- Оценка качества работ по ремонту автомобиля
- От чего зависит качество ремонта автомобиля?
- 1. Оборудование станции технического обслуживания
- 2. Инструмент и программное обеспечение
- 3. Обученный персонал
- 4. Запасные части и вспомогательные материалы
- 5. Система контроля и организация процесса ремонта
- 6. Культура производства
Оценка качества работ по ремонту автомобиля
Качество работ оценивается путем непосредственного технического контроля на рабочих местах СТО, при выдаче автомобиля заказчику и в дальнейшем при эксплуатации. Сдача автомобиля работнику ОТК или заказчику с первого предъявления, а также отсутствие возвратов после ТО и ремонта в гарантийный период (рекламация) являются показателями качества работы СТО. Одним из обобщающих объективных показателей качества является продолжительность безотказной работы автомобиля после ТО и ремонта. Конечной целью контроля на предприятии являются предупреждение брака, повышение и гарантии качества.
Технический контроль на СТО является составной частью производственного процесса ТО и ремонта автомобилей и регламентируется техническими условиями и стандартами качества. Технический контроль представляет собой совокупность контрольных операций, проводимых на всех этапах от приемки автомобилей станцией до выдачи заказчику. Если при приемке автомобиля в процессе контрольно-осмотровых работ невозможно определить дефект, то производится диагностирование на специальном оборудовании. По каждому виду работы в карте диагностирования автомобиля делается отметка о техническом состоянии проверяемых систем. Автомобиль поднимают на подъемнике и осматривают его снизу. Выявленные неисправности записывают в заявку на ремонт. Эти работы проводятся в присутствии заказчика, который подписывает заявку на ремонт, являющуюся документом для открытия заказа-наряда на производство.
Автомобиль поступает на участки ТО и ремонта, где после устранения неисправностей проводится приемочный контроль, результаты которого вписываются в ранее заполненную карту диагностирования автомобиля и сверяются с контрольными показателями. Это позволяет судить о качестве выполненных работ. Такой метод приемки автомобиля и оформления заявки на ремонт позволяет выявить все неисправности, а значит, уменьшить потери времени в производстве на дополнительное выявление неисправностей и вписывание их в заказ-наряд.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Качество ремонта деталей, узлов и агрегатов, снятых с автомобиля, обычно контролируется непосредственно на соответствующих производственных участках и осуществляется как специалистами отдела технического контроля (ОТК), рабочими, так и мастерами производственных подразделений.
Детали и узлы, подвергнувшиеся ремонтным воздействиям, контролируются на каждом рабочем месте с помощью специального или универсального мерительного инструмента. Диаметры шеек распределительного и коленчатого валов после их шлифования проверяются микрометром с точностью 0,01 мм. Цилиндры и гильзы блока цилиндров после их растачивания и хонингования под ремонтные размеры поршней проверяются индикаторным нутромером, имеющим точность отсчета 0,01 мм. Биение поверхностей относительно оси детали проверяется при вращении ее в центрах с помощью индикатора, имеющего точность измерения также 0,01 мм. Отремонтированные детали кузова: двери, капот, крылья и другие после их постановки на кузов регулируются для обеспечения нужного положения и соответствующих зазоров между сопряженными деталями согласно техническим условиям. Зазоры проверяются штангенциркулем или шаблонами. Кузов автомобиля, у которого были смешаны отдельные части основания, после их восстановления проверяется на стапеле по контрольным базовым точкам и с помощью линеек.
После окраски кузова или его деталей выполняются контрольные операции не только по определению колера окрашенной поверхности, качества окраски, но и толщины окрасочного слоя. Толщина нанесенных ремонтных слоев шпаклевки, грунтовки и краски проверяется магнитным толщиномером или микрометром.
Контрольные работы при разборочных операциях на рабочих местах осуществляются визуально, метрическим или специальным инструментом и приборами. Визуально выявляются изношенные или деформированные места на деталях, сорванные элементы резьбы, граней гаек и болтов, поврежденные прокладки, сальники, уплотнители и крепежные детали, нарушенные части изоляции электропроводки, перегоревшие лампочки и предохранители, неисправные датчики температуры, давления, объема бензина, повреждения окраски кузова и обивки салона автомобиля.
Сборочные операции контролируются метрическим инструментом или шаблонами. Зазор между кулачком распределительного вала и толкателем проверяется щупом, имеющим набор пластин различной толщины.
Усилие при затяжке болтов и гаек контролируется динамометрическими ключами. Техническое состояние рулевого управления автомобиля определяется по суммарному люфту и общей силе трения и проверяется с помощью переносного ручного прибора.
Универсальный переносной комплект приборов и инструмента для контроля и технического обслуживания аккумуляторных батарей позволяет проводить работы на автомобиле на любом рабочем посту СТО. С помощью комплекта проверяется состояние и степень заряженности батареи путем измерения напряжения ее элементов без нагрузки и под нагрузкой, соответствующей стартерной; определяется и корректируется плотность электролита и замеряется его температура, а также замеряется и доводится до нормы его уровень; снимаются наконечники аккумуляторных проводов с полюсных штырей и очищаются от окислов.
Схождение колес автомобилей проверяется телескопической линейкой.
Проверка и регулировка параметров установки передних управляемых колес легкового автомобиля и контроль положения задних колес относительно передних могут выполняться на специальном стенде. Проверяются следующие параметры передних колес: развал, схождение, соотношения углов поворота колес, углы поперечного и продольного наклона шкворней. Проверка параметров производится проекционным методом с помощью электрооптической системы с точностью измерения ±15 мин.
Для проверки статической и динамической неуравновешенности (дисбаланса) колес легковых автомобилей и устранения ее постановкой балансировочных грузиков применяется стационарный или передвижной станок для балансировки колес.
Давление в цилиндре карбюраторного двигателя проверяют компрессометром, наконечник которого прижимают к отверстию для свечи зажигания. Очистка свечи зажигания от нагара производится пескоструйным методом в специальном приспособлении. Затем свечу осматривают и проверяют на бесперебойность искрообразования и на герметичность ее конструкции.
Контрольно-регулировочные приборы, стенды, установки, применяемые на СТО для технического контроля качества выполненных работ, а также для определения технического состояния различных узлов и агрегатов автомобиля без их разработки, рассмотрены в разд. 2.6.
При передаче автомобиля с одного производственного участка на другой производится операционный контроль. Например, проверяется качество выполненных жестяницко-сварочных работ при ремонте кузова автомобиля перед его поступлением на участок окраски.
Порядок оценки качества работ, выполненных бригадой по ремонту, ТО автомобилей и уровня культуры обслуживания населения, может определяться согласно Положению, применяемому на СТО объединения АвтоВАЗтехобслуживание.
Директору предприятия предоставляется право снижать размер премии коллективам бригад за следующие производственные упущения: несоблюдение технологического процесса; нарушение правил техники безопасности; неудовлетворительное содержание рабочих мест, оборудования; применение инструмента, приборов и оборудования, не поверенных метрологическим надзором; неудовлетворительная работа с заказчиками.
На посту выдачи автомобиля контролер проверяет качество всех работ независимо от того, на каком участке они выполнялись. Там же проверяются комплектность автомобиля, соответствие фактически выполненных работ заявленным, состояние узлов, агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.
На посту имеется передвижная электрическая установка для ускоренного и предпускового заряда стартерных аккумуляторных батарей, имеющих напряжение 12 В и емкость от 45 до 190 А- ч. Установка обеспечивает дополнительное питание цепи стартера при пуске двигателя автомобиля. Подключается она в городскую электросеть напряжением 220 В. Применяются также передвижные тележки для пуска двигателей в условиях низких температур окружающего воздуха и в случаях полного или частичного разряда аккумуляторных батарей на автомобилях. Тележку присоединяют непосредственно к стартеру или параллельно аккумуляторной батарее автомобиля.
СТО гарантирует соответствие технического состояния автомобиля после ТО и ремонта нормативному документу ТУ 200-РСФСР-3-00-2057-79 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Прием и выпуск из ТО и ремонта» при условии соблюдения заказчиком правил эксплуатации автомобиля.
От чего зависит качество ремонта автомобиля?
Все автолюбители сталкиваются с проблемами ремонта. В недавней нашей статье мы рассказывали, как выбирать автосервис. Раскрывая эту тему шире, расскажем что в итоге влияет на главный результат автосервиса, а именно качество отремонтированного автомобиля.
После посещения автосервиса в идеальном случае не должно быть так называемых возвратов. К сожалению, по разным причинам они случаются и понятно, что есть прямая связь возвратов с качеством обслуживания и ремонта.
На качественный ремонт влияет большое количество факторов, рассмотрим наиболее важные и очевидные.
1. Оборудование станции технического обслуживания
Современный автосервис подразумевает широкий ассортимент разнообразных приспособлений, станков, подъемников и вспомогательного инструмента. К примеру, если в автосервисе установлен откалиброванный и современный балансировочный станок, то вероятность появления повторной жалобы о биении колес сводится к нулю. Старое, изношенное оборудование опасно для персонала автосервиса, и выполнить качественный ремонт автомобиля явно не получится. Если говорить про ремонт автомобилей бизнес и премиум класса, то риск поломок после такого ремонта высок и его последствия могут быть очень серьезными.
Кроме вышеперечисленных моментов наличие большого количества автосервисного оборудования позволяет оказывать большее количество услуг, и как итог быть более конкурентным на рынке услуг. Вывод простой: современное исправное оборудование позволяет решать самые сложные задачи и вносит вклад в обеспечение качественного ремонта.
2. Инструмент и программное обеспечение
Инструмент и его ассортимент — это основная база для выполнения ремонта. Недостаток инструмента сказывается на качестве и скорости и к тому же ограничивает объем и сложность выполняемого ремонта. Сейчас можно приобрести инструмент разных производителей от бюджетных до профессиональных с пожизненной гарантией. Часто из-за экономии или недостатка средств владельцы автосервисов покупают что-то подешевле. Дешевый инструмент не предназначен для профессионального использования, он просто не выдержит большой нагрузки и интенсивности использования.
Сканеры и программное обеспечение современной СТО — это неотъемлемая часть диагностического участка. Сейчас даже самые простые автомобили оснащены электронными модулями и компонентами. Трудно представить как можно сейчас обойтись без программного обеспечения и специальных сканеров. Без них диагностика практически невозможна. Чем совершеннее диагностическое оборудование, тем точнее и быстрее диагностика. Как результат клиент получает качественную услугу и за приемлемые деньги.
3. Обученный персонал
Обученный и квалифицированный персонал — это самый важный элемент автосервиса. Без персонала инструмент и оборудование пустое и мертвое железо. Руками, опытом, грамотным подходом решается проблема качественного ремонта автомобиля. Инвестиции в обучение и подбор кадров одна из самых главных задач владельцев автобизнеса. Подобрать профессионалов, создать сплоченную команду не легкая задача, но всегда к этому необходимо стремится. Только так можно уверенно чувствовать себя в высококонкурентной среде автобизнеса и предложить автолюбителям лучший сервис.
Опытный автомеханик обладает помимо опыта такими навыками как организованность, пунктуальность, аккуратность, внимательность, смекалка. Иногда при решении сложных задач приходится проявлять сноровку и мыслить творчески. Таким образом без опытных автомехаников невозможен успешный автосервис.
4. Запасные части и вспомогательные материалы
Технологический уровень изготовления запасных частей растет за счет использования современных технологий, применения высокоточных станков с числовым программным управлением, компьютерного моделирования и расчетов при изготовлении запасных частей.
Запасные части к автомобилю делятся на две основные категории: оригинальные и неоригинальные. Оригинальные запчасти гарантируют надлежащее качество и обычно имеют гарантийную поддержку. Неоригинальные запчасти — это аналоги оригинальных запчастей и их производят огромное число заводов. Цены и качество «гуляют» в широких диапазонах. Стоит отметить, что некоторые неоригинальные запасные части не уступают в качестве их оригиналу и даже дороже по цене.
Очевидно, что гарантировать качество ремонта можно только в случае применения проверенных и надежных запасных частей. Автомобильные запасные части — еще одно звено цепи качества ремонта. Руководители отдела запасных частей должны уделить особое внимание какие зачасти наиболее сочетают в себе формулу цена/качество.
5. Система контроля и организация процесса ремонта
Очевидная истина — все могут ошибиться. Если процесс ремонта отправить на самотек, то количество рекламаций будет расти как снежный ком и клиенты будут уходить к конкурентам. Отлаженная система контроля минимизирует количество ошибок и позволяет выявить слабые места процесса ремонта автомобиля. Все этапы должны быть контролируемыми и сами методы контроля ремонта обязательно должны совершенствоваться. Невозможно получить качественный ремонт автомобиля без контрольных проверок всех этапов. Все процессы от приемки автомобиля до выдачи проходят проверку. Это могут быть специальные контрольные карты или варианты чек-листов. Отсюда следует вывод: чем совершеннее система контроля, тем выше качество ремонта автомобиля. Как следствие выше репутация и доверие клиентов.
6. Культура производства
Понятие «культура производства» — это объемное и общее понятие, которое включает все выше перечисленные факторы. Что относится к культуре производства: исполнительская и технологическая дисциплина, оснащенность производства, чистота и порядок на рабочих местах, квалификация и инициативность сотрудников, понятные и четкие правила работы в организации, стремление к развитию предприятия, а в нашем случае автосервиса.
Культура производства можно сказать «склеивает» все процессы и в итоге приводит автосервис к развитию и успеху. Ведь приятно, когда вас встречает мастер-приемщик, четко соблюдает регламент, доходчиво объясняет и аргументирует все что касается ремонта, опрятно выглядит и активно проявляет интерес к проблеме клиента. Это только маленький пример как должен работать сотрудник и какой квалификацией обладать.
К культуре производства можно отнести и внедрение в некоторых техцентрах и автосервисах элементов бережливого производства. Например, за основу иногда берется японская практика кайдзен. Кайзден — это система непрерывного совершенствования процессов производства, управления и в целом всеми аспектами автосервиса или любого другого предприятия.
В заключении сделаем вывод, что качество ремонта это большая и многоступенчатая задача которая требует пристального внимания владельцев автобизнеса. Ничто не должно упускаться из виду, каждая проблема в ремонте — это повод для пристального рассмотрения причины ее появления, устранения и предотвращения в будущем.