Парашютное устройство подъемной машины

Парашютные устройства типа ПШТП и ПКЛШ

В СССР впервые в мировой практике созданы и надежно рабо­тают парашютные устройства типа ПШТП и ПКЛШ для подъем­ных установок со шкивом трения. Конструкция этих парашютных устройств проста, компактна и не требует больших капитальных и эксплуатационных затрат.

Парашюты обычной конструкции для установки на подъемах со шкивом трения непригодны, так как улавливают клеть только на той ветви каната, которая оборвалась, а другая, неразрушенная ветвь подъемного каната, проходя через ведущий шкив трения и копровые шкивы, сохраняет натяжение подъемного каната выше усилия приводной пружины парашюта и не дает возможности пру­жине разжаться и включить парашют этой клети.

Принцип устройства парашютов типа ПШТП и ПКЛШ основан на принудительном включении ловителя парашюта второй клети, находящейся на необорванной ветви подъемного каната.

Парашютное устройство типа ПШТП представляет собой обыч­ные парашюты типа МПТ (ПТК), ловители которых соединены между собой специальным включающим устройством. Включающее устройство состоит из приводного троса, дополнительного шкива — компенсатора вытяжки, хомута со срезными шпильками, направля­ющей рамы для шкива и груза для натяжения приводного троса.

Два ловителя 1 (рис. 35) парашюта типа МПТ, установленные на клетях, соединены между собой приводным тросом 2через пла­вающий дополнительный шкив 3.Оба ловителя парашютов заклю­чены в специальные хомуты 4.Хомут охватывает ловитель с боко­вых сторон и валиком соединяется с его корпусом. Нижние концы хомута присоединяются к клети при помощи срезных шпилек. В верхней части к хомуту через дополнительный коуш и срезной валик присоединяется трос 2.Трос проходит через шкив 3компен­сатора вытяжки, размещенный в направляющей раме 5, ось кото­рого соединена с грузом 6.Компенсатор вытяжки устанавливается для обеспечения нормальной работы подъемной установки и пара­шюта при неравномерной вытяжке подъемного каната и создает постоянное по величине натяжение дополнительного троса при по­мощи груза 6.Чтобы груз своим весом не мог приподнять ловите­ли вверх и включить их в работу до обрыва подъемного каната, срезные шпильки должны удерживать трос с достаточной прочно­стью. При обрыве подъемного каната клеть на оборванной ветви улавливается обычным клетевым ловителем, осуществляющим за­хват за тормозные канаты. При этом дополнительный трос натягивается, разрушает срезные шпильки и включает ловитель второй клети. Плавная остановка обеих клетей достигается благодаря ра­боте канатно-винтовых амортизаторов, установленных на копре.

Парашютное устройство типа ПКЛШ (рис. 36) представляет со­бой обычные парашюты типа ПКЛ, ловители которых соединены между собой дополнительным включающим устройством, аналогич­ным парашютам типа ПШТП. Ловители 1парашюта типа ПКЛ, установленные на клетях 2,соединены между собой приводным тро­сом 3через плавающий дополнительный шкив 4.Дополнительный шкив размещен в направляющей раме 5; ось шкива соединена с грузом 6.

При обрыве подъемного каната 7 (или подвесного устройства) клеть на оборванной ветви каната улавливается обычным ловите­лем парашюта типа ПКЛ. При этом аналогично парашютному уст­ройству типа ПШТП трос 3натягивается, разрушает срезные шпильки и включает ловитель второй клети. Оба ловителя осуще­ствляют захват за тормозные канаты 8.Плавная остановка обеих клетей достигается протяжкой амортизационных канатов 9через амортизаторы 10,установленные на копре.

Читайте также:  Ремонт автомобиля собственными силами бухгалтерский учет

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

Парашют шахтный

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Парашют шахтный» в других словарях:

Парашют шахтный — см. Шахтный парашют … Российская энциклопедия по охране труда

ПАРАШЮТ ШАХТНЫЙ — автоматически действующее устройство для улавливания и плавной остановки шахтных клетей (или вагонеток при наклонном подъёме) в случае обрыва подъёмного каната. Применяется в шахтах и рудниках на сертик. и наклонных подъёмных установках. См. рис … Большой энциклопедический политехнический словарь

Шахтный парашют — (англ. catch gear; нем. Fangvorrichtungf) устройство, которое автоматически задерживает (улавливает) и плавно останавливает шахтную клеть при обрыве или уменьшении натяжения подъёмного каната. Парашют шахтный индивидуальный устройство … Википедия

ШАХТНЫЙ ПАРАШЮТ — механизм для задержания (улавливания) в шахте клети, скипа или вагончика, действующий при обрыве головного каната или определенном ослаблении его натяжения, а иногда и при превышении допустимой скорости движения клети … Российская энциклопедия по охране труда

шахтный парашют — rus парашют (м), парашютное устройство (с); шахтный парашют (м); ловительное устройство (с) eng broken rope safety device, rope failure safety device fra dispositif (m) parachute deu Seilfangvorrichtung (f) spa dispositivo (m) de protección… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

парашют — rus парашют (м), ловитель (м) eng safety catch (mine cages, lifts/elevators) fra parachute (m) deu Fangvorrichtung (f) spa aparato (m) paracaída, mecanismo (m) de parada de seguridad rus парашют (м), парашютное устройство (с); шахтный парашют… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

Клеть (горн.) — Клеть шахтная, подъемное устройство для перемещения по шахтному стволу на поверхность вагонеток с полезным ископаемым, спуска и подъема людей, материалов, оборудования. К. состоит из металлической кабины, приспособлений, направляющих ее по… … Большая советская энциклопедия

Клеть — I сруб, простейшая деревянная конструкция, образованная положенными друг на друга венцами (См. Венец) из брёвен. Широко применяется в деревянной архитектуре (См. Деревянная архитектура) (избы, хозяйственные постройки, церкви клетского… … Большая советская энциклопедия

ловительное устройство — rus парашют (м), парашютное устройство (с); шахтный парашют (м); ловительное устройство (с) eng broken rope safety device, rope failure safety device fra dispositif (m) parachute deu Seilfangvorrichtung (f) spa dispositivo (m) de protección… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

Типы парашютов и принцип их работы

В настоящее время на шахтах применяются в основном парашюты с захватом за тормозные канаты [2].

Парашютное устройство типа ПТКА клетевой установки (рис. 4.1) состоит из ловителя 1, устанавливаемого на крыше клети 2, двух тормозных канатов 3, навешиваемых на всю глубину ствола для каждой клети, амортизаторов 4, устанавливаемых на копре 5, натяжных устройств 6 создающих натяжение тормозных канатов, направляющих муфт 7, предохраняющих детали ловителя от истирания тормозными канатами.

При обрыве подъемного каната 8тормозные канаты захватываются ловителями парашютов и связывают клеть с тормозными устройствами парашюта — амортизаторами.

Читайте также:  Самая лучшая антикоррозийная обработка старого автомобиля

Верхними концами тормозные канаты присоединяются к амортизационным канатам 9при помощи соединительных муфт 10,нижними — закрепляются в зумпфе и натягиваются с усилием около 1 тс для уменьшения износа муфт и тормозного каната.

При креплении в натяжном устройстве оставляют в запас по 5 м каждого тормозного каната для периодических испытаний его.

Тормозные канаты выбираются по расчетной динамической нагрузке с трехкратным запасом прочности.

На 2008 год серийно выпускались следующие типы парашютов с захватом за тормозные канаты: ПТКА; ПТКПА; ПТКША; ПКЛА и ПКЛША.

Парашюты типа ПТКА и ПТКША могут эксплуатироваться с клетями массой до 30 т,а типа ПТКПА — с противовесами массой до 16 тна одноканатных подъемах вертикальных стволов глубиной до 900 м при скорости движения подъемного сосуда до 12 м/снезависимо от типа и расположения проводников. Парашюты ПКЛА (и их модификации ПКЛША применительно к одноканатным подъемам с одним шкивом трения) имеют эксцентриково-клиновой ловитель, осуществляющий мгновенный захват за один тормозной канат. Возможность эксплуатации парашютов с глубиной ствола свыше 900 м должна быть согласована с институтом «Донгипроуглемаш» или НИИГМ им. М.М. Федорова при соответствующем обосновании. Парашюты ПТКА серийно изготавливаются заводами Донецкгормаш и Ясногорским (Российская Федерация), а парашюты ПТКПА, ПТКША, ПКЛА и ПКЛША — только Ясногорским машиностроительным заводом. В состав парашютов ПТКА и ПТКПА входят следующие сборочные единицы: ловитель, амортизатор, муфты соединительные и направляющая (рис. 4.2). Кроме перечисленных сборочных единиц, в состав парашютной установки входят также тормозные канаты. Ловитель парашюта ПТКА и ПТКПА устанавливается на клети (противовесе) на опорах. В состав ловителя входят детали, указанные на рис. 4.2.

С целью повышения надежности работы и ремонтопригодности парашюта в шарнирных узлах ловителя устанавливаются сменные металлические втулки и предусмотрены места для смазки. Парашют типа ПКЛА Отличительной особенностью данной конструкции является наличие лишь одного тормозного каната, обусловленное односторонним расположением рельсовых проводников. Устройство включает в себя (рис. 4.3) стационарные канатно-винтовой амортизатор, эксцентриково-клиновой ловитель, направляющие муфты, один тормозной канат, соединительные муфты, которые по конструкции такие же, как и для парашютов типа ПТКА. Включение ловителя осуществляется через рычаг 2 пружинным приводом от штока 4 парашюта.

Принцип действия ловителя парашютного устройства типа ПКЛА заключается в следующем. При обрыве головного каната или подвесного устройства пружина привода разжимается, толкает шток 4 вниз и поворачивает рычаг 2 ловителя. При этом клин 6 перемещается вверх и зажимает тормозной канат. Происходит предварительное включение ловителя. С этого момента начинается рабочее срабатывание ловителя, так как клеть, перемещаясь вниз, зависает через серьги 11 на эксцентриковом рычаге. Рычаг, поворачиваясь за счет эксцентриситета под действием веса клети, еще больше зажимает тормозной канат между спинкой и клином. Ввиду того, что тормозной канат закреплен в амортизаторе, расположенном в копре, происходит плавная остановка клети.

Парашютное устройство ПКЛША для клетей вертикального одноканатного подъема со шкивом трения отличается от парашюта ПКЛА лишь наличием включающего устройства специальной конструкции, которое обусловлено схемой

одноканатной двух концевой подъемной установки со шкивом трения. Особенность подъема с машиной типа ШТ-7,2 состоит в том, что при обрыве каната или разрушении подвесного устройства у одного из подъемных сосудов длинный конец отвеса каната, увлекаемый вторым сосудом при его падении, может оставаться под натяжением, препятствующим срабатыванию приводной пружины парашюта. В связи с этим рассматриваемая система должна иметь специальное устройство принудительного включения парашютов обеих клетей, работающее независимо от факторов, обусловливающих возможное натяжение каната у второй клети в аварийной ситуации.

Читайте также:  Разборка двигателя ленд крузер 100

В парашютах типа ПКЛША эта задача решена при помощи включающего каната (рис. 4.4). Имеется включающее устройство 4 со срезными шпильками, включающий канат 2 и контргруз 8 для натяжения включающего каната. Включающее устройство ловителя имеет хомут, один конец которого с помощью срезного валика крепится к включающему канату, а другой — через срезные шпильки крепится к кронштейну клети.

Парашют типа ПТКША

Парашютные устройства типа ПТКША, применяемые на клетях подъемных установок со шкивами трения при двустороннем расположении проводников в стволе, оборудованы ловителями типа ПТКА и включающим устройством, аналогичным конструкции, используемой в парашютах ПКЛША.

Парашюты с ловителями ПТКА и ПКЛА безотказны в отношении захвата за тормозные канаты. Однако, их модификации ПТКША и ПКЛША для подъемов со шкивами трения нормально работают лишь при сравнительно малых скоростях движения. При скоростях свыше 6 м/сискривления проводников обусловливают сильные поперечные колебания головного и включающего канатов, приводящие к взаимному их захлестыванию и ложному срабатыванию парашютов. Кроме того, ложные срабатывания всех модификаций парашютов с клиновыми ловителями наблюдаются также и при порывах и вспучиваниях проволок наружного слоя тормозного каната, при его обледенении и наличии на нем вязкой смазки. Несмотря на вышеотмеченные недостатки, при тщательном эксплуатационном уходе и надзоре описанные парашютные устройства обеспечивают полную безопасность доставки людей по вертикальным стволам шахт. Парашют типа ПДП. Парашютные устройства типа ПДП (рис. 4.5) разрешены к промышленному применению на клетевых подъемах при деревянных проводниках двухстороннего расположения. Парашют осуществляет улавливание (торможение и удержание) клети за деревянные проводники жесткой армировки ствола.

Конструкция парашюта включает пружинный приводной механизм, рычажный передаточный механизм и захваты. Приводной механизм в принципе не отличается от подобного устройства, используемого в парашютах с клиновыми ловителями. Передаточный механизм состоит из двух двуплечих рычагов. Одним концом рычаги шарнирно соединены с серьгами, связанными со штоком приводного механизма при помощи оси. Другим концом рычаги поджаты снизу к упорным приливам захватов. Парашют имеет четыре захвата — по два на каждый проводник, установленные относительно него с двух боковых сторон.

В транспортном положении захваты, установленные на поворотных осях опор, оттягиваются от проводников цилиндрическими пружинами. Рабочие поверхности захватов конструкции МакНИИ снабжены двумя профильными гребнями и ограничительной щекой, которые при вдавливании в проводник обеспечивают протяжку древесины с обжатием волокон в сужающихся каналах, создавая заданное постоянное сопротивление.

В аварийной ситуации пружина привода, разжимаясь, опускает шток парашюта вниз. При этом через серьги осуществляются поворот двуплечих рычагов и одновременный подвод захватов к поверхностям проводников с первоначальным внедрением гребней в древесину. Дальнейшее внедрение захватов в проводники обеспечивается за счет веса падающей клети. В процессе взаимодействия захватов с проводниками происходят торможение и остановка клети.

Парашюты ПДП с захватом конструкции МакНИИ в настоящее время являются наиболее совершенной конструкцией парашютов для деревянных проводников.

Оцените статью