- Как рассчитывается износ автомобиля по ОСАГО
- Что такое износ
- Какими законодательствами регулируется
- Кто выполняет расчет износа
- Формулы расчета износа
- Износ каких деталей не учитывается
- Как происходит выплата с учетом износа
- Заключение
- Оценка износа автомобиля – Профессионально в компании “Инавэкс”
- Виды износа транспортного средства
- Экономические аспекты износа
- Онлайн калькулятор для расчета износа автомобиля в процентах и формулы вычисления амортизации
- Что это такое
- Амортизация авто. Как и зачем?
- Какими законодательными актами регулируется
- Можно ли взыскать износ с виновника
- Методика и формула
- Как это сделать?
- Комплектующие
- Детали и агрегатные узлы
- Пример
- Порядок расчетов
- Пример расчетов №1
- Пример №2
- На какие детали учитывается, на какие нет
- Расчет износа по ОСАГО в 2020 году: как он производится и перечень деталей
- Что такое расчет износа
- Кто и как проводил расчет
- На какие детали распространялся
- Формула расчета износа
- Выплата
- ○ Как получить в РСА информацию о средней стоимости деталей?
- Что делать, если СК обманывает при оценке
- Как рассчитывается износ автомобиля
Как рассчитывается износ автомобиля по ОСАГО
Одним из самых важных факторов, которые напрямую влияют на стоимость восстановительного ремонта, — это износ автомобиля. Любая машина имеет свойство со временем терять свои изначальные технические характеристики: какие-то детали изнашиваются или совсем выходят из строя.
Расчет износа автомобиля осуществляется как раз с учетом количества таких частей.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57
Это быстро и бесплатно !
Что такое износ
Как мы уже выяснили, износ — это естественный процесс, который возникает в результате долгой эксплуатации ТС. Он влияет на размеры страховых платежей в случае повреждения автомобиля в ДТП.
При расчете износа по ОСАГО учитываются следующие факторы:
- год выпуска и начала использования машины (эти два значения могут не совпадать);
- величина пробега ТС;
- состояние шин (высота рисунка, величина и рисунок протектора и т.д.)
При восстановительном ремонте износ отдельной запчасти учитывается при решении о ее замене. В ином случае, данная характеристика не берется во внимание.
В среднем размер износа отдельных агрегатов и узлов составляет от 8 до 15% от изначальной стоимости ТС каждый год.
Какими законодательствами регулируется
Основным законодательным актом, который разъясняет детали по данному вопросу, является: ст.12 Закона “Об обязательном страховании” №40-ФЗ (в 2017 г. туда были внесены дополнительные изменения).
Именно этот акт регулирует:
- варианты выдачи компенсации пострадавшим (По ОСАГО СК осуществляет только ремонт ТС, а выплаты осуществляются только в редких случаях. По КАСКО автовладелец имеет право выбора — получить ли на руки денежные средства или осуществить ремонт);
- процедура проведения экспертизы (после ДТП автомобиль осматривают сотрудники ДПС или представитель СК, а потом только его отправляют на экспертизу);
- документы, которые понадобятся для получения компенсации от СК и т.д.
То, как рассчитать износ автомобиля, определяется Положением Банка России №432-П, который начал действовать с 2014 года. Этот документ содержит и информацию по единой методике расчета износа.
Что делать, если вы попали в аварию без страховки? Об этом подробно — в этой статье.
Эту формулу используют как страховые компании, так и все организации, которые занимаются проведением экспертизы транспортных средств.
Кто выполняет расчет износа
Процент износа автомобиля определяет сотрудник агентства, занимающегося проведением независимой экспертизы, с которым у СК заключен договор. Это и является причиной того, что многие автовладельцы жалуются на то, что размер выплат слишком маленький. Поэтому рекомендуется:
- взять копию документа, которую вам выдадут после осмотра вашего ТС;
- отправить свое авто на дополнительную экспертизу.
Так вы получите результаты действительно настоящей экспертизы, после которой можно отправить претензию в саму страховую. Если она отклонила ее, то тогда можно начинать судебное разбирательство с СК. Вам нужно будет предоставить все документы, которые помогли бы вам доказать вашу правоту.
О том, какой штраф назначается за просроченную страховку ОСАГО, можно прочитать здесь.
Практика показывает, что в подобных делах суд встает на сторону истца, но если разница между тем, какую компенсацию определила СК и сам автовладелец, незначительна, то вряд ли судья решит дело в сторону последнего.
В случае, если вы не согласны с решением суда, вы всегда можете подать апелляцию на него и жалобы в РСА, Центробанк и т.д.
Формулы расчета износа
Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой. По ней легко определить процент износа комплектующего изделия.
При расчете через калькулятор на сайте потребуется ввести следующие данные:
- дата выпуска ТС (эту информацию можно найти в ПТС);
- когда произошла авария;
- тип транспорта;
- величина пробега на тот момент, когда было происшествие;
- высота протектора шин.
Если вы решили определить износ комплектующего агрегата по формуле, то вам нужно подставить нужные значения и подсчитать его. Сама формула представлена ниже.
В нее нужно подставить:
- е — основание логарифма (берется 2,72);
- ΔТ — коэффициент, который рассчитывается в зависимости от срока эксплуатации;
- Тки — сам срок эксплуатации (определяется в годах);
- ΔL — коэффициент, рассчитываемой исходя из величины пробега ТС;
- Lки — сама величина пробега (берется значение в тысячах км).
Где взять сами коэффициенты? Они перечислены в таблицах и зависят от типа и марки самого автотранспортного средства.
Законом установлен максимальный размер износа автомобиля по ОСАГО. Он составляет 50%. Ранее его повысили до 80% от цены запасной части. Это очень уменьшало размер выплачиваемого страхового возмещения.
Если СК отказывается учитывать этот фактор, то ее вполне можно привлечь к судебному разбирательству.
Износ каких деталей не учитывается
В Приложении №7, Постановления Банка России, перечислены те детали, чей износ никак не учитывается.
К ним относятся ремни и подушки безопасности, включая и устройства, предназначенные для обеспечения защиты детям. Сюда же относят:
- части тормозных с/с (пневматических и гидравлических);
- з/ч антиблокировочной с/с;
- тормозные диски/колодки и т.д.;
- индикаторы неисправности тормозной с/с;
- пружины педалей тормоза и колодок;
- суппорты;
- агрегаты рулевого управления;
- части сцепных устройств.
Как происходит выплата с учетом износа
Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов:
- стоимость проведенного ремонта;
- покупка самих материалов (к примеру, краски для покраски авто);
- приобретение запасных частей.
С учетом износа цена необходимых деталей рассчитывается по нижеприведенной формуле, в которой представлены следующие значения:
- Кj — сколько частей одного вида требуется заменить;
- m — сколько всего частей подлежат замене;
- СДj — цена одной детали;
- Иj — величина износа.
То, сколько деталей требуется заменить, определяется при осмотре ТС. Цена же самих частей заключается по справочнику, который был составлен специалистами. На нее влияет и географический фактор — в каком регионе был зарегистрирован автомобиль.
Таким образом сам размер износа влияет и на то, сколько вы получите от страховщиков.
Заключение
Износ машины — важная величина, рассчитываемая исходя из даты выпуска авто, размера пробега и т.д. Ее можно высчитать, воспользовавшись онлайн-калькуляторами или по формуле, которая представлена выше, в этой статье. Эта величина напрямую влияет на то, сколько вы получите от СК в случае, если ваш автомобиль попадет в ДТП.
Определяет величину износа эксперт, с которым заключен договор у страховой, поэтому она не всегда является удовлетворительной для самого автовладельца. Именно поэтому автоюристами рекомендуется проводить свою собственную экспертизу для установления реального размера износа.
Оценка износа автомобиля – Профессионально в компании “Инавэкс”
Оценка износа автомобиля проводится независимой автоэкспертизой «Инавэкс» на высоком профессиональном уровне, что подтверждают отзывы наших клиентов.
При проведении оценочных работ стоимости автомобиля или его ремонта в обязательном порядке определяется его износ. Износ представляет собой меру старения механизма, которая характеризует не только сам автомобиль, но и его составляющие. Для определения износа конкретного автомобильного транспорта поможет независимая экспертиза «Инавэкс».
Виды износа транспортного средства
Существует 3 вида износа автомобиля:
- Физический износ
- Моральный износ
- Аварийный износ
Под физическим износом автомобиля подразумевают меру устаревания транспортного средства и его механизмов во время эксплуатации. Им характеризуется общее состояние автотранспортного средства. При проведении автоэкспертизы в обязательном порядке определяется также износ его комплектующих.
Физический износ возникает под воздействием факторов различного характера и к ним относятся: коррозия элементов, усталость металла и др. Величина износа автомобиля и его элементов напрямую зависит от срока эксплуатации транспортного средства и пробега. Физический износ влияет на работоспособность узлов и агрегатов автомобиля в результате чего возникает частичное или полное снижение работоспособности транспортного средства, что напрямую влияет на его оценочную и реальную стоимость, например при наследовании автомобиля. Немаловажное значение имеет также класс автомобиля и его марка, так как при расчетах учитывается и этот показатель.
Под моральным износом автомобиля подразумеваются различные внешние факторы. К примеру, снятие модели автомобиля с производства. В связи с этим могут возникнуть различные проблемы при приобретении комплектующих. Помимо прочего, появление новых моделей таких автомобилей с улучшенными характеристиками, новым дизайном, повышенной системой безопасности приводит также к тому, что стоимость транспортного средства значительно уменьшается.
Аварийный износ возникает в результате дорожно – транспортного происшествия и по своей сути весьма близок к физическому износу.
Экономические аспекты износа
Износ представляет собой техническое понятие, однако при проведении оценочных действий он имеет также и экономический смысл, так как напрямую влияет на стоимость транспортного средства. Чем больше износ транспортного средства, тем больше он теряет в своей стоимости. При проведении автомобильной экспертизы определяют не только степень износа, но и определяют, является ли он устранимым либо неустранимым. Под устранимым износом подразумевают такой износ, при котором осуществление ремонта будет экономически оправданным.
Независимая экспертиза позволит определить реальную стоимость автомобиля, основывающуюся на объективной оценке состояния транспортного средства. Независимая экспертиза и оценка «Инавэкс» осуществляет свою деятельность более десяти лет и имеет значительный опыт проведения оценочных экспертиз автомобиля при различных случаях. Специалисты компании имеют необходимую квалификацию и осуществляют свою профессиональную деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством. Мы осуществляем экспертизу автомобилей в Москве для различных нужд, в кратчайшие сроки и по приемлемой цене. Рекомендуем также онлайн курсы по seo продвижению сайтов – развивайте Ваш бизнес самостоятельно! Обладая большим опытом и высокой квалификацией, сотрудники нашей компании готовы ответить на любые вопросы клиентов, а также прийти на помощь в решении различных ситуаций, связанных с оценочными действиями.
Онлайн калькулятор для расчета износа автомобиля в процентах и формулы вычисления амортизации
На первый взгляд, все складывается хорошо, зная, что придется иметь дело с организацией, а не просто не ответственным человеком. Но СК занижают компенсацию, поскольку учитывают изношенность ТС. Поэтому давайте разберем подробнее, что это за параметр такой учет износа по ОСАГО: расчет процента износа авто с выплатами по страховке невиновным.
Что это такое
Износ деталей по ОСАГО это естественный процесс, возникающий в ходе эксплуатации автотранспортного средства.
Износ влияет на определение суммы компенсации ущерба, полученного в результате дорожного происшествия, и являющегося страховым случаем.
На определение величины естественного износа влияют такие факторы, как:
- год выпуска застрахованного автомобиля и год введения транспортного средства в эксплуатацию. Данные параметры могут различаться, например, при приобретении нового автотранспорта, который был выпущен в прошлом году;
- величина пробега автомобиля;
- состояние шин, установленных на транспортном средстве (величина протектора, высота рисунка, срок использования и так далее).
Износ деталей учитывается исключительно в случае необходимости замены определенной детали.
Если деталь или агрегат подлежат восстановительному ремонту, то данный параметр значения не имеет.
В среднем величина естественного износа ежегодно составляет от 8% до 15% первоначальной стоимости транспортного средства.
Амортизация авто. Как и зачем?
- относятся к издержкам компании;
- подлежат вычитанию из основных средств;
- считаются денежным эквивалентом износа объекта.
Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.
Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.
Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.
Они также требуются для таких целей, как:
- Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
- Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
- Передача авто в лизинг.
Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.
Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.
ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.
Какими законодательными актами регулируется
Необходимость учета износа отдельных деталей и агрегатов автотранспортного средства регламентируется:
- Статьей 12 Закона «Об обязательном автостраховании» (№40-ФЗ. Последние изменения документа вступили в силу с 1 сентября 2020 года).
- Главой 9 Постановления Правительства №263 (утверждение Правил обязательного автострахования).
Так же документами определяются:
- способы получения компенсации. Автовладелец по своему усмотрению имеет право осуществить ремонт автотранспорта за счет средств страховой компании (причем организация, производящая восстановительный ремонт так же может быть выбрана самостоятельно) или получить денежную сумму, необходимую для ремонта;
- порядок проведения экспертизы. На первом этапе осмотр автомобиля производится сотрудниками автоинспекции (при оформлении ДТП через ГИБДД) или представителя страховой компании и только после этого транспортное средство направляется на экспертизу;
- перечень документов, необходимых для получения страховой выплаты и так далее.
Размер износа определяется в соответствии с единой методикой, разработанной и утвержденной Положением Банка России №432-П. Документ был принят и введен в действие осенью 2014 года.
Описанный в документе способ определения размера страховой компенсации является обязательным для применения, как страховыми компаниями, так и сотрудниками, работающими в организациях, специализирующихся на проведение экспертизы автотранспорта.
Можно ли взыскать износ с виновника
Достаточно часто на восстановительный ремонт после аварии, средств предоставленных страховой компанией недостаточно. В этом случае, есть желание затребовать недостающую сумму денежных средств с виновника ДТП, однако это невозможно. Если обратиться к судебной практике, то чаще всего суд занимает сторону виновника аварии, так как у того присутствует общепринятый полис ОСАГО, что автоматически перекладывает всю ответственность на страховую компанию.
Наряду с этим в вышеупомянутом положении присутствует информация о том, что компенсация степени износа автомобиля необходима. Поэтому получить дополнительные средства на ремонт с виновника ДТП вам не удастся.
Методика и формула
Итак, величину износа определенной детали можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись:
- специальными онлайн программами;
- формулой.
При использовании онлайн программы потребуются следующие данные:
- дата выпуска автомобиля (параметр можно узнать из ПТС);
- дата дорожного происшествия;
- вид транспортного средства;
- величина пробега на дату ДТП;
- высота протектора шин (параметр так же определяется на дату дорожной аварии).
Например, транспортное средство было выпущено 8 апреля 2014 года. ДТП произошло 19 декабря 2020 года. К моменту аварии пробег составляет 53000 км, а высота протектора шин, установленных на транспортном средстве 2 мм.
Какой процент износа автомобиля по ОСАГО при данных обстоятельствах? В результате расчета получаются следующие данные:
износ комплектующих деталей автомобиля составляет | 25,7% |
износ АКБ | 50% |
износ шин | 50% |
Для расчета так же можно воспользоваться формулой, представленной в единой методике расчета:
Определяющими параметрами в представленной формуле являются:
ΔТ | коэффициент, зависящий от срока эксплуатации автотранспорта |
Тки | непосредственно срок эксплуатации (величина измерения – год) |
ΔL | коэффициент, который зависит от величины пробега автомобиля |
Lки | величина пробега (определяется в тысячах километров) |
е | это основание логарифма. Параметр принимается равным 2,72 |
Значения коэффициентов ΔТ и ΔL определяются по таблицам, являющимся приложением к методике расчета и зависят от вида и марки автотранспортного средства:
Вид транспорта | ΔТ | ΔL |
Легковые автомобили следующих марок: | ||
ВАЗ, ЗАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ | 0,057 | 0,003 |
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai | 0,057 | 0,0029 |
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo | 0,042 | 0,0023 |
Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac | 0,045 | 0,0024 |
Hyundai, Kia, Ssang Yong, Daewoo | 0,052 | 0,0026 |
Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Toyota | 0,049 | 0,0025 |
Грузовые автотранспортные средства, включая бортовые автомобиль, фургоны, самосвалы, тягачи не зависимо от марки автотранспортного средства | 0,077 | 0,0023 |
Автобусы | 0,113 | 0,0008 |
Трамваи и троллейбусы | 0,098 | 0,0008 |
Прицепы, включая полуприцепы для грузового автотранспорта | 0,09 | 0 |
Прицепы для легкового автотранспорта | 0,06 | 0 |
Мотоциклы (не зависимо от марки и модели) | 0,07 | 0 |
Мотороллеры, скутеры, мопеды | 0,09 | 0 |
Специализированная сельскохозяйственная, дорожная, строительная, пожарная техника | 0, 15 | 0 |
Велосипеды | 0, 04 | 0 |
Как это сделать?
Рассчитать износ можно как с использованием формул методики, так и в онлайн-калькуляторе, который легко найти в Интернете. Калькулятор есть в основном на сайтах самих экспертов, которые предлагают свои услуги определения показателя износа и подготовки отчета для страховой компании. Величина показателя износа напрямую зависит от состояния машины и её технических параметров.
При расчетах обязательно учитывается:
- возраст автомобиля;
- дата ДТП;
- тип ТС;
- пробег;
- а также высота рисунка протектора (для расчета износа шин).
Если проводилась замена каких-либо узлов, то по ним может быть произведен отдельный расчет величины амортизации.
Комплектующие
Как было сказано выше, износ комплектующих, установленных в машине, может колебаться от 0 до 50% стоимости новых деталей, узлов и агрегатов в соответствии с расценками, которые можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков.
Ранее верхняя планка этого показателя была на уровне 80%. Нижнее – нулевое значение может иметь, к примеру, износ ремня или подушки безопасности, а также целого списка комплектующих, по которым может не учитываться износ.
При наличии следов коррозии, «старых ран» от других ДТП может быть применен дополнительный индивидуальный износ от 25 до 45%.
Износ рассчитывается по формуле:
Ики = 100 х (1-е (ΔТ х Тки х Δ L х Lки)), где:
- Ики – износ комплектующих.
- е – основание натуральных логарифмов.
- Δ Т – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации.
- Тки – срок эксплуатации.
- Δ L – коэффициент, учитывающий влияние на износ пробега машины.
- Lки – пробег автомобиля на дату ДТП.
Если по результатам осмотра выяснится, что какие-либо комплектующие менялись до попадания в ДТП, то их возраст принимается равным разности между датой ДТП и датой замены. Пробег в этом случае определяется путем разности между пробегом на дату аварии и пробегом на дату обмена.
Как известно, шины довольно хрупкая вещь и при активной эксплуатации изнашиваются довольно быстро. Для расчета показателя их износа также используется Единая методика и ее формулы, указанные в главе 4. Для этого используется показатель высоты рисунка протектора, который обязательно нужно измерить, прежде чем приступить к расчетам.
Износ шины определяется по следующей формуле:
Иш = (Нк – Нф) / (Нк – Ндоп) х 100%, где:
- Нк – высота рисунка протектора новой шины.
- Нф – фактическая высота рисунка.
- Ндоп – минимально допустимая высота рисунка.
Показатель износа шины также может увеличиваться для старых шин. Например, если им больше трех лет, но не более пяти, то износ может вырасти на 15%. Более старые шины оцениваются на 25% выше рассчитанного показателя.
При достижении минимальной высоты протектора шина считается уже негодной к эксплуатации и должна быть заменена на новую. Об этом вам обязательно скажут при прохождении техосмотра, так как это влияет на безопасность передвижения.
Детали и агрегатные узлы
Износ этих элементов рассчитывается по той же формуле, что и износ комплектующих, т.е. с учетом срока эксплуатации и коэффициентов, влияющих на изнашивание.
Повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов применяется, в случае:
- повреждения детали более 10%, не относящееся к ДТП – 30%;
- дефекты и повреждения ЛКП более 10%, не относящиеся к аварии – 25%;
- ремонтные врезки, вставки, армирование – 40%;
- царапины, сколы и потертости фар и фонарей – 45%;
- повреждения неокрашенного пластика, не относящиеся к ДТП – 40%.
При наличии на поврежденной детали сквозной коррозии износ фиксируется по максимально допустимому значению, повышенной – с коэффициентом 25%. Таблицы с данными коэффициентами можно найти в тексте Единой методики и приложений к ней. Однако гораздо проще зайти на сайт техэксперта и рассчитать этот показатель в онлайн калькуляторе, введя все нужные параметры.
Пример
Например, необходимо вычислить износ автомобиля Лада Гранта, находящегося в эксплуатации 3 года. Побег автомашины составляет 42000 км:
ΔТ | 0,057 |
Тки | 3 |
ΔL | 0,003 |
L | 42 |
ΔТ*Тки*ΔL*L = 0,057*3*0,003*42 = 0,021546
е в рассчитанной степени = 0,9786844569
1 — 0,9786844569 = 0,0213155431
100*0,0213155431 = 21,3155431
Таким образом, износ деталей составит 21, 32%.
Заявление о заключении договора ОСАГО найдёте в статье: договор ОСАГО. Как оформить ОСАГО на грузовой автомобиль, читайте здесь.
Порядок расчетов
Расчеты производятся по следующему алгоритму:
- Определение периода полезной эксплуатации авто.
- Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
- Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
- Выполнение расчетов.
Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.
ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.
Пример расчетов №1
Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1 2 3 4 5). Производятся следующие списания:
- 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
- 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
- 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.
Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.
Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).
Пример №2
Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.
Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).
На какие детали учитывается, на какие нет
Износ учитывается при определении стоимости всех деталей автотранспортного средства, кроме тех, что прямо влияют на безопасность эксплуатации автомобиля.
Детали без износа по ОСАГО регламентируются приложением 7 к Постановлению Банка России, регулирующим порядок проведения расчета.
К таким деталям относятся:
- ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
- элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
- детали антиблокировочной системы;
- тормозные диски, колодки, барабаны;
- индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
- пружины педали тормоза и колодок;
- суппорты;
- механизмы рулевого управления;
- отдельные элементы сцепных устройств.
Расчет износа по ОСАГО в 2020 году: как он производится и перечень деталей
Пострадавшие в ДТП нередко сомневаются в том, что получат полноценные выплаты по страховке ОСАГО. Причины для опасений действительно есть, ведь раньше, проводя расчет износа по ОСАГО, страховые компании всегда искали способы занизить выплаты. Чтобы не быть обманутым и получить максимальную законную компенсацию, необходимо заранее узнать учитывается ли сейчас износ транспортного средства (ТС) при расчете компенсационных выплат.
Что такое расчет износа
Для начала разберемся, по какому принципу действует страхование ОСАГО, или, как его еще называют, автогражданка. Этот вид страховки направлен только на выплаты третьим лицам, и такой полис должен иметь каждый автовладелец РФ. Когда случается ДТП, виновник происшествия оплачивает нанесенный ущерб пострадавшему именно за счет своего полиса ОСАГО.
Компания должна оплатить восстановление тех деталей, что были повреждены в результате ДТП. Но автомобиль пострадавшего перед ДТП не был новым на 100 процентов. Поэтому раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.
С мая 2020 года произошли изменения в этой сфере. 21.05.2017 вступил в силу ФЗ №49 «О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств» и теперь пострадавшему в ДТС компенсацию по ОСАГО расчитывают без учета износа ТС.
О том как проводился расчет износа и на какие детали распространялся рассказано ниже.
Кто и как проводил расчет
Расчет выплат проводился страховой компанией, либо страховщики заказывали независимую экспертизу. В любом случае выполнялся осмотр автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Пострадавшая сторона могла выбрать характер возмещения ущерба из двух вариантов:
- страховая компания выплачивает суммарную стоимость заменяемых деталей, учитывая износ авто по ОСАГО;
- компания направляет машину на ремонтные работы в СТО.
Детальнее о плюсах и минусах каждого из вариантов читайте здесь.
Во втором случае водителю устанавливали новые детали, не учитывая степень износа старых, а затем выставляют счет. Страховщики покрывали стоимость ремонта в размере цен деталей по единому справочнику РСА, не более. По факту ремонт может обойтись дороже, разницу доплачивал сам водитель. Расходы непосредственно за ремонтные операции брала на себя компания-страховщик.
Вернемся к первому варианту, когда пострадавшему просто выплачивали деньги. В таком случае износ калькулировали в процентах. Затем определялась цена конкретной детали по справочнику РСА, учитывая экономический регион.
Стоимость запчасти умножали на коэффициент, взятый из величины износа в процентах. Полученную сумму выдавали на руки пострадавшей стороне.
Износ рассчитывался только для заменяемых деталей. Если возможно восстановление без замены, степень износа не учитывали.
При оплате материалов процент также не вычисляли, это касается только запчастей. Когда оценка происходит не в день ДТП, в расчетах все равно применялась дата происшествия.
На какие детали распространялся
Существует перечень деталей, на которые не начислялся процент износа по ОСАГО. Это те части конструкции, которые обеспечивают безопасность при езде:
- подушка безопасности;
- ремень безопасности (в сборе, вместе с замками крепления, натяжителем);
- детское крепление;
- все элементы тормозной системы (диск, барабан, колодки, а также детали, которые поддерживают работу гидравлической, пневматической или электронно-пневматической системы);
- все элементы, обеспечивающие нормальное рулевое управление (наконечник, тяга, рычаг, трубопроводы и т. д.);
Детали по ОСАГО без износа – это также всевозможные сцепные устройства. Для остальных запчастей рассчитывают вышеупомянутый процент.
Формула расчета износа
Расчет производился по формулам, утвержденным в Единой методике ОСАГО. Порядок расчета есть в открытом доступе, он изложен в положении Банка России от 19. 09. 2014 № 432-П.
Согласно действующему положению ЦБ, расчет страховой выплаты по ОСАГО с учетом износа включает такие показатели:
- дата, когда машину начали эксплуатировать;
- день ДТП;
- тип поврежденного автомобиля;
- величина пробега;
- какой высоты был рисунок протектора шин на момент ДТП.
В качестве даты старта эксплуатации принимается та, что указана в паспорте транспортного средства. Если такая информация отсутствует, берут 1 января года выпуска машины, который указан в документах. День, когда произошло столкновение, зафиксирован в справке ГАИ. Извещение о ДТП также содержит эту дату.
Расчет коэффициента стоимости износа деталей при выплате ОСАГО можно выполнить онлайн. Сервисы используют формулы из Единой методики.
Поэтому, если водителю известны все данные, он может точно или приблизительно узнать процент износа в интернете.
Далее на очереди тип автомобиля. При расчете онлайн его нужно выбрать из списка. Здесь важно знать, что автомобили, относящиеся к иностранным брендам и собирающиеся в РФ, – это не легковые автомобили России. Нужно выбрать страну, где в основном производят данную марку. Перед тем как рассчитывается износ по ОСАГО, нужно также указать пробег и высоту протектора шин.
Необходимо использовать величину пробега, указанную на одометре, в километрах. Если на иномарке одометр с милями, умножаем его показания на 1,6. Когда значение пробега неизвестно, принимается среднегодовая величина. Для московского региона этот показатель составляет около 18 000 км в год.
Что касается шин, оценщик анализирует три параметра (в мм):
- какой рисунок должен быть у новой покрышки;
- фактическое значение после ДТП;
- минимально допустимый показатель.
Учитывается и срок езды на данных шинах. Если он превышает 3 года, процент может возрасти еще больше. Когда автомобиль старый, но шины моложе трех лет, целесообразно предъявить оценщику чек на покупку (если он есть). Это поможет избежать начисления дополнительных процентов.
Выплата
Размер страховой выплаты по автогражданке зависит от расходов на:
- проведение ремонта, то есть стоимость работ по восстановлению поврежденного в результате ДТП транспортного средства;
- приобретение материалов, например, для покраски частей кузова;
- приобретение запасных частей, подлежащих замене.
Стоимость запасных частей с учетом износа определяется по формуле:
Кj | количество элементов определенного вида, подлежащих замене |
m | число элементов, требующих замены |
СДj | стоимость одного элемента |
Иj | величина износа |
Количество элементов определяется на основании результатов независимой экспертизы. Стоимость запасных частей регулируется справочником, разработанным специалистами.
При определении стоимости учитывается такой фактор, как регион регистрации транспортного средства.
Величина износа определяется по приведенной ранее формуле. Расчет коэффициентов износа при выплате ОСАГО производится специалистами.
Из формулы видно, что размер подсчитанного износа уменьшает сумму страховой выплаты.
Разберем, как влияет размер износа на размер компенсационной выплаты на конкретном примере:
- при дорожном столкновении поврежден бампер автотранспортного средства, что подтверждено соответствующими документами и результатами проведенной экспертизы;
- стоимость нового бампера составляет 8 500 рублей;
- для оплаты работы по замене бампера требуется 4 000 рублей;
- износ транспортного средства, определенный специалистом составляет 25%.
С учетом износа стоимость бампера составит:
8500 – 8500/100*25 = 6 375 рублей
Размер полученной компенсации составит
6 375 + 4 000 = 10 375 рублей
Полученная сумма по страховке с учетом естественного износа будет на 2 125 рублей меньше.
На первый взгляд данная сумма не значительна, однако если автотранспортное средство имеет большее количество повреждений и деталей, требующих замены, а сам автомобиль имеет более высокий параметр износа, то не выплаченная сумма может сильно повлиять на возможность восстановления автотранспортного средства.
○ Как получить в РСА информацию о средней стоимости деталей?
Российским союзом автостраховщиков регулярно актуализируются справочники, позволяющие определять среднюю стоимость какого-либо изделия на определенную дату. Для того, чтобы узнать актуальную для конкретного случая среднюю ценю необходимо следовать следующему алгоритму:
- Перейти на официальный сайт союза автостраховщиков.
- В верхнем меню выбрать раздел «ОСАГО».
- В левом меню перейти по пункту «Проверка средней стоимости…».
- На загрузившейся странице заполнить дату получения повреждений (или иную необходимую).
- Выбрать экономический регион, в котором проводится экспертиза.
- Указать марку автотранспорта и номер запчасти (он обычно указывается на самой детали, также номер можно узнать у производителя или официального дилера).
- Ввести капчу (цифровой или буквенный код).
- Нажать кнопку «отправить запрос».
Если все сделано правильно, то средняя стоимость появится на экране монитора компьютера незамедлительно. Когда необходимо узнать стоимость более 3-х деталей, потребуется отправить несколько запросов в связи с соответствующими ограничениями на сайте.
Что делать, если СК обманывает при оценке
Поскольку расчетом износа занимается представитель страховой компании, заинтересованный в получении прибыли, то параметр износа может быть существенно завышен. Как поступить в такой ситуации и вернуть средства, которые должны быть выплачены по закону?
Автовладелец должен действовать по следующей схеме:
- проведение повторной экспертизы по определению ущерба автомобиля и оценке стоимости ремонта. Обращаться рекомендуется в независимую компанию, которая никак не связана со страховой организацией. Только в этом случае можно получить действительно реальную оценку;
Если организация, проводящая экспертизу повторно связна со страховщиком, завысившим параметр износа, то добиться нужного результата практически не возможно.
- подача искового заявления в судебные органы. На данном этапе главное корректно составить исковое заявление, в котором указать все обстоятельства вынудившие обратиться в суд. Документ целесообразнее составлять совместно с квалифицированным автоюристом, знающим все требуемые нюансы. К исковому заявлению прилагаются все документы, касающиеся:
- обстоятельств дорожного происшествия, в результате которого был получен ущерб;
результатов проведения экспертиз;
Подготовить необходимые документы так же помогает автоюрист;
Чтобы добиться справедливости потребуется обжалование вынесенного решения, для чего необходимо обращаться в вышестоящий суд.
В настоящее время, по мнению специалистов, методика расчета страховой выплаты по обязательному автострахованию не является совершенной и требует некоторых доработок.
Поэтому важно самостоятельно разобраться каким именно способом происходит расчет страховой компенсации и износа автотранспортного средства.
Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП, объясняется в статье: коэффициенты ОСАГО. Какой максимальный лимит по ОСАГО, смотрите на странице.
Как написать заявление о возмещении убытков по ОСАГО, узнайте из этой информации.
Как рассчитывается износ автомобиля
В действующем законодательстве о защите автогражданской ответственности ОСАГО 2020 присутствуют специальные положения, которые регулируют порядок расчета страховых выплат, а именно определяют размер расходов на ремонт.
Страховые агенты и оценщики используют этот способ только для расчета выплат компенсаций пострадавшим. В зависимости от того сколько процентов получится в результате расчета, такое по размерам смогут получить возмещение невиновные водители.
В основной расчет износа автомобиля заложены такие данные как:
- Дата начала эксплуатации ТС (выпускной год автомобиля);
- Дата автокатастрофы;
- Категория авто и страна, в которой он производится;
- Автопробег (его величина на момент происшествия);
- Величина (высота) протектора покрышки.
Перед тем как рассчитать износ, указанные выше показатели переводят в специальные значения (коэффициенты). Для принятия нужного коэффициента используется таблица, в которой указаны транспортные средства по категориям. Если используется формула для расчета, то применяются как коэффициенты применительно к сроку эксплуатации и автопробегу, а также их непосредственные величины (в годах и в тыс. км), которые перемножаются между собой.
К примеру, взяв пятилетнее Audi с автопробегом 33,5 тыс. км, мы можем посчитать износ пострадавшего ТС с помощью специальных калькуляторов. Калькуляторы, используя специальную формулу и значения, посчитали что износ будет равен ≈ 25%.