Перечень работ выполняемых при то 1 ходовой части пожарного автомобиля

Распределения работ при проведении ТО-1 пожарной автоцистерны

(в соответствии с типовой технологией технического обслуживания

основных пожарных автомобилей общего применения).

Готовит рабочие места, инструмент, приспособления, эксплуатационные материалы.

Осуществляет контроль за качеством выполнения работ и соблюдением требований правил техники безопасности.

Осматривает автомобиль, проверяет состояние кабины, кузова и его отсеков, стёкол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, капота, буксирного устройства.

После обслуживания проверяет работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля. На ходу автомобиля (во время движения на расстояние 1-2 км) оценивает: приёмистость, тормозные качества, управляемость, работу светосигнального оборудования, работу агрегатов шасси по штатным приборам и на слух. Производит испытание пожарного насоса и пеносмесителя на производительность по упрощённой методике (см. главу 7.3).

Водитель 1-й дежурной смены выполняет работы по техническому обслуживанию двигателя, системы питания, смазки, охлаждения и электрооборудования, а именно проверяет:

§ действие стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стёкол (в холодное время года), системы вентиляции, звукового сигнала;

§ осмотром герметичность системы смазки, питания и охлаждения двигателя (в том числе и пускового подогревателя), а также крепление на двигателе оборудования и приборов;

§ состояние и натяжение приводных ремней;

§ крепление деталей выпускного тракта;

§ действие привода топливного насоса высокого давления (для автомобилей с дизельными двигателями);

§ уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя (в зависимости от конструктивных особенностей дизеля);

§ осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений;

§ содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах карбюраторных двигателях (при необходимости отрегулировать);

§ крепление генератора и стартера, состояние их контактных соединений;

§ крепление и состояние контактов прерывателя-распределителя (протереть контакты прерывателя полотняной тканью);

§ уровень и плотность электролита, крепление и надёжность контактов наконечников проводов с выводными штырями аккумуляторной батареи;

§ действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года – приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя.

Кроме того, водитель 1-й дежурной смены сливает отстой из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки топлива (у автомобилей с дизельным двигателем), производит очистку аккумуляторной батареи от пыли, грязи, следов электролита, прочищает вентиляционные отверстия.

Водитель 2-й дежурной смены выполняет работы по техническому обслуживанию сцепления, механизмов управления, силовой передачи и ходовой части. Он проверяет:

§ действие оттяжной пружины, свободный и рабочий ход педали сцепления;

§ герметичность системы гидропривода выключения сцепления;

§ крепление кронштейна и составных частей привода сцепления, оборудованного пневмогидравлическим усилителем;

§ крепление коробки передач и её внешних деталей (в том числе крепление коробки отбора мощности привода пожарного насоса);

§ действие механизма переключения передач на неподвижном автомобиле;

§ герметичность соединений заднего (среднего) моста;

§ крепление картера редуктора и фланцев полуосей;

§ герметичность системы усилителя рулевого управления;

§ крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб гаек;

§ люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг;

§ состояние и крепление карданного вала рулевого управления;

§ люфт подшипников ступиц колёс;

§ внешнее состояние, работу (на слух) и давление воздуха (по штатному манометру) создаваемое компрессором;

§ работоспособность пневматического привода тормозной системы по штатному манометру (для многоконтурного пневматического привода по штатному и выносным контрольным манометрам);

§ состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы (на слух и по показаниям манометров для пневматических тормозных систем, визуально для гидравлических тормозных систем);

§ шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;

§ исправность привода и действие стояночного тормоза;

§ эффективность действия тормозов.

При необходимости производит регулировку действия тормозов, спускает конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов, промывает воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов.

Водитель 3-й дежурной смены выполняет работы по техническому обслуживанию насосной установки и смазочные работы.

§ уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов в соответствии с картой смазки (см. для примера Приложение 4);

§ уровень жидкости в гидроприводе тормозов и выключения сцепления, жидкости в бачках омывателя ветрового стекла и фар, а в холодное время года и в предохранителе от замерзания (в тормозном приводе);

Читайте также:  Пдд допустимая глубина протектора летних шин для легковых автомобилей

§ состояние и крепление цистерны, пенобака и пожарного насоса;

§ состояние и крепление элементов системы дополнительного охлаждения и обогрева: течь воды не допускается, вентили и краны должны легко открываться и закрываться;

§ состояние и исправность приводов вакуумного аппарата и, из насосного отсека, управления оборотами двигателя: тяги не должны иметь деформаций и должны перемещаться без заеданий во всём диапазоне рабочих ходов;

§ работоспособность и герметичность пневматических и электропневматических систем дистанционного управления: определённые на слух утечки воздуха устранить;

§ состояние и крепление шарниров карданных валов, промежуточных опор и опорных пластин игольчатых подшипников трансмиссии пожарного насоса;

§ работоспособность газоструйного вакуумного аппарата и вакуумного затвора (клапана); при необходимости производит их демонтаж, разборку, очистку, замену изношенных деталей, смазку, монтаж и регулировку;

§ состояние и исправность пожарного насоса, а именно: краников, патрубков, задвижек (вентилей), мановакууметров, тахометра, счётчика наработки моточасов (при наличии), рабочего колеса, надёжность крепления рабочего колеса на валу, отсутствие посторонних предметов в полости корпуса, переднего подшипника и червячной пары привода тахометра (при необходимости заменить передний подшипник);

§ работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в пожарном насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени.

Осуществляет демонтаж, разборку, очистку, сборку и монтаж пеносмесителя пожарного насоса, а также (для комбинированных пожарных насосов) фильтра на входе в ступень высокого давления.

Смазывает узлы трения, агрегаты и механизмы в соответствии с картой смазки (см. Приложение 4).

Примечание:

— при работе в условиях большой запылённости следует заменить масло в поддоне картера двигателя, слить отстой из корпусов масляных фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла, промыть поддон и фильтрующие элементы воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера;

— техническое обслуживание вакуумных систем водозаполнения пожарного насоса типа АВС-01Э (АВС-02Э) произвести в соответствии с указаниями, изложенными в главе 3.5.

Водитель 4-й дежурной смены выполняет работы по техническому обслуживанию силовой передачи, ходовой части, а также крепёжные операции по раме, кузову и оперению пожарного автомобиля.

§ люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры, опорных пластин игольчатых подшипников и фланцев карданных валов трансмиссии автомобиля;

§ осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного устройства;

§ крепление стремянок, пальцев рессор и колёс;

§ состояние шин и давление воздуха в них;

§ состояние запорного механизма, упора-ограничителя, страхового устройства опрокидывающейся кабины и действие замков, петель и ручек дверей кабины и кузова;

§ крепление крыльев, подножек, брызговиков, дверей, держателя запасного колеса, кабины и кузова;

§ крепление кузова (надстройки) к раме шасси;

§ надёжность крепления гибкого вала к спидометру с механическим приводом и к коробке передач, а также целостность оболочки гибкого вала (в креплении наконечников оболочки гибкого вала не должно быть зазоров);

§ состояние и крепление привода спидометра с электрическим приводом и датчика (провода привода спидометра и датчика не должны иметь повреждений и должны быть закреплены);

§ правильность опломбирования спидометра и его привода (и счётчика моточасов пожарного насоса – при наличии);

§ состояние и крепление пеналов всасывающих рукавов и работу запорных устройств их крышек;

§ работоспособность и крепление механизма съёма выдвижной (трёхколенной) лестницы.

При необходимости производит восстановление лакокрасочного покрытия на отдельных участках кузова и шасси, удаляет посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колёсами, прочищает сапуны коробки передач и ведущих мостов.

Личный состав пожарного расчёта под руководством начальника пожарного расчета проводит техническое обслуживание и испытание ПТВ и АСО пожарного автомобиля.

После проведения ТО-1 каждый водитель расписывается в журнале учёта технического обслуживания за фактически выполненные работы. Старший водитель и начальник пожарного расчета проверяют качество выполненных работ, о чём делают запись в журнале учёта технического обслуживания (см. приложение 6).

Второе техническое обслуживание (ТО-2), как и первое техническое обслуживание, предназначено для снижения интенсивности изменения параметров технического состояния пожарного автомобиля, предупреждения и выявления отказов и неисправностей, экономии топливно-энергетических ресурсов, уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, электротехнических и других работ.

ТО-2 производится с периодичностью: для основных пожарных автомобилей – через 7000 км общего пробега (но не реже 1-го раза в год); для специальных пожарных автомобилей – через 5000 км общего пробега (но также не реже 1-го раза в год).

Читайте также:  Условия для гарантийной замены автомобиля

Годовой план-график ТО-2 (так же, как и для ТО-1) разрабатывается технической службой ТПО. Второе техническое обслуживание проводится в ПТЦ, отряде (части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля. Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения. При этом техническое обслуживание проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя.

Этот вид технического обслуживания включает в себя все работы, выполняемые при ТО-1, и дополнительно углубленную проверку состояния и работы агрегатов пожарного автомобиля, включающую контрольно-диагностические, регулировочные, крепёжные, смазочные и очистительные работы.

Пожарных автомобилей при ТО-1.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ПЧ — 125 12 — ОГПС

Капитан внутренней службы

_______________Н.Н. Бессмельцев

«______»__________________ 2008 г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Проведения занятия с водительским составом ПЧ-125 ОГПС-12

По специальной подготовке по должности.

ТЕМА : Проведение основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей при ТО-1, 2, СО.

ВИД ЗАНЯТИЯ:-инструкторско-методическое – 1 уч. час ОТВОДИМОЕ ВРЕМЯ:2 уч. час

— семинар – 1 уч. час

Цель занятия:

  1. Обучить водительский состав регламентным работам и операциям по проведению технического обслуживания пожарных автомобилей.
  2. Добиться чёткого и глубокого понимания порядка проведения мероприятий ТО.
  3. Совершенствовать теоретическую подготовленность водительского состава по обслуживанию и эксплуатации пожарной техники.

1. Литература, используемая при проведении занятия:

1.1. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС РФ (приказ №630 от 31.12.2002 г.).

1.2. Типовая технология технического обслуживания пожарных автомобилей от 10.07 1995 г.

1.3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации пожарных автоцистерн.

1.4. Наставление по технической службе ГПС МВД РФ приказ № 34 от 24.01.1996 г.

2. Развернутый план занятия.

№ п/п Учебные вопросы Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса
2.1. Организационные вопросы — построение водительского состава, проверка готовности к занятию; — проверка состояния места проведения занятия; — доведение до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения.
2.2 2.2.1. Проведение основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей при ТО-1. 2.2.2. Проведение основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей при ТО- 2. 2.2.3. Проведение основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей при СО. 2.2.4. Меры безопасности при техническом обслуживании пожарных автомобилей. Излагаю материал по данным вопросам под запись. Более углубленно разбираю пункты сложных операций. Параллельно с изложением материала отвечаю на вопросы водительского состава.
2.3. Семинар по изученным вопросам. Используя разработанный вопросник проверяю уровень подготовленности водительского состава. Отмечая вопросы, по которым имеются слабые знания, уделяю время на их более тщательный разбор.
2.4. Подведение итогов занятия Подведение итогов занятия, отметить отличившихся, выставить оценки в учебный журнал в соответствии с показанными результатами.

Проведение основных операций технического обслуживания

пожарных автомобилей при ТО-1.

Регламентные работы для выполнения технического обслуживания № 1 (ТО-1) основных пожарных автомобилей общего применения.

1. Шасси пожарного автомобиля

1.1 Выполнить операции технического обслуживания (ТО-1) шасси. Техническое обслуживание шасси проводится в соответствии с Руководством по эксплуатации шасси пожарного автомобиля и включает в себя:

1.2 Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы,

1.2.1 Осмотреть автомобиль, проверить состояние кабины, кузова и его отсеков, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, капота, буксирного устройства.

1.2.2 Проверить действие стеклоочистителя и омывателей ветрового отекла и фар, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции, звукового сигнала.

1.2.3 Проверить осмотром герметичность системы смазки, питания и охлаждения двигателя (в том числе и пускового подогревателя), а также крепление на двигателе оборудования и приборов.

1.2.4 Проверить состояние и натяжение приводных ремней.

1.2.5 Проверить крепление деталей выпускного тракта (приемная труба, глушитель и др.).

1.2.6 Проверить крепление двигателя.

1.2.7 Проверить действие оттяжной пружины и свободный ход педали сцепления. Проверить герметичность системы гидропривода выключения оцепления.

1.2.8 У автомобилей оборудованных пневмоусилителем оцепления, проверить крепление кронштейна и составных: частей силового цилиндра усилителя.

1.2.9 Проверить крепление коробки передач и ее внешних деталей (в том числе крепление коробки отбора мощности для привода специального агрегата.

Читайте также:  Vmware один диск для двух машин

1.2.10 Проверить в действии механизм переключения передач на неподвижном автомобиле.

1.2.11 Проверить люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников. Проверить крепление фланцев карданных валов.

1.2.12 Проверить герметичность соединений заднего (среднего) моста.

1.2.13 Проверить крепление картера редуктора и фланцев полуосей.

1.2.14 Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.

1.2.15 Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб гаек.

1.2.16 Проверить люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг.

1.2.17 Проверить состояние и крепление карданного вала рулевого управления.

1.2.18 Проверить люфт подшипников ступиц колес.

1.2.19 Проверить компрессор: внешнее состояние (визуально), работу (на слух), и создаваемое давление (по штатному манометру).

1.2.20 Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы (на слух и по показаниям штатных манометров для пневматических тормозных систем).

1.2.21 Отрегулировать действие тормозов.

1.2.22 Проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, свободного и рабочего хода педали тормоза.

1.2.23 Проверить тормозной кран пневматического привода тормозов.

1.2.24 Проверить состояние и герметичность главного цилиндра, усилителя, колесных цилиндров и их соединений с трубопроводами (шасси ГАЗ).

1.2.25 Проверить исправность привода и действие стояночного тормоза.

1.2.26 Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного устройства.

1.2.27 Проверить крепление стремянок и пальцев рессор, крепление колес.

1.2.28 Проверить состояние шин и давление воздуха в них) удалить посторонние предметы, заострявшие в протекторе и между спаренными колесами.

1.2.29 Проверить состояние запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.

1.2.30 Проверить состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины и кузова.

1.2.31 Проверить крепление кузова (надстройки) к раме шасси, держателя запасного колеса.

1.2.32 Проверить крепление крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины, кузова (надстройки); при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.

1.2.33 Проверить осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений.

1.2.34 У автомобилей с дизельными двигателями проверить действие привода насоса высокого давления.

1.2.35 Проверить и при необходимости отрегулировать содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах карбюраторных двигателей.

1.2.36 Очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи, следов электролита, прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надежность контактов наконечников проводов с выводными штырями. Проверить уровень электролита.

1.2.37 Проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года — приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя.

1.2.38 Проверить крепление генератора и стартера, состояние их контактных соединений.

1.2.39 Проверить крепление прерывателя-распределителя, протереть контакты прерывателя полотняной тканью.

1.2.40 Проверить надежность крепления гибкого вала к спидометру с механическим приводом и к коробке передач, а также целостность оболочки гибкого вала.

1.2.41 Проверить состояние и крепление привода спидометра с электрическим приводом и датчика.

1.2.42 Проверить правильность опломбирования спидометра и его привода (и счетчика моточасов при его наличии) в соответствии с действующей инструкцией.

1.3. Смазочные и очистительные работы.

1.3.1 Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов в соответствии с химмотологической картой; проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и выключения сцепления, жидкости в бачках: омывателя ветрового стекла и фар, а в холодное время года и в предохранителе от замерзания (в тормозном приводе).

1.3.2 Прочистить сапуны коробки передач и мостов.

1.3.3 Промыть воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов.

1.3.4 Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.

1.3.5 У автомобилей с дизельным двигателем слить отстой из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки топлива, проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.

1.3.6 При работе в условиях большой запыленности заменить масло в поддоне картера двигателя, слить отстой из корпусов масляных фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла, промыть поддон и фильтрующие элементы воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера.

1.3.7 Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля.

Оцените статью