, с которых они были сняты) обезличивают и после тщательного контроля и восстановления направляют на сборку.
Вместо выбракованных деталей используют новые или восстановленные. При этом методе ремонтного производства, как и при изготовлении, автомобили собирают по принципу взаимозаменяемости деталей. Продукцией авторемонтного предприятия по существу является заново изготовленный автомобиль (агрегат) из деталей, бывших в эксплуатации, и новых запчастей.
Практика капитального ремонта легковых автомобилей на авторемонтных предприятиях и станциях технического обслуживания показала, что наиболее прогрессивным с точки зрения обеспечения качества является индивидуальный ремонт автомобилей с обезличенным методом ремонта агрегатов и узлов, а наиболее производительным — агрегатный метод ремонта автомобилей.
Вопросы по теме: 1. Что такое текущий ремонт автомобиля? 2. Что такое капитальный ремонт автомобиля? 3. Какие методы ремонта вы знаете? 4. Каковы основные этапы организации капитального ремонта?
Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля
Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.
Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации?
Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы). В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца.
Посмотреть ответ
Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет
Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.
Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.
Вопрос: Организация на ОСН приобрела в лизинг автомобиль. В январе произошло ДТП не по вине лизингополучателя, в результате которого автомобиль не подлежит ремонту. Можно ли учесть лизинговые платежи с января по июль до окончания срока лизинга в составе расходов по налогу на прибыль?
Посмотреть ответ
Ремонт и техобслуживание сторонней организацией
Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:
- заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
- составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
- акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
- составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
- акт приема-сдачи работ после их окончания;
- счет-фактура (при необходимости);
- акт приема-передачи автомобиля в натуре.
Вопрос: Как отразить в учете организации-дилера проведение гарантийного ремонта проданных автомобилей (приобретенных у дистрибьютора), если затраты на ремонт возмещаются дистрибьютором в размере понесенных расходов? Организация признает оценочное обязательство в связи с необходимостью проведения гарантийного ремонта в бухгалтерском учете, но оно уже полностью использовано ранее, и произведенные расходы им не покрываются. В налоговом учете резерв на гарантийный ремонт не создается.
Стоимость проведенного гарантийного ремонта составила 52 000 руб. (в том числе стоимость запчастей — 20 000 руб. (без НДС), сумма НДС, ранее принятого к вычету при их приобретении, — 4 000 руб.). Отчет о стоимости выполненных работ и использованных запчастей направлен дистрибьютору. Возмещение получено на расчетный счет в том отчетном периоде, в котором произведен гарантийный ремонт.
Посмотреть ответ
Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.
Проводки будут выглядеть следующим образом:
- Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
- Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
- Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
- Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.
В каком размере организация-арендодатель может учесть для целей налога на прибыль расходы на ремонт застрахованного автомобиля, переданного в аренду (п. 1 ст. 260 НК РФ)?
Ремонт и техобслуживание внутри организации
Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:
- план ремонтов;
- дефектные ведомости;
- заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
- требования-накладные на выдачу запчастей;
- акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
- инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.
Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.
Проводки будут такими:
- Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
- Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
- Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.
Создание резерва на проведение ремонтов
Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.
Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.
Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.
ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:
- Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
- Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.
63779,32 — 30000,00 = 33779, 32
- Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
- Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
- Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.
Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.
Автомобиль в аренде
Существуют два вида договора аренды автомобиля:
- без экипажа;
- с экипажем (временное фрахтование).
В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.
Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:
- если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
- если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.
Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.
Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.
Автомобиль в лизинге
Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.
Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.
Что такое капитальный ремонт автомобиля?
Автомашина требует постоянного ухода и поддержания технического состояния. Однако, несмотря на регулярное обслуживание, наступает время, когда необходимо сделать капитальный ремонт автомобиля. В этом процессе возникает потребность полностью заменить либо восстановить детали машины.
Содержание:
Восстановительная починка: текущий ремонт авто
По сущности, ремонт — это комплекс действий, связанных с устранением возникших неисправностей. По характеру работ, которые при этом проводятся, их делят на два вида: гаражные и капитальные. Первый тип – эксплуатационные (гаражные) , при которых ремонтируют весь автомобиль, включая мотор. Под термином «капитальный ремонт автомобиля» подразумевается масштабная и серьезная починка транспортного средства, а также основных узлов, агрегатов, систем.
Текущее ремонтное обслуживание включает в себя такие работы, с помощью которых устраняются определенные поломки. Это сварочные, электротехнические, кузовные операции, ремонт двигателя или коробки передач. В это понятие входят слесарно-механические, сборно-разборные действия. Процесс ремонта выполняется как на снятом рекомендуемом для ремонта узле, так и на установленном. Необходимость этого процесса определяют, когда выполняют контрольный осмотр или непосредственно во время эксплуатации.
При ремонте автомеханик либо сам автовладелец разбирают и проводят ревизию узла на предмет выявления скрытых неисправностей, замены вышедших со строя деталей. В этом цикле предполагается оценка ресурса крупных частей машины, замена тех деталей, которые выработали свой потенциал. Объем работ по данному мероприятию достаточно большой и затратный.
Капитальный ремонт автомобиля в разрезе
Целью цикла действий по капитальному ремонту автомобиля является возобновление технического состояния транспортного средства, обеспечения нормальной эксплуатации транспорта до наступления очередного ремонта.
Автомашину, в идеале, разбирают на отдельные механизмы, узлы и агрегаты. После разборки снятые детали делят на 3 группы: пригодные к эксплуатации, требующие ремонта, непригодные. Агрегаты комплектуют, собирают, испытывают и регулируют. Потом на раму монтируют собранные испытанные механизмы, проверяют автомашину пробегом. После этого устраняют выявленные при проверке неисправности, окрашивают автомобиль.
Капремонт проводят агрегатным или индивидуальным способом. Первый предполагает обезличивание демонтированных деталей и установку их на другой автомобиль. В таком случае сокращается время пребывания авто в ремонте. При таком способе неисправные или изношенные части заменяют новыми либо отремонтированными заблаговременно.
Когда ремонтироваться?
Каждая марка и модель автомашины имеет обозначенную норму пробега, после которой показан капитальный ремонт автомобиля. После достижения показателя транспорт осматривают в сервисном автоцентре, где определяют его техническое состояние.
Автомеханики рекомендуют проводить капремонт, когда большинство механизмов, в том числе кузов и мотор, требуют одновременной починки. Это становится причиной постоянного ухудшения состояния авто. Из-за данной проблемы постоянно увеличивается износ деталей, снижается возможность их надежной эксплуатации. Когда же норма по пробегу достигнута, а по техническому состоянию машины ремонт не потребуется – его не проводят. Часто после ДТП, когда транспорт подлежит восстановлению, выполняют сложные и объемные ремонтные работы.