Отличие газа для автомобилей от бытового

Возможна ли заправка автомобиля бытовым газом и насколько это выгодно?

Присутствие в доме газа, идущего через счетчик, не дает покоя немалому количеству владельцев автомобилей, которых не устраивает текущий уровень цен, установленных на топливо.

Имеется ли возможность заправлять машину бытовым газом?

Принцип работы. Владельцам автомобилей доступно две разновидности питания машин газом, использовать которые можно практически во всех разновидностях бензиновых или дизельных моторов, но только какую-то одну. Этими газами становятся пропан и метан. Что владельцу транспортного средства стоит знать об этих видах газа?

  1. Пропан. Использование пропана для заправки машин выполняется в его сжиженном виде, и находится он в баллоне с небольшим уровнем давления. Возможностей переоборудовать машину для работы на пропане имеется немало и стоит это не слишком дорого. Заправок с пропаном на территории страны имеется достаточное количество. Продается в литрах, но иногда делается пересчет в килограммы;
  2. Метан. Применение метана для заправки машин выполняется посредством баллона, где он находится под достаточно высоким давлением. Приобретение газового оборудования для переделки машины под работу на метане стоит намного дороже, чем пропановое. Заправок меньше, измерение и продажа выполняется в кубических метрах.

Из трубы в обычной квартире идет именно метан под небольшим давлением, вопреки распространенному мнению, что там используется пропан. Дело в том, что оборудование бытового назначения для сжижения пропана в форме газа отсутствует, да и достать его простому автовладельцу непросто. А метан в газообразном состоянии доступен каждому, чей дом оборудован плитой с централизованным газоснабжением. Если сжать метан до необходимого давления, которое составляет порядка 200 атмосфер, его без проблем можно закачивать в автомобильные баллоны.

Кроме того, именно для решения таких задач имеется специальное компрессорное оборудование для бытовых нужд. Это небольшого размера компрессорные станции, местом установки которых может стать и стена гаража. За границей они называются «gas fuelmaker». Аналогичные устройства большей мощности и размеров имеются на газовых заправках. Действует оно следующим образом. Шланг присоединяется к заправочному штуцеру баллона, после чего станция приводится в действие. Баллон полностью закачается на протяжении ночи. В конструкцию станции входит большое количество датчиков для защиты от чрезмерного давления и других нестандартных ситуаций.

Отрицательные стороны. Несмотря на то, что первое впечатление от этого устройства может быть глубоко положительным, поспешно радоваться не стоит, так как минусов у него тоже достаточно. Основные можно выделить следующие:

  1. Наиболее серьезным препятствием при организации работы такой заправочной станции становится ее цена. Наиболее доступные модели итальянского производства на сегодняшний день обойдутся покупателю минимум в 350 тысяч рублей, таиландского производства примерно на ¼ дешевле. С китайскими устройствами лучше не иметь дела, равно как и с подержанными станциями. Их не стоит использовать, если вы не являетесь инженером-газовщиком, и не имеете достаточные знания для самостоятельного устранения неисправностей;
  2. Для того, чтобы успешно использовать такую технологию, владельцу автомобиля следует обязательно проживать в частном доме, так как в квартире реализовать подобное не представляется возможным. Разместить машину в ней не получится, а выведение в окно шланга высокого давления будет безумным поступком;
  3. По российским законам, в отличие от европейских, не дают возможности осуществлять монтаж газокомпрессорного оборудования неподалеку от жилых помещений. Работники газовой службы не возьмутся подключать, а тем более обслуживать подобные устройства. А во время проведения периодической проверки, за обнаружение такого устройства на владельца будет наложен штраф;
  4. Оборудование для заправки баллонов метаном стоит недешево и окупаться будет достаточно долго.;
  5. Долгое время прохождения процесса.

Итог. Несмотря на то, что использование такой станции дает возможность экономии денежных средств, ее применение возможно далеко не везде, и связано с большими трудностями в эксплуатации, поэтому выгодна она будет не всегда.

Какой газ используется в автомобилях в качестве топлива

Последнее обновление — 22 мая 2020 в 10:30

Основной альтернативой традиционному бензину или дизелю, является газомоторное топливо (ГМТ). Каким газом заправляют автомобили с ГБО, а также в чём отличие между ними вы узнаете из этой статьи.

Читайте также:  Воздушный фильтр автомобиля киа

Виды газового топлива

Условно ГМТ можно разделить по способу производства, агрегатному состоянию при использовании, хранении и транспортировке.

  • CNG (compressed natural gas) – компримированный (сжатый) природный газ (КПГ)
  • LPG (liquefied petroleum gas) – сжиженный нефтяной газ (СНГ)

Менее распространённые варианты:

  • LNG (liquefied natural gas) – сжиженный природный газ (СПГ)
  • CBG (compressed biogas) или LBG (liquefied biogas) – биотопливо.

Природный газ

Природным газом принято считать метан. Добывается он из недр земли через подземные или подводные (морские) скважины. В первоначальном варианте топливо содержит 75-98% метана (CH4), а также множество различных примесей:

  1. механические (грунт)
  2. водяной пар
  3. этан C2H6
  4. пропан C3H8
  5. бутан C4H10
  6. азот N2
  7. этан C2H6
  8. пентан C5H12 и другие (зависит от места рождения).

После добычи, сырье подвергается очистке от загрязнений, воды (осушка). Затем методом сепарации происходит отделение сероводорода и других компонентов.

Так как метан не имеет запаха, почувствовать его утечку не возможно. Для безопасности в газ добавляют специальную жидкость одорант (этантиол, этилмеркаптан C2H5SH) из расчета 16 грамм на 1000 м3.

Чистый метан по магистралям, с помощью компрессорных станций создающих давление в трубе, направляется к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям. На АГНКС голубое топливо компримируют (сжимают) до давления 200-220 атм. Таким образом, получается готовый к использованию CNG газ для автотранспорта (характеристики и требования к КПГ регулируются ГОСТом 27577-2000).

Существует ещё один более выгодный метод транспортировки метана. Очищенный природный газ пропускают через систему эжекторов, где при расширении его температура поэтапно понижается до температуры кипения -163°C, после чего метан переходит в сжиженное состояние. Основным преимуществом такого способа является уменьшение объёма газа в 600 раз.

Перевозку и хранение жидкого топлива осуществляют в специальных криогенных ёмкостях, которые, по сути, являются термосами. Цистерна объёмом 25 кубометров вмещает 10 тонн СПГ/LNG.

Затем у сжиженного природного газа может быть два пути:

  1. обратный перевод в газообразное состояние при помощи испарителей
  2. использование СПГ как топливо

Последний пункт является очень перспективным для автомобильного транспорта преимущественно коммерческого направления, из-за скопления в жидком метане огромного количества тепловой энергии при относительно низком давлении в криоёмкости (от 5-16 атм.).

Основные преимущества сжатого метана, как и СПГ – это их экономические и экологические показатели. К тому же природный газ легче воздуха, в этом смысле он менее опасен при утечке чем, например пропан. Однако газы метана являются токсичными (4 класс опасности).

Главным фактором медленного распространения CNG, является отсутствие достаточного количества автозаправочных станций. В настоящее время на территории России насчитывается, порядка 330 АГНКС не считая передвижных заправщиков (ПАГЗ), которые в основном применяются для нужд предприятий.

Техника и инфраструктура под LNG только начинают появляться, поэтому более широкое применение на авто пока имеет КПГ.

Сжиженный нефтяной газ

Ввиду доступности и пониженных требований к конструкции баллонов, ещё большее распространение в качестве газомоторного топлива получил состав пропана (C3H8) с бутаном (C4H10).

Пропан-бутановую смесь выделяют из добытого газоконденсата, а также при извлечении и глубокой переработке нефти. При нефтеперегонке образуется так называемый попутный нефтяной газ (ПНГ), из него отделяют сжиженный углеводородный. Затем происходит разделение СУГ на составляющие компоненты, один из которых — это сжиженный нефтяной газ. Для разных сфер применения СНГ бывает:

  • СПБА — смесь пропана-бутана автомобильная
  • ПА — пропан автомобильный
  • ПТ – пропан технический
  • ПБТ – пропан-бутан технический.

Пропан тяжелее воздуха, поэтому при утечке может скапливаться в нишах и закрытых помещениях (смотровая яма, гараж). Взрывоопасность паров ПБ в воздухе 2,3-9,5 % при нормальном давлении и температуре 20°C, метана 5-15%. СНГ малотоксичен.

LPG топливо имеет температуру кипения -43 градуса по Цельсию, при её превышении и атмосферном давлении горючее переходит в парообразное состояние. Избыточное давление паров составляет 16 атм (при температуре 45°C). В сжиженном состоянии объём СПБ уменьшается до 250-300 раз, концентрируя большое количество энергии.

Согласно ГОСТу 52087-2003 ПА должен содержать 85% пропана (±10%), СПБА 50% (±10%). Топливо, как и метан, подвергается одоризации (за исключением правил указанных ГОСТом).

Применение технического пропана и смеси ПТ, допустимо в качестве моторного топлива автомобиля, во всех климатических зонах с температурой окружающей среды до -20°C.

Октановое число пропана 105, у метана 110. По сравнению с бензином после сгорания СНГ и КПГ топлива, вредные выбросы снижаются до 10 раз.

Биотопливо

Биогаз — по сути тот же метан, полученный из растительного, животного сырья, а также различных органических отходов. CBG/LBG обладает схожими характеристиками.

Основное преимущество биометана заключается в том, что его производство никак не связано с добычей природных ископаемых. Генерируют его искусственным путём в специальных реакторах. Процесс происходит за счёт естественной жизнедеятельности бактерий . После очистки газа от сероводорода получается топливо с содержанием метана до 98%.

Читайте также:  Ремонт диагностика дизельных машин

Применение биогаза как ГМТ актуально для сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих отходы организаций.

Конец эпохи бытовых баллонов: какой газ будут заливать автомобилисты

Кабмин утвердил новые правила на рынке сжиженного газа, разделив его на автомобильный и бытовой. Цель — подтолкнуть «подзаборников» к добровольному переходу на легальные рельсы, параллельно увеличив поступления в бюджет.

Правительство решило всерьез взяться за сжиженный газ, который бьет рекорды по росту потребления и по объемам уже превысил рынок бензина и дизеля.

В планах власти очистить рынок от так называемых бочек – нелегальных газовых заправок. Кабмин принял новый технический регламент, который четко отделил автомобильный газ от бытового, и запретил заливать его в баки украинских авто.

В течении ближайших полугода все LPG-операторы должны перейти на новый регламент, исключив любые попытки закупать бытовой газ для заправки автомобилей.

Успехи газа не дают покоя

В 2019 году объем рынка сжиженного углеродного газа (СУГ) в тоннах впервые превысил объем рынка бензина, перевалив за 2 млн тонн. Правительство это беспокоит уже не первый год, ведь переход на газ приносит меньше денег в казну. Акциз за газ почти в 4 раза ниже, чем на нефтепродукты – 52 евро за 1000 л против 213 евро за 1000 л у бензина.

Попытки уравнять или приблизить акцизы на газ с бензином и дизелем при помощи депутатов, близких к группе «Приват» Игоря Коломойского, не увенчались успехом.

Теперь «прижать» газовщиков пытается правительство. Во властных кабинетах одержимы идеей собрать с газового рынка не менее миллиарда гривен дополнительных налогов, которые казна недополучает на неучтенном сжиженном газе.

Сделаем их вместе: как «подзаборные» заправки победили команду Зеленского

Попытки рейдов на нелегальные газовые заправки, как писал Oilpoint, ситуацию кардинально не изменили, хотя количество «черных» бочек действительно несколько снизилось.

На старте война с нелегалами давала свои плоды, но со временем «подзаборники» начали поднимать голову и в короткий срок отыграли свои позиции.

Но даже немного потеснив нелегалов с рынка, государство так ничего и не заработало. Поэтому сейчас власти решили перейти к более мягкому — попытались подтолкнуть «подзаборников» к добровольному переходу на легальные рельсы, отрубив у них саму возможность заправляться бытовым газом, который якобы дает возможность увиливать от налогов.

Разделение мух от котлет

Для этого газ нужно четко разделить на два вида – автомобильный и бытовой, которые и на глаз, и с помощью спецприборов различить не так уж и просто.

29 июля правительство утвердило Технический регламент о требованиях к сжиженному газу для автомобильного транспорта, коммунально-бытового потребления и промышленных целей.

С принятием техрегламента вводится обязательная оценка соответствия сжиженного газа по процедуре, установленной законодательством, а также определяется орган государственного рыночного надзора в этой сфере.

«Введение постановления в действие будет способствовать обеспечению рынка качественным сжиженным газом и предотвратит нецелевое применение газа коммунально-бытового потребления и промышленных целей для использования его в качестве топлива для автотранспортных средств», — отметили в Минэнерго.

Кабмин принял новый техрегламент, который четко отделил автогаз от бытового, и запретил заливать его в баки машин.

В Нефтегазовой Ассоциации Украины, которая была инициатором подобного техрегламента, отмечают, что бытовой и автомобильный сжиженный газ несколько отличаются по химическому составу, общее содержание серы для автогаза составляет 50 ppm, а для газа коммунально-бытового приемлемая норма составляет 130 ppm.

«Кроме того, газ коммунально-бытового назначения реализуется без уплаты акциза, поэтому стоит несколько дешевле, чем автомобильный. Поэтому без четкого регламента у операторов рынка создается большой соблазн реализовать бытовой сжиженный газ вместо автогаза, что не только создает угрозу для двигателя машины и окружающей среды, но также разрушает честную конкуренцию на рынке нефтепродуктов», — подчеркнули в НАУ.

Впрочем, еще до внедрения данного техрегламента АЗС перешли на новый европейский ДСТУ EN589:2017 «Топлива автомобильные. Газ нефтяной сжиженный». Этот стандарт должен был заменить старый ГОСТ 27578-87, действие последнего продлили как раз из-за отсутствия технического регламента.

Новый «автомобильный» стандарт EN589 регламентирует, в первую очередь, содержание серы, а также наличие свободной воды, давление насыщенных паров и содержание в газе неподдельных углеводородов. Таким образом, чтобы продавать газ, нужно, чтобы газ соблюдал всем этим показателям.

Соответствующие проверки должны осуществлять госорганы, однако, кто это будет, пока не понятно. Учитывая, какая анархия творится в проверке нефтепродуктов на АЗС, то на порядок в газовой сфере надеяться не приходится.

Читайте также:  Правила ремонта двигателя ямз 238

Глава GT Group Владислав Колодяжный: мы можем стать свидетелями ряда банкротств

Крупные сетевые заправки уже давно покупают автогаз по новым ДСТУ. Если 5-10 лет назад большую часть авто заправляли бытовым газом из бочек, то сейчас более 90% рынка — газ нового автомобильного стандарта, отмечают операторы газового рынка.

Что же касается бочек, то их время давно вышло. Раньше «подзаборные» АЗС заправляли как авто, так и бытовые баллоны населения, сейчас такого не делают из-за повышения стандартов безопасности, и культуры потребления газа. Да и разница в ценах между газом на легальных автозаправках и голубым топливом в «бочках» не такая высокая, чтобы рисковать.

«До недавнего времени основным фактором была цена, поскольку газ часто выбирали не очень богатые водители. Теперь из-за дорогого бензина на газ пересели водители джипов и мерседесов, а этот вид покупателя требователен к качеству топлива», — сообщил Oilpoint исполнительный директор Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ) Олег Широков.

Он отмечает, что когда автогаз перешел в баки элитных авто и стал использоваться, как основной источник топлива, то появились правила, какой газ использовать.

«По моим данным, заправки больше не использует коммунальный газ, сам рынок перешел на качественный автомобильный газ, полностью адаптировавшись под европейские стандарты», — заявил глава ассоциации.

Не так давно газ выбирали не очень богатые водители, теперь же из-за дорогого бензина на это топливо перешли и водители дорогих авто.

По его словам, в Украине могли заправлять автомобили коммунальным газом, поскольку был стандарт ДСТУ, общий и для автомобильного и для бытового потребления. Теперь техрегламент четко определяет сферы использования газа: каким можно пользоваться, а каким нет.

Кроме того, по новым правилам четко определяется название газа, применимого только к автмобилям. До технического регламента у этого газа было много названий.

Срубить налогов не выйдет

Однако четкое отделение газа бытового от автомобильного, наверняка вызовет желание у некоторых игроков сэкономить за счет акциза, ведь продавец бытового газа не должен платить акциз. Однако представители отрасли считают, что это маловероятно, как и повышение цен после внедрения техрегламента.

Интерконнектор с Польшей в обмен на 20-летний контракт — интервью с потенциальным поставщиком американского газа в Украину

«Я не вижу, чтобы введение техрегламента привело к росту цен. Есть закон «О нефти и газе». В нем говорится, что для газа для коммунально-бытового потребления должен быть акцизный налог с нулевой ставкой, однако, поскольку отделить газ в баллонах от автомобильного было невозможно, то акциз насчитывается на весь газ, ввозившийся или производившийся в Украине», — отмечает Широков.

«Поэтому новый регламент ни к чему не приведет. Акциз как платили все, так и будут платить все. Куда больше опасений, что газ подорожает из-за роста самих акцизов», — считает он.

По данным ассоциации, 85% налоговой нагрузки в стоимости газа занимает акцизный сбор. «Все налоги, в том числе акциз, НДС, налог на прибыль выплачивается аккуратно, ты не можешь завезти ни грамма с границы или с завода, не заплатив НДС и акциз, там выплачивается 100% и выплачивается наперед. Поэтому рост акциза даже на 5-10 евро за тонну сразу же негативно повлияет на цену», — пояснил Широков.

По его мнению, тема необоснованно низких цен на газ разогревается правительством с помощью недобросовестного лобби продавцов нефтепродуктов. В Европе цена на газ также в два раза дешевле, потому что он объективно легче и дешевле.

В ЕС сжиженный газ признали экологическим видом топлива и в директиве определили недопустимым, чтобы его стоимость была выше, чем половина стоимости бензина.

«Местные операторы нефтепродуктов адаптировались, а наши не находят ничего другого, как повышать цены на бензин и требовать от правительства повышать акцизы на газ», — заявил Широков.

Ну а что делать с бочками? Ведь рейды ни к чему конкретному не привели. По мнению одного из операторов газового рынка, пожелавшего остаться неизвестным, проблема кроется не в налогах, а в коррупции.

«Если так называемая подзаборная заправка вложила 20-30 тысяч долларов в закупку нового оборудования и топлива, а ему просят заплатить еще 30 тысяч за разрешение, то естественно, он не будет платить, у него нет столько денег. И он работает нелегально», — сообщил руководитель одной из газовых АЗС.

«Поэтому это вынужденная тень. Однако и «подзаборник», и легальная АЗС торгуют легальным топливом, ведь оптовик уже оплатил акциз. Возможностей для схем у LPG значительно меньше», — подытожил он.

Оцените статью