Распределения работ при проведении ТО-1 пожарной автоцистерны
(в соответствии с типовой технологией технического обслуживания
основных пожарных автомобилей общего применения).
Готовит рабочие места, инструмент, приспособления, эксплуатационные материалы.
Осуществляет контроль за качеством выполнения работ и соблюдением требований правил техники безопасности.
Осматривает автомобиль, проверяет состояние кабины, кузова и его отсеков, стёкол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, капота, буксирного устройства.
После обслуживания проверяет работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля. На ходу автомобиля (во время движения на расстояние 1-2 км) оценивает: приёмистость, тормозные качества, управляемость, работу светосигнального оборудования, работу агрегатов шасси по штатным приборам и на слух. Производит испытание пожарного насоса и пеносмесителя на производительность по упрощённой методике (см. главу 7.3).
Водитель 1-й дежурной смены выполняет работы по техническому обслуживанию двигателя, системы питания, смазки, охлаждения и электрооборудования, а именно проверяет:
§ действие стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стёкол (в холодное время года), системы вентиляции, звукового сигнала;
§ осмотром герметичность системы смазки, питания и охлаждения двигателя (в том числе и пускового подогревателя), а также крепление на двигателе оборудования и приборов;
§ состояние и натяжение приводных ремней;
§ крепление деталей выпускного тракта;
§ действие привода топливного насоса высокого давления (для автомобилей с дизельными двигателями);
§ уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя (в зависимости от конструктивных особенностей дизеля);
§ осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений;
§ содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах карбюраторных двигателях (при необходимости отрегулировать);
§ крепление генератора и стартера, состояние их контактных соединений;
§ крепление и состояние контактов прерывателя-распределителя (протереть контакты прерывателя полотняной тканью);
§ уровень и плотность электролита, крепление и надёжность контактов наконечников проводов с выводными штырями аккумуляторной батареи;
§ действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года – приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя.
Кроме того, водитель 1-й дежурной смены сливает отстой из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки топлива (у автомобилей с дизельным двигателем), производит очистку аккумуляторной батареи от пыли, грязи, следов электролита, прочищает вентиляционные отверстия.
Водитель 2-й дежурной смены выполняет работы по техническому обслуживанию сцепления, механизмов управления, силовой передачи и ходовой части. Он проверяет:
§ действие оттяжной пружины, свободный и рабочий ход педали сцепления;
§ герметичность системы гидропривода выключения сцепления;
§ крепление кронштейна и составных частей привода сцепления, оборудованного пневмогидравлическим усилителем;
§ крепление коробки передач и её внешних деталей (в том числе крепление коробки отбора мощности привода пожарного насоса);
§ действие механизма переключения передач на неподвижном автомобиле;
§ герметичность соединений заднего (среднего) моста;
§ крепление картера редуктора и фланцев полуосей;
§ герметичность системы усилителя рулевого управления;
§ крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб гаек;
§ люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг;
§ состояние и крепление карданного вала рулевого управления;
§ люфт подшипников ступиц колёс;
§ внешнее состояние, работу (на слух) и давление воздуха (по штатному манометру) создаваемое компрессором;
§ работоспособность пневматического привода тормозной системы по штатному манометру (для многоконтурного пневматического привода по штатному и выносным контрольным манометрам);
§ состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы (на слух и по показаниям манометров для пневматических тормозных систем, визуально для гидравлических тормозных систем);
§ шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;
§ исправность привода и действие стояночного тормоза;
§ эффективность действия тормозов.
При необходимости производит регулировку действия тормозов, спускает конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов, промывает воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов.
Водитель 3-й дежурной смены выполняет работы по техническому обслуживанию насосной установки и смазочные работы.
§ уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов в соответствии с картой смазки (см. для примера Приложение 4);
§ уровень жидкости в гидроприводе тормозов и выключения сцепления, жидкости в бачках омывателя ветрового стекла и фар, а в холодное время года и в предохранителе от замерзания (в тормозном приводе);
§ состояние и крепление цистерны, пенобака и пожарного насоса;
§ состояние и крепление элементов системы дополнительного охлаждения и обогрева: течь воды не допускается, вентили и краны должны легко открываться и закрываться;
§ состояние и исправность приводов вакуумного аппарата и, из насосного отсека, управления оборотами двигателя: тяги не должны иметь деформаций и должны перемещаться без заеданий во всём диапазоне рабочих ходов;
§ работоспособность и герметичность пневматических и электропневматических систем дистанционного управления: определённые на слух утечки воздуха устранить;
§ состояние и крепление шарниров карданных валов, промежуточных опор и опорных пластин игольчатых подшипников трансмиссии пожарного насоса;
§ работоспособность газоструйного вакуумного аппарата и вакуумного затвора (клапана); при необходимости производит их демонтаж, разборку, очистку, замену изношенных деталей, смазку, монтаж и регулировку;
§ состояние и исправность пожарного насоса, а именно: краников, патрубков, задвижек (вентилей), мановакууметров, тахометра, счётчика наработки моточасов (при наличии), рабочего колеса, надёжность крепления рабочего колеса на валу, отсутствие посторонних предметов в полости корпуса, переднего подшипника и червячной пары привода тахометра (при необходимости заменить передний подшипник);
§ работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в пожарном насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени.
Осуществляет демонтаж, разборку, очистку, сборку и монтаж пеносмесителя пожарного насоса, а также (для комбинированных пожарных насосов) фильтра на входе в ступень высокого давления.
Смазывает узлы трения, агрегаты и механизмы в соответствии с картой смазки (см. Приложение 4).
Примечание:
— при работе в условиях большой запылённости следует заменить масло в поддоне картера двигателя, слить отстой из корпусов масляных фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла, промыть поддон и фильтрующие элементы воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера;
— техническое обслуживание вакуумных систем водозаполнения пожарного насоса типа АВС-01Э (АВС-02Э) произвести в соответствии с указаниями, изложенными в главе 3.5.
Водитель 4-й дежурной смены выполняет работы по техническому обслуживанию силовой передачи, ходовой части, а также крепёжные операции по раме, кузову и оперению пожарного автомобиля.
§ люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры, опорных пластин игольчатых подшипников и фланцев карданных валов трансмиссии автомобиля;
§ осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного устройства;
§ крепление стремянок, пальцев рессор и колёс;
§ состояние шин и давление воздуха в них;
§ состояние запорного механизма, упора-ограничителя, страхового устройства опрокидывающейся кабины и действие замков, петель и ручек дверей кабины и кузова;
§ крепление крыльев, подножек, брызговиков, дверей, держателя запасного колеса, кабины и кузова;
§ крепление кузова (надстройки) к раме шасси;
§ надёжность крепления гибкого вала к спидометру с механическим приводом и к коробке передач, а также целостность оболочки гибкого вала (в креплении наконечников оболочки гибкого вала не должно быть зазоров);
§ состояние и крепление привода спидометра с электрическим приводом и датчика (провода привода спидометра и датчика не должны иметь повреждений и должны быть закреплены);
§ правильность опломбирования спидометра и его привода (и счётчика моточасов пожарного насоса – при наличии);
§ состояние и крепление пеналов всасывающих рукавов и работу запорных устройств их крышек;
§ работоспособность и крепление механизма съёма выдвижной (трёхколенной) лестницы.
При необходимости производит восстановление лакокрасочного покрытия на отдельных участках кузова и шасси, удаляет посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колёсами, прочищает сапуны коробки передач и ведущих мостов.
Личный состав пожарного расчёта под руководством начальника пожарного расчета проводит техническое обслуживание и испытание ПТВ и АСО пожарного автомобиля.
После проведения ТО-1 каждый водитель расписывается в журнале учёта технического обслуживания за фактически выполненные работы. Старший водитель и начальник пожарного расчета проверяют качество выполненных работ, о чём делают запись в журнале учёта технического обслуживания (см. приложение 6).
Второе техническое обслуживание (ТО-2), как и первое техническое обслуживание, предназначено для снижения интенсивности изменения параметров технического состояния пожарного автомобиля, предупреждения и выявления отказов и неисправностей, экономии топливно-энергетических ресурсов, уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, электротехнических и других работ.
ТО-2 производится с периодичностью: для основных пожарных автомобилей – через 7000 км общего пробега (но не реже 1-го раза в год); для специальных пожарных автомобилей – через 5000 км общего пробега (но также не реже 1-го раза в год).
Годовой план-график ТО-2 (так же, как и для ТО-1) разрабатывается технической службой ТПО. Второе техническое обслуживание проводится в ПТЦ, отряде (части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля. Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения. При этом техническое обслуживание проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя.
Этот вид технического обслуживания включает в себя все работы, выполняемые при ТО-1, и дополнительно углубленную проверку состояния и работы агрегатов пожарного автомобиля, включающую контрольно-диагностические, регулировочные, крепёжные, смазочные и очистительные работы.
Пожарных автомобилей при ТО-1.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ПЧ — 125 12 — ОГПС
Капитан внутренней службы
_______________Н.Н. Бессмельцев
«______»__________________ 2008 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
Проведения занятия с водительским составом ПЧ-125 ОГПС-12
По специальной подготовке по должности.
ТЕМА : Проведение основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей при ТО-1, 2, СО.
ВИД ЗАНЯТИЯ:-инструкторско-методическое – 1 уч. час ОТВОДИМОЕ ВРЕМЯ:2 уч. час
— семинар – 1 уч. час
Цель занятия:
- Обучить водительский состав регламентным работам и операциям по проведению технического обслуживания пожарных автомобилей.
- Добиться чёткого и глубокого понимания порядка проведения мероприятий ТО.
- Совершенствовать теоретическую подготовленность водительского состава по обслуживанию и эксплуатации пожарной техники.
1. Литература, используемая при проведении занятия:
1.1. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС РФ (приказ №630 от 31.12.2002 г.).
1.2. Типовая технология технического обслуживания пожарных автомобилей от 10.07 1995 г.
1.3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации пожарных автоцистерн.
1.4. Наставление по технической службе ГПС МВД РФ приказ № 34 от 24.01.1996 г.
2. Развернутый план занятия.
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса |
2.1. | Организационные вопросы | — построение водительского состава, проверка готовности к занятию; — проверка состояния места проведения занятия; — доведение до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения. | |
2.2 | 2.2.1. Проведение основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей при ТО-1. 2.2.2. Проведение основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей при ТО- 2. 2.2.3. Проведение основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей при СО. 2.2.4. Меры безопасности при техническом обслуживании пожарных автомобилей. | Излагаю материал по данным вопросам под запись. Более углубленно разбираю пункты сложных операций. Параллельно с изложением материала отвечаю на вопросы водительского состава. | |
2.3. | Семинар по изученным вопросам. | Используя разработанный вопросник проверяю уровень подготовленности водительского состава. Отмечая вопросы, по которым имеются слабые знания, уделяю время на их более тщательный разбор. | |
2.4. | Подведение итогов занятия | Подведение итогов занятия, отметить отличившихся, выставить оценки в учебный журнал в соответствии с показанными результатами. |
Проведение основных операций технического обслуживания
пожарных автомобилей при ТО-1.
Регламентные работы для выполнения технического обслуживания № 1 (ТО-1) основных пожарных автомобилей общего применения.
1. Шасси пожарного автомобиля
1.1 Выполнить операции технического обслуживания (ТО-1) шасси. Техническое обслуживание шасси проводится в соответствии с Руководством по эксплуатации шасси пожарного автомобиля и включает в себя:
1.2 Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы,
1.2.1 Осмотреть автомобиль, проверить состояние кабины, кузова и его отсеков, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, капота, буксирного устройства.
1.2.2 Проверить действие стеклоочистителя и омывателей ветрового отекла и фар, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции, звукового сигнала.
1.2.3 Проверить осмотром герметичность системы смазки, питания и охлаждения двигателя (в том числе и пускового подогревателя), а также крепление на двигателе оборудования и приборов.
1.2.4 Проверить состояние и натяжение приводных ремней.
1.2.5 Проверить крепление деталей выпускного тракта (приемная труба, глушитель и др.).
1.2.6 Проверить крепление двигателя.
1.2.7 Проверить действие оттяжной пружины и свободный ход педали сцепления. Проверить герметичность системы гидропривода выключения оцепления.
1.2.8 У автомобилей оборудованных пневмоусилителем оцепления, проверить крепление кронштейна и составных: частей силового цилиндра усилителя.
1.2.9 Проверить крепление коробки передач и ее внешних деталей (в том числе крепление коробки отбора мощности для привода специального агрегата.
1.2.10 Проверить в действии механизм переключения передач на неподвижном автомобиле.
1.2.11 Проверить люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников. Проверить крепление фланцев карданных валов.
1.2.12 Проверить герметичность соединений заднего (среднего) моста.
1.2.13 Проверить крепление картера редуктора и фланцев полуосей.
1.2.14 Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.
1.2.15 Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб гаек.
1.2.16 Проверить люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг.
1.2.17 Проверить состояние и крепление карданного вала рулевого управления.
1.2.18 Проверить люфт подшипников ступиц колес.
1.2.19 Проверить компрессор: внешнее состояние (визуально), работу (на слух), и создаваемое давление (по штатному манометру).
1.2.20 Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы (на слух и по показаниям штатных манометров для пневматических тормозных систем).
1.2.21 Отрегулировать действие тормозов.
1.2.22 Проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, свободного и рабочего хода педали тормоза.
1.2.23 Проверить тормозной кран пневматического привода тормозов.
1.2.24 Проверить состояние и герметичность главного цилиндра, усилителя, колесных цилиндров и их соединений с трубопроводами (шасси ГАЗ).
1.2.25 Проверить исправность привода и действие стояночного тормоза.
1.2.26 Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного устройства.
1.2.27 Проверить крепление стремянок и пальцев рессор, крепление колес.
1.2.28 Проверить состояние шин и давление воздуха в них) удалить посторонние предметы, заострявшие в протекторе и между спаренными колесами.
1.2.29 Проверить состояние запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.
1.2.30 Проверить состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины и кузова.
1.2.31 Проверить крепление кузова (надстройки) к раме шасси, держателя запасного колеса.
1.2.32 Проверить крепление крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины, кузова (надстройки); при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.
1.2.33 Проверить осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений.
1.2.34 У автомобилей с дизельными двигателями проверить действие привода насоса высокого давления.
1.2.35 Проверить и при необходимости отрегулировать содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах карбюраторных двигателей.
1.2.36 Очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи, следов электролита, прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надежность контактов наконечников проводов с выводными штырями. Проверить уровень электролита.
1.2.37 Проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года — приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя.
1.2.38 Проверить крепление генератора и стартера, состояние их контактных соединений.
1.2.39 Проверить крепление прерывателя-распределителя, протереть контакты прерывателя полотняной тканью.
1.2.40 Проверить надежность крепления гибкого вала к спидометру с механическим приводом и к коробке передач, а также целостность оболочки гибкого вала.
1.2.41 Проверить состояние и крепление привода спидометра с электрическим приводом и датчика.
1.2.42 Проверить правильность опломбирования спидометра и его привода (и счетчика моточасов при его наличии) в соответствии с действующей инструкцией.
1.3. Смазочные и очистительные работы.
1.3.1 Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов в соответствии с химмотологической картой; проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и выключения сцепления, жидкости в бачках: омывателя ветрового стекла и фар, а в холодное время года и в предохранителе от замерзания (в тормозном приводе).
1.3.2 Прочистить сапуны коробки передач и мостов.
1.3.3 Промыть воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов.
1.3.4 Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.
1.3.5 У автомобилей с дизельным двигателем слить отстой из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки топлива, проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.
1.3.6 При работе в условиях большой запыленности заменить масло в поддоне картера двигателя, слить отстой из корпусов масляных фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла, промыть поддон и фильтрующие элементы воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера.
1.3.7 Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля.