Перечень работ по ремонту асинхронных двигателей

Текущий и капитальный ремонт электродвигателя

Подписка на рассылку

Детали электродвигателей (далее ЭД), как и любых электрических машин, со временем изнашиваются и приходят в негодность. Чтобы восстановить их работоспособность и изначальные эксплуатационные параметры, проводят ремонтные работы.

В зависимости от степени вмешательства и периодичности различают текущий, капитальный и плановый ремонты.

Текущий ремонт электродвигателя

При текущем ремонте ЭД проверяют уровень износа машины. Сама эта операция направлена на замедление общего износа и устранение мелких неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к более серьёзным поломкам.

Так, при текущем ремонте:

  • очищают корпус машины от различных загрязнений, включая масляные следы и пылевой налёт;
  • меняют – при необходимости – подшипники;
  • проверяют, насколько правильно подключено заземление и работу его цепей в целом;
  • восстанавливают изоляцию на выводных концах;
  • измеряют с помощью мегаомметра сопротивление на изоляции обмоток;
  • проверяют правильность выбора и установки плавких вставок;
  • оценивают количество и качество смазочных материалов в подшипниках;
  • проверяют целостность и наличие щитков для зажимов;
  • оценивают надёжность фиксации электродвигателя;
  • проверяют соответствие ширины радиального и осевого зазоров нормативам;
  • проверяют плавность вращения и общую работу смазочного кольца.

Разумеется, полный набор сервисных операций, проводимых при текущем ремонте, зависит от множества внешних факторов. На него влияют условия использования ЭД, тип машины, место установки и другие явления. Например, у ЭД постоянного тока также проверяют щеточно-коллекторный механизм.

Текущий ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки машины, так и в специальном цеху.

Капитальный ремонт электродвигателя

При капитальном ремонте проводят сервисные операции, затрагивающие основные функциональные части машины. Кроме того, во время такого вмешательства может быть целесообразно провести модернизацию электродвигателя.

Так, при капитальном ремонте:

  • меняют обмотки – частично или полностью;
  • меняют вал ротора;
  • балансируют ротор;
  • меняют вентилятор и подшипниковые щиты;
  • очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.

По завершению капитального ремонта составляется акт, в котором описываются все проведённые сервисные процедуры. Этот документ прикладывается к паспорту электродвигателя.

Капитальный ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки, так и в специальном ремонтном цеху.

Плановый технический ремонт электродвигателя

Также целесообразно рассмотреть плановый ремонт электродвигателя. Этот комплекс сервисных операций направлен на поддержание машины в нормальном рабочем состоянии. В плановый ремонт входят все процедуры из текущего, а также:

  • покрытие обмоток лаком;
  • замена изоляции обмоток;
  • промывка металлических деталей машины и подшипников;
  • замена прокладок на подшипниковых щитах;
  • заварка и проточка заточек у щитов ЭД.

Также при плановом ремонте проверяют чертежи, снимают эскизы, тестируют отдельные узлы электродвигателя. Эти операции могут проводиться как по месту установки машины, так и в ремонтном цеху, если размеры и крепление позволяют переместить ЭД.

Периодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя

Периодичность текущих, плановых (средних) и капитальных ремонтов электродвигателя устанавливается главным энергетиком предприятия. Основанием для её принятия являются условия использования машин, техническая документация ЭД, климатические факторы и требования заводов-изготовителей оборудования.

В среднем текущий ремонт электродвигателей проводится 1-2 раза в год. Но в некоторых случаях эта частота может быть увеличена или уменьшена – например, до 1 раза в 2 года.

Читайте также:  Тест драйв хороших зимних шин

Плановый ремонт электродвигателей в среднем проводится 1 раз в 2 года.

Для определения периодичности капитального ремонта используют значение ресурса устройства. В паспорте электродвигателя указывается норматив выработки в часах, после которого и требуется произвести капитальный ремонт. Затем это число делится на фактическое время использования.

Например, если указано, что норматив ресурса электродвигателя составляет 103680 часов, а сама машина работает круглосуточно (то есть 8640 часов в год), то свой ресурс она выработает за 12 лет. И капитальный ремонт должен проводиться через каждые 12 лет.

Состав работ при ремонте электродвигателей

Вышедший из строя электродвигатель требует комплексного ремонта, в состав которого входят разборочно-дефектировочные, заготовительно-намоточные, сушильно-пропиточные и сборочные работы. Замена элементов, ремонт ротора электродвигателя и другие работы они выполнятся на специализированных участках предприятий, в электроремонтных цехах или в условиях специальных мастерских. В зависимости от этапа и специфики работ в восстановлении оборудования заняты электромонтеры по ремонту трансформаторов и электродвигателей, специалисты-обмотчики и изолировщики, а также мойщики и маляры.

На первом этапе выполняется разборка и дефектовка оборудования, которым предшествует осмотр, продувка и очистка двигателя. В рамках полной разборки с использованием слесарного инструмента выполняется снятие ротора и других элементов (полумуфт, шкивов, подшипников), демонтаж с ротора (или якоря) бандажа, распайка петушков якоря и демонтаж с корпуса катушек полюсов. Изоляцию неисправной обмотки выжигают в электропечи, после чего саму обмотку удаляют. Далее производится выправление и очистка пазов. На моечной установке выполняется промывка и протирка деталей, которые затем транспортируются на следующий участок ремонтного цеха.

За дефектовкой следует заготовительно-намоточные работы. В пазы статора (якоря или ротора), куда предварительно вмонтированы изоляционные гильзы (их заготовки производятся с помощью пресс-ножниц) обмотчиками укладываются секции катушек обмоток, после чего выполняется их уплотнение и фиксация с помощью клиньев. Если производится ремонт якоря двигателя постоянного тока, выполняется лужение петушков и выводных концов обмотки якоря для их лучшего соединения и далее — пайка их к петушкам. После этого с помощью стеклобандажной ленты или бандажировочной проволоки осуществляется бандажировка якоря (или ротора) и далее — балансировка.

Заключительные этапы ремонта

По завершении обмотки элементы электродвигателя транспортируются на сушильно- пропиточный участок. В сушильной печи происходит просушка статора, ротора или якоря, а также катушки полюсов. Из печи узлы попадают в ванну с пропиточным лаком, где производится пропитка обмотки, после которой излишки лака удаляются. Далее выполняется просушка пропитанной обмотки.

На заключительном этапе выполняется сборка электродвигателя, по завершении которой оборудование тестируется на испытательной станции. После испытаний поверхность двигателя обезжиривается с помощью ксилола и прокрашивается в специальной окрасочной камере на вращающемся столе с помощью распылителя, при этом качество прокраски контролируется через специальное окно.

Виды и объемы ремонтов

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования (ППРЭО) предусматривают два вида ремонтов: текущий и капитальный.

Текущий ремонт

Проводится с периодичностью (установленной главным энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации. В типовой объем работ при текущем ремонте входят следующие виды работ: наружный осмотр электродвигателя, промывка и замена смазки в подшипниках и при необходимости замена подшипников качения, проверка и ремонт вентиляторов и чистка вентиляционных устройств и каналов, чистка и продувка сжатым воздухом обмоток, контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата, проверка состояния крепления лобовых обмоток, восстановление лакового покрова этих обмоток, шлифование контактных колец и коллекторов, регулировка щеточного аппарата, протирка и замена щеток, продороживание коллекторов, проверка и затяжка всех резьбовых крепежных соединений, проверка защитного заземления, проведение профилактических испытаний.

Читайте также:  Тест драйв фотон саванна 2020 года

Капитальный ремонт

Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем капитального ремонта входят работы, предусмотренные текущим ремонтом. Он включает в себя также следующие виды работ: полную разборку электродвигателя, проверку всех узлов и деталей и их дефектация, ремонт станин и подшипниковых щитов, магнитопроводов ротора и статора, валов, вентиляторов, роторов, коллекторов, устранение местных дефектов изоляции обмоток и соединений, проведение послеремонтных испытаний.

Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации.

После транспортировки для монтажа электродвигателей на фундаментах производят следующие дополнительные работы: выверка положения электродвигателя, центровка и соосность ил нов электродвигателя и агрегата, крепление, подливка оснований. Частичная замена обмоток целесообразна в случае повреждения нескольких однослойных катушек или стержневых обмоток (частичная замена двухслойных обмоток статора не целесообразна, так как при этом повреждается изоляция исправных катушек).

Провода, снятые с поврежденных электродвигателей в период ремонта, используют повторно. В этом случае необходимо восстановить электрические и механические параметры обмоток до их первоначальных значений. Для очистки проводов см старой изоляции применяют отжиг в печах, а механическое отделение остатков изоляции от провода — волочением через деревянные или текстолитовые клицы. После рихтовки провода обматывают новой изоляцией на станках.

При ремонте статорных обмоток из жестких катушек медные провода прямоугольного сечения используют повторно Изоляцию восстанавливают с помощью обматывания лентой внахлестку, перекрывая на ½ ширины изолировочной ленты. Замену коллекторов проводят лишь при значительных повреждениях (пяти и более коллекторных пластин) с пробоем и выгоранием изоляции.

Кроме того, коллекторы подлежат замене целиком, если запас размера коллекторных пластин по высоте не обеспечивает их естественного износа без уменьшения этого размера ниже допустимого предела за время до следующего капитального ремонта.

ТО И РЕМОНТ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ:

1. Внешний осмотр и оценка состояния механической части. Корпус двигателя

очищается от грязи и пыли. Он не должен иметь сколов и повреждений.

Проверяется наличие крышки клеммной коробки. Каждый асинхронный

электродвигатель должен иметь на корпусе шильдик (табличка с информацией о

номинальных параметрах). Вал двигателя не должен перемещаться в радиальном

и осевом направлениях, а звездочка или шкив на валу должны быть закреплены

надёжно и не болтаться. Все болтовые соединения должны быть протянуты, а

резьба не должна быть сорвана.

2. Внешний осмотр и оценка состояния электрической части. Изоляция выводов

должна быть целой, без трещин и повреждений. Токосъёмные кольца очищаются

от пыли и грязи при помощи ветоши. Болтовые крепления наконечников должны

быть надёжно затянуты.

3. Измерения и испытания. При помощи мегомметра проверяется сопротивление

изоляции обмоток, измеряется сопротивление обмоток постоянному току

(сопротивления пофазно должны быть одинаковыми). Двигатель подключается к

сети и включается в работу на холостом ходу. Проверяется отсутствие

вибраций, биений рабочего вала. Двигатель включается в работу под

ПОСЛЕРЕМОНТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПРОШЕДШИХ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, ВЫПОЛНЯЮТ:

1. Испытание обмотки статора и ротора повышенным напряжением.

2. Измерение сопротивления постоянному току (сопротивления фаз обмоток не

Читайте также:  Схема системы смазки двигателя лада веста

должны отличаться более чем на 2%).

3. Измерение воздушного зазора между сталью ротора и статора (зазор не

должен отличаться более чем на ±10% от среднего значения размера).

4. Измерение зазоров в подшипниках скольжения (зазор не должен превышать

значений, указанных в сборке и регулировке).

5. Испытания воздухо- и маслоохладителей гидравлическим давлением.

6. Испытания возбудителей (цепи возбуждения, реостат возбуждения).

7. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу.

8. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.

9. Проверка биения и вибрации при проведении испытаний на холостом ходу и

СУШКА ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК

При неправильном ведении режима сушки происходит порча обмотки. Назначение

сушки — удаление влаги из изоляции обмоток и повышение сопротивления до

значения, при котором электрическую машину можно поставить под напряжение.

СПОСОБЫ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН:

1. Сушка внешним нагревом (с помощью различных нагревательных устройств).

2. Сушка нагревом от тока постороннего источника.

3. Сушка индукционным способом (потерями в активной стали статора или

потерями в корпусе статора).

4. Сушка током короткого замыкания в генераторном режиме.

5. Сушка вентиляционными потерями.

6. Сушка на весьма низкой частоте вращения (1-2% номинальной).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ТО И РЕМОНТ ПЗА

НЕИСПРАВНОСТИ ПУСКОВОЙ И ЗАЩИТНОЙ АППАРАТУРЫ:

1. Залипание контактов.

2. Окисление контактов.

3. Нарушение изоляции.

4. Чрезмерный нагрев силовых контактов.

5. Чрезмерный нагрев катушек.

Текущий ремонт проводится для рубильников, пакетных переключателей, плавких

предохранителей, магнитных пускателей, контакторов, кнопок управления, катушек.

В процессе ТО после снятия напряжения с обслуживаемого аппарата, очищают пыль и

проверяют надёжность крепления. Перегревающиеся контакты разбирают, зачищают и

удаляют с них частицы, а затем промывают бензином. Наплывы и брызги металла

снимают надфилем. Для зачистки контактов используют стеклянную бумагу.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ, ТО И РЕМОНТ ТЕПЛОВОГО РЕЛЕ

ПРОВЕРКУ РЕЛЕ НАЧИНАЮТ С ВНЕШНЕГО ОСМОТРА:

1. Проверяют наличие пломб, целостность кожуха и плотность прилегания его к

цоколю, состояние уплотнений, очистка реле.

ПОСЛЕ СНЯТИЯ КОЖУХА ПРИСТУПАЮТ К ВНУТРЕННЕМУ ОСМОТРУ:

1. Очищают детали, проверяют затяжку винтов, гаек, крепящих пружин,

2. Проверяют надёжность внутренних соединений.

3. Регулируют механическую часть реле.

4. Контакты тщательно очищают и полируют.

Важный момент восстановления работоспособности теплового реле — его

регулировка. Реле испытывают нагрузочным током и снимают его характеристики в

виде зависимости между током срабатывания и выдержки.

УВТЗ, ТО И РЕМОНТ

УВТЗ предназначено для температурной защиты электродвигателей и других

Перед включением УВТЗ в цепь управления электроустановки необходимо убедиться

внешним осмотром в отсутствии механических повреждений и других дефектов,

которые могут нарушить работоспособность или привести к выходу из строя при

Монтаж УВТЗ производится согласно схеме подключений приложения.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ФУЗ-М И Е-511, ТО И РЕМОНТ

Фазочувствительное устройство защиты ФУЗ-М предназначено для защиты трёхфазных

электродвигателей от любых перегрузок с выдержкой времени, зависящей от

величины перегрузки и неполнофазных режимов.

Если контролировать изменение угла сдвига фаз между токами нагрузки

электродвигателя, то его можно защитить от основного аварийного режима — обрыва

фазы. Поэтому устройства защиты, реагирующие на изменение угла фазового сдвига

между токами нагрузки электродвигателя, были названы фазочувствительными.

Для контроля можно использовать различные фазовые детекторы. В этом случае

необходимо из трёхфазных токов питания электродвигателя сформировать два

измеряемых напряжения U1 и U2 с определённым углом сдвига фаз между ними,

используя фазовращающий трансформатор тока ФТТ.

Оцените статью