- Подробная инструкция расчета ремонта ТС по ОСАГО — делюсь опытом
- Независимая оценка автомобиля
- Когда необходима независимая оценка автомобиля?
- 1. При спорных ситуациях в случае ДТП
- 2. В случае наезда на пешеходов
- 3. При неправомерном обвинении касательно участия в аварии
- 4. Диагностика качества окрашивания кузова после ремонта
- 5. Определение качества окрашивания новой машины
- 6. На этапе судебной экспертизы
- 7. Для выявления потери товарной цены
- Как страховщики снижают выплаты?
- 1. Снижение цены запасных частей
- 2. Формирование отчета с применением неполного списка повреждений автомобилей
- 3. Превышение расчетного износа в отношении деталей транспортно средства
- 4. Применение в расчетном акте сниженной цены нормо-часов работы мастеров
- 5. Скрытие факта покрытия УТС — утраты товарной стоимости
- 6. Расчет цены ремонта по ценам официального дилера для конкретного региона
- 7. Применение в расчетах цен на неоригинальные запчасти из Китая
- Как происходит независимая оценка автомобиля?
- Как рассчитывается выплата ущерба по ОСАГО с учетом износа
- Оценка ущерба по ОСАГО
- Сроки
- Единая методика расчета
- Если страховая занижает ущерб
- Оспаривание оценочного отчета
- Независимая экспертиза
- Документы
- Подведем итоги
Подробная инструкция расчета ремонта ТС по ОСАГО — делюсь опытом
Во-первых, эта статья будет полезна тем, кто уже попал в ДТП не по своей вине и ждет осмотра, а так же денежной выплаты от страховой. Расчет будет плюс-минус точный (небольшой разбег будет в стоимости окраски элементов и работы), но даст вам понять какую сумму ориентировочно выплатит страховая компания, то есть мы с вами разберем в двух словах несложный случай, который даст вам понять саму методику .
Вводные данные: автомобиль KIA PICANTO 2006 г.в. с пробегом в 220 000 км, который попал в ДТП не по своей вине 22.11.2019 г. все это произошло в Перми, в результате ДТП были повреждены: порог левый — деформация, нарушение ЛКП (лакокрасочное покрытие); крыло заднее левое — деформация, нарушение ЛКП; фонарь задний левый — царапины, потертости; бампер задний — нарушение ЛКП .
Для начала пройдем по повреждениям и ремонтным действиям, применяемым к ним:
Порог левый — деформация, нарушение ЛКП, посчитаем как ремонт и окраска (автоэксперт может принять решение о замене, т.к. повреждение порога достаточно обширно).
Крыло заднее левое — деформация, нарушение ЛКП, посчитаем как ремонт и окраска.
Фонарь задний левый — царапины, потертости, в таких случаях фонарь всегда меняется, поэтому посчитаем как замена.
Бампер задний (облицовка) — нарушение ЛКП, посчитаем как окраска (других повреждений в виде деформации и разрывов пластика нет).
Начнем с заменяемых деталей.
Находим заводской номер детали (самый простой способ — заходим на сайт emex.ru и по VIN находим номер конкретной запчасти), в нашем случае это 9240107010.
Стоимость запчастей согласно единой методике, применяемой для расчета страхового ремонта по ОСАГО, берем с сайта РСА , выставляем дату ДТП 22.11.2019 г. регион (в нашем случае Уральский, по своему региону сможете найти на стр.44 Единой методики ЦБ ) и марка транспортного средства, KIA в нашем случае.
Затем вставляем номер запасной части в соответствующее поле и нажимаем отправить запрос.
Узнаем стоимость ЗЧ (запчасть) на момент ДТП 2380 руб., затем начинается самое интересное — ИЗНОС. Расчет износа производится следующим образом:
Формула расчета: Ики = 100 * (1 — е^ -(∆т*Тки)+(∆l*Lки) )
∆т — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста (по своему авто сможете найти на стр.44 Единой методики ЦБ , Приложение 4)
Тки — возраст нашей машины, лет (в нашем случае дата аварии 22.11.2019 — дата производства 01.01.2006 = 13,8 года);
∆l — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием (по своему авто сможете найти на стр.47 Единой методики ЦБ , Приложение 5)
Lки — величина пробега (думаю всем понятно), в нашем случае 220 000 км.
У нас эта формула будет выглядеть так:
По правилам расчета ОСАГО ( Единой методики ЦБ ) износ не может превышать 50% от стоимости деталей, так как у нас расчетный износ 57,3%, то мы берем износ 50% — максимальный.
Итого на запасные части у нас ушло:
2380 х 0,5 = 1190 руб.
На ремонт и окраску берете средние цифры по СТО своих регионов. Согласно методике стоимость работ, материалов на окраску надо взять так же на сайте РСА, потом все рассчитать по нормативам разборки/сборки завода изготовителя, но все это очень долго и требует доступа к профессиональным программам, которые в свою очередь не бесплатны. Мы для примерного расчета возьмем стоимость, озвученную нам, допустим, на СТО по кузовному ремонту и окраске — это и будет являться приблизительной стоимостью в расчете, проверено на практике . То есть окраска и ремонт порога обойдется нам в 5000 руб., окраска и ремонт крыла в 6000 руб., и окраска облицовки заднего бампера в 7500 руб.
Что мы имеем в итоге всех вычислений:
1190 + 5000 + 6000 + 7500 = 19690 руб.
Стоимость запасных частей + стоимость ремонта и окраски крыла, порога и заднего бампера = стоимость страховой выплаты, которую вы получите от страховой компании.
При полученных повреждениях стоимость восстановительного ремонта, рассчитанной в соответствии с единой методикой ЦБ, будет составлять 19690 рублей.
Еще раз напоминаю, что расчет, произведенный нами в этой статье, будет приблизительно равен расчету ремонта от страховой компании.
Надеюсь статья будет вам полезна, задавайте вопросы в комментариях, ставьте лайки и, конечно же, подписывайтесь на мой канал!
Независимая оценка автомобиля
Автомобильная экспертиза — это исследование, направленное на определение состояния автомобиля и цены. С развитием вторичного рынка машин, страхования и роста числа ДТП необходимость грамотной оценки стала по-настоящему востребованной. Что же такое независимая оценка автомобилей? Когда она необходима, и как проводится? Рассмотрим столь важные вопросы подробней.
Почему именно «независимая» оценка?
Чем обусловлено требование независимой оценки? Объяснить это просто. Взять распространенный случай — ДТП. После аварии страховщик направляет владельца в оценочную компанию, с которой у него заключен договор. Но такой оценщик не относится к категории независимых — он защищает интересы партнера (хоть и скрыто).
Получается, что сторона, обязанная выплатить деньги на покрытие ущерба, сама размер выплат и определяет. В такой ситуации страховые компании пользуются шансом и снижают расходы. Независимая оценка автомобиля — право получить точную цифру ущерба и востребовать со страховщика достаточную для покрытия затрат сумму.
К слову, ДТП — не единственная ситуация, когда необходима такая оценка. Об этом мы поговорим ниже.
Когда необходима независимая оценка автомобиля?
Потребность в независимой оценке возникает в следующих случаях:
1. При спорных ситуациях в случае ДТП
Здесь возможны следующие ситуации:
- авария в местах пересечения дорог, где имели место проблемы со светофорами и отсутствовали свидетели;
- незаконная попытка стягивания сотрудниками ГИБДД штрафа за нарушение, которого не было.
2. В случае наезда на пешеходов
Здесь независимая оценка — шанс решить следующие проблемы:
- установить факт вины (невиновности) при наезде на человека;
- определить особенности ДТП на соответствие полученных травм имеющимся повреждением;
- выявить в действиях участников движения (водителя или пешехода) нарушения ПДД.
3. При неправомерном обвинении касательно участия в аварии
В данной ситуации экспертная оценка — шанс решить следующие задачи:
- определить соответствие деформаций на обоих автомобилях;
- определить факт повреждений;
- выявить факт проведения ремонтных работ (покраски) транспортного средства.
4. Диагностика качества окрашивания кузова после ремонта
Независимая оценка — шанс установить качество сделанных на СТО работ, уровень профессионализма мастеров, наносивших краску. При наличии претензий с заключением эксперта проще рассчитывать на победу в суде и возврат потраченных средств.
5. Определение качества окрашивания новой машины
Здесь услуга оценщика приходится для выявления незаводской окраски. Ситуация, когда на детали новой машины нанесена «посторонняя» краска — повод обращаться к продавцу с требованием обмена автомобиля. Чем быстрее проводится данная манипуляция, тем выше шансы защитить права. Особенность независимой оценки автомобиля — в проведении осмотра в присутствии продавца.
6. На этапе судебной экспертизы
Здесь независимая оценка автомобиля необходима при расчете цены остатков, стоимости восстановления, выявления механизмов ДТП, оценки рыночной цены машины, и так далее.
7. Для выявления потери товарной цены
Такая услуга необходима:
- когда машина до ДТП не имела повреждений и следов коррозии;
- когда возраст транспорта до пяти лет с момента эксплуатации, а уровень износа — до 40%.
8. При форс-мажорных обстоятельствах — из-за повреждения машины в результате потопа (пожара) или неправомерных действий хулиганов.
Как страховщики снижают выплаты?
За годы работы страховые компании научились обманывать клиентов осторожно и даже скрытно. Сегодня востребованы следующие способы:
1. Снижение цены запасных частей
Схема проста. Страховщик при расчете берет во внимание не запчасти автомобиля клиента, а детали другой марки, которые стоят дешевле. Чтобы избежать проблем, стоит сверять каталожные номера, по которым страховщик делал расчеты. Кроме этого, в расчете используются цены, выставленные «неблагополучными» поставщиками, которые вероятнее всего не исполнят заказ. В такой ситуации независимая оценка автомобиля — реальный способ избежать обмана.
2. Формирование отчета с применением неполного списка повреждений автомобилей
Таким способом страховщику удается снизить объем средств, подлежащих выплате. Часто из акта «выпадают» повреждения, которые не вошли в справку об аварии, что противозаконно. Работники ГИБДД имеют право вносить протокол не все повреждения, а вот у сотрудников страховой компании таких прав нет. Кроме этого, из списка исключаются эксплуатационные дефекты, что также считается нарушением.
3. Превышение расчетного износа в отношении деталей транспортно средства
Страховщики идут на хитрость и делают расчет износа с начала года, когда был выпущен автомобиль. Но по факту расчет делается со дня начала эксплуатации. Также берутся за основу ошибочные поправочные коэффициенты.
4. Применение в расчетном акте сниженной цены нормо-часов работы мастеров
По закону страховщик должен задействовать в расчетах средневзвешенные параметры для конкретного региона. Чтобы не оказаться обманутым, данный показатель стоит сверять.
5. Скрытие факта покрытия УТС — утраты товарной стоимости
На практике ни один страховщик не будет платить УТС и даже не сделает расчет. Для новых машин это критично, ведь размер утраты товарной цены достигает 7-10% стоимости ТС. Но здесь стоит учесть, что при расчете УТС действуют ограничения:
- износ — до 40%;
- возраст — до 5 лет.
6. Расчет цены ремонта по ценам официального дилера для конкретного региона
При этом в учет принимается средневзвешенная стоимость. На практике же нормо-часы для гарантийных работ в два раза выше. Кроме этого, цены на запчасти в гарантийных СТО превышают рыночные на 50-80%. Следовательно, и расчет для гарантийных авто должен производиться с учетом упомянутых выше цен. Страховщик же берет за основу среднерыночный показатель, который на 40-50% ниже.
7. Применение в расчетах цен на неоригинальные запчасти из Китая
Автолюбитель же имеет право ремонтировать машину с применением оригинальных деталей. Что касается китайских аналогов, то они представляют собой подделку. Цена таких запчастей составляет 20-30% стоимости оригинала, что открывает доступ страховщикам к экономии. Допускать этого нельзя — проверку стоит производить самостоятельно по каталожным номерам.
Как происходит независимая оценка автомобиля?
Принцип независимой оценки прост и состоит из нескольких этапов:
- Оформление соглашения с оценочной компанией.
- Определение дня и места, где осматривается ТС.
- Оформление и передач приглашения к осмотру вместе с оценщиком заинтересованных лиц — представителей страховой фирмы, участников ДТП, инспекторов и прочих лиц. Телеграмма направляется по адресам за трое суток до осмотра или ранее. Упомянутое требование актуально, если стороны живут в регионе, где произошло событие. В противном случае срок увеличивается с трех до пяти дней.
- Проводится независимая оценка автомобиля. К отчету прикладываются фотокарточки с запечатленными на них повреждениями. Главное требование — попадание в кадр каждой из фотографий госномера транспортного средства.
- Расчет цены нанесенного ущерба. Время на выполнение данной работы — не больше трех суток. Итоговые результаты фиксируются в отчете.
- Поступление заказчику бумаги касательно факта совершения платежа по автомобильной экспертизе.
- Оформление акта получения и сдачи услуг автомобильного эксперта.
Процесс независимой оценки разбивается на два этапа:
- Осмотр транспортного средства, фотографирование повреждений;
- Проведение оценки ущерба.
Страховая компания, получившая отчет с заключением эксперта, берет на себя обязательство произвести выплаты в полном объеме. Кроме этого, страховщик гасит затраты на проведение оценки.
Независимая оценка автомобиля — шанс избежать обмана со стороны страховой компании и решить массу жизненных проблем с ТС. Главное — не затягивать с обращением к специалистам и быть на шаг впереди желающих сэкономить страховщиков.
Как рассчитывается выплата ущерба по ОСАГО с учетом износа
В результате аварии автомобиль получает явные и скрытые повреждения. Страховые компании стремятся снизить свои расходы и уменьшить размер компенсации.
Чтобы контролировать процесс и вовремя обжаловать решение, необходимо знать, как проходит оценка ущерба по ОСАГО.
Оценка ущерба по ОСАГО
В соответствии с данными нормативными актами выплата осуществляется в заявительном порядке. Каждый факт в заявлении необходимо подтвердить документально.
Вы можете подать заявление в страховую компанию:
- в которой зарегистрированы сами (при отс утствии вреда жизни и здоровью, а также при наличии страховки у всех участников ДТП);
- в которой зарегистрирован виновник (в любой ситуации).
Обязанность по оценке возлагается на страховую. Если выплату занизили, вы имеете право обратиться к независимому эксперту для проведения повторного осмотра. Впоследствии (при выявлении факта занижения компенсации), расходы можно будет взыскать со страховщика.
Сроки
Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.
Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.
При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.
В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:
- Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
- Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.
Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.
Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.
Единая методика расчета
Основные нюансы единой методики:
- Дефектовка автомобиля проводится при первичном осмотре, но впоследствии перечень повреждений может быть увеличен.
- Сумма устанавливается из расчета стоимости ремонта на дату ДТП в конкретном регионе.
- Выплата по ОСАГО определяется с учетом износа комплектующих.
- Учитывается стоимость годных деталей (при тотальных повреждениях).
Учет износа комплектующих при определении размера ущерба приводит к тому, что полученной компенсации недостаточно для восстановления повреждений. Если ремонт проводится за счет страховой, то мастера используют только новые детали, стоимость которых выше, чем у бывших в использовании.
То есть пострадавший попадает в ситуацию, когда он обязан внести дополнительные денежные средства на ремонт своего авто, даже при наличии страховки.
Чтобы этого избежать, требуйте определение размера компенсации за потерю товарной стоимости при оценке ущерба.
Если страховая занижает ущерб
Распространенные способы занижения размера ущерба:
- Включение в расчет только части повреждений. Проверьте, чтобы специалист компании учел не только повреждения, указанные в справке о ДТП, но и эксплуатационные повреждения (сколы краски, царапины). А также все скрытые дефекты, которые выявил эксперт.
- Включение в расчет запчастей от другой марки авто. Вся информация о стоимости запасных частей для ремонта сейчас находится в свободном доступе. Поэтому не поленитесь и посчитайте сумму самостоятельно онлайн на сайте РСА.
- Завышение износа комплектующих. Для этого специалист проводит расчет с января года, когда автомобиль был изготовлен. А по закону за точку отсчета берется первая дата постановки на учет в ГИБДД.
- Занижение стоимости нормо-часа работы мастеров. Данные нормы устанавливаются для каждого региона индивидуально. Сведения также находятся в свободном доступе.
Если у вас возникли подозрения о занижении размера компенсации, обратитесь в независимую оценочную компанию.
Проверить среднюю стоимость запасных частей, нормочасов и материалов можно на сайте РСА.
Оспаривание оценочного отчета
Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.
Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.
Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.
Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.
Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:
- Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
- Изучите заключение специалиста.
- Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
- Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.
В случае отказа страховой компании от удовлетворения требований по претензии, вам придется защищать интересы в судебном порядке. Суд не берет за основу отчеты страховой или заявителя, а назначает судебную экспертизу.
Независимая экспертиза
Для получения справедливой компенсации:
- Попросите страховщика о проведении независимой оценки ущерба.
- Получите направление на проведение экспертного осмотра.
- Посетите его в назначенный день и время.
- Получите отчет.
Если не согласны с суммой компенсации, то:
- Найдите компанию по оценке, с лицензией на проведение исследования транспортных средств после ДТП.
- Заключите с ней договор.
- Уведомите об этом страховщика.
- Проведите исследование и получите отчет.
- Оформите претензию и приложите к ней новый отчет.
При положительном решении страховщика, вы получите не только выплату в соответствии с результатами отчета, но и возмещение расходов на эксперта.
Документы
Для проведения повторной оценки повреждений понадобятся:
- гражданский паспорт;
- документы на автомобиль (ПТС, СТС);
- направление на проведение экспертизы от страховой компании;
- документация о происшествии (справка о ДТП и другие);
- другие документы, которые затребует эксперт.
Оценщик должен состоять в СРО и подтвердить наличие лицензии на оценочную деятельность. Проверить данную информацию можно по ссылке.
Подведем итоги
Чтобы полноценно оценить ущерб по ОСАГО, необходимо учесть следующее:
- Оплата по ОСАГО проводится в заявительном порядке.
- Первая экспертиза проводится по инициативе страховщика и за его счет.
- Результат первого исследования может быть занижен, поэтому активно участвуйте в процессе оценки на каждом этапе.
- Если есть подозрение о занижении суммы возмещения, обратитесь к независимому эксперту.
- Зачастую оценочного отчета и претензии достаточно для получения полного возмещения. В противном случае обратитесь в суд.